© А.М. Старцев, 2018 УДК 378 ББК 74
К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Алексей Михайлович Старцев,
начальник кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная пециальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы организации совершенствования профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: комплексный подход, специальная подготовка, сотрудник органов внутренних дел, специальная тактическая подготовка, табельное огнестрельное оружие, полицейская стрельба.
Для цитирования: Старцев А.М. К вопросу о комплексном подходе к совершенствованию профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2018;(2): 328-31.
THE QUESTION OF A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL AND PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Aleksey M. Startsev,
Head of the department of special tactics educational and scientific complex of special training Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot
Abstract. The article discusses the issues of improving the professional and physical preparation of employees of bodies of internal Affairs.
Keywords: an integrated approach, special training, personnel of bodies of internal Affairs, tactical and special training, standard-issue firearms, a police shooting
У многих сотрудников органов внутренних дел1 в течение службы не возникает необходимости применения физической силы, специальных средств, и особенно, табельного огнестрельного оружия. Отсюда возникает мнение, что вряд ли этот случай с ними произойдет. Все это приводит к самоуспокоенности и снижению понимания важности такой неотъемлемой части профессиональной подготовленности, как умение применять меры принуждения, в том числе и обращаться с оружием. Значительное число обучающихся в образовательных организациях МВД России, не имея практического опыта службы в ОВД, недостаточно серьезно, во время учебы, относятся к дисциплинам специальной подготовки,
1 Далее — ОВД
328_ - Вестник экономич
имеют слабое представление о профессиональной значимости комплекса знаний, умений и навыков, который включает в себя навыки пресечения противоправных действий с помощью различных средств и мер принуждения, не осознают тяжести последствий, которые могут возникнуть в связи с неумелым или неграмотным обращением со специальными средствами и табельным оружием.
Профессиональное применение огнестрельного оружия сотрудниками ОВД жизненно необходимо для качественного решения оперативно-служебных задач.
Практика показывает, что применение табельного огнестрельного оружия в огневых контактах с нарушителями правопорядка происходит на даль-
:кой безопасности - № 2 / 2018
ностях до 20 метров и менее; при этом время, отводимое для принятия решения, на открытие огня и стрельбу у полицейского составляет всего несколько секунд.
Исходя из этих факторов, обучение будущего сотрудника органов правопорядка должно основываться на формировании навыков меткой стрельбы из пистолета в ограниченное время, т.е. скоростной стрельбы из пистолета.
В настоящее время, методика скоростной стрельбы достаточно полно отработана для подготовки стрелков-спортсменов. Однако, использовать методику подготовки стрелка-спортсмена, для подготовки сотрудника ОВД неуместно, в связи с тем, что применение оружия при огневом контакте по своей сущности различны.
Отличие боевой стрельбы от спортивной заключается в технике производства выстрела, связанной с конструктивными особенностями боевого оружия, внезапности возникновения и экстремальности боевой обстановки, скоротечности огневого контакта, необходимости быстро находить и использовать окружающие предметы для укрытия, ведя при этом прицельный огонь, стрельбе в движении, необходимости учитывать правовой аспект применения оружия и многое другое.
В настоящее время существует острая необходимость в совершенствовании методик специальной подготовки в целом.
Многие развитые страны мира отходят от устаревших методик подготовки сотрудников правоохранительных органов владению табельным оружием, которые предусматривали простые задания — в положении для стрельбы стоя, с одной или с двух рук поразить мишень несколькими выстрелами. Просто умение стрелять из пистолета в тире себя не оправдывает, а скорее наносит вред. Начиная с середины 80-х годов, руководство правоохранительных органов США все больше внимания начинает уделять выработке у своих сотрудников навыков профессионального отношения к владению огнестрельным оружием и организации огневой подготовки [1].
Однако, как оказалось впоследствии, предложенные модели и технические средства «максимального приближения» к реальности срабатывали не всегда так, как предполагалось. По-
тери личного состава и ошибки при стрельбе в этот период, не только не снизились, но и начали нарастать.
Во многом, по заключению западных экспертов, это объяснялось возрастанием динамизма совершения преступлений, мобильностью и вооруженностью криминогенных слоев, которые все чаще стали опережать полицейские службы по технической оснащенности (в т.ч. и средствам индивидуальной защиты) и финансовым возможностям, все чаще опасное насилие к представителям закона становится обычным явлением [2, р. 15]. Все активнее в их социально-экономическую жизнь стали вторгаться проявления международного и регионального криминалитета, политического терроризма и религиозного экстремизма.
Сотрудник органов правопорядка попадая в экстремальную ситуацию, в корне отличающуюся от спокойной обстановки в стрелковом тире, теряется и чаще всего погибает от пули противника. Новые направления в подготовке полицейских, в частности США, максимально приближают условия тренировки к практическим условиям. «Практический курс ФБР по стрельбе из пистолета» в практику обучения включил упражнения с использованием различных дальностей до цели и положений для стрельбы: стоя, с бедра, лежа, в движении, а также методы отработки способов не прицельной, а так называемой «инстинктивной стрельбы».
Для более качественной подготовки созданы мини-городки, где предусматриваются условные ситуации (на улице, в жилом доме, торговом центре и т.д.) с внезапным появлением мишеней, имитирующих обычных граждан или вооруженных преступников. Полицейскому отводятся доли секунды на принятие решения, открывать ли ему огонь или воздержаться от стрельбы, чтобы не ранить случайную жертву. Для еще большего приближения тренировки к реальной ситуации применяется оружие с красящими пулями. Обучаемые создают две или более противоборствующие группы, цель которых поразить противника и не попасть под его огонь. Этим самым вырабатывается навык использования укрытий, сохранения своей жизни. В целях подготовки используются и компьютерные тренажеры. Тренировки могут проводиться даже в небольшом помещении.
Условия профессиональной деятельности в нашей стране предъявляют все более высокие требования к уровню развития физических, психологических, психофизических качеств личности полицейского, без которых сотрудник органов правопорядка не в состоянии выполнять оперативные задачи с применением оружия (вести огонь из огнестрельного табельного оружия на поражение).
«Полицейская стрельба» — это комплекс обязательных для сотрудника полиции знаний и умений, связанных с профессиональным использованием боевого табельного огнестрельного оружия в условиях оперативно-служебной деятельности. Она включает в себя:
1. Глубокие знание материальной части оружия, умение грамотно эксплуатировать его;
2. Твердые навыки безопасного обращения с оружием;
3. Умение вести меткий огонь, характерными для «полицейской стрельбы» способами:
• прицельная стрельба с места (в том числе и после передвижения);
• прицельная стрельба в движении (в т.ч. из автомобиля);
• прицельная стрельба по движущейся цели;
• стрельба «навскидку», выполняемая на опережение, без прицеливания (инстинктивная стрельба);
• стрельба сдвоенными выстрелами, со сменой магазина, при возникновении задержек при стрельбе;
4. Владение тактикой «полицейской стрельбы» — умение грамотно вести себя во время возникшей перестрелки, правильно выбирать укрытия, положения для стрельбы и т.д.;
5. Умение в соответствии с существующим законодательством, принять решение на применение оружия, его грамотно применить, а в последствии правильно отчитаться в применении оружия;
6. Выполнять прямые служебные обязанности в условиях огневого противоборства с противником;
7. Умение оказать первую помощь себе, сослуживцам и лицам, против которых применяется оружие.
Способности к «полицейской стрельбе» у сотрудника органа правопорядка представляют собой
совокупность физических, психологических, психофизиологических качеств и умственных данных личности, определяющих успешность выполнения оперативно-служебных задач полицейским.
В процессе обучения, воспитания, тренировок способности развиваются. Широкие компенсаторные возможности человеческого организма позволяют освоить навыки «полицейской стрельбы» даже лицам, имеющим невысокие способности к стрельбе, однако, как показывает опыт, на их подготовку затрачивается много средств и времени, а надежность меткой стрельбы, при стандартной системе обучения, у таких сотрудников весьма сомнительна.
Определение способности к обучению стрельбе отдельных сотрудников полиции необходимо осуществлять комплексно, изучая личность в целом. Выявление качеств, затрудняющих освоение стрелковой специальности, поможет своевременно применить широкий круг средств и методов для развития их до необходимого уровня.
Большая роль в профессиональной деятельности полицейского связанной с применением оружия принадлежит высокоавтоматизированным навыкам, наличие которых освобождает сознание человека от контроля над отдельными деталями действий и позволяют сосредоточиться на основных, решающих моментах деятельности.
К высокоавтоматизированным навыкам характерным для стрельбы из огнестрельного табельного оружия можно отнести сенсорные, умственные и двигательные навыки. Сенсорные — это автоматизированные действия, позволяющие быстро и с большой точностью воспринимать окружающую действительность. Умственные — это автоматизированные мыслительные действия, отражающие в сознании сущность окружающих явлений, основанные на анализе, синтезе, сравнении, абстракции, обобщении. Двигательные — это высокоавтоматизированные действия, обеспечивающие моторную реализацию принятых решений.
Навыки, сформированные для нормального течения работы, недостаточны для обеспечения высокого профессионального уровня в опасной ситуации.
Тренировка к боевой готовности должна проводиться с введением раздражителей, сопутствую-
330
Вестник экономической безопасности
№ 2/2018
щих реальной ситуации (внезапность, похожесть) и предвосхищающих возникновение экстремальной, боевой ситуации.
Профессиональные привычки надо рассматривать шире, чем навык, ибо психологически это, не что иное, как проявление опыта, своеобразная профессиональная мудрость оперативного работника. В основе любой привычки лежит особый психологический процесс — прогнозирование. Глубокое познание психологической сути многих привычек связанных со стрельбой, в частности из пистолета, которые используются в практике, позволит глубже анализировать существо неправильных действий при обучении огневой подготовке, прогнозировать возможность появления ошибок, основанных на привычках и предупреждать их.
Образование рабочих динамических стереотипов проводится с целью формирования и совершенствования у сотрудника полиции необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний
Формировать у сотрудника полиции двигательные умения и навыки, которые должны соответствовать требованиям предъявляемым «полицейской стрельбой» можно только организацией комплексного обучения.
Обучение будущих сотрудников полиции применению оружия в образовательных организациях МВД России проводится в объеме дисциплины «огневая подготовка». Количество часов отведенных на огневую подготовку в течение всего периода обучения курсантов не позволяет обучить их:
• тактике индивидуального или группового применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции;
• правовым особенностям применения оружия к правонарушителям и практическому порядку действий сотрудника по применению оружия в различных условиях правового поля;
• технике передвижения во время огневого контакта с правонарушителем, уклонения от встречного огня и т.п. действий, которые жизненно необходимы полицейскому в практике. Почти все вышеперечисленные аспекты применения оружия сотрудником полиции в той или иной степени преподаются на разных кафедрах образовательных организаций и полученные курсантами и
слушателями знания и навыки не являются целостными, а значит малоэффективны.
Возможным выходом из данного положения было бы проведение комплексных занятий, однако, сложившиеся тенденции организации учебного процесса, не позволяют организовать и проводить занятия на необходимом уровне.
Кафедра специальной тактики решает проблему специальной тактической подготовленности сотрудников полиции на основе комплексных, интегральных методик. Кафедра данной направленности позволяет:
• разрабатывать методику выработки навыков, связанных с применением оружия в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности в соответствии с направлением подготовки;
• использовать все объекты материальной базы;
• подбирать профессорско-преподавательский состав для кафедры, обладающий широким диапазоном смежных знаний в области дисциплин специальной подготовки.
Построение процесса обучения, по дисциплинам специальной подготовки, основывается на межкафедральном взаимодействии и междисциплинарной методологии. Вначале обучения курсанты получают базовые знания и навыки на кафедрах физической, огневой, тактико-специальной подготовке, далее, на кафедре специального комплексного обучения все свои знания, умения и навыки систематизируют в единое профессионально-прикладное умение, связанное, в первую очередь, с применение физических мер принуждения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Завершать обучение курсантов по специальной тактической (комплексной) подготовке должен государственный экзамен, который наряду с другими выпускными государственными экзаменами будет свидетельствовать о готовность качественно выполнять оперативно-служебные задачи, связанные с применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Литература
1. Обзор зарубежных источников по огневой подготовке полицейских за рубежом. Составитель А.В. Прокофьев. М.: ГИЦ МВД РФ, 1996.
2. Police, № 1, 1989.