УДК 378
Педагогические условия формирования
ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
О. В. Иванова
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
В статье рассматривается процесс формирования информационной компетентности педагога в процессе изучения иностранного языка в вузе, раскрывается понятие «информационная компетентность учителя иностранного языка», излагаются результаты экспериментальной работы по реализации модели формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно ориентированного подхода.
The article shows how teacher’s information competence is formed in the process of studying a foreign language in higher educational institutions. It reveals the notion information competence of a foreign language teacher, describes the results of experimental work on the realization of the model aiming at the formation of information competence of future foreign language teachers on the basis of person-oriented approach.
Ключевые слова: информационная компетентность, учитель иностранного языка, личностно ориентированный подход.
Отличительные для конца XX - начала XXI вв. процессы информатизации и модернизации образования, изменения в его целях, содержании означают процесс смены образовательных парадигм.
Информатизация системы образования требует решения проблемы подготовки педагогов, обладающих высоким уровнем информационной компетентности. Межпредметность и многофункциональность информационной компетентности позволяет отнести ее к числу базовых компетентностей специалиста, выделенных Э. Ф. Зеером, А. М. Павловой, Э. Э. Сыманюк [3]. В то же время в процессе профессиональной подготовки необходимо учитывать специфику реализации той или иной ключевой компетентности в практике профессиональной деятельности педагога в зависимости от его специализации. В частности, особенности формирования информационной компетентности учителя иностранного языка в процессе его профессионального образования, в первую очередь, определяются созданием информационно-предметной среды для изучения иностранного языка; расширением и развитием потенциальных возможностей использования информационных и сетевых технологий для получения разнообразной современной аутентичной информации и страноведческой информации о странах изучаемого языка; появлением возможности осуществления диалога культур, межкультурного общения с носителями изучаемого языка, что в современных условиях информатизации образования играет решающую роль в достижении цели обучения иностранному языку -использование иностранного языка как средства межличностной и межкультурной коммуникации [2].
Изучение различных подходов к раскрытию понятия «информационная компетентность учителя иностранного языка» (Ю. С. Брановский, Н. И. Гендина, О. Б. Зайцева, Э. Ф. Зеер, А. П. Ершов, А. К. Маркова, Е. И. Машбиц, А. Л. Семенов и др.) позволило конкретизировать данное понятие. Информационная компетентность учителя иностранного языка определяется нами как интегративное качество личности педагога, представленное совокупностью усвоенных им знаний о сущности информатизации процесса обучения иностранному языку, умений и навыков применения информационных средств и технологий, а также опытом их использования в профессиональной деятельности [5].
В структуре информационной компетентности будущих учителей иностранного языка нами были выделены четыре составляющие: когнитивный, поведенческий, мотивационный и личностный компоненты. Все составляющие информационной компетентности учителя иностранного языка тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и формируются в течение всей жизни, но требования к высшему образованию, предъявляемые современным обществом, предопределяют необходимость поиска новых подходов к подготовке педагогов, владеющих высоким уровнем информационной компетентности.
Одним из таких подходов, по нашему мнению, является личностно ориентированный подход [2], который воздействует на все компоненты системы образования: образовательные и воспитательные цели, содержание обучения, методы и технологии обучения и на весь процесс взаимодействия преподавателя и студентов,
студентов и средств обучения и т. д., способствуя созданию благоприятной обучающей и воспитывающей среды, обеспечивая процесс непрерывности образования и самообразования, что является важной составляющей конкурентоспособности и профессионализма педагога, а также показателем готовности вести профессиональную деятельность в условиях становления и развития информационного общества.
Опыт показывает, что достижение высокого уровня сформированности информационной компетентности учителя иностранного языка может быть осуществлено только при построении учебно-познавательной деятельности студента педагогического вуза как целостной системы.
С этой целью нами была разработана модель формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно ориентированного подхода, которая состоит из целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов, связанных с формированием системы знаний об информатизации образования, умений, навыков и опыта использования информационных технологий в практике обучения иностранному языку, а также в процессе профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования педагога.
Теоретический анализ научно -методической литературы по исследуемой проблеме показывает, что в последние годы ученые (В. П. Беспалько, Б. С. Гер-шунский, И. Я. Лернер, В. Я. Ляудис, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызина, В. Ф. Шолохович и др.) рассматривают разнообразные подходы к выявлению психоло-го-педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса подготовки студентов разных специальностей к профессиональной деятельности в условиях всесторонней информатизации образования.
Анализ разработанной модели формирования информационной компетентности учителя иностранного языка на основе личностно ориентированного подхода позволил нам определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса. К числу наиболее значимых педагогических условий нами были отнесены: учет образовательных потребностей и индивидуальных особенностей студентов при применении информационных технологий в практике обучения иностранному языку; модульная система организации учебного процесса; интеграция информационного компонента в содержание профессиональной подготовки учителей английского языка в рамках инвариантной и вариативной части программы; создание информационно-технологического обеспечения личност-но ориентированного процесса обучения иностранному языку; мониторинг информационной компетентности студентов педагогического вуза. Перечисленные условия были реализованы при организации опытно-экспериментальной части исследования на базе факультета педагогики и методики начального образования, гуманитарного и естественнонаучного факультетов Марийского государственного педагогического института
в период с 2004 по 2008 годы. Всего в эксперименте участвовало 97 студентов.
Теоретическое и экспериментальное обоснование выявленных педагогических условий было проведено в процессе обобщения результатов исследования.
Проведенный нами анализ опыта использования современных информационных технологий показывает, что уже сегодня многие из них позволяют учитывать образовательные потребности, личностные, психофизиологические и социально-психологические качества студентов, уровень знаний, навыков и умений по ранее изучавшимся дисциплинам, характеризующие индивидуальную познавательную деятельность.
Реализации данного педагогического условия на практике способствуют технологии личностно ориентированного обучения, среди которых наиболее эффективными, по нашему мнению, являются технологии обучения в сотрудничестве, метод проектов и технология разноуровневого обучения [7], основанные на применении компьютерных обучающих программ по английскому языку, которые позволяют сделать обучение дифференцированным в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными особенностями студентов разных факультетов.
Уровень языковой подготовки, уровень сформиро-ванности информационной компетентности и специализация студентов выступают в качестве образовательных потребностей будущих учителей иностранного языка в нашем исследовании.
Учет образовательных потребностей предполагает соответствие содержания обучения иностранному языку будущей профессиональной деятельности. В связи с этим нами было конкретизировано содержание обучения иностранному языку, подобран материал для изучения, обозначены требования к уровню владения языковым материалом для студентов разных специальностей вуза.
Данные, которые мы получили в результате проведения работы на основе учета образовательных потребностей и индивидуальных особенностей студентов позволяют проследить динамику формирования информационной компетентности студентов разных специальностей. Количество студентов в группе с высоким уровнем информационной компетентности на факультете начальных классов повысилось на 43,0 %, на гуманитарном факультете на 40,0 % и на естественнонаучном факультете на 16,5 %; количество студентов с низким уровнем информационной компетентности на факультете начальных классов понизилось на 8,0 %, на гуманитарном факультете на 30,0 %, на естественнонаучном факультете на 18,3 %, что в целом позволяет сделать вывод о том, что реализация данного педагогического условия способствует эффективности процесса формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно ориентированного подхода.
Рассматривая следующее педагогическое условие, следует отметить, что одной из наиболее активно
применяемых в практике профессионального образования в настоящее время технологий, является модульное обучение [8].
Говоря непосредственно о системе организации личностно ориентированного учебного процесса по формированию информационной компетентности будущего учителя иностранного языка на модульной основе, следует выделить 3 этапа, причем этап подготовки модульной системы организации обучения является наиболее трудоемкой частью подготовительной работы для введения модульного обучения.
На этом этапе происходит подготовка учебно-методических комплексов, необходимых для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, содержащих рекомендации по организации обучения.
На этапе подготовки к организации учебного процесса в рамках курса «Английский язык + компьютер» на основе модульной системы нами были составлены: модульная программа курса, состоящая из 4 модулей; тематические планы по каждому из модулей, раскрывающие основное содержание каждого модуля; виды контрольных заданий для каждого модуля, оценивание которых проходит по балльно-рейтинговой системе [1].
На этапе обобщения и анализа результатов работы по данной системе были сделаны следующие положительные выводы о качественном изменении учебного процесса:
- организация работы студентов по модульной системе побуждает к систематической работе над изучаемой темой по проблемам информатизации процесса обучения иностранному языку;
- происходит увеличение объема и глубина понимания усваиваемого теоретического материала;
- завершение работы над каждым модулем, полученные результаты в виде балльно-рейтинговой системы мотивирует студентов на работу над следующим модулем;
- увеличение доли самостоятельной работы студентов с информационными технологиями, предоставление возможностей самоконтроля развивает такие качества личности будущих учителей как самоорганизация, самоопределение, самооценка, что в целом позволяет говорить о том, что модульная система организации учебного процесса, обеспечивает индивидуально-ориентированную траекторию формирования информационной компетентности будущего учителя иностранного языка.
Интегративная направленность в современной системе высшего образования позволяет определить следующее педагогическое условие формирования информационной компетентности как интеграцию информационного компонента в содержание профессиональной подготовки учителя иностранного языка в рамках инвариантной и вариативной части.
Рассматривая данное условие, следует отметить что, многовариативность учебно-воспитательного процесса по иностранному языку делает возможным наполнить курс этого предмета самым разнообразным содержа-
нием, так как язык, как средство общения, отражает всю историю развития человечества и поэтому аккумулирует в себе все проблемы его жизни, в том числе и отношения между человеком и компьютером в современном обществе.
В разработанной нами модели формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно ориентированного подхода вуза средством, призванным обеспечить междисциплинарный и интегративный подход к формированию информационной компетентности, а также сочетающим теоретический, методический и практический аспекты изучения информационных технологий и их использования в профессиональной деятельности учителя, является спецкурс «Английский язык + компьютер» [4].
Реализация личностно ориентированного подхода к формированию информационной компетентности будущих учителей иностранного языка в рамках спецкурса «Английский язык + компьютер» требует создания соответствующего информационно-технологического обеспечения, так как это является одним из основных условий эффективного функционирования любой педагогической системы, независимо от того, какие дидактические задачи решаются в вузе, и какая технология обучения при этом используется.
Информационно-технологическое обеспечение лич-ностно ориентированного процесса обучения иностранному языку представляет собой педагогическую систему, включающую в себя две самостоятельные и, в то же время, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие: информационную и технологическую.
В качестве информационной составляющей мы рассматриваем применение дидактического комплекса информационного обеспечения спецкурса «Английский язык + компьютер», представляющего собой дидактическую систему, в которую, с целью создания условий для развития личности студента в процессе применения информационных технологий интегрируются электронные образовательные объекты, базы данных, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих личностно ориентированный процесс обучения иностранному языку.
В качестве второй составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону формирования информационной компетентности будущих учителей в вузе, мы рассматривали технологическое обеспечение, которое было реализовано на основе применения в учебном процессе личностно ориентированных технологий обучения иностранному языку.
Результаты использования созданного нами информационно-технологического обеспечения обучения иностранному языку на базе интеграции информационных и личностно ориентированных технологий показывают что, оно предоставляет студентам и преподавателям:
- интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс по иностранному языку;
- в большей степени активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов, повысить ее мотивационную составляющую;
- реализовать в процессе самостоятельной работы студентов выбор индивидуальной образовательной траектории, задавать необходимый уровень усвоения учебного материала;
- производить оперативный мониторинг процесса усвоения знаний, формирования навыков и умений будущих учителей иностранного языка на технологической основе.
Мониторинг информационной компетентности был реализован в виде стартовой, текущей и контрольной диагностики уровня сформированности информационной компетентности будущих учителей иностранного языка. Особенности текущей диагностики в том, что она была направлена не только на определение уровня знаний, умений и навыков, но также и на оценивание опыта творческого применения информационных технологий в обучении иностранному языку.
Для контрольной диагностики нами были составлены анкеты для студентов, разработаны схемы оценивания презентаций Power Point, проведена работа по оцениванию результатов работы с компьютерными обучающими программами и тестирующей программой TOEFL.
Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга информационной компетентности позволяет утверждать, что реализация выделенных нами педагогических условий формирования информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно ориентированного подхода способствует повышению уровня информационной компетентности студентов экспериментальной группы (см. табл.): количество студентов с высоким уровнем информационной компетентности увеличилось на 35,4 %, количество студентов со средним уровнем информационной компетентности изменилось на 21,0 %, количество студентов с низким уровнем информационной компетентности понизилось на 14,7 %.
Сравнительный анализ динамики формирования информационной компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп позволяет нам сделать вывод о том, что в контрольной группе уровень информационной компетентности у студентов подвергся незначительным изменениям.
Динамика формирования информационной компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп
Уровни Начало эксперимента Конец эксперимента
ЭГ КГ ЭГ КГ
колич., чел. колич., % колич., чел. колич., % колич., чел. колич., % колич., чел. колич., %
Высокий 11 22,9 10 20,4 28 58,3 11 22,4
Средний 24 50,0 25 51 14 29 26 53
Низкий 13 27,1 14 28,6 6 12,4 12 24,6
Данные, полученные в ходе мониторинга, свидетельствуют о позитивной динамике уровня информационной компетентности студентов экспериментальной группы и подтверждают то, что формирование информационной компетентности будущего учителя иностранного языка будет эффективным при соблюдении выделенных нами педагогических условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бермус А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. - 288 с.
2. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. -2002. - № 2. - С. 11.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
4. Иванова О. В. Английский + компьютер. - Йошкар-Ола, 2009. -52 с.
5. Иванова О. В. Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Чебоксары, 2009. - 25 с.
6. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Проблемы информатизации высшей школы (спец. выпуск). - М.: Минобразования России, 1998. - 322 с.
7. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. - М.: ИЦ «Академия», 1999. - 224 с.
8. Юцявичене П. А. Создание модульных программ // Сов. педагогика. - 1990. - №> 2. - С. 55-60.