Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
Никитюк Оксана Павловна, аспирант Института музыковедения, фольклористики и этнологии НАН Украины им. М. Т. Рыльского п1кка27@1.иа
2016. Вып. 2 (22). С. 142-155
Работа регента с основными
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМИ СОСТАВАМИ
приходских храмов Киева на рубеже ХХ—ХХ1 вв. Общие характеристики и отличия
Целью автора статьи явилось рассмотрение особенностей хормейстерской деятельности регента приходских исполнительских составов в условиях современной церковно-певческой практики; поиск сходства и отличий работы регента и регента-хормейстера; выявление возникающих репертуарных и исполнительских задач; обозначение проблем, связанных с уровнем профессионального музыкального образования певцов и регентов. В статье сформированы условные группы церковных хоровых коллективов, объединенных различным уровнем музыкального образования: профессиональный большой хор — клиросный ансамбль; профессиональный хоровой церковный ансамбль — клиросный ансамбль; а также группа хоровых церковных коллективов, равных по своей профессиональной музыкальной подготовке: большой профессиональный церковный хор — профессиональный хоровой ансамбль.
В результате проведенного исследования детализированы основные направления в функционировании и управлении клиросным любительским и профессиональным хоровым церковным ансамблем; отмечены направления эволюции мануальной дирижерской техники.
Сравнительная характеристика работы регента с тремя действующими типами церковных хоровых коллективов показала, что на современном этапе церковно-приходской жизни актуальным становится его деятельность в области пения профессионального ансамбля, который в свою очередь требует наивысших профессиональных знаний и умений как регента, так и певцов. Современная церковно-приходская практика дает регенту импульс к решению актуальных проблем и задач, связанных с работой профессионального церковного хорового ансамбля.
В кон. ХХ в. в православных приходских храмах Киева окончательно сложился комплекс разновидностей церковных музыкальных коллективов, которые существуют и развиваются в наше время. Это — большой церковный профессиональный хор, клиросный ансамбль и профессиональный церковный хоровой ансамбль, который появляется именно на рубеже ХХ—ХХ1 вв. Независимо от своей внутренней организации, все они руководимы одним человеком — дирижером.
Отправным пунктом в рассмотрении принципов функционирования и руководства клиросным любительским и профессиональным хоровым церковным
О. П. Никитюк
ансамблем с разных сторон становится уровень профессиональной подготовки дирижера ансамблей и музыкальное образование певцов. В зависимости от этого формируются условные группы церковных хоровых коллективов, объединенных разным уровнем профессионального музыкального образования: профессиональный большой хор — клиросный ансамбль; профессиональный хоровой церковный ансамбль — клиросный ансамбль; а также группа хоровых церковных коллективов, равных по своей профессиональной подготовке: большой профессиональный церковный хор — профессиональный церковный хоровой ансамбль.
В условиях современного существования церковных хоровых коллективов присутствие в киевских приходских храмах больших смешанных хоров совместно с клиросным ансамблем встречается все реже в силу прагматических причин. Поэтому сравнительный анализ работы регента с этой парой исполнительских составов становится неактуальным.
Исходя из этого, главным предметом исследования данной статьи становится сравнительная характеристика двух разновидностей профессиональных церковных коллективов, претендующих занять лидирующие позиции на хорах православных киевских приходов: большого профессионального хора и церковного хорового ансамбля. Для сравнения общих принципов руководства исследуемыми хоровыми коллективами важно определить основные параметры их изучения. Необходимым становится исследование таких направлений, как хоровое дирижирование (позиция регента, мануальная техника), организация регентом действий хора во время богослужения, воспитательная и духовно-просветительская деятельность регента и певцов.
Кроме перечисленных сфер деятельности в условиях нашего времени регент православного храма сталкивается с более сложной задачей — не «прорегенто-вать», не «продирижировать», а «провести»1 богослужение. Под проведением богослужения имеется в виду в первую очередь упорядочивание регентом хорового репертуара соответственно сути церковного праздника. Проводя богослужения, регент допускает только содержательно оправданные паузы между композициями; выбирает темпы в зависимости от хода богослужения и содержания исполняемых молитв. В связи с этим следует отметить, что транскрипция темпов, определенных композитором, может иметь некоторые отклонения.
В процессе проведения службы регент «видит» ее звучание в целом: от торжественной начальной Великой ектеньи до такого же торжественного Многолетия в конце Литургии — и подбирает репертуар таким образом, чтобы центральными по содержанию, форме, динамике, темпу становились один или два наиболее ярких произведения. Например, все церковные песнопения исполняются знаменным распевом, а один или два центральных — обиходным четырехголосием или в форме авторских сочинений. Или наоборот: все богослужение звучит в обиходном четырехголосии, а самые важные части — в одноголосном изложении. Таким образом, задачей высшего порядка для регента становится
1 В регентских кругах, в отличие от светских, в последние десятилетия появляется термин «провести» богослужение, а не «продирижировать» его. Он заключает в себе особый смысл, суть которого в главенстве музыкальной формы и содержания над внешней, церковно-обрядовой стороной.
осознание богослужения как сакрального и музыкального целого. Регент, не изменяя сути богослужения, меняет и усовершенствует его музыкальную сторону, используя для этого все достижения хоровой музыкальной культуры Украины за последние десятилетия. От начального возгласа: «Благословенно Царство» (Божественная Литургия) или «Слава Святей» (Великая вечерня) — до заключительного отпуста регент должен объединить все музыкальные части православного богослужения в единую, нераздельную форму со своими законами музыкальной архитектоники.
Главным критерием, кардинально разделяющим систему функционирования клиросного любительского и профессионального хорового ансамбля, является различный уровень профессиональной подготовки их регентов и певцов. Основные же законы и принципы функционирования этих церковных хоровых ансамблей идентичны. Регент клиросного ансамбля, как и профессионального, становится в один ряд с певцами, по центру или сбоку, в зависимости от количества певцов (например, в хоре клироса Свято-Вознесенского храма в Киеве на Демеевке, который насчитывает 12 певцов, регент располагается по левую сторону, а в клиросном ансамбле Крестовоздвиженского храма, где поют 3—4 человека, — по центру, между певцами).
Рассмотрим технику дирижирования регента клиросного ансамбля в сравнении с мануальной техникой регента профессионального хорового ансамбля. В их среде зачастую используется регентское тактирование. Современный московский регент и руководитель Регентских курсов Е. Кустовский по поводу
Ил. 1. Ансамбль храма в честь иконы Божьей Матери Всецарица. Крестный ход.
Регент Кириченко Дарья
управления хором отметил: «Очень распространенным в практике стал "диа-конский" стиль ведения напева, когда короткое чередование слогов отмечается не всей рукой, а только "рубящей" ладонью (ладонь вертикальная)»2.
Вероятно, такой вид дирижирования действительно был актуальным в XIX — нач. ХХ в., во времена зарождения профессии хормейстера и вырабатывания определенных умений дирижирования в данной сфере. Однако с развитием хормейстерской дирижерской техники в Украине и России параллельно усовершенствовалась и техника регента-хормейстера, который в наше время, наверное, должен использовать все достижения профессионального дирижерского образования для наивысшего эстетического и духовного результата в исполнении церковной музыки. Такой подход к дирижированию церковными певческими составами чаще свойствен регентам профессиональных хоровых ансамблей. Использование разной техники дирижирования руководителями клиросных и профессиональных церковных ансамблей является их самой основной отличительной чертой. Во время исполнения церковных обиходных песнопений, распетых на определенный глас, регенты клиросов отмечают изменения в мелодии, темпе или ритме соответствующими жестами рук, не используя классическую дирижерскую технику, а следуя законам хейрономии, распространенной еще в Средневековье. В отличие от них, регенты профессиональных хоровых ансамблей объединяют в своей мануальной технике элементы классического дирижирования и хейрономии. Таким образом, дирижера клиросного хора или ансамбля уместно назвать регентом, а дирижера профессионального хорового ансамбля — регентом-хормейстером.
Отличается работа регентов рассматриваемых нами коллективов и во время самого богослужения. Все необходимые обиходные песнопения клиросный и профессиональный церковные ансамбли поют в F-dur, в тесном расположении. Однако практика вносит свои коррективы. Разным становится момент задачи тона хору на эти песнопения: в верхнем ансамбле регенту-хормейстеру достаточно задать певцам основной тон тональности еще во время звучания предыдущего произведения. Таким образом, момент перехода от одного произведения к другому наступает без лишних пауз и становится незаметным для слушателя (прихожанина). В клиросном ансамбле или хоре этот момент выглядит иначе. Учитывая аматорский уровень музыкальной подготовки певцов клиросного хора, регенты киевских храмов практикуют подачу тона для каждой партии отдельно. Для этого регент пропевает отдельные звуки начального аккорда последующего песнопения, поворачиваясь к каждому из них. Это вызывает задержку времени, вредит общему движению богослужения, неоправданные паузы создают впечатление некоторой растерянности.
Одним из показателей качеств регента-музыканта и богослужебно-уставного деятеля является выбор им богослужебного репертуара. Более свободно в этой сфере чувствует себя регент профессионального ансамбля. Имея в своем арсенале певцов-профессионалов, он может экспериментировать, исполняя на каждой службе новые произведения. В то же время, учитывая особенности со-
2 URL: http://www/pravmir.ru/rezhissura-obshhenarodnogo-podpevaniea-na-sluzhbe-texniche skie-rekomendacii-i-videoillyustracii/
временного музыкального образования в Киеве, музыканты-профессионалы не владеют навыками петь по церковным книгам, без нотного текста, не знают наизусть мелодий всех гласов (в отличие от певцов клиросного ансамбля). Такая ситуация приводит к определенным трудностям во время богослужения как для певцов, так и для регента. Исполнение обиходных песнопений «на глас» увереннее звучит в клиросном ансамбле, певцы которого хорошо ориентируются в ходе службы, местных традициях, гласовых напевах, текстах на церковнославянском языке, не требуя для этого отдельных репетиций.
Сложность работы регента на клиросе состоит не только во владении богослужебными и музыкальными знаниями. Одна из важнейших задач — выстроить психологическую атмосферу в коллективе, удержать в хоре мало что умеющих новичков.
Согласно киевской традиции большинство клиросных хоров состоит из певцов, которые когда-то не умели ничего и именно в ходе певческой практики усвоили нужные знания и умения. Считается, что лучший певец для клироса — это тот, который научился петь именно в церковном хоре. Учитывая эти факты, регенту клиросного хора нужно набраться терпения, найти свой подход и потратить время на каждого, кто желает научиться петь «на клиросе».
Как правило, регенты клиросов работают по принципу «сначала послушай», а только потом подключают новичка ко всему составу хора. Обучающегося размещают рядом с опытным, уверенным певцом и требуют петь тихо и сливаться с ним. Обучение певца частично заключается в его постоянной корректировке регентом во время пения на службе. Это может происходить почти незаметно, но, как правило, дает результат. Регент клиросного хора Свято-Вознесенского храма на Демеевке, который уже много лет руководит этим коллективом, отмечает: «Важно также своим отношением к певцам создать здоровый климат в коллективе»3. Такая воспитательная работа может забрать несколько лет, но она принесет свой долгожданный результат. Собрать клирос из нескольких отличных музыкантов возможно, но без резерва такой малочисленный ансамбль всегда будет под угрозой исчезновения. Певец, обучающийся пению в хоре клироса, со временем и сам переходит в разряд опытных певцов, и, таким образом, традиция приобретения певческих умений в хоре с помощью регента и более опытных певчих не прерывается.
Такой подход к певческому образованию церковных певцов является противоположным относительно профессионального ансамбля, где с самого начала регент-хормейстер подбирает певцов с хорошими голосовыми способностями, быстрой читкой «с листа». Регент клиросного ансамбля вынужден намного больше сил тратить на достижение каких бы то ни было творческих успехов, он вкладывает массу умений и знаний в воспитание новых певцов своего хорового коллектива. Такой процесс становления не всегда позитивно влияет на звучание клиросного ансамбля или хора. Наверное, по церковным меркам такой подход — наиболее верный, но по музыкальным — не всегда соответствует требованиям современного искусства, учитывая огромный прогресс хорового исполнительства в Украине в последние десятилетия.
3 Интервью автора.
Следует обратить внимание на сходства и различия в работе регента-хормейстера с большим профессиональным церковным хором и профессиональным церковным хоровым ансамблем, который в последние годы значительно преобладает над большими церковными исполнительскими составами в церковно-приходской жизни киевских храмов. Сравним хоровые церковные коллективы — разные по виду и типу, но одинаковые по уровню профессионального образования и репертуарным требованиям относительно их служебной принадлежности. Беря во внимание большое количество совпадений между ними, все-таки следует отметить разные принципы сосуществования в них регента-хормейстера и самого хорового коллектива. В качестве сублимированного образа большого профессионального церковного хора выступают общие характеристики и принципы управления регентом-хормейстером коллективами Кресто-Воздвиженского и Свято-Вознесенского храмов Киева. Общая система принципов взаимодействия регента и исполнителей в небольших церковных хоровых профессиональных ансамблях становится более ясной благодаря наблюдениям за работой церковного профессионального ансамбля храма Св. вмч. Пантелеи-мона4, храма Агапита Печерского5 и Свято-Ильинского храма6. Таким образом, два типа сосуществования хоровых исполнителей и дирижера в условиях современной церковно-приходской жизни киевских храмов стали основой для дальнейшей характеристики этих двух систем.
Исследуемые коллективы находятся под руководством регентов приблизительно одного уровня образования. Однако в их работе есть свои отличия, продиктованные спецификой управляемого состава. Начнем с местонахождения регента-хормейстера относительно коллектива: в большом профессиональном церковном хоре дирижер находится в центре клироса, напротив хора, лицом к певцам, как обычно в классическом академическом хоре. В профессиональном хоровом церковном ансамбле он стоит внутри коллектива — в центре или сбоку. В зависимости от этого выделяются два направления действий дирижера: в первом — руководить, в другом — принимать участие в музыкальном процессе.
Рассмотрим специфику хорового дирижирования регентом большим профессиональным церковным хором и церковным хоровым ансамблем. Руководство большим исполнительским составом вынуждает регента уделять большое внимание именно организации и слаженности действий хористов, что всегда требует обязательного дирижирования (важно: не регентского тактирования). В таком случае регенту большого хора предстоит преодоление некоторых трудностей, связанных с вложением так называемого «церковного читка»7, или ре-
4 По улице М. Расковой на Левом берегу г. Киева.
5 По улице Милославской г. Киева.
6 Район Подола г. Киева.
7 Читок — такой вид напева, где слова исполняемого богослужебного текста пропеваются на одной высоте и одинаковыми длительностями. Читок — явление не только современного, гармонического обихода. Знаменное пение также включает элементы читка. Читок соотносит длину музыкальной фразы с соответствующей фразой текста, поэтому не имеет своей собственной длительности и ритмичности, а принимает эти характеристики от распеваемых на нем слов. Весь современный гласовый обиход в каждой фразе основывается на чередовании распева и читка.
Ил. 3. Пасхальный концерт ансамбля храма парафии Агапита Печерского. Регент Никитюк Оксана
читатива, определенным образом в размеры дирижерской сетки. Это не всегда возможно исполнить по правилам классического дирижирования. Пытаясь показать движение самыми мелкими длительностями, регенты выполняют множество мелких жестов рукой во время речитатива, останавливают ее во время крупных длительностей, дирижируют схему во время распева гласных. Такую технику, скорее всего, нельзя отнести ни к дирижированию, ни к тактированию. На практике такая разновидность дирижирования только усложняет работу певцов. Кроме богослужебных текстов, мелодий и распевов гласов они вынуждены следить за не всегда точными и логичными, иногда в силу физических причин, движениями рук дирижера. Например, возьмем любой богослужебный текст, который требует исполнения на конкретный глас без нотной партитуры, «по словам». Задача регента или регента-хормейстера — показать с помощью рук вступление, задавая и динамику, и темп исполнения. После этого — остановить руку во время речитации на одном аккорде и перевести звук на перемене гармонии или начале распева какой-либо гласной. Подтверждают эти выводы слова регента Е. С. Кустовского в статье «Дирижерская техника на клиросе»: «В клиросной практике достаточно эффективно используется совсем неакадемический жест "безупречного" доверия. Регент во время читка бросает руку вниз или кладет ее на аналой, говоря тем самым: "Мальчики и девочки, вы и так по Минее с листа еле читаете. Аккорд вы держите, темп меня устраивает. Не тратьте внимание на руку даже боковым зрением, читайте текст".
Большинство регентов знает, насколько психологически действенным является такой прием. Певцы спокойно читают слова на страницах богослужебной книги, без ошибок, хотя бы потому, что регент им не мешает. Не мешать петь —
наивысшая квалификация любого дирижера. В то же время использование такого приема возможно только в том случае, когда вы уверены, что успеете поднять руку и не прозевать ауфтакт до окончания читка»8.
Именно таким образом будет логичной организация исполнения церковного речитатива в большом церковном хоре. Подытоживая, следует отметить, что в дирижировании обиходными речитативными песнопениями в исполнении больших церковных хоров важнейшим пунктом становится не звуковедение, а ритмическая организация звучания. В упоминаемой статье Е. С. Кустовский пишет: «Мелкий, изысканный жест исключается. Руки выполняют широкие жесты, в которых, как норма, объединяются спокойствие и энергия»9.
Давняя общая традиция православных приходских храмов петь «всем миром» или «всем приходом» молитвы «Отче наш» и «Символ веры» дает возможность дьякону или чтецу дирижировать прихожанами, желающими петь за бо-гослужением10. Однако такая разновидность дирижирования профессиональным хором или ансамблем не является традиционной в киевских храмах. Как доказывает практика, чем шире жест регента-хормейстера, тем громче будут петь хористы. Также одинаково широкий жест дирижера делает невозможным изменение нюансов в сторону увеличения. Практика подтверждает, что небольшой по амплитуде, собранный жест регента заставляет хористов церковного хора или ансамбля прислушиваться и присматриваться, реагировать на мельчайшие изменения в дирижерских требованиях и в хоровой партитуре. Это наблюдается при исполнении обиходных песнопений церковным ансамблем. Приемы дирижирования ими идентичны таким же в большом церковном хоре и в малом церковном ансамбле. Песнопениями такого типа хормейстер ансамбля может не дирижировать, а только показывать вступления и снятия, посредством мануальной техники предупреждать изменения в характере, темпе или динамике песнопения. Во время исполнения церковного читка силу набирают не дирижерские умения регента, а профессиональные ансамблевые качества хористов. Регенту достаточно показать вступление, в ауфтакте которого заложены: темп, динамика и характер звука, дальнейшая инициатива и ответственность за исполнение ложится на плечи хористов. Тут важно отметить, что регенту следует выполнять все мануальные схемы (вступление, изменение темпа, динамики, характера и т. п.) с некоторым опережением. Хористы, допевая фразу в предыдущем темпе, уже осознают изменения следующей фразы и, таким образом, уже психологически к ним готовы. Поэтому изменения в темпе, динамике или характере звучат осознанно, а это, как показывает практика, влияет на качество исполнения и звучания. Стоит подчеркнуть, что для такого типа дирижирования мануальная тех-
8 Кустовский Е. С. Дирижерская техника на клиросе: Пособие для начинающих регентов. М., 2003. С. 27.
9 URL: http://www/pravmir.ru/rezhissura-obshhenarodnogo-podpevaniea-na-sluzhbe-texniche skie-rekomendacii-i-videoillyustracii/
10 В эпоху Стоглавого Собора имело место нововведение в богослужебном пении, в частности — в Литургии: исполнение Символа веры пением, вместо обычного его чтения. Вскоре после этого начали петь и Молитву Господню (см.: Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1: Сущность. Система. История. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1998. С. 475-476).
ника регента-хормейстера должна быть на очень высоком профессиональном и интеллектуальном уровне. Таким образом, исключается переход в абсолютно непрофессиональное «упреждающее» дирижирование, очень часто встречающееся у регентов киевских приходских храмов, что приводит к несогласованности действий регента и хорового коллектива.
Вывод об уместности использования в церковном дирижировании «упреждающего» жеста был сделан благодаря личным наблюдениям, которые основываются на личном опыте работы с определенным составом хористов высокого уровня музыкальной подготовки. Однако не исключено, что такой подход к дирижированию окажется недейственным в работе регента с певцами иного уровня образования или даже другого темперамента.
Следует обратить внимание на особенности деятельности регента непосредственно во время богослужения. В последовательности православного богослужения достаточно часто возникают репертуарные изменения, которые зависят от характера праздника или пожеланий настоятеля11.
Регент большого церковного хора физически не может предупредить и объяснить особенности службы хористам во время самого богослужения. Появляется потребность в дополнительном времени для прояснения всех деталей. В церковном ансамбле, наоборот, допускаются объяснения регентом всех изменений в ходе богослужения: все певцы и регент размещены близко друг к другу, круг общения сужается. Практические наблюдения показывают, что репертуарные изменения в православном богослужении могут возникнуть как до начала, так и во время самого богослужения. В таком случае большой церковный хор становится менее «подвижным», чем малый церковный ансамбль. Для донесения информации до 4—10 хористов дополнительное время не требуется. Регент имеет возможность быстро, параллельно ходу богослужения рассказать певцам обо всех особенностях пения или же показать изменения рукой в нотных партитурах или книгах во время пения. Любые объяснения регента-хормейстера требуют времени, а это значит — пауза в пении, которая приведет к остановке общего движения в богослужении и нарушению его общей музыкальной и молитвенной формы и целостности. В киевских приходских храмах, где поет большой церковный хор, существуют так называемые «спевки» (короткая репетиция церковного хора, цель которой — выучить нотный текст), которые постепенно, в силу прагматических причин, исчезают. На таких репетициях у певцов хора есть возможность познакомиться с текстом изменяемых частей богослужения или с новыми произведениями, выбранными регентом в репертуар хора для следующей службы. Достижение ансамбля, частного или общего, работа над штрихами, нюансами не может стать задачей таких репетиций. Это обусловлено физическими условиями: на спевки приходят не все хористы, ко-
11 В богослужебной практике Русской Церкви была принята фраза «Аще изволит настоятель...», которая достаточно часто встречается в правилах Типикона, в основном в первых пятнадцати разделах этой книги, где говорится о строении богослужений, совершающихся в праздники и дни памяти святых, и отражают их праздничный характер. Эта фраза повторяется как неизменяемая словесная формула (см.: Князев А., прот. «Аще изволит настоятель» // «АиО» (Сурож). 1999. № 4 (22). URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/022/022-knjaz.htm).
торые будут петь на богослужении, такие репетиции длятся 20—30 минут до начала службы и выполняют организационную функцию. С большим церковным хором регент-хормейстер должен заранее репетировать все произведения, собирая певцов на спевки, поскольку большому количеству исполнителей тяжелее с первого раза усвоить нотный и молитвенный тексты песнопений. К тому же в киевских храмах в последние десятилетия наметилась тенденция к снижению профессионального уровня больших церковных хоров. Певцы, которые по профессиональным показателям не могут петь в маленьких ансамблях, ищут место в большом хоре. Таким образом, в большом хоре собираются музыканты разного возраста и различной профессиональной подготовки. Очевидно, что регент-хормейстер большого церковного хора вынужден проводить с певцами организационные репетиции.
Анализируя процесс совместного музыкального творчества регента и певцов во время богослужения, следует отметить тенденцию последних лет — отказ действующих хоровых церковных коллективов от богослужебных произведений с усложненной хоровой фактурой. Это подталкивает регентов и певцов к изучению нового музыкального материала непосредственно во время богослужения. Такая традиция укоренилась в церковном профессиональном ансамбле. В его работе легко применимы: чтение с листа новых произведений и приемы импровизации. Свободное музицирование особенно свойственно церковным квартетам, трио, где в каждой партии по одному певцу. Последование богослужения и перечень песнопений в нем узнает и готовит регент. Такой процесс в обиходе называется «составлением» службы. Требования к певцам ансамбля или хора во время богослужения — это максимальное внимание и профессиональные музыкальные навыки. Таким образом, каждый из участников церковного хора (и регент, и певцы) имеют конкретные задания и могут без помех его выполнять. Такая система хоровой работы несравнимо повышает результат общего труда — и творческий, и духовный, дает возможность певцам хора и регенту совершенствовать свои знания и умения от богослужения к богослужению. Новые произведения, выбранные регентом в репертуар своего ансамбля, рождаются и совершенствуются на глазах у прихожан. Их исполнение уже не воспринимается верующими как концерт для прихожан храма. Хотя такая традиция, свойственная прошлому столетию, еще существует в некоторых храмах, а главное — в сознании церковных людей. Благодаря постоянной прилюдной практике не останавливается процесс накопления и становления репертуара церковного хора. Создается впечатление, что в этом процессе прихожане принимают участие лично — в качестве слушателей и как ревностные ценители всего православного наследия. Например, после исполнения Запричастных концертов В. Файнера ансамблем храма св. вмч. Пантелеимона выводы об услышанном делают и хористы, и прихожане, одобряя его или желая усовершенствовать в будущем. Такой способ прорабатывания хоровых партитур можно считать в большей степени творческим, чем изучение произведения заранее и вынесение его на суд прихожан в качестве концертного исполнения. Таким образом, хористы вынуждены сами оценивать свое звучание и стремиться к лучшему. Прихожане, в свою очередь, принимают участие в творческой жизни хора, а не только выступают в роли ее ценителей.
Известно, что задача регента православного храма — сопоставление неизменяемых и изменяемых песнопений богослужения, продиктованное особенностями церковного календаря. Для удобства певцов и экономии времени в ходе богослужения регент большого церковного хора раскладывает нотные партитуры на хоровые пульты заранее. Обычно их четыре — по одному на каждую партию. В церковном ансамбле, где певцы читают музыку по одному экземпляру нотной партитуры, становится возможным выбирать и изменять намеченные регентом заранее произведения в процессе богослужения. Это очень практично, учитывая возможные изменения в составе певцов или какие-либо богослужебные особенности. Например, регент хора Свято-Ильинской церкви на Подоле (Д. Евтушенко) использует для Великой вечерни и Литургии два сборника редакции Д. Болгарского «Песнопения Великой Вечерни» и «Песнопения Божественной Литургии», из которых в репертуаре его ансамбля активны 2—3 варианта каждого из песнопений богослужения. Таким образом, регент имеет возможность еще до начала богослужения составить набросок желаемого репертуара для пения, а в случае надобности во время богослужения изменить репертуар. Важно, что хористы сами могут принимать участие в выборе произведений, исполняя песнопения из одного нотного сборника. Это подталкивает профессиональных музыкантов к творческой заинтересованности в пении во время богослужения. Следует отметить, что функционирование такой системы поведения с нотным материалом возможно только в профессиональном хоровом ансамбле. В большом церковном хоре это технически невозможно, что свидетельствует о некоторой «немобильности» большого церковного исполнительского состава в современной церковно-певческой практике.
Часть репертуара каждого церковного хора составляют образцы неуставной музыки. Выбор произведений из существующих нотных сборников православных песнопений составляет определенную сложность для регента церковного ансамбля. Это, как правило, духовные хоровые концерты, исполняющиеся церковным хором во время причастия духовенства в алтаре. Изданные хоровые концерты известных мастеров этого жанра кон. XVIII — нач. XIX в. — М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя, С. Давыдова, а в сер. XIX в. А. Львова — поистине являются шедеврами хоровой духовной музыки. К сожалению, в условиях функционирования малого церковного ансамбля их исполнение становится невозможным. Фактура этих произведений рассчитана на большой церковный хор. В то же время существующие и поныне большие церковные коллективы технически не в состоянии справиться с исполнением подобных композиций по причинам профессионального характера. Отныне актуальной становится проблема репертуара для церковного профессионального ансамбля. В его арсенале в качестве духовного концерта остается знаменный распев с исоном, исполнение которого практикуют практически все существующие ансамбли киевских приходских храмов. Кроме этого, церковные ансамбли используют переложения классических духовных произведений для малого состава исполнителей (4—6, а иногда — 3 голоса). В таком видоизменении классический хоровой духовный концерт звучит не самым лучшим образом. Проблема недостатка репертуара для современного профессионального церковного ансамбля остается не решенной регентами и сегодня.
Очень важно обратить внимание на хормейстерскую сторону деятельности регента. Работая с большим церковным хором, регент-хормейстер по причинам, связанным с большим количеством исполнителей, вынужден тратить много времени на достижение ансамблевого звучания в партиях, подбор однородных по звучанию голосов, создание общего хорового ансамбля. Результат такого тяжелого труда не всегда себя оправдывает. Времени на такую работу отводится немного, состав церковного хора — непостоянный, концертной деятельности, где полученные знания могли бы закрепиться, у церковных хоров очень мало. Таким образом, слушая и оценивая современные большие церковные хоры со стороны качества хорового звучания, приходится осознавать, что они существенно уступают академическим светским хорам, которые выступают на концертной сцене. Современное светское хоровое искусство постоянно развивается не только в направлении сценической подачи хоровых произведений, но также в области качества хорового звука. Такую тенденцию постоянного творческого развития перенимает профессиональный церковный хоровой ансамбль.
Хористы, которые находятся на одном профессиональном уровне с регентом, прислушиваются к пению рядом стоящего певца, сами делают соответствующие выводы, и ансамблевое пение рождается как бы само по себе, без дополнительного вмешательства регента и траты драгоценного времени. Обычно слово и жест регента — главенствующий. Наделяя свободой творческую деятельность певцов ансамбля, регент-хормейстер осуществляет постоянный контроль над хоровым звучанием, его качеством, но не беспрерывное руководство. Такая система в работе профессионального церковного ансамбля кажется не только верной, но и актуальной для современной жизни, в которой огромной ценностью является время.
Сравнительная характеристика работы регента с тремя действующими типами церковных хоровых коллективов показала, что на современном этапе церковно-приходской жизни профессиональный церковный ансамбль и его регент-хормейстер справедливо могут занимать главенствующее место среди церковных хоров. Наиболее приемлемым и актуальным в наше время становится пение профессионального ансамбля, который, в свою очередь, требует наивысших профессиональных знаний и умений как певца, так и регента. Дирижерская регентская практика последних лет разделила такие понятия, как регент и регент-хормейстер. В арсенале мануальной техники регентов-хормейстеров церковных ансамблей появляются и развиваются намеренный «упреждающий» тип дирижирования. Профессиональное хоровое дирижирование занимает лидирующие позиции в регентской практике. В управлении ходом богослужения наметился огромный прогресс благодаря более динамичной деятельности регентов-хормейстеров церковных ансамблей, которые не требуют отдельных репетиций и времени на выполнение технических заданий. Это позитивно влияет на качество звучания богослужебного пения. Конечно, профессиональный церковный ансамбль на протяжении последних десятилетий занимает лидирующие позиции в церковно-приходской музыкальной практике. Хотя есть и проблемы в его функционировании, связанные с недостаточным количеством изданного паралитургического репертуара для малых церковных коллективов. На протяжении последних десятилетий, благодаря появлению профессиональных цер-
ковных ансамблей, повышается общий музыкальный уровень киевских приходских храмов. Выпускники высших музыкальных учебных заведений почитают за честь стать певцом одного из таких ансамблей. Подобная ситуация создает здоровую творческую конкуренцию, заставляет каждого певца держаться в форме и не терять своих профессиональных навыков. Все хоровые композиции, существующие в богослужебном употреблении хоров и ансамблей современных православных храмов, претендуют на безупречное звучание. Кроме наличия в богослужебном пении церковно-уставной точности и сакральной направленности, оно должно отвечать современным требованиям всех элементов хоровой звучности. Находить равновесие между этими двумя элементами или выбирать один из них — решает каждый регент православного приходского храма.
Ключевые слова: регент, хормейстер, хоровой ансамбль, хор, мануальная техника, дирижирование, певчие, богослужебное пение, клиросный ансамбль, приходское пение.
Regent's Work with Major Choral Ensembles of Kyiv Parish Orthodox Churches at the Turn of the 20—21th Centuris. Common Features and Differences
O. Nikitiuk
The aim of the work was to consider the activities of Regent's work in parish modern church-singing practice; to find similarities and differences between the work ofthe regent and regent-choirmaster; identify repertoire and performing tasks; identify the problems associated with the level of professional music education of singers and regents.
The conventional groups of church choirs are formed in the article. They are united by different levels of music education: professional large choir — parish ensemble; professional choral ensemble of the church — parish ensemble; and a group of church choral groups, equal in their professional musical training: a large professional choir — professional choral ensemble.
The study detailed the main directions of functioning and management of parish amateur and professional church choral ensemble. It marked the direction of the evolution of manual conductor's art.
Comparative characteristics of the regent's work with three existing types of church choirs showed that at the present stage of parish life the main singing group becomes the professional choral ensemble, which in turn requires the highest professional knowledges and skills of a regent and singers. Modern parochial practice gives regent an impulse for solving urgent problems and challenges related to the work of professional church choral ensemble.
Keywords: choir conductor, choirmaster, choir ensemble, choir, manual technique, conducting, singers, liturgical singing, amateur ensemble, parish singing.
Список литературы
1. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. С. 216.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1: Сущность. Система. История. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1998.
3. Князев А., прот. «Аще изволит настоятель» // «АиО» (Сурож). 1999. № 4 (22). URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/022/022-knjaz.htm
4. Ковин Н. Управление хором. Пособие для регентов // Хоровое и регентское дело. Петроград, 1915. С. 46.
5. Кустовский Е. С. Дирижерская техника на клиросе: Пособие для начинающих регентов. М., 2003. С. 27.
6. Романовский Н. В. Хоровой словарь / Романовский Н. В. Л.: Музыка, 1968. С. 7.
7. URL: http://www/pravmir.ru/rezhissura-obshhenarodnogo-podpevaniea-na-sluzhbe-texniche-skie-rekomendacii-i-videoillyustracii/