Заключительные выводы статьи: архитектурное образование и практическая деятельность основываются на диалектическом подходе к исследованию архитектурно-дизайнерского творчества в современных условиях; в процессе образования активно используются достижения фундаментальных и прикладных наук и инновационных технологий; достижения и традиции архитектурно-дизайнерских школ оказывают влияние на развитие современной архитектуры и дизайна; образование развивается в меняющихся социально-культурных условиях; идет поиск модели и системы образования; составляющими архитектурно-дизайнерского мышления и концепции образования остаются креативность и новаторство.
Библиографический список
1. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования: автореф. д-ра искусствоведения. - Барнаул, 2010. - 20 с.
2. Зуева В. Что такое дистанционная система обучения? [Электронный ресурс]. - URL: http://fb.ru/article/184124/chto-takoe-distantsionnaya-sistema-obucheniya (дата обращения: 13.05.2015).
THE FOCUS OF MODERN ARCHITECTURE AND DESIGN EDUCATION
Romanovski V.G., Associate Professor
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Abstract. The article presents discusses the problems connected with the methodological basis of modern architecture and architectural design education. There identified areareas of architectural design education in a changing socio-cultural contexts of the country. The specificity and innovation are identified in modern education of an architect-designer. There are examples of diploma works of the department DAE NSUADA for the year 2016.
Keywords: architecture, design of architectural environment, creativity, education.
УДК 72.017.4
ПРИНЦИПЫ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ЧАСТИ ГОРОДА
Сергеева А.А., доцент
Кузнецова Н.В., кандидат технических наук, доцент Тамбовский государственный технический университет
Аннотация. На основании планировочного зонирования города и колористического анализа исторических архитектурных стилей предлагается методика колористической гармонизации исторической части застройки. Приведен пример рекомендуемой цветовой палитры застройки в гармонизации с доминирующим архитектурным стилем эклектика.
Ключевые слова: колористика, архитектурный стиль, историческая застройка, активность использования цвета.
Колористические решения городской среды являются важным элементом архитектурно-градостроительного проектирования. Концепция
колористических решений зданий, улиц, районов и города в целом вырабатывается на основе анализа совокупности факторов с учетом их значимости, взаимосвязей, сложения действий или противодействия [1]. Для каждого города выявляются региональные факторы, существенно влияющие на цветовую среду. Основные из них - это природно-климатические факторы, определяющие природную световую динамику региона, структуру цветовой палитры природного окружения; факторы исторической полихромии, проявляющиеся в исторической застройке и декоративно-прикладном искусстве; факторы градостроительной цветовой структуры, сложившейся в городе, элементами которой являются связанные между собой единицы: путь, район, граница, узел и ориентир [2].
Вопросы колористики элементов городского каркаса решаются на основании методики создания гармоничного образа в соответствии с их градостроительной значимостью, исторической и архитектурно-художественной ценностью. Колористика города фиксируется тремя данными: структурой - связями и конструкцией цветовых масс, хроматическим содержанием - цветовой палитрой, динамикой - мерой подвижности структуры и ее хроматического содержания в пространстве и времени [1].
Наиболее ответственным является колористическое проектирование элементов исторического центра города, характеризующегося сочетанием застройки различных исторических периодов и современными зданиями и элементами городского дизайна (первые нежилые этажи зданий, мощение, малые архитектурные формы, транспорт, детские площадки, носители рекламы, зеленые насаждения, включая цветочное оформление и т.д.). Несмотря на описанные общие подходы к выбору колористических решений исторических городских зон, для небольших городов, обладающих своей спецификой, требуется разработка собственной методики планирования колористики.
Предлагаемая авторами методика колористической гармонизации исторической части застройки выполнялась на примере г. Тамбова [3].
На первом этапе был выполнен анализ особенностей колористики исторической застройки и выявлены основные факторы, влияющие на цветовые характеристики города, итогом стало выявление цветовой палитры основных и дополнительных цветов для существующих зданий различных архитектурных
стилей. Пример колористического анализа архитектурного стиля эклектика для зданий исторической застройки г. Тамбова приведен на ил. 1.
Стиль Период
Архитектура г.Тамбова начала XIX в. -XXI в.
Объект
I Цветовая палитра
Эклектика Х1Хв,-ХХв,
Торговый дом Шоршорова. 1900 г. Аптека Гакена. 70-е года XIX в.
Пркют для слелых детей. 1911 г 1
Жилой дом В.М. Селезнева. XIX века
Особняк М В Асеева 1909 г Жилой дом Г.В.Кондощщ 1914 г.
Щи.
Здание бывшего Дворянского собрания. 1897 год.
Основной цвет
Дополнительный цвет
Ил. 1. Пример колористического анализа архитектурного стиля эклектика для зданий исторической застройки г. Тамбова
При анализе колористических решений зданий основополагающими факторами являются: месторасположение объекта в функционально-пространственной структуре города (центр, срединная зона, периферия) и в среде застройки (городская магистраль или площадь, набережная, улица, микрорайон), градоформирующая роль самого объекта (доминанта, акцент в ряду, рядовой элемент городской среды), цветовой контекст архитектурного или природно-архитектурного окружения, а также функциональное назначение объекта (жилое ли общественное здание).
Анализ структуры города, относящейся к компактному типу, позволил выделить три планировочных зоны: центральную, срединную и зону массовой застройки (периферийную), для которых характерны индивидуальные планировочные решения, архитектурная стилистика зданий, колористическая палитра. На основе планировочного зонирования ведется поиск основных колористических вариантов для элементов застройки. Формировавшаяся в
течение длительного времени центральная зона города представляет собой исторически сложившуюся территорию с плотным архитектурным окружением. Наиболее значимой для колористики центральной зоны города является группа светлых (пастельных) цветов с включением отдельных цветов других цветовых групп, а также белого цвета, присутствующего в элементах декора. Другими, меньшими по значимости, являются группы ярких насыщенных и сероватых (стиль модерн), а также ахроматических (конструктивизм) цветов. Как правило, участки центральной зоны, сложившиеся исторически, более целостны в плане создания колористической среды определенного эмоционального значения.
Для различных исторических архитектурных стилей была определена интенсивность использования цвета и сформированы цветовые палитры, состоящие из предпочтительных основных цветов и цветов архитектурных деталей (ил. 2).
Интенсивность использования цвета в стиле ЭКЛЕКТИКА
й
■ьш.
[АП'1Г1'|"П ГП'ГПТ!"!
Архитектурные детали фасадов зданий
Рекомендуемые цветовые палитры в исторической застройке
Основные цвета
фасад
Цвета новой застройки в историческом центре
Фоновые цвета (застройка второго плана)
1Н1
современные отделочные материалы
г'Щ ^ элементы нв натуральною камня
—?
1 1 ¿тшштё 1 [
—
т 1 и ш II
ГЪ
'I1 т
1 1
® © ® : -
~рс -
щ
Ил. 2. Исследование активности использования полихромии в исторической застройке г.
Тамбова на примере стиля эклектика
По результатам анализа застройки исторической части города была построена гистограмма, которая иллюстрируют цветовые характеристики исторических и современных зданий в центральной части города. В основу построения гистограммы легло процентное соотношение цветового наполнения
архитектурных объектов с выявлением характерных цветов. По горизонтальной оси размещаются рассматриваемые стилевые периоды, а по вертикали -интенсивность (ил. 3). Были выявлены границы активности использования цвета для вновь возводимых зданий для фоновой застройки и гармонизации с доминирующими архитектурными стилями. Превышение границ является нецелесообразным.
Активность использования цвета в архитектуре исторической застройки
100%
¿Г ^ ^ ^ #
Г) ^ "V' цГ?
//// л* дО ^
Активность использования цвета во вновь возводимых зданиях
- гармонизация с /доминирующими архитектурными стилями
- фоновая застройка
Ил. 3. Активность использования цвета в архитектуре исторической застройки г. Тамбова
Выбор основной цветовой группы зависит от конкретного колористического окружения, в которое помещен объект. При этом возможны два решения: вписывание в застройку, если объект выражает исторически сложившийся колорит конкретного участка той или иной зоны города, и создание акцента в архитектурном окружении, который игнорирует существующую цветовую среду, поскольку является доминантой этого участка. Таким образом, необходима творческая трактовка при формировании цветового решения застройки, основанная на истории, цветовых предпочтениях своего времени, функции участка застройки и т.д.
Создание стилевых палитр дает возможность варьировать цветом исторических зданий в пределах палитры стиля, так как зачастую даже первоначальный цвет памятника архитектуры был определен весьма условно. В этом смысле важно соблюдать палитру и основные цветовые сочетания элементов фасада, присущие данному стилю.
Основные принципы выбора колористических решений в соответствии с разработанной методикой состоит в следующем:
- определение планировочной зоны г. Тамбова, в которой находится реставрируемое или вновь возводимое здание;
- определение роли здания: застройка главного фронта или фоновая застройка;
- определение архитектурного стиля реставрируемого или вновь возводимого здания;
- выбор соответствующих основных цветов фасадов и дополнительных цветов деталей;
- подбор оптимально подходящих материалов и фактур для отделки фасадов зданий в исторической части города.
Разработанная методика колористической организации реставрируемых зданий и зданий новой застройки в исторической части города позволяет взглянуть на перспективное развитие города и выделить особенности существующей застройки.
Библиографический список
1. Ефимов А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.
2. Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.
3. Сергеева А.А. Колористические особенности архитектуры г. Тамбова. // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых: сб. тр. V Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 26 апреля 2016 г. / науч. ред. О.С. Нагорная. - Челябинск: Violitprint, 2016 - С. 520-526.
PRINCIPLES OF THE COLORISTIC ORGANIZATION OF THE HISTORICAL PART OF THE CITY
Sergeyeva A.A., Associate Professor
Kuznetsova N.V., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Tambov State Technical University
Abstract. On the basis of planning zoning of the city and the coloristic analysis of historical architectural styles the technique of coloristic harmonization of a historical part of building is offered. The example of the recommended color palette of building in harmonization with the dominating architectural style eclecticism is given.
Keywords: coloring, architectural style, historical building, activity of use of color.