УДК 37.018.48
Е.Е. Горшкова
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕДИНОГО НАДЗОРА
В современных условиях возрастает необходимость решения проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства. Из многообразия существующих угроз вытекает большое количество возможных последствий деструктивных воздействий на социальные системы, т. е. возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). Важнейший вклад в решение данных проблем вносят сотрудники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), в том числе Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» указано, что обеспечение национальной безопасности в ЧС достигается путем:
♦ совершенствования и развития российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
♦ повышения эффективности реализации полномочий органов власти в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
♦ обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;
♦ внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания;
♦ разработки системы мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий ЧС техногенного и природного характера [7].
Широкий спектр задач, возложенных на МЧС России, систему гражданской обороны (ГО) и РСЧС, определяет многообразие задач, поставленных перед подразделениями, осуществляющими государственный надзор в области пожарной безопасности (ПБ), ГО и защиты от ЧС.
Одной из важнейших основ динамичного и поступательного развития Российского государства и общества, обеспечения национальной безопасности и всех ее составляющих является отечественная система образования, в частности непосредственно система подготовки кадров, их переподготовки и повышения квалификации.
С учетом указанных обстоятельств в современных условиях особую актуальность приобретает задача профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС. В значительной степени это обусловлено происходящей в настоящее время интеграцией указанных надзоров в единую систему. Следует отметить, что в рамках данной интеграции происходит формирование управлений и подразделений надзорной деятельности с включением в них отделов и специалистов (инспекторов) по надзору в области ГО и ЧС. Однако, как показывает анализ современной практики этих новых структур и специалистов, подготовка и переподготовка указанных кадров пока не получила своего научно-методического обоснования и практического решения
В целом наличие и осуществление современной надзорной деятельности обусловлено объективными обстоятельствами, и прежде всего многообразием и постоянным увеличением угроз безопасности человеку, обществу, всему человечеству во всех сферах его жизнедеятельности [2].
Впервые идея необходимости оптимизации надзорно-контрольной деятельности была высказана Президентом РФ в обращении к сотрудникам и ветеранам МЧС России в 2005 году. Фактически тогда был дан импульс интеграции государственных надзоров в области гражданской защиты, защиты населения и территорий от ЧС и ПБ в единую систему. Это предложение было направлено в первую очередь
на ограничение «безмерного использования» самим государством общественных и природных национальных ресурсов и в целом укладывается в русло концепции ограниченного государства [1].
Исходя из этого предложения Президента РФ в 2006 году в МЧС России начали прорабатываться идеи о создании в области безопасности в ЧС единого государственного надзора. В дальнейшем в МЧС оформилась идея создания единого надзора, сущность которого заключается в выполнении надзорно-контрольных функций на всех объектах защиты одним специалистом-инспектором, способным осуществлять свои полномочия во всех указанных областях. В 2007 году был разработан, одобрен коллегией МЧС России и утвержден план реализации мероприятий по созданию единой системы государственных надзоров в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
В настоящее время в МЧС России создается единая система государственных надзоров, осуществляющих свои функции в областях ГО, защиты населения и территорий от ЧС и ПБ [3].
В результате в Российской Федерации реально будет создана единая система государственных надзоров [Там же]. Эта система включает в себя три надзора, объединенные в одном структурном подразделении министерства — Департаменте надзорной деятельности МЧС России.
Основная идея создания единой системы государственных надзоров заключается в повышении эффективности государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения путем:
♦ создания единой нормативно-правовой базы надзорно-контрольной деятельности в сфере обеспечения безопасности в ЧС;
♦ гармонизации нормативно-правовой базы с современной теорией контроля и надзора;
♦ исключения избыточности и дублирования в деятельности органов государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения путем упрощения структуры государственных органов;
♦ более строгого определения функций органов контроля и надзора;
♦ ослабления административного давления на бизнес-сообщество;
♦ исключения проявлений коррупции и взяточничества;
♦ применения современных технологий оценки опасностей контролируемых объектов и их защищенности от внешних воздействий.
Проведение надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности в ЧС основывается на административных регламентах, утвержденных приказами МЧС России. При этом необходимо отметить, что для осуществления надзора в сфере ПБ в МЧС России созданы специальные органы государственного пожарного надзора [4], а в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС соответствующих специализированных органов в МЧС РФ нет.
Органами государственного надзора в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в административных регламентах определены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы [6].
Таким образом, на МЧС РФ и его территориальные подразделения обязанность по осуществлению двух видов контроля и надзора возложена, но при этом не определены конкретные должностные лица (или система органов), которые эту обязанность должны выполнять. Во всех административных регламентах говорится о том, что государственный надзор в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС осуществляется одновременно в ходе проведения плановой проверки состояния ПБ [5].
С учетом отмеченных обстоятельств можно сделать вывод, что проведение контроля и надзора в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС возлагается на инспекторов пожарного надзора. Но, как показывает практика, эти инспектора не имеют соответствующей подготовки (или их подготовка является недостаточной) для осуществления всех видов надзора в комплексе. При этом отметим, что специально подготовленных сотрудников для проведения надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС явно недостаточно или их попросту нет. Имеется явное противоречие между потребностями практики единой надзорной деятельности МЧС России и фактически недостаточной подготовкой конкретных
должностных лиц (подразделений, органов), которые эту деятельность обязаны осуществлять.
В современной педагогике в целом наблюдается увеличение количества исследований проблем профессионального образования, подготовки сотрудников МЧС России и непосредственно ГПС МЧС России. Указанные вопросы рассматривались В.С. Артамоновым, Ю.Г. Баскиным, А.Л. Воробьевым, В.П. Давыдовым, А.А. Грешных, О.Ю. Ефремовым, В.Г. Зазыкиным, В.П. Казначеевым, С.В. Лит-виненко, В.Ю. Рыбниковым, Л. С. Узуном, Н.И. Уткиным, С.К. Шойгу, В.А. Щеголевым и др.
Однако, как показал проведенный анализ, не проработана в научном плане проблема профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
В процессе проведенного исследования нами установлена объективная необходимость развития педагогической теории и практики в части разработки теории и методики профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Объективное увеличение объема служебных функций, осуществляемых должностными лицами органов контроля и надзора структурных подразделений МЧС России, повышение квалификационных требований к инспекторскому составу требуют соответствующего уровня теоретической, методической и практического подготовки, а также профессионального мастерства. Однако большинство документов, призванных регулировать надзорную (контрольную) деятельность МЧС России, предстают как самостоятельные, не ориентированные на согласование усилий.
В этой ситуации наиболее оперативным путем подготовки указанных сотрудников, по нашему мнению, могут служить плановые занятия в системе служебной подготовки (48 часов учебных занятий в год).
Однако специальные программы подготовки сотрудников в области единого надзора пока находятся в стадии разработки и апробации, не
сформировано целостное представление об их содержании и формах реализации. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием учебников и учебных пособий по проблематике единого надзора. Вместе с тем уже нарабатывается определенная практика по подготовке указанных специалистов. Такая подготовка развертывается на факультете переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, а также в Учебно-методическом центре по ГО, ЧС и ПБ Ленинградской области (при правительстве Ленинградской области).
Так, в частности, 36 сотрудников Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области —начальники и заместители начальников (Главные государственные инспектора по пожарному надзору и заместители Главных государственных инспекторов районов Ленинградской области) в период с 24 февраля по 26 марта 2011 года прошли обучение в Учебно-методическом центре по ГО, ЧС и ПБ Ленинградской области (при правительстве Ленинградской области) по «Программе профессиональной подготовки должностных лиц ФПС, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (72 уч. ч).
Как пример позитивного опыта можно отметить, что для повышения эффективности учебных занятий и ответственности руководителей за качество обучения подчиненных сотрудников, а также в целях совершенствования служебной подготовки, углубления специальных знаний, приобретения практических навыков в организации тушения пожаров начальствующим составом Главного управления и подразделений ФПС, ГПС на территории Ленинградской области в Главном управлении МЧС России по Ленинградской области был издан Приказ «Об организации служебной подготовки среднего и старшего начальствующего состава ГПС, военнослужащих, государственных гражданских служащих Главного управления МЧС России по Ленинградской области и подчиненных подразделений ФПС, ГПС на территории Ленинградской области в 2011 году».
На основании данного приказа в Тематический план занятий по служебной подготовке в группе заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ленинградской области — начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области в 2011 году наряду с темами по противопожарной тематике дополнительно были включены темы по проблематике ГО и ЧС (48 уч. ч).
Служебная подготовка сотрудников организуется в соответствии с требованиями «Программы подготовки личного состава ГПС МЧС России» 2003 года, «Организационно-методических указаний по тактической подготовке начальствующего состава Федеральной противопожарной службы МЧС России» 2007 года, «Методических рекомендаций о порядке проведения служебной подготовки сотрудников государственного пожарного надзора, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 2007 года, «Программы профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 1997 года и «Организационно-методических указаний по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений Федеральной
противопожарной службы и организаций МЧС России Северо-Западного федерального округа в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на 2011-2013 годы».
Таким образом, широкий спектр задач, стоящих перед системами ГО и РСЧС, определяет многообразие задач, возложенных на подразделения, осуществляющие государственный надзор в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Результаты анализа теории и практики свидетельствуют о необходимости разработки и реализации содержания и методики подготовки и переподготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, что позволит полнее реализовать в служебной деятельности современные требования к офицерам в соответствии с их конкретным должностным предназначением.
С учетом этого одной из актуальных задач совершенствования подготовки и деятельности кадров МЧС России является обоснование, определение и реализация педагогических условий, методов и методик профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальцерович, Л. Навстречу ограниченному государству [Текст]: [пер. с англ.] / Л. Бальцерович. — М., 2007.
2. Кириллов, Г.Н. Государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [Текст] / Г.Н. Кириллов. — СПб., 2008.
3. Концепция создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: приказ МЧС России от 29.12.2006 № 804. — Режим доступа: ЫХр// www.mchs.gov.ru.
4. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситу-
ациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности [Текст]: приказ МЧС РФ от 01.10.2007 № 517 (ред. от 22.03.2010) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнит. власти. — 2007. — № 52.
5. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору
за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны [Текст]: приказ МЧС РФ от 09.08.2010 № 381 // Там же. - 2010. - № 49.
6. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за
выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Текст]: приказ МЧС РФ от 09.08.2010 № 382 // Там же. - 2010. - № 48.
7. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ documents/99.html.
УДК 387.14
Ю.В. Слесарев
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
С развитием научно-технического прогресса все более обостряется основное противоречие в подготовке специалистов, заключающееся в несоответствии уровня профессиональной подготовленности будущего менеджера, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему обществом, работодателями.
Плохо сформированная социальная компетентность будущих специалистов в конечном счете влияет на их профессиональную пригодность. Многие молодые специалисты, успешно закончившие учебные заведения, в должной мере не владеют навыками социального взаимодействия с коллективом, партнерами, не знают элементарных правил сотрудничества, не могут и не хотят быть уважительными и толерантными к окружающим. Готовность взаимодействовать с другими людьми, умение находить общеприемлемые решения в сложных ситуациях у большинства выпускников не сформированы. Поэтому не удивительно, что в самом начале трудовой деятельности у молодых специалистов возникает большое количество деструктивных конфликтов с
коллегами по работе, они часто испытывают ощущение социальной изолированности. Как показали результаты констатирующих экспериментальных срезов, большинство студентов не мотивированы на приобретение навыков социального взаимодействия с окружающими, на развитие социальной компетенции. Отсюда вытекает одна из актуальных педагогических проблем современного профессионального образования - установление структуры, содержания социальной компетенции, разработка методики формирования компонентов социальной компетенции в процессе подготовки специалистов.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы учреждений высшей школы показал, что, как правило, в вузах формируются только «зачатки» отдельных компонентов социальной компетенции будущего специалиста, причем данный процесс носит стихийный, эпизодический характер. Поэтому процесс формирования социальной компетенции будущих специалистов следует упорядочить, он должен стать системным [1, с. 92-98; 2,3, с. 195-208; 4, с. 9-10 ].