КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ
А.А. Петрова, магистрант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10076
Аннотация. Актуальность внедрения корпоративных социальных сетей обосновывается тем, что современные тенденции рынка требуют от компаний гибкости в организации бизнес-процессов, в том числе с помощью средств автоматизации. В статье описываются основные преимущества корпоративной социальной сети. Представлены риски внедрения корпоративной социальной сети. Излагаются основы и этапы внедрения корпоративной социальной сети. В результате исследования представлен алгоритм внедрения корпоративной социальной сети. Сделан вывод о том, корпоративная социальная сеть - эффективный инструмент, позволяющий наладить процесс внутренних коммуникаций, повысить уровень вовлеченности сотрудников, сократить время на выполнение рабочих задач.
Ключевые слова: корпоративная социальная сеть, корпоративная культура, внутренние коммуникации.
В числе важнейших задач любого бизнеса должны стоять: сохранение интеллектуального капитала, формирование и развитие корпоративной культуры и создание условий, способствующих раскрытию потенциала сотрудников, снятие социально-психологических барьеров в коллективе, налаживание эффективного взаимодействия и обмена знаниями внутри команды. Корпоративные социальные сети помогают компаниям решить эти задачи и, при грамотном использовании, повышают продуктивность работы сотрудников.
По данным исследовательской компании Gartner, в США каждая вторая компания уже пользуется корпоративными социальными сетями [1].
КСС дают возможность быстрой генерации новых идей через открытое совместное обсуждение и увеличивают вовлеченность сотрудников в процессы компании. По данным Агентства внутренних коммуникаторов рост уникальных идей/предложений, поданных сотрудниками, увеличивается на 48%, рост доли внедренных идей на 25%, рост заинтересованности сотрудников на 18-25%. КСС минимизируют затраты рабочего времени сотрудников на поиск необходимой информации и помогают в адаптации новых
сотрудников. Происходит сокращение на 15% затрат на адаптацию и обучение новых сотрудников и снижение на 7% увольнения только пришедших сотрудников из-за трудностей адаптации [2].
McKinsey Global Institute в своем исследовании пришли к следующим выводам [3]:
- использование корпоративных социальных сетей повышает скорость обмена информацией на 77%;
- удовлетворенность сотрудников увеличивается на 41%;
- расходы на связь снижаются на 60%, в то время как расходы на командировки сокращаются на 44%;
- доступ к знаниям внутренних экспертов становится проще на 52%.
HeadHunter провел для Microsoft в России онлайн-опрос среди 138 российских компаний, посвященный практике использования корпоративных социальных сетей. Более 50% предприятий, использующих корпоративные социальные сети, отметили значительное повышение качества работы персонала. Около 30% компаний отмечают положительное влияние корпоративных социальных сетей на процесс создания сплоченной команды сотрудников [4].
Таким образом, можно выделить основные преимущества корпоративной социальной сети.
С точки зрения бизнеса:
- КСС позволяет сформировать единую базу знаний;
- укрепляет команду;
- повышает лояльность сотрудников;
- упрощает возможность предоставления и получения обратной связи;
- позволяет управлять мнением;
- предоставляются возможности для удаленной совместной работы и мотивации персонала;
- развивает и обучает персонал.
С точки зрения сотрудника:
- позволяет быть в курсе событий;
- позволяет участвовать в группах по интересам;
- упрощает и ускоряет поиск информации;
- упрощает возможность предоставления и получения обратной связи;
- предоставляет возможность самовыражения, донесения своих мыслей и идей.
Несмотря на очевидные преимущества КСС, в ряде организаций до сих пор запрещено использование корпоративных социальных сетей и микроблогов. Это связано с тем, что работодатели беспокоятся о том, что сотрудники будут много времени проводить в КСС, отвлекаясь от работы и при этом мешать работать остальным. Действительно, существуют определенные риски, связанные с решением использовать корпоративные социальные сети. Сотрудники могут не проявить интереса/ потерять интерес к использованию корпоративной социальной сети, не использовать ее. Возможны также ситуации, когда сотрудники начинают общаться не только о работе, выкладывать контент, который не имеет никакого отношения к бизнесу. Чтобы подобных ситуаций не складывалось, нужно назначать ответственных за социальные сети. Поскольку отличительная особенность КСС - отсутствие модераторов (администраторов), необходим человек из коллектива, который бы вовремя мог заметить изменения в контенте и исправить ситуацию.
Прежде, чем внедрить корпоративную социальную сеть, предприятиям необходимо провести исследование корпоративной культуры, оценить потенциал влияния КСС на внутриорганизационную культуру, оценить затраты и произвести расчет экономической эффективности проекта по внедрению корпоративной социальной сети. Анализ корпоративной культуры позволяет оценить необходимость внедрения, готовность сотрудников к изменениям, потенциальную эффективность внедрения. Оценка затрат и расчет экономической эффективности позволяют проанализировать возможности организации.
Внедрение корпоративной социальной сети возможно как силами сторонних подрядчиков (например, покупка и установка готового программного обеспечения), так и силами организации (например, 1Т-службой). В любом случае, в процессе внедрения КСС должно участвовать руководство компании (топ-менеджмент, менеджеры среднего звена).
Создание корпоративной сети состоит из выбора:
- рабочей группы;
- среды моделирования;
- программных и аппаратных решений для её создания;
- настройку и сопровождение готовой архитектуры.
Построение архитектуры и выбор технологии корпоративной сети состоит из нескольких этапов:
- выбор элементарных объектов, входящих в корпоративную сеть обмена данными. Как правило, это определённые продукты, услуги компании и информация по ним;
- выбор функциональных, информационных и ресурсных моделей для будущей сети. На этом этапе определяется «внутренняя логика» функционирования будущей сети;
- далее, на основе уже выбранных параметров определяются языки и методы моделирования, способные решить поставленные задачи.
Корпоративные социальные сети являются эффективным инструментом в сфере бизнеса. Их внедрение позволяет органи-
зациям значительно расширить свои сократить время на выполнение рабочих функциональные возможности, наладить задач. процесс внутренних коммуникаций, повысить уровень вовлеченности сотрудников,
Библиографический список
1. Имаи М. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 274 с.
2. Мировой опыт и перспективы развития индустриального (промышленного) Интернета вещей в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tssonline.ru/articles2/fix-corp/mirovoy-opyt-i-perspektivy-razvitiya-industrialnogo-promyshlennogo-interneta-veschey-v-rossii
3. О начале формирования ТК в сфере «умных» технологий. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ria-stk.ru/news/detail.php?ID=106328
4. Промышленный интернет вещей в России. Исследование TAdviser и ГК «Ростех». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/
CORPORATE SOCIAL NETWORK IN MANAGEMENT: ADVANTAGES AND BASIS
OF IMPLEMENTATION
A.A. Petrova, Graduate Student
St. Petersburg State University of Economics
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The relevance of introducing corporate social networks is justified by the fact that current market trends require companies to be flexible in organizing business processes, including using automation tools. The article describes the main advantages of a corporate social network. The risks of introducing a corporate social network are presented. The basics and stages of implementing a corporate social network are described. As a result of the study, an algorithm for introducing a corporate social network is presented. It is concluded that the corporate social network is an effective tool that allows you to establish the process of internal communications, increase the level of employee involvement, reduce the time to complete work tasks.
Keywords: corporate social network, corporate culture, internal communications.