3. Дифференцированная подготовка положительно сказывается не только на состояние беременных и благоприятные роды в целом, но ещё и на то, что у женщин появляется общий круг интересов, они сплачиваются (феномен «соборности»), интересуются предстоящей жизнью. В дальнейшем, прививают любовь к физической культуре своим детям.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Филиппова, Г.Г. Беременность. Консультации акушера-гинеколога, психолога I Г.Г. Филиппова, Е.И. Захарова, Е.Ю. Печникова. - Москва : Эксмо, 2008. - 224 с.
2. Дифайор, Д. Гимнастика для беременных I Д. Дифайор. - М., СПб. : Диля, 2004. - 74 с.
3. Зайцев, С.М. Главная книга о беременности и родах I С.М. Зайцев. - Минск : Книжный дом, 2007. - 384 с.
4. Кертис, Г. Беременность после 30 I Г. Кертис. - СПб. : Весь, 2001. - 378 с.
5. Коваленко, В.С. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребёнка I В.С. Коваленко. - СПб. : Вертикаль, 2006. - 434 с.
6. Баранова, С. В. Научись отдыхать! : техники релаксации, которые всегда работают I С.В. Баранова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 157 с.
7. Серз, У. Мы ждём ребёнка I У. Серз, М. Серз. - Москва : Крон-Пресс, 1998. -
352 с.
8. Смирнова, И.В. Фитнес для будущей мамы I И.В. Смирнова. - СПб. : Вектор, 2006. - 208 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 37.037.1
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Надежда Вячеславовна Егорова, аспирант,
Шуйский государственный педагогический университет (ШГПУ)
Аннотация
В статье представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов сельскохозяйственного вуза. Идентификация факторов позволила интерпретировать их как физическое развитие, показатели физической подготовленности и фактор функциональной подготовленности.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, факторный анализ.
HIGHER EDUCATIONAL AGRICULTURAL INSTITUTION STUDENT’S PHYSICAL
FITNESS FACTORIAL STRUCTURE
Nadezhda Vyacheslavovna Egorova, the post-graduate student,
Shuya State Pedagogical University
Annotation
Factorial analysis results of Higher Educational Agricultural institution student’s physical fitness have been presented in the article. Identification of factors allowed interpreting them as physical development, physical training indexes and functional body condition factor.
Keywords: physical training, students, factor analysis.
В настоящее время остро стоит вопрос относительно ухудшения уровня физической подготовленности студентов вузов. Основной причиной данной тенденции является снижение интереса у студентов к занятиям физической культурой, и как следствие рост уровня заболеваемости среди учащейся молодежи [3]. Так же к названным проблемам можно отнести не использование дифференцированного обучения на занятиях с учетом
особенностей физического развития и подготовленности студентов. Оптимальное развитие физических качеств обусловлено индивидуализацией этого процесса в соответствии с биологической и социальной программой развития человека. Для совершенствования процесса физического воспитания студентов вузов необходимым является изучение комплекса факторов, влияющих на физическую подготовленность данного контингента занимающихся. Среди них одним из наиболее значимых является выделение компонентов структуры физической подготовленности. Анализ факторов определяющих структуру физической подготовленности позволяет определить слабые и сильные стороны процесса физической подготовки студентов. Анализ научно-методической литературы по проблемам физической подготовки студентов позволил определить, что недостаточно исследованными остаются вопросы факторной структуры физической подготовленности студентов сельскохозяйственных вузов. Цель настоящего исследования заключается в выявлении ведущих факторов физической подготовленности студентов сельскохозяйственных вузов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
Исходным материалом для этого анализа послужили результаты комплексного педагогического обследования группы из 70 юношей 1 курса обучения «Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д. К. Беляева». Обработка методом факторного анализа проводилась с помощью стандартного пакета программ статистической обработки первичной социологической информации (8Р88) [2]. В таблице 1 представлены результаты факторного анализа физической подготовленности студентов сельскохозяйственных вузов.
Таблица 1
Факторная структура физической подготовленности студентов _________________сельскохозяйственных вузов____________________________
№ п/п Тестовые задания Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5
1 Рост 0,014 0,637 -0,076 -0,023 0,191
2 Вес -0,056 0,888 0,196 -0,142 0,070
3 Ширина плеч -0,166 0,650 0,024 0,407 0,210
4 Жизненная емкость легких -0,071 0,302 0,104 0,593 0,491
5 Бег 100м -0,622 -0,026 -0,047 -0,300 -0,081
6 Бег 1000м -0,588 0,248 0,206 -0,378 0,319
7 Прыжок в длину с места 0,743 0,207 -0,054 0,232 -0,080
8 Подтягивания 0,613 -0,370 0,099 -0,132 0,261
9 Отжимания 0,788 -0,284 -0,360 0,127 0,084
10 Проба Штанге 0,437 -0,099 0,581 -0,421 0,212
11 Проба Генчи 0,394 -0,180 0,661 -0,097 0,380
12 Частота сердечных сокращений в покое -0,126 -0,161 0,575 0,613 -0,256
13 Частота сердечных сокращений после нагрузки -0,343 -0,339 0,694 0,154 -0,319
14 Кистевая динамометрия (левая рука) 0,496 0,559 0,232 -0,193 -0,292
15 Кистевая динамометрия (правая рука) 0,435 0,681 0,139 -0,115 -0,454
Вклад в дисперсию, % 21,540 19,929 12,678 9,963 7,762
Кумулятивный вклад в дисперсию, % 21,540 41,470 54,148 64,111 71,873
В результате факторного анализа выявлено 5 факторов, вклад которых в обобщенную дисперсию выборки составил почти 72%. Идентификация факторов, которая осуществлялась за счет анализа величин нагрузок, позволила интерпретировать их как физическое развитие, показатели физической подготовленности и фактор функциональной подготовленности [2]. Выявлено, что показатели, которые характеризовали физические качества - сила и скоростно-силовые способности, выносливость, скорость, с высоким коэффициентом значимости и суммой дисперсии 21,5%, составили первый фактор. При этом самый высокий факторный вес наблюдается у показателей характеризующий силу (0,788)
и скоростно-силовые (0,743) качества. Второй фактор, вклад которого в обобщенную дисперсию выборки составил 19,9%. В него вошли показатели физического развития: рост, вес, ширина плеч, мышечная сила рук. Самая высокая факторная нагрузка относится к показателю масса тела (0,888). Третий фактор, с общим вкладом в дисперсию 12,7% составляют показатели функционального состояния организма: частота сердечных сокращений, данные пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) и пробы Генчи (задержка дыхания на выдохе). Вклад четвертого (10%) и пятого (7,8%) факторов в обобщенную дисперсию выборки является малозначимым. Эти факторы объединяют в себе вышеназванные атропометрические показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила рук, частота сердечных сокращений, с относительно невысокой факторной нагрузкой.
ВЫВОДЫ
Таким образом, факторную структуру физической подготовленности студентов сельскохозяйственных вузов составляют три фактора. Наибольший вес имеет фактор силовой и скоростно-силовой подготовленности (21,5%), на втором месте - фактор физического развития (19,9%), третий фактор - функциональная подготовленность (12,7%). Результаты факторного анализа позволяют определить, что процесс физической подготовки, подбор средств форм и методов занятий физическими упражнениями должен быть направлен в первую очередь на развитие физических качеств, требующих проявление силовых и скоростно-силовых способностей, способствующих так же повышению уровня деятельности функциональных систем организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Физическая культура студента : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2002. - 448 с.
2. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Начинская. - М. : Академия, 2005. - 240 с.
3. Правдов, М. А. Влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов / М. А. Правдов, М.А. Корнева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 7. - С. 64-67.
4. Правдов, М. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов средствами легкой атлетики / М.А. Правдов, Н.В. Егорова // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 4. - С. 19-21.
5. Пустовалов, В. А. Факторная структура физической подготовленности учеников 11-14 лет с учетом показателей физического развития и особенностей нейродинами-ческих функций / В.А. Пустовалов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 4. - С. 133-139.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011.3
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОХОЖДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО КУРСА «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И
МЕТОДИКА»
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент,
Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Михайлович Биткин, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения модульно - компетентностного подхода в прохождении студентами вуза физической культуры учебно-методического курса «Олимпийское образование: теория и методика»