Научная статья на тему 'Профессиональная успешность курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России'

Профессиональная успешность курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / ПСИХОЛОГИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцев А. Н.

В статье рассматривается проблема профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России как будущих сотрудников ГПС МЧС России. Показана связь профессиональной успешности с профессиональными мотивацией, квалификацией, способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of professional success of cadets in high schools of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia as its future employees. The author shows the connection among professional success, career motivation, qualification and abilities.

Текст научной работы на тему «Профессиональная успешность курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России»

А. Н. Мальцев

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Будённого.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов

В статье рассматривается проблема профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России как будущих сотрудников ГПС МЧС России. Показана связь профессиональной успешности с профессиональными мотивацией, квалификацией, способностями.

The article is devoted to the problem of professional success of cadets in high schools of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia as its future employees. The author shows the connection among professional success, career motivation, qualification and abilities.

В настоящее время в психологических исследованиях значительное внимание уделяется исследованиям влияния различных психологических, личностно-профессиональных характеристик на эффективность и результативность подготовки и осуществления профессиональной деятельности. В связи с этим активно изучается развитие профессиональных качеств в процессе учеб -ной деятельности; выявляются факторы, влияющие на мотивацию обучения и деятельности; изучаются особенности мотивации в различных видах профессиональной деятельности (управленческой, педагогической, научной, предпринимательской, инженерной, творческой и т. п.).

Профессиональная деятельность сотрудников Государственной противопо-

жарной службы (ГПС) МЧС России протекает в экстремальных условиях, связанных с ликвидацией пожаров, и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов. Это предъявляет повышенные требования к психологическим качествам личности, среди которых одно из ведущих мест занимает професси-ональная мотивация.

Проблема профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России как будущих сотрудников ГПС МЧС России является значимой для МЧС России, для решения задач пожарной и промышленной безопасности, и от нее зависит не только эффективность деятельности сотрудников, но и спасение жизни пострадавших.

Оценка и формирование профессиональной успешности относятся к числу приоритетных задач профотбора, профессиональной, психологической и оперативнотехнической подготовки курсантов вузов ГПС МЧС России.

Несмотря на определенную проработанность теоретических вопросов профессиональной успешности, а также наличие ряда прикладных исследований профессионализма в системе МЧС России, особенности личности курсантов вузов как фактор успешности их профессиональной деятельности ГПС МЧС России практически не изучены.

Важным для психологии труда, психологии пожарной и промышленной безопасности и недостаточно изученными являются вопросы о карьерных ориентациях и индивидуально-психологических особенностях личности курсантов вузов ГПС МЧС России с различным уровнем профессиональной мотивации, информативности стандартизированных психодиагностических тестов для прогнозирования уровня профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности курсантов вузов ГПС МЧС России, включающая различные виды побуждений (профессиональные намерения и склонности, ценностные ориентации и мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания и ожидания, профессиональные установки, интересы, готовность к профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом), формируются в процессе профессионального обучения и на различных этапах профессионализации курсантов как специалистов ГПС МЧС России. От сформированное™ мотивационной сферы, развития профессионально важных личностных качеств и способностей в конечном итоге зависит эф-фективность и результат профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

Большую роль в объяснении влияния мотивации на успешность профессиональной деятельности играют исследования мотива достижения. В исследованиях по мотивации достижения было показано, что эффективные действия характерны для людей с тенденцией достижения успеха, а неэффективные действия — для тех, кто придерживается стратегии избегания неудач. Тенденция избегания неудачи из-за негативной привлекательности избегания неудачи всегда имеет отрицательное значение. Дж. Аткинсон рассматривал мотив избегания неудач как силу, тормозящую деятельность.

X. Хекхаузен выделил условия, необходимые для актуализации мотива достижения в деятельности:

• деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;

• результат должен оцениваться качественно или количественно;

• требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими, т. е. чтобы деятельность могла увенчаться, а могла и не увенчаться успехом;

• для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;

• деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.

В последние годы ученые большое внимание уделяют исследованию влияния мотива достижения на выбор профессии. В современных психологических исследова-ниях мотив достижения рассматривается как позитивный фактор, который в значительной степени определяет эффективность профессиональной деятельности человека и удовлетворенность трудом, обусловливает позитивное отношение к профессии, менее выраженную тревожность, эффективную психическую адаптацию.

Применительно к профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России мотив достижения можно рассматривать в двух аспектах: служебном (мотив достижения в карьере, мотив профессионального роста и мотив социального успеха) и профессионального и личностного саморазвития (мотив профессионального самосовершенствования, стремление к достижению «акме» профессионала).

Успех в служебной деятельности сотрудников силовых ведомств (куда следует отнести и сотрудников ГПС МЧС России) отдельные авторы связывают с успешной карьерой. Карьера довольно долго воспринималась в общественном сознании как негативное явление, и только в последнее время пришло понимание ее социального статуса и роли в профессиональной деятельности специалиста. В карьере сотрудника ГПС МЧС России на первый план выступает овладение уровнями и ступенями профессионализма, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Продвижение по служебной лестнице (так называемая «вертикальная карьера») -это одна из разновидностей карьеры, ее административный вариант. Другой вариант - последовательная смена занятий человека в пределах одного уровня управления («горизонтальная карьера»). Выделяют также «центростремительную карьеру». В отличие от предыдущих вариантов, ее суть состоит в приближении к «ядру» организации (человек, даже не занимая высоких должностей, может оказаться близким руководству, допущенным в узкий круг общения).

Мотив достижения в учебной и профессиональной деятельности курсантов вузов ГПС МЧС России представляет собой сложное структурно-функциональное образование, в состав которого входят следующие факторы: стремление к первенству в

учебной и служебной деятельности, достижению высокого статуса в профессии, завоеванию авторитета в коллективе, стремление соответствовать требованиям руководства, преподавателей, других должностных лиц, которые направляют и регулируют процесс продвижения по служебной лестнице. По мнению исследователей, существенное влияние на стремление осуществлять карьеру также оказывают индивидуальные и личностные особенности, история жизни человека, поддержка со стороны руководства, осознание значимости и важности выполняемой работы. Последний фактор оказывает наиболее сильное воздействие на уровень развития мотива достижения сотрудников ГПС МЧС России. Именно мотив достижения является основным условием успешного осуществления профессиональной карьеры.

С возрастом, повышением квалификации, достижением определенного социального статуса и благосостояния цели и мотивы карьеры обычно меняются, но при этом мотив достижения остается в качестве ведущего.

В более широком понимании карьера рассматривается как профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму и суперпрофессионализму. Это так называемая «профессиональная карьера», предполагающая постоянное повышение квалификации работника. В таком понимании карьера выступает как индивидуально осознанные изменения внутренней позиции и поведения, связанные с опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни человека, представляющие собой поступательное изменение личностных качеств, способностей и профессиональных возможностей, связанных с деятельностью.

На основании анализа проблемы профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России в ее связи с личност-

но-профессиональными характеристиками можно сделать следующие выводы:

1) понятие профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России включает три основных аспекта:

• аспект карьерного (служебного) роста;

• аспект профессионального и личностного саморазвития;

• аспект социального признания деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

2) на уровень профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России

основное влияние оказывают следующие факторы:

• профессиональная мотивация;

• профессиональная квалификация;

• профессиональные способности.

Основным фактором, определяющим

успешность, является профессиональная квалификация. При этом уровень профессиональной квалификации в определенной мере зависит от уровня способностей, но определяется наличием и уровнем профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.