и скоростно-силовые (0,743) качества. Второй фактор, вклад которого в обобщенную дисперсию выборки составил 19,9%. В него вошли показатели физического развития: рост, вес, ширина плеч, мышечная сила рук. Самая высокая факторная нагрузка относится к показателю масса тела (0,888). Третий фактор, с общим вкладом в дисперсию 12,7% составляют показатели функционального состояния организма: частота сердечных сокращений, данные пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) и пробы Генчи (задержка дыхания на выдохе). Вклад четвертого (10%) и пятого (7,8%) факторов в обобщенную дисперсию выборки является малозначимым. Эти факторы объединяют в себе вышеназванные атропометрические показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила рук, частота сердечных сокращений, с относительно невысокой факторной нагрузкой.
ВЫВОДЫ
Таким образом, факторную структуру физической подготовленности студентов сельскохозяйственных вузов составляют три фактора. Наибольший вес имеет фактор силовой и скоростно-силовой подготовленности (21,5%), на втором месте - фактор физического развития (19,9%), третий фактор - функциональная подготовленность (12,7%). Результаты факторного анализа позволяют определить, что процесс физической подготовки, подбор средств форм и методов занятий физическими упражнениями должен быть направлен в первую очередь на развитие физических качеств, требующих проявление силовых и скоростно-силовых способностей, способствующих так же повышению уровня деятельности функциональных систем организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Физическая культура студента : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2002. - 448 с.
2. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Начинская. - М. : Академия, 2005. - 240 с.
3. Правдов, М. А. Влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов / М. А. Правдов, М.А. Корнева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 7. - С. 64-67.
4. Правдов, М. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов средствами легкой атлетики / М.А. Правдов, Н.В. Егорова // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 4. - С. 19-21.
5. Пустовалов, В. А. Факторная структура физической подготовленности учеников 11-14 лет с учетом показателей физического развития и особенностей нейродинами-ческих функций / В. А. Пустовалов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 4. - С. 133-139.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011.3
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОХОЖДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО КУРСА «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И
МЕТОДИКА»
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент,
Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Михайлович Биткин, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения модульно - компетентностного подхода в прохождении студентами вуза физической культуры учебно-методического курса «Олимпийское образование: теория и методика»
Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, модель, олимпийское образование.
APPLICATION OF THE MODULUS-COMPETENT APPROACH TO THE PASSING OF THE EDUCATIONAL-METHODICAL COURSE «OLYMPIC EDUCATION:
THEORY AND METHODOLOGY» BY THE STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeriy Michailovich Bitkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The article considers the possibility of application of the modulus-competent approach to the passing of the educational-methodical course «The Olympic education: theory and technique» by the students studying at the physical culture higher educational institutions.
Keywords: modulus-competent approach, model, Olympic education.
ВВЕДЕНИЕ
Особый интерес и востребованность модульные технологии обучения получили в связи с переходом российской высшей профессиональной школы на использование ком-петентностного подхода в образовании. В последние годы, как известно, в нашей стране произошла кардинальная смена образовательной парадигмы - переход от знаниево-предметной (квалифицированной) парадигмы - к компетентностной. Вся совокупность универсальных и профессиональных компетенций, установленных ФГОС ВПО, распределяется по дисциплинам и модулям учебного плана подготовки специалистов той или иной специальности [4]. Сначала (на 1-м уровне) состав компетенций распределяется по циклам дисциплин (гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные, общепрофессиональные, специальные). На втором уровне компетенции распределяются по дисциплинам и видам практических занятий. И, наконец, на третьем уровне в рамках конкретной дисциплины компетенции распределяются по ее отдельным разделам - модулям. Таким образом, устанавливается перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в процессе их обучения конкретной дисциплине, и их распределение по конкретным модулям и учебным элементам модулей.
Концептуальной основой модульного подхода выступает системная методология, базирующаяся на принципах целостности, структурности, иерархичности, инвариантности, взаимодействия системы со средой.
В данной работе мы сосредоточим внимание на модульной структуре спецкурса «Олимпийское образование: теория и методика».
Любая учебная дисциплина имеет свое предназначение, свою цель, так называемую комплексную цель (КЦ), которая вносит определенный вклад в целостную инфраструктуру социокультурной, общенаучной и профессиональной подготовки бакалавра. Комплексная дидактическая цель должна предусматривать уровень освоения учебного материала, его использование в учебной и последующей профессиональной деятельности.
Декомпозиция содержания информационно-дидактической базы проводится в два этапа: сначала она расчленяется на модули (М1, М2, ..., Мп), а затем каждый модуль - на учебные элементы (УЭ1.1, УЭ1.2, ..., УЭ1^). При этом в состав модуля могут войти отдельная глава, один или несколько разделов программы учебной дисциплины.
Каждый из выделенных модулей (М1, М2, .Мп) имеет свою так называемую интегративную дидактическую цель (ИЦ1, ИЦ2,...ИЦп). В модуле должны быть четко определены цели, задачи его изучения, уровни усвоения знаний и приобретенных умений.
Далее каждый из модулей подразделяется на ряд учебных элементов (УЭ), под которыми понимаются неделимые части дидактической системы, сохраняющие все ее основные свойства. Каждый из учебных элементов (УЭ1.1, УЭ1.2, ... УЭ1.т) имеет свою частную дидактическую цель (ЧЦ1, ЧЦ2, ... ЧЦт). Каждому учебному элементу предшествует формулировка цели его изучения, информация о содержании и объеме изучаемого материала, перечень задач и заданий, требования к уровню освоения материала и овладения умениями.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Рассмотренные методологические подходы позволили спроектировать структуру и основные элементы модульно-компетентностной модели обучения студентов учебной дисциплине «Олимпийское образование: теория и методика», представленные на рис. 1 и в табл.1.
Цель обучающего курса - формирование знаний, умений и навыков по олимпийскому образованию, необходимых бакалаврам для эффективной самообразовательной деятельности в условиях модернизации вуза и перехода на Болонскую модель высшего образования.
Эта дисциплина изучается студентами всех направлений подготовки бакалавриата в объеме 50 часов. При этом студенты дневного отделения имеют 20 аудиторных занятий, а за 30 часов осваивают дисциплину самостоятельно, а студенты заочной формы -12 часов аудиторных лекционно-семинарских занятий и 38 часа самостоятельной работы по ее освоению. Последние обстоятельства весьма убедительно актуализируют целесообразность использования модульно-компетентностной технологии обучения студентов-заочников. Комплексной социально-дидактической целью всей дисциплины является ее «миссия», которую можно трактовать как необходимость обеспечить выпускников вуза универсальными знаниями из области олимпийского движения, олимпийского образования, чтобы они были способны использовать их в своей профессиональной работе и других сферах своей жизнедеятельности в интересах обеспечения профессиональной саморегуляции, достойного качества жизни и комфортных условий общения с социумом.
Во введение в учебно-методический курс - нулевой модуль (М0) обосновываются цель и задачи ее изучения, значимость олимпийского образования при подготовки бакалавра для решения профессиональных и социальных задач. Все содержание учебнометодического курса «Олимпийское образование: теория и методика» распределено на восемь модулей (М1, ..., М8), в каждом из которых выделено по 3-5 учебных элементов. Модульная структура учебно-методического курса представлена в табл. 1.
Из структуры видно, что те или иные общекультурные и профессиональные компетенции формируются у студентов в результате изучения соответствующего учебного материала (когнитивная, знаниевая компонента), решения задач, выполнения практических работ (деятельностная компонента компетенции). Важно отметить, что по каждому УЭ даются вопросы и тесты для самоконтроля, позволяющие студенту проводить самооценку сформированности соответствующих компетенций. Интегративная совокупность компетенций, сформированных у студентов при изучении УЭ, входящих в состав модуля, обеспечивает им компетентность в предметной области соответствующего модуля, а совокупность их компетентности по всем п-модулям обеспечивает их общую психологопедагогическую компетентность.
ВЫВОДЫ
Проведенный педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования профессиональных компетенций у студентов показал, что за последние 2-3 года количество студентов, осваивающих курс Олимпийское образование на уровне применения знаний в реальной ситуации и творческой деятельности, увеличилось в 1,4 -1,7 раза,
а на уровне понимания и применения в штатной ситуации - в 1,5-2 раза.
I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Модульное построение учебного материала Цель и задачи курса Стратегия и методика обучения
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Оценка
полученных
знаний
Балльная
система
Практические задания и тренинг
Коллоквиум , семинар, дискуссия
Распределение часов и организация самостоятельной работы студентов
Структура курса
Г ' III. УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ
Состав курса
IV. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Упражшния для непрерывного тестирования знаний
«Горячая линия» помощи и консультаций
Ожидаемый
результат
Требования к уровню усвоения материала
Контролирую щая структура образовательного маршрута
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
V. ТЕМАТИКА МОДУЛЕЙ КУРСА М.1. Древнегреческие Олимпийские игры М.2. Характеристика современного олимпийского движения М.3. Российский спорт на олимпийских аренах М.4. Олимпийское движение ХХ века
М.5. Олимпийское образование в СССР и России. Управление олимпийского образования в ОКР
М.6. Олимпийская символика и атрибутика
М.7. Олимпийского образования в воспитании гармонично развитой личности М.8. Роль спорта в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением
Комплексная цель, блок вопросов для обсуждения, список рекомендованной литературы, варианты практических заданий, исследовательских проектов и
тренингов.
VI. БЛОК ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Т естовый контроль
Вопросы к ср езу знаний
Презентация и защита исследовательского проекта
Рис. 1. Структура учебно-методического курса «Олимпийское образование: теория и методика»
Таблица 1
Основные элементы модульной-компетентностной структуры учебнометодического курса «Олимпийское образование: теория и методика»________
ё і 1 В & ^ Название модуля № учебного элемента Наименование учебных элементов (тем)
М1 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 Древнегреческие Олимпийские игры УЭ1.1 Значение Олимпийских игр Древней Греции
УЭ1.2 Вопросы физической культуры в трудах древнегреческих философов. Концепция состязательности Аристотеля.
УЭ1.3 Концепция «позитивного здоровья» Гиппократа.
УЭ1.4 Экехейрия , калокагатия, агонистика как принципы олимпийских состязаний Античности.
УЭ1.5 Церемониал и программа Олимпийских игр. Древняя Олимпия. Спортивные сооружения Олимпии: гимнасий, палестра, стадион.
УЭ1.6 Причины прекращения Олимпийских игр древности. Падение Олимпии
М2 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ПК-4,5 ПК-6 ПК-9 Характеристика современного олимпийского движения УЭ2.1 Социально-исторические предпосылки возрождения олимпийского движения.
УЭ2.2 Идеи Пьера де Кубертена как инициатора возобновления олимпизма. Разработка принципов, идейного содержания и воспитание идеалов олимпийского движения.
УЭ2.3 Проведение Игр I Олимпиады современности.
М3 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 Российский спорт на олимпийских аренах УЭ3.1 Вступление СССР в Олимпийское движение. Первые чемпионы Олимпийских игр и Зимних Олимпийских игр современности.
УЭ3.2 Россия в современном олимпийском движении.
УЭ3.3 Итоги выступления спортсменов СССР, СНГ и России на зимних и летних Олимпийских играх в период с 1956 по 2008 гг.
М4 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ПК-4,5 ПК-6,9 Олимпийское движение хх века УЭ4.1 Деятельность президентов Международного олимпийского комитета.
УЭ4.2 Олимпийские игры в период с 1896 по 1996 гг.
УЭ4.3 Кризисные явления в международном олимпийском движении в 70-х - 80-х гг. XX века.
М5 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ПК-4 Олимпийское образование в СССР и России. Управление олимпийского образования в ОКР УЭ5.1 Международные и российские спортивные объединения занимающиеся развитием олимпийского образования.
УЭ5.2 Олимпийское образование для подготовки специалистов в отрасли физической культуры и спорта.
УЭ5.3 Теоретические аспекты олимпийского образования: понятия «Олимпизм», «Олимпийское движение», «Олимпийские игры» и др.
М6 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ПК-4 Олимпийская символика и атрибутика УЭ6.1 Олимпийская символика - олимпийский флаг, олимпийский девиз, олимпийский гимн, олимпийский огонь, олимпийская эмблема. Олимпийская клятва.
УЭ6.2 Олимпийская атрибутика. Порядок проведения Олимпийских игр. Церемония награждения.
УЭ6.3 Современные педагогические концепции.
М7 ОК-5 ОК-8 ПК-4 Олимпийское образование в воспитании гармонично развитой УЭ7.1 Олимпийский проект «СПАРТ»
УЭ7.2 Международное движение Фэйр Плей
УЭ7.3 Экология в олимпийском движении. Паралимпийские игры
Компе тенции Название модуля № учебного элемента Наименование учебных элементов (тем)
личности
М8 ОК-5 ОК-8,9 ПК-4,5 ПК-6,9 Роль спорта в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением УЭ8.1 Принципы и методы воспитания.
УЭ8.2 Спортивная среда и ее воспитательная функция.
УЭ8.3 ВАДА. Деятельность антидопинговой комиссии в МОК
ЛИТЕРАТУРА
1. Грец, Г.Н. Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство / Г.Н. Грец, И. А. Еф-ременкова, К.Н. Ефременков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 3 (49). - С. 9-13.
2. Ефременков, К.Н. Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России / К.Н. Ефременков, А.С. Силкин, М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 29-37.
3. Колесов, В.П. Бакалавр + магистр либо только специалист : 12 тезисов в пользу многоуровневой системы высшего образования / В.П. Колесов // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 5. - С. 34-38.
4. Маресова, Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации в России : болонский вызов / Н.В. Маресова // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 80-83.
5. Поликарпова, Г.М. Подготовка кадров для системы олимпийского образования / Г.М. Поликарпова // Материалы IX Всерос. науч.- практ. конф. "Олимпийское движение и социальные процессы". - М., 1999. - С. 203-208.
Контактная информация: [email protected]
УДК 613.71:796/799:378.180.6
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Иван Иосифович Задиран, Заслуженный работник физической культуры, директор, Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
Евгений Евгеньевич Синяев, соискатель,
Московский университет МВД России
Аннотация
Данная статья рассматривает актуальную проблему повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России по направлению профилактики травматизма, простудных и инфекционных заболеваний. В работе определен уровень знаний о профилактике заболеваемости (самоконтроля при выполнении физических нагрузок, правил выполнения физических упражнений на самостоятельных занятиях и лечебно-профилактических мероприятий) курсантов Московского университета МВД России. Разработан комплекс мероприятий по профилактике заболеваемости и повышению информированности курсантов по этому вопросу.
Ключевые слова: травматизм, заболеваемость, физическая работоспособность, информированность, профилактика.