ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ИЗМЕНИВШЕГОСЯ НОРМАТИВНОПРАВОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ДОБРЫНИН Д.И.
В ходе преобразований последних лет все большую актуальность приобретают проблемы обеспечения безопасности, защиты человека и окружающей среды и формирование готовности сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в рамках изменившегося законодательства в области пожарной безопасности.
During transformations of last years the increasing urgency is got by problems of safety, protection of the person and environment and formation of readiness of employees of the Ministry of Emergency Measures of Russia to activity within the limits of the changed legislation in the field of fire safety
В ходе преобразований последних лет Россия вышла на этап, требующий ускоренных и устойчивых темпов развития всех сфер человеческой деятельности. Все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с проблемами обеспечения безопасности, защиты человека и окружающей среды. Чрезвычайные ситуации возникают достаточно часто и наносят обществу и природе колоссальный ущерб, что предъявляет новые, более сложные требования к профессиональной подготовке и деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России.
Одним из факторов, в наибольшей степени сдерживающих развитие экономики России, является несоответствие существующей системы нормирования, стандартизации и сертификации, контроля и надзора современным требованиям безопасности продукции и рыночным отношениям в целом. Более того, эта система откровенно противоречит стратегии дерегулирования (дебюрократизации) российской экономики, а значит - общей стратегии реформ. 27 декабря 2002 года был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1], вступивший в силу 1 июля 2003 года. Этот закон закладывает основы радикальной перестройки системы, которая потенциально может существенно снизить издержки, связанные с подтверждением соответствия обязательным требованиям и контроля за соблюдением таких требований [1].
Современное развитие государства и общества, планируемое вступление России во Всемирную торговую организацию поставили перед сотрудниками МЧС задачу адаптации системы ГПС с целью не только сохранения, но и повышения ее эффективности в условиях перехода на новые принципы противопожарного нормирования. Решение этой проблемы непосредственно связано с проведением рациональной адаптации как системы МЧС в целом, так и отдельных ее подразделений.
С 1 мая 2009 года вступил в силу федеральный закон №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2]. С принятием закона возникало ряд проблем, среди которых остро обозначились вопросы, связанные с готовностью сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности в условиях нового законодательства. На момент вступления закона в силу огромное количество сотрудников ГПС МЧС России были не компетентны в вопросах, связанных с новой системой обеспечения пожарной безопасности и просто на-просто не знали дальнейших своих действий, в частности это относится к инспекторам государственного пожарного надзора.
Необходимость выделения обязательных требований пожарной безопасности определена действующим законодательством (Конституцией РФ, Гражданским Кодексом, Федеральным
законом «О техническом регулировании»), которое устанавливает к выполнению минимально необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности людей и чужого имущества.
Если раньше требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, имели прямое применение, то в современных условиях требуется организация мониторинга объектов (новая функция органов ГПН), учет форм собственности объектов, определение области эффективного применения норм с использованием оценки пожарных рисков, ведение аудита и разработка компенсационных мероприятий (страхование) для различных объектов. Т.е. потребуется использование новых методик организации проверок на объектах, в основе которых лежит концептуализация (систематизация нормативных требований) и применение мобильных электронных средств сбора и обработки информации о противопожарном состоянии объектов. Исходя из этого, от сотрудников ГПС МЧС России потребуется высокий уровень профессиональной готовности [3].
Одним из основных направлений современного образования является подготовка специалистов, характеризующихся социальной, профессиональной и культурной мобильностью, способных постоянно быть на уровне требований, предъявляемых обществом [4]. Учитывая настоящее положение дел в качестве одной из приоритетных задач МЧС России следует определить создание системы повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников [5]. Решать подобную задачу возможно с помощью разработки и реализации педагогических условий совершенствования подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, курсантов и слушателей учебных заведений ГПС МЧС России, развития их профессиональной готовности к деятельности в современных условиях.
Подготовка сотрудников, курсантов и слушателей учебных заведений ГПС МЧС России, как субъектов профессиональной деятельности связанной со спасением людей остается одной из актуальных проблем, поскольку современная российская система образования находится в стадии динамичного обновления, импульсом которому послужили, с одной стороны, процессы реформирования общества в целом, а с другой - логика развития самой образовательной системы.
Выпускники учебных заведений ГПС МЧС России занимают различные по значимости должности, их диапазон достаточно велик: от старшего пожарного до начальника части. В основном молодые специалисты продолжают службу в должностях инспекторов ГПН, начальников караулов и дознавателей.
Для правовой оценки обстоятельств многих происшествий, связанных с пожаром или нарушением требований пожарной безопасности, необходимо получить исчерпывающую, достоверную информацию о механизме первичного возгорания и развития пожара, соответствии или несоответствии объекта противопожарным требованиям. Эти задачи должны решаться, в первую очередь, лицами, обладающими соответствующими специальными знаниями и профессиональной компетентностью.
Часть выпускников вузов МЧС РФ пожарно-технической специализации пополняет ряды дознавателей подразделений государственного пожарного надзора и испытательных пожарных лабораторий, преобразованных в настоящее время в судебно-экспертные учреждения ФПС МЧС РФ. Однако уровень их подготовки не позволяет им сразу же включаться в работу, поскольку большинство пожарно-технических вузов МЧС РФ продолжают выпускать «специалистов широкого профиля», без должной специализированной подготовки в конкретном направлении. Такого выпускника приходится доучивать, что негативно отражается на результатах работы подразделения, в которое он направляется для прохождения службы.
Подобное положение не единично и для органов государственного пожарного надзора, что не может не беспокоить, в особенности, в условиях современных негативных социальноэкономических тенденций, изменений в нормативно-правовом законодательстве и перехода на
новые принципы противопожарного нормирования, когда требуется добиваться максимальной отдачи от вложенных средств в технику, технологии и людские ресурсы.
Приведение в порядок правоприменительной практики по делам о пожарах и нарушениях противопожарных требований невозможно без качественной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, занимающихся данным направлением. Процессуальные аспекты и технологии, например, в расследовании и экспертизе пожаров не могут быть освоены только теоретически, основной акцент в процессе обучения в вузе должен быть сделан на практическую отработку изучаемого материала. Будущий дознаватель или инспектор органа ГПН должен не только знать, но и уметь выполнять все процессуальные действия, предусмотренные для уголовнопроцессуального и административного расследования происшествий, связанных с пожарами.
Исследование развития профессиональной готовности личности является значимым не только в контексте разработки организационно-педагогических и социальнопсихологических условий процесса социализации, но и в контексте проблем самоопределения и самоактуализации индивида, генезиса его мотивационно-потребностной сферы, психологии способностей, мотивационной готовности, профессиональной компетенции, образа мира профессионала.
В последние годы появились исследования, затрагивающие проблематику образования и кадрового обеспечения в системе МЧС (О. В. Беспалов, Т. А. Фурсова и др.). Эти работы представляют значительную научную и практическую ценность, однако в них не дается системного анализа процесса развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, не выявляются соответствующие педагогические условия, а это особенно актуально в условиях реформы технического регулирования и изменившегося нормативно-правового законодательства в области пожарной безопасности.
Проанализировав современную практику подготовки специалистов ГПС МЧС России и ряда источников, в том числе и перечисленных выше позволил выявить противоречия:
- между академически ориентированным содержанием непрерывного профессионального образования и отсутствием практико-ориентированных технологий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС;
- отставанием в развитии традиционных форм непрерывного профессионального образования и опережающими темпами развития корпоративных форм повышения квалификации специалистов;
- высокой степенью востребованности профессионально компетентных сотрудников ГПС МЧС России и недостаточной изученностью процесса повышения уровня профессиональной готовности.
В целом условия - это обстоятельства, которые определяют те или иные последствия, наступление которых благоприятствует одним процессам или явлениям и препятствует другим. К педагогическим условиям можно отнести те, которые сознательно создаются в образовательном процессе и должны обеспечивать наиболее эффективное протекание этого процесса. Можно предположить, что решение проблемы повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России возможно при учете двух аспектов: организационного
- организация подготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России; личностного - взаимодействие субъектов процесса формирования и развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России. С учетом этого педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России можно рассматривать как совокупность внешних обстоятельств процесса подготовки и внутренних особенностей личности сотрудника ГПС МЧС России, от которых зависит формирование способности и готовности сотрудника к успешному выполнению профессиональной деятельности. Для определения педагогических условий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России можно наметить следующие пути, как уточнение заказа государства на подготовку
кадров ГПС МЧС России; выявление специфики профессиональной деятельности; выявление сущности компетентности сотрудника ГПС МЧС России, характеристика процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС, определение возможностей применения системного и компетентностного подходов.
В целом можно сказать, что развитие профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС возможно при следующих педагогических условиях:
- активизация познавательной и практической деятельности сотрудников на основе выявленных интересов, склонностей, способностей личности;
- использование педагогической рефлексии;
- организация социального партнерства и взаимодействия.
С целью повышения эффективности практического обучения сотрудников (курсантов и слушателей) ГПС МЧС России использовать в учебном процессе:
- специализированные учебные кабинеты, оснащенные учебно-наглядными материалами по вопросам возбуждения и осуществления уголовно-процессуального и административного расследования дел, подведомственных ГПС, а также по различного рода экспертизам, которые проводятся по таким делам;
- учебные лаборатории с оснащением, позволяющим осуществлять практическое обучение работе на современных приборах и оборудовании при исследовании объектов (вещественных доказательств) по делам о пожарах; предусмотреть возможность факультативного углубленного освоения слушателями указанных приборов и оборудования при подготовке дипломных работ и участии в НИР;
- учебные полигонные объекты («участок местности», «транспортное средство», «жилое помещение») с целью освоения и отработки навыков и умений проведения осмотра места пожара (планирования осмотра, описания обстановки, изъятия и упаковки объектов, протоколирования и др.).
Для развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России необходима направленность процесса их подготовки на активную познавательную и профессиональную деятельность. Познавательная активность сотрудников ГПС МЧС выражается в волевых действиях, деятельном состоянии, усиленной познавательной деятельности, всестороннем глубоком интересе к знаниям, напряженности внимания. Развитие профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России зависит не только от уровня сформированности умственных умений и навыков, способов мыслительной деятельности, но и от развития мотиваци-онно-потребностной сферы личности. Познавательная активность сотрудников является одной из двух составных частей дидактического процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного профессионально компетентного специалиста: первая часть - познавательная активность, вторая часть - это активизации деятельности сотрудника ГПС МЧС России.
Вторым педагогическим условием развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС является использование педагогической рефлексии (самоанализ, самоконтроль, самооценка профессиональной деятельности, анализ продуктов совместной деятельности, поиск путей эффективных способов решения профессиональных задач и др.). Третьим педагогическим условием развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России является организация социального партнерства.
В педагогической литературе термин «социальное партнерство» рассматривается как механизм согласования интересов двух основных субъектов трудовых отношений - работника и работодателя; существенное слагаемое качества профессионального образования; наиболее эффективный механизм развития содержания образования и профессионально квалификационной структуры подготовки специалистов; особый тип взаимодействия образовательного
учреждения со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также органами управления.
Таким образом, определены педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, включающие активизацию познавательной и практической деятельности; использование педагогической рефлексии; социальное партнерство [6].
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Скибневская Тамара Гагиковна. Моделирование системы управления государственным пожарным надзором в условиях перехода на новые принципы противопожарного нормирования [Текст]: автореф. дис. ... канд. техн. наук / С.И. Зернов; Академия ГПС МЧС РФ. - М,
2007. - 23 с.
4. Тряпицына, А. П. Инновационные процессы в образовании [Текст]/ А.П. Тряпицына. -СПб., 1997. - 176 с.
5. Постановление МЧС России «О повышении профессиональной компетентности кадров системы МЧС» № 841 от 2 ноября 2004 года // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. - 2004. -№ 12. - С. 3-10.
6. Гильманов, Ф. Ф. Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России [Текст] / Ф.Ф. Гильманов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -
2008. - № 3. - С. 34-37.
Ключевые слова: законодательство, пожарная безопасность, требования пожарной безопасности, педагогические условия компетентности сотрудников.
Keywords: The legislation, fire safety, requirements of fire safety, pedagogical conditions of competence of employees.