УДК 378+78
ББК 74.489.4+85.31Р
ПРИМЕНЕНИЕ НОТАТОРА SIBELIUS В ДИСЦИПЛИНАХ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМИ ПЕДВУЗА
| В.А. Новоселов
Аннотация. На основе анализа результатов анкетирования студентов Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ) выявлен уровень их осведомленности о возможностях интеграции информационных технологий в учебно-образовательную деятельность как на занятиях с педагогом, так и при самостоятельной подготовке. Зафиксировано отношение студентов к информационным технологиям в образовании, их роли в формировании современного учителя музыки; сформулированы достоинства компьютерных программ и обозначены недостатки в их освоении. Определены перспективы внедрения нотного редактора Sibelius как инструментального средства информационной технологии, способного оказать положительное воздействие на учебную деятельность студентов музыкального вуза по предметам «Дирижирование» и «Хор», а также в ходе подготовки к преддипломной практике на хоровом коллективе. Обобщен опыт автора статьи по работе с Sibelius в период обучения в бакалавриате МПГУ с 2012-2017 гг. Описаны некоторые методы и приемы работы с музыкальным графическим редактором Sibelius 7 на факультете музыкального искусства.
175
Ключевые слова: музыкальное образование, Sibelius 7, высшая школа, информационные технологии, дирижирование, хор, хормейстерская деятельность, хоровые аннотации, адаптация партитур, имитация звучания хора, экспортирование, микшер, воспроизведение.
APPLICATION OF THE SIBELIUS NOTATION SOFTWARE TO THE COURSES OF CONDUCTING AND CHORAL MODULE BY THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
I V.A. Novoselov
Abstract. Based on the analysis of the results of the questionnaire survey conducted with the students of the Institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University, the level of their awareness of the possibilities of integrat-
ing information technologies into educational and training activities was revealed both in classes with a teacher and during self-study. The attitude of students towards information technologies in education, their role in the formation of a modern music teacher has been fixed; advantages of computer programs are formulated and shortcomings in their development are indicated. Sibelius's music editor has been identified as an instrument of information technology that can have a positive impact on the educational activity of music college students in the subjects "Conducting" and "Choir", as well as in preparation for pre-graduation practice in a choir. The experience of the author of the article in working with Sibelius in the period of training in the bachelor's program of the Moscow State University from 2012-2017 has been generalized. Some methods and techniques for working with the musical graphic editor Sibelius 7 at the Faculty of Musical Art are described.
Keywords: music education, Sibelius 7, higher school, information technologies, conducting, choir, choirmaster activity, choir annotation, scores adaptation, imitation of the choral sound, exporting, mixer, playback.
176
Внедрение информационных технологий в музыкальное образование происходит с 70-х годов XX века, когда были разработаны специальные программы, направленные на демонстрацию потенциальных возможностей компьютера, призванных модернизировать процесс обучения [см.: 1], и проанализированы возможности и пути их внедрения в учебный процесс [см., напр.: 2—4]. Тогда это было новшеством, сегодня — требование времени: предполагается, что к 2020 г. большинство студентов образовательных учреждений перейдут на обучение по индивидуальным учебным планам, особенностями которых будет увеличение часов для самостоятельной работы, использование в учебной деятельности современных информационных технологий и пр. [5, с. 25]. Это отмечено в ФГОС высшего [6] и общего образования [7] и других нормативно-правовых документах РФ
[см.: 8]. Все это говорит о необходимости популяризации информационных технологий, раскрытии их возможностей для студентов и преподавателей при работе с разными программными продуктами с целью оптимизации своей профессиональной деятельности и решения ряда образовательных задач. Неспроста в ведущем педагогическом вузе России — Московском педагогическом государственном университете — большое внимание уделяется вопросам развития цифровой образовательной среды, выстраивания стратегии информационной (компьютерной) модернизации факультетов [9].
Как оказалось, этого недостаточно. Проведенное анкетирование студентов (ноябрь 2016 г.) факультета музыкального искусства Института изящных искусств МПГУ позволяет сделать вывод, что студенты в своей учебной деятельности в вузе работают лишь с ограниченным спектром
ЕК
некоторых «компонентов инструментальных средств информационных технологий — прикладного программного обеспечения, предназначенного для конструирования и подготовки учебных, методических и организационных материалом, создания графических, музыкальных, тестовых файлов для решения различных образовательных задач педагогики искусства» [10, с. 45], а именно нотных редакторов Finale, Guitar Pro, Sibelius, MuseScore и др. Во-первых, причиной этого является отсутствие у студентов представлений о возможностях ряда компьютерных программ, а также слабая мотивация к их изучению. Во-вторых, как показывает практика, отсутствуют какие-либо системные исследования по возможному применению нотных редакторов, таких как Finale, Sibelius и др., в учебной деятельности студентов. Однако спрос на педагогические кадры, владеющие методикой применения информационных технологий в своей деятельности и деятельности образовательной организации, растет. Здесь видится противоречие, которое выражается в том, что подготовка студентов — будущих учителей музыки, имеет ряд пробелов, в том числе в сфере использования компьютерных ресурсов. Все сказанное выше подвигло нас на описание своего опыта работы с нотным редактором Sibelius в учебной деятельности в ходе обучения в бакалавриате МПГУ (2012— 2017 гг.).
Целью настоящей работы явилось обобщение и описание некоторого инструментария нотно-графи-ческого редактора Sibelius и возможность внедрения его в учебную дея-
тельность студента, а также в практику предметов «Хор», «Дирижирование» в педвузе. Основная задача — представить приоритетные стороны Sibelius 7, позволяющего решать ряд учебных задач и облегчающих подготовку студента к занятиям.
Приведем анализ анкетирования студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» двухпрофильного бакалавриата: «Музыка» и «Дополнительное образование», всех курсов обучения Института изящных искусств МПГУ. Всего в анкетировании приняли участие восемьдесят шесть студентов.
Ответы на первый вопрос анкеты: «Как вы считаете, современному учителю, студенту необходимо обладать компетенциями по применению информационных технологий в своем ведущем виде деятельности?» — показывают, что большинство опрошенных студентов (89,5%) понимают необходимость формирования информационных компетенций как просто для каждого человека, так и для современного учителя музыки. На второй вопрос анкеты: «В своей ежедневной деятельности вам приходиться сталкиваться с работой на компьютере, программным обеспечением направленного на решения ваших учебных задач в вузе?» — 83,7% опрошенных ответили, что достаточно часто работают с информационными технологиями. Третий вопрос анкеты требовал открытого ответа: «Укажите компьютерные программы, прикладное программное обеспечение компьютерные средства, используемые наиболее часто при обучении в вузе». Большинство респондентов указали, что пользуются проприетарным программным обе-
177
ВЕК
спечением крупнейшей компании Microsoft Corporation для персональных компьютеров: текстовым редактором Word (96,5%) (помогает при подготовке докладов, рефератов, контрольных работы); 73,2% опрошенных студентов работают с PowerPoint (для подготовки презентаций, демонстрации наглядных материалов в ходе практики в школе и пр.). Среди бесплатного программного обеспечения наиболее часто респонденты (69,7%) в своей учебной деятельности обращаются к работе с медиа проигрывателем аудио и видеофайлов — Windows Media Player (в ходе прослушивания «викторин» по предмету «История музыки», подготовки музыкальных фрагментов к урокам музыки в общеобразовательной школе). Было отмечено, что опрашиваемые студенты не указали свое отношение к использованию нотного редактора Sibelius, поэтому был предложен еще один вопрос: «Изучаете ли вы на факультете музыкального искусства МПГУ нотно-графический редактор Sibelius и его возможности для решения учебных задач?». Оказалось, что на факультете в рамках специальных дисциплин нотный редактор Sibelius преимущественно используется для набора нот с оригинал-макетов партитур, транспонирования нот. При самостоятельной подготовке к занятиям возможности редактора остаются нереализованными. Следующий вопрос анкеты был посвящен выявлению достоинств и недостатков, которые встречаются в работе с известными компьютерными программами. 57,0% респондентов к трудностям отнесли: недостаточное количество русскоязычных пакетов программ, низкий уровень компью-
терной грамотности; 41,8% студентов указали на отсутствие представлений о способах, методах и возможностях применения прикладных программных продуктов в учебной деятельности. Отмечено также, что большинство профессиональных музыкальных программ требуют системного подхода при освоении, а соответственно, и большого количества времени.
Основными достоинствами, по мнению респондентов, являются: яркость интерфейса, удобство (возможность выполнить сложные операции), наглядность (программы позволяют работать с любым материалом: текстом, рисунком, аудиофайлом — и при этом производить редактирование и наблюдать изменения с тем, чтобы добиться нужного результата). Ключевой особенностью, по мнению анкетируемых, является наличие в программах большого спектра инструментария.
И наконец, на вопрос: «О каком из представленных нотных редакторах хотите узнать больше?», участники анкетирования расставили следующие приоритеты: Guitar Pro — 8,1%, Finale — 19,7%, первое место было отдано Sibelius — 41,8%; воздержались от ответа 25,5% респондентов, а один студент ответил, что не видит необходимости в изучении всех возможностей нотных редакторов.
Большинство участников анкетирования отдали приоритет нотно-графическому редактору Sibelius благодаря тому, что он позволяет работать с нотацией любой сложности, получая нотно-издательскую продукцию высочайшего качества [11], а также, как указывает Б.Е. Ловчиев, обладает широким спектром возмож-
ностей по набору нот, формированию клавиров, оркестровых и вокальных партитур, интеграции MIDI-клавиа-туры с компьютером и программой, позволяющей оптимизировать процесс набора нот [12, с. 4]. Эти и другие обстоятельства позволяют сделать вывод, что Sibelius является не только одним из популярных музыкальных продуктов, но и профессиональной программой, демонстрирующей свое преимущество перед другими нотаторами.
Результаты анкетирования, беседы со студентами позволяют констатировать, что у них отсутствуют представления о том, как использовать нотный редактор Sibelius в своей учебной деятельности. Осложняется это тем, что пока еще недостаточно разработана методика, позволяющая добиться системного подхода при внедрении нотных редакторов в практику вузов.
Выявив предпочтения студентов, опишем потенциальные возможности Sibelius, которые будут полезны каждому студенту факультета музыкального искусства. Рассмотрим возможности внедрения последней версии популярного нотного редактора американской корпорации Avid Technology "Sibelius 7", обладающего широким кругом нововведений [см.: 13], на занятиях по предметам «Дирижирование» и «Хор», а также проследим, как можно использовать нотатор в ходе подготовки к преддипломной практике на хоровом коллективе.
«Дирижирование». В ходе изучения данного предмета студенты сталкиваются с хоровыми аннотациями (целостный анализ хорового произведения) на изучаемые произведения. Экспертная комиссия, про-
фессора обращают внимание, в том числе, на то, как студент смог оформить иллюстрации нотной графики (нотных фрагментов) в представленной письменной работе.
Воспользовавшись инструментами Sibelius 7, на нотной бумаге, отображаемой на мониторе компьютера, рисуем требуемые символы, создаем графические иллюстрации, затем, обратившись к вкладке File, находим раздел «Экспортирование», в котором можно гибко настроить формат, который собираемся сохранить в требуемом виде: TIFF, EPS, BMP, PNG. После выполнения процедуры сохранения этот рисунок можно импортировать в текстовый редактор Word. Одна из первых иллюстраций в аннотации появляется на этапе вокально-хорового анализа: это графическое указание тесситурных условий всего хора и каждой партий отдельно. Например, партию вторых сопрано (диапазон до-диез первой октавы, соль второй октавы) в VIII части «Да святится имя Твое» («Запечатленный ангел», музыка Р.К. Щедрина) можно изобразить следующим образом (см. рис. 1).
Давно замечено, что на занятиях дирижирования с концертмейстером, изображающим хоровую звучность на фортепиано, у студента формируется представление о звучании хора, так что он постепенно привыкает к работе с такой моделью («инструментальная модель», автор профессор Б.Д. Критский) [14, с. 134]
179
Рис. 1. Тесситурные условия вторых сопрано
180
обучения дирижерско-хормейстерс-кому мастерству, и нередко, как показывает практика, студенту при разучивании в классе дирижирования своей партитуры сложно представить воображаемый хор, его певучесть в звучании, тембровые окраски партий и пр.
Описанная педагогическая ситуация может решиться при использовании Sibelius 7 на занятиях дирижирования, в том числе при вводе нотных знаков оригинал-варианта партитуры. Для этого можно обратиться к широкому спектру вариантов набора нот [см.: 15].
Первый способ — используя плавающую панель Keypad в Sibelius и компьютерную мышь (несмотря на то, что этот способ является самым распространенным, он же и самый трудоемкий). Второй способ: набор нот можно осуществить в режиме Flexi-time с использованием MIDI-клавиатуры (предварительно подключив и синхронизировав ее с Sibelius). Этот режим эффективен, когда нужно быстро набрать партитуры большого размера. Третий способ используется редко: с помощью плавающей панели по образу клавиатуры любого фортепиано — Keyboard. Наконец, самый удобный способ — это пошаговый режим ввода нотных знаков при работе в режиме «алфавитного набора», где буквенные обозначения C-до, D-ре, E-ми, F-фа, G-соль, А-ля, B-си и пр. соответствуют английской раскладке клавиатуры компьютера. Этот способ зарекомендовал себя как удобный, экономичный по времени.
Осуществив перенос нот изучаемой партитуры в программу Sibelius, расставив все необходимые автор-
ские ремарки, эту партитуру можно воспроизвести с помощью плавающей панели «Воспроизведение» (см. рис. 2) активизировав ее нажатием клавиш компьютера Ctrl+Alt+Y, как при использовании заранее загруженной в Sibelius профессиональных звуков инструментов, голосов, так и стандартными средствами программы. Но в разных случаях мы получим своеобразное звучание, которое имитирует хоровую звучность (хоть и искусственно). Дидактические возможности программы заключаются в том, что при ее использовании можно работать над имитацией звучания хоровых партий партитуры: выстраивания нюансировки, динамики, штрихов, темповых отклонений, используя настройку гибких агоги-ческих указаний, и мн.др. Все это позволяет создать нужную интерпретацию изучаемого произведения, глубже изучить нотные знаки, познать контекст произведения.
Еще один метод использования Sibelius на занятиях по дирижированию — это одновременно работа с концертмейстером и программой, то есть, включив воспроизведение какой-либо хоровой партии, можно одновременно с этим попросить концертмейстера исполнять другую хоровую партию или все голоса; при этом методе наложения музыки студент учится управлять звучностью,
Рис. 2. Плавающая панель «Воспроизведение»
активизируя свое внимание, слух. В этом реальном процессе, при условии регулярных тренировок, студент обучается распределять свои силы на два и более раздражителя, постепенно формируя представления хоровой звучности (ведь звучание партитуры в Sibelius с использованием профессиональной библиотеки звуков приобретает звучание, имитирующее звук хора). Такой пример позволяет организовать диалог, интерактивное взаимодействие с программой самого студента, преподавателя, концертмейстера в условиях «решения ситуационных задач или совместной работы в одном электронном приложении» [16, с. 74].
Нельзя не упомянуть еще об одной особенности программы, которая может пригодиться на этапе работе по разучиванию хоровых партий (голосов партитуры). Здесь полезно вызвать плавающую панель «Микшер» (см. рис. 3) сочетанием клавиш Ctrl+Alt+M.
Благодаря широким возможностям Sibelius 7 можно провести различные манипуляции с голосами: «вычленить» любую партию из общего звучания хоровой фактуры или выделить какой-либо голос поверх остальных, удалить звучание какой-либо партии полностью, добавить в партию эффект звучания и пр. Все это повышает эффективность работы с нотным текстом, а то, что Sibelius воспроизводит партитуру бесконечное количество раз, позволяет студентам дирижировать в любых условиях: дома, на улице, в метро, в транспорте и пр. (хотя в этом случае лучшим решением станет создание видео-партитуры). Для экспортирования партитуры в видео-партитуру потребуется выстраивание ряда на-
Рис. 3. Окно плавающей панели «Микшер»
строек в меню File (подменю «Экспорт»). После этого, загрузив на свой гаджет видеофайл, можно работать с партитурой, постепенно складывая свою исполнительскую интерпретацию, осознаннее усваивая изучаемое произведение.
Представленные методы и способы работы с Sibelius 7 в классе дирижирования при самостоятельной работе студента расширяют представления о возможностях информационных технологий, использование которых обогатит педагогический 181 арсенал будущего учителя музыки.
При изучении предмета «Хор» студент сталкивается с работой учебных хоровых коллективов, когда приходится выполнять аранжировки, облегченные исполнительские редакции, переложения хоровой фактуры для разного вида хора при строгом сохранении идей композитора. Все это достигается при работе со всеми одиннадцатью вкладками меню программы, расположенного в Ленте интерфейса Sibelius 7; среди них функции перестановки голосов, транспонирования, ввода подтекстовки, функция сохранения идей и мн. др.
ВЕК
Особенное место, где можно применить Sibelius 7 в учебной деятельности студента, — это подготовка к преддипломной практике на хоровом коллективе и в ходе самой практики. Опираясь на свой опыт в ходе последнего года обучения в бакалавриате в МПГУ, представим несколько направлений работы с нотатором:
1) создание хоровой партитуры целиком, а затем распечатка партий для хоровых папок, которые имеют высокое разрешение и привлекают студентов высоким полиграфическим качеством;
2) возможность оперативно редактировать партитуру (нередко при работе с хором выясняются сложные места в партитуре, которые можно нивелировать, произведя перестановку голосов), что экономит время каждого участника коллектива;
3) гибкая работа с текстовыми подстрочниками: можно под немецкий текст вставить произношение слов (см. рис. 4) или вообще вырезать иностранный, расставить нюансы по исполне-
4пл нию литературного текста и пр.;
182 4) грамотная подготовка хоровой партитуры. Например, выделить из
партитуры важную партию, увеличив ее масштаб в два раза и одновременно уменьшить графическое отображение второстепенных партий; расставить специальные символы, концентрирующие внимание хористов (в полифонических произведениях — тем, важных подголосков) (см. рис. 5);
5) возможность эффективно расставить различного рода материал, который объясняется в ходе работы с хором; тем самым экономится время на объяснение технических моментов партитуры (цезуры, штрихи, фразировка, общехоровое дыхание, лиги, динамические оттенки; выставляются значения тонального плана, особенности гармонического языка и пр.) (см. рис. 6), работа ведется более быстрым темпом, осознаннее и качественнее.
6) возможность для студента в набранной партитуре расставить аппликатурные значения и пояснения «для себя», помогающие в ее освоении при подготовке к экзамену, выходу к хору.
Таким образом, изучив литературу, представив собственный опыт, мы
Рис. 4. И.С. Бах. Кантата № 39 (g-i
|. Образец расстановки произношения
Рис. 5. В.Ю. Калистратов. Фрагмент партитуры «Сессия». Исполнительская редакция В.А. Новоселова
Рис. 6. Фрагмент IX части «Ангел Господень» по повести Н. Лескова «Запечатленный ангел», муз. РК. Щедрина. Исполнительская редакция В.А. Новоселова
183
можем констатировать, что нотный редактор Sibelius 7 способен помочь студенту в решении многих задач:
• оптимизируется самостоятельная подготовка к занятиям;
• учитываются индивидуальные способности и возможности студента;
• осуществляется обмен информацией между педагогом и студентом посредством обмена файлами;
• появляется возможность создать дидактические партитуры с элементами творческой направленности [см.: 17, с. 20];
• оперативно создаются партитуры любой сложности, стиля, жанра,
композиционной техники для хорового коллектива;
• предоставляется возможность всесторонне изучать хоровые произведения (больше «видеть» и «слышать» деталей изучаемой партитуры), отрабатывать вокально-хоровые навыки (дирижерские, певческие, гармонический и тембровый музыкальный слух), тем самым повышая музыкальную грамотность;
• осуществляется визуализация нотных знаков партитуры с предоставлением возможности управлять исполнительским процессом;
• формируется на компьютере большой банк информации (нотных
ЕК
партитур) с возможностью обмена изучаемой музыкой между студентами;
• предоставляется вероятность в Sibelius 7 создавать ряд упражнений для дирижирования, которые при многократном повторении помогают сформировать требуемый двигательный навык;
• успешно формируются специальные компьютерные компетенции (навыки работы в нотных редакторах), применимые в других видах деятельности и повышающие качество подготовки будущего учителя музыки.
В настоящей статье мы сделали попытку раскрыть некоторые приемы и методы внедрения Sibelius 7 на факультетах музыкального искусства, однако исследования следует продолжать, если мы желаем добиться улучшения качества подготовки современного учителя музыки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hofstetter, F.T. Music Dream Machines: New Realities for Computer-Based Musical Instruction [Text] / F.T. Hofstetter // Creative
184 Computing. — 1977. — Vol. 3 (MarchApril). — P. 50-54.
2. Peters, G.D. Audio Interfacing of the PLATO Computer-Assisted Instruction System for Music Performance Judging [Text] / G.D. Peters // Proceeding of the Second Annual Music Computational Conference. — Urbana, Illinois, 1975. — Part 4. — P. 79-94.
3. Placek, R.W. Design and Trial of a ComputerAssisted Lesson in Rhythm [Text] / R.W. Placek // Journal of Research in Music Education. — 1974. — Vol. 22/1 (Spring). — P. 13-23.
4. Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование [Текст] / С.П. Полозов. — Изд-во Са-рат. ун-та, 2002. — 208 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Правительство Россий-
ской Федерации. Распоряжение от 15 мая 2013 г. N 792-р] / [Электронный ресурс].
— URL: И1р://минобрнауки.рф/докумен-ты/3409 (дата обращения: 02.06.2018).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02. 2016, № 91 об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: httpV/ми-нобрнауки.рф/документы/8073 (дата обращения: 23.05.2018).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. N 413 [Электронный ресурс]. URL: http://миноб-рнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 12.02. 2018).
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюстре РФ 06.10.2010 N 18638) [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/99499 (дата обращения 07.03.2018).
9. Каракозов, С.Д. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МШУ [Текст] / С.Д. Каракозов, Р.С. Сулейманов, А.Ю. Уваров // Наука и школа. — 2015. — № 1. — С. 17-27.
10. Музыкально-компьютерные технологии в образовании: учеб. пособие [Текст]. — СПб.: Союз художников, 2009. — 224 с.
11. Серова, Е. Sibelius 6. Музыкальное издательство на компьютере [Текст] / Е. Серова // Музыка и электроника. — 2011. — № 1. — С. 8-10.
12. Ловчиев, Б.Е. Sibelius 4. Пособие по набору нотной графики [Текст] / Б.Е. Ловчиев.
— М.: Современная музыка, 2013. — 68 с.
13. Sibelius 7.5. Нововведения [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sibelius.com/ do wnload/documentation/pdfs/sibelius751-wh atsnew-ru.pdf (дата обращения 02.06.2018).
14. Дирижерско-хоровое образование: Традиции и современность [Текст]: материалы междун. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. К.Б. Птицы (1911-1983) / отв. ред.-сост. А.В. Антипин. — М.: Московская консерватория, 2014. — С. 133-137.
15. Фурманов, В.И. Компьютерный набор нот (Sibelius 7) [Текст] / В.И. Фурманов: практ. пос. для начинающих. — М.: Современная музыка, 2015. — 161 с.
16. Кирколуп, Е.Р. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении [Текст] / Е.Р. Кирколуп, О.В. Кирколуп, С.С. Лескова, Н.П. Пупырев, Н.В. Тру-хачева // Преподаватель XXI век. — 2017. — № 2-1. — С. 72-83.
17. Новоселов, В.А. Индивидуально-групповая форма дирижерско-хоровой подготовки студентов педвузов // Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования: материалы междун. науч.-практ. конф., 28 марта 2018 г., Москва / науч. ред. Г.П. Стулова. — М.: Искусство в школе, 2018. — С. 15-27.
18. Новоселов, В.А. Опыт внедрения нотного редактора Sibelius 7.5 в класс дирижирования педагогического вуза // Человек и образование. — 2017. — № 2 (51). — С. 142-146.
REFERENCES
1. Dirizhersko-horovoe obrazovanie: Tradicii i sovremennost, materialy mezhdun. nauch.-prakt. konf., posvyashch 100-letiyu so dnya rozhd. K.B. Pticy (1911-1983), otv. red.-sost. A.V. Antipin, Moscow, Moskovskaya konser-vatoriya, 2014, pp. 133-137. (in Russian)
2. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya ot 17 maya 2012 g. No. 413 [Electronic resource], available at: http://mino-brnauki.rf/dokumenty/2365 (accessed: 12.02. 2018). (in Russian)
3. Furmanov V.I., Kompyuternyj nabor not (Sibelius 7), prakt. pos. dlya nachinayushchih, Moscow, Sovremennaya muzyka, 2015, 161 p. (in Russian)
4. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 20132020 gody [Pravitelstvo Rossijskoj Federa-
cii. Rasporyazhenie ot 15 maya 2013 g. No. 792-r] [Electronic resource], available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3409 (accessed: 02.06.2018). (in Russian)
5. Hofstetter F.T., Music Dream Machines, New Realities for Computer-Based Musical Instruction, Creative Computing, 1977, Vol. 3 (March-April), pp. 50-54.
6. Karakozov S.D., Sulejmanov R.S., Uvarov A.Yu., Tekhnicheskaya politika i ehtapy razvitiya cifrovoj obrazovatelnoj sredy MPGU, Nau-ka i shkola, 2015, No. 1, pp. 17-27. (in Russian)
7. Kirkolup E.R., Kirkolup O.V., Leskova S.S., Pupyrev N.P., Truhacheva N.V., Organizaci-ya interaktivnogo vzaimodejstviya v ehlek-tronnom obuchenie, Prepodavatel XXI vek, 2017, No. 2-1, pp. 72-83. (in Russian)
8. Lovchiev B.E., Sibelius 4. Posobie po nabo-ru notnoj grafki, Moscow, Sovremennaya muzyka, 2013, 68 p. (in Russian)
9. Muzykalno-kompyuternye tekhnologii v ob-razovanii, ucheb. posobie, Sankt-Petersburg, Soyuz hudozhnikov, 2009, 224 p. (in Russian)
10. Novoselov V.A., "Individualno-gruppovaya forma dirizhyorsko-horovoj podgotovki stu-dentov pedvuzov", in: Problemy muzykalno-ispolnitelskogo iskusstva i obrazovaniya: materialy mezhdun. nauch.-prakt. konf., 28 marta 2018 g., Moskva, nauch. red. G.P. Stu-lova, Moscow, Iskusstvo v shkole, 2018, pp. 15-27. (in Russian)
11. Novoselov V.A, Opyt vnedreniya notnogo redaktora Sibelius 7.5 v klass dirizhirovani-ya pedagogicheskogo vuza, Chelovek i obra-zovanie, 2017, No. 2 (51), pp. 142-146. (in Russian)
12. Peters G.D., "Audio Interfacing of the PLATO Computer-Assisted Instruction System for Music Performance Judging", in: Proceeding of the Second Annual Music Computational Conference, Urbana, Illinois, 1975, part 4, pp. 79-94.
13. Placek R.W., Design and Trial of a Computer-Assisted Lesson in Rhythm, Journal of Research in Music Education, 1974, Vol. 22/1 (Spring), pp. 13-23.
14. Polozov S.P., Obuchayushchie komp'yuter-nye tekhnologii i muzykalnoe obrazovanie, Izd-vo Sarat. un-ta, 2002, 208 p. (in Russian)
185
1ЕК
15. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i socialnogo razvitiya RF ot 26.08.2010 No. 761n (red. ot 31.05.2011) "Ob utverzh-denii Edinogo kvalfikacionnogo spravoch-nika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih, razdel "Kvalifikacionnye ha-rakteristiki dolzhnostej rabotnikov obra-zovaniya" (Zaregistrirovano v Minyustre RF 06.10.2010 N 18638) [Electronic resource], available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/99499 (accessed 07.03.2018). (in Russian)
16. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.02. 2016, № 91 ob utverzhdenii feder-alnogo gosudarstvennogo standarta vys-
shego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obra-zovanie (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven bakalavriata) [Electronic resource], available at: http://minobrnauki.rf/dokumen-ty/8073 (accessed: 23.05.2018). (in Russian)
17. Serova E., Sibelius 6. Muzykalnoe izdatelst-vo na kompyutere, Muzyka i elektronika, 2011, No. 1, pp. 8-10. (in Russian)
18. Sibelius 7.5. Novovvedeniya. [Electronic resource], available at: https://www.sibelius. com/download/documentation/pdfs/sibel-ius751-whatsnew-ru.pdf (accessed 02.06.2018). (in Russian)
Новоселов Вячеслав Александрович, магистрант, кафедра музыкально-исполнительского искусства, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Novosyolov V.A., Master Student, Musical and Performing Arts Department, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
186