Научная статья на тему 'Применение адаптивного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России'

Применение адаптивного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОТРУДНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ / МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Елена Евгеньевна

Представлено обоснование теории и технологии адаптивного обучения в ходе переподготовки и повышения квалификации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России на примере изучения вопросов единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшкова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents a study of the theory and technology of adaptive learning during the training and retraining of employees of the State Fire Service Emergency Russia as an example the study of issues of a single oversight in the area of fire safety, civil defense and protection of population and territories from emergency situations.

Текст научной работы на тему «Применение адаптивного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России»

УДК 37.018.48

Е.Е. Горшкова

ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

В современной педагогике наблюдается увеличение количества исследований проблем профессионального образования, подготовки сотрудников МЧС России и непосредственно Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, что, несомненно, обусловлено как в целом развитием системы отечественного профессионального образования, так и необходимостью решения все более усложняющихся задач обеспечения пожарной безопасности (ПБ) и защиты населения и территорий от угроз и рисков чрезвычайных ситуаций (ЧС) [1].

Вопросы совершенствования подготовки сотрудников ГПС МЧС России довольно хорошо рассмотрены в ряде работ [1—3; 5, 6]. Однако проведенный анализ показал, что в настоящее время в связи с введением единого надзора в области ПБ, гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от ЧС требует своего научного и технологического решения проблема переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России.

Существует объективная необходимость развития педагогической теории и практики в части разработки теории и технологии профессиональной подготовки (прежде всего посредством переподготовки и повышения квалификации) сотрудников ГПС МЧС России.

Произошедшее в последнее время в связи с введением единого надзора увеличение объема служебных функций, осуществляемых должностными лицами органов контроля и надзора структурных подразделений МЧС России, повышение требований к инспекторскому составу требуют соответствующего уровня теоретической, методической и практического подготовки, а также профессионального мастерства. Однако в системе подготовки сотрудников МЧС России только начинают прорабатываться вопросы профессиональной переподготовки и повышения

квалификации сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора.

В этой ситуации представляется, что наиболее эффективным способом обучения для оперативной подготовки указанных сотрудников может выступить адаптивное обучение в системе дополнительного профессионального образования в системе образования МЧС России.

Проблематика переподготовки и повышения квалификации в отечественной педагогике представлена в работах С.Г. Вершловского, В.И. Кричевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Максимовой, А.Е. Марон, В.Г. Онушкина, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой и др.

Переподготовка специалистов рассматривается как освоение новой профессии на основе совокупности знаний, умений и навыков по смежной специальности. В этом смысле переподготовка решает ряд задач специализированного обучения и направлена на формирование готовности к выполнению новых профессиональных задач. Потребность переподготовки связана с необходимостью оперативного обеспечения кадрами по дефицитным специальностям, а также перемещением по должности.

В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев рассматривают повышение квалификации как учебную деятельность, направленную на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Повышение квалификации предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление связи между наукой и технологией [8].

В новых условиях с учетом введения единого надзора остро встала проблема совершенствования процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области. Для этого необходимы новые научно-методические разработки для системы допол-

нительного профессионального образования МЧС России, обновление содержания, форм, методов и средств обучения сотрудников МЧС России для решения всего спектра задач в области единого надзора.

Профессиональное и личностное развитие взрослого человека происходит не только в условиях специально организованного обучения, но и в условиях жизнедеятельности в широком понимании. Возникающие в такой ситуации проблемы связаны с выработкой направленности процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов МЧС России.

Решение указанных проблем возможно на основе создания для обучающихся условий осознанного выбора и освоения образовательных программ и адаптации личности к новой профессиональной деятельности (новым ее функциям).

В современной педагогике адаптация рассматривается как процесс приспособления социально-образовательной среды к личности обучающегося и активное включение субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку адаптивной образовательной среды, выработку индивидуального образовательного маршрута [4].

Основным условием успешного адаптивного обучения является адаптирующая деятельность преподавателя и адаптивная деятельность обучающихся, реализуемая с помощью адаптивных технологий.

Для эффективной подготовки сотрудника МЧС России, и в частности специалиста в области единого надзора, как профессионала, готового к изменению содержания профессиональной деятельности, необходимы вариативность образовательных программа профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации) и учет индивидуальных качеств личности обучающихся.

В этой связи можно выделить задачи дополнительного профессионального образования специалистов МЧС России в области единого надзора:

♦ подготовка сотрудника МЧС России, способного не только воспроизводить готовые алгоритмы в своей профессиональной деятельности, но и использовать их творчески, созда-

вать собственные, способствующее решению возникающих задач;

♦ профессиональное развитие личности сотрудника, способного самостоятельно решать нестандартные профессиональные проблемы, владеющего навыками и умениями общения с коллегами и людьми, включенными в сферу его деятельности.

Таким образом, система дополнительного профессионального образования специалистов в области единого надзора должна быть открытой, гибкой, позволяющей проявить и использовать индивидуальные возможности каждого, готовить специалистов, способных самостоятельно и ответственно принимать нестандартные решения по различным профессиональным проблемам. Это особенно важно с учетом высокой степени неопределенности, к сожалению, пока присутствующей в деятельности должностных лиц МЧС России, выполняющих обязанности в области единого надзора как новой сфере деятельности и в силу своей новизны недостаточно отрегулированной и алгоритмизированной.

Исходя из этого наиболее адекватными и оптимальными педагогическими технологиями, позволяющими достичь поставленной цели подготовки специалистов в области единого надзора, являются адаптивные технологии обучения [4, 5, 7].

Целесообразность применения технологий адаптивного обучения для подготовки указанных специалистов определяется следующими факторами:

♦ человеку как субъекту обучения свойственно адаптивное поведение по своей сути от природы;

♦ адаптивное поведение системы любой природы, в том числе и системы обучения, характеризуется альтернативностью, что обеспечивает эффективную организацию познавательной деятельности обучающихся в ходе учебного процесса;

♦ информация о процессе и предмете профессиональной подготовки специалистов МЧС России в области единого надзора и внешней среде — среде обучения, отличается высоким уровнем неопределенности, что приводит к разнообразию управляющих

и учебных воздействий и взаимодействий, а также, как следствие, к возникновению множества индивидуальных маршрутов обучения.

Проведенный анализ работ [4, 5, 7—9] свидетельствует, что адаптивные технологии, в частности технологии на основе применения автоматизированных обучающих систем, имеют свои специфические особенности, так как ориентированы на личностные характеристики обучающихся и реализацию положений индивидуализации и дифференциации обучения.

Индивидуализировать процесс подготовки специалистов в области единого надзора — это значит так организовать его, применить такие средства обучения, которые при разных учебных возможностях сотрудников МЧС России обеспечат максимальную продуктивность переподготовки по указанному профилю в кратчайшие сроки [3]. Для достижения индивидуализации обучения у каждого обучаемого в процессе учения должна быть возможность выбора. В этой ситуации он сможет превратиться из объекта в субъект подготовки.

Таким образом, технология адаптивного обучения как инструментарий переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России в области единого надзора должна включать следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

♦ психолого-педагогические положения о феномене адаптации;

♦ дидактические принципы, реализация которых позволяет достичь цели подготовки специалиста МЧС России в области единого надзора;

♦ психолого-педагогические основы, обеспечивающие построение модели компетентности специалистов МЧС России в области единого надзора, позволяющей наиболее полно изучать их индивидуальные и групповые особенности, а также особенности профессиональной деятельности и должностного предназначения;

♦ систему средств адаптивного обучения, представляющую собой взаимосвязанную совокупность адаптивных дидактических средств и форм организации подготовки (переподготовки и повышения квалификации).

Следует отметить, что в значительной степени успешность как профессиональной, так и учебной деятельности каждого человека обусловлена умениями адаптивного взаимодействия с другими людьми, адаптивного преобразования информации и ее реализации с учетом предметной цели деятельности.

Как указывается в работах С.Г. Вершлов-ского, В.Г. Онушкина, В.И. Подобеда и др. [8, 9], одной из особенностей личностного развития в процессе переподготовки и повышения квалификации является направленность познавательной активности и учебной деятельности на осмысление и разрешение проблем в различных областях практической жизни. Особую актуальность в адаптивной познавательной деятельности взрослого человека приобретают выбор областей знаний, сфер деятельности, источников информации с учетом личных и служебных образовательных потребностей.

Одна из особенностей процесса переподготовки и повышения квалификации на адаптивной основе состоит в понимании смыслов обучения не только как адаптивных и подготавливающих к новой профессиональной деятельности в будущем, но и как преобразующих личность и ее способности в самом процессе учения. Качество продвижений слушателей и их профессиональное развитие при этом диагностируется с помощью системы деятельностно-ориентированного контроля за выполнением учебной работы по каждому разделу учебной программы.

Важнейшая особенность процесса переподготовки и повышения квалификации на адаптивной основе — практико-ориентированный характер учебных курсов. Без проработки конкретных профессиональных ситуаций новые курсы и знания не достигнут своей цели. Поэтому при разработке образовательно-профессиональных и специальных программ приоритетом является включение деятельностной составляющей и ее наполнение содержанием профессиональной деятельности специалиста МЧС России в области единого надзора. Такой подход позволяет рассматривать адаптивное обучение в системе переподготовки и повышения квалификации не только как форму полу-

чения новых знаний и совершенствования профессиональных умений и навыков, но и как средство овладения методологией профессиональной деятельности.

Подчеркнем, что основная проблема адаптивного обучения в ходе переподготовки и повышения квалификации состоит не в том, чтобы в процессе преподавания передать сотруднику МЧС как можно больше информации, а в том, чтобы подготовить его к непрерывному самообучению, развить в нем творческое профессиональное мышление и культуру профессиональной деятельности. При этом для преподавателя важно организовывать отношения сотрудничества с обучающимися, раскрыть их потенциальные возможности.

В целом следует отметить, что в рамках реализации адаптивных технологий обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС России в нем принципиально меняются роль и позиция преподавателя. В современных условиях преподаватель уже не может быть единственным источником информации, передающим свои знания слушателям. Его роль заключается в том, чтобы помочь обучающимся получить знания из других источников, научить их творчески мыслить, отбирать и логически

распознавать рациональное в новом и развивать его, т. е. преподаватель по сути управляет процессом формирования знаний, навыков, умений и в целом способности и готовности сотрудников к новым содержанию и функциям профессиональной деятельности. Активная роль в учебном процессе принадлежит как преподавателю, так и самим обучающимся.

Таким образом, адаптивные технологии как важнейший компонент адаптивного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России в области единого надзора представляют собой взаимообусловленные действия преподавателей и обучающихся в адаптивных самоорганизующихся системах, направленных на формирование компетенций и эффективную подготовку специалиста МЧС России к новому виду (содержанию) профессиональной деятельности в области единого надзора. Используемые при этом методы, средства и формы обучения ориентированы на активизацию механизмов профессионального развития специалиста МЧС России с целью эффективной адаптации к динамично меняющимся условия и задачам профессиональной деятельности в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонов, B.C. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы [Текст] / В.С. Артамонов [и др.] . — СПб., 2002.

2. Он же. История пожарной охраны России [Текст] / В.С. Артамонов, Е.Б. Алексеик. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России, 2007.

3. Баскин, Ю.Г. Социально-психологическое обеспечение руководства учебными коллективами высших военно-учебных заведений [Текст]: монография/ Ю.Г. Баскин. — Там же, 2003. — 169 с.

4. Богорев, В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения [Текст] /

B.В. Богорев // Наука и школа. — 2001. — № 2. —

C. 12-15.

5. Винокурова, Н.Г. Совершенствование преподавания общенаучных дисциплин в ву-

зах [Текст]: монография / Н.Г. Винокурова. — СПб., 1995.

6. Военная педагогика [Текст] / под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008.

7. Марон, А.Е. Исследование адаптивных систем образования взрослых [Текст] / А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова // Теория и практика модернизации отеч. образования РАО. Академические чтения. — СПб., 2002. - С. 177-181.

8. Онушкин, В.Г. Образование взрослых [Текст]: междисципл. словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев . - СПб.; Воронеж, 1995. - 232 с.

9. Подобед, В.И. Теоретико-методологические основы системного управления образованием взрослых [Текст]: курс лекций / В.И. Подобед. - СПб., 2001. - 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.