Научная статья на тему 'Компьютерные средства в подготовке будущих офицеров к иноязычной коммуникации'

Компьютерные средства в подготовке будущих офицеров к иноязычной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капитанова О. В.

В статье раскрыта сущность комплексного применения компьютерных средств обучения как составной части информационных технологий, выделены дидактические требования к их применению при профессиональной подготовке будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article revealed the essence of the combined use of computer training as an integral part of information technology, provided educational requirements for their application in the training future professionals.

Текст научной работы на тему «Компьютерные средства в подготовке будущих офицеров к иноязычной коммуникации»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

КАПИТАНОВА О.В.

В статье раскрыта сущность комплексного применения компьютерных средств обучения как составной части информационных технологий, выделены дидактические требования к их применению при профессиональной подготовке будущих специалистов.

The article revealed the essence of the combined use of computer training as an integral part of information technology, provided educational requirements for their application in the training future professionals.

Общество конца ХХ — начала XXI века характеризуется рядом особенностей, присущих большинству современных социумов мира. Это, прежде всего, усилившаяся миграция населения, обусловленная как политическими, так и культурными причинами; стремление цивилизованной части населения к взаимному приятию и уважению различных культур мира, к знанию иностранных языков; возросшая потребность в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными личностями, группами или сообществами людей; необходимость в постоянном повышении профессионального уровня как отдельного специалиста, так и целых коллективов.

Одним из наиболее эффективных путей совершенствования профессионального образования является его информатизация, создающая широкие возможности для повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых многочисленных его аспектах, играющая существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрения современных педагогических технологий. Среди средств осуществления педагогического процесса в условиях информатизации образования важное место занимают информационные технологии.

К определению информационной технологии обучения в настоящее время существует два явно выраженных подхода. В первом из них предлагается рассматривать ее как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как воспроизводимом на практике проекте процесса обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении, то есть об использовании в процессе обучения специальных средств информационного обмена, обеспечивающих операции по работе с информацией.

В настоящее время нет единого термина для обозначения понятия, раскрывающего сущность таких средств обучения. Используются понятия: электронные средства обучения, автоматизированные средства обучения, средства информационных компьютерных технологий,

средства обучения на основе информационных компьютерных технологий, педагогические программные средства, программные средства учебного назначения и другие. Мы будем применять понятие «компьютерные средства обучения», понимаемое как средства обучения, являющиеся программными продуктами учебного назначения, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.

Дидактические задачи, решаемые в ходе подготовки обучаемых по каждой из дисциплин учебного плана, разнообразны и глубоко специфичны, имеют профессиональную теоретическую и практическую направленность, характеризуются целостностью и завершенностью. Все это требует того, чтобы в целях активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых комплексно использовались самые различные компьютерные средства обучения (информационные, экспертно-обучающие, тренажерные, помогающие производить расчеты, проектировать и др.).

Анализ педагогической литературы показывает, что одни авторы понимают под комплексным применением компьютерных средств обучения наличие и использование в информационных технологиях обучения полноценного комплекта компьютерных и информационных средств, предназначенных для решения дидактических задач с целью достижения заданного уровня обученности учащихся. Другие считают, что это объединение нескольких компьютерных и информационных средств обучения для совместной работы с целью получения новых дидактических возможностей. Более точной, на наш взгляд, представляется первая точка зрения, из которой вытекает, что комплексность в прямой постановке зависит от того, какие дидактические цели поставит преподаватель, как он расположит материал, как и когда будут применяться компьютерные средства обучения, то есть какова сама логика проектирования информационной технологии обучения.

Проблема комплексного использования компьютерных средств обучения предполагает рассмотрение с разных аспектов. Технический аспект предполагает достаточно высокий уровень оснащения учебных помещений и рабочих мест обучаемых компьютерной техникой и сопутствующими аксессуарами. Методический аспект предполагает взаимозависимость применяемого компьютерного средства и применяемой методики обучения (так, отсутствие, к примеру, принтера или сбой программы могут коренным образом изменить методику решения дидактической задачи). Содержательный аспект предусматривает органическое единство предъявляемого с помощью компьютерного средства обучения содержания информационнодидактических материалов с содержанием и логикой самого занятия. Организационный аспект комплексного применения компьютерных средств обучения предполагает четкое определение моментов начала и прекращения использования того или иного из средств комплекса, параллельного их ввода в процесс решения дидактической задачи. Психологический аспект показывает, что воздействие на зрительный, слуховой, тактильный и иные каналы восприятия, оказываемое при комплексном использовании компьютерных средств обучения, помогают формировать у обучаемых целостное отражение изучаемого объекта, явления или процесса и на этой основе интенсифицировать процесс познания. Все это вместе взятое диктует необходимость рассмотрения педагогического аспекта сущности комплексного использования компьютерных средств обучения в рамках информационных технологий обучения, рас-

крывающего способность компьютерных средств обучения, в сочетании с организующим и направляющим началом преподавателя, активизировать мышление обучаемых, придать проблемно-деятельностный характер учебно-познавательному труду студентов.

Исходя из изложенного, наиболее адекватным в рамках нашего исследования определением понятия «комплексное применение компьютерных средств обучения в рамках информационных технологий обучения» нам представляется определение, предложенное П.И. Образцовым [2, С.50-51]. Он под этим понятием предлагает понимать направленную на решение целостной дидактической задачи систему планомерных педагогических воздействий на обучаемых, осуществляемых преподавателем с использованием специального взаимообусловленного сочетания компьютерных и информационных средств на протяжении всего процесса обучения, которые обеспечивают оптимальное достижение учебных целей.

Определим целесообразные сферы использования компьютерных средств обучения в рамках информационных технологий обучения. Анализ показывает, что основными из них являются: демонстрация труднодоступных для непосредственного наблюдения процессов и явлений с помощью математических и физических моделей; исследование объектов, процессов и явлений на различных видах практических занятий и в процессе подготовки к занятиям; решение задач проектирования; формирование навыков и умений различного характера; всестороннее обеспечение игровых форм занятий; самостоятельная работа студентов без регистрации их деятельности с целью изучения учебного материала и самоконтроля полученных знаний и др. Комплексное применение компьютерных средств обучения может выполнить свою роль в формировании творческой личности только в том случае, если оно будет естественной составной частью всего учебного процесса. Фрагментарное, эпизодическое их использование в информационных технологиях обучения не только не даст необходимого эффекта, но и может привести к обратному результату.

Многие трудности, возникающие при использовании информационных технологий обучения, происходят вследствие того, что новые средства применяют с использованием старых методов, что на чисто эмпирической основе подходят к решению крупной научной проблемы, принимая во внимание современные потребности педагогической практики. Поэтому актуально предупреждение В.П. Беспалько о необходимости соблюдения принципа целостности проектирования и использования педагогической технологии. «Если в педагогическую систему в качестве технического средства обучения вводится компьютер, то все другие элементы педагогической системы должны быть в такой степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая совершенная педагогическая технология, вычерпывающая все дидактические возможности компьютера» [1, С.28].

Выделим основные дидактические требования, которые необходимо учитывать при комплексном использовании компьютерных средств обучения в рамках информационных технологий обучения в высшей школе: мотивированность в использовании различных дидактических материалов; четкое определение роли, места, назначения и времени использования компьютерных средств обучения; ведущая роль педагога в проведении занятий; тесная взаимосвязь конкретного класса компьютерных средств обучения с другими видами применяемых технических средств обучения; введение в технологию обучения только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения; соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия; учет того, что введение в комплекс учеб-

ных средств компьютерных средств обучения требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения; обеспечение высокой степени индивидуализации обучения; обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и другие.

Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе вуза информационных технологий обучения будет способствовать повышению качества подготовки современного специалиста.

Так, нами было проведено экспериментальное исследование по подготовке будущих офицеров к иноязычной коммуникации на основе комплексного использования компьютерных средств обучения. Организация учебного процесса осуществлялась в условиях мультимедийного компьютерного класса (МКК), позволяющего осуществить комплексное использование компьютерных средств обучения в процессе решения поэтапно усложняющихся лингвистических задач различного уровня проблемности и сложности.

МКК дает широкие функциональные возможности в осуществлении профессиональной подготовки курсантов на основе использования спектра различных мультимедийных технологий и позволяет создать управляемую интерактивную среду обучения. Такой класс дает возможность: передачи изображения монитора от преподавателя к курсантам; просмотра изображения монитора любого курсанта на мониторе преподавателя; удаленного управления компьютерами курсантов с рабочего места преподавателя; трансляции курсантам различных аудио, видеоматериалов и документов (пленки, слайды, обучающие программы и др.); произвольного объединения курсантов в группы для диалогов и ролевых игр; оперативного вызова курсантом преподавателя с визуальной и звуковой индикацией; создания любых тестов с помощью мастера тестов; подключения различных аудио и видео устройств.

Работа в МКК предоставляет преподавателю: во-первых, огромные возможности для использования иллюстраций цифрового, графического или наглядного материала по изучаемому курсу на практических занятиях; во-вторых, проиллюстрировать излагаемый материал видеоизображением, анимационными роликами с аудио сопровождением, использовать материал из Интернет, обучающие программы по иностранному языку, презентации занятий, лабораторные работы по всем изучаемым темам.

Структура комплекса компьютерных средств обучения, используемых при работе в МКК, включала в себя: аудио и видео устройства (проектор, документ-камера, цифровые фото- и видеокамеры, звуковой усилитель с акустическими системами, аудио и видеомагнитофоны, CD, DVD, интерактивная доска и др.); электронные учебники; электронные словари; электронный переводчик; компакт-диски с аудио-, видеоматериалами; электронная тестирующая программа; автоматизированные обучающие программы; программа по работе с видеоматериалами.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило высокую эффективность комплексного использования компьютерных средств обучения в профессиональной подготовке современного специалиста.

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов. - Орел: Изд-во Орловского гос. технич. ун-та, 2000. - 145 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.