Научная статья
УДК 338.2
DOI: 10.47475/3034-4247-2024-17-4-33-40 Персианов Д.В., Толмачева Т. А.
ПРИМЕНЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Дмитрий Владимирович Персианов,
Научно-исследовательский институт организации здравоохранения
и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, г. Москва, Российская Федерация jЫШ@yandex.m
Татьяна Алексеевна Толмачева,
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В работе проведена оценка возможностей применения корпоративных социальных сетей при реализации социально-психологических методов управления. Выявлено, что корпоративные социальные сети могут способствовать повышению продуктивности работы персонала и созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Организация корпоративной сети сопряжена с рядом ограничений и рисков, что затрудняет создание сетей в отдельных компаниях.
Ключевые слова: управление персоналом, кадровый менеджмент, социально-психологические методы, виртуальные социальные сети, корпоративные социальные сети.
Для цитирования: Персианов, Д.В., Толмачева, Т. А. Применение корпоративных социальных сетей при реализации социально-психологических методов управления персоналом // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17. № 4. С. 33-40. DOI: 10.47475/ 3034-4247-2024-17-4-33-40
Original article
Persianov D. V., Tolmacheva T. A.
APPLICATION OF CORPORATE SOCIAL NETWORKS IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL METHODS OF PERSONNEL MANAGEMENT
Dmitry V. Persianov,
State Budgetary Institution "Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of the Moscow City Health Department"
Moscow, Russian Federation [email protected]
Tatyana A. Tolmacheva,
North Caucasian Federal University Stavropol, Russia tatiyana_tolmacheva@mail. ru
Abstract. The paper assesses the possibilities of using corporate social networks in implementing socio-psychological management methods. It was found that corporate social networks can help increase staff productivity and create a favorable socio-psychological climate in the team. The organization of a corporate network is associated with a number of limitations and risks, which complicates the creation of networks in individual companies.
Keywords: personnel management, socio-psychological methods, virtual social networks, corporate social networks.
For citation: Persianov, D.V., Tolmacheva, T. A. Application of corporate social networks in the implementation of social and psychological methods of personnel management // Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17. No. 2. P. 33-40. (In Russ.). DOI: 10.47475/3034-42472024-17-4-33-40
Введение
Умение применять социально-психологические методы управления является необходимым навыком любого квалифицированного менеджера. В условиях диджитализации, цифровой трансформации экономики появляются новые возможности использования социально-психологических методов в управлении персоналом. Так, в бизнес-структурах и иных корпоративных формах ведения хозяйственной деятельности в качестве инструмента кадрового менеджмента все чаще рассматривают социальные сети, кото-
рые позволяют по-новому раскрыть потенциал социально-психологического воздействия на персонал организации.
В последние годы тема применения социальных сетей в сфере управления активно исследуется как отечественными, так и зарубежными авторами. Особое внимание уделяется их использованию в процессе подбора персонала. Социальные сети рассматриваются как мощный и эффективный инструмент рекрутинга. Например, в своих работах Д. Назарова и А. Чабанова подчеркивают, что интеграция социальных се-
тей в работу HR-менеджеров открывает новые перспективы: она не только облегчает поиск высококвалифицированных специалистов, но и позволяет формировать перспективную базу данных кандидатов, которая может быть использована в будущем [3, с. 108]. Работодатели все чаще используют социальные сети для принятия решений о найме [4, с.70; 8, с. 42]. В качестве главного преимущества социальных сетей рассматривается возможность контакта как с кандидатами, которые находятся в активном поиске работы, так и с интересными компании профессионалами, не находящимися в поиске работы [7, с. 60]. Также большое внимание в научной литературе уделяется анализу применения в менеджменте корпоративных социальных сетей. А.А. Петрова связывает это с множеством управленческих задач, которые решаются с помощью корпоративных социальных сетей, в том числе и по повышению производительности труда работников [5, с. 124]. Однако вопросы, связанные с особенностями использования социальных сетей как инструмента реализации отдельных методов управления персоналом, остаются малоисследованными.
Свойства со
Актуальность исследования обусловлена появлением новых технологий и алгоритмов реализации методов кадрового менеджмента с использованием взаимодействия с персоналом через корпоративные социальные сети и необходимостью научного анализа возможностей и перспектив таких технологий.
Методологическую основу исследования составили работы ученых, занимающихся проблемами трансформации и новых комбинаций применения социально-психологических методов управления персоналом организаций в условиях активной цифро-визации всех уровней экономики. Для проведения исследования использованы методы обобщения, логического анализа, тематического анализа и визуализации данных. Описание исследования В наиболее общем представлении под социальными сетями в интернете понимается некоторая платформа (онлайн-сервис, веб-сайт), предназначенная для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в интернет-пространстве [6, с. 24]. Главными свойствами социальных сетей являются виртуальность, интерактивность и мультмедийность (см.: табл. 1).
Таблица 1
[альных сетей*
Свойства Характеристика
Виртуально сть в интернет-пространстве создается профиль личности, которая представляет собой основную страницу пользователя на платформе, и тем самым осуществляется перенос личности, ее свойств и интересов в виртуальное пространство
Интерактивность способность взаимодействия между пользователями социальной сети, а также между пользователем и контентом, в том числе в режиме «реального времени»
Мультимедийность подача/передача информации прежде всего через упрощенные для восприятия человеком способы - картинки, видео, анимированные изображения и т.п.
*составлена авторами на основе исследования В.Н. Воронин, М.В. Ионцева [1, с. 142-143]
Указанные ключевые свойства виртуальных социальных сетей с развитием цифровых технологий способствовали самому разнообразному их применению, в том числе и в бизнесе. Так, к концу 2010-х годов каждая вторая компания США уже пользовалась корпоративными социальными сетями [5, с. 124]. Корпоративная социальная сеть представляет собой разновидность социальных сетей, созданной для удовлетворения потребностей конкретной компании, характерной особенностью которой является ограниченность ее целевой аудитории сотрудниками компании и возможность использования расширенного функционала при общении и взаимодействии между пользователями сети в интересах компании.
Закрытость корпоративной социальной сети является ее характерной особенностью, которая отличает ее от большинства других видов социальных сетей. Участниками такой сети выступают, как правило, только сотрудники организации, которой принадлежит сеть, в редких случаях доступ предоставляется некоторым группам внешних пользователей партнерам, клиентам, инвесторам. Именно закрытость дает возможность компаниям использовать корпоративные социальные сети для решения управленческих задач, в том числе связанных с управлением персоналом.
Исследования в данной области показывают, что корпоративные социальные сети могут способствовать повышению производительности труда в компании. Так, исследование Mc Kinsey Global Institute позволило прийти к выводу, что корпоративные социальные сети способствуют улучшению продуктивности чтения и ответов по электронной почте до 30%, поиска и сбора информации - до 35%, общения и совместной работы - до 35%, выполнения отдельных задач - до 15% [2, с. 81-82] (см.: табл. 2).
С точки зрения использования социально-психологических методов управления персоналом, корпоративные социальные сети обладают широким потенциалом для оптимизации межличностного и группового взаимодействия внутри компании (см.: рис. 1).
Ключевые возможности, которые предоставляют корпоративные социальные сети, включают:
- прямой диалог с сотрудниками (обеспечивается доступное и открытое общение, которое способствует эффективному взаимодействию на всех уровнях организации);
- простота доступа к информации (корпоративная сеть упрощает поиск и распространение знаний, делая их доступными для всех сотрудников);
- предотвращение конфликтов (благодаря прозрачности коммуникации можно опе-
Таблица 2
Повышение производительности труда при применении корпоративных социальных сетей
Область применения Затраченное время, % Рост продуктивности, % Экономия времени, %
Исполнение отдельных задач 39 15 6
Работа с электронной почтой 28 30 8,5
Работа с информацией 19 35 6,5
Совместная работа, общение 14 35 5
Итого 100 25 25
Возможности применения КС С
прямой: диалог с сотрудниками
простота доступа к информации
предотвращение конфликтов
повышение качества решений
стимулировали е инициативности
формирование организационной культуры
поддержка адаптации новых сотрудников
создание команды единомышленников
ув елич ени е в ов л ечённости
Рис. 1. Возможности корпоративных социальных сетей при реализации социально-психологических методов управления персоналом
ративно выявлять и сглаживать потенциальные разногласия);
- повышение качества решений (активный обмен знаниями и опытом способствует поиску оптимальных подходов к выполнению задач);
- стимулирование инициативности (корпоративные платформы становятся источником инноваций, поощряя сотрудников делиться идеями и проявлять креативность);
- формирование организационной культуры (сеть помогает укреплять корпоративные ценности и задавать тон внутреннему взаимодействию);
- поддержка адаптации новых сотрудников (обеспечивается структурированное сопровождение новичков и контроль над процессом их интеграции в коллектив);
- создание команды единомышленников (через совместное обсуждение и участие в проектах формируется сплоченность внутри коллектива);
- увеличение вовлеченности (корпора-
тивная сеть делает сотрудников активными участниками внутренних процессов компании, повышая их заинтересованность в общем успехе).
Корпоративные социальные сети могут способствовать повышению результативности социально-психологических методов управления персоналом. Однако их внедрение нередко сопровождается рядом сложностей и вызовов. Во-первых, это высокие затраты на реализацию проектов по разработке, внедрению, организации поддержки и развитию корпоративных социальных сетей. Во-вторых, длительный срок реализации таких проектов. Они затрагивают практически все аспекты управления персоналом и требуют глубокого анализа, стратегического планирования и пошаговой проработки внедрения и развития. В-третьих, возникают сложности с оценкой экономической эффективности мероприятий по внедрению корпоративной социальной сети, так как чаще всего эффект
от применения сети в краткосрочной перспективе не проявляется, и это снижает уверенность руководства в целесообразности таких инвестиций. Эти факторы нередко становятся причиной отказа компаний от использования корпоративных социальных сетей, поскольку руководители не всегда видят прямую связь между затратами и получаемыми преимуществами.
Также следует отметить, что внедрение корпоративной социальной сети может быть сопряжено с такими рисками, как сопротивление сотрудников изменениям, утечка конфиденциальной информации, недостаточная активность пользователей. Минимизация этих рисков возможна за счет правильно организованных мероприятий: обучения сотрудников и повышения их заинтересованности; разработки четкой политики использования сети; обеспечения безопасности данных. При грамотном подходе и проработке всех этапов внедрения компания сможет не только избежать потенциальных проблем, но и в полной мере воспользоваться преимуществами корпоративных социальных сетей.
Заключение
Корпоративные социальные сети становятся мощным инструментом в арсенале
кадрового менеджмента, позволяя значительно повысить производительность труда. Это достигается за счет сокращения времени, которое сотрудники тратят на выполнение рутинных задач, таких как обработка электронной почты, поиск информации и организация совместной работы.
Одновременно с этим корпоративные сети предоставляют менеджерам больше возможностей для гибкого использования методов управления персоналом, включая социально-психологические методы. Благодаря таким сетям руководство получает инструмент для более глубокого вовлечения сотрудников в рабочие процессы, укрепления командной сплоченности и формирования благоприятного климата в коллективе.
Однако внедрение корпоративных социальных сетей сопряжено с рядом ограничений и рисков, включая вопросы безопасности данных, сложности адаптации сотрудников и необходимость грамотного управления изменениями. Успешное преодоление этих вызовов становится ключевым условием, определяющим их эффективность как средства укрепления организационной культуры и поддержания позитивного социально-психологического климата в коллективе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Воронин, В.Н., Ионцева, М.В. Социальные сети как инструмент реализации социально-психологических механизмов организационной культуры // Вестник университета. 2017. №6. С. 141-146.
2. Закаблуковский, Е.В., Гапонова, О.С., Коршунов, И.А. Корпоративные социальные сети в современном менеджменте организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 79-88.
3. Назарова, Д.Н., Чабанова, А.С. Подбор персонала при помощи социальных сетей // Гуманитарный научный журнал. 2018. № 11. С. 18.
4. Павлова, Е.Ю., Сергеева, Н.В. Проблемы и перспективы использования социальных сетей в работе кадровой службы компании // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 2. С. 70-76.
5. Петрова, А.А. Корпоративная социальная сеть в менеджменте: преимущества и основы внедрения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №12. С. 124-126. DOI: https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10076
6. Тихонова, А.В., Агурова, А.А. Теоретические основы изучения социальных сетей в политической коммуникации и их характеристика // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 4А. С. 24-32.
7. Чуланова, О.Л., Охотникова, В.А. Smarttalentsearch как инструмент подбора персонала в социальных сетях в условиях вызовов BANI-мира // Вестник СурГУ. 2021. №4 (34). С. 59-70. DOI: https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-4-59-70
8. Melao, N., Reis, J. Social networks in personnel selection: profile features analyzed and issues faced by hiring professionals // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 181. Р. 42-50.
REFERENCES
1. Voronin V.N., Iontseva, M.V. Social networks as a tool for implementing sociopsychological mechanisms of organizational culture // Bulletin of the University. 2017. No. 6. P. 141-146. (In Russ.).
2. Zakablukovsky, E.V., Gaponova, O.S., Korshunov, I.A. Corporate social networks in modern management of the organization // Management in Russia and abroad. 2015. No. 1. P. 78-88. (In Russ.).
3. Nazarova, D.N., Chabanova, A.S. Recruitment ofpersonnel using social networks // Humanitarian scientific journal. 2018. No. 11. P. 18. (In Russ.).
4. Pavlova, E.Yu., Sergeeva, N.V. Problems and prospects of using social networks in the work of the company's HR department // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 2. P. 70-76. (In Russ.).
5. Petrova, A.A. Corporate social network in management: advantages and basics of implementation // International journal of humanitarian and natural sciences. 2020. No. 1 2. P. 124-126. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10076
6. Tikhonova, A.V., Agurova, A.A. Theoretical foundations of the study of social networks in political communication and their characteristics // Theories and problems of political research. 2019. Vol. 8. No. 4A. P. 24-32. (In Russ.).
7. Chulanova, O.L., Okhotnikova, V.A. Smart talent search as a tool for recruiting personnel in social networks in the context of the challenges of the BANI world // Bulletin of Surgut State University. 2021. No. 4 (34). P. 59-70. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-4-59-70
8. Melao, N., Reis, J. Social networks in personnel selection: profile features analyzed and issues faced by hiring professionals // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 181. P. 42-50.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Персианов Дмитрий Владимирович
Аспирант, Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, г. Москва, Российская Федерация.
E-mail: jbl 111 @yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Dmitry V. Persianov
Postgraduate student, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management, Moscow City Health Department, Moscow, Russian Federation.
E-mail: jbllll @yandex.ru
Толмачева Татьяна Алексеевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация.
E-mail: tatiyana_tolmacheva@mail. ru
Tatyana A. Tolmacheva
Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Foreign Economic Activity, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи / Received: 19.11.2024 Дата рецензирования статьи / Revised: 25.11.2024 Принята к публикации / Accepted: 30.11.2024