М. А. Шушкин
ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ
Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, управленческий инструментарий, стратегии. competitiveness, factors, administrative toolkit, strategy.
В публикации проведен анализ использования инструментов менеджмента отечественных автомобилестроительных компаний. Оценена их эффективность и даны направления для разработки конкурентных стратегий.
The analysis of use of tools of management of the domestic automobile companies is lead To publications. Their efficiency is estimated and directions for development of competitive strategy are given
Экономический кризис серьезно отразился автомобилестроителях. В первую очередь это касается показателей емкости рынка в денежном выражении. В то же время, исследования показали, что конкурентоспособность отечественных автомобилестроительных компаний на современном этапе определяется инвестиционной привлекательностью и способностью наладить сотрудничество с зарубежными лидерами отрасли. При этом на российские предприятия возлагаются функции производства, сбыта и сервиса зарубежным марок автомобилей.
Проведем анализ методологических подходов и инструментов менеджмента направленных на обеспечение желательного конкурентного статуса российских автомобилестроителей. Результаты этого исследования представлены в табл. 1.
Одним из наиболее важных инструментов является создание стратегических альянсов с мировыми лидерами отрасли. Стратегические альянсы позволяют компаниям достигать необходимого эффекта масштаба, распределять риски, получать эффект синергии в сфере инноваций, маркетинга и финансов, выходить на новые рынки эффективно преодолевая административные, финансовые, технические барьеры. Подобного рода кооперация позволяет повысить стабильность поставок, улучшать процесс разработки товаров и снижать производственные издержки. Во многих случаях стратегические альянсы позволяют отработать модель единого ведения бизнеса, что в дальнейшем может привести к слиянию компаний.
Однако при формировании стратегических альянсов, по мнению бизнес-практиков следует ожидать следующие факторы усложняющие кооперацию. Компании, участвующие в такой кооперации должны быть близки по организационной культуре, философии и целям; необходимо учитывать человеческий фактор, так как руководители предприятий могут вступить в конфликт из-за амбиций, противоречащих целям самого альянса; при создании альянса для определенного проекта необходимо определить стратегию взаимодействия организаций после завершения проекта.
Одной из самых эффективных методик производственного менеджмента в автомобилестроении считается так называемый «Кайдзен». Этот подход на примере практики японского управления производством в автомобильном секторе экономики, доказал свою эффективность. Этот опыт уже несколько лет используется на предприятиях
группы компаний ГАЗ, которой удалось значительно поднять качество выпускаемой продукции. Однако сами японские менеджеры скептически относятся к возможности применения их производственных принципов на российских предприятиях. К тому же отечественный автогигант использует лишь отдельные инструменты из практики японского управления производством. Одним из таких инструментов на ГАЗе рассматривается кайдзен, который отечественными производственниками понимается как «непрерывное совершенствование производства на основе внесения рационализаторских предложений».
Таблица 1 - Анализ использования методологических подходов и инструментов менеджмента направленных на формирование конкурентных преимуществ компании
Наименование фактора Подходы и инструменты менеджмента направленные на формирование конкурентных преимуществ в анализируемом факторе
Участие корпорации в консолидации отрасли Способность к сотрудничеству с зарубежными автомобилестроительными холдингами Способность преодолевать инертность в сфере разработки и внедрения новинок в производство Контроль корпорации над каналами сбыта продукции Уровень диверсификации деятельности компании Внедрение эффективных систем качества - Внедрение международных стандартов финансовой отчетности с целью повышения инвестиционной привлекательности; - формирование холдинговых структур; - инструменты стратегического менеджмента направленные на оптимизацию портфеля стратегических бизнес-единиц - создание стратегических альянсов; - контрактное производство; - покупка зарубежных технологий, оборудования и готовых конструкторских решений - внедрение концепции управления по целям; - формирование матричных организационных структур управления; - использование концепции бенчмаркинга - сделки по поглощению сбытовых компаний; - внедрение системы франчайзинга. - создание стратегических альянсов; - формирование холдингов; - сделки по слиянию и поглощению; - инвестиции в новое производство - внедрение международных стандартов качества; - формирование корпоративной культуры; - использование философии «Кайдзен»
В настоящем исследовании представляется возможным проведение исследования эффективности использования вышеперечисленных инструментов отечественными холдингами. Для этого проводится экспертный опрос, результаты которого представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Результаты экспертного опроса эффективности использования
инструментария формирования конкурентных преимуществ
Наименование фактора Экспертная оценка эффективности использования инструментария формирование конкурентных преимуществ в анализируемом факторе
Группа ГАЗ АвтоВАЗ Северсталь-Авто
Участие корпорации в консолидации отрасли 9 6 8
Способность к сотрудничеству с зарубежными автомобилестроительными холдингами 9 7 10
Способность преодолевать инертность в сфере разработки и внедрения новинок в производство 4 6 6
Контроль корпорации над каналами сбыта продукции 8 4 9
Уровень диверсификации деятельности компании 6 4 6
Внедрение эффективных систем качества 4 2 2
Экспертами выставлялись оценки по 10 балльной шкале по степени воздействия на ранее классифицированные факторы конкурентоспособности.
Из таблицы видно, что лидером среди отечественных автомобилестроительных корпораций в сфере консолидации отрасли является группа ГАЗ. Это объясняется активностью в процессах поглощения как отечественных так и зарубежных производственных активов. Однако от этого показателя лишь незначительно отстает Северсталь - авто, которая владеет множеством разнопрофильных активов. Значительно ниже этот показатель у АвтоВАЗа, который лишь вынашивает планы о приобретение сборочных производств. Следует отметить, что для реализации этой цели АвтоВАЗ обладает конкурентным преимуществом, связанным с лоббированием своих интересов в органах государственной власти.
У всех отечественных компаний, показатель способности к сотрудничеству с зарубежными автомобилестроительными холдингами достаточно высокий. Именно этот фактор, по мнению экспертов, будет основой в формировании конкурентных преимуществ в ближайшие годы. Однако лидером здесь является Северсталь-авто.
Способность преодолевать инертность в сфере разработки и внедрения новинок в производство по всей видимости является проблемой для всей отечественной промышленности. Но наихудшие результаты, по мнению экспертов здесь у группы ГАЗ. Это можно объяснить тем, что автогигант предпочитает использовать готовые зарубежные технологии и модели автомобилей.
Самый низкий показатель контроля над каналами сбыта принадлежит АвтоВАЗу, который не успел на данный момент провести уже запланированную реструктуризацию. Аналогичная картина и с уровнем диверсификации деятельности корпорации.
Внедрение эффективных систем качества по мнению экспертов оставляет желать лучшего для всех анализируемых компаний, однако были отмечены некоторые положительные сдвиги происходящие в построении производственной системы ГАЗ.
Использование этих и других современных подходов и инструментов менеджмента делает возможным адаптацию отечественных автомобилестроительных компаний к усилению конкуренции со стороны мировых лидеров отрасли. Это обстоятельство является особенно важным в условиях экономического кризиса и имеет не только экономическое на и социальное значение.
© М. А. Шушкин - канд. экон. наук Нижегородского госуд. архитектурно-строительного ун-та. e-mail:[email protected].