М. А. Шушкин
ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые слова: конкурентоспособность, автомобилестроение, стратегии, экономический кризис, инструменты менеджмента. competitiveness, motor industry, strategy, an economic crisis, tools of management
Проводится анализ причин утраты конкурентоспособности отечественных автомобилестроительных компаний. На основе экспертного опроса определены факторы и принципы обеспечения конкурентоспособности конкурентоспособности автомобилестроительных компаний. In publication the analysis the reasons of loss of competitiveness domestic automobile companies. The analysis of expert interrogation factors of competitiveness the companies. Is offered technique of an estimation of competitiveness of enterprises. Possible strategy of development of the enterprises are classified and technologies of their realization are given.
Экономический кризис значительно снизил показатели рентабельности и прибыли отечественных автомобилестроительных компаний. Более того, некоторые хозяйствующие субъекты этой отрасли оказались под угрозой потери платежеспособности. В тоже время, интенсифицируются тенденции усиления конкурентных позиций зарубежных производителей на отечественном рынке автомобилей. В этих условиях принятие управленческих решений и разработка стратегии должны осуществляться на основе новых принципов с учетом актуальных факторов обеспечения конкурентоспособности.
По мнению ряда авторов, конкурентоспособность автомобилестроительных компаний в условиях кризиса предопределяется такими факторами, как сотрудничество с зарубежными компаниями в сфере разработки и внедрения новинок в производство; участие компании в консолидации отрасли посредством поглощения конкурентов и осуществления вертикальной интеграции с поставщиками и сбытовыми структурами; внедрение эффективных производственных технологий и систем качества. Однако, все эти факторы предопределяются способностью компании привлекать инвестиции, что в условиях мирового экономического кризиса является достаточно сложной задачей.
На основе анализа факторов конкурентоспособности на исследуемом рынке и обобщения практики использования методологических подходов и инструментов менеджмента, представляется возможным разработка принципов обеспечения конкурентных преимуществ отечественных автомобилестроительных компаний. Такие принципы являются базовыми для разработки конкретных методик и технологий с целью принятия управленческих решений относительно развития конкурентоспособности исследуемых хозяйствующих субъектов.
Первый принцип - глобализация деятельности компании. В условиях открытой глобальной экономики, к чему и ведет грядущее вступление России в ВТО, перестанут существовать входные барьеры для зарубежных производителей автомобильной техники. В свою очередь, откроются зарубежные рынки для отечественных компаний. Таким образом, объектами конкуренции являются не только отечественные автомобилестроительные компании, но и все мировые автопроизводители. В этих условиях отечественных предприятия обязаны формировать конкурентные стратегии, амбиции которых должны распространяться на международном уровне. Таким образом, показатели эффективности всех
функциональных областей управления (производство, финансы, инновации, персонал и маркетинг) должны сравниваться с лучшими мировыми компаниями отрасли.
В качестве наиболее перспективных рынков для отечественных автомобилестроительных компаний рассматриваются развивающиеся страны с наибольшими темпами роста автомобильного рынка: Китай, Бразилия, Индия, страны постсоветского пространства. Однако на территории этих государств достаточно высокими темпами развивается собственная автомобильная промышленность.
Одним из наиболее эффективных инструментов формирования данной стратегии является использование концепции бенчмаркинга, контрактное производство, создание стратегических альянсов.
Второй принцип - инновационный характер развития. Развитие производства, конечно позволяет повысить показатели рентабельности компании, однако только на основе производства отечественные автомобилестроители в глобальных масштабах получить конкурентные преимущества не могут. Это объясняется тем, что производственные издержки на территории России будут всегда значительно выше, чем в Индии и Китае. Причиной тому высокие издержки, связанные с климатическими особенностями, сложностью капитального строительства и более дорогой стоимостью труда на производстве, чем в странах Юго-Восточной Азии и Индии.
В таких условиях, получение конкурентоспособности отечественных компаний представляется возможным за счет более эффективной работы инновационной подсистемы менеджмента, а также маркетинга и финансового управления. В противном случае отечественные автомобилестроительные компании могут стать локальными заводами по сборке зарубежным моделей автомобилей для местного рынка.
Проведем более подробное описание тенденций формирования инновационной экономики. Основными проблемами индустриального периода были связаны с высокой стоимостью материальных и финансовых ресурсов. На современном этапе, рынок финансовых ресурсов является достаточно развитым и немедленно реагирует на перспективные коммерческие проекты. Более того, тенденции последних лет характеризуются дефицитом экономически эффективных проектов. Легкий доступ к финансовым ресурсам делает возможным для хозяйствующих субъектов создание и развитие современной материальной базы. На новом этапе экономики актуальной является проблема дефицита подготовленного персонала, который имеет адекватный уровень образования, опыта и активности необходимый для реализации сложных наукоемких проектов.
В устаревшей модели экономики в инновационном процессе активными участниками являлись лишь ученые и исследователи, и в некоторых организациях производственники. На современном этапе в инновационный процесс кроме вышеперечисленных вовлечены маркетологи, а также партнеры и производственники. В данном случае, перспективы компаний зависят от научно-исследовательских проектов, которые отбираются на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, методов дисконтирования. На этой стадии, инновационный процесс характеризуется взаимосогласованностью принятия решений основанных на методе совместного участия заинтересованных сторон.
Ранее наиболее важными активами компаниями являлись материальные ресурсы, однако в последнее время самыми дорогими являются уникальные технологии, товары и бренды. Такая тенденция изменила приоритетность инвестиций, основными направлениями которых являются инновации и маркетинг.
Источниками конкурентных преимуществ компании до недавних пор была благоприятная конъюнктура рынка и имение приспосабливаться под нее. На новом этапе этот процесс
не является более случайным. Конкурентные преимущества формируются на основе разработанных и обоснованных стратегий, которые подразумевают комплекс долгосрочных целей и планов, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия. На базе конкурентных преимуществ выстраиваются все функциональные стратегии (производственный, инновационные, организационные, финансовые и маркетинговые).
Наиболее важной функциональной областью управления в организации ранее рассматривалось производство. Производственные цели имели первоочередный характер, затем выстраивались все остальные планы. Инновационные и маркетинговые стратегии носили вспомогательный характер. Осложнение конкурентной среды сместило внимание руководства именно на эти разновидности менеджмента. На данный момент, сначала формируются маркетинговые стратегии, а лишь затем производственные и финансовые. Многие компании принимают решение и вовсе отказаться от собственного производства и передают эту функцию на аутсорсинг, оставляют за собой только инновации, маркетинг и управление финансами. Такие организации называются оболочечными.
Третий принцип - конкурентоспособность продукции. Подразумевает производство лишь конкурентоспособной продукции вне зависимости от принадлежности бренда к автомобилестроительным корпорациям. Этот принцип может реализовываться на основе следующих инструментов: инвестиции в собственные инновации и разработки; совместные разработки с одним из мировых лидеров автомобилестроения; контрактное производство; покупка конкурентоспособной технологии.
Четвертый принцип - оптимальный уровень диверсификации и вертикальной интеграции корпорации. Наиболее часто используемые портфельные стратегии в устаревшей модели экономики это все виды диверсификаций (родственная и неродственная) а также вертикальная интеграция. Это позволяло компаниям снижать себестоимость продукции и инвестировать финансовые ресурсы в наиболее перспективные виды бизнеса. В условиях усложнения технологий и интенсификации конкуренции преимущества за счет эффекта вертикальной интеграции становится все сложнее. Это объясняется тем, что конкурентные возможности реализуют только те хозяйствующие субъекты, которые наиболее компетентны в своем виде деятельности, а все бизнесы, которые для компании не являются основными, считаются непрофильными. Функции этих подразделений передаются на аутсорсинг наиболее конкурентоспособным компаниям в этом виде деятельности. Это позволяет выпускать конечный продукт с наивысшей конкурентоспособностью. В тоже время, родственная диверсификация позволяет реализовывать эффект синергии между стратегическими бизнес-единицами компании во всех функциональных областях управления (производство, финансы, персонал, инновации, маркетинг).
Пятый принцип - гибкость стратегического и операционного управления компанией. Факторы конкурентоспособности производства сместился от снижения себестоимости достигаемого ранее за счет эффекта масштаба к эффекту гибкости. Гибкость производства позволяет адаптироваться под выпуск востребованной продукции и за счет этого получать конкурентные преимущества. Этот фактор обосновывается еще и снижением жизненного цикла продукции, который сократился с десятков лет до одного года, а в некоторых случаях до 6 месяцев.
Реализация вышеизложенных принципов осуществляется посредством разработки конкурентных и функциональных стратегий, что позволяет компании формировать долгосрочные конкурентные преимущества в условиях сокращения рынка и дефицита финансовых ресурсов.
М. А. Шушкин - канд. экон. наук Нижегородского госуд. архитектурно-строительного ун-та. e-mail:[email protected].