СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДИРИЖЁРА-ХОРМЕЙСТЕРА ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Горемычкин Анатолий Иванович,
72318, Мелитополь, Украина
Аннотация. В статье рассматривается возможность использования программ компьютерной обработки звука для развития и совершенствования некоторых принципиально важных профессиональных навыков студентов-хормейстеров. Речь идёт о том, что звукозаписи, созданные в подобных нотных редакторах и проигрываемые на компьютере с использованием функции «Микшерный пульт», превращаются в своеобразные тренажёры, дающие студенту возможность в процессе индивидуальной самоподготовки формировать для себя имитацию хоровой звучности. При этом он может петь любую партию хоровой партитуры, ощущая себя в сотаве реально звучащего ансамбля. Эта возможность может считаться уникальной, так как альтернативных ей инструментов пока ещё не существует, а заменять их каждый раз реальным живым ансамблем певцов физически невозможно. Охарактеризованный способ использования звуковых редакторов может применяться не только в процессе подготовки хормейстеров, но и вообще при профессиональной подготовке музыкантов. Естественно, методические формы и способы такого использования редакторов в каждой отдельной сфере подготовки могут быть различными.
Ключевые слова: дирижирование, сольфеджио, самоподготовка студента-хормейстера, нотные и звуковые компьютерные редакторы, совершенствование специфических вокальных навыков студентов-хормейстеров.
113
IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS AS A CONDUCTOR, CHOIRMASTER THROUGH THE USE OF MODERN COMPUTER TECHNOLOGY
Anatoly I. Goremychkin,
72318, Melitopol, Ukraine
Abstract. The article deals with one of the most difficult aspects of preparation of students-chorus masters - the formation of future conductors specific to their future work of vo-
cal and choral skills. This refers to the ability of a conductor in the process of working with choral collective to join his voice to any episode of any of the choral parts performed by the score. To provide such training by involving permanent partner groups is physically impossible. It is therefore proposed to apply to a computer program of recording and processing sounds the so-called printed music and sound editors. They all have the ability to play an existing record,, and in the course of listening to arbitrarily enable or disable any choruses. In other words, these editors can simulate student's work with the choir, to be exact -enable him to carry out any of the choirs, while the other parties are compensated by sonority of computer. Thus, the program editors can act as a universal sound simulator. It enables students during individual self-training to sing any party as part of the full choral ensemble and enable or disable the party which is currently performed by him. This possibility of sound and music editors can be used not only in the preparation of conductors, choirmasters, but also in many other parts of the training of musicians, especially of teachers of music.
Keywords: conducting, ear training, self-training of students-choirmasters, music and computer sound editors, improving specific skills of students of vocal chorus masters.
114
Компоненты профессиональной подготовки хормейстеров
Подготовка дирижёра-хормейстера - процесс длительный, сложный и многоплановый. Он предусматривает и общемузыкальное эстетическое развитие, и углублённое усвоение методик вокального воспитания, и формирование особой мануальной техники, и многое другое [1]. Все указанные направления профессионального развития имеют свою теоретическую базу и, естественно, свой круг необходимых практических навыков, иногда достаточно специфических.
Одним из самых сложных навыков, без освоения которых результативная работа дирижёра-хоровика практически невозможна, является свободное, уверенное владение собственным певческим голосом.
Специфика вокальной подготовки хормейстеров
Работа с хоровым коллективом предъявляет к голосу хоровиков
очень высокие и разнообразные требования. Речь в данном случае идёт не о традиционной вокальной подготовке, точнее - не только о ней. Да, конечно же, хормейстер обязан владеть навыками грамотного, эстетически полноценного звукообразования, определённой вокальной техникой и культурой исполнения - это как бы само собой разумеется. Но дирижёр-хормейстер в ходе репетиционной работы всегда имеет дело со специфической звуковой фактурой - многоголосной хоровой тканью, где каждый мелодический голос представлен группой исполнителей, каждый из которых имеет свою индивидуальность.
Поскольку время репетиции ценится очень дорого, дирижёр обязан уметь быстро, кратко и уверенно вносить нужные коррективы в процесс звукообразования. Для этого ему необходимо:
• безукоризненно знать наизусть все хоровые партии или легко и свободно петь их с листа;
• уметь петь любой фрагмент каждой из хоровых партий, вступая с нужного в конкретном случае места одновременно с пением хора;
• исполняя фразу из какой-либо партии, по возможности имитировать тембр, то есть присущую ей звуковую окраску.
Таким образом, мы подошли к центральной проблеме данной статьи:
• как научить будущего дирижёра уверенно чувствовать себя в звуковой атмосфере хоровой звучности;
• как научить его свободно переходить своим голосом с одной партии на другую.
В условиях индивидуальных занятий в классе сделать это практически невозможно. Даже если студент по указанию педагога научится переходить из одной партии в другую, он всё равно будет воспринимать полученную таким образом мелодическую линию как одноголосную мелодию. Как справедливо замечает Е. А. Дыганова, при вокальном исполнении ведущих голосов «дирижёр способен лично "на себе" испытать все выразительные возможности каждой хоровой партии, однако одноголосное исполнение лишает восприятия всей хоровой фактуры и вырабатывает однолинейное мышление» [2, с. 7].
Для ощущения эффекта пения в хоре нужно, чтобы при этом одновременно с исполняемым голосом звучали все остальные партии в реальной голосовой звучности. Обеспечить такие условия профессионального тренинга для каждого отдельного студента учебные заведения не могут. Поэтому решено было обратиться за помощью к музыкально-звуковым возможностям современного компьютера [3].
Потенциальные возможности
музыкальных компьютерных
программ в обучении музыке
Компьютерные программы, предназначенные для создания материалов того или иного типа, как известно, называются редакторами. Музыкальные редакторы делятся на два основных типа - нотные редакторы и собственно музыкальные редакторы. Последние предназначены для манипулирования готовыми фонограммами, и в данном случае мы будем их касаться лишь в самом общем плане. Любой музыкант, приступая к освоению специфических компьютерных технологий, прежде всего обращается именно к нотным редакторам, то есть учится набирать и редактировать на компьютере привычные для него нотные тексты. Эта возможность компьютера уже сама по себе является для музыканта величайшим благом, поскольку при её использовании автоматически снимаются вопросы музыкальной каллиграфии, красоты и разборчивости индивидуального нотного почерка и значительно снижается трудоёмкость самого процесса написания нот.
Далее музыкант открывает для себя возможности инструментовки многострочных партитур и оперативного слухового контроля за получаемым результатом. Поначалу подобная инструментовка будет выполняться в условных «электронных» тембрах, заложенных в стандартные базовые возможности нотного редактора. Позднее, с приобретением соответствующего опыта, появляется возможность подключать банки натуральных тембров и использовать в ходе прослушивания звучности, близкие к звуча-
115
116
нию натуральных инструментов. Эти возможности нотных редакторов могут быть широко и эффективно использованы при изучении таких сложных в профессиональном отношении дисциплин, как, например, инструментовка, инструментоведение, аранжировка и т. п. [4].
Особая, ничем иным не воспол-нимая ценность обозначенных функций нотных редакторов заключается в том, что студент-музыкант, создавая обработку какой-либо темы либо оригинальное собственное произведение, имеет чудодейственную возможность в любой момент слышать и оценивать на слух реальное звучание любого написанного фрагмента. (Ранее для этой цели пришлось бы приглашать целый коллектив исполнителей, что в условиях учебного процесса абсолютно нереально.) По сути, таким путём многие дисциплины специального цикла, традиционно считавшиеся теоретическими, превращаются в практические и приобретают для студентов вполне объективную, реальную ценность. Подробное освещение методических аспектов подобной работы требует отдельного рассмотрения.
Будущие дирижёры-хормейстеры для совершенствования своих вокально-хоровых навыков могут с большим успехом использовать другую функцию нотных редакторов. Дело в том, что практически каждый из таких редакторов включает в себя особый инструмент - многоканальный микшер, то есть полнофункциональный звуко-режиссёрский пульт. Основные возможности этого пульта таковы:
• оперативное управление громкостью каждого отдельного из голосов партитуры;
• управление частотной характеристикой, то есть тембром каждого голоса;
• использование эффекта панорамирования, то есть виртуального перемещения источника звука слева направо и наоборот;
• установление желаемого баланса между солирующими и сопровождающими голосами;
• произвольное включение или отключение отдельных голосов в процессе воспроизведения всей партитуры.
Сразу оговоримся, что значительная часть этих функций наиболее полезна при выполнении творческих работ (сочинение, аранжировка, инструментовка, звуковая режиссура концертных выступлений и т. п.). Однако эти же функции могут весьма эффективно использоваться в ходе индивидуальной самоподготовки студен-тов-хоровиков [4]. Остановимся на рассмотрении этой проблемы подробнее.
Прежде всего, заметим, что вокальные навыки студентов, особенно на начальном этапе обучения, характеризуются необычайной пестротой. Одни из них к этому времени уже имеют достаточно хорошо сформированный голосовой аппарат, а иногда и солидную практику концертных выступлений. Другие, обладая неплохими потенциальными возможностями, практически не имеют каких-либо реальных певческих навыков и поют очень упрощённым, «прямым» звуком, близким к разговорному. А есть и такие, которые вообще никогда не пели публично даже в семейной обстановке, и каждый факт такого пения «на людях» превращается для них в серьёзную психологическую пробле-
му, порой довольно мучительную. Дело в том, что эти студенты нередко имеют хорошую врождённую музыкальность, а иногда и достаточно существенную инструментальную (игровую) подготовку. В подобных случаях очень сильное тормозящее воздействие может оказывать психологический фактор. Хорошо осознавая недостаточность своих вокальных навыков и опасаясь публично совершать грубые ошибки, такие студенты на первых порах стараются как бы «спрятаться» за общим звучанием хора и поют полушёпотом, без опоры, практически не обнаруживая своего настоящего голоса и даже не всегда подозревая о его существовании. При этом они, естественно, плохо слышат самих себя, и у них постепенно складывается ощущение постоянной неуверенности в процессе пения. Любое предложение спеть самостоятельно тот или иной мелодический фрагмент превращается для них в серьёзное испытание, а необходимость спеть то же самое в двухголосном ансамбле -в невыполнимую задачу. Возникает своеобразная стрессовая ситуация, некий психологический ступор, зажим, мешающий им свободно развиваться как участникам хорового коллектива. Чтобы помочь таким учащимся, необходимо:
а) эмоционально раскрепостить ученика, снять ненужную стеснительность и научить его петь свободно, в том числе в полный голос;
б) обеспечить ему достаточную по объёму практику пения в составе двух-, четырёхголосного вокального ансамбля.
Понятно, что первая из этих проблем должна решаться педагогами-вокалистами в классах индивидуального
вокала [5]. Что же касается второй проблемы, то для её решения и следует, на наш взгляд, научиться систематически и эффективно использовать звуковые возможности персонального компьютера. Рассмотрим эту задачу более подробно.
Компьютерное моделирование звуковой ткани вокально-хорового ансамбля
Прежде всего, примем за аксиому, что нотная запись вокального или хорового произведения, выполненная в формате миди и открытая в окне нотного редактора, может рассматриваться и как готовый аккомпанемент, и как своеобразная «минусов-ка». Такая фонограмма, установленная на домашнем компьютере, изначально может использоваться как индивидуальный музыкальный тренажёр, полностью обеспечивающий процесс самоподготовки любого вокалиста или хоровика. Даже на самых начальных этапах обучения учащийся может с её помощью выучивать и правильно, интонационно чисто воспроизводить разучиваемую им мелодию. Чтобы при этом у него не сформировалась привычка механически следовать за звучностью компьютера или планшета, необходимо с самого начала обучить его рациональным навыкам подобной работы. Основные этапы этой работы представляются таким образом:
• слушание мелодии с тихим про-певанием её «про себя» (мелодия интонируется внутренним слухом, и шёпотом произносятся слова текста при подчёркнуто активной, эмоционально осмысленной артикуляции);
• пение мелодии с текстом вполголоса (этап запоминания и вокально-
117
118
го освоения сольной или хоровой партии);
• целостное, полнозвучное исполнение вокальной или хоровой партии одновременно с таким же полнозвучным проигрыванием всей фонограммы;
• полнозвучное исполнение любой хоровой партии одновременно с фонограммой, в которой исполняемая партия отключена [3].
Целесообразность и результативность подобного тренинга совершенно очевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. К тому же данная методика может быть использована не только в ходе занятий по дирижированию, но и на других занятиях. Логичнее и естественнее всего она вписывается, например, в занятия по сольфеджио, особенно при переходе к пению многоголосных образцов. Не менее полезной она может стать и для вокалистов, особенно в тех случаях, когда исполняемые ими произведения имеют насыщенный аккомпанемент с развитой самостоятельной фактурой.
Кстати, он может быть использован не только в профессиональном обучении музыке, но и на уровне общеобразовательной школы. Экономический фактор (стоимость компьютера) в данном случае может уже не приниматься во внимание, так как компьютерная техника в различных видах (персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны) получила повсеместное распространение и имеется практически в каждой семье. И то, что компьютер таким образом может быть использован детьми даже при подготовке к урокам музыки, только повышает его реальную практическую значимость [6].
Методика вокально-слухового тренинга
Вернувшись к проблемам профессиональной подготовки хормейстеров, обратимся к инструменту «микшер», имеющемуся в каждом нотном редакторе. Возможность произвольного включения и отключения каждого голоса партитуры, о которой уже говорилось ранее, в процессе самоподготовки студентов может быть использована весьма разнообразно. Наиболее типичные формы её использования:
• обычный тренинг в ходе выучивания и вокального освоения каждой из отдельных хоровых партий;
• поочерёдное исполнение своей хоровой партии с каждым из раздельно подключаемых других голосов (сопрано + альт, сопрано + тенор, сопрано + бас);
• исполнение своей партии совместно с группой родственных голосов (Я + женская группа хора, Я + мужская группа хора);
• исполнение любой хоровой партии совместно с компьютером при отключении этой партии в компьютерной партитуре.
Опираясь на многолетний опыт работы в данном направлении, считаем возможным предложить следующие рекомендации:
а) при выборе тембров (инструментов) в записи хоровой партитуры целесообразно использовать тембр, обозначенный как «О» или «ОУ», поскольку этот тембр очень близок к реальной, «живой» вокализации на соответствующем звуке;
б) полная звукозапись поочерёдного исполнения всех хоровых партий в принципе может быть использо-
вана как одна из форм зачётной работы по дирижированию;
в) таким же образом можно использовать компьютерную нотную запись хорового произведения, в которой студент выстраивает его полный исполнительский план, то есть самостоятельно расставляет в нём все динамические, агогические и прочие исполнительские указания. Формой проверки такой работы может служить её обычное прослушивание или дирижирование студентом обработанной им нотной записи.
Заметим, что музыкальные редакторы практически все предоставляют пользователю возможность так называемой мультитрековой (многодоро-жечной) звукозаписи с поочерёдной записью каждого отдельного голоса и последующим сведением их в единый ритмически согласованный ансамбль.
Подобную многодорожечную запись можно использовать как универсальную «минусовку»: при воспроизведении отключать тот или иной из голосов. Исполняя такой отключённый голос в сопровождении остальной фонограммы, студент вырабатывает навык ансамблевого пения с реально слышимым им звучанием других певческих голосов, привыкает слышать оберто-новую окрашенность звучности ансамбля и добиваться в собственном пении не только интонационного, но и -что очень важно - тембрового слияния своего голоса с общим звучанием ансамбля. Эта уникальная возможность позволяет студенту окунуться в подлинную хоровую звучность и воспитывать в себе истинно хормейстерский слух, ориентированный на аналитическое восприятие певческого звучания и глубинное понимание всех аспектов звукообразования.
Подготовка подобной многодоро-жечной записи может быть выполнена с привлечением нескольких опытных исполнителей из состава имеющегося хора. В принципе достаточно иметь даже по одному человеку из каждой партии, но лучше всё-таки использовать мини-партии из двух-трёх человек, поскольку только при этом, согласно П. Г Чеснокову, получаемая звучность может называться хоровой [7, с. 29]. Понятно, что такая работа требует определённых усилий. Однако результат стоит того, ибо полученная звукозапись может расцениваться как своеобразное учебно-методическое пособие, которое может эффективно использоваться в течение ряда лет.
Организация компьютерного методического фонда
В процессе работы любого хорового коллектива в его творческом багаже накапливается весьма значительный репертуар, зафиксированный в виде большого набора нотных текстов и аудио-, видеозаписей. Постепенно такой набор превращается в своеобразную рабочую библиотеку, имеющую для коллектива огромную ценность. Это относится не только к профессиональным хоровым коллективам, но и к студенческим хорам музыкальных учебных заведений. В условиях музыкальных вузов педагогическая ценность подобных библиотек значительно усилится, если они, помимо нотных текстов, будут доукомплектовываться описанными выше электронными нотными записями в миди-формате и многодорожечны-ми звукозаписями для индивидуального тренинга. Это может существенно повысить качество профессиональной подготовки студентов по дисци-
119
120
плине «Дирижирование» и позитивно отразится на общем исполнительском уровне хоровых коллективов.
Очевидно, что системное, последовательное внедрение изложенных здесь приёмов работы приведёт к определённой перестройке методик преподавания дисциплин дирижёрского цикла. Это неизбежно, поскольку любое появление новых технологий всегда влечёт за собой и обновление методик в различных сферах деятельности. Педагогика в этом смысле не исключение, и мы не можем игнорировать достижения научно-технического прогресса. В конечном счёте именно от нас, Учителей, зависит, будут ли использованы современные технические инновации с реальной пользой для развития лучших граней человеческой духовности или же они так и останутся инструментами развлекательной индустрии.
К вопросу об инструментарии
Все предметно ориентированные компьютерные программы создаются для выполнения тех или иных конкретных видов работы и рассматриваются как своеобразные инструменты. Для выполнения описанных выше музыкально-тренировочных занятий также требуются определённые программы-инструменты. В литературе по вопросам компьютеризации обучения очень часто говорится об инициативной разработке собственных программ педагогического назначения. В принципе такие инициативы можно только приветствовать, но данный путь не всегда приемлем для массового распространения. Далеко не все педагоги-практики могут сделать это сами; далеко не всегда они имеют возможность обратиться за помощью
к квалифицированному разработчику-программисту и корректно сформулировать для него техническое задание. К тому же многократное дублирование подобных работ в различных учебных заведениях приводит к нерациональным затратам человеческого времени и труда.
Существует более простой и естественный путь - использовать для учебных целей широко распространённые в практике стандартные программы соответствующего назначения, выпускаемые промышленным способом и выполненные на высоком профессиональном уровне. Речь идёт о большом семействе музыкальных и музыкально-нотных редакторов, которые имеют очень близкий по целевому назначению набор выполняемых функций и различаются главным образом строением своего интерфейса. В качестве примеров можно назвать программы Sibelius и Adobe Audition.
Помимо музыкальных редакторов профессионального типа, для педагогических целей можно также успешно использовать общеизвестные программы караоке. Они удобны для работы с детьми, поскольку имеют очень простой интерфейс и дают возможность легко изменять в процессе воспроизведения темп исполнения и тональность исполняемой песни.
Немаловажно, что в интернете можно найти большое количество готовых караоке-записей детских песен практически для любого возраста. Если же педагогическая задача требует обращения к совершенно новым произведениям, учитель музыки всегда имеет возможность создать на основе этих произведений собственные файлы караоке. Для этого в большинстве караоке-плееров есть функция
редактирования. Кроме того, существует особый класс программ - так называемые караоке-мейкеры, специально рассчитанные на создание и редактирование караоке-файлов.
По сути, любой файл караоке представляет собой обычную нотную запись в формате миди, к которой вручную добавлена строка поэтического текста, разделённая на слоги в соответствии с нормами вокальной орфографии. Файлы караоке удобны ещё и тем, что они позволяют во время тренинга легко согласовывать высоту звучания записи с диапазоном голоса каждого конкретного ученика, то есть приучают учащихся-вокалистов с самого начала сознательно относиться к выбору тональностей и формировать свой личный репертуар в удобных для себя тесситурных условиях. Дополнительную педагогическую ценность в программах караоке имеет функция произвольного включения или отключения солирующей мелодии. Она помогает ученику вырабатывать навык уверенного пения любой мелодии без её инструментального дублирования в аккомпанементе с развитой насыщенной фактурой.
Следует отметить, что музыкально-педагогическая общественность неоднозначно относится к идее использования караоке в учебном процессе, ссылаясь на то, что её звучание механистично по темпоритму и ограничивает творческую свободу вокалиста-исполнителя. Думается, что такое суждение неправомерно. В данном случае речь идёт не о концертном исполнительстве, а всего лишь об одном из этапов учебно-тренировочного процесса. Кроме того, профессиональные разработчики караоке-файлов нередко стараются придать своим
творениям определённую художественную трактовку, то есть выполняют исполнительское редактирование песни, придавая ей оригинальную художественную интерпретацию. Поэтому внешняя механистичность звучания караоке, которая действительно имеет место, не может стать препятствием для её использования в ходе самоподготовки учащихся.
Дополнительным подтверждением сказанного может служить практика современного эстрадного исполнительства, широко использующая фонограмму как полноценный аккомпанемент к концертным выступлениям певцов-солистов.
В ряде исследований авторы предлагают обратить серьёзное внимание на возможности использования в хормейстерской подготовке электромузыкальных инструментов - современных клавишных синтезаторов. К примеру, В. И. Гончаров предлагает ввести в содержание занятий «игру и пение партитур и партий с применением современного сэмплерного (с достоверными тембрами, включая тембры различных хоровых партий) синтезатора с активной (фортепианной) клавиатурой, педалью-сустейном (продление звука) и системой Wakeoder с микрофоном, позволяющей озвучивать исполнение хоровым звуком с поэтическим текстом (при одновременной игре и пропевании слов в микрофон)» [8, с. 9]. Такое исполнение «даёт учащемуся возможность: во-первых, синхронизировать игру на инструменте и пение и, во-вторых, услышать исполняемое произведение в псевдоживом звучании» [Там же].
Формально синтезаторы не являются компьютерами как таковыми и не имеют прямого отношения к теме
121
122
данной статьи. Однако современные синтезаторы, помимо своей основной функции - звукообразования, имеют огромное количество дополнительных сервисных функций, выполняемых на цифровом электронном уровне. Наличие в них специального электронного оборудования, дублирующего ряд функций обычного компьютера, даёт основания рассматривать подобные синтезаторы как своеобразные специализированные компьютеры музыкального назначения.
Дополнительным аргументом для использования синтезаторов в работе с хором является протяжённость воспроизводимых ими звуков, возможность достижения реальной певучести исполняемых фраз. Показательно, что регенты церковных хоров в своей репетиционной работе старались избегать обращения к фортепиано, предпочитая ему фисгармонию. В отличие от фортепиано с его ударным принципом звукообразования, она имела протяжный, певучий звук, более близкий к звучанию человеческого голоса. Не менее важно и то, что она позволяла выполнять филировку звука и делать плавное усиление или затухание звучности на одном звучащем аккорде. Синтезаторы с лёгкостью выполняют все подобные действия, и их использование в репетиционной работе с хором а капелла даже предпочтительнее.
Игра партитур, которая входит как обязательный компонент в подготовку будущих дирижёров, также мо-
жет выполняться на синтезаторе. При этом студент имеет возможность продемонстрировать истинный уровень своего владения легато и наглядно имитировать хоровые динамические эффекты.
Весьма эффективным может быть использование синтезаторов при публичном показе индивидуального дирижирования студентов в условиях экзамена и т. п. При показе произведений для хора с фортепиано или оперных сцен логично использовать «поющий» синтезатор для исполнения хоровых партий, оставляя за фортепиано его аккомпанирующую роль. Различие тембров фортепиано и синтезатора создаёт в этом случае некоторую иллюзию присутствия хора.
Ещё более эффективным в этих условиях может стать использование не одного, а двух и даже четырёх синтезаторов, олицетворяющих отдельные группы хорового коллектива. При этом обращения студента-дирижёра к каждой отдельной группе будут иметь реальный художественно-выразительный смысл и придадут всему процессу дирижирования большую выразительность и осмысленность. В организационном плане такая форма проведения экзамена связана с некоторыми трудностями, но результат того стоит.
Вызов принят, озвучен и вполне понятен. Желаем удачи всем увлечённым, заинтересованным педагогам на их благородном, хотя и очень нелёгком творческом пути.
В статье обобщены результаты многолетнего исследования автора,, направленного на обогащение педагогического инструментария хормейстерской подготовки будущих учителей музыки и руководителей хоровых коллективов посредством компьютерных технологий. Автор выражает благодарность руководству Мелитопольского государ-
ственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого (Украина), на базе которого бьли доказаны целесообразность и эффективность применения представленных в статье технологий.
The article summarizes the results of years of study the author aimed to enrich the pedagogical tools choirmaster of preparation of future music teachers and leaders of choirs through computer technology. The author expresses gratitude to the leadership of Melitopol State Pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky (Ukraine), which was proved the expediency and efficiency of application of the given technology.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соколов, В. Г. Работа с хором [Текст] : учеб. пособие для муз. учеб. заведений /
B. Г. Соколов. - М. : Музыка, 1967. -227 с.
2. Дыганова, Е. А. Самостоятельная подготовка студентов-музыкантов к практической работе с хором [Текст] : учеб.-мето-дич. пособие / Е. А. Дыганова. - Казань : Изд-во ИФИК(П)ФУ, 2011. - 52 с.
3. Пучков, С. В. Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения /
C. В. Пучков. - СПб., 2002. - 278 с.
4. Самостоятельная подготовка студентов -будущих учителей музыки по постановке голоса [Текст] : методические рекомендации / сост. В. А. Сайдашева. - Казань : Изд-во КГПУ, 2003. - 28 с.
5. Свешников, А. В. Музыкальное образование и воспитание певца [Текст] / А. В. Свешников // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. - М. : Московская консерватория «Музыка», 1998. - С. 7-67.
6. Горемычкин, А. И. Концептуальные основы методики преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла (монография для подготовки магистров) [Текст] / А. И. Горемычкин. - Мелитополь : Изд-во МГПУ им. Б. Хмельницкого, 2013. - 194 с.
7. Чесноков, П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров [Текст] / П. Г Чесноков. - Изд. 3-е. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. - 240 с.
8. Гончаров, В. И. Дирижёрско-хоровое образование в XXI веке (к проблеме модернизации) [Текст] / В. И. Гончаров // Модернизация дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования : сб. науч. тр. / под ред. М. В. Кревсун. - Таганрог : Изд-во Ступина А. Н., 2007. - 292 с.
REFERENCES
1. Sokolov V. G. Rabota s horom: ucheb. posobie dlya muz. ucheb. zavedenij. Moscow: Muzyka, 1967, 227 p. (in Russian)
2. Dyganova E. A. Samostoyatel'naya podgo-tovka studentov-muzykantov k prakticheskoj rabote s horom: ucheb.-metodich. posobie. Kazan' : Izd-vo IFIK(P)FU, 2011, 52 p. (in Russian)
3. Puchkov S. V. Muzykal'nye komp'yuternye tekhnologii kak novyj instrumentarij sovre-mennogo tvorchestva. PhD dissertation (Arts). St. Petersburg, 2002, 278 p. (in Russian)
4. Samostoyatel'naya podgotovka studentov -budushchih uchitelej muzyki po postanovke golosa: metodicheskie rekomendatsii. Sost. V. A. Sajdasheva. Kazan': Izd-vo KGPU, 2003, 28 p. (in Russian)
123
5. Sveshnikov A. V. Muzykal'noe obrazovanie i vospitanie pevtsa. In: Pamyati Aleksandra Vasil'evicha Sveshnikova. Stat'i. Vospomina-niya. Moscow: Moskovskaya konservatoriya "Muzyka", 1998, pp. 7-67. (in Russian)
6. Goremychkin A. I. Kontseptual'nye osnovy metodiki prepodavaniya distsiplin muzy-kal'no-teoreticheskogo tsikla (monografiya dlya podgotovki magistrov). Melitopol': Izd-vo MGPU im. B. Hmel'nitskogo, 2013, 194 p. (in Russian)
7. Chesnokov P. G. Hor i upravlenie im. Poso-bie dlya horovyh dirizhyorov. Izd. 3-e. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1961, 240 p. (in Russian)
8. Goncharov V. I. Dirizhyorsko-horovoe obrazovanie v XXI veke (k probleme moderni-zatsii). In: Modernizatsiya dirizhyorsko-horovoj podgotovki uchitelya muzyki v sisteme professional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. Pod red. M. V. Krevsun. Taganrog: Izd-vo Stupina A. N., 2007, 292 p. (in Russian)
Статья поступила в редакцию15.01.2017 The article was received on 15.01.2017
Горемычкин Анатолий Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Республики Татарстан e-mail: [email protected]
72318, Мелитополь, Украина
Anatoly I. Goremychkin, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Honored Teacher of Republic of Tatarstan e-mail: [email protected]
72318, Melitopol, Ukraine
124