УДК 332
А. О. Трунов
РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА
КЛЮЧЕВЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ БИЗНЕСА
Ключевые слова: конкурентоспособность, машиностроительный комплекс, корреляционный анализ,
функциональная область.
В статье выделены ключевые функциональные области машиностроительных предприятий с помощью корреляционного анализа. На основе проведенного анализа разработаны принципы обеспечения конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса.
Key words: competitiveness, machine-building complex, correlation analysis, functional area.
The article highlights the key functional areas of the machine-building enterprises with the help of correlation analysis. On the basis of the conducted analysis, the principles of ensuring the competitiveness of the machine-building complex enterprises are developed.
Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. В рамках достижения этой главной цели каждое предприятие реализует ряд взаимосвязанных и взаимно поддерживаемых видов деятельности, которые, будучи сгруппированными по основной функциональной направленности, называются функциональными областями. В литературе рассматриваются различные группировки функций предприятия по функциональным областям - от наименее детализированных, когда выделяются пять ключевых областей (производство, сбыт, финансы, персонал, НИОКР) [2,5], до более конкретных [4].
Перечень важнейших функций предприятия определяется различными факторами: интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и т.п. Основной задачей данной статьи является разработка принципов обеспечения конкурентоспособности машиностроительных предприятий на основе анализа ключевых функциональных областей - следовательно, необходимо выделить такие области именно для машиностроительного предприятия. Решение поставленной задачи представляется возможным на основе использования статистических данных и методов. В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что реализация ключевых для машиностроительных предприятий функций будет в наибольшей мере влиять на результат их дея-
тельности. Следовательно, нужно измерить степень влияния различных функций на результативные показатели и выбрать те функции, у которых эта степень будет максимальной. Для этого был использован метод корреляционного анализа: оценена степень корреляции между указанными элементами [1]. В качестве переменных, количественно отражающих реализацию функций предприятий и результаты их деятельности, использованы, в соответствии с методологией статистического анализа, стандартные статистические коэффициенты, абсолютные и относительные показатели. Поскольку корреляционный анализ ориентирован на сопоставление не самих показателей, а характера их динамики, величины стандартизировать не обязательно. В качестве результативных показателей выбраны, для расширения аналитической области, две переменные - «сальдированный финансовый результат деятельности организации» как конкретная экономическая характеристика, отражающая достижение основной цели предприятия (получение прибыли), и «благоприятная оценка ситуации в организации» как более общая характеристика, связанная не только с немедленной прибылью, но затрагивающая и прочие, в том числе перспективные факторы.
Исходными данными по проводимому анализу является массив статистических данных по машиностроительному комплексу за период с 2000 по 2009 гг. В качество основного метода выступает корреляционный анализ (расчет коэффициентов корреляции Пирсона).
Зависимыми переменными в данном анализе являются: сальдированный финансовый результат деятельности организации, благоприят-
ная оценка экономической ситуации в организации (по машиностроительному комплексу). В качестве независимых переменных рассматривается совокупность стандартных статистических величин, характеризующих деятельность предприятий машиностроительного комплекса.
Приведем основные этапы проводимого анализа:
1 Расчет коэффициентов корреляции между зависимыми и независимыми переменными.
2 Отбор независимых переменных, достаточно сильно коррелирующих с зависимыми переменными.
3 «Расшифровка» отобранных переменных - формулирование функций предприятия, соответствующих проанализированным статистическим показателям.
4 Группировка функций, соответствующих отобранным переменным, по функциональной направленности - в ключевые функциональные области деятельности машиностроительного предприятия.
Рассмотрим реализацию перечисленных этапов анализа подробнее.
Этап 1. Расчет коэффициентов корреляции между зависимыми и независимыми переменными.
Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа влияния частных показателей на критерии эффективности функционирования машиностроительного предприятия
Показатели Корреляции с переменной «сальдированный финансовый результат» Корреляции с переменной «благоприятная оценка ситуации в организации»
1 2 3
1. доля затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости r -,630* -,470
p ,014 ,124
2. доля издержек обращения в совокупных издержках r -,517* -,230*
p ,036 ,043
3. доля рынка r ,909** ,940**
p ,000 ,000
4. инновационная активность r ,520* ,860**
p ,027 ,009
5. интегральный показатель конкурентоспособности продукции r ,916** ,890**
p ,000 ,003
6. количество реализованных маркетинговых инноваций r ,685* ,783*
p ,024 ,018
7. количество реализованных организационных инноваций r ,758* ,692*
p ,019 ,024
8. коэффициент автономии r ,735* ,873**
p ,011 0,009
9. коэффициент внедрения инноваций r ,710** ,961**
p ,010 ,000
10. коэффициент использования среднегодовой мощности r 0,537* 0,689*
p ,029 ,024
11. коэффициент текучести кадров r -,865** -,567*
p ,009 ,030
Поскольку все анализируемые переменные имеют интервальные шкалы, проводится расчет с использованием коэффициентов корреляции по Пирсону.
По имеющимся статистическим данным в IBM SPSS Statistics 20 рассчитаны корреляции по Пирсону попарно для выбранных переменных (то есть для этих переменных сформированы корреляционные матрицы) с двусторонней проверкой статистической значимости результатов. Полученные матрицы достаточно объемны, к тому же интерес представляют только те независимые переменные, которые достаточно сильно коррелируют с переменными, выбранными в качестве зависимых [3]. Поэтому не будем приводить матрицы полностью, а перейдем к следующему этапу анализа.
Этап 2. Отбор независимых переменных, достаточно сильно коррелирующих с зависимыми переменными. Для дальнейшего исследования имеет смысл отобрать только те переменные, корреляция которых с хотя бы одной из зависимых переменных является статистически значимой. Результаты корреляционного анализа по таким переменным представлены в таблице 1.
1 2 3
12. коэффициент текущей ликвидности г ,903** ,899**
Р ,000 ,000
13. производительность труда г 7 ,8 ,907**
Р ,000 ,000
14. рентабельность собственного капитала г 741** ж ,689
Р ,006 ,013
15. рентабельность продаж г ,793** ,856**
Р ,004 ,002
16. себестоимость продукции г - 969** -,850**
Р ,000 ,000
17. совокупные затраты на инновационную деятельность г 0,19 0,630*
Р ,096 ,017
18. среднегодовой товарооборот г ,987** ,875**
Р ,000 ,001
19. средний уровень заработной платы г ,450* ,777*
Р ,043 ,012
20. удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг г ,760** ,903**
Р ,005 ,000
21. уровень запасов сырья и материалов г ,764* ,853**
Р ,014 ,009
22. эффективность затрат на маркетинг г ,620* ,890**
Р ,014 ,008
г - коэффициент корреляции Пирсона; р - вероятность ошибки, соответствующая предположению о ненулевой корреляции, округленная до тысячных; ** - корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.); * - корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
Отрицательные корреляции, свидетельствующие об обратной зависимости, наблюдаются в основном по затратным показателям и коэффициенту текучести кадров. Результаты корреляционного анализа позволили выявить 20 переменных, имеющих статистически значимые коэффициенты корреляции с зависимыми переменными. При этом большая часть выделенных независимых переменных коррелирует с обеими зависимыми переменными, что косвенно подтверждает
правильность выбора результирующих показателей.
Этап 3. «Расшифровка» отобранных переменных - формулирование функций предприятия, соответствующих проанализированным статистическим показателям.
Каждый из рассмотренных статистических показателей представляет собой, по существу, результат реализации той или иной функции предприятия (табл. 2).
Таблица 2 - Результаты поиска соответствия между выделенными ключевыми статистическими показателями и функциями предприятия
Показатели Соответствующие функции предприятия
1 2
- доля затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости оптимизация затрат на сырье и материалы
- доля издержек обращения в совокупных издержках минимизация издержек обращения
- доля рынка сохранение и расширение присутствия на рынке
- инновационная активность активная инновационная деятельность
- интегральный показатель конкурентоспособности продукции обеспечение предпочтения продукции потребителем (согласно концепции маркетинга - удовлетворение нужд потребителя более эффективными, чем у конкурентов, способами)
- количество реализованных маркетинговых инноваций реализация маркетинговых инноваций
- количество реализованных организационных инноваций реализация организационных инноваций
1 2
- коэффициент автономии самофинансирование
- коэффициент внедрения инноваций модернизация и внедрение новых технологий
- коэффициент использования среднегодовой мощности высокая и равномерная загрузка производительных мощностей
- коэффициент текучести кадров мотивация сотрудников на работу в организации
- коэффициент текущей ликвидности повышение платежеспособности
- производительность труда максимизация производительности труда
- рентабельность продаж максимизация прибыли
- рентабельность собственного капитала эффективное использование собственного капитала
- себестоимость продукции минимизация себестоимости продукции
- совокупные затраты на инновационную деятельность осуществление вложений в инновационную деятельность
- среднегодовой товарооборот увеличение товарооборота
- средний уровень заработной платы поддержание на надлежащем уровне материального обеспечения трудового коллектива
- удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг постоянное обновление выпускаемой продукции
- уровень запасов сырья и материалов поддержание оптимального уровня запасов сырья и материалов
- эффективность затрат на маркетинг максимизация эффективности затрат на маркетинг
Этап 4. Группировка функций, соответст- нальные области деятельности машинострои-
вующих отобранным переменным, по функцио- тельного предприятия. Результат предпринятой
нальной направленности - в ключевые функцио- группировки представлен на следующем рис. 1.
* высокая и равномерная загрузка производительных мощностей
* минимизация себестоимостипроцукции
* обеспечение предпочтения продукции потребителем
* сохранение и расширение присутствия на рынке
* максимизация эффективности затрат ш маркетинг
* максимизация прибыли
* увеличение товарооборота
* минимизация издержек обращения
* повышение платежеспособности
* самофинансирование
* эффективное использование собственного капитала
* мотивация сотрудников на работу в организации
* поддержание на надлежащем уровне материального обеспечения трудового коллектива
* осуществление вложений в инновационную деятельность
* активная инновационная деятельность
* модернизация и внедрение новых технологий
* постоянное обновление выпускаемой продукции
* реализация организационных инноваций
* реализация маркетинговых инноваций____________________
* оптимизация затрат на сырье и материалы
* поддержание оптимального уровня запасов сырья п материалов
Рис. 1 - Ключевые функциональные области деятельности машиностроительного предприятия
Таким образом, в результате проведенного анализа удалось выделить семь ключевых для машиностроительного предприятия функциональных областей: производство, маркетинг,
сбыт, финансы, персонал, инновации и снабжение. На основе проведенного анализа разработаны принципы, которых должно придерживаться предприятие машиностроительного комплекса, исходя из того, какие функции оказались важ-
нейшими в каждой функциональной области (табл. 3).
Поскольку сформулированные принципы базируются на ключевых (наиболее сильно влияющих на результативные показатели) функциях машиностроительного предприятия, то в целом можно утверждать, что они представляют собой концептуальную основу повышения конкурентоспособности такого предприятия.
Таблица 3 - Принципы обеспечения конкурентоспособности предприятия машиностроительного комплекса
Функциональная область Название принципа Описание принципа Инструменты реализации принципа Последствия несоблюдения принципа
1. Производство Экономичность производства Минимизация себестоимости продукции за счет повышения эффективности производства Внедрение системы бережливого производства, оптимизация уровня вертикальной интеграции производства, аутсорсинг Снижение конкурентоспособности продукции по цене
2. Маркетинг Интеграция маркетинга в подсистемы менеджмента Маркетинг является исходным пунктом при составлении планов НИОКР, производственных планов и др. Ценовая стратегия, товарная стратегия, стратегия распределения, стратегия продвижения Снижение рыночной доли предприятия
3. Сбыт Оптимальность контроля сбытовой сети Формирование конкурентоспособного канала сбыта Формирование вертикальных маркетинговых систем, франчайзинг, дилерские соглашения Потеря контроля над каналом сбыта, снижение качества сервиса, недополученная прибыль за счет сервисного обслуживания
4. Финансы Повышение эффективности финансового менеджмента Эффективное обеспечение финансовыми ресурсами производственных и маркетинговых программ предприятия на основе эффективного использования собственного и привлеченного капитала Система just in time, IPO, лизинг, факторинг Чрезмерная потребность в финансовом капитале, дефицит источников финансирования производственных и маркетинговых программ
5. Персонал Инициативность персонала Наиболее полное использование интеллектуальных человеческих ресурсов компании Корпоративные мотивационные системы, управление организационной культурой Демотивированный персонал, снижение производительности труда
6. Инновации Наиболее полное использование инновационного потенциала Разработка и внедрение конкурентоспособных технологий, продуктов и инструментов менеджмента на предприятии Бюджет на НИОКР, кайдзен, трансфер инноваций, маркетинговая поддержка инновационных проектов Выпуск неконкурентоспособной продукции на основе отсталых технологий
7. Снабжение Формирование эффективной системы снабжения Обеспечение основного производства конкурентоспособными компонентами по конкурентоспособной цене Система just in time, формирование закупочных альянсов, оптимизация товарно-материальных запасов, диверсификация поставщиков Высокий уровень дефектов готовой продукции по причине поставщиков, поставка комплектующих по завышенным ценам
Литература
1. Вершинина, М. В. Принцип классификации отраслей экономики по уровню технологичности / М. В. Вершинина // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2009. - № 5. - С. 35-39.
2. Воронов, Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения / Д. С. Воронов, В. В. Криворотов. - Екатеринбург: Изд-во УГ-ТУ, 2001. - 96 с.
3. Малхотра, Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных: пер. с англ. / Н. Малхотра. - М.: ДиаСофт, 2002. - 768 с.
4. Шушкин, М. А. Инструменты менеджмента обеспечения конкурентоспособности автомобилестроительных компаний / М. А. Шушкин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 6. - С.285 - 288.
5. Nuvolari A. Collective invention during the British industrial revolution: the case of the Cornish pumping engine / A. Nuvolari // Cambridge Journal of Economics, 2004. № 28. Pp.347-363.
© А. О. Трунов - асп. Национального исслед. университета «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобчевского», [email protected].