УДК 004.738.5
СТРУКТУРА ВИКИ-РЕСУРСА «ВВЕДЕНИЕ В КЛАСТЕР ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В.С. Мещерякова, А.Н. Мамонтов
В статье отражены основные этапы разработки вики-ресурса «Введение в кластер информатика и информационных технологий».
Ключевые слова: информационные технологии; технология web 2.0.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Привлечение студентов к научноисследовательской и инновационной деятельности [1] требует разработки новых механизмов и методов использования информационных технологий в учебном процессе [2].
Принципиально новые возможности использования информационных технологий в учебном процессе несет использование кластерного подхода [3] в подготовке студен-тов-информатиков [4].
В настоящее время самой распространенной технологией в образовании является web 2.0., при этом принято считать, что технологии web 1.0 характеризуют переход от простого размещения документов виде файлов к созданию сайтов на основе программного обеспечения (движка и шаблонов показа) и баз данных. Технологии Web 2.0 [5] прочно укрепились в нашей повседневной жизни как средства коммуникации (социальные сети:РаоеЬоок, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги).
Для разработки структуры wiki-ресурса необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ wiki-ресурсов по теме исследования;
2) разработать требования к wiki-ресурс «Введение в кластер информатика и ИТ»;
3) собрать и структурировать материал по wiki-ресурсу;
4) создать wiki-ресурс «Введение в кластер информатика и ИТ».
Проанализировав wiki-ресурсы схожей тематики, были сформулированы требования к wiki-ресурсу.
1. Внешний вид - читаемость. Страницы должны быть легко читаемыми, ясными и легкими для понимания. Размер шрифта
должен быть достаточно большим, чтобы быть читаемым, а цвета не должны конфликтовать.
2. Простота использования - навигационная система должна быть интуитивно понята и проста в использовании, предоставляя прямой доступ к различной информации.
3. Внутренние ссылки - разрешить пользователям ходить по сайту не только с помощью текстовой или графической навигационной системы, но и за счет содержания. Это позволит посетителям сайт последовательно перемещаться по нему.
4. Содержание в удобном количестве -содержание должно быть фрагментированное, разбито на легко воспринимаемые фрагменты.
Страницы, которые состоят только из прокрутки текста, следует избегать.
На основе сформулированных требований разработана структура wiki-ресурса с учетом представленных данных, обоснована среда реализации программного продукта.
Данный ресурс содержит следующие разделы «Цели ресурса», «Направления научной работы», «Научные конференции», «Научно-исследовательские семинары»,
«У.М.Н.И.К.», «ИТ-компании, фирмы»,
«Конкурсы» (рис. 1).
Содержание раздела «Научные конференции»:
- Студенческая научная конференция «Дни науки ИМФИ»
- Всероссийская научная конференция «Державинские чтения», «Вестник Тамбовского университета»;
- Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» -АПИИТ;
- Отборочный тур участников молодежного научно-инновационного конкурса У.М.Н.И.К.
3. Механизмы развития инновационных процессов в эпоху информационного общества
Рис. 1. Структура wiki-ресурса «Введение в кластер информатики и ИТ»
Содержание раздела «Научно-исследовательские семинары»:
- Практика разработки web-приложений;
- Актуальные проблемы прикладной информатики.
Содержание раздела «У.М.Н.И.К.»:
- У.М.Н.И.К. 2008;
- У.М.Н.И.К. 2010;
- У.М.Н.И.К. 2011;
- У.М.Н.И.К. 2012.
Содержание раздела «Конкурсы»
- Технология компьютерной графики;
- Информация о конкурсах;
- Условия конкурса по курсу «Технологии компьютерной графики»;
- Критерии оценки конкурсных работ Wiki-ресурс размещен по адресу: wi-
ki.kiit-tsu.ru
Данный ресурс используется по направлению подготовки студентов «Прикладная информатика», «Информационная безопасность».
Литература
1. Лыскова В.Ю. Актуализация проблемы привлечения студентов к исследовательской и инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3(107). С 108-112.
2. Чванова М.С., Лыскова В.Ю., Самохвалов А. В. Социально-педагогические предпосылки использования метода проектов при подготовке специалистов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1. С 16-23.
3. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности студентов-информатиков на основе малого
инновационного предприятия «ИТ-Меридиан» // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 2 (18). С. 59-63.
4. Юрьев В.М., Чванова М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского уни-
верситета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5(49). С. 7-12.
5. Сервисы ШеЬ2.0 в образовании и обучении [Электронный ресурс]. иКЬ: http://ru.wiki-books.org/wiki/
УДК 004.738.5
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО САЙТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Л.Б. Мягкоход
Современные технологии позволяют создавать сайты, не затрачивая много сил и не обладая познаниями в области веб-программирования. Рассматривается возможности создания сайта с использованием бесплатных систем управления.
Ключевые слова: сайт, информационные технологии,
Сайт - это важное средство информационной открытости и прозрачности образовательного учреждения и формирования информационно-образовательной среды учреждения.
В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (гл. 32, п. 4) образовательное учреждение должно обеспечить открытость и доступность информации об учреждении, реализуемых программах, оказываемых услугах и пр. Подобная информация подлежит опубликованию на официальном сайте образовательного учреждения.
Анализируя сайты образовательных учреждений области, можно сделать вывод о том, что дизайн большинства из них морально устарел. Под дизайном мы понимаем не только исключительно внешнее восприятие сайта, но удобство пользования им не только посетителям, но и специалистам, которые поддерживают его работу.
Современные технологии позволяют создавать сайты, не затрачивая много сил и не обладая познаниями в области вебпрограммирования. Абсолютное большинство современных веб-сайтов строится с помощью того или иного «движка» (СМБ -система управления содержимым (контентом) - информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом (т.е. содержимым)) - установленной на сервер программы, служащей для автоматического создания веб-страниц.
Работа администратора в основном сводится к установке движка и его настройке. Наполнение же сайта разнообразным содержанием тем более не требует специальных знаний - этот процесс аналогичен созданию документов в обычном текстовом редакторе вроде Microsoft Word.
У CMS есть два интерфейса: пользовательский - включающий веб-страницы, открытые для посетителей сайта, и администраторский: доступ к нему имеют лишь владелец сайта и те пользователи, которым выданы соответствующие права. Через администраторский интерфейс создаются интернет-страницы, размещаются ссылки на них из меню сайта, осуществляется загрузка файлов, управления пользователями и т.п.
Чтобы ввести информацию в CMS, как правило, не требуется никакие специальные знания. Для редактирования текста используется WYSWYG-редактор; система сама сохраняет загруженные файлы в нужном месте и при необходимости переименовывает их, а все настройки устанавливаются с помощью простого и понятного графического интерфейса.
CMS разделяют сайты на две составляющие: дизайн (внешний вид сайта в целом, отдельных страниц, конкретных блоков информации) и содержимое (контент). Дизайн сайта, как правило, описан в шаблоне и изменяется значительно реже, чем содержимое.
CMS позволяют управлять текстовым и графическим наполнением веб-сайта, предоставляя пользователю интерфейс для работы