Научная статья на тему 'Универсальная методика создания колористической карты города (на примере Новосибирска)'

Универсальная методика создания колористической карты города (на примере Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
923
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
колористическая карта города / естественная цветовая система / градостроительный каркас / колористика города / Новосибирск / coloristic map of the city / natural color system / a town planning frame / city coloristics / Novosibirsk

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ворожейкина Вера Александровна

Проблема гармонизации колористической среды в настоящий момент стоит особо остро в Новосибирске с его резко континентальным климатом, сложной градостроительной структурой и уникальной культурой региона. Реставрационные работы и новые проектные решения зданий и архитектурных сооружений зачастую ведутся без учета природного окружения, цветовых предпочтений местных жителей и способствуют все большему колористическому хаосу. Автор предлагает методику создания колористической карты города, которая поможет гармонизировать существующую полихромию, сохранить первоначальные данные красочного покрытия и внедрять новые концептуальные решения. Было проведено натурное обследование нескольких фрагментов территории Новосибирска с последующей фотофиксацией и цветовыми замерами при помощи цветового веера NCS. При этом учитывался масштаб территории, количество объектов, находящихся на ней, расстояние от зрителя до объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ворожейкина Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Universal Method of a City Coloristic Map Creating (Based on the Example of Novosibirsk)

The problem of harmonization of the coloristic environment at the present time is especially pointedly in Novosibirsk, with its sharply continental climate, a complex town planning structure and a unique culture of the region. Restoration work and new design solutions of buildings and architectural structures are often conducted without taking into account the natural environment, the color preferences of local residents and contribute to the increasing coloristic chaos. The author suggests a method for creating a coloristic map of the city that will help harmonize the existing polychromy, preserve the original data of the paint coating and introduce new conceptual solutions. The on-site survey of several fragments of the territory of Novosibirsk was carried out, followed by photofixation and color measurements using the fan deck NCS. At the same time, the scale of the territory, the number of objects located on it, the distance from the viewer to the objects were taken into account.

Текст научной работы на тему «Универсальная методика создания колористической карты города (на примере Новосибирска)»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10002 УДК 7.017.412+72

В.А.Ворожейкина Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (Новосибирск)

saalha@mail.ru

Научный руководитель: доктор архитектуры А.В. Ефимов

Универсальная методика создания колористической карты города (на примере Новосибирска)

Аннотация

Проблема гармонизации колористической среды в настоящий момент стоит особо остро в Новосибирске с его резко континентальным климатом, сложной градостроительной структурой и уникальной культурой региона. Реставрационные работы и новые проектные решения зданий и архитектурных сооружений зачастую ведутся без учета природного окружения, цветовых предпочтений местных жителей и способствуют все большему колористическому хаосу. Автор предлагает методику создания колористической карты города, которая поможет гармонизировать существующую полихромию, сохранить первоначальные данные красочного покрытия и внедрять новые концептуальные решения. Было проведено натурное обследование нескольких фрагментов территории Новосибирска с последующей фотофиксацией и цветовыми замерами при помощи цветового веера NCS. При этом учитывался масштаб территории, количество объектов, находящихся на ней, расстояние от зрителя до объектов.

Ключевые слова: колористическая карта города, естественная цветовая система, градостроительный каркас, колористика города, Новосибирск

V.A. Vorozheykina Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk) saalha@mail.ru Scientific adviser is A.V. Efimov

The Universal Method of a City Coloristic Map Creating

(Based on the Example of Novosibirsk)

Abstract

The problem of harmonization of the coloristic environment at the present time is especially pointedly in Novosibirsk, with its sharply continental climate, a complex town planning structure and a unique culture of the region. Restoration work and new design solutions of buildings and architectural structures are often conducted without taking into account the natural environment, the color preferences of local residents and contribute to the increasing coloristic chaos. The author suggests a method for creating a coloristic map of the city that will help harmonize the existing polychromy, preserve the original data of the paint coating and introduce new conceptual solutions. The on-site survey of several fragments of the territory of Novosibirsk was carried out, followed by photofixation and color measurements using the fan deck NCS. At the same time, the scale of the territory, the number of objects located on it, the distance from the viewer to the objects were taken into account.

Key words: coloristic map of the city, natural color system, a town planning frame, city coloristics, Novosibirsk

На становление колористики города влияет множество факторов, среди которых климатический фон региона, эволюция структуры города, движения пешеходных масс, колористическая культура жителей региона, а также развитие инновационных технологий. Об этом писали многие специалисты, например А.В. Ефимов [1990, с. 221], В.И. Наумова [1992, с. 4] и др. Для того чтобы определить, как сформировалась колористическая среда Новосибирска, необходимо рассмотреть эти факторы, поскольку город, как пишет А.А. Правоторова, «представляет собой

живой организм, пространственное образование, в котором все элементы связаны» [Правоторова, 2012, с. 211].

Рассмотрим Новосибирск через призму градостроительной структуры, климата и традиционной цветовой культуры по методу А.В. Ефимова.

Новосибирск — относительно молодой город (датой основания считается 1893 г.) со сложной, многоядерной градостроительной структурой, который с момента создания динамично растет и расширяется. Важной особенностью заселения территории явля-

ется расселение по правому и левому берегу р. Оби. Город считается промышленным со времен Великой Отечественной войны, когда за Урал было эвакуировано множество важных предприятий и заводов. Он формировался несколько хаотично, планировка была в некотором роде условной, строительству новых дорог и магистралей препятствовал недостаток бюджета. Сегодня в повседневной жизни Новосибирска мы наблюдаем последствия этого — пропускная способность улично-дорожной сети остается низкой. Функциональное разделение по-прежнему не упорядочено, деловые, промышленные и жилые зоны мелкодисперсно «раскиданы» по карте.

Градостроительная структура напрямую связана с представлениями о колористике, появляющимися у гостей города. Первое впечатление складывается, когда они передвигаются по транспортным артериям — магистралям и шоссе, поэтому «каркас» [Гутнов, 1984, с. 244] имеет очень важное значение для идентификации цвета. Первое впечатление о «колористическом портрете города» [Олешко, 2016, с. 336] основывается на передвижении по главным магистралям. В настоящий момент в Новосибирске особо остро стоит вопрос благоустройства «гостевого маршрута» от аэропорта Толмачево до приемной Президента РФ в Сибирском федеральном округе в центральной части города. Являясь «лицом города», участок протяженностью почти 20 км пестрит рекламными конструкциями, территория не облагорожена, отсутствуют какие-либо элементы городской навигации. Вопросами очищения маршрута от рекламных конструкций в настоящий момент занимается главный художник города И.Ю. Фаткин.

Следующим условием формирования колористи-ки города [Ефимов, 1990, с. 221] является климат региона. От климатических особенностей зависит выбор красочного покрытия, колера, материалов для строительства. Последователь А.В. Ефимова В.Ж. Елизаров пишет об условиях, которые необходимы для учета климатических особенностей региона: сбор метеоданных, световой климат, состояние атмосферы, температурный режим, соотношение сезонов года, продолжительность залегания снежного покрова и обледенения водных бассейнов, другие особенности: влажность, запыленность и загрязнение атмосферы [Елизаров, 1992, с. 199]. В 1960-е гг. В.П. Борзот проводил подобные исследования в Новосибирске. Он определил, что количество света, характер пейзажного окружения и погодные условия влияют на формирование цветовых особенностей архитектуры [Борзот, 1962, с. 30]. Борзот опирался на влияние природно-климатических условий для выбора строительных материалов, учитывающих климатические особенности Новосибирска. Согласно данным гидрометцентра за 2017 г., средняя температура воздуха в Новосибирске зимой колеблется от -16 до -25°С, летом +16 до +20°С, что совпадает с данными за 1962 г. с небольшими отклонениями. Климат резко континентальный. Максимально зафиксированная температура — +42,1°С, минимальная —51°С. В.П. Борзот впервые отметил проблему «серости» Новосибирска, но объяснил применение терразитовых штукатурок на сером цементе тем, что они являются наиболее подходящими для климата Новосибирска — наиболее долговечными. Стоит от-

метить, что автор не считал серый цвет «плохим», так как, окруженный другими цветами, он может быть заложен в основе колористической гармонии ансамбля.

Выбор колористики города зависит и от цветовых предпочтений местных жителей, устоявшейся культуры. В.Ж. Елизаров определил, что анализ традиций местной цветовой культуры состоит из следующих элементов:

— изучение палитры и влияние традиционных цветосочетаний в архитектуре (народное жилище, городская культура, памятники архитектуры), живописи, декоративно-прикладном искусстве и ремеслах;

— выявление основных принципов структурирования полихромии исследуемых объектов (взаимоотношение цвета и формы, акцентов и фоновых цветов);

— анализ исторической эволюции архитектурной полихромии и цветовой культуры региона, ее современных тенденций, а также ее территориальных ареалов;

— исследование символики цвета в культуре региона и ее роли в архитектурной полихромии.

Исследовать вопрос цветовых традиций в Новосибирске трудно, так как местной цветовой культуры города как таковой нет. Ценности были привнесены приезжими купцами, а затем архитекторами, деятелями культуры, в основном в годы Великой Отечественной войны. В Новосибирск были эвакуированы жители городов, находящихся на линии фронта, в том числе деятели искусства, и множество материальных ценностей. В городе проводились концерты и спектакли, в том числе с участием эвакуированных творческих коллективов, они проходили в клубе Сталина, Доме Ленина, Красном факеле, театре оперы и балета и на других площадках, а также устраивались выставки картин и скульптуры. Все это, несомненно, повлияло на жизненный уклад новосибирцев. Рассматривая сувенирные лавки Новосибирска, можно увидеть товары, которые традиционно продаются во многих городах России. Это сувениры с орнаментом в стиле гжель, хохлома, традиционные русские украшения из бересты, природные минералы.

С точки зрения архитектурной идентичности городская среда Новосибирска включает в себя совокупность объектов, возведенных в разные периоды времени. Первый исторический стиль, заметно использовавшийся в городе — рационалистический модерн, именно в этом стиле начинал работать в Но-вониколаевске архитектор А.Д. Крячков.

Историческое ядро города включает здания работы А.Д. Крячкова, Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева, С.А. Шестова, Н.В. Никитина, М.А. Бурлакова и др. в стиле конструктивизма, благодаря которым нарком просвещения А. Луначарский назвал Новосибирск в своем очерке 1928 г. «Сиб-Чикаго». А.В. Ефимов пишет: «Здания конструктивистов не имеют цветовой обработки, пусть даже подчеркивающей конструктивную суть сооружения. Новая творческая установка отрицала использование цвета как средства, якобы не связанного с внутренней сущностью вещей. Кирпичные здания оштукатуривались и оставались серыми» [Ефимов, 1990, с. 63]. Полихромия Новосибирска 1920-х гг. же напоминала работы художни-

ков-конструктивистов А. Веснина, Л. Поповой.

Многие исследователи определяют архитектурную среду Новосибирска как советскую, так как большой скачок в темпах строительства и формирования облика города пришелся на советский период. Архитектурный облик Новосибирска периода СССР сконцентрировал все преимущества и недостатки стилевых поисков градостроителей послереволюционных лет. После распада СССР динамика темпов градостроительных мероприятий подчинилась процессам коммерциализации.

По сей день сохранилось лишь несколько исторических зданий, которые возводились в первые годы жизни города, главные улицы некоторых районов украшают здания эпохи сталинского ампира, спальные районы застроены типовыми жилыми и общественными строениями, имеются сооружения, построенные по инновационным технологиям, в том числе высотные, — все это отражается на субъективном восприятии зрителем города.

Многие специалисты в области архитектуры из Новосибирска отзываются о проблеме цвета города крайне негативно, утверждая, что организации цвета в нем нет. Кандидат архитектуры В.Г. Тихов считает, что уделять особое внимание колористической среде Новосибирска не стоит, так как нет никаких перспектив для изменения сложившейся ситуации [Интервью, 2018]. Это связано с несколькими причинами: во-первых, местный бюджет не позволяет приобретать дорогостоящие красочные покрытия, которые были бы достаточно долговечными в условиях сурового климата Сибири, во-вторых, процессы коммерциализации диктуют свои условия для строительства, которые не учитывают особенности настоящего портрета города. Но тем не менее новые заказы на формирование комфортной городской среды, на реставрационные работы то и дело появляются, что может подтвердить необходимость формирования колористической карты города, которая поможет разработчикам опираться на текущее состояние среды.

Для формирования графической карты колористи-ки города необходимо определить территориальные рамки наиболее характерных его участков. Для достижения этой цели нами было рассмотрено несколько градостроительных и архитектурных концепций. Для структурирования городского пространства мы используем терминологию, предложенную А.Э. Гутно-вым: «каркас», «ткань», «плазма», на примере которых нами было рассмотрено зарождение полихромии в Новосибирске [Ворожейкина, 2018, с. 305].

Г.А. Садыгова провела анализ цвета архитектуры в городах Азербайджана. Карта одного из фрагментов исследуемой территории показывает, как в пространстве города распределяется цвет. Карта создавалась вручную на основе черно-белой фотографии градостроительного плана и выкрасок [Садыгова, 1984, с. 156, рис. 19]. Такой способ цветового анализа не учитывает многие элементы среды и визуальные коммуникации. Кроме того, заданный масштаб не позволяет рассмотреть архитектурные объекты, не говоря о рекламе, вывесках, лайтбоксах и т.п.

И.А. Добрицина среди различных по типологии ориентиров городской среды в первую очередь выделяет цвет. Она приводит достаточно подробную

классификацию графических элементов и дает развернутый анализ ориентационного потенциала территорий, структурировав их согласно концепции А.Э. Гутнова. Работа примечательна тем, что автор для натурного обследования выбранного участка города использует так называемую круговую панораму [Добрицина, 1985, с. 75, рис. 1.7]. Фотографии размещаются по кругу, образуя цельную картину. Существенным недостатком этой работы является использование лишь черно-белых фотографий.

Т.С. Семенова предлагает собственную графическую интерпретацию цветовой среды Москвы на основе комплексного натурного обследования города в разные времена года, включающего сравнение колористики не только фасадов зданий, но и малых форм архитектуры, транспорта, детских площадок и зелени. Автор различает наиболее постоянные объекты, такие как фасады зданий; динамичные — рекламу, детские площадки, транспорт; наиболее динамичные — оформление праздников, зелень на крышах и т.п. Книга Т.С. Семеновой «Цвет в городе» содержит круговые цветограммы, которые помогают осмыслить колористику города [Семенова, 2007, с. 30—31].

Если представить фрагменты колористического портрета в упрощенном виде и рассмотреть их по отдельности, можно наиболее точно определить цветовую палитру и провести ее комплексный анализ. В этом нам помогут разработки А.В. Ефимова. В своем курсе «Колористика» он предлагает комплекс упражнений «Колористический анализ произведения живописи», с помощью которого любое полотно художника можно представить как композицию цветовых пятен. Произведение с той или иной степени обобщения представляется в виде пятен локальных цветов [Ефимов, 2014, с. 598]. Мы используем этот прием для представления круговой панорамы каркасного узла города.

Важным моментом натурного обследования коло-ристики объектов является точная фиксация цвета с целью последующего анализа. Фотография не может точно передать параметры цвета объекта, что в дальнейшем может ввести в заблуждение исследователей.

Для объективного описания колористики в мире используются различные цветовые системы, на основании которых созданы цветовые каталоги. Преподаватель колористики в Высшей школе декоративных искусств в Париже Ж.-Ф. Ланкло для точной фиксации цвета использует систему «NCS» (естественная цветовая система) ^епс^, Lenclos, 1999, р. 45]. В ней учитываются параметры цветового тона, светлоты, насыщенности и чистоты цвета. Ланкло провел натурные обследования многих городов мира при помощи системы «NCS». Он фиксировал цвет зданий и сооружений, фрагменты отделки, штукатурки и элементы природного окружения. В результате им были предложены обобщенные цветовые палитры многих городов мира.

На основании вышеизложенного нами разработана методика формирования колористической карты города. В качестве важных элементов градостроительной структуры мы рассматриваем узлы градостроительного каркаса. А.А. Правоторова выделяет узлы каркаса города первого, второго и третьего по-

рядка [Правоторова, 2012, с. 211]. Для получения целостного представления о колористической среде города необходимо рассмотреть каркасные узлы трех порядков в центральной части города, в его срединной зоне и на периферии. Количество узлов определяется масштабом города. Для достижения более точного результата должны рассматриваться не только узловые участки, но и линии, которые образуются между узлами, т.е. пространство улиц.

Для получения наглядного представления ко-лористики выбранного участка необходима фотосъемка со штатива с центральной точки узла (ил. 1). Расстояние до объектов должно быть примерно одинаковым, с разницей в 10—20 м. Здания должны находиться в поле зрения на расстоянии 200—250 м, чтобы их детали были хорошо различимы (ил. 2). Чтобы показать непрерывность пространства, панорама замыкается в круг (ил. 3). Радиальная панорама моделируется в программе Adobe Photoshop, впоследствии на ее основе создается обобщенная цветовая диаграмма. Круг выбран потому, что А.Э. Гутнов, говоря о каркасных узлах, имел в виду пересечение транспортных путей, которые и образуют радиальное пространство. Схематичное изображение должно включать в себя здания, дорожное покрытие, малые формы архитектуры, павильоны, остановки, элементы рекламы и навигации (ил. 4). Съемку рекомендуется проводить весной или осенью, когда зелень не препятствует обзору.

Цвет наиболее статичных элементов каркасного узла — зданий — фиксируется при помощи каталога «NCS» (ил. 4).

1. Театр оперы и балета: NCS S 2010-Y40R.

2. Жилой дом (ул. Орджоникидзе, 27): NCS S 4005-Y20R.

3. Жилой дом (ул. Депутатская, 38): NCS S 6005-Y20R.

4. Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств: NCS S 5500-N.

5. Мэрия: NCS S 6500-N.

6. «Деловой дом»: NCS S 7005-G50Y.

7. Краеведческий музей: NCS S 5030-Y70R.

8. Жилой дом с коммерческими функциями (ул. Орджоникидзе, 23): NCS S 0520-R80B.

9. Госбанк: NCS S 3560-Y70R.

10. Здание Сибкрайсоюза: NCS S 4005-R80B.

11. Административное здание (ул. Орджоникидзе, 18): NCS S 3560-R80B.

Натурное обследование одного и того же узла проходит при разных погодных условиях в светлое время суток, в пасмурную погоду и в солнечный день. Полученный колористический портрет каркасного узла демонстрирует цветовые особенности заданного фрагмента. Для наглядного представления о колорите города необходимо прежде всего исследовать подобным образом ряд узлов градостроительного каркаса.

Поскольку эта работа достаточно масштабная, мы рассмотрим несколько узлов центрального района Новосибирска. По картографическим данным, в центральной части города находится девять крупных узлов: Пл. Калинина; ул. Кропоткина на пересечении с Красным пр.; ул. Писарева на пересечении с Красным пр.; ул. Фрунзе на пересечении с Красным пр.; ул. Гоголя на пересечении с Красным пр.; пл.

Лунинцев; ул. Максима Горького на пересечении с Красным пр.; пл. Гарина-Михайловского; пл. Ленина (ил. 5).

В ходе натурного обследования был получен следующий результат:

1. Пл. Калинина: количество функционально активных объектов (видимые фасады в радиусе 200— 250 м): 7 зданий, 2 павильона, 5 киосков. Колористический портрет: светло-серый, ахроматический в большей степени, преобладает охристый серый, в небольшом количестве светло-коричневый, кирпичный. Цветовая гамма ахроматическая, оттенки серого теплого и холодного, от светлого до темно-серого. Фасады зданий уровня первого этажа пестрят рекламой.

2. Ул. Кропоткина: 4 здания, 1 павильон, 2 киоска. Колорит: светло-серый, в основном ахроматический, в небольшом количестве присутствуют красный, сочетание красно-оранжевого и серого цвета. Цветовую характеристику данного узла можно обозначить как ахроматическую, присутствуют оттенки серого теплого и холодного, от светлого до темно-серого. Здания второго уровня светло-зеленого и оранжевого цвета видны с узловой точки и также влияют на общую палитру.

3. Ул. Писарева: 8 зданий, 6 киосков. Колорит: охристо-серый, красный, желтый, бежевый, бордовый, желто-оранжевый. Преобладают оттенки теплого цвета. Присутствуют контрасты по тонам: бежевый светлый, темно-красный.

4. Ул. Гоголя: 8 зданий, 2 киоска, 1 павильон. Колорит: охристый светлый, светло-коричневый, красный, бордовый, серый, охристый, светло-красный. Цветовую палитру данного узла можно обозначить как красно-розовую с включением охристых оттенков. Цветовые контрасты по цветовому тону и по светлоте: темно-красный, светло-желтый.

5. Ул. Фрунзе: 5 зданий, 2 киоска. 1 павильон. Колорит каркасного узла: охристый светлый, светло-коричневый, красный, серый, желтый. Полихромию узла можно обозначить как желтую, бежевую, с красными акцентами. Определяются контрасты по цветовым тонам: желтый, светло-желтый.

6. Пл. Ленина: 11 зданий, 1 киоск. Колорит: охристый светлый, красный, серый, зеленый, белый, голубой. Присутствует теплая охристая гамма с контрастными пятнами красного и темно-серого цвета. Присутствуют цветовые контрасты по цветовому тону и по цвету, по тепло-холодности. Колористический портрет узла включает в себя практически все оттенки спектральных цветов, красный, зеленый, синий, оранжевый, желтый.

7. Ул. Максима Горького: 7 зданий, 2 киоска, 1 павильон. Колорит узла: охристый светлый, коричневый, серый, голубой. Здания имеют колористику светло-голубого и охристых цветов. Цветовые контрасты по цветовому тону и по светлоте, а также по тепло-холодности.

8. Пл. Лунинцев: 8 зданий, 2 киоска. Составные цвета колористического портрета: охристый светлый, светло-коричневый, красно-оранжевый светлый, зеленый, синий. Преобладают ахроматические оттенки. Цветовые контрасты по цветовому тону и по цвету: темно-красный, светло-желтый, зеленый.

9. Пл. Гарина-Михайловского: 9 зданий, 12 кио-

сков, 2 павильона. Колорит места: охристый светлый, светло-оранжевый, бордовый в небольшом количестве, темно-серый, бирюзовый. Больше всего внимания привлекает здание вокзала, выкрашенное в оттенки бирюзового цвета. Здание неоднократно перекрашивалось, но по своей протяженности привлекает внимание зрителя и в первую очередь обозревается идущими от пл. Ленина.

В ходе натурного обследования было выявлено различие колористического портрета узлов первого порядка. Ядро города (узел градостроительного каркаса — пл. Ленина) включает здания, имеющие высокую функциональную насыщенность. Большинство объектов являются учреждениями различного назначения: Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, Госбанк России, мэрия и др., первые этажи жилых домов отведены для магазинов или банков.

Больше всего колористически внимание зрителя привлекает здание Госбанка, выполненное в стиле минималистичной архитектуры конструктивизма. Спектрально красный цвет здания играет важную роль и запоминается как ориентир. Здание Торгового корпуса имеет яркий колорит, свойственный рационалистическому модерну, сочетание красного и зеленого привлекает внимание и выступает активным пятном на цветовой диаграмме. Вместе с тем серо-бежевое здание театра оперы и балета, считающееся брендом Новосибирска, теряется в окружающем монохромном контексте жилых домов, особенно в зимнее время, когда отсутствует зелень и цветочные клумбы на прилегающей к театру аллее. Дом, построенный по проекту архитектора М. Колесникова (ул. Орджоникидзе, 23), удачно вписывается в колорит узла и «освежает» пространство бело-зеленой холодной цветовой гаммой.

Колорит каркасных узлов ул. Фрунзе, Гоголя и Писарева определяется как монохромный охристый. Фрагменты ул. Максима Горького, Кропоткина и пл. Калинина в большей степени монохромные с преобладанием серого цвета. Пл. Гарина-Михайловского, Лунинцев и Ленина на схеме выглядят полихромны-ми. В связи с тем, что данные узлы не имеют своей выраженной колористической индивидуальности и похожи друг на друга, можно сделать вывод, что колорит узла определяется близостью к ядру города и функциональной насыщенностью зданий.

Полученный колористический портрет фрагмента города в виде цветовых диаграмм с точной фиксацией цвета послужит основой для дальнейшего анализа колористической среды. А.В. Ефимов пишет: «Колористика города фиксируется тремя данными: структурой — связями и конструкцией цветовых масс, хроматическим содержанием — цветовой палитрой, динамикой — мерой подвижности структуры и ее хроматического содержания в пространстве и времени» [Ефимов, 1990, с. 236]. То есть, чтобы определить особенности колористики любого города, необходимо знать его градостроительную структуру, определить цветовую палитру и учитывать изменчивость ее «ткани» и «плазмы». Зная то, как сформировалась колористическая среда, имея точные сведения о цвете красочного покрытия каждого здания, предоставив эти данные главному художнику города, мы сможем упростить работу реставрато-

рам, дизайнерам, архитекторам — всем, кто вносит изменения в колористику города.

Список литературы

1. Борзот В.П. О композиции цвета в архитектуре городов Сибири (Новосибирск, Барнаул, Ангарск): дис.... канд. архитектуры. — Новосибирск, 1962. — 149 с.

2. Ворожейкина В.А. Эволюция колористической среды Новосибирска (на примере исторического ядра) // Architecture and Modern Information Technologies.

— 2018. — № 1 (42). — С. 305—316 [Электронный ресурс]. — URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/22_ vorozheykina/index.php

3. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. — М.: Стройиздат, 1984. — 156 с.

4. Добрицына И.А. Средовые аспекты формирования систем визуальной коммуникации для города // Тр. Всерос. науч.-исслед. ин-та техн. эстетики. Сер. Техническая эстетика, Дизайн и город. — 1988. — № 57. — С. 75—92.

5. Елизаров В.Ж. Региональные факторы формирования колористики города // Колористика города: материалы Междунар. семинара. — М.: [б. и.], 1990.

— Т. II. — С. 260—270.

6. Ефимов A.B. Колористика города. — М.: Стройиздат, 1990. — 272 с.

7. Ефимов А.В. Цвет + Форма. Искусство 20—21 веков. Живопись. Скульптура. Инсталляция. Лэнд-арт. Дигитал-арт. — М.: БуксМАрт, 2014. — 616 с.

8. Интервью с кандидатом архитектуры В.Г. Тихо-вым. Из личного архива автора

9. Наумова В.И. Методика цветовой организации городской среды (на примере промышленных городов Прииртышья): автореф. дис. ... канд. архитектуры.

— М., 1992. — 24 с.

10. Олешко В.А. Генезис понятия «колористический портрет города» // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда // Вестн. Моск. худ.-пром. акад. им. С.Г. Строганова. — 2016. — № 4.

— С. 336—342.

11. Правоторова А.А. Социально-культурные основы архитектурного проектирования: учеб. пособие. — СПб.: Лань, 2012. — 320 с. [Электронный ресурс].

— URL: https://e.lanbook.com/book/4235.

12. Садыкова Г.А. Цвет в архитектуре городов Азербайджана: дис. ... канд. архитектуры. — М., 1984. — 175 с.

13. Семенова Т.С. Цвет в городе. — М.: Tikkurila Paints Oy, 2007. — 120 с.

14. Lenclos J.-Ph., Lenclos D. Couleurs du monde. — Paris: Le Moniteur, 1999. — 203 p.

Ил. 1. Фрагмент плана г. Новосибирска, для которого была выполнена съемка (www.google.ru/maps)

Ил. 4. Графическая интерпретация фотографий

Ил. 5. Колористическая модель фрагмента города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.