1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
Литература
1. Чванова М.С., Лыскова В.Ю., Самохвалов А.В. Социально-педагогические предпосылки использования метода проектов при подготовке специалистов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1. С 16-23.
2. Лыскова В.Ю. Актуализация проблемы привлечения студентов к исследовательской и инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3(107). С. 108-112.
3. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельно-
сти студентов-информатиков на основе малого инновационного предприятия «ИТ'-Меридиан» // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 2(18). С. 59-63.
4. Юрьев В.М., Чванова М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5(49). C. 7-12.
5. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра Online. 2005. 18 октября.
6. Равнение на Web 2.0 [Электронный ресурс]. URL: http://www.compress.ru
7. Веб 2.0 [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/веб_2.0
УДК 378
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Какалина, О.А. Томилина
В статье рассматриваются такие принципы формирования воспитательного пространства в системе открытого образования, как принцип гуманизма, принцип вариативности, принцип полисубъект-ности, принцип интегративного воспитательного воздействия, принцип открытости новому опыту, принцип включения студентов в воспитательные события, принцип активности субъектов, принцип диалогового взаимодействия, принцип информатизации.
Ключевые слова: открытое образование, принципы воспитательного пространства.
Воспитательное пространство в системе открытого образования имеет свои особенности: оно функционирует в условиях предоставления большей свободы личности; развивается с учетом использования информационных технологий; базируется на личной инициативе и активности его субъектов; основной задачей педагога становится решение проблем интеграции всех субъектов воспитательного пространства в системе открытого образования; важным механизмом воспитательного воздействия на личность является событие.
Вхождение личности в воспитательное пространство происходит поэтапно и на разных его уровнях: личностном, уровне образовательного учреждения, региональном.
В содержание воспитательного пространства в системе открытого образования входят: цель; задачи; формы воспитания (формальное, неформальное, внеформальное и информальное), выделенные по принципу коллективной организации и возникающих в группе отношений; компоненты и связи.
Рассмотрим принципы, способствующие формированию и развитию воспита-
тельного пространства в системе открытого образования:
- принцип гуманизма, предполагающий отношение к субъекту воспитательного пространства как самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной;
- принцип вариативности реализуется через использование различных технологий в содержании воспитания и форм работы со студенческой молодежью, что также позволяет учитывать динамику изменений в социуме;
- принцип полисубъектности реализуется через субъект-субъектные отношения участников с опорой на индивидуальный опыт каждого (педагога и студента), творческое взаимодействие и саморазвитие;
- принцип интегративного воспитательного воздействия предполагает: взаимосвязь всех компонентов воспитательного пространства в системе открытого образования, всех элементов воспитательного пространства, связь между элементами. Принцип интегративного воспитательного воздействия проявляется в любом компоненте воспитательного пространства, обеспечивает
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
целостность и системность учебно-воспитательного процесса.
Принцип интегративности реализуется в нескольких аспектах: структурном, содержательном, организационном. В структуре воспитательного пространства в системе открытого образования данный принцип предполагает интеграцию процессов воспитания, обучения и развития. В содержательном плане данный принцип реализуется при обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных аспектов рассматриваемого процесса, а также при его интеграции с другими направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный принцип предполагает использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации воспитательного взаимодействия;
- принцип открытости новому опыту, т.е. интеграция в воспитательном процессе традиционного содержания и новых форм воспитания;
- принцип включения студентов в воспитательные события предполагает реали-
зацию совокупности способов совместного бытия педагогов и студентов, вызывающих сопереживание случившемуся событию через приобщение к происходящему. Событие -совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход. События - наиболее значимые дела, в которых принимают участие субъекты воспитательного пространства в системе открытого образования;
- принцип активности субъектов направлен на активизацию и развитие субъектной позиции в воспитательном пространстве системы открытого образования, а также на развитие творческого мышления;
- принцип диалогового взаимодействия, на котором строится общение и совместная деятельность субъектов воспитательного пространства в системе открытого образования;
- принцип информатизации обеспечивает доступность информационно-коммуникационных технологий и направлен на оптимальное использование соответствующих технологий в учебно-воспитательном процессе.
УДК 37.08
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КОМПЕТЕНТНОСТИ
Т.В. Кучмий
В статье рассмотрены различные типы персональный сайт учителя и характерная для них структура. Ключевые слова: персональный сайт учителя, структура сайта, типы персональных сайтов.
Ни для кого не секрет, что школьный сайт сегодня является не только важным звеном единой информационной среды учебного заведения, но и его представительским лицом, зеркалом, отражающим для пользователей многие процессы, происходящие внутри учебного заведения. Таким же отражением современного педагога является и его личный сайт. Очевидно, создание сайта открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. Сайт становится рабочим инструментом учителя и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности, для организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей: при дистанционном обучении учащихся, при организации проектной деятельности для проведения опросов и теле-
коммуникационных мероприятий, при организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей и пр.
В сети Интернет можно найти тысячи сайтов учителей разных предметов. Сайты непохожи друг на друга, из них можно выделить несколько типов: сайт - визитная карточка, сайт - портфолио достижений, предметный сайт, сайт учитель-ученику, сайт методического объединения.
Сайт может быть ориентирован на аудиторию коллег учителей, учащихся, родителей.
В зависимости от типа сайта будет строиться его структура. Для сайта-портфолио характерны следующие разделы:
- общие сведения об учителе, образование, трудовой стаж, курсы повышения