В. А. Новоселов
(Москва)
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОТНОГО РЕДАКТОРА SIBELIUS 7.5 В КЛАСС ДИРИЖИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF SIBELIUS NOTE EDITOR 7.5 IN CONDUCTING CLASS OF PEDAGOGICAL
UNIVERSITY
В статье обобщается собственный опыт использования нотного редактора Sibelius в учебной и профессиональной деятельности. Рассматриваются различные формы использования нот-но-графического редактора Sibelius 7.5 в процессе дирижерско-хормейстерской подготовки студента педагогического вуза. Выявляется целесообразность использования нотно-графического редактора в условиях домашних занятий студента и формулируется ряд требований к его внедрению. Приводится анализ интервьюирования студентов на предмет их отношения к данной информационной технологии
Ключевые слова: педагогический опыт, информационные технологии в музыкальном образовании, нотный редактор Sibelius 7.5, семинарские занятия по дирижированию, педагогический эксперимент, интервьюирование, хоровое произведение, оптимизация, домашняя работа студента, профессиональная подготовка, мотивация.
The paper considers experience of using the note editor Sibelius 7.5 in the process of teaching conducting and choral theory to pedagogical universities students. The article also discusses the value of using the music software Sibelius 7.5 while doing homework by students and gives a set of requirements for its implementation. The analysis of questionnaire answers completed by students aimed at illustrating their attitude towards this particular information technology is given.
Key words: Teaching experience, information technologies in music education, note editor Sibelius 7.5, seminars on conducting, teaching experiment, questionnaire, choral piece, optimization, student's homework, professional training, motivation.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизнедеятельности современного человека. В научной литературе встречается несколько определений понятия «информационные технологии», однако в контексте образования наиболее целесообразно опираться на определение И. Г. Захаровой, которая к информационным технологиям (ИТ) относит «... компьютеры и телекоммуникации, взаимодействие программно-аппаратных систем с людьми...» [1, с. 24]. С конца 90-х годов прошлого столетия информационные технологии являются объектом изучения и применения в общем и дополнительном образовании, а также в учреждениях высшей школы. Об этом свиде-
тельствуют многочисленные лаборатории по использованию ИТ в музыке [2, с. 15], круглые столы, освещающие передовой опыт использования компьютерных технологий в образовании [3, с. 4-5], специализированные журналы, раскрывающие разнообразные аспекты информационных технологий [4, 5]. Возникает острая необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, которые смогут на новом уровне организовать процесс обучения, поскольку информационные технологии «... помогают общаться» (А. Абрамкин) с современным учащимся; «учитель должен быть в контексте современности» (О. Матвеевич), так как «наши дети живут в информационном про-
странстве» (А. Уколов), и это уже требование эпохи [3, с. 4-5]. Следуя современным тенденциям информатизации в образовании, обучающиеся осваивают образовательные электронные ресурсы Интернета с помощью браузеров Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, web-страниц; при подготовке учебных сообщений, докладов, эссе, мультимедийных презентаций используют офисный пакет Microsort Office; приобретают исполнительский опыт игры на синтезаторах; студенты изучают электронные учебные курсы в системах управления обучением Moodle, информационных средах смешанного обучения ИнфоДа Moodle; осуществляют разработку мультимедийной презентации и прототипа электронного учебного пособия в MS Power Point, Macromedia, Open Office; студенты-музыканты учатся гибко использовать инструментальные средства прикладного программного профессионального обеспечения: Adobe Photoshop, Sound Forge, Adobe Audition, Cubase. Вместе с тем использование нотных редакторов Sibelius, Finale, Encore и других студенты, руководствуясь методическими рекомендациями И. Кра-сильникова [4], Д. Останьковича [5], В. Коз-лина [6], В. Фурманова [7], описывающих их функциональные возможности и методику работы в них, на практике сводят к процессу набора нотного текста с оригинал-макета. В то время как статьи С. Шебанова [8], В. Новоселова [9] указывают на возможности внедрения Sibelius в образовательный процесс не только в качестве нотного редактора, но и в качестве некоего специального инструментария. Вслед за концепцией информатизации профессионального образования взрослых А. Е. Марона, Л. Ю. Монаховой [10] рассмотрим некоторые особенности использования программного продукта Sibelius 7.5 в процессе обучения студентов дирижированию с целью проверки ее эффективности, целесообразности, а также осуществления «... прогнозирования будущих результатов образовательной деятельности» [там же, с. 191] с использованием компьютерной программы Sibelius в учебно-образовательном процессе вуза.
Наше знакомство с нотным редактором Sibelius началось в 2007 году главным об-
разом в рамках учебного предмета «Компьютерные технологии в музыке», когда в качестве вспомогательного инструментария по набору нот и созданию музыки изучались разнообразные нотные редакторы. Лидером среди них уже тогда признавался Sibelius 4 версии. В период с 2007 по 2012 год нотатор Sibelius использовался нами при решении задач переложения, аранжировки, обработки народных мелодий по предмету «Хоровая аранжировка». С 2012 года в Московском педагогическом государственном университете мы занимались самостоятельным изучением и других прикладных компьютерных программ. Среди них свободное программное обеспечение: Denemo, GNU LilyPond; бесплатное программное обеспечение: Canorus, Musette; проприетáрное программное обеспечение: Capella, Encore, Guitar Pro, Music MasterWorks, Notion, Arpege Music Software; облачное программное обеспечение (online), не требующее специальной установки программного продукта на компьютер: NoteFlight (http://www.noteflight. com/), Melodus (http://www.melod.us/) и др. Отмечая достоинства каждой из указанных программ, мы тем не менее остановили свой выбор на Sibelius усовершенствованной версии 7.5. Благодаря «сходству с интерфейсом программы Microsoft Word 2010, делающему программу доступной для самостоятельного изучения» [9, с. 177], Sibelius 7.5 позволяет не только набирать ноты любой сложности, но и наладить творческое взаимодействие человека с компьютером.
Занятия по дирижированию на музыкальном факультете Института искусств МПГУ составляют основу профессиональной подготовки учителя музыки, на них в комплексе с другими музыкальными дисциплинами студент учится по «хоровому» играть на музыкальном инструменте, владеть собственным голосом и обладать методикой работы с будущим хоровым коллективом, а также учится «... ясно представлять себе, как «сделано» то или иное произведение, какими музыкально-выразительными средствами композитор реализовал свой художественный замысел, то есть какова форма сочинения, особенности музыкального языка, как и в чем проявляется жанрово-стилисти-
ческая его природа, трактовка поэтического текста...» [11, с. 128]. Ведь на практике часто возникают ситуации, когда от учителя требуется оперативно изучить то или иное музыкальное произведение с обучающимися. Для формирования компетенций, позволяющих решать такого рода проблемы, в педагогической практике по изучению дирижерской хоровой партитуры значительное место отводится самостоятельной работе студента.
В настоящей статье описан опыт проведения начального этапа занятий по дирижированию в педагогическом вузе с использованием программы Sibelius 7.51. Мы ограничились некоторыми формами, методами и условиями организации этой работы:
- в условиях индивидуальных занятий по дирижированию организовать семинарские занятия студентов и педагога с участием штатного концертмейстера с целью апробации и использования нотного редактора Sibelius 7.5 студентом для последующего изучения партитуры в рамках домашней работы;
- провести педагогическое наблюдение для определения эффективности и целесообразности использования редактора Sibelius 7.5 в процессе освоения хоровой партитуры;
- разработать технические условия по внедрению информационных технологий в класс дирижирования на примере Sibelius 7.5;
- с помощью интервьюирования выявить отношение студентов к использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Техническое оборудование: ноутбук, акустические колонки, экран, проектор.
В семинарских занятиях по дирижированию приняли участие студенты 3-4 курсов профиля подготовки «Музыка и Дополнительное образование».
Вначале участникам эксперимента демонстрировались некоторые возможности нотатора Sibelius 7.5: процесс запуска про-
граммы; расположение и функции плавающих панелей: воспроизведение, микшер, навигатор, библиотека звуков; способы набора нот; дополнительные инструменты: точки отсчета (доли), метроном; варианты отображения партитуры (альбомная, книжная, панорамная ориентация) и др. Затем предлагалось применить полученные знания на практике: продирижировать, одновременно глядя на экран, отображающий партитуру, и, слушая звучание, с помощью компьютера привести свой жест в соответствии с авторскими указаниями, темпом и характером звучания; попробовать управлять отдельными партиями, подпеть выведенные из звучания партии.
Во время эксперимента семинарская форма занятий перемежалась с индивидуальной: каждому студенту предлагалось дирижировать и одновременно петь свою партию. Благодаря такой работе не только развивается гармонический слух, но и, по выражению С. Г. Шебанова, «...совершенствуется умение анализировать вокально-хоровую партитуру и обосновывать причинно-следственные связи в процессе построения музыкального образа произведения...» [8, с. 6]. Приведем пример из педагогического процесса дирижирования партитурой М. Коваля «Буря бы грянула, что ли?». При работе над данной партитурой преподаватель Б. Д. Критский мог предложить одному из студентов во время звучания произведения слушать весь хор, но при этом представить, что перед ним стоят тенора, которыми нужно управлять, то есть постараться наиболее выпукло показывать вступления, снятия, характер звука, подчеркивание наиболее важных слов. Для этого нами в панели Микшер Sibelius все хоровые голоса были приглушены, и студенты несколько растерялись, оттого что они не совсем ярко слышат мелодию - партию сопрано. Это говорит о том, что они привыкли дирижировать партитуры, слушая крайние голоса: басы, сопрано. Затем задача усложнилась: из звучания были выведены тенора, при этом Ирине Л. предлагалось предста-
ХС 01.02.17 по 01.05.17 в классе дирижирования автор статьи (студент пятого курса) под руководством доктора педагогических наук, профессора Б.Д. Критского провел экспериментальное исследование на тему «Информационные технологии в музыкальном образовании: нотный редактор Sibelius как средство оптимизации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов».
вить звучание тенора, исходя из того, что только что этой партии было уделено отдельное внимание. В процессе такой работы было также предложено подпеть тенора в партитуре, где этот голос был выключен в Sibelius 7.5 из общего звучания хоровой фактуры. Студентка не справилась с задачей, поскольку пока не обладает достаточным опытом включения своего голоса в общее звучание хора. Вопрос: «Сложно ли дирижировать под компьютерное звучание хора в Sibelius 7.5?» - перевел студентов в дискуссию. Все отметили, что компьютер пока неспособен в программе Sibelius 7.5 воспроизвести идеально точный тембр и краску хора. Катерина А. посчитала, что «под запись редактора Sibelius 7.5 дирижировать сложно, так как он не может передать реальную выразительность произведения, характер человеческого голоса...». Вместе с тем без использования Sibelius 7.5, как подчеркнула Ирина Л., «на уроках дирижирования вообще невозможно использовать хоровое звучание и звучание каких-либо музыкальных инструментов из-за отсутствия технических компьютерных средств и дополнительных программ; остается обращаться к фортепиано как универсальному инструменту, позволяющему очертить замысел партитуры, но никаким образом не дающему шансов услышать человеческий голос».
По окончании первых занятий экспериментальной работы проведено интервьюирование, целью которого было определить отношение студентов к использованию на уроке дирижирования нотного редактора Sibelius 7.5. Студенты отметили, что дирижировать с помощью нотатора Sibelius сложно в связи с отсутствием опыта, однако полезно для будущей практической деятельности в качестве учителя музыки, поскольку музыкальный редактор позволяет формировать навыки дирижера: умение не отставать от темпа, дирижировать произведение «с листа». Нотный редактор Sibelius 7.5 позволяет также прослушать наиболее близкое звучание всей хоровой фактуры партитуры - как бы она звучала с хором, что значительно облегчает процесс освоения музыки, а возможность видеть перед собою ноты развивает музыкальную память, слух. Кроме того, ис-
пользование данного программного продукта развивает внимание и мобильность.
Интервьюирование и беседы со студентами показывают, как в процессе эксперимента растет их заинтересованность в применении информационных технологий и положительная мотивация. Важным результатом эксперимента явилось последующее использование студентами нотатора Sibelius в условиях домашней самостоятельной работы по целостному изучению хорового музыкального произведения: а) программированию хорового звучания с помощью специальной библиотеки звуков; б) более точному прочтению авторских указаний и ремарок; в) приобретению опыта наиболее реалистичного звучания хора как в произведениях a cappella, так и в сопровождении фортепиано, симфонического оркестра; г) возможности выучивать партитуру, вслушиваясь в партии голосов (управление громкостью, тембрами инструментов, включение или отключение отдельных голосов, установка требуемого баланса между инструментами); д) охвату формы произведения в целом благодаря изменению темпа и многократному воспроизведению Sibelius 7.5 музыки, а также работе над деталями. Все эти возможности Sibelius 7.5 указывают на то, что рассматриваемый нотный редактор с полным правом можно отнести к современным информационно-праксиологическим средам (Л. Ю. Монахова), которые помогают эффективно организовать познавательную деятельностью студентов [12].
Немаловажным результатом является возможность спрогнозировать ошибки и сложности в самостоятельной работе над изучаемой партитурой, а также опубликовать изучаемые партитуры в соцсети vkontakte. ru и видеохостинге YouTube, что помогает зарубежной и российской студенческой общественности получить открытый доступ к учебным материалам, на которых начинающие музыканты смогут оттачивать свое профессиональное мастерство.
Вместе с тем опыт внедрения нотного редактора Sibelius 7.5 в систему подготовки студентов выявил следующую проблему: существует необходимость разработки материально-технического обеспечения,
адекватных условий, помогающих наиболее продуктивно осуществлять педагогическую деятельность. Помимо традиционных обязательных требований: музыкальный инструмент (фортепиано); фонотека с записями хоровых сочинений; аудио- и видеооборудование, пюпитры, зеркала, подставки для дирижера, наличие концертмейстера в классе дирижирования - требуется оснастить аудиторию стационарным компьютером или ноутбуком, отвечающим современным аппаратно-техническим требованиям [9, с. 180]. Это последняя актуальная версия
программы Sibelius, акустические мониторы не менее 20 Вт, стационарный экран, проектор, видеокамера, электронная библиотека учебного материала, созданного в Sibelius, а также образцы изучаемых произведений в исполнении ведущих оркестров и хоров (аудио, видео). В случае реализации данных требований можно не только сэкономить время на подготовку к занятию по дирижированию, но и модернизировать процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки.
Литература
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
2. Горбунова И. Лаборатория музыкально-компьютерных технологий: новая эра музыкальной педагогики // Играем с начала: музыкально-информационная газета. - 2017. - № 3 (152) март. - С. 15.
3. Круглый стол: «Учитель в современную информационную эпоху»: газета Московского педагогического государственного университета. - 2017. - № 1-2 (2062-2063). 9 февраля. - С. 4-5.
4. Красильников И. М. Работа в программах - нотных редакторах // Музыка и электроника. - 2005. - № 3. - С. 6-7.
5. Останькович Д. Нотный редактор Sibelius 6 // Музыка и электроника. - 2014. - № 3. - С. 6-8.
6. Козлин В. И. Школа игры на компьютере в нотаторе Sibelius 6. - М.: ДМК Пресс, 2011. - 352 с.
7. Фурманов В. И. Компьютерный набор нот (Sibelius 7): практ. пос. для начинающих. - М.: Современная музыка, 2015 - 161 с.
8. Шебанов С. Г. Нотный редактор «Сибелиус» в обучении музыкальным дисциплинам [текст] [Электронный ресурс]. -http://cyberleninka.ru/artide/n/notnyy-redaktor-sibelius-v-obuchenii-muzykalnymdistsiplinam (дата обращения 01.05.2017).
9. Новоселов В. А. Функциональный потенциал музыкального редактора Sibelius 7.5 и его использование на уроках музыки в общеобразовательной школе // Образовательный потенциал. Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы II межд. науч.-практич. конф. и IV межд. фор. / гл. ред. М. П. Нечаев. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2017. - С. 174-180.
10. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Основы исследования проблем информатизации общего и профессионального образования взрослых // Человек и образование. - 2009. - № 1. - С. 188-192.
11. Критский Б. Д. К вопросу об исполнительской подготовке специалиста в музыкальном педагогическом вузе // Вопросы хорового творчества: межвуз. сб. статей / сост. С. И. Мирошниченко, Л. В. Огарёва, И. Л. Пивоварова; Магнитог. гос. консерватория. - Магнитогорск, 2009. - С. 127-133.
12. Монахова Л. Ю. Информатизация математического образования в профессиональной подготовке военных специалистов (теоретико-прикладной аспект): моногр. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2005. - 168 с.