Научная статья на тему 'ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В. И. ЛЕНИНА КАК НОСИТЕЛЬ ЦЕННОСТНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В. И. ЛЕНИНА КАК НОСИТЕЛЬ ЦЕННОСТНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ / ИМЕНА-СИМВОЛЫ / СТЕРЕОТИПЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мискичекова З. Я.

В статье сделан анализ прецедентного имени Владимира Ильича Ленина на основе текста повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Определена роль прецедентного имени в процессе формирования этнокультурных стереотипов и представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В. И. ЛЕНИНА КАК НОСИТЕЛЬ ЦЕННОСТНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

имена исторических деятелей - Чингисхан, Наполеон, Геббельс, Берия; имена политических деятелей - Мао Цээдун, Кенеди, Дзержинский; имена деятелей науки — Дарвин, Энштейн, Сахаров; имена религиозных деятелей - Папа Римский, Святой Петр, Иоан Куке-

зель.

При иисследовании прецедентных имен в художественных текстах Ч. Айтматова, необходимо обратить внимание на наличие информации, заложенной в кодовой системе индивида на каждое прецедентное имя. Эта задача выполнима только при помощи современных методов развития авторской лексикографии.

Использованные источники:

1. Айтматов Ч.Т. Собрание сочинений: В 7-ми т./ Сост. и ед. акад. Р.Рахманалиев -М., 1998

2. Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. - М.: Изд-во МГУ, 1999.

3. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозию, 2003.

4. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация): Монография. - М.: Диалог МГУ, 1998.

5. Ольшанский И.Г. Лингвокультурология в конце ХХ в.: итоги, тенденции, перспективы. - М., 2000.

Мискичекова З. Я.

доцент

Ошский государственный университет

Киргизия, г. Ош ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В. И. ЛЕНИНА КАК НОСИТЕЛЬ ЦЕННОСТНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ Аннотация: В статье сделан анализ прецедентного имени Владимира Ильича Ленина на основе текста повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Определена роль прецедентного имени в процессе формирования этнокультурных стереотипов и представлений.

Ключевые слова: прецедентное имя, имена-символы, стереотипы, , межкультурная коммуникация, художественный текст.

Характерным признаком прецедентных имен является ценностно-культурная информация, заложенная в самом имени, которая, как правило, не обусловлена рамками художественного текста. Д.Б. Гудков считает, что прецедентное имя обладает структурой, ядро которой составляют дифференциальные признаки, а периферию - атрибуты, тесно связанные с именем, необходимые для его сигнификации. В качестве атрибутов могут выступить некоторые детали одежды или внешности, которые принадлежат денотату и по которым можно «идентифицировать», «узнать» денотат [Гудков, 1999г.].

Прецедентное имя в художественном тексте может обозначать

определенный признак, черту характера или внешности, а иногда и все вместе. Распознать, что хотел подчеркнуть писатель тем или иным прецедентным именем, можно только учитывая ситуацию и контекст.

Рассмотрим пример из художественного текста Ч. Айтматова «Первый учитель»:

« Потом он показал на портрет русского человека, прикрепленный к стене. - Это Ленин! - сказал он.

На всю жизнь запомнила я этот портрет. Впоследствии он мне почему-то больше не встречался, и про себя я называла его «дюйшеновским». На том портрете Ленин был в несколько мешковатом военном френче, осунувшийся, с отросшей бородой. Раненная рука его висела на повязке, из-под кепки, сдвинутой на затылок, спокойно смотрели внимательные глаза. Их мягкий, согревающий взгляд, казалось, говорил нам: «Если бы вы знали, дети, какое прекрасное будущее ожидает вас!». Мне казалось в ту тихую минуту, что он и в самом деле думал о моем будущем.

Судя по всему, у Дюйшена давно хранился этот портрет, отпечатанный на простой, плакатной бумаге,- он потерся на сгибах, края его обтрепались. Но, кроме этого портрета, больше ничего в школьных четырех стенах не было»(1:53).

Скромное описание классной комнаты - совершенно типичная ситуация для всего советского народа, описываемого времени. Постараемся определить, за счет чего создается прецедентная ситуация в данном художественном контексте.

Прецедентность данного контекста обеспечивает прецедентное имя Владимира Ильича Ленина, в котором заложена следующая ценностно-культурная информация:

политический псевдоним вождя пролетариата (настоящая фамилия Ульянов) — российский и советский политический и государственный деятель, революционер, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета

Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Философ, марксист, публицист, основоположник ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Советского государства. Сфера основных научных работ — философия и экономика.

Для нашего поколения и поколения наших отцов прецедентное имя В.И. Ленина является межнациональным символом могучего государства СССР. И наличие его портрета в классной комнате, одного из отдаленных горных сел Кыргызстана, прецедентное имя помогает расскрыть духовное содержание и национальное сознание самого учителя по имени Дюйшен.

Дюйшен — имя главного героя повести, из рода Хромой овцы. В ту пору комсомольцем был, в старом сарае открыл школу, учил детей. Вступил в

партию, позже стал мирабом (отвечал за оросительную систему), прошагал по дорогам войны. Был ранен в Украине. После войны вышел из

госпиталя, и остался там жить. Умирать вернулся на родину, работал почтальоном. Всю жизнь бобылем так и прожил. Историю Алтынай и свою любовь к ней он пронес через всю жизнь.

Но мы понимает, что скромную характеристику Дюйшена, писатель наполняет ценностно-культурной информацией, которая заложена в прецедентном имени В.И. Ленина. Благодаря прецедентному имени читатель воспринимает Дюйшена как активного борца за светлое будущее своего народа. Прецедентное имя помогает раскрыть идейную направленность и духовную целеустремленность главного героя повести. Дюйшен является активным участником реализации ленинской программы по борьбе с неграмотностью. И в оппозиции добра и зла побеждают светлые идеи В.И. Ленина, стереотипы которых герои Ч. Айтматова воплотили в свою национальную культуру.

Мы акцентируем, внимание на том, что стереотипы в данном примере рассматриваются как средство категоризации мира и человеческого опыта на бытовом уровне. Надо помнить, что в основе подобных явлений главную функцию выполняют стереотипы, сближающие их с прецедентными именами. И.Г. Ольшанский считает, что культурные стереотипы - это модели поведения, усваиваемые в процессе социализации человека. Стереотипы поведения, восприятия и понимания общей картины мира определяют единство и целостность культуры [2000: 35].

Использованные источники:

1. Айтматов Ч.Т. Собрание сочинений: В 7-ми т./ Сост. и ед. акад. Р.Рахманалиев - М., 1998

2. Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. - М.: Изд-во МГУ, 1999.

3. Ольшанский И.Г. Лингвокультурология в конце ХХ в.: итоги, тенденции, перспективы. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.