Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в связи с введением единого надзора'

Особенности профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в связи с введением единого надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1418
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА / ПОЖАРЫ / МЧС / МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ / ЕДИНЫЙ НАДЗОР / СОТРУДНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горшкова Елена Евгеньевна

Рассмотрены вопросы подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России в связи с введением единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Даны обоснованные предложения по включению вопросов единого надзора в систему профессиональной и служебной подготовки сотрудников в учебных центрах и вузах МЧС России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горшкова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper, the training of the State Fire Service Emergency in Russia, due to the introduction of a single oversight of fire safety, civil defense and protection of population and territories from emergency situations. Justified proposals for the inclusion of a single supervisory system of vocational training and service training centers and universities in the Russian Emergencies Ministry.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в связи с введением единого надзора»

УДК 37.018.48

Е.Е. Горшкова

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕДИНОГО НАДЗОРА

В современных условиях возрастает необходимость решения проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства. Из многообразия существующих угроз вытекает большое количество возможных последствий деструктивных воздействий на социальные системы, т. е. возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). Важнейший вклад в решение данных проблем вносят сотрудники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), в том числе Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» указано, что обеспечение национальной безопасности в ЧС достигается путем:

♦ совершенствования и развития российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

♦ повышения эффективности реализации полномочий органов власти в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

♦ обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;

♦ внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания;

♦ разработки системы мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий ЧС техногенного и природного характера [7].

Широкий спектр задач, возложенных на МЧС России, систему гражданской обороны (ГО) и РСЧС, определяет многообразие задач, поставленных перед подразделениями, осуществляющими государственный надзор в области пожарной безопасности (ПБ), ГО и защиты от ЧС.

Одной из важнейших основ динамичного и поступательного развития Российского государства и общества, обеспечения национальной безопасности и всех ее составляющих является отечественная система образования, в частности непосредственно система подготовки кадров, их переподготовки и повышения квалификации.

С учетом указанных обстоятельств в современных условиях особую актуальность приобретает задача профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС. В значительной степени это обусловлено происходящей в настоящее время интеграцией указанных надзоров в единую систему. Следует отметить, что в рамках данной интеграции происходит формирование управлений и подразделений надзорной деятельности с включением в них отделов и специалистов (инспекторов) по надзору в области ГО и ЧС. Однако, как показывает анализ современной практики этих новых структур и специалистов, подготовка и переподготовка указанных кадров пока не получила своего научно-методического обоснования и практического решения

В целом наличие и осуществление современной надзорной деятельности обусловлено объективными обстоятельствами, и прежде всего многообразием и постоянным увеличением угроз безопасности человеку, обществу, всему человечеству во всех сферах его жизнедеятельности [2].

Впервые идея необходимости оптимизации надзорно-контрольной деятельности была высказана Президентом РФ в обращении к сотрудникам и ветеранам МЧС России в 2005 году. Фактически тогда был дан импульс интеграции государственных надзоров в области гражданской защиты, защиты населения и территорий от ЧС и ПБ в единую систему. Это предложение было направлено в первую очередь

на ограничение «безмерного использования» самим государством общественных и природных национальных ресурсов и в целом укладывается в русло концепции ограниченного государства [1].

Исходя из этого предложения Президента РФ в 2006 году в МЧС России начали прорабатываться идеи о создании в области безопасности в ЧС единого государственного надзора. В дальнейшем в МЧС оформилась идея создания единого надзора, сущность которого заключается в выполнении надзорно-контрольных функций на всех объектах защиты одним специалистом-инспектором, способным осуществлять свои полномочия во всех указанных областях. В 2007 году был разработан, одобрен коллегией МЧС России и утвержден план реализации мероприятий по созданию единой системы государственных надзоров в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

В настоящее время в МЧС России создается единая система государственных надзоров, осуществляющих свои функции в областях ГО, защиты населения и территорий от ЧС и ПБ [3].

В результате в Российской Федерации реально будет создана единая система государственных надзоров [Там же]. Эта система включает в себя три надзора, объединенные в одном структурном подразделении министерства — Департаменте надзорной деятельности МЧС России.

Основная идея создания единой системы государственных надзоров заключается в повышении эффективности государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения путем:

♦ создания единой нормативно-правовой базы надзорно-контрольной деятельности в сфере обеспечения безопасности в ЧС;

♦ гармонизации нормативно-правовой базы с современной теорией контроля и надзора;

♦ исключения избыточности и дублирования в деятельности органов государственного регулирования безопасности жизнедеятельности населения путем упрощения структуры государственных органов;

♦ более строгого определения функций органов контроля и надзора;

♦ ослабления административного давления на бизнес-сообщество;

♦ исключения проявлений коррупции и взяточничества;

♦ применения современных технологий оценки опасностей контролируемых объектов и их защищенности от внешних воздействий.

Проведение надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности в ЧС основывается на административных регламентах, утвержденных приказами МЧС России. При этом необходимо отметить, что для осуществления надзора в сфере ПБ в МЧС России созданы специальные органы государственного пожарного надзора [4], а в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС соответствующих специализированных органов в МЧС РФ нет.

Органами государственного надзора в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в административных регламентах определены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы [6].

Таким образом, на МЧС РФ и его территориальные подразделения обязанность по осуществлению двух видов контроля и надзора возложена, но при этом не определены конкретные должностные лица (или система органов), которые эту обязанность должны выполнять. Во всех административных регламентах говорится о том, что государственный надзор в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС осуществляется одновременно в ходе проведения плановой проверки состояния ПБ [5].

С учетом отмеченных обстоятельств можно сделать вывод, что проведение контроля и надзора в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС возлагается на инспекторов пожарного надзора. Но, как показывает практика, эти инспектора не имеют соответствующей подготовки (или их подготовка является недостаточной) для осуществления всех видов надзора в комплексе. При этом отметим, что специально подготовленных сотрудников для проведения надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС явно недостаточно или их попросту нет. Имеется явное противоречие между потребностями практики единой надзорной деятельности МЧС России и фактически недостаточной подготовкой конкретных

должностных лиц (подразделений, органов), которые эту деятельность обязаны осуществлять.

В современной педагогике в целом наблюдается увеличение количества исследований проблем профессионального образования, подготовки сотрудников МЧС России и непосредственно ГПС МЧС России. Указанные вопросы рассматривались В.С. Артамоновым, Ю.Г. Баскиным, А.Л. Воробьевым, В.П. Давыдовым, А.А. Грешных, О.Ю. Ефремовым, В.Г. Зазыкиным, В.П. Казначеевым, С.В. Лит-виненко, В.Ю. Рыбниковым, Л. С. Узуном, Н.И. Уткиным, С.К. Шойгу, В.А. Щеголевым и др.

Однако, как показал проведенный анализ, не проработана в научном плане проблема профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

В процессе проведенного исследования нами установлена объективная необходимость развития педагогической теории и практики в части разработки теории и методики профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

Объективное увеличение объема служебных функций, осуществляемых должностными лицами органов контроля и надзора структурных подразделений МЧС России, повышение квалификационных требований к инспекторскому составу требуют соответствующего уровня теоретической, методической и практического подготовки, а также профессионального мастерства. Однако большинство документов, призванных регулировать надзорную (контрольную) деятельность МЧС России, предстают как самостоятельные, не ориентированные на согласование усилий.

В этой ситуации наиболее оперативным путем подготовки указанных сотрудников, по нашему мнению, могут служить плановые занятия в системе служебной подготовки (48 часов учебных занятий в год).

Однако специальные программы подготовки сотрудников в области единого надзора пока находятся в стадии разработки и апробации, не

сформировано целостное представление об их содержании и формах реализации. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием учебников и учебных пособий по проблематике единого надзора. Вместе с тем уже нарабатывается определенная практика по подготовке указанных специалистов. Такая подготовка развертывается на факультете переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, а также в Учебно-методическом центре по ГО, ЧС и ПБ Ленинградской области (при правительстве Ленинградской области).

Так, в частности, 36 сотрудников Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области —начальники и заместители начальников (Главные государственные инспектора по пожарному надзору и заместители Главных государственных инспекторов районов Ленинградской области) в период с 24 февраля по 26 марта 2011 года прошли обучение в Учебно-методическом центре по ГО, ЧС и ПБ Ленинградской области (при правительстве Ленинградской области) по «Программе профессиональной подготовки должностных лиц ФПС, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (72 уч. ч).

Как пример позитивного опыта можно отметить, что для повышения эффективности учебных занятий и ответственности руководителей за качество обучения подчиненных сотрудников, а также в целях совершенствования служебной подготовки, углубления специальных знаний, приобретения практических навыков в организации тушения пожаров начальствующим составом Главного управления и подразделений ФПС, ГПС на территории Ленинградской области в Главном управлении МЧС России по Ленинградской области был издан Приказ «Об организации служебной подготовки среднего и старшего начальствующего состава ГПС, военнослужащих, государственных гражданских служащих Главного управления МЧС России по Ленинградской области и подчиненных подразделений ФПС, ГПС на территории Ленинградской области в 2011 году».

На основании данного приказа в Тематический план занятий по служебной подготовке в группе заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ленинградской области — начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области в 2011 году наряду с темами по противопожарной тематике дополнительно были включены темы по проблематике ГО и ЧС (48 уч. ч).

Служебная подготовка сотрудников организуется в соответствии с требованиями «Программы подготовки личного состава ГПС МЧС России» 2003 года, «Организационно-методических указаний по тактической подготовке начальствующего состава Федеральной противопожарной службы МЧС России» 2007 года, «Методических рекомендаций о порядке проведения служебной подготовки сотрудников государственного пожарного надзора, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 2007 года, «Программы профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 1997 года и «Организационно-методических указаний по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений Федеральной

противопожарной службы и организаций МЧС России Северо-Западного федерального округа в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на 2011-2013 годы».

Таким образом, широкий спектр задач, стоящих перед системами ГО и РСЧС, определяет многообразие задач, возложенных на подразделения, осуществляющие государственный надзор в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

Результаты анализа теории и практики свидетельствуют о необходимости разработки и реализации содержания и методики подготовки и переподготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора в области ПБ, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, что позволит полнее реализовать в служебной деятельности современные требования к офицерам в соответствии с их конкретным должностным предназначением.

С учетом этого одной из актуальных задач совершенствования подготовки и деятельности кадров МЧС России является обоснование, определение и реализация педагогических условий, методов и методик профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в связи с введением единого надзора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальцерович, Л. Навстречу ограниченному государству [Текст]: [пер. с англ.] / Л. Бальцерович. — М., 2007.

2. Кириллов, Г.Н. Государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [Текст] / Г.Н. Кириллов. — СПб., 2008.

3. Концепция создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: приказ МЧС России от 29.12.2006 № 804. — Режим доступа: ЫХр// www.mchs.gov.ru.

4. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситу-

ациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности [Текст]: приказ МЧС РФ от 01.10.2007 № 517 (ред. от 22.03.2010) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнит. власти. — 2007. — № 52.

5. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору

за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны [Текст]: приказ МЧС РФ от 09.08.2010 № 381 // Там же. - 2010. - № 49.

6. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за

выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Текст]: приказ МЧС РФ от 09.08.2010 № 382 // Там же. - 2010. - № 48.

7. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ documents/99.html.

УДК 387.14

Ю.В. Слесарев

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

С развитием научно-технического прогресса все более обостряется основное противоречие в подготовке специалистов, заключающееся в несоответствии уровня профессиональной подготовленности будущего менеджера, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему обществом, работодателями.

Плохо сформированная социальная компетентность будущих специалистов в конечном счете влияет на их профессиональную пригодность. Многие молодые специалисты, успешно закончившие учебные заведения, в должной мере не владеют навыками социального взаимодействия с коллективом, партнерами, не знают элементарных правил сотрудничества, не могут и не хотят быть уважительными и толерантными к окружающим. Готовность взаимодействовать с другими людьми, умение находить общеприемлемые решения в сложных ситуациях у большинства выпускников не сформированы. Поэтому не удивительно, что в самом начале трудовой деятельности у молодых специалистов возникает большое количество деструктивных конфликтов с

коллегами по работе, они часто испытывают ощущение социальной изолированности. Как показали результаты констатирующих экспериментальных срезов, большинство студентов не мотивированы на приобретение навыков социального взаимодействия с окружающими, на развитие социальной компетенции. Отсюда вытекает одна из актуальных педагогических проблем современного профессионального образования - установление структуры, содержания социальной компетенции, разработка методики формирования компонентов социальной компетенции в процессе подготовки специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы учреждений высшей школы показал, что, как правило, в вузах формируются только «зачатки» отдельных компонентов социальной компетенции будущего специалиста, причем данный процесс носит стихийный, эпизодический характер. Поэтому процесс формирования социальной компетенции будущих специалистов следует упорядочить, он должен стать системным [1, с. 92-98; 2,3, с. 195-208; 4, с. 9-10 ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.