1.2. РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК 378.1
РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
П.Д. Алексенко, А.В. Самохвалов
В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности в системе дистанционного обучения Moodle.
Ключевые слова: дистанционное обучение, проектная деятельность, система дистанционного обучения Moodle.
По мнению значительной части ученых в области образования современная система подготовки специалистов все меньше может опираться на технологии формирования определенного багажа знаний, необходимо ориентироваться на формирование навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества, коммуникативных умений, творческого и критического мышления, самостоятельности, ответственности, использования знаний и моделей поведения реальной жизни, рефлексии и самооценки [1].
Это в свою очередь вынуждает в процесс подготовки специалистов постоянно вносить изменения как в содержание, так и организацию учебного процесса. Необходимым становятся знания основ проектной, исследовательской, инновационной деятельности, введение предпринимательских идей в содержание существующих курсов. Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс высшего учебного заведения способствует выращиванию профессионалов с более высоким и современным уровнем компетенций, обеспечивает должное и соответствующее духу времени качество образования, дает возможность использования инновационных методов в обучении, что является приоритетными с точки зрения модернизации системы образования задачами. В рамках проектной деятельности реализуется концепция личностно-ориентированного подхода к образованию, повышается мотивация к обучению, ускоряется процесс социализации учащихся [2].
Выполнение проектов дает возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать твор-
ческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучаемые включены в реальную творческую и практическую деятельность, которая не только привлекает новизной и необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Необходимо обеспечить студенту возможность быть активным участником мирового образовательного пространства, что требует изменения образовательных технологий [3].
Одной из наиболее перспективных систем для реализации указанных выше потребностей является система дистанционного обучения Moodle. Слово «Moodle» - это акроним слов «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Название системы уже говорит о том, что эта система состоит из набора функциональных элементов, называемых модулями. Каждый модуль отвечает за выполнение определенных функций, например, модуль «Форум» позволяет в онлайн-курсе создавать форумы и обмениваться сообщениями, а модуль «Тест» позволяет создавать и выполнять тесты.
Модульная структура системы позволяет легко ее настраивать под нужды любого учебного процесса. Однако коммуникации, необходимые для обеспечения проектной деятельности в Moodle, практически не реализуются, нет ресурсов, позволяющих организовать общение вида «студент - профес-
1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
сиональное сообщество» [4]. Такую функциональность можно добавить в СДО на основе Moodle, если создать специальный программный модуль.
Нами разработан модуль проектной деятельности для системы дистанционного обучения Moodle 2.0. Модуль написан на языке PHP в соответствии с требованиями системы Moodle по разработке модулей, такими как структура файлов и папок, наличие XML-описания структуры базы данных и др. Серверная PHP-часть использует Moodle API - набор готовых классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых Moodle для использования во внешних модулях.
Основные возможности модуля:
- добавление и удаление связей вида «учебный курс-проект»;
- настройка прав доступа к редактированию связей;
- отображение содержания связанных с курсом проектов;
- выбор категории проектов.
Литература
1. Чванова М.С., Храмова М.В., Самохвалов А.В. Развитие средств решения профессионально-ориентированных задач в информационнокоммуникационной образовательной среде при подготовке специалистов наукоемких специальностей // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 1(17). С. 50-56.
2. Чванова М.С., Лыскова В.Ю., Самохвалов А.В. Социально-педагогические предпосылки использования метода проектов при подготовке специалистов-информатиков // Вестник Тамбовского Университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1. C. 16-23.
3. Чванова М.С., Передков В.М., Самохвалов А.В. Разработка инновационной информационно-телекоммуникационной технологии дистанционного обучения для наукоемких специальностей // Гаудеамус. Тамбов, 2010. № 2(16). С. 77-78.
4. Храмова М.В., Чванова М.С., Самохвалов А.В., Скворцов А.А. Анализ подсистемы коммуникаций систем для организации дистанционного обучения наукоемких специальностей // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: мат-лы IX Всероссийской конференции. Саратов: Наука, 2011. С. 45-49.
УДК 004.738.5
WIKI-ПОРТАЛ КАФЕДРЫ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С.М. Ерошкин, А.В. Самохвалов
В работе описана структура и основные возможности wiki-портала кафедры Информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина wi-ki.kiit-tsu.ru. Рассматриваются особенности использования технологии Web 2.0 в учебном процессе.
Ключевые слова: wiki-портал, кафедра информатики и информационных технологий, технология web 2.0.
Подготовка студентов-информатиков требует разработки новых форм и методов использования информационных технологий в учебном процессе. Использование метода проектов при подготовке студентов-информатиков [1], привлечение студентов к исследовательской и инновационной деятельности [2], выполнение работ в малых инновационных предприятиях [3], использование кластерных технологий [4], все это требует разработки единого портала выпускающей кафедры. В качестве технологий разработки портала целесообразно использовать технологии web 2.0, в частности, wiki-технологии.
В последние годы неуклонно возрастает интерес к введению Wiki-технологий в учебный процесс образовательных учреждений. В вузах страны разработано и используется большое количество таких технологий, ориентированных на коллективное использование и создание Wiki-порталов.
Web 2.0 (определение Тима О’Рейли) -методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала [5].
Зб