АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 34.07
Применение оружия сотрудниками полиции: проблемы уголовно-правовой оценки и способы их разрешения
Костюченко Константин Леонидович, доцент кафедры информационного обеспечения органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России, кандидат технических наук, доцент e-mail: kkost2@yandex.ru
Пашнин Александр Николаевич, начальник кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: alex3122@mail.ru
Статья раскрывает проблемные вопросы применения оружия сотрудниками полиции. Определяются возможные пути их решения. Предлагается методика проведения комплексных учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке с отработкой правовых вопросов.
Ключевые слова: применение оружия сотрудниками полиции; уголовно-правовая оценка; подготовка сотрудников полиции; комплексные учебно-тренировочные занятия; методика проведения занятий; символьные ситуационные мишени.
The use of weapons by the police officers: problems of criminal-legal assessment and ways of resolving them
Kostytchenko Konstantin Leonidovich
Associate professor of the Department
of Information support of the Low Enforcement Agencies
of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation, Gandidate of technical sciences,
Associate professor
Pashnin Alexander Nikolaevich,
Head of the Department of Criminal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Gandidate of Law, Associate professor
The article reveals the problematic issues of the use of weapons by police officers. Identifies possible ways of their solution. Proposed methodology for comprehensive training sessions on fire training with working out the legal issues.
Key words: the use of weapons by police officers; criminal law assessment; the training of police officers; comprehensive training sessions; the technique of carrying out occupations; character situational targets.
Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия является наиболее радикальным средством обеспечения самообороны или выполнения обязанностей, возложенных на полицию. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что оружие по своему целевому назначению конструктивно предназначено для поражения живой или иной цели. Таким образом, применение оружия, как правило, создает угрозу жизни или здоровью человека. Именно этим обстоятельством можно объяснить столь пристальное внимание законодателя к правовым основам применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при выполнении своих служебных обязанностей, что выражается в тщательной детализации оснований его применения Федеральным законом «О полиции»1.
Необходимо отметить, что указанный нормативный акт в большей степени ориентирован на описание типовых ситуаций, при наличии которых у сотрудника полиции появляется право на применение табельного огнестрельного оружия (ст. 23). Однако недостаточно внимания уделено оценке характера и степени опасности причиняемого вреда. Пункт 3 ст. 19 Закона о полиции требует от сотрудника полиции при применении огнестрельного оружия действовать «с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба». В соответствии с п. 8 ст. 18 указанного закона, в случае превышения сотрудником полиции полномочий при применении огнестрельного оружия он подлежит ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что все обстоятельства применения огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей прямо или косвенно коррелируют с нормами уголовного законодательства, закрепляющими обстоятельства, исключающие преступность деяния (гл. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»), то при определении пределов допустимого причинения вреда сотруднику полиции необходимо знать основные положения статей, включенных в указанную главу уголовного законодательства2.
Следует отметить, что залог успешного правомерного применения оружия состоит в решении двуединой задачи - правовой и тактико-огневой. Помимо правовой компетентности от сотрудника полиции требуется качественная практическая готовность действовать в нестандартной, часто экстремальной ситуации, в условиях ограниченности времени, пространства, в иных обстоятельствах, существенно усложняющих как правовую оценку событий, так и реализацию принятого решения.
1 О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (далее - Закон о полиции). Режим доступа: 1Ж1-: http://www.garant.ru.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации.
Приходится констатировать, что используемые в системе МВД России программы подготовки сотрудников полиции к ситуациям применения огнестрельного оружия, как правило, искусственно фрагменти-руют компетентность сотрудника. Правовые вопросы применения оружия преимущественно изучаются в соответствующих темах учебных дисциплин административно-правового и уголовного правового цикла, а умение стрелять вырабатывается на занятиях по огневой подготовке. То есть элементы правовой оценки и навыка применения огнестрельного оружия формируются и развиваются отдельно.
Между тем проблема применения оружия сотрудниками правоохранительных органов стоит весьма остро.
Министром внутренних дел Российской Федерации озвучена статистика, согласно которой в 2015 г. погибло более 100 сотрудников и военнослужащих МВД России3. Значительная часть этих трагических случаев связана с профессиональной неподготовленностью к применению оружия.
Отмечаются случаи, когда в критической ситуации полицейские даже не доставали оружие, а некоторые вообще не брали его на службу. Это связано с тем, что в реальности правовое решение на применение оружия принимается в стрессовой обстановке и при ограниченном лимите времени, по движущимся объектам, при наличии различных помех и других обстоятельствах, негативно влияющих как на правильный анализ сложившейся ситуации, так и на реализацию принятого сотрудником полиции решения. К сожалению, последующая правовая оценка факта применения оружия не всегда в достаточной степени учитывает эти обстоятельства, что приводит к несправедливому привлечению сотрудника полиции к ответственности.
Необходимо отметить, что все больше применяется оружие в случаях нейтрализации участившихся терактов. Наиболее типичным примером последнего времени может служить теракт во Франции 14 июля 2016 г.4 Террорист выехал на набережную Ниццы на грузовом автомобиле и начал давить прохожих. Всего жертв было более 80 человек. Прежде чем удалось остановить автомобиль, он проехал около двух километров - пока стрелявшие полицейские не попали в водителя. Что явилось причиной этому: неспособность дать правильную правовую оценку ситуации, несвоевременность реагирования в стрессовых условиях, недостаточная стрелковая подготовка?
Очевидно одно: для исключения подобных случаев в будущем и повышения подготовленности сотрудников полиции, в том числе курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, необходимо искать новые решения.
3 См.: О террористах и реформе МВД [Электронный ресурс]: интервью Министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольцева программе «Поздняков» (канал НТВ, 26.11.2015). Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti.
4 См.: Волков К. Установлены личности всех 84 жертв теракта в Ницце // Российская газета. 2016. 19 июля.
Решение указанной проблемы может включать следующие меры:
1) организационные (принятие соответствующих нормативных правовых актов - ведомственных приказов, наставлений, курсов стрельб);
2) методические (анализ реальных ситуаций применения оружия, формирование набора типовых ситуаций применения оружия, создание методик проведения занятия в системе профессиональной подготовки, подготовка необходимой методической документации, в том числе для проведения междисциплинарных форм занятий и организации самостоятельной подготовки обучающихся);
3) психологические (разработка методик готовности к стрельбе в различных условиях, индивидуальное консультирование, разработка памяток сотрудникам);
4) материально-технические (оснащение тиров мишенями и иными элементами создания требуемой стрелково-тактической обстановки).
В процессе подготовки кадров для органов внутренних дел при реализации образовательных программ высшего образования значительным потенциалом обладают меры по методическому обеспечению подготовки обучающихся к действиям по применению огнестрельного оружия в обстановке, максимально приближенной к реальности. Подготовка сотрудника полиции к принятию решений в сложных, нестандартных ситуациях повышает свою эффективность путем применения инновационных подходов, которые играют определяющую роль в получении обучающимся необходимых знаний, умений и навыков.
Новой формой проведения занятий по отработке вопросов применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия могут стать комплексные занятия, сочетающие в себе правовые, стрелковые, а также тактические аспекты. Такие занятия в органах внутренних дел возможны после изучения правовых вопросов в рамках правовой подготовки и самостоятельной углубленной проработки теоретического материала на занятиях по огневой подготовке, а в образовательных организациях системы МВД России - в виде междисциплинарных занятий или учений. Несмотря на то, что проведение занятий по огневой подготовке достаточно жестко регламентировано ведомственными нормативными документами, они допускают определенные вариации в методике и материальном оснащении.
Основы методики проведения комплексных учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке с отработкой правовых вопросов состоят из нескольких этапов и выглядят следующим образом.
1. На подготовительном этапе подбираются ситуации, в которых может возникнуть необходимость применения огнестрельного оружия1. Для проведения занятий определяются наборы указанных ситуаций, и рассматривается возможность и очередность их реа-
1 См.: Беликин В. В., Зарыпов В. З., Косиковский А. Р. Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия [Электронный ресурс] // Бюро Научно-Технической Информации. Режим доступа: http://www.bnti.ru.
лизации2. Обучающимся сотрудникам (курсантам) выдается задание на самоподготовку.
2. В тире создается тактическая площадка (рис. 1), состоящая из трех функциональных зон: получения задания, открытия огня, мишеней3. Зона получения задания располагается в нескольких метрах от зоны открытия огня, но от нее отделена щитами (экранами, ширмой и т. п.) так, чтобы обучающийся не видел мишенную обстановку. Зона открытия огня (линия огня) находится в 10-20 метрах от зоны мишеней. В мишенной обстановке участвуют символьные ситуационные мишени и фигуры, а также иные необходимые элементы (переносные рамы, щиты и т. п.). Символьные ситуационные мишени (рис. 2) - многовариантные трансформируемые мишени на основе стандартных (№ 4, № 6 - грудная фигура или др.) с добавлением (прикреплением) контурных изображений предметов, обозначающих ту или иную роль в ситуации (нож, пистолет, бита, взрывное устройство, свободные руки, кукла и т. п.). Такие мишени достаточно просто изготовить самостоятельно и под конкретные задачи (по примеру мишеней, используемых в оборонной стрельбе из пистолета Международной ассоциации защиты с пистолетом ЮРА)4.
3. Для проведения конкретного занятия выбираются несколько ситуаций (2-3). Основное требование - быстрая трансформация мишенной обстановки (с целью усиления эффекта внезапности для обучающегося при выработке требуемых компетенций)5. Для выбранных ситуаций формируется набор условно-целевых заданий6. Общая информация доводится группе обучающихся до начала комплексного занятия.
4. Перед началом занятия учебной группе обозначается круг отрабатываемых вопросов и проводится инструктаж об особенностях символьных ситуационных мишеней и реализации мишенной обстановки.
5. Выполняющий упражнение обучающийся, с оружием и боеприпасами, в зоне получения задания уясняет начальную информацию об отрабатываемой ситуации. При необходимости он может дополнительно
2 См.: Сборник задач и вопросов по тактико-специальной подготовке милиционеров патрульно-постовой службы: практ. пособие / авт.-сост. С. Н. Иванов, В. И. Курушин, И. Н. Пяткевич; под ред. Н.А. Гудкова. Домодедово, 2001.
3 См.: Линдер И. Б., Лактионова Е. В. Вооруженная безопасность. Практическое руководство для сотрудников спецслужб. М., 2009.
4 См.: Мишени для оборонной стрельбы из пистолета Международной ассоциации защиты с пистолетом [Электронный ресурс] // The International Defensive Pistol Association (IDPA). Режим доступа: http://www.idpa.com.
5 См.: Кутыгин Ю. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 1. С. 120- 124.
6 См.: Дружинин А. В. Формирование тактической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 2. С. 185-186.
Рис. 1. Схема создания тактической площадки с использованием символьных ситуационных мишеней и фигур
Рис. 2. Пример создания учебной мишенной обстановки с применением ситуационных мишеней
Рис. 3. Схемы вариантов мишенной обстановки для отработки навыков применения оружия при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния
экипироваться (специальными средствами, средствами индивидуальной бронезащиты и т. п.). После доклада о готовности по команде руководителя (инструктора, преподавателя) переходит в зону открытия огня. В соответствии с мишенной обстановкой сотрудник принимает правовое решение и тактически грамотно выполняет требуемое действие: голосовую команду, использование специальных средств (возможно голосовое обозначение действия), предупредительный выстрел, стрельба на поражение или др. По окончании обучающимся делается соответствующий доклад.
6. По завершении упражнения осматриваются мишени, анализируется правовая, тактическая и стрелковая составляющая подготовленности обучающегося, определяются оценки1. Мишенная обстановка модифицируется для следующего обучающегося.
7. В конце занятия подводятся итоги. Обучающимся выдается задание для изучения вопросов, которые будут на следующем занятии, возможно с показом схем примерных ситуаций (рис. 3).
Применение указанной методики подготовки сотрудников полиции возможно не только при реализации образовательных программ высшего образования, но и при обучении по программам дополнительного образования в форме переподготовки или повышения квалификации.
Инновационность методики обусловлена комплексным характером формируемой учебной ситуации, предполагающей формирование идеомоторных стрелковых реакций, основанных на точной юридической оценке обстановки применения огнестрельного оружия.
Прежде чем применить огнестрельное оружие обучающийся должен быть уверен в наличии правовых оснований для этого, а также правильно оценить пределы возможного причинения вреда. Только в совокупности указанных факторов последствия применения оружия могут быть признаны правомерными.
Применение указанной методики предполагает совершенствование дидактических материалов, используемых при проведении практических учебных стрельб, в частности, особое значение имеют символьные ситуационные мишени, с помощью которых можно создавать различные учебные ситуации
Предлагаемая методика позволяет учесть поливариативность жизненных ситуаций, предполагающих применение сотрудником полиции огнестрельного оружия, и адаптировать ее к региональным особенностям конкретных территориальных органов, а также решать стоящие перед ними задачи. Кроме того, предварительный анализ результатов внедрения данной методики свидетельствует о формировании у обучающихся устойчивой компетенции, необходимой для выполнения служебных обязанностей в условиях, связанных с возможным применением огнестрельного оружия.
Список литературы
1. Беликин В. В. Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия [Электронный ресурс] / В. В. Беликин, В. З. Зарыпов, А. Р. Косиковский // Бюро Научно-Технической Информации. - Режим доступа: http:// www.bnti.ru.
2. Волков К. Установлены личности всех 84 жертв теракта в Ницце / К. Волков // Российская газета. -2016. - 19 июля.
3. Дружинин А. В. Формирование тактической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке / А. В. Дружинин // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 185-186.
4. Кутыгин Ю. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» / Ю. А. Кутыгин // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 120-124.
5. Линдер И. Б. Вооруженная безопасность: практ. рук-во для сотрудников спецслужб / И. Б. Линдер, Е. В. Лактионова. - М.: РИПОЛ классик, 2009.
6. Мишени для оборонной стрельбы из пистолета Международной ассоциации защиты с пистолетом [Электронный ресурс] // The International Defensive Pistol Association (IDPA). - Режим доступа: http://www. idpa.com.
7. Огневая подготовка: учеб. / под ред. канд. пед. наук, доц. В. Г. Лупыря. - Омск: Омская академия МВД России, 2014.
8. Сборник задач и вопросов по тактико-специальной подготовке милиционеров патрульно-постовой службы: практ. пособие / авт.-сост. С. Н. Иванов, В. И. Курушин, И. Н. Пяткевич; под ред. Н. А. Гудкова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2001.
1 См.: Огневая подготовка: учеб. / под ред. канд. пед. наук, доц. В. Г. Лупыря. Омск, 2014.