Педагогика
УДК 371.037 ББК Ч 471.354
П. В. Дианов
г. Чита
Реформирование процесса физической культуры в среднем специальном учебном заведении
В статье рассматривается теоретическое обоснование блочно-модульной рабочей программы по физической культуре, направленной на формирование надпрофессиональных компетенций. Модульная рабочая программа предусматривала повышение общей и профессионально прикладной физической подготовленности студента при соответствующей подготовке к службе в армии и выполнению обязанностей на предприятии по организации и проведению спортивно-массовой работы.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, блочно-модульная рабочая программа, физическая подготовленность, общая и профессионально-прикладная физическая подготовка.
P. V. Dianov
Chita
Reforming Physical Culture Teaching in Vocationally Oriented College
The paper in question is concerned with theoretical consideration of physical culture curriculum consisting of blocks and modules. It is aimed at the forming of “pre-professional competences”. The modular curriculum provided advance of student’s general, vocational and physical training skills including his readiness to serve in the army, to perform duties properly when running sports.
Key words: vocational college education, curriculum consisting of blocks and modules, physical training skills, general vocational and applied physical training schooling.
Концепция развития системы среднего профессионального образования (СПО) в целом исходит из того, что всякая система воспроизводства трудового потенциала страны получает новый социальный заказ, включающий в себя признание рынка рабочей силы, усиление ее конкурентоспособности на основе повышения профессионализма, компетентности и мобильности [3].
Цель среднего профессионального образования заключается в направленности на качественное усвоение студентами необходимого содержания программы, которая с одной стороны, направлена на развитие личностных качеств, с другой, обусловлена потребностью общества в специалисте, способном мобильно преобразовать свою деятельность и самого себя в соответствии с требованиями развивающего социума. В связи с этим модель личности выпускника среднего профессионального учреждения представляется, как гибкая, с определенным набором надпрофес-сиональных компетенций по физической культуре, конкурентоспособная, готовая к постоянному росту, социальной и профессиональной деятельности. Этот социальный запрос лежит в основе модернизации профессионального образования на компетентностной основе [7].
В настоящее время развернулась активная работа по реализации положений Болонского процесса в системе высшего и среднего профессионального образования. Основная цель этого процесса - установить единое Европейское пространство высшего и среднего образования. Имеется ввиду введение в действие государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования третьего поколения, учебных планов и программ на основе компетентностного подхода [1].
За последние годы вопросы «Реализации компетентностного подхода в профессиональном физкультурном образовании» изучали ряд авторов. О. В. Дулова (2010) в своей работе предлагала использовать технологию реализации модульно-компетентностного подхода на основе современной модели подготовки педагогов по физической культуре и спорту. Применение такой технологии позволяет решить задачу эффективности воздействия на процесс формирования профессиональной компетентности выпускников в системе среднего учебного образования.
В. В. Погодин (2007) рассматривает компетентность учащегося профессионального училища как способность и желание выполнять физкультурно-спортивную деятельность на осно-
Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)
ве полученных знаний, умений и навыков с обязательным получением результата, соответствующего требованиям учебной программы и другим нормативным документам.
Одним из самых приоритетных направлений в среднем профессиональном образовании является разработка и реализация новых подходов в формировании надпрофессиональных компетенций. Необходимость этого диктуется прежде всего тем что профессиональное учебное заведение является субъектом рыночных отношений и подготовку специалистов должно производить с учётом запросов заказчиков в лице различных организаций, принимающих выпускников на работу. При этом очень важно, чтобы молодой специалист отвечал ведомственным, профессиональным и индивидуальным представлениям заказчика. Сегодня обучение, основанное на компетентност-ном подходе, признается основой обновления среднего профессионального образования. Нужна квалификация, опирающаяся на совокупность свойств личности, которая будет способствовать удовлетворению образовательных потребностей в соответствии с интересами общества, производства и государства [8;10;13].
Неудовлетворительное состояние существующей системы общего среднего образования в области физической культуры в школе приводит к откровенной подмене образовательного содержания учебных занятий содержанием других форм физического воспитания: общей физической подготовкой, лечебной физической культуры, оздоровительными или развлекательными мероприятиями. Факт подобной деградации учебной дисциплины, носящей статус базовой общеобразовательной, воспринимается в школе и в обществе как нечто само собой разумеющееся. Все это происходит на глазах и с молчаливого согласия органов управления образованием всех уровней, вплоть до федерального. Именно реализуемый в течение всего этого времени сугубо прагматический подход во многом и явился причиной плачевного состояния как уровня физкультурной образованности, так и двигательной подготовленности, физического развития и состояния здоровья учащихся [9].
Все это предъявляет новые требования к проведению занятий в СПО, направленных на формирование надпрофессиональных компетенций по физической культуре в процессе подготовки специалистов среднего управленческого звена, повышение физического развития, физической подготовленности студентов.
В связи с этим актуальным является разработка и внедрение инновационного подхода к физической культуре, ориентированного на формирование надпрофессиональных компетенций у студентов средних специальных учебных заведений.
Целью нашей работы являлось теоретическое обоснование реформирования учебновоспитательного процесса по физической культуре в среднем специальном учебном заведении на основе формирования надпрофессиональных компетенций.
На основе анализа литературных источников была разработана модульная рабочая программа по физической культуре, состоящая из пяти блоков и двадцати специальных учебно-тренировочных модулей-мезоциклов, направленных на формирования надпрофессиональных компетенций по физической культуре. Программа предусматривала повышение общей и прикладной физической подготовленности у студентов экспериментальной группы при соответствующей подготовке к службе в армии и выполнению обязанностей на предприятии по организации и проведению спортивномассовой работы [1; 2; 5; 6; 10; 11; 12].
Программа первого года обучения состояла из двух блоков, способствующих формированию двигательной компетенции, по развитию физических качеств на основе применения восьми специальных учебно-тренировочных модулей. На протяжении всего курса обучения в начале и конце каждого блока проводилось тестирование для оценки уровня физической подготовленности. Первый и пятый модули «Выносливость» были представлены кроссовой и лыжной подготовкой, включавшими учебные элементы, циклические движения, прыжковые упражнения длительного характера, подвижные игры, упражнения с непрерывным чередованием различных видов движений переменной интенсивности, упражнения, выполняемые в режиме волевой ликвидации глубокого дыхания, упражнения на развитие способности к расслаблению мышц. Второй модуль -«Гибкость», включающий гимнастику, совершенствование упражнений с элементами акробатики предполагал собственно активные динамические упражнения на гимнастической скамейке и с гимнастической палкой, гимнастических снарядах (конь, козел, бревно, брусья), активные статические упражнения, пассивные статические упражнения с партнером, упражнения для сопряженного развития силы и гибкости. Третий модуль -«Скоростно-силовой», ориентированный на занятия баскетболом, предусматривал совершенствование упражнений, характеризуемых высокой мощностью мышечных сокращений с преодолением веса собственного тела, с различными дополнительными отягощениями. Четвертый и седьмой модули «Координационные особенности» включали в себя совершенствование технических и тактических действий при игре волейбол и баскетбол. Шестой модуль - «Сила» был представлен занятиями атлетической гимнастикой,
Педагогика
совершенствование упражнений с внешним сопротивлением, с преодолением веса собственного тела, изометрическими упражнениями. Восьмой модуль - «Быстрота» был связан с легкой атлетикой и включал совершенствование упражнений для развития быстроты отдельного движения, для развития быстроты реакции, частоты движений, способностей к расслаблению мышц.
Программа второго года обучения состояла из двух блоков, направленных на формирование технической компетенции и навыков судейства в избранном виде спорта (баскетбол) на основе применения восьми учебно-методических модулей. Первый модуль « Выносливость» был представлен кроссовой подготовкой и учебнометодическими занятиями на совершенствование технических действий при игре в баскетбол. Второй, четвертый и седьмой модули состояли из учебно-методических занятий, направленных на формирование навыков судейства, технических и тактических действий при игре в баскетбол. Третий - «Гибкость» - включал занятия гимнастикой с элементами акробатики и направлен на развитие общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. Пятый модуль «Выносливость» включал лыжную подготовку, был направлен на повышение физических качеств общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. Шестой модуль «Сила» был представлен атлетической гимнастикой и направлен на повышение физических качеств общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, формирование технической компетенции при проведении спортивных и подвижных игр. Восьмой модуль «Быстрота» включал легкую атлетику и был направлен на совершенствование технической компетенции и физических качеств обшей и профессионально-прикладной физической подготовленности.
Программа третьего года обучения состояла из одного блока, ориентированного на обучение сопряженно-последовательным методом и формирование социальной компетенции, повышение общей и профессионально-прикладной
физической подготовленности студента при соответствующей подготовке к службе в армии и выполнению обязанностей на предприятии по организации и проведению спортивно-массовой работы, на основе применения четырех методикопрактических модулей. Первый модуль «Быстрота» был представлен легкой атлетикой и направлен на повышение уровня физических качеств, формирование навыков проведения спортивных и подвижных игр. Второй и четвертый модуль «Скоростно-силовой, спортивное совершенство» включал сопряжено-последовательный метод, направленный на развитие физических качеств, использование методико-практических занятий, на повышение уровня общих и профессиональноприкладных физических качеств. Третий модуль «Сила» был представлен гимнастикой с элементами акробатики и направлен на повышение общих и профессионально-прикладных физических качеств, формирование навыков проведения спортивных игр.
Для оценки уровня теоретической и практической подготовленности была разработана и внедрена в учебный процесс рейтинговая система. В каждом блоке студенту для зачета необходимо было набрать не менее 50, баллов при условии сдачи требований по четырем модулям.
Современное реформирование образования и спрос на рынке труда специалистов среднего звена в СПО определяет модель выпускника, который должен владеть профессиональными компетенциями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности в профессиональной деятельности, быть предельно компетентным и самостоятельным в реализации и обновлении своих знаний в соответствии с высокой динамичностью сферы труда. Разработанная и внедренная блочно-модульная программа по физической культуре предусматривала повышение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности студента, соответствующей подготовке к службе в армии и к выполнению обязанностей на предприятии по организации и проведению спортивно-массовой работы.
Список литературы
1. Агентова Н. В. Сравнительная характеристика компетентностных моделей выпускника СПО и бакалавра технического профиля // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С.10.
2. Балашова В. Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компен-тентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 5. С. 59-63.
3. Дуброва Т. И. Модель дифференциации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2010. № 3. С. 9-10.
4. Дулова О. В. Технология реализации модульно компетентностного подхода в системе среднего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2010.
5. Железняк Ю. Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 5. С. 47-53.
Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)
6. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Моск. псих.-социальный ин-т, 2005. 216 с.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая.
8. Котова Е. В. Курсовое проектирование как средство развития компетентностей студентов // Среднее профессиональное образование (приложение), 2009. № 8. С. 35-36.
9. Лукьяненко В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. М.: Советский спорт, 2007. 120 с.
10. Неделько С. С. Ориентирование обучения на формирование компетенций // Среднее профессиональное образование (приложение). 2008. № 7. С. 127-128.
11.Петрова Н. Г. Формирование надпрофессиональных компетенций на уроках русского языка // Среднее профессиональное образование. 2009. № 1. С. 92-93.
12. Погодин В. В. Дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск. 2007.
13. Тихонова Т. А. Организационная работа // Среднее профессиональное образование (приложение). 2008. № 2. С. 97-98.
14. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. для вузов. М.: Академия, 2004. 480 с.