комиссионное вознаграждение. Значение портфеля государственных ценных бумаг для банков качественной меняется. Если раньше банки могли рассчитывать на достаточно адекватную доходность по государственным ценным бумагам, то сейчас портфель государственных ценных бумаг рассматривается как гибкий технологичный инструмент управления ликвидностью банка, который намного функциональнее корреспондентского счета.
Использованные источники:
1. Балабанов И.Т/ Банки и банковское дело: учеб.пособие /Под ред.И.Т Балабанова-СПб.:2012г- 176с.
2. Дробозин Л.Т Деньги,Кредит,Банки-М ,Инфра-М,2013г-69с.
3. Стародубцева Е.Б Банковские операции-2013г-189с.
Мискичекова З. Я.
доцент
Ошский государственный университет
Киргизия, г. Ош
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫХ СТЕРИОТИПОВ
Аннотация: В статье сделаны теоретические обобщения относительно прецедентных имен на основе анализа таких слов, взятых из текстов произведений Чингиза Айтматова. Определенная роль прецедентных имен в процессе формирования этнокультурных стереотипов и представлений.
Ключевые слова: прецедентное имя, имена-символы, стереотипы, эталон, национальная культура, художественный текст.
Среди имен собственных в художественных текстах Ч. Айтматова выделяются имена, в которых заложена когнитивно-концептуальная информация, играющая ведущую роль в формировании национального и языкового сознания индивида. Эта информация определяет степень национальных ценностей и вырабатывает типичные модели поведения членов лингвокультурного сообщества. Такими свойствами обладают прецедентные имена (термин Гудкова, 1994).
Мы должны согласиться с Д.Б. Гудковым в том, что прецедентное имя это еще и символ, указывающий на некоторую эталонную совокупность определенных качеств [2003: 108]. В произведениях Ч. Айтматова именами-символами выступают прецедентные имена: Клеопатра - символ коварства и красоты; Мефистофель - символ дьявола; Навои - символ поэзии Востока; Фидель Кастро - символ кубинского патриота, народного борца за свободу и независимость.
Этнокультурные стереотипы - это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Культурные стереотипы - это явление языка и речи, позволяющее хранить некоторые элементы общей культуры и проявить себя в этой культуре.
Вслед за Д.Б. Гудковым, мы считаем, что стереотипы выступают
национально - маркированными ментально-лингвальными единицами, предписывающими нормы, правила, установления, складывающимися в процессе языкового опыта лингвокультурного сообщества и являющимися каноническими для данного общества. Понятие стереотипа связано с понятием эталона, в качестве которого выступают общепринятые представления о предметах, хранящиеся в сознании членов лингвокультурного сообщества, означаемые через язык и актуализирующиеся в речи [Гудков, 2003: 115].
И.Г. Ольшанский в своих исследованиях представляет эталон как меру вещей, представленную в образной форме в виде устойчивых сравнений или словосочетаний, передающих высокую степень признака [2000: 35].
По мнению В.В. Красных, за стереотипами, в отличие от прецедентных феноменов, не стоит единственный уникальный предмет. Прецедентные феномены входят в когнитивную базу, тогда как стереотипы являются репрезентантами культурного пространства. Прецедентные феномены могут носить социумный, универсальный и национальный характер, стереотипы -всегда национальны [1998: 267].
Стереотипные ситуации в художественных текстах Ч. Айтматова возникают благодаря прекрасным знаниям писателя Корана, Библии и эпических образов различных национальных культур. Важную образную функцию эталона в тектах Айтматова выполняют прецедентные имена.
В повести «Ранние журавли» отряд старшеклассников, получая напутствия от председателя колхоза, с гордостью смотрит на него. Ребята настолько уважают и доверяют человеку, заменившему им отцов, что им кажется, что перед ними Великий Манас на своем боевом коне:
«Плугари преданно и восхищенно смотрели ему в лицо, готовые выполнить любое приказание. Он стоял перед ними, пожалуй, как сам Манас, сивогривый, грозный, в кольчуге, а они перед ним — как верные батыры его. Со щитом в руках и мечами на поясах. Кто же были те славные витязи, на кого возлагал Манас надежды свои? (1: 56).
А сами герои повести «Ранние журавли» мечтали быть похожими на одного из сорока чоро (воинов) Манаса.
Айтматову не пришлось описывать и объяснять читателю, чем вызваны эти стереотипы. Манас - герой одноимённого кыргызского эпоса — богатырь, объединивший кыргызов. Ч. Айтматов писал: «Над этим гениальным эпосом плачет каждый киргиз. Но эти слезы не только от боли, от сострадания к погибшим героям, а и от радости за величие духа и подвига, от счастья узнавания себя» (6: 320). Являясь кочевым народом, кыргызы сумели сохранить эпос «Манас» в устной форме, что лишь подчеркивает его уникальность. Для национальной культуры эпическое имя Манас - это символ народного героя, а атрибутами Манаса являются конь Аккула и орудие -Аккельте.
Мы видим, что при употреблении прецедентного имени задействуется стереотипное представление о прецедентной ситуации или прецедентном
тексте. Как правило, стереотипы носят национальный характер, а значит и представления культурно детерминированы.
В художественных текстах Айтматова много прецедентных имен, пришедших из других культур, которые являются образцами того, как следует или не следует поступать, влияющими в свою очередь на стереотипы, меняющими и формирующими его героев.
В драме «Ночь воспоминаний о Сократе» герой Чинет по прозвищу Поэт предлагает друзьям послушать свою поэму, посвященную трагической гибели древнего Отрара.
Ч. Айтматов, предостерегая читателей, пытается передать ценностнокультурную информацию, заложенную в когнитивной единице Отрар:
«Сейчас чрезвычайно подходящее время для появления новых Чингисханов и новых Гитлеров. И в первую очередь потому, что пали, лишенные надежной опоры, духовные барьеры на пути человеческих пороков: корыстолюбия, эгоизма, предательства и даже садизма. Но ведь истинная демократия — это не вседозволенность, царящая сейчас у нас. Непризнание или забвение основных табу, выдержавших проверку историей, духовных достижений и жизненной школы — могут открыть путь для новых, неожиданных трагедий. Вам, вероятно, известно, что причиной гибели древнего Отрара, породившего великого Аль-Фараби, - гордость всей Средней Азии, названного вторым Аристотелем, многих других мыслителей, ученых и поэтов, города, в котором была создана крупнейшая и ценнейшая библиотека, явилось предательство всего одного невежды» (4: 469).
Имена Аль-Фараби, Аристотеля, Чингисхана и Гитлера являются прецедентными в любой национальной культуре при условии, способствующих закреплению этих имен в сознании носителей языка и культуры. Если для нашей культуры имя Гитлера выступает символом военной чумы и насилия, то для национальной культуры Германии - символом народного героя.
Символами науки и здравомыслия выступает прецедентное имя Аль -Фараби (873 - 950) - философ, математик, теоретик музыки, предположительно персидского происхождения. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.
На примере этого прецедентного имени мы видим, что чем ближе имя к той или иной культуре, тем легче ему адаптироваться к уже существующим стереотипным представлениям, и тем сильнее влияние этого прецедентного имени на взгляды и мнения национально-культурного сообщества.
На примере этого прецедентного имени мы видим, что чем ближе имя к той или иной культуре, тем легче ему адаптироваться к уже существующим стереотипным представлениям, и тем сильнее влияние этого прецедентного
имени на взгляды и мнения национально-культурного сообщества.
Аристотель - древнегреческий философ и ученый (384-322 до.н.э.) учился у Платона. Воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до.н.э. основал Лицей (перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат философского лексикона, формируя стереотипные представления о том, каким должно быть ораторское искусство. Несмотря на то, что с тех пор риторика сделала значительный шаг вперед, и представление об ораторском искусстве изменилось, имя Аристотеля является символом научного мышления и остается прецедентным в различных культурах.
Эта особенность свойственна всем прецедентным именам предшествующих эпох в области науки, искусства, политики, религии, исторических событий. Но здесь ярко прослеживается различная степень прецедентности.
Ч. Айтматов был прав, считая эпос той частицей культуры, которую невозможно искоренить, что эпос хранится в самой глубине народной души и является поразительным художественным явлением. Это океан, передающийся из уст в уста, из поколения в поколение, из века в век. В его художественных текстах прочно закрепляются символы отваги и мужества. В любой национальной культуре существуют свои стереотипы героизма.
В кыргызской национальной культуре существует значительное число образцов силы и отваги, связанных с поведением носителей данной культуры. Символом мужества и отваги первой величины в киргизской национальной культуре является эпический герой Манас. Развитие межкультурной коммуникации позволило киргизскому национальному эпосу стать достоянием многих культур, благодаря чему имя Манас стало прецедентным для многих культур. Этим именем названы города, площади, улицы, учебные заведения.
Напрашивается вывод, что между культурными стереотипами и прецедентными именами существует взаимосвязь. И культурные стереотипы, и прецедентные имена являются когнитивными явлениями, служащими источником ценностно-культурной информации о мире.
На этом основании можно заключить, что в текстах Ч. Айтматова ономастическое пространство представлено мировой культурой. Это правители, завоеватели, президенты, всемирноизвестные борцы за свободу и независимость, политические деятели, известные мыслители и поэты, различных культур и эпох, которые свободно классифицируются в следующие группы:
имена деятелей, искусства - Маркиз де Сад, Алишер Навои, Шекспир, Шостакович;
имена героев произведений - Мефестофель, Фауст, Сальери, Дон Киход; имена героев этноса - Манас, Семетей, Сейтек, Каныкей, Айчурек; имена библейских героев - Адам, Иов, Иисус Назарянин, Иосиф, Пилат; имена мифических героев - Эсхил, Кассандра,
имена исторических деятелей - Чингисхан, Наполеон, Геббельс, Берия; имена политических деятелей - Мао Цээдун, Кенеди, Дзержинский; имена деятелей науки — Дарвин, Энштейн, Сахаров; имена религиозных деятелей - Папа Римский, Святой Петр, Иоан Куке-
зель.
При иисследовании прецедентных имен в художественных текстах Ч. Айтматова, необходимо обратить внимание на наличие информации, заложенной в кодовой системе индивида на каждое прецедентное имя. Эта задача выполнима только при помощи современных методов развития авторской лексикографии.
Использованные источники:
1. Айтматов Ч.Т. Собрание сочинений: В 7-ми т./ Сост. и ед. акад. Р.Рахманалиев -М., 1998
2. Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. - М.: Изд-во МГУ, 1999.
3. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозию, 2003.
4. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация): Монография. - М.: Диалог МГУ, 1998.
5. Ольшанский И.Г. Лингвокультурология в конце ХХ в.: итоги, тенденции, перспективы. - М., 2000.
Мискичекова З. Я.
доцент
Ошский государственный университет
Киргизия, г. Ош ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ В. И. ЛЕНИНА КАК НОСИТЕЛЬ ЦЕННОСТНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ Аннотация: В статье сделан анализ прецедентного имени Владимира Ильича Ленина на основе текста повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Определена роль прецедентного имени в процессе формирования этнокультурных стереотипов и представлений.
Ключевые слова: прецедентное имя, имена-символы, стереотипы, , межкультурная коммуникация, художественный текст.
Характерным признаком прецедентных имен является ценностно-культурная информация, заложенная в самом имени, которая, как правило, не обусловлена рамками художественного текста. Д.Б. Гудков считает, что прецедентное имя обладает структурой, ядро которой составляют дифференциальные признаки, а периферию - атрибуты, тесно связанные с именем, необходимые для его сигнификации. В качестве атрибутов могут выступить некоторые детали одежды или внешности, которые принадлежат денотату и по которым можно «идентифицировать», «узнать» денотат [Гудков, 1999г.].
Прецедентное имя в художественном тексте может обозначать