ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИНГВИСТА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
А. А. Рыбакова
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING THE INFORMATION-TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF A LINGUIST-INSTRUCTOR
Rybakova A. A.
The article deals with the notion of pedagogical conditions, pedagogical conditions for effective use of ICT in professional training, are pedagogical conditions for the formation of information technology competence of future teachers linguists.
Key words: competence, pedagogical process, personality development, trans-disciplinary qualification.
В статье рассматривается понятие «педагогические условия», педагогические условия эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов, представленыI педагогические условия, обеспечивающие формирование информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей.
Илючевые слова: компетенция, педагогический процесс, формирование личности, трансдисциплинарная квалификация.
УДК 004.9:378:802.0
Теоретический анализ специальной литературы показывает, что научно-практические исследования в области образования в большинстве случаев направлены на выявление оптимальных условий протекания изучаемых педагогических процессов.
В самом общем виде понятие «условие» в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» (13, с. 837).
В педагогических исследованиях (1, 12) под термином «условия» понимают факторы, обстоятельства, обеспечивающие эффективность функционирования педагогической системы.
В нашем понимании, условие - это то, что влияет на исследуемый феномен, то, без чего его не может быть и что служит причиной его возникновения.
В работах Ю. К. Бабанского (1, 125) педагогические условия определяются как «обстановка, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая даст возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться».
По мнению Н. М. Борытко (2), педагогические условия - это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, сознательно сконструированные педагогом, предполагающие достижение определенного результата.
Е. А. Ганин (4) считает, что педагогические условия - это совокупность взаимосвязанных и необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса условий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами.
Некоторые исследователи (7) к педагогическим условиям относят совокупность реализуемых требований к содержанию обучения и организации учебного процесса, обеспечивающих эффективность овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, формами и приемами коммуникации в сфере социальной деятельности.
Анализ приведенных определений понятия «педагогические условия» позволяет нам трактовать его в соответствии с проблемой выполняемого исследования как совокупность необходимых требований и обстоятельств, содержания, форм и методов обучения, соблюдение которых обеспечивает эффективность формирования информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей.
Наряду с общими подходами к выделению педагогических условий имеется ряд работ, направленных на выявление оптимальных условий эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов.
Обратимся к педагогическим условиям, способствующим совершенствованию процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.
Такие исследователи, как В. В. Егоров, Г. М. Смирнова, В. В. Готтинг, для формирования информационно-технологической компетенции будущих педагогов профессионального образования предлагают следующие педагогические условия:
- наполнение содержания дисциплин психолого-педагогического, методического и общепрофессионального циклов информационной составляющей;
- использование электронных учебников и автоматизированных обучающих систем по базовым и профилирующим дисциплинам;
- организацию факультативов по проблемам педагогического проектирования информационно-образовательной среды.
Нам представляется значимым выделение данными исследователями, прежде всего, такого положения, как наполнение всех дисциплин информационной составляющей, т. е. активного включения информационных технологий во все дисциплины учебной программы. Это обусловлено тем, что информационно ориентированных дисциплин в стандартах гуманитарных специальностей недостаточно и поэтому решить задачу формирования информационно-технологической компетенции на их основе довольно сложно.
К. В. Коробкова, определяя педагогические условия формирования информационно-компьютерной компетентности у будущих учителей, в качестве таковых выделяет:
- проблемно-модульное структурирование учебного материала;
- включение будущих учителей в совместную деятельность по изучению проблем использования компьютерных технологий на основе метода проектов;
- формирование у будущих учителей установки на саморазвитие информационно-компьютерной компетентности (10).
Автор отмечает, что только комплексное выполнение заданных условий способствует эффективному процессу формирования информационно-компьютерной компетентности.
Н. Г. Инютин (9) исследует педагогические условия формирования информационно-технологической компетенции у будущих переводчиков в сфере профессиональной коммуникации и считает, что они состоят в следующем:
- осуществление профессиональной подготовки на основе системного, исторического, культурологического, профессионально-деятель-ностного и компетентностного подходов;
- разработка научно обоснованной модели компетенции переводчика;
- выявление специфики модели компетенции переводчика в сфере профессиональной коммуникации в условиях информационного общества;
- разработка и внедрение модели формирования компетенций переводчика на основе модели его компетенций;
- создание интегрированного междисциплинарного курса «Компьютерное обеспечение перевода» в системе подготовки по дополнительной квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»;
- отбор содержания курса на основе задач, которые переводчик может решать в своей деятельности на основе аппаратных средств, программного обеспечения и ресурсов Internet;
- разработка учебно-программного обеспечения курса;
- трансдисциплинарная квалификация преподавателя, совокупная профессиональная компетенция которого включает такие компоненты, как педагогический, психологический, билингвистический, переводческий и информационно-технологический.
Очевидно, что исследования Н. Г. Инютина имеют четкую компетентностную направлен-
ность и анализируются с ориентацией на результат, на те виды деятельности переводчика, в которых он будет опираться на информационные технологии.
Как показало исследование, в работах ученых представлены схожие взгляды по вопросу определения педагогических условий формирования информационно-технологической компетенции специалистов различных областей, и можно говорить о том, что большинство исследователей подходят к определению наиболее важных факторов, способствующих оптимизации учебного процесса, с позиций компетентностного, междисциплинарного и комплексного подходов. Кроме того, общим для этих работ является акцент на том, что успешность выделенных условий зависит от ряда факторов:
- четкого определения цели и достигаемого результата;
- представления о том, что совершенствование педагогического процесса достигается за счет взаимосвязанного комплекса условий;
- понимание того, что педагогические условия могут выступать в качестве результата, достигаемого в процессе их реализации (16).
Многообразие существующих педагогических условий объясняется различными подходами к постановке целей и задач конкретных исследований, изменяющимися требованиями современного общества к подготовке специалистов и, конечно, специфическими особенностями той или иной области профессиональной подготовки.
Одним из главных педагогических условий, оказывающих непосредственное влияние на успешность любого педагогического процесса, является соответствующее наполнение содержания обучения, которое определяется на современном этапе государственным образовательным стандартом.
Анализ потенциала Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), учебных планов, образовательно-профессиональных программ по направлениям 620100 - Лингвистика и межкультурная коммуникация и 022600 - Теория и методика преподавания иностранных языков и культур, а также проектов стандартов нового поколения профилей подготовки бакалавров (031100.62) и магистров (031100.68) по направлению «Лингвистика», показал, что их содержание не способствует в полной мере эффективному формированию информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей (5, 6, 14, 15). В действующем ГОС ВПО (6) информатика входит в федеральный компонент цикла общих математи-
ческих и естественнонаучных дисциплин не как отдельная дисциплина, а как интегративная дисциплина - «Математика и информатика», на изучение которой отводится порядка 200 часов: соответственно по 1 или 2 часа в неделю. И хотя в проекте федеральных ГОС ВПО нового поколения профилей подготовки бакалавров курс информатики отделен от математики и входит в базовую часть, тем не менее реализация дидактических единиц этой образовательной области не позволяет в полной мере сформировать информационно-технологическую компетенцию, необходимую для дальнейшей профессиональной деятельности.
В этой связи педагогические условия, обеспечивающие формирование информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей мы представили двумя группами:
- дидактические условия формирования информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей;
- организационно-педагогические условия формирования информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей.
Данные группы условий взаимосвязаны, так как организация педагогического процесса, способствующая эффективному формированию информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей, предполагает одновременно изменение дидактических компонентов обучения (инновационных методов, информационных средств, организационных форм).
В соответствии с задачами и целями исследования мы выделяем следующие дидактические условия, которые должны быть учтены в процессе формирования информационно-технологической компетенции: исходный уровень готовности студентов и наличие дидактических средств обучения. Данные условия можно отнести к предварительной стадии организации процесса обучения, без выполнения которых успешность целенаправленного формирования исследуемой нами компетенции не представляется возможной. Обеспечение исходного уровня готовности студентов, связанного как с интеллектуальной, так и психологической готовностью, осуществляется в ходе изучения других дисциплин учебной программы (а зачастую требует введения специальных пропедевтических курсов) и является на сегодняшний момент инвариантным ядром подготовки в области современных технологий. Наличие дидактических средств обучения также рассматривается нами как пред-
варительное условие, закладывающее базу будущей подготовки в области специфических умений, связанных с предметной областью «Иностранный язык».
К организационно-педагогическим условиям, обеспечивающим формирование информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей, мы относим следующие:
- наполнение информационно-технологической составляющей содержания общих гуманитарных, социально-экономических и специальных дисциплин;
- усиление информационно-технологической составляющей общепрофессиональных дисциплин за счет модификации организационных форм и методов обучения, в частности использование модульно-проектного подхода;
- создание информационно-образовательной среды дисциплин психолого-педагогического, социально-гуманитарного и общепрофессионального блоков, позволяющей усилить информационно-технологическую составляющую этих дисциплин;
- использование инновационных курсов по выбору.
Охарактеризуем каждое из названных условий.
Наполнение содержания дисциплин общегуманитарного и социально-экономического блоков («Стилистика русского языка и культура речи»; «Древние языки и культуры»; «Отечественная история»; «Политология»; «Правоведение»; «Психология и педагогика»; «Философия»; «Экономика») информационно-технологической составляющей необходимо по следующим причинам:
• При изучении дисциплины «Философия», наряду с формированием представлений о философской и научной картине мира и месте человека в нем, важно акцентирование внимания и на информационной составляющей, отражающей информационную культуру социума, процессы его информатизации, взаимодействие людей в информационном пространстве.
• На занятиях по стилистике русского языка и культуре речи у студентов вырабатываются правильное речевое поведение, представления о языке как системе. Знакомство студентов с формами речевой коммуникации должно включать, на наш взгляд, сервисы обмена текстовыми сообщениями: электронная почта, дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции, интерактивные web-форумы и технологии WWW.
• Отечественная история в определенном смысле является историей накопления и преобразования информации. Процесс ее познания является процессом получения и накопления информации, хранение которой в последнее время осуществляется все больше на электронных носителях. Внедрение в этот процесс информационных и коммуникационных средств позволит не только эффективно осуществлять поиск, сбор, анализ и структурирование информации, но и изменить дидактические компоненты ее обучения (содержание, методы, контроль).
• При изучении педагогических дисциплин («Педагогическая антропология»; «Теория обучения и воспитания»; «История образования»; «Управление образовательными системами»; «Теория обучения иностранным языкам» и др.) формируется система знаний, информационная (содержательная) составляющая которой подразумевает включение инфокоммуникацион-ных технологий и соответствующего учебно-методического обеспечения во все этапы дидактического цикла (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа и т. д.). Использование презентаций, цифровых образовательных ресурсов, образовательных ресурсов Интернет при освоении студентами этих дисциплин будет способствовать формированию аналитических, проектировочных и коммуникативных навыков, а также знаний и умений применения информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности будущих лингвистов-преподавателей.
Усиление информационно-технологической составляющей общепрофессиональных дисциплин («Языкознание»; «Общее языкознание»; «История языкознания»; «Теория и история изучаемых языков»; «Лексикология»; «Теоретическая грамматика»; «Стилистика»; «Введение в теорию межкультурной коммуникации»; практический курс первого и второго иностранных языков) можно осуществить за счет использования инновационных, основанных на информационных и коммуникационных технологиях, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса.
Так, использование компьютерного адаптивного тестирования в целях контроля усвоения содержания учебной дисциплины позволит реализовать информационные личностно ориентированные системы обучения, основанные на внимании к личности обучающегося, помогающие ему лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету.
Применение интерактивных мультимедиа-технологий при изучении студентами общепрофессиональных дисциплин позволит более эффективно управлять процессом восприятия учебной информации на основе активизации деятельности обучаемых - самостоятельного выбора разделов изучаемого учебного материала, последовательности его изучения.
Применение мультимедиа-средств позволит преподавателю дополнить традиционные методы оценки знаний студентов электронными, в том числе методом портфолио. Создание студентами собственного портфолио с использованием компьютера и различного программного обеспечения способствует достижению педагогических целей учебного курса, в частности, выработке навыков рефлексии, совершенствованию навыков владения информационными и коммуникационными технологиями и средствами мультимедиа, углубленному подходу к обучению и т. д.
Наряду с вышеперечисленными условиями организации учебно-воспитательного процесса особую значимость приобретают проектно-модульные технологии. Использование данных технологий предполагает направленность на формирование у студентов способности к проектированию, созданию собственных образовательных продуктов, что особенно актуально в процессе преподавания иностранных языков. За счет индивидуализации обучения, деятельност-ного характера решается актуальная задача -подготовка специалистов, способных быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере, решать конкретные профессиональные задачи с применением информационных технологий.
Очевидно, что деятельность обучающегося в условиях применения информационных технологий меняется. Это связано с тем, что она осуществляется в новой педагогической среде и с новыми средствами обучения, побуждающими обучаемых к самостоятельному поиску решения поставленного вопроса. При этом преподаватель получает возможность оказывать опосредованное воздействие на самостоятельно обучающихся студентов через технологию обучения, реализованную в компьютерной педагогической среде обучения.
В нашем исследовании используется термин «информационно-образовательная среда», который, на наш взгляд, наиболее четко отражает информационный компонент этой среды, а ин-формационно-знаниевые потоки составляют основу взаимодействия в системе «человек - компьютер». Процесс формирования информацион-
но-технологической компетенции студента в данной системе охватывает различные этапы дидактического цикла и может осуществляться только на базе развитой информационно-образовательной среды.
Нередко информационно-образовательную среду определяют как совокупность связанных между собой образовательных учреждений, которые находятся в условиях информационного обмена, организуемого специальными программными средствами (3), или как системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса (8).
И все же большинство исследователей рассматривают информационно-образовательную среду как неотъемлемую часть системы обучения применительно к новым образовательным условиям, то есть как новую модель учебного процесса, в которой используются информационные технологии, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и студентов, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности.
Создание информационно-образовательной среды в рамках дисциплин психолого-педагогического, социально-гуманитарного и общепрофессионального циклов позволяет усилить их информационно-технологическую составляющую и способствует успешному формированию информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей, поэтому может рассматриваться как педагогическое условие формирования информационно-технологической компетенции.
Немаловажным фактором для формирования информационно-технологической компетенции будущих лингвистов-преподавателей, усиления разностороннего характера их развития является система курсов по выбору. Курсы по выбору имеют целью углубленное изучение узловых тем определенного систематического курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, овладение методологией научного познания, организацию исследовательской деятельности по отдельным частным проблемам науки. В большей мере курсы по выбору направлены на формирование исследовательских навыков студента.
В настоящее время проектирование и реализацию курсов по выбору немыслимо осуществ-
лять без возможностей, предоставляемых информационными и коммуникационными технологиями, потому что они позволяют проводить отбор и классификацию содержания учебного материала не только на основе традиционных учебников, но и на основе образовательных ресурсов Интернет. Умело созданные каталоги ссылок указывают необходимые ориентиры как при подготовке к практическому занятию, так и при подготовке лекционного материала. Разработка учебно-методических материалов с помощью языков гипертекстовой разметки и их редакторов дает возможность получить открытую систему, которую в процессе эксплуатации можно дополнять, корректировать и обновлять.
На факультете романо-германских языков студентам предлагаются следующие курсы по выбору, направленные на формирование информационно-технологической компетенции: «Социальная безопасность в информационном об-
ществе», «Инфокоммуникационные технологии в учебной саморегуляции студентов лингвистических специальностей», «ИКТ в педагогическом проектировании», «Информационная среда и информационная безопасность».
Разработка и внедрение подобных инновационных курсов в образовательный процесс позволят студентам получить полноценное образование, которое впоследствии предоставит государству высококвалифицированных, мобильных и конкурентоспособных специалистов.
В рамках предпринятого нами исследования в качестве наиболее перспективных педагогических условий мы выделили проектно-модульные технологии, эффективность которых получила опытное подтверждение в ходе экспериментального обучения на примере одной из базовых дисциплин профессиональной подготовки лингвистов-преподавателей «Теория обучения иностранным языкам».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 214 с.
2. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
3. Виды сред в образовании [Электронный ресурс]. URL: http:// courses/urc/ac/ ru/cng/u7-9/html
4. Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей // Читинский региональный центр Интернет-образования ИТО-2003/Секция VII [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ito.su/ 2003/VII/VII-0-1673.html
5. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. - М., 2002. - С. 63.
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Направление подготовки дипломированного специалиста 620200 - Лингвистика и новые информационные технологии [Электронный ресурс]. URL: http://ling.ulstu.ru
7. Дондокова Н. Б. Педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов:
дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2006. -190 с.
8. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: (на примере подгот. специалистов с высш. образованием): автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Центр креатив. педагогики Моск. гос. тех-нол. акад. - М., 2002. - 22 с.
9. Инютин Н. Г. Формирование информационно-технологической компетенции будущего «переводчика в сфере профессиональной коммуникации»: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 320 с.
10. Коробкова К. В. Формирование информационно-компьютерной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. . канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006. - 188 с.
11. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
12. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. - 158 с.
13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению подготовки 39б - «Лингвисти-
ка», степень «Бакалавр лингвистики». - М.: 2008 [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www. edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/ okso_fgos.plx 15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки магистра по направлению подготовки 39б - «Лингвистика», степень «Магистр лингвистики». - М., 2008 [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www. edu.ru / db / cgi-bin/portal / spe / oksofgos.plx
16. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: ЧГПИ, 1991. - 82 с.
Об авторе
Рыбакова Александра Александровна,
ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», старший преподаватель кафедры «Информационных технологий». Сфера научных интересов - использование информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов. А1еха-510 @уаМех.гц