Кутузова З. Ю.
соискатель кафедры НО и НОТ, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
г. Орел, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Информатизация является одним из основных этапов модернизации профессионального образования и приоритетной необходимостью подготовки будущих учителей, и это объясняется тем, что новые технологии внедряются во многие сферы жизни общества. Стратегической целью информатизации является повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей согласно требованиям информационной среды образовательной организации. Одним из основных условий повышения качества образовательной среды в учреждения СПО является использование информационных технологий в профессиональной подготовке будущих педагогов. На сегодняшний день на рынке труда востребованы педагогические кадры, обладающие знаниями в области информационных технологий, в связи с чем возникает необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей, эффективного управления системой среднего профессионального образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки учителей к профессиональной деятельности в открытой информационной среде.
В статье рассматривается опыт применения информационных технологий на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже. Применение информационных технологий в учебном процессе является актуальной темой на сегодняшний день, так как их использование оказывает положительное влияние на качество обучения студентов иностранному языку в педагогическом колледже. В сочетании с традиционными методами целесообразное использование информационных технологий в обучении позволяет достичь высоких результатов формирования коммуникативных компетенций и развивать мотивацию к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: информатизация, дидактические принципы, педагогический колледж, иностранный язык, информационная среда, информационные технологии, информационно-технологическое обеспечение
APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR
TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS OF A TEACHER'S COLLEGE
Informatization is one of the main stages in the modernization of vocational education and the priority need for the preparation of future teachers, this is because new technologies are being introduced into many spheres of society. The strategic goal of informatization is to improve the quality of professional training of future teachers in accordance with the requirements of the information environment of the educational organization. One of the main conditions for improving the quality of the educational environment in the establishment of the ACT is the use of information technology in the professional training of future teachers. To date, the pedagogical staff with knowledge in the field of information technologies is in demand in the labor market, so there is a need to improve the quality of professional training for future teachers, to effectively manage the system of secondary vocational education in general, to ensure the availability of educational services, to train teachers for professional activities in open information environment. The article deals with the experience of applying information technologies in the lessons of a foreign language in a pedagogical college. The use of information technology in the educational process is an actual topic for today, since their use has a positive effect on the quality of teaching students a foreign language in a pedagogical college. In combination with traditional methods, the expedient use of information technologies in teaching allows achieving high results in the formation of communicative competences and developing motivation for learning a foreign language.
Keywords: informatization, didactic principles, pedagogical college, foreign language, information environment, information technologies, information technology support
На сегодняшний день на рынке труда востребованы педагогические кадры, обладающие знаниями в области инфор-
мационных технологий, в связи с чем возникает необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей, эффективного управления системой среднего профессионального образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки учителей к профессиональной деятельности в открытой информационной среде.
Под информатизацией образования понимается в широком смысле комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком - внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [1].
Стратегической целью информатизации является повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей согласно требованиям информационной среды образовательной организации. Таким образом, процесс информатизации можно разделить на несколько составляющих:
- профессиональная подготовка будущих учителей к полноценному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества;
- оснащение образовательных учреждений современной компьютерной техникой, программным обеспечением, а также совершенствование методического обеспечения учебного процесса;
- построение информационной среды в образовательной организации.
Информационно-образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения представляет собой систему средств передачи информационных данных, программного и методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. Основные требования к ИОС в учреждении среднего профессионального
образования отражены в ФГОС СПО. При этом информационно-образовательная среда включает:
- цифровые образовательные ресурсы, современные педагогические технологии;
- организационные формы информационного взаимодействия преподавателей и студентов, включая телекоммуникационные средства;
- технологические средства коммуникационных и информационных технологий: оборудование, различные базы данных.
Информационно-образовательная среда колледжа согласно требованиям ФГОС СПО должна обеспечивать возможность компьютеризации следующих направлений деятельности:
- информационно-методическая деятельность;
- планирование образовательного процесса и ресурсное обеспечение;
- сохранение и размещение материалов образовательного процесса;
- проведение мониторинга;
- дистанционное образование, а также дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
При реализации информационно-образовательной среды в учебном процессе педагогического колледжа возникли следующие проблемы, требующие конструктивного решения:
- в учебном процессе применяются традиционные формы обучения, руководящий и преподавательский состав старшего поколения недостаточно подготовлен к использованию информационных средств;
- традиционное дидактическое обеспечение не в полной мере способно реализовать свои функции (недостаточное оснащение библиотек учебным материалом для системы СПО, в частности в настоящее время практически отсутствуют учебники по иностранному языку для студентов педагогического колледжа, очень мало дидактического материала).
Таким образом, в условиях информатизации необходима разработка нового обеспечения, позволяющего организовы-
вать обучение в целостности относительно информационной и технологической сторон.
В настоящее время в научной литературе фигурируют следующие виды обеспечения, используемые образовательными организациями: информационно-методическое, научно-методическое, учебно-методическое, материально-
техническое обеспечение и др. При этом центральной основой приведенных видов обеспечения является методическое.
В различных научно-педагогических источниках, освещающих решение задач информатизации профессионального образования, можно встретить информационно-технологическое обеспечение.
Термин «информационно-технологическое обеспечение» учебного процесса ввел Павел Иванович Образцов. Данный термин понимается как дидактическая система, представляющая собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационной и технологической составляющих, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения (ИТО) учебного процесса [2].
Важно отметить, что за перечисленными проблемами следует несоответствие между потенциальными и реальными возможностями информатизации учебного процесса в системе среднего профессионального образования. Вышеперечисленное свидетельствует о наличии противоречия между необходимостью внедрения информационной среды в педагогическом колледже на основе применения информационно-технологического обеспечения учебного процесса и возможностью реализации такого обеспечения в традиционном обучении.
Одним из основных условий повышения качества образовательной среды в учреждениях СПО является использование информационных технологий в профессиональной подготовке будущих педагогов. Под термином «информационные технологии» понимается комплекс методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных для обработки, хранения и сбора информации [3].
К.А. Баранников, Л.Н. Фалевич рассматривают информационные технологии обучения как совокупность методов усвоения знаний в процессе взаимодействия педагога, обучающихся и дидактических средств на основе информационных технологий [3].
Н.В. Макарова определяет целью информационных технологий производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия [4].
П.И. Образцов рассматривает информационные технологии обучения в качестве дидактического процесса с применением целостного комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющего на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогического результата. Следует заметить, что информационная технология обучения может рассматриваться не только как процесс, но и как результат ее проектирования педагогом [5].
При этом процесс внедрения информационных технологий в педагогическом колледже связан с увеличением информации и постоянным развитием новых программных средств, используемых в образовании, таких как: программы-тренажеры, электронные учебники, комплексные обучающие пакеты и многое другое.
При реализации информационных технологий в учебном процессе среднего профессионального образования приоритетным направлением является решение следующих задач:
- повышение качества подготовки специалистов;
- применение интерактивных методов обучения, способствующих повышению творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
- адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям студентов;
- обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
- разработка информационных технологий дистанционного обучения;
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в педагогическом колледже.
Профессиональная подготовка студентов в области гуманитарных наук, в частности при обучении иностранному языку, такой образовательный процесс слабо поддается программированию, соответственно и информатизации в целом. Преподавателям иностранных языков необходима дополнительная профессиональная подготовка в области программирования. Тем не менее необходимо отметить, что в последнее время проводится огромная работа педагогов-исследователей гуманитарных дисциплин по искоренению создавшейся ситуации. В образовательных учреждениях методическими службами организована работа по повышению квалификации преподавателей по информационным технологиям.
В процессе внедрения информационной среды в образовательное учреждение преподавателям необходимо создавать программные учебные материалы для гибкости и доступности теоретического и практического материала студентам, а также самостоятельной работы обучающихся.
В системе среднего профессионального образования происходит интенсивное внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, основанных на программном обеспечении, под которым понимается либо банк программно-методического обеспечения по направлениям деятельности образовательной организации, либо совокупность программного обеспечения для организации образовательного процесса по учебным дисциплинам или профессиональным модулям. Понятие «программное обеспечение» возникает с развитием дидактики среднего профессионального образования, а также с введением ФГОС СПО нового поколения. Данный факт обусловлен научно-техническим прогрессом, созданием условий для формирования у студентов информационной, а
также необходимостью обеспечения учебного процесса программной поддержкой.
Учебная дисциплина «Иностранный язык» обеспечена учебно-методическим комплексом (УМК). Учитывая требования ФГОС СПО, необходимо создание программных методических комплексов (ПМК), создаваемых на основе УМК, которые в настоящее время в педагогическом колледже обладают рядом следующих серьезных недостатков:
- единая информационно-технологическая среда в системе СПО создана недостаточно и находится в разработке, что зависит и от материальной базы образовательного учреждения и компетентности программистов, поэтому не в каждом учреждении системы СПО существует возможность создания ПМК;
- отсутствуют единые требования к разработке УМК, даже в одном образовательном учреждении СПО по каждой дисциплине существуют различные УМК, нет системности и логичности построения УМК;
- УМК, используемые в определенной учебной области, слабо интегрируются в единую дидактическую систему, решая задачи профессиональной подготовки педагогических кадров в системе СПО.
С учетом вышеизложенного в рамках реализации информационно-технологического обеспечения профессиональной подготовки педагогических кадров в системе СПО предлагается рассмотреть дидактический комплекс информационного обеспечения (далее ДКИО).
Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и знаний в изучаемой предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую педагогом технологию обучения [6].
ДКИО может быть как электронным, так и на бумажном носителе, структура комплекса зависит от дидактических це-
лей обучения, специфики, содержания дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля. Все перечисленные элементы электронного ДКИО объединены общей программно-информационной оболочкой, включающей систему средств, благодаря которой осуществляется программирование и графическое оформление ДКИО. Учитывая сложность системы обучения СПО, состоящей из учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, ДКИО представляет собой систему, в которую интегрируются программные педагогические продукты, теория предметной области, дидактические средства и методические материалы, позволяющие преподавателю реализовывать информационную технологию обучения.
Библиографические ссылки
1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учеб. пос. - Изд. 3-е / Под ред. В.А. Сластенина. - Орел: ОГУ, 2008. - 270 с.
2. Образцов П.И. Дидактика высшей военной школы: Учеб. пос. / П.И. Образцов, В.М. Косухин. - Орел: Академия спецсвязи России, 2004. - 317 с.
3. Баранников К.А. Формирование экономической и бизнес-компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их влияние на экономическую безопасность личности: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 157 с.
4. Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: Учеб.-метод. пос. / Авт.-сост. Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.
5. Образцов П.И. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / Под ред. П.И. Образцова. - Орел, 2013. - 338 с.
6. Образцов, П.И. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . - 317 с.
© Кутузова З. Ю., 2017