2006
Известия ТИНРО
Том 147
УДК 658.012.12.003.1
С.Н. Киселев (Дальрыбвтуз, г. Владивосток)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ
Рассматриваются принципы, методы и механизмы формирования инновационной стратегии на предприятиях рыбной отрасли. Выработаны цели, задачи и направленность инновационных стратегий рыбной отрасли. Определены элементы системы финансово-экономического механизма стратегического управления инвестиционно-инновационной деятельностью. Предложены источники финансовой поддержки инноваций. Разработаны классификация инновационной стратегии, присущая рыбодобывающим, рыбоперерабатывающим и судоремонтным предприятиям рыбной отрасли, и пути реализации инновационных проектов.
Kiselev S.N. Main strategies of innovation activity for fisheries enterprises // Izv. TINRO. — 2006. — Vol. 147. — P. 475-482.
Principles, methods, and mechanisms of innovation strategy formation are considered for fisheries enterprises. Goals, tasks, and directions for the strategy of innovations are elaborated. Elements of finance and economic system for strategic management of investment and innovation activity are determined. Sources for financial support of innovations are proposed. Classification is developed for innovation strategies with reference to fishing, fish-processing enterprises and shipyards of fisheries industry. Possible ways of innovation projects realization are explained.
Большое научное и практическое значение в разработке систем управления инновацией имеют инновационные стратегии (ИС), предопределяющие развитие перспективной политики в области осуществления научно-технического прогресса. Следует отметить, что ИС формируется на основе общей хозяйственной стратегии фирмы отрасли и является дополнением ее как средства достижения цели и конечных результатов хозяйствования. Именно она представляет собой методическую базу для стратегического планирования и управления, основу формирования систем, методов, механизмов текущего (тактического) управления инновационной деятельностью.
Значительный вклад в развитие теории и методологии ИС сделали российские и зарубежные исследователи (Аньшин, 1995), которые рассматривали ее как долгосрочный план, прогноз реализации поставленных фирмой целей и задач преобразований, изменений в орудиях труда, производстве товаров, технологиях и т.д.
ИС должна строиться на основе прогнозирования и учета таких задач и направлений, как темпы роста объемов производства, достигнутый и перспективный уровень развития научно-технического прогресса, маркетинга, сырьевого и кадрового потенциалов, внутреннего и внешнего рынков; формирование научно-технических приоритетов, повышение качества, конкурентоспособности продукции фирмы; развитие инженеринга, реинженеринга, инновационной инфраструктуры и т.д. (рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования и направленности инновационных стратегий рыбной отрасли
Fig. 1. Scheme of innovation strategies formation and their development for final results
На рис. 1 видно, что ИС в общем виде подразделяется на 6 основных стратегий развития: маркетинговую, конкурентную, научно-техническую, кадровую, инвестиционную и лабораторно-экспериментальную, — которые обеспечивают формирование прогрессивной научно-технической политики фирмы, нацеленной на освоение приоритетных научных направлений в инновационной деятельности (ИД), ее нацеленность на постоянное обновление продукции, орудий труда, технологий, форм организации производства и управления им.
Важным стратегическим направлением формирования ИС является интеграция всех видов науки, включая академическую, вузовскую, отраслевую, обеспечивающих в своем взаимодействии повышение отдачи и всесторонний подход к решению инновационных проблем. При этом ИС, как правило, ориентированы на получение определенного конечного результата, что повышает их целенаправленность и прагматизм в реализации (Быстров, 1998).
Маркетинговая стратегия должна ориентировать рыбную отрасль на потребителя, его запросы, а также качество, цену, конкурентоспособность выпускаемой продукции, обеспечивающие прочное закрепление на рынках сбыта, стабильный рост спроса, продаж и прибыли. Здесь маркетинговая и конкурентная стратегии во взаимодействии дополняют одна другую. Конкурентная стратегия должна обеспечивать преодоление монополий, развитие здоровой конкуренции и создавать давление на нерентабельные фирмы, недостаточно занимающиеся инновацией и повышением конкурентоспособности продукции. Если первые три стратегии направлены непосредственно на освоение и коммерциализацию инноваций, то другие три вида стратегии — кадровая, инвестиционная и лабораторно-экспериментальная — обеспечивают процесс активизации ИД предприятий (компаний).
ИС является основной, важнейшей стратегией рыбной отрасли, обеспечивающей высокое качество продукции, ее конкурентоспособность и наряду с производственными, технологическими, снабженческо-сбытовыми и другими фактора-
ми способствует росту производительности труда, спросу, сбыту продукции, прибыли от продаж. Исходя из этого при разработке механизма управления инновацией следует руководствоваться общей и инновационной стратегиями отрасли и фирмы, которые в совокупности направлены на рост прибыльности предприятий рыбной отрасли.
При этом если освоение производства конкурентоспособной продукции, рост спроса, продаж являются конечными результатами каждой стратегии и промежуточными результатами общей стратегии, то прибыльность и ее рост являются конечным, ключевым результатом предприятий рыбной отрасли от реализации ее общей стратегии (Беренс, Ховранек, 1995).
При формировании инновационной стратегии следует учитывать следующие стратегические направления ее развития:
— уровень развития материально-технической базы (МТБ) и лабораторно-экспериментальной базы, их новизны и степени соответствия требованиям, предъявляемым к конкурентоспособности продукции;
— стабильность, надежность инвестирования ИД;
— структура, конкурентоспособность выпускаемой продукции, ее доля на рынке, сегментация рынка, длительность жизненного цикла продукции и возможности его продления;
— кадровый потенциал и его соответствие задачам осуществления ИД;
— экономическая безопасность выпуска новой продукции и потенциал защиты отечественного производителя от импортной экспансии;
— научно-техническая стратегия создания и освоения новшеств.
От степени развития МТБ предприятия и его лабораторно-эксперименталь-ной базы зависит успех инновации, так как на устаревшей (морально и физически) МТБ невозможно производить новую наукоемкую продукцию. Нельзя также начинать и успешно осуществлять ИД при отсутствии инвестиции или их недостаточности. Основной причиной снижения инновационной активности в России является снижение в десятки раз инвестирования в НИОКР (Вахрин, 1999). Важную роль в развитии инновации играет кадровый потенциал предприятий рыбной отрасли, поэтому необходимы анализ уровня квалификации (особенно кадров плавсостава) и подготовка и переподготовка кадров, требуемых для освоения новой техники.
Снижение эффективности производства и ухудшение финансового состояния предприятий рыбной отрасли привели к резкому сокращению инвестиционных возможностей для осуществления ИД и обновления производственных фондов, износ которых в настоящее время достигает 60 %.
В связи с этим в России нужна продуманная государственная поддержка по защите отечественных производителей и регулирование, обеспечивающее приоритетное развитие отечественного предпринимательства (Дегтяренко, 1997).
Формирование ИС касается всех уровней иерархии управления экономикой отрасли:
— макроинновационный уровень — верхний государственный уровень управления страной;
— мезоинновационный уровень — региональный. Здесь сосредоточены региональные инновационные системы, включающие в себя крупные инновационные проектно-конструкторские организации, институты, концерны, корпорации, объединяющие ряд предприятий, заводов рыбной отрасли;
— микроинновационный уровень — предприятия, фирмы, корпорации, тресты.
Ориентация ИС на конкретные конечные результаты и их согласования с ресурсами позволяет научно обоснованно осуществлять стратегическое управление ИД.
Несомненно такой подход гарантирует достижение ожидаемых конечных результатов своевременно и эффективно, так как все цели, задачи ИС тесно увязаны с ресурсами и конечными результатами (Мелкумов, 1997).
Для реализации ИС необходим новый комплексно-целевой подход к управлению, обеспечивающий системность стратегического управления ИС.
К элементам системы развития управления ИД можно отнести:
— государственную поддержку инновационно-инвестиционных процессов на уровне предприятий рыбной отрасли;
— выбор и реализацию государственных научно-технических приоритетов;
— планирование и управление инновационными процессами на микро-, ме-зоуровне и соответствующую мотивацию их;
— трансформацию технологий из других секторов экономики;
— развитие внутреннего и внешнего рынка инноваций и прочное закрепление на них.
Комплекс перечисленных организационно-экономических элементов системы управления ИД направлен на решение основных целей, задач и стратегий на всех уровнях иерархии управления инновациями.
На макроуровне необходимо разработать блок планирования и управления ИД в масштабах отрасли, обеспечить трансформацию прогрессивных технологий в рыбный сектор экономики, государственного регулирования инновационно-инвестиционных процессов по стране, регионам, отраслям, обеспечить сбалансированность, т.е. повысить технический уровень выпускаемой продукции за счет обновления МТБ предприятий отрасли по степени прогрессивности и технической готовности их для производства новой конкурентоспособной продукции.
К числу мер региональной поддержки инновации следует отнести развитие инновационной инфраструктуры и реинженеринга в регионе и создание благоприятных условий для развития инновации, ее коммерциализации, финансирования; подготовку и переподготовку кадров, аренду помещений, предоставление научных лабораторий, выделение земель, водных акваторий, лесных угодий под заповедники, полигоны.
На наш взгляд, наиболее важным является сосредоточение средств на микроуровне, где решаются задачи по активизации инноваций на уровне трудовых коллективов. На этом уровне важнейшими целями и задачами управления инновациями являются:
— разработка финансово-экономического механизма стратегического управления инновациями и инвестиционной деятельностью (рис. 2);
— выбор научно-технических приоритетов в развитии инновации;
— объединение кадровых, научных и производственных ресурсов для совместных исследований в области инноваций;
— концентрация финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов на выполнении инновации.
Развитие ИД требует постоянной финансовой поддержки. В стратегию финансовой поддержки включаются следующие источники: собственные средства предприятий, привлеченные средства, заемные средства.
В состав собственных средств входят амортизационные отчисления, инвестиционная прибыль, средства от реализованного имущества и прирост уставного капитала. Сохранность средств амортизационных фондов предприятий, необходимых для инновационной деятельности и капитальных вложений, может быть обеспечена концентрацией средств амортизационных фондов, инвестиций на объединенном счете некоммерческого общества взаимного кредитования, созданного предприятиями рыбопромышленного комплекса региона.
В качестве привлеченных должны использоваться средства федерального и регионального бюджета регионов. Первые должны инвестироваться в реконструкцию, расширение и строительство рыбоводных заводов, а также постройку научно-исследовательских судов, вторые — направляться на финансирование НИОКР, реконструкцию, расширение и строительство обрабатывающих и других береговых предприятий рыбного хозяйства региона. Причем распределение
бюджетных средств должно производиться по итогам конкурса бизнес-планов развития заинтересованных предприятий.
Финансово-экономический механизм стратегического управления инвестиционно-инновационной деятельностью в рыбной отрасли
Стратегии стимулирования и диверсификации
Налоговое
Освобождение от уплаты налогов
Изменение налогооблагаемой базы
Понижение налоговых ставок
Отсрочка платежей
Ценовое
Контрактное ценообразование
Установление льготных цен
Стратегия диверсификации
3
Горизонтальная Вертикальная Интегральная
диверсификация диверсификация диверсификация
Рис. 2. Графическая модель финансово-экономического механизма стратегического управления инвестиционно-инновационной деятельностью в рыбной отрасли
Fig. 2. Scheme of finance and economic mechanism of strategic management for investment and innovation in fisheries industry
Заемные средства должны стать основным источником финансирования капитальных вложений в развитие материально-технической базы рыбохозяйствен-ного комплекса региона. В их структуре наибольшая роль отводится финансовому лизингу, используемому на обновление флота.
Для организации строительства новых рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных заводах необходимо внедрить в стране на государственном уровне внутренний финансовый лизинг, при котором в случае предоплаты не менее 15 % стоимости судна рыбопромышленные предприятия получают в аренду у отечественных судостроительных заводов рыбопромысловые суда сроком на 6-8 лет под 6-8 % годовых. В свою очередь, отечественные судостроительные заводы постройку рыбопромысловых судов осуществляют под
3-4 %-ные государственные кредиты, которые они в течение 6-8 лет возвращают из лизинговых платежей рыбопромышленных предприятий лизингополучателей.
Схема государственного финансирования строительства новых рыбопромысловых судов в России должна предусматривать следующие меры стимулирования постройки рыбопромысловых судов для отечественных рыбопромышленников:
— судовое комплектующее оборудование, закупаемое по импорту, — холодильное, рыбоперерабатывающее и др., которое в России не производится, должно поставляться без таможенных пошлин за ввоз на территорию Российской Федерации;
— полное освобождение строительства новых промысловых судов в России от налога на добавленную стоимость.
Развитие иностранного лизинга дает возможность для приобретения и внедрения на рыбопромышленных предприятиях края современного промыслового, обрабатывающего, поискового и иного прогрессивного оборудования. При этом оборудование оплачивается в рассрочку, а расходы по оплате относятся на себестоимость, что снижает налогооблагаемую прибыль.
Развитие лизинговых отношений обеспечивается путем создания сети лизинговых компаний, развития рыночного механизма размещения бюджетных финансовых ресурсов на конкурсной основе, расширения финансовой базы лизинга за счет привлечения кредитов коммерческих банков.
Активизация инвестиционной деятельности на предприятиях рыбохозяйствен-ного комплекса края должна обеспечиваться соответствующим развитием инфраструктуры по обслуживанию инвестиционного процесса. В первую очередь необходимо банковское обеспечение, расширение масштабов долгосрочного кредитования с обоснованными процентными ставками и гарантированным возвратом кредитных средств. Долгосрочное кредитование будет возможно не только с помощью государственного инвестиционного банка с предоставлением ему инвестиционных ресурсов и льгот, но и соответствующих банковских структур в рамках финансово-промышленных групп или иных союзов, обеспечивающих слияние промышленного, банковского и торгового капитала.
В перспективе необходимо развитие инвестирования в предприятия рыбной отрасли за счет совершенствования механизма рынка ценных бумаг и привлечения средств населения.
Для стимулирования инноваций и инвестиций необходима разработка налоговой, ценовой и диверсификационной стратегий. Так, например, стратегия диверсификации предполагает протекционизм со стороны руководства отрасли по расширению сферы распространения инноваций по вертикали от Федерального агентства по рыболовству по всей иерархической лестнице сверху донизу, а по горизонтали — распространение инноваций по всем предприятиям отрасли. При интегральной диверсификации инновации внедряются как по горизонтали, так и по вертикали.
Необходимым условием и задачей ИС является прогнозирование возможных угроз технологического замещения.
Технологическое замещение приводит к тому, что предприятие может производить продукцию более эффективным новым методом. Однако имеет место вероятность того, что и конкурент также начнет выпускать продукцию по новой эффективной технологии, что может привести к снижению конкурентоспособности продукции со всеми последствиями этого (Мелкумов, 1997). Предприятие должно быть готовым к этому и своевременно принять меры по поддержанию конкурентоспособности своей продукции на должном уровне и предотвратить негативное влияние этих видов замещения.
Для предупреждения технологического замещения предприятие должно уточнять долгосрочные цели своего развития, прогнозировать затраты на инновацию,
рост качества продукции, ее конкурентоспособность, выбор целевых рынков и способов продвижения товара.
Опираясь на ИС, можно эффективно осуществлять стратегическое планирование и управление, разрабатывать целевые программы и целевые системы, управление ИД предприятий рыбной отрасли.
Методологическую основу формирования и развития инновационных стратегий должны составить следующие принципы.
1. Принцип системности — ИС в своем развитии должны строиться на принципах системно-комплексного целевого подхода, который определяет тесные связи целей, задач и средств их достижения с ресурсами и конечными результатами хозяйственной деятельности. На его основе строятся графические модели формирования ИС и организации управления ИД на всех уровнях хозяйственного управления. Управление ИД, осуществляемое по этой модели, позволит повысить качество обоснованности принимаемых решений и сбалансированность их с финансовыми и материальными ресурсами.
2. Принцип преемственности и согласованности стратегических целей и тактических (текущих) задач по вертикали — регламентирует функционирование иерархической системы полномочий, которая обеспечивает достижение целей развития ИС рыбной отрасли.
3. Ориентация стратегии на конечные результаты. Важнейшим принципом инновационных стратегий является нацеленность системы на активизацию инноваций конкретных предприятий рыбной отрасли.
ИС подразделяется на научно-техническую, технологическую, производственную и другие (см. таблицу).
Следовательно, все стратегические цели, задачи, средства их достижения должны быть нацелены на получение конкретных текущих промежуточных и конечных результатов на каждом уровне иерархии, а в совокупности они должны обеспечить достижение ключевого конечного результата — повышение конкурентоспособности продукции.
Деление общей стратегии на инновационную и другие позволяет предприятиям отрасли осуществлять комплексно-текущее и долгосрочное планирование деятельности предприятия, распределять и перераспределять финансовые и другие ресурсы, находить эффективные средства достижения поставленных целей и конечных результатов.
Комплексная взаимоувязка целей, задач, средств достижения целей и ресурсов должна повысить обоснованность стратегии и реальность достижения конечных результатов хозяйствования на базе инновационной деятельности предприятия.
Основные пути и критерии реализации инновационных стратегий на предприятиях рыбной отрасли представлены в таблице.
Чтобы достичь конечного результата — максимума прибыли и прибыльности — необходимо реализовать основное стратегическое направление — стратегию роста — за счет роста объемов производства, снижения его издержек и повышения качества и конкурентоспособности продукции. Реально этот конечный результат ИС может быть достигнут только при реализации научно-технического, технологического, производственного и других стратегических направлений разработки инновационных проектов по созданию, производству и реализации на рынке нововведений.
Правильный выбор общей стратегии предприятия, фирмы позволяет рационально сформировать отдельные целевые стратегии и системно их реализовы-вать путем взаимоувязки целей, задач развития предприятия, фирмы со стратегиями их реализации, средствами достижения и конечными результатами их хозяйствования.
Инновационные стратегии развития предприятий рыбной отрасли и пути их реализации Innovation strategies of fisheries enterprises development and possible ways of their realization
Вид Основные пути реализации
стратегии инновационных стратегий
Критерии реализации инновационных стратегий
Научно- Разработка новых и модерниза-
техническая ция действующих видов продук-
ции, разработка новых видов продукции, средств производства и управления
Освоение и сдача в производство новых, конкурентоспособных видов продукции, совершенствование методов организации производства и управления и т.п.
Технологическая
Освоение новых, прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных); новых технологических карт техпроцессов; новых видов оснастки, инструментов, приспособлений и т.д.
Максимальная загрузка оборудования. Минимальные простои оборудования, рабочих
Производ- Совершенствование организации
ственная производства, кооперации, спе-
циализации. Повышение технического уровня фирмы, качества продукции, культуры производства и т.п.
Максимальная производительность труда, фондоотдача, ресур-соотдача. Минимальные простои оборудования, рабочих, отходы сырья, материалов и т.п.
Маркетинговая
Приспосабливание производства к требованиям рынка, завоевание и расширение рынка сбыта продвижением товара, реклама, рост объемов продажи
Рост объемов продаж, конкурентоспособности продукции и фир-
Конкурентная Обеспечение конкурентоспособности продукции фирм на внутреннем и внешнем рынках; расширение конкурентных преимуществ
Максимум объемов производства и реализации конкурентоспособной продукции; расширение рынков сбыта
Стратегия роста прибыльности (эффективности)
Рост объемов производства конкурентоспособной продукции, продаж; снижение издержек производства за счет внедрения инновационных технологий
Максимум прибыли при минимальных издержках производства, обращение инвестиций, рост прибыльности
Литература
Аньшин В.М. Инновационная стратегия фирмы. — М.: Изд-во РЭА, 1995. — 146 с.
Беренс В., Ховранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. — М.: АОЗТ "Интерэксперт"; "ИНФРА-М", 1995. — 378 с.
Быстров В.В. Основы организации и управления инновационными процессами в условиях рыночной экономики. — Владивосток: ДВГАЭУ, 1998. — 186 с.
Вахрин П.И. Организация и финансирование инвестиций. — М.: Маркетинг, 1999. — 192 с.
Дегтяренко В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. — М.: Экспертное бюро, 1997. — 144 с.
Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности и финансирования инвестиционных проектов. — М., 1997. — 160 с.
Поступила в редакцию 22.09.06 г.