УДК 37.018.48
Е.Е. Горшкова
ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
В современной педагогике наблюдается увеличение количества исследований проблем профессионального образования, подготовки сотрудников МЧС России и непосредственно Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, что, несомненно, обусловлено как в целом развитием системы отечественного профессионального образования, так и необходимостью решения все более усложняющихся задач обеспечения пожарной безопасности (ПБ) и защиты населения и территорий от угроз и рисков чрезвычайных ситуаций (ЧС) [1].
Вопросы совершенствования подготовки сотрудников ГПС МЧС России довольно хорошо рассмотрены в ряде работ [1—3; 5, 6]. Однако проведенный анализ показал, что в настоящее время в связи с введением единого надзора в области ПБ, гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от ЧС требует своего научного и технологического решения проблема переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России.
Существует объективная необходимость развития педагогической теории и практики в части разработки теории и технологии профессиональной подготовки (прежде всего посредством переподготовки и повышения квалификации) сотрудников ГПС МЧС России.
Произошедшее в последнее время в связи с введением единого надзора увеличение объема служебных функций, осуществляемых должностными лицами органов контроля и надзора структурных подразделений МЧС России, повышение требований к инспекторскому составу требуют соответствующего уровня теоретической, методической и практического подготовки, а также профессионального мастерства. Однако в системе подготовки сотрудников МЧС России только начинают прорабатываться вопросы профессиональной переподготовки и повышения
квалификации сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора.
В этой ситуации представляется, что наиболее эффективным способом обучения для оперативной подготовки указанных сотрудников может выступить адаптивное обучение в системе дополнительного профессионального образования в системе образования МЧС России.
Проблематика переподготовки и повышения квалификации в отечественной педагогике представлена в работах С.Г. Вершловского, В.И. Кричевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Максимовой, А.Е. Марон, В.Г. Онушкина, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой и др.
Переподготовка специалистов рассматривается как освоение новой профессии на основе совокупности знаний, умений и навыков по смежной специальности. В этом смысле переподготовка решает ряд задач специализированного обучения и направлена на формирование готовности к выполнению новых профессиональных задач. Потребность переподготовки связана с необходимостью оперативного обеспечения кадрами по дефицитным специальностям, а также перемещением по должности.
В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев рассматривают повышение квалификации как учебную деятельность, направленную на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Повышение квалификации предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление связи между наукой и технологией [8].
В новых условиях с учетом введения единого надзора остро встала проблема совершенствования процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области. Для этого необходимы новые научно-методические разработки для системы допол-
нительного профессионального образования МЧС России, обновление содержания, форм, методов и средств обучения сотрудников МЧС России для решения всего спектра задач в области единого надзора.
Профессиональное и личностное развитие взрослого человека происходит не только в условиях специально организованного обучения, но и в условиях жизнедеятельности в широком понимании. Возникающие в такой ситуации проблемы связаны с выработкой направленности процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов МЧС России.
Решение указанных проблем возможно на основе создания для обучающихся условий осознанного выбора и освоения образовательных программ и адаптации личности к новой профессиональной деятельности (новым ее функциям).
В современной педагогике адаптация рассматривается как процесс приспособления социально-образовательной среды к личности обучающегося и активное включение субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку адаптивной образовательной среды, выработку индивидуального образовательного маршрута [4].
Основным условием успешного адаптивного обучения является адаптирующая деятельность преподавателя и адаптивная деятельность обучающихся, реализуемая с помощью адаптивных технологий.
Для эффективной подготовки сотрудника МЧС России, и в частности специалиста в области единого надзора, как профессионала, готового к изменению содержания профессиональной деятельности, необходимы вариативность образовательных программа профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации) и учет индивидуальных качеств личности обучающихся.
В этой связи можно выделить задачи дополнительного профессионального образования специалистов МЧС России в области единого надзора:
♦ подготовка сотрудника МЧС России, способного не только воспроизводить готовые алгоритмы в своей профессиональной деятельности, но и использовать их творчески, созда-
вать собственные, способствующее решению возникающих задач;
♦ профессиональное развитие личности сотрудника, способного самостоятельно решать нестандартные профессиональные проблемы, владеющего навыками и умениями общения с коллегами и людьми, включенными в сферу его деятельности.
Таким образом, система дополнительного профессионального образования специалистов в области единого надзора должна быть открытой, гибкой, позволяющей проявить и использовать индивидуальные возможности каждого, готовить специалистов, способных самостоятельно и ответственно принимать нестандартные решения по различным профессиональным проблемам. Это особенно важно с учетом высокой степени неопределенности, к сожалению, пока присутствующей в деятельности должностных лиц МЧС России, выполняющих обязанности в области единого надзора как новой сфере деятельности и в силу своей новизны недостаточно отрегулированной и алгоритмизированной.
Исходя из этого наиболее адекватными и оптимальными педагогическими технологиями, позволяющими достичь поставленной цели подготовки специалистов в области единого надзора, являются адаптивные технологии обучения [4, 5, 7].
Целесообразность применения технологий адаптивного обучения для подготовки указанных специалистов определяется следующими факторами:
♦ человеку как субъекту обучения свойственно адаптивное поведение по своей сути от природы;
♦ адаптивное поведение системы любой природы, в том числе и системы обучения, характеризуется альтернативностью, что обеспечивает эффективную организацию познавательной деятельности обучающихся в ходе учебного процесса;
♦ информация о процессе и предмете профессиональной подготовки специалистов МЧС России в области единого надзора и внешней среде — среде обучения, отличается высоким уровнем неопределенности, что приводит к разнообразию управляющих
и учебных воздействий и взаимодействий, а также, как следствие, к возникновению множества индивидуальных маршрутов обучения.
Проведенный анализ работ [4, 5, 7—9] свидетельствует, что адаптивные технологии, в частности технологии на основе применения автоматизированных обучающих систем, имеют свои специфические особенности, так как ориентированы на личностные характеристики обучающихся и реализацию положений индивидуализации и дифференциации обучения.
Индивидуализировать процесс подготовки специалистов в области единого надзора — это значит так организовать его, применить такие средства обучения, которые при разных учебных возможностях сотрудников МЧС России обеспечат максимальную продуктивность переподготовки по указанному профилю в кратчайшие сроки [3]. Для достижения индивидуализации обучения у каждого обучаемого в процессе учения должна быть возможность выбора. В этой ситуации он сможет превратиться из объекта в субъект подготовки.
Таким образом, технология адаптивного обучения как инструментарий переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России в области единого надзора должна включать следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:
♦ психолого-педагогические положения о феномене адаптации;
♦ дидактические принципы, реализация которых позволяет достичь цели подготовки специалиста МЧС России в области единого надзора;
♦ психолого-педагогические основы, обеспечивающие построение модели компетентности специалистов МЧС России в области единого надзора, позволяющей наиболее полно изучать их индивидуальные и групповые особенности, а также особенности профессиональной деятельности и должностного предназначения;
♦ систему средств адаптивного обучения, представляющую собой взаимосвязанную совокупность адаптивных дидактических средств и форм организации подготовки (переподготовки и повышения квалификации).
Следует отметить, что в значительной степени успешность как профессиональной, так и учебной деятельности каждого человека обусловлена умениями адаптивного взаимодействия с другими людьми, адаптивного преобразования информации и ее реализации с учетом предметной цели деятельности.
Как указывается в работах С.Г. Вершлов-ского, В.Г. Онушкина, В.И. Подобеда и др. [8, 9], одной из особенностей личностного развития в процессе переподготовки и повышения квалификации является направленность познавательной активности и учебной деятельности на осмысление и разрешение проблем в различных областях практической жизни. Особую актуальность в адаптивной познавательной деятельности взрослого человека приобретают выбор областей знаний, сфер деятельности, источников информации с учетом личных и служебных образовательных потребностей.
Одна из особенностей процесса переподготовки и повышения квалификации на адаптивной основе состоит в понимании смыслов обучения не только как адаптивных и подготавливающих к новой профессиональной деятельности в будущем, но и как преобразующих личность и ее способности в самом процессе учения. Качество продвижений слушателей и их профессиональное развитие при этом диагностируется с помощью системы деятельностно-ориентированного контроля за выполнением учебной работы по каждому разделу учебной программы.
Важнейшая особенность процесса переподготовки и повышения квалификации на адаптивной основе — практико-ориентированный характер учебных курсов. Без проработки конкретных профессиональных ситуаций новые курсы и знания не достигнут своей цели. Поэтому при разработке образовательно-профессиональных и специальных программ приоритетом является включение деятельностной составляющей и ее наполнение содержанием профессиональной деятельности специалиста МЧС России в области единого надзора. Такой подход позволяет рассматривать адаптивное обучение в системе переподготовки и повышения квалификации не только как форму полу-
чения новых знаний и совершенствования профессиональных умений и навыков, но и как средство овладения методологией профессиональной деятельности.
Подчеркнем, что основная проблема адаптивного обучения в ходе переподготовки и повышения квалификации состоит не в том, чтобы в процессе преподавания передать сотруднику МЧС как можно больше информации, а в том, чтобы подготовить его к непрерывному самообучению, развить в нем творческое профессиональное мышление и культуру профессиональной деятельности. При этом для преподавателя важно организовывать отношения сотрудничества с обучающимися, раскрыть их потенциальные возможности.
В целом следует отметить, что в рамках реализации адаптивных технологий обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС России в нем принципиально меняются роль и позиция преподавателя. В современных условиях преподаватель уже не может быть единственным источником информации, передающим свои знания слушателям. Его роль заключается в том, чтобы помочь обучающимся получить знания из других источников, научить их творчески мыслить, отбирать и логически
распознавать рациональное в новом и развивать его, т. е. преподаватель по сути управляет процессом формирования знаний, навыков, умений и в целом способности и готовности сотрудников к новым содержанию и функциям профессиональной деятельности. Активная роль в учебном процессе принадлежит как преподавателю, так и самим обучающимся.
Таким образом, адаптивные технологии как важнейший компонент адаптивного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России в области единого надзора представляют собой взаимообусловленные действия преподавателей и обучающихся в адаптивных самоорганизующихся системах, направленных на формирование компетенций и эффективную подготовку специалиста МЧС России к новому виду (содержанию) профессиональной деятельности в области единого надзора. Используемые при этом методы, средства и формы обучения ориентированы на активизацию механизмов профессионального развития специалиста МЧС России с целью эффективной адаптации к динамично меняющимся условия и задачам профессиональной деятельности в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонов, B.C. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы [Текст] / В.С. Артамонов [и др.] . — СПб., 2002.
2. Он же. История пожарной охраны России [Текст] / В.С. Артамонов, Е.Б. Алексеик. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России, 2007.
3. Баскин, Ю.Г. Социально-психологическое обеспечение руководства учебными коллективами высших военно-учебных заведений [Текст]: монография/ Ю.Г. Баскин. — Там же, 2003. — 169 с.
4. Богорев, В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения [Текст] /
B.В. Богорев // Наука и школа. — 2001. — № 2. —
C. 12-15.
5. Винокурова, Н.Г. Совершенствование преподавания общенаучных дисциплин в ву-
зах [Текст]: монография / Н.Г. Винокурова. — СПб., 1995.
6. Военная педагогика [Текст] / под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008.
7. Марон, А.Е. Исследование адаптивных систем образования взрослых [Текст] / А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова // Теория и практика модернизации отеч. образования РАО. Академические чтения. — СПб., 2002. - С. 177-181.
8. Онушкин, В.Г. Образование взрослых [Текст]: междисципл. словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев . - СПб.; Воронеж, 1995. - 232 с.
9. Подобед, В.И. Теоретико-методологические основы системного управления образованием взрослых [Текст]: курс лекций / В.И. Подобед. - СПб., 2001. - 47 с.