Научная статья на тему 'Формирование комплексного подхода обеспечения конкурентоспособности диверсифицированной компании'

Формирование комплексного подхода обеспечения конкурентоспособности диверсифицированной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИИ / БЕНЧМАРКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шушкин М. А.

Проводится анализ тенденций развития отечественных диверсифицирован-ных компаний, определяются факторы их конкурентоспособности, разрабатыва-ются принципы и классификация инструментария обеспечения конкурентных пре-имуществ таких предприятий. Автором предлагается технология использования разработанного инструментария. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the analysis of tendencies of development domestic диверсифицированных the companies is spent, factors of their competitiveness are defined, principles and classifica-tion of toolkit of maintenance of competitive advantages of such enterprises are developed. The author the technology of use of the developed toolkit is offered

Текст научной работы на тему «Формирование комплексного подхода обеспечения конкурентоспособности диверсифицированной компании»

М. А. Шушкин

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ

Ключевые слова: конкурентоспособность, диверсификация, стратегии, бенчмаркинг.

Проводится анализ тенденций развития отечественных диверсифицированных компаний, определяются факторы их конкурентоспособности, разрабатываются принципы и классификация инструментария обеспечения конкурентных преимуществ таких предприятий. Автором предлагается технология использования разработанного инструментария.

In clause the analysis of tendencies of development domestic диверсифицированных the companies is spent, factors of their competitiveness are defined, principles and classification of toolkit of maintenance of competitive advantages of such enterprises are developed.

The author the technology of use of the developed toolkit is offered

В условиях интенсификации конкуренции на мировых рынках, проявляется тенденция отечественного бизнеса к укрупнению, в результате чего создаются крупные диверсифицированные корпорации, которые получают определенные конкурентные преимущества. Диверсификация позволяет распределить риски, снизить издержки за счет реализации синергетического эффекта при совместной деятельности различных стратегических бизнес-единиц, реализовать перспективные рыночные возможности.

В отечественной практике бизнеса все более распространенным явлением является диверсификация предприятий. Однако у многих теоретиков и практиков управления складывается неоднозначное мнение относительно перспективности данной стратегии в условиях усиления конкуренции и глобализации рынков. Таким образом, научный интерес на данном этапе институциональных преобразований экономики вызывает изучение тенденций и последствий использования стратегий диверсификации отечественными компаниями.

Новые рыночные условия требуют теоретической проработки вопросов диверсификации и получения конкурентных преимуществ за счет объединения различных предприятий как по вертикальной технологической цепочке, так и по горизонтали. Однако на данный момент можно констатировать недостаточную проработку методологических вопросов диверсификации. Здесь наблюдаются следующие методологические проблемы: отсутствие общепринятой методики конкурентоспособности предприятий и стратегических бизнес-единиц; сложности в классификации и неоднородность организационных структур управления диверсифицированных компаний; недостаточная проработанность методов формирования портфеля стратегических бизнес-единиц и определения единой миссии для крупных диверсифицированных хозяйствующих субъектов; отсутствие общепринятых механизмов разработки конкурентных стратегий развития.

Исследование зарубежного и отечественного опыта корпоративного управления в условиях развития инновационной экономики позволяет выявить зависимость конкурентоспособности компании от оптимального уровня ее диверсификации и вертикальной интеграции, а также от эффективности всех функциональных областей управления (производство, финансы, персонал, инновации, маркетинг) в стратегических бизнес-единицах. Изучение этих взаимосвязей дает автору основание выдвинуть гипотезу о возможности обес-

печения желательного уровня конкурентоспособности корпорации на основе гармонизации ее бизнес-процессов.

Решение этой крупной научной проблемы, имеющей важное хозяйствующее значение, путем формирования и использование методологии обеспечения конкурентоспособности диверсифицированных компаний позволит разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии всех уровней (корпоративные, конкурентные, деловые, функциональные).

Несмотря на значительный вклад, который внесли отечественные и зарубежные исследователи в теорию конкурентоспособности, в их работах не ставилось в качестве целевой задачи формирование методологической базы обеспечения конкурентных преимуществ диверсифицированных компаний в условиях развития инновационной экономики. Наряду с этим также требуется исследовать трансформацию структуры базовых принципов управления диверсифицированными компаниями в условиях институциональных преобразований, сформировать модели, принципы и механизмы обеспечения их конкурентоспособности.

Анализ эволюции подходов обеспечения конкурентоспособности позволяет сделать выводы, что на современном этапе институциональных преобразований исследуемы процессы характеризуются комплексным характером мероприятий направленных на формирование конкурентоспособности компании на основе системы стратегического планирования. Согласно этой идее, все управленческие решения, принимаемые на всех уровнях менеджмента, во всех функциональных областях базируются на комплексе стратегий (корпоративных, портфельных, функциональных, деловых), которые в свою очередь основаны на конкурентной стратегии предприятия.

Для реализации этого подхода, автором предложены принципы обеспечения конкурентоспособности исследуемых хозяйствующих субъектов, а именно:

- интеграция процессов обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития предприятия, означающая необходимость формирования конкурентных преимуществ за счет разработки и внедрения новых технологий и товаров;

- синергии подразделений компаний, заключается в необходимости максимизации корпорации и взаимодополнении в бизнес-процессах всех стратегических бизнес-единиц компании;

- эффективность сателлитов бизнеса, подразумевает оптимальное использование вспомогательных видов бизнеса компании;

- оптимизация вертикальной интеграции и аутсорсинга, заключается в выборе поставщиков ресурсов и контрагентов на основе показателей рентабельности и конкурентоспособности;

- комплексность мероприятий по обеспечению конкурентоспособности компаний подчеркивает необходимость взаимосвязи конкурентной и всех функциональных стратегий предприятия.

Реализация этих принципов подразумевает использования инструментов всех функциональных областей менеджмента, соответствующая классификация которых представлена в табл. 1.

На основании данной классификации представляется возможным описание технологии использования инструментария формирования конкурентоспособности предприятия. Весь процесс формирования конкурентоспособности состоит из следующих последовательных действий:

Шаг 1. Анализ внешней среды. На данном этапе может быть произведен конъюнктурный анализ внешней макро- и микросреды, сильных и слабых сторон организации, уг-

роз и возможностей. Особое внимание при осуществлении этой процедуры заслуживает структурный анализ отрасли.

Шаг 2. Анализ текущей конкурентоспособности организации. На данном этапе определяется конкурентоспособность организации и выпускаемых ею товаров, рыночная доля предприятия и его конкурентов. Это служит базой для выявления направлений в формировании конкурентных преимуществ и разработки конкурентной стратегии развития организации.

Шаг 3. Выявление направлений формирования конкурентных преимуществ. Данный этап призван определить дальнейшее стратегическое видение развития организации с точки зрения ее конкурентных преимуществ.

Шаг 4. Обеспечение конкурентоспособности организации на основе использования вышеперечисленного инструментария. Важно отметить, что использование только части инструментария обычно не приводит организацию к кардинальному изменению ее конкурентного статуса. Например, разработка маркетинговой стратегии и форсирование конкурентного поля только с помощью инструментов маркетинга не приведет к успеху без пересмотра производственной системы, совершенствования финансового менеджмента на предприятии, действий в сфере управления инновациями и персоналом. Таким образом, важно комплексное воздействие на все сферы управления предприятием.

Шаг 5. Получение конкурентных преимуществ относительно конкурентов. Конкурентное преимущество должно обязательно отражаться на экономических показателях, которые определяют экономический эффект от проведенных действий по формированию конкурентоспособности предприятия.

В качестве таких экономических показателей могут быть: увеличение выручки, увеличение прибыли, снижение издержек и т. д. Помимо этого, конкурентные преимущества отражаются на изменении конкурентной позиции предприятия: например, организация вследствие получения конкурентных преимуществ меняет свой конкурентный статус с аутсайдера на слабую конкурентную позицию.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия определяется через его способность эффективно осуществлять управление всеми функциональными областями менеджмента. Следовательно, представляется возможным оценивать конкурентоспособность предприятия по критериям эффективности во всех функциональных областях управления организации. По мнению автора, такие управленческие мероприятия необходимо производить на основе концепции бенчмаркинга, который подразумевает разработку программы улучшения качества на основе сравнительного анализа своих показателей работы с аналогичными показателями конкурентов.

Применительно к диверсифицированным предприятиям бенчмаркинг имеет широкую область приложения: как внутренний, так и внешний бенчмаркинг, а также и так называемая «лучшая практика».

Внутренний бенчмаркинг основан на анализе и сравнении различных подразделений одной организации.

Внешний бенчмаркинг - это сравнение собственных подразделений с компаниями конкурентов или их стратегическими бизнес-единицами.

«Лучшая практика» - сравнение исследуемой организации с лучшими предприятиями в ключевых областях.

Предложенный в исследовании подход может служить базой для разработки методик, технологий и стратегий направленных на формирование конкурентных преимуществ диверсифицированных компаний. Среди его основных преимуществ можно выделить сле-

дующие: позволяет системно оценивать конкурентные преимущества компании во всех функциональных областях управления всех стратегических бизнес-единиц; использовать самые современные методики менеджмента и комплекс управленческого инструментария (финансового, маркетингового, производственного, организационного, инновационного). Таблица 1 - Классификация инструментария обеспечения конкурентоспособности диверсифицированной компании

Г р у п п ы и н с т р у м е н т о в

Общесистемный менеджмент Стратегическое управление Управление организационными изменениями Информационное управление Бенчмаркинг

Функциональный менеджмент: производство Технология Местоположение производства Материально-техническое снабжение Система управления качеством продукции Охрана труда Система «Кайдзен»

маркетинг Товарная политика предприятия Ценообразование Распределение Продвижение

финансы Амортизационная политика Инвестиционная политика Управление финансовыми потоками Бухгалтерский учет и отчетность Бюджетирование

персонал Разработка системы мотивации труда Организационная культура Подбор и расстановка персонала Обучение персонала

инновации Техническое развитие производства Разработка новой продукции Разработка и внедрение новых технологий

Все это становится особенно актуальным в условиях мирового финансового кризиса, который ставит отечественные хозяйствующие субъекты в равное положение с мировыми лидерами и дает возможность их активного экономического роста с одной стороны, с другой - формирует угрозу их регресса вследствие замедления темпов роста мировых рынков и дефицита финансовых ресурсов.

© М. А. Шушкин - канд. экон. наук, Нижегородский государственный архитектурностроительный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.