языкознание
М.Г. ЮРЧЕНКО
(Бишкек, киргизская республика)
способы концептуализации учительства в повести ч.т. Айтматова «первый учитель»
Рассматриваются способы концептуализации учительства на материале повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель». Используется несколько методов лингвистического анализа: описательный, концептуальный и интерпретативный. Концептуализация учительства репрезентируется в повести как эксплицитно, так и имплицитно на основе выделенных концептов педагогического дискурса: «учитель», «ученик», «школа», «учение», «знание», «учеба», «ученый».
Ключевые слова: индивидуально-авторская картина мира, ключевой концепт педагогического дискурса, концептуализация учительства, лингвокультурология.
Цель статьи - рассмотреть способы концептуализации учительства на материале повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель». Научная новизна заключается в первом опыте представления способов концептуализации учительства. Под концептуализацией подразумевается процесс познавательной деятельности человека, в ходе которого происходит осмысление всей поступающей к нему информации, что в конечном итоге приводит к образованию концептов.
Концепт «учитель» является ключевым для педагогического дискурса и русской, и киргизской культуры. В.А. Маслова определяет ключевой концепт культуры как «ядерную единицу картины мира, обладающую экзистенциальной значимостью как для отдельной языковой личности, так и для общества в целом» [8, с. 51]. Авторские тексты позволяют выявить наиболее яркие концептуальные признаки. Используя знания национальной культуры в целом, авторы привносят в нее свое осмысление. В киргизской лингвокуль-туре зафиксировано уважительное отношение к учителю (экинчи эне - мугалим - «учитель - вторая мать»; мугалим чырпыктан чы-нар встYрвт мугалим - «учитель вырастит из черенка огромное дерево»); к знаниям, учению (окуу - билим азыгы, билим - ырыс - «уче-
ние - источник знания, знание - счастье»). ценностные установки писателя прослеживаются в его ориентации на определенные стороны характеристик мира. Учитель в творчестве Ч.Т. Айтматова выступает образцом образованности и лучших человеческих качеств. «Приоритеты в выборе тех или иных признаков концепта позволяют делать вывод об особенностях индивидуально-авторской картины мира» [11, с. 683]. Как пишет М.В. Пименова, «авторские картины мира объединяет с языковой картиной мира то, что писатели - носители языка - используют общепринятый языковой фонд, вводя в него свои собственные окказиональные метафоры» [Там же]. На выбор тех или иных средств выражения влияет не только жанр и тематика произведения, но и характер, видение автора. Извлечение материала из авторской концептуальной картины мира позволяет увидеть особенности индивидуально-авторского мировидения. В случае данного исследования - повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель», где тема учительства представлена наиболее ярко в содержательном и конно-тативном значении.
Индивидуально-авторская картина мира Ч.Т. Айтматова - предмет интереса многих исследователей, среди которых А.Ф. Кофман [7],
3.К. Дербишева [2], Ж. Хуан [12], Б.Ж. Касы-малиев, К.Э. Касымалиева [4], Н.Ж. Чонмуру-нова [13], Ж.Ж. Капенова [5].
В статье было использовано несколько методов лингвистического анализа. Описательный метод - для констатации и обобщения языковых фактов; концептуальный - для выявления основных групп признаков, формирующих структуру концепта, интерпретатив-ный - для истолкования фактов русской и киргизской культуры. Все перечисленные выше методы составляют основу методики Санкт-Петербургско-Кемеровской школы, основанной на поэтапном изучении структуры концепта (В.В. Колесов и М.В. Пименова) [6; 9; 10]. Иллюстративным материалов фрагментов текстовой объективации послужила повесть
4.Т. Айтматова «Первый учитель» [1].
На предварительном этапе исследования концепта «учитель», репрезентированного словами учитель, ученик, учить, неуч, наука, было выявлено 33 понятийных признака: 'знания', 'умения', 'навыки', 'взгляды', 'опыт', 'давать образование / обеспечивать возможность учиться', 'твердить/вперять в мысль/память', 'преподносить уроки / обогащать опытом',
О Юрченко М.Г., 2022
'учить', '(вы)учиться' 'научить', 'заучивать', 'постигать что-либо', 'обосновывать / развивать / высказывать мысль / теорию / положение)', 'объяснять/показывать, как нужно делать', 'поучать / внушать / наставлять / воспитывать', 'преподавать', 'перенимать', 'наставление', 'обучение', 'учение', 'учеба', 'оказывать влияние', 'выучка', 'дрессировать', 'учитель', 'преподаватель', 'профессор', 'ученый', 'наставник(ница)', 'лицо, занимающееся преподаванием', 'учащийся', 'ученик', 'человек, который учится чему-либо', 'глава / автор / распространитель учения', 'заслуженный учитель', 'человек, обладающий авторитетом, имеющий последователей', 'последователь', 'сторонник взглядов / учения / деятельности', 'бить', 'наказывать', 'заставлять' 'дом учителя'. Рассмотрим их актуализацию на материале повести.
Признаки 'учить', '(вы)учиться', 'научить', 'учение', 'учеба' восходят к мотивирующим (Так вот, комсомол послал меня учить ваших детей; Я не мулла, аксакал, я комсомолец. А детей теперь будут учить не муллы, а учителя; Мы жили в темноте. А теперь советская власть хочет, чтобы мы увидели свет, чтобы мы научились читать и писать. А для этого надо учить детей). Ликование охватывает душу главной героини в предвкушении начала обучения в школе («Смотрите на меня! Смотрите, какая я гордая! Я буду учиться, я пойду в школу и поведу за собой других!..»). В те годы (1924 г.) цели обучения были минимальные (А через год Дюйшен обещал научить нас писать слово «революция»). Отсутствие специального образования компенсировалось безмерным желанием комсомольца Дюйшена учить детей, открыть им дорогу в жизнь (Будуучить вас всему, что знаю сам... И действительно, он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение; Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным, что называется, по наитию; Если бы я мог лучше учить ребят, я бы ни о чем больше не мечтал).
Учительская деятельность главного героя произведения, Дюйшена, начиналась с противоречий, недопонимания (Ты лучше скажи, зачем она нам, школа?; Мы испокон веков живем дехканским трудом, нас кетмень кормит. В те времена такие слова, как «школа», «учеба», были в новинку и люди не очень-то в них разбирались; Ей не до учебы! Не такие безродные, а те, что с отцом да с матерью, и то не учатся).
Фразеологические обороты и просторечия способствуют объективации запрограммированной автором концептуальной информации (И дети наши будут жить так же, на кой черт им учение; Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны. Я мысленно держала ответ перед моим первым учителем и не смела отступать; Я еще приеду к своему учителю и буду держать перед ним ответ).
Мотивирующий признак 'школа' объективируется метафорой (Нашла себе забаву - в школу ходить). Лексема школа сопровождается целым рядом эпитетов, в которых прослеживается эволюция становления школы Дюй-шена: школа Дюйшена - ветхая школа - наша школа - моя первая школа - большая школа с большими окнами. Автор часто прибегает к описанию, повествуя о школе (В школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями; бугор, где стояли тополя, у нас почему-тоназывали «школой Дюйшена»; в неведомом никому промерзшем сарае, именуемом школой), часто использует сравнение (Учитель хочет, чтобы мы увидели свет, чтобы мы научились читать и писать; Но для нас, Дюйшеновых учеников, все это представлялось такой же истиной, как то, что молоко белое; В нашей школе стало так тихо, будто ее накрыла лавина; Мы (ученики), маленькая частица частицы народа). Автор использует устаревшие выражения (Чего ради ты мыкаешься с этой школой).
образная составляющая концепта 'школа' представлена в произведении очень ярко. Тяжело давалось обустройство школы (Частенько мы его видели с большущей вязанкой курая или соломы на спине; Когда мы в первый раз пришли в школу, учитель усадил нас на разостланную по полу солому и дал каждому по тетрадке, по карандашу и по дощечке). Скромные условия не мешали ученикам мечтать о школе будущего (И мы уже тогда твердо верили, что, когда народ заживет побогаче, наша школа будет помещаться в большом белом доме с большими окнами и что ученики там будут сидеть за столами). В буквальном смысле на своих плечах учитель помогал ученикам добраться до школы (До первых снегов мы ходили в школу вброд <... > А потом ходить стало невмоготу - ледяная вода обжигала ноги <.. .> И тогда Дюйшен стал на руках переносить их через речку. Он сажал одного на спину, другого брал на руки и так по очереди переправлял всех учеников). Усилия учителя вызывали
языкознание
сочувствие у его учеников (Эх, бедняга! учительское дело тоже, видно, не из легких).
Учитель и ученик - основные участники педагогического дискурса. Эмоционально-оценочный полюс концепта учитель в рассматриваемом произведении исключительно положительный. В учителе дети видели человека особого статуса (учитель, а вы с Лениным за руку здоровались?; Что уж там говорить! Чего только не затевал тогда Дюй-шен! А мы-то ведь всерьез считали его учителем; Что сказал бы учитель Дюйшен, если бы увидел меня такой беспомощной. И я крепилась, запрещая себе лишний раз оглянуться, точно бы учитель наблюдал за мной со стороны). Будни учителя вызывали большой интерес у его учеников (Мы завернули к школе: интересно было посмотреть, что там делает учитель). Посвящение себя педагогическому делу является главной идеей этой повести (Каждый раз учитель говорил им о светлом будущем. Даже просыпаясь среди ночи, думал о своих учениках <...> Он вкладывал в свое дело всю душу. Он сам ходил по дворам, собирая учеников).
Глубокие переживания об учителе охватывали сердце его любимой ученицы Алты-най, когда он уходил в районный центр (то и дело выбегала я из дома, смотрела в заснеженную безлюдную степь: не покажется ли учитель на дороге? Но не видно было ни души. Где же ты, учитель наш? Умоляю тебя, не задерживайся допоздна, возвращайся быстрей. мы ждем тебя, ты слышишь, учитель! мы ждем тебя! <...> А голову точила только одна мысль: «вернулся ли, вернулся ли учитель?»). Ее переживания и любовь откликались в душе учителя теми же чувствами. Айтматов использует яркий эпитет, усиливая эмоциональную окраску высказывания (И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная). Он верил в свою любимую ученицу и возлагал на нее большие надежды (ты должнаучиться <...> Может, ты станешь настоящим учителем и тогда вспомнишь нашу школу, может, и посмеешься). Автор показывает, как важно было мнение учителя для Алтынай (Как скажете, учитель, так и будет, - ответила я; В самые тяжелые минуты я мысленно держала ответ перед моим первым учителем и не смела отступать). В трагические минуты жизни она сравнивает свои поступки с поступками учителя (Пусть пропаду в дороге, пусть настигнет меня погоня, но я буду биться до последнего дыхания - так же, как мой учитель Дюйшен).
Языковые элементы эксплицитно или имплицитно отображают авторское мировиде-ние. Реализация концептуальной информации обеспечивается путем авторского выбора речевого события. Используя концептуальную метафору, автор передает безмерную скорбь и переживания главного героя после смерти вождя народа - Ленина (Вот и тогда видно было, что учитель наш убит горем <...> И тогда учитель сказал простуженным, прерывающимся голосом: «Умер Ленин. По всей земле люди стоят сейчас в трауре. И вы стойте на своих местах, замрите. Смотрите вот сюда, на портрет. Пусть запомнится вам этот день»; вот ты все убиваешься. А ведь слезами не воскресишь Ленина!).
Признак 'ученый' также восходит к мотивирующим: Алтынай Сулаймановна, хорошо бы вам съездить в аил, повидаться с земляками. Вас там все знают, гордятся вами, но знают-то больше понаслышке и, случается, поговаривают, что, мол, наша знаменитая ученая, видно, чурается нас, дорогу позабыла в свой Куркуреу; Эта ученая женщина, видимо, вспомнила сейчас ту пору своей юности, которой, как поется в наших песнях, не докричишься с самой высокой горной вершины). Ученики Дюйшена хранили память о своей первой школе (Но вот в дом вошел местный паренек и подал хозяину пачку телеграмм. Телеграммы пошли по рукам: бывшие ученики поздравляли своих земляков с открытием школы).
Повесть «Первый учитель» является выражением индивидуально-авторской картины мира Ч.Т. Айтматова. Анализ авторского художественного текста напрямую способствует восприятию всей социокультурной информации, опосредуемой этим текстом. Концептуализация учительства репрезентируется как эксплицитно, так и имплицитно на основе выделенных концептов педагогического дискурса: «учитель», «ученик», «школа», «учение», «знание», учеба», «ученый».
список литературы
1. Айтматов Ч.Т. Первый учитель. Повести. Киев, 1976.
2. Дербишева З.К. Концептуальные ценности в картине мира Чингиза Айтматова // Возрождение национальных литератур во второй половине XX века и Чингиз Айтматов: сб. материалов Меж-дунар. науч.-практ. конф. Казань, 2018. С. 20-24.
3. Дербишева З.К. Вселенная Чингиза Айтматова. Бишкек, 2012.
4. Касымалиев Б.Ж., Касымалиева К.Э. Лексикографическое представление авторской картины мира // Языки. Народы. Культуры: материалы науч.-практ. конф. М., 2016. С. 57-67.
5. Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования: сб. науч. ст. / отв. ред. М.В. Пимено-ва. Кемерово, 2012. Вып. 17.
6. Колесов В.В. Концепт культуры: образ - понятие - символ // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 1992. Сер. 2. Вып. 3. № 16. С. 3-40.
7. Кофман А.Ф. Художественный мир Чингиза Айтматова [Электронный ресурс] // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 2. С. 292-311. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-mir-chmgi za-aytmatova (дата обращения: 23.10.2021).
8. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М., 2001.
9. Пименова М.В. Основные положения и методика исследования концептов в Кемеровской школе концептуальных исследований // Концептуальные и семантико-грамматические исследования: памяти проф. Е.А. Пименова / отв. ред. М.В. Пименова. М., 2011. С. 51-60.
10. Пименова М.В. Методология концептуальных исследований // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2002. Вып. 4(12). C. 100-105.
11. труды по когнитивной лингвистике: сб. науч. ст., посвящ. 30-летнему юбилею каф. общ. языкознания и слав. языков Кемер. гос. ун-та / отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово, 2008. Вып. 10.
12. Хуан Ж. Художественный мир ч. Айтматова и его концептуальное содержание // Вестн. Казах. нац. ун-та. Сер. филологическая. 2014. № 6(152). С. 296-301.
13. Чонмурунова Н.Ж. Концепт «Женщина» в концептосфере Ч. Айтматова // WEB of Scholar: International Academy Journal. 2018, March. Vol. 4. № 3(21). Р. 20-24.
14. Юрченко М.Г. Понятийные признаки макроконцепта «обучение» // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 8(161). С. 107-116.
6. Kolesov V.V. Koncept kul'tury: obraz - po-nyatie - simvol // Vestn. S.-Peterb. un-ta. 1992. Ser. 2. Vyp. 3. № 16. S. 3-40.
7. Kofman A.F. Hudozhestvennyj mir Chingiza Ajtmatova [Elektronnyj resurs] // Studia Litterarum. 2019. T. 4. № 2. S. 292-311. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/hudozhestvennyy-mir-chingiza-aytmatova (data obrashcheniya: 23.10.2021).
8. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya: ucheb. posobie. M., 2001.
9. Pimenova M.V. Osnovnye polozheniya i me-todika issledovaniya konceptov v Kemerovskoj shko-le konceptual'nyh issledovanij // Konceptual'nye i se-mantiko-grammaticheskie issledovaniya: pamyati prof. E.A. Pimenova / otv. red. M.V. Pimenova. M., 2011. S. 51-60.
10. Pimenova M.V. Metodologiya konceptual'-nyh issledovanij // Vestn. Kemer. gos. un-ta. 2002. Vyp. 4(12). C. 100-105.
11. Trudy po kognitivnoj lingvistike: sb. nauch. st., posvyashch. 30-letnemu yubileyu kaf. obshch. yazykoznaniya i slav. yazykov Kemer. gos. un-ta / otv. red. M.V. Pimenova. Kemerovo, 2008. Vyp. 10.
12. Huan Zh. Hudozhestvennyj mir Ch. Ajtmatova i ego konceptual'noe soderzhanie // Vestn. Kazah. nac. un-ta. Ser. filologicheskaya. 2014. № 6(152). S. 296-301.
13. Chonmurunova N.Zh. Koncept «Zhenshchi-na» v konceptosfere Ch. Ajtmatova. // WEB of Scholar: International Academy Journal. 2018, March. Vol. 4. № 3(21). R. 20-24.
14. Yurchenko M.G. Ponyatijnye priznaki makro-koncepta «obuchenie» // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 8(161). S. 107-116.
The ways of the conceptualization
of teachership in the story
"The first teacher" by Ch.T. Aitmatov
1. Ajtmatov Ch.T. Pervyj uchitel'. Povesti. Kiev, 1976.
2. Derbisheva Z.K. Konceptual'nye cennosti v kartine mira Chingiza Ajtmatova // Vozrozhdenie na-cional'nyh literatur vo vtoroj polovine XX veka i Chingiz Ajtmatov: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kazan', 2018. S. 20-24.
3. Derbisheva Z.K. Vselennaya Chingiza Ajtmatova. Bishkek, 2012.
4. Kasymaliev B.Zh., Kasymalieva K.E. Leksi-kograficheskoe predstavlenie avtorskoj kartiny mira // Yazyki. Narody. Kul'tury: materialy nauch.-prakt. konf. M., 2016. S. 57-67.
5. Kognitivnaya lingvistika i konceptual'nye is-sledovaniya: sb. nauch. st. / otv. red. M.V. Pimenova. Kemerovo, 2012. Vyp. 17.
The article deals with the ways of the conceptualization of teachership based on the story "The first teacher" by Ch.T. Aitmatov. There are used some methods of the linguistic analysis: descriptive, conceptual and interpretative. The conceptualization of teachership is represented in the story both explicitly and implicitly on the basis of the revealed concepts of the pedagogical discourse: "teacher", "schoolchild", "school", "teaching", "knowledge", "study" and "scientist".
Key words: individual author's world picture, key component of pedagogical discourse, conceptualization of teachership, linguistic culturology.
(Статья поступила в редакцию 30.10.2021)