УДК 009
doi:10.52470/2619046Х_2020_2_55
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА В РЕЧИ СТУДЕНТОВ
В.В. Оразбекова
Аннотация. В статье рассматриваются случаи употребления прецедентных имен в речи студентов. Особо внимание уделяется анализу коммуникативных ситуаций, в которых прецедентное имя является отсылкой к прецедентным ситуациям. Посредством изучения прецедентных имен в речи студентов выявляется культурный контекст в восприятии читателя и носителя языка, а также открывает возможности поиска скрытого смысла. Прецедентные имена рассматриваются как хрестоматийные единицы знания.
Ключевые слова: прецедентное имя, ассоциация, когнитивная база, лексема.
PRECEDENT NAMES IN STUDENT SPEECH
V.V. Orazbekova
Abstract. The article examines cases when precedent names are used in the speech of students. Particular attention is paid to the analysis of communicative situations in which a precedent name acts as a reference to precedent situations. It is through the study of precedent names in the speech of students that a cultural context is revealed in the perception of the reader and the native speaker, as well as enables to search for a hidden meaning. Precedent names are viewed as canonical and paradigmatic units of knowledge.
Keywords: precedent name, association, cognitive base, lexema.
Взаимосвязь культуры и языка рассматривается на лингвокультурном уровне. Основой успешной коммуникации является владение вербальным и социокультурным кодом, что является признаком успешной коммуникации.
В речи мы нередко обращаемся не к обычным лексемам, а к известным цитатам, фразам из фильмов, рекламы, именам знаменитых исторических деятелей и персонажей.
Национальное культурное пространство понимается как «форма существования культуры в человеческом сознании» [3, с. 90] и находит отражение в современной лексикографии. Например, «Словарь русской культуры» Ю.С. Степанова, «Русский ассоциативный словарь», лингвострановедческие словари содержат огромное количество слов и выражений, обладающих национально-культурным компонентом семантики, и способные сформировать культуроведческую компетенцию.
Прецедентные феномены являются основными компонентами общего для всех членов лингво-культурного общества ядра знаний и представлений современной лингвистики, а именно: «1) хорошо известные всем представителям национально-лингвокультурного сообщества («имеющие сверхличностный характер»); 2) актуальные в когнитивном (познавательном и эмоциональном плане); 3) обращение (апелляция) к которым постоянно возобновляется в речи представителей того или иного национально-лингво-культурного общества [2, с. 170].
Прецедентные тексты - единицы, хранящие культурную память, значимые для представителей лингвокультурного общества.
Прецедентные тексты делают нашу речь яркой и образной, с их помощью автор сообщения пытается наиболее емко выразить свою мысль.
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Данный вопрос рассматривали в своих исследованиях Д.В. Богаева, Д.Б. Гудкова, И В. Захаренко, В.В. Красных, Ю.Н. Караулов.
Прецедентные имена - это широко известные имена собственные, которые используются в тексте не для обозначения конкретного человека, а в качестве своеобразного культурного знака, символа определенных качеств, свойств [5, с. 212].
Прецедентные имена используются при описании процессов именования предметов, что позволяет исследовать причину, создающую возможность подобного перехода - приобретение имени свойств прецедентности.
Ю.Н. Караулов относил к прецедентным именам значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношении.
Прецедентные имена хранятся в сознании в виде вербальных инвариантов восприятия, имеют четко фиксированную форму. Они фиксируют определенные аспекты национальной картины мира, связанные с процессом номинации [4, с. 74].
Прецедентное имя - индивидуальное имя, связанное с широко известным текстом, относящимся чаще всего к числу прецедентных, или с ситуацией, известной носителям языка (например, Иван Сусанин, Петр Великий, Дон Кихот, Колумб).
Знания о прецедентных феноменах содержатся у представителей одного национально-культурного сообщества, где есть общая структура, совокупность знаний, которая называется когнитивной базой.
Когнитивная база формирует инварианты восприятия определенных культурно значимых феноменов, Д.Б. Гудков именует её индивидуальным когнитивным пространством.
Феноменологические когнитивные структуры призваны формировать знания об исторических событиях, произведениях искусства, реальных личностях, то есть об экстралингвистических явлениях.
В данной статье рассматриваются прецедентные имена как часть национально-культурной составляющей дискурса. Особый интерес представляет речь молодежи, в силу возрастных психологических особенностей - подростков. Усвоение ключевых концептов национальной культуры происходит в процессе становления языковой личности, так как в данный период закладываются основы культурной грамотности, то есть фоновых знаний для успешной коммуникации.
В рамках исследования в форме семантического теста на свободную интерпретацию, мы опираемся на методику, разработанную Д.Б. Гудковым и В.В. Красных. В данной методике денотатом прецедентного имени считается представление о персонаже или литературном герое. В индивидуальном когнитивном пространстве языковой личности прецедентное имя может ассоциироваться с двумя денотатами: общепризнанным инвариантом и личным представлением. Прецедентным феноменам свойственна полифоничность, многоаспектность текста, что предполагает вариативность его интерпретации. Носитель языка будет «считывать» ту информацию, которая соответствует его уровню восприятия.
Д.Б. Гудков выделяет денотативное и коннотативное употребление прецедентных имён. Под коннотацией прецедентного имени понимаются «устойчивые признаки выражаемого ею понятия, которые воплощают принятую в данном языковом коллективе оценку соответствующего предмета» [3, с. 159].
Таким образом, прецедентные имена как часть когнитивной базы носителя языка одновременно относятся к классу имён собственных.
Некоторые прецедентные имена употребляются в речи как неразрывный компонент, состоящий из нескольких имён. Например, Ромео и Джульетта, Дон Кихот и Санчо Панса, Дон Кихот и Дульсинея Тобосская,
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Прецедентное имя - это своеобразный символ, который, как правило, употребляется для апелляции не ко всей личности, а только к определенному набору его признаков. В качестве примеров могут быть названы известные имена собственные, названия произведений, географические названия, наименования исторических событий и т.д.
Прецедентные имена имеют определенную структуру, состоящую из ядра (дифференцированных признаков) и периферии (атрибутов).
Дифференцированные признаки - отличие одного прецедентного имени от другого или наличие семантических различий.
Например, Обломов - ленивый, Дон Кихот - мечтатель, Чичиков - авантюрист. Чаще всего проявляются признаки, тесно связанные с прецедентными именами, но не являющиеся обязательными, например: низкий рост Наполеона, или имя Ивана Сусанина, которое чаще всего связано у носителей языка с народным подвигом, партизанством.
Прецедентные имена могут употребляться в речи в качестве характеристики имени. Варианты восприятия прецедентных имен, хранящиеся в нашей когнитивной базе, содержат набор дифференцированных признаков, которые актуализируются в речевой ситуации, посредством апелляции к прецедентным именам как к источнику.
Если использовать прецедентные имена в речи, будет происходить обращение к одному из признаков или отличительных черт персонажа, то есть прецедентное имя будет являться символом этих характеристик.
Кроме того, многие прецедентные имена приобрели в речи современной молодежи различные смысловые оттенки. Овладение смыслами, стоящими за прецедентными именами как единицами языка и культуры, имеет прямое значение и отношение к уровню понимания соответствия прецедентных имен, то есть ассоциирующихся в сознании говорящих с представлениями как фактического, так и оценочного характера.
Ассоциации и коннотации рассматриваются в виде разноуровневых текстов, которые понимаются на уровне семантическом, то есть декодировании единиц текста, выступающих в знаковой функции.
Когнитивное восприятие возникает при преодолении трудностей в освоении тех предикаций, которые лежат в основе составления текста, пропозиционных структур.
Особый интерес при изучении функционирования прецедентных имен в речи заслуживает речь молодежи. В ходе эксперимента студентам были предложены задания, направленные на выявление предмета использования прецедентного имени и контекстом, с ним связанным. Всего было опрошено 97 студентов 1 курса колледжа. Студентам было предложено заполнить анкету, состоящую из четырех разделов. На каждое прецедентное имя они должны были написать ассоциативный ряд, указать, цитаты, в которых встречается данное имя. В разделе «Отсылка к художественному тексту» студенты соотносили имя и произведение или текст, в котором употреблялось прецедентное имя.
Данный опрос позволил выявить знание и степень употребления прецедентных имён в речи, а также способность проводить параллели между известным именем и контекстом, тем самым разгадав культурный код. Кроме того, знание и употребление студентами прецедентных текстов позволяет сделать вывод о кумулятивной базе прецедентов в сознании носителей русского языка и культуры.
Рассмотрим структуру прецедентного имени Дон Кихот в восприятии подростков: роман; Дульсинея Тобосская; мечтатель; отставной военный в панталонах и мундире; нелепый образ; ветряные мельницы. Респонденты имели возможность указывать не только ассоциации и признаки имени, но и крылатые выражения, фразы, относящиеся к данному персонажу: мечтает сделать то, что неосуществимо; смешно выглядит.
МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Иван Сусанин : «ведёт чёрт знает куда!»; «неприятности обычно начинаются со слов: - я знаю короткую дорогу!»; завёл в болото; не умеет обращаться картами.
Раскольников: использовал доверчивых людей; предлагал странные теории; считал себя выше остальных людей.
Пётр Великий: мореплаватель; основатель Санкт-Петербурга; император; высокий рост; гений; прорубил окно в Европу; новатор; сбривал бороды на Руси; рискованный; был близок к народу.
Александр Невский: Невский проспект; город; меч; Ледовое побоище; ледовое озеро; рыцарь.
Обломов: лентяй; человек, который обломал кого-то; не оправдал ожиданий; однообразная жизнь; плед; вредная еда; нечистоплотность; откладывал дела на потом; семейные дела; друг Штольца; бессмысленная жизнь; долги; предательство друга; одиночество; детство; семейные традиции.
Чапаев: красный командир, шапка-кубанка, усы, герой анекдотов, пропаганда Советского Союза, идеал, вопросы коммунизма.
Принцесса Диана: корабль; болезненная смерть; благотворительность; корона; дворец; выход за рамки; выбивалась из стереотипов; лидер нации; признанная мировая любовь.
Л. Троцкий: ледоруб, альтернативная версия коммунизма, преемник Ленина, глава моряков, манипулятор, «Товарищ Троцкий поведёт нас на смертный бой».
Чичиков: «маленький человек», собиратель душ, птица, чиновник, крепостничество, деньги, богатство, мошенник, XVII в., обманщик, мошенник.
Шекспир: Ромео и Джульетта, трагедия, роман, любовь, отравление, братоубийство, король Лир, отцеубийство, мюзикл, опера.
Геракл: сила, подвиги, кентавр, мифология, Греция, бог, полукровка, сын Зевса, Олимп, Авгиевы конюшни.
Следует отметить, что лексические ряды, в которые помещен тот или иной признак, в совокупности дают целостное представление о структуре имени и потенциальной актуализации её составляющих.
Проанализировав прецедентные имена в речи студентов, следует выделить ряд закономерностей, где наиболее популярные источники - литература, мифология. Часто встречаются отсылки к историческим реалиям.
Сложность денотата прецедента включает в себя многокомпонентность ядерной части его структуры. При ответах студенты обращались к качественным признакам имени и использовали речевые штампы. Характерной особенностью является полное отсутствие признаков денотата по внешности. При описании студенты выбирали признаки: характер, черты благородства, жизненные испытания, неординарность личности, исключительность героя.
Прецедентные единицы имеют связь с текстом-источником, при этом не все студенты знакомы с произведением. Например, Обломов - 38 % опрашиваемых назвали узнаваемые признаки литературного героя, закрепившиеся в сознании читателей нескольких поколений. При этом с текстом знакомы лишь 12 %. Таким образом, литература оказывает влияние на формирование дискурсивного мышления подростков. Многие прецедентные имена связаны в сознании с историческим контекстом и являются прямой отсылкой к историческим фактам. Например, Петр I ассоциируется с политическими преобразованиями и кораблестроением (65 % студентов). Полное отсутствие у студентов знания исторического романа А. Толстого «Петр Первый» говорит о недостаточности межпредметных связей в процессе обучения.
Особый интерес представляют примеры прецедентных имён, связанных с закрепившейся оценкой имени в коллективном языковом сознании. Например, Чичиков - собиратель
МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
душ, Обломов - сонный, ленивый, бездеятельный человек, мечтатель. Оценка не является отрицательной, скорее, положительной или снисходительной.
Рассмотрим ещё один пример проявления символической функции прецедента. Прецедентное имя Л. Троцкий, связано в сознании, прежде всего, с идеологией и личностью Ленина.
Кутузов воспринимается студентами как полководец; генерал; стратег, талантливый военачальник, что указывает на интерпретацию Л. Толстого в романе «Война и мир». Исходя из данных анализа, можно говорить о минимизированном представлении в отношении прецедентного имени и его качественных характеристиках, которое содержатся в индивидуальном когнитивном пространстве языковой личности.
В результате анализа следует отметить важную особенность восприятия прецедентных имён подростками. Они владеют общепринятыми культурными и лингвострановедческими знаниями, ключевые концепты воспринимаются как личностно значимые концепты.
Процесс перехода прецедентных имён в собственное или же отождествление прецедентных имён классом нарицательной лексики - сложный мыслительный процесс, требующий дальнейшего изучения. Прецедентные имена в речи - способ передачи культурной информации от одного поколения к другому.
Способность воссоздавать лингвокультурные образы, заложенные в прецедентных именах, определяет возможность преодоления языков и культурных барьеров.
Библиографический список
1. Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника: дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2001.
2. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М., 1998.
3. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
5. Захаренко И.В., Красных В.В., Гудков Д.Б., Багаева Д.В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация. 1997. Вып. 1.
6. Слышкин Г.Г. От текста к символу. М., 2002.
В.В. Оразбекова
магистр педагогических наук
преподаватель кафедры общеправовых и социально-гуманитарных дисциплин Московский финансово-юридический университет МФЮА