значимости и суммой дисперсии 25 % составил первый фактор. При этом самый высокий факторный вес наблюдается у показателя, характеризующего скоростно-силовые качества, он составляет 0,76. Вклад в обобщенную дисперсию второго фактора составил почти 21 %. В него вошли показатели гибкости, и самая высокая факторная нагрузка равна 0,71. Третий фактор составляют показатели, характеризующие такое физическое качество, как выносливость. Вклад в обобщенную дисперсию третьего фактора составил 16 % с факторным весом 0,51. Четвертый фактор с вкладом в обобщенную дисперсию около 15 % составили показатели, характеризующие координацию, и самая высокая факторная нагрузка равна 0,67.
Выводы. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что факторную структуру физической подготовленности студентов-хореографов составляют четыре фактора. Факторный вес показателей скоростно-силовых качеств составляет первый фактор (24 %), второй — показатели гибкости (21 %), третий — показатели выносливости (16 %), четвертый — показатели координации (15 %).
Результаты факторного анализа позволяют определить структуру и содержание специальной физической подготовки студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин. Подбор физических упражнений должен быть направлен в первую очередь на развитие физических способностей, требующих проявления скоростно-силовых качеств, а также гибкости, выносливости и координации, необходимых в хореографической подготовке.
Таким образом, содержание специальной физи-
ческой подготовки студентов-хореографов помимо «хореографического тренажа» должно содержать комплексы упражнений, направленных на совершенствование профессионально значимых физических качеств. Тем самым можно предположить, что комплексное использование средств хореографии и физического воспитания в виде целенаправленных физических упражнений позволит обосновать совершенствование структуры и содержания специальной физической подготовки студентов-хореографов.
В дальнейшем планируется разработать и экспериментально обосновать технологию соединения средств хореографии и физического воспитания в учебном процессе студентов-хореографов.
Библиографический список
1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
2. Начинская, С. В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Начинская. — М. : Академия, 2005. — 240 с.
САБАНЦЕВА Татьяна Виталиевна, преподаватель кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, соискатель по кафедре теории и методики гимнастики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2011 г.
© Т. В. Сабанцева
УДК 378.662 : 796.325 М. Ю. СЛАВНОВА
Омский государственный технический университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ______________________________________
В статье представлен принцип организации учебного процесса с использованием блочномодульной системы подготовки студентов специализации «волейбол» в высших учебных заведениях. Показана эффективность использования модульного обучения в освоении техники простых и сложнокоординационных приемов игры, развития тактического мышления и группового взаимодействия.
Ключевые слова: техническая подготовленность, учебно-тренировочная работа, двигательные и функциональные способности, модульное обучение.
Развитие физической культуры и спорта — приоритетное направление социальной политики государства. Важное место занимают исследования, направленные на поиск новых, более эффективных, форм организации физкультурно-оздоровительной работы со студентами технических вузов.
Волейбол является одной из самых распространенных и любимых игр многих стран мира. Эта игра способствует всестороннему физическому развитию человека. Овладение техникой и тактикой игры, при-
обретение специальных знаний осуществляется в процессе технико-тактической подготовки, ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно-тренировочного процесса [1].
При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технической подготовленности игроков, для чего необходимо в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми способами их выполнения. Такая необходи-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
Отличия традиционной модели построения тренировок волейболистов и при использовании блочно-модульной системы подготовки
Характеристики построения подготовки Традиционная модель Блоковая композиция
Доминирующий принцип комплектования нагрузок Комплексное применение различных по своему воздействию нагрузок Концентрация специализированного воздействия на минимум «качеств-мишеней»
Временное согласование акцентов развития «качеств-мишеней» Преимущественно параллельное Преимущественно последовательное
Ведущий смысловой компонент планирования Период подготовки: подготовительный, соревновательный, переходный Этап подготовки — комбинация трех типов блоков-мезоциклов
Участие в соревнованиях Преимущественно в соревновательном периоде Преимущественно в конце каждого этапа подготовки
Таблица 2
Тестирование 1 (контрольной) группы, в %
Оценка в баллах Комбинированны й тест Перемещение 6x5 Нападающий удар Передачи в точку
5 (высокая) 0 0 0 0
4 (хорошая) 28 22 0 17
3 (средняя) 44 56 50 61
2 (низкая) 28 22 50 22
Таблица 3
Тестирование 2 (экспериментальной) группы, в %
Оценка в баллах Комбинированны й тест Перемещение 6x5 Нападающий удар Передачи в точку
5 (высокая) 28 22 17 33
4 (хорошая) 44 44 50 44
3 (средняя) 28 33 33 22
2 (низкая) 0 0 0 0
мость возникает в связи с тем, что игра волейболистов характеризуется активными действиями и умением действовать внезапно в любой момент. Она протекает в очень быстром темпе, при постоянном изменении ситуации. Для решения конкретных задач в каждый момент необходимо владеть всеми основными приёмами игры, владеть игровыми действиями, состоящими из нескольких приёмов, сочетающихся между собой в различной последовательности.
Техника спортсмена на каждом этапе развития — это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое даёт возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиваться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, волейболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приёмов, быстро и точно их выполнять.
Технико-тактическая подготовка при работе с волейболистами занимает одно из важнейших мест, ибо она означает обучение умению играть. Основу игры составляет способность владеть мячом, то есть техника, а умение распорядиться им есть не что иное, как тактика. Для этого нужно правильно выбрать способ, место и время действия, быстро и правильно реагировать на действия противника, уметь взаимодействовать со своими партнерами. Именно это и является содержанием тактической подготовки.
Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функци-
ональным возможностям спортсменов, но это лишь малая часть подготовки волейболистов, основа всего — технико-тактическая подготовка. Стратегия успешного ведения игровой борьбы, быстрое переключение от одной игровой ситуации к другой, хорошая защита и результативное молниеносное нападение — суть игры в волейбол.
Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. Процесс обучения техническим приемам необходимо сочетать с выработкой у волейболистов умения выполнять их в динамических ситуациях противоборства, а также выстраивать технические действия в соответствии со способами тактический подготовки и ситуациями противоборства.
Наиболее рациональным при разработке оптимальных технологий обучения в волейболе является блочно-модульный принцип организации учебного процесса. В настоящее время понятие модульности приобретает методологический смысл. Модульность выступает как принцип системного подхода к процессу обучения [2].
Принцип модульности (наряду с таким важным принципом системного подхода как принцип развития) определяет динамичность и мобильность функ-
ционирования системы. Причем сама система может быть представлена как совокупность модулей или рассматриваться как отдельный модуль в структуре более общей системы.
Модульное обучение — это технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным способностям игроков и уровню их базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить тренировочный процесс так, чтобы разделы были взаимосвязаны друг с другом, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал, не нарушая его единого содержания.
Анализ работы показывает, что при системнодеятельностном подходе и использовании модульного принципа обучения можно успешно осуществлять в системе подготовки студентов специализации «волейбол» в высших учебных заведениях.
Для решения поставленных задач на занятиях по волейболу были введены «блоки» упражнений, включающие в себя набор упражнений по технической, тактической и физической подготовке волейболистов.
Основным требованием к выполнению упражнений является повышение ответственности за выполняемый элемент, умение бороться за сохранение мяча в игре в любом выполняемом упражнении.
Блоковое построение подготовки позволяет упорядочить и облегчить текущий и этапный контроль; при текущем контроле в первую очередь отслеживаются показатели, характеризующие реакцию на доминирующий тип нагрузки; тесты этапного контроля органично вписываются в заключительную фазу этапа. Кроме того, появляется возможность существенно сократить объемы суммарной тренировочной работы, направленные на освоение базовых элементов техники игры, поскольку ее построение оказывается более целенаправленным и сбалансированным (табл. 1).
Контрольные испытания по определению уровня технико-тактической подготовленности волейболистов включали в себя четыре теста: «комбинированное упражнение», «нападающий удар», «передачи в точку», «перемещение 6x5». Оценка динамики изменения уровня технико-тактической подготовленности студентов показала, что большинство
волейболистов экспериментальных групп улучшили свои показатели по сравнению со студентами контрольной группы (табл. 2, 3).
Сравнительные исследования уровня технико-тактической подготовленности показали, что в группах, занимающихся с использованием блочно-модульной системы подготовки, применяются более разнообразные технико-тактические приемы по сравнению с контрольными группами.
Таким образом, применяя блочно-модульную систему подготовки волейболистов, можно осуществлять обучение в условиях создания противодействия в игровых упражнениях с целью эффективного использования технико-тактических приемов в условиях игры. Студентам 1—2 курсов блочно-модульная система поможет быстро освоить технику простых и сложно-координационных приемов. Студентам старших курсов — совершенствовать ранее изученные технические приемы для развития тактического мышления и группового взаимодействия.
Практика показала, что введение в учебный процесс заданий блочно-модульной системы имеет последовательный и целенаправленный характер и связано с возрастом и уровнем квалификации сту-дентов-волейболистов.
Блочно-модульная система организации обучения обеспечивает системный подход к построению предмета и определению его содержания, более полное удовлетворение творческой личности в образовательной деятельности при усиленной мотивации к учению, широкое использование активных методов обучения.
Библиографический список
1. Марков, К. К. Руководство тренера по волейболу : монография / К. К. Марков. — Иркутск : ИрИИТ, 1999. — 276 с.
2. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие / М. А. Чошанов. — М. : Народное образование, 1996. — 157 с.
СЛАВНОВА Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2011 г.
© М. Ю. Славнова
Книжная полка
Кулагина, Е. Физическая культура для детей от 2 до 9 лет / Е. Кулагина. - М. : АСТ, 2010. -110 с. - ISBN 978-5-17-064161-1.
Эта книга написана для того, чтобы увлечь ваших детей спортом и научить их правильно выполнять различные упражнения, необходимые для развития. Благодаря этой книге они научатся правильно бегать, прыгать, кувыркаться, плавать и т.п. А также станут уверенными в себе. И это не менее важно! Более того, эта книга может быть весьма полезной и для взрослых. Ведь, для того чтобы поддерживать хорошую физическую форму, быть бодрым каждый день, нам также необходимо заниматься спортом и также необходимо уметь правильно бегать, прыгать, плавать и даже кувыркаться. Вы скажете, что способности к спорту заложены в генах, и если их нет, затея с тренировками бесполезна и лучше ее оставить. Это далеко не так! Любой человек, будь то ребенок или взрослый, может развить в себе эти способности, если будет многократно повторять упражнения, описанные в этой книге, соблюдая все указания и правила. Помните об этом, и у вас все получится! Примите во внимание вышеуказанные советы и дерзайте!
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ