DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-56-65
УДК 347.4(045)
JEL F10, K13, L15, L81, 013
Пресечение теневого оборота товаров животного и растительного происхождения в Российской Федерации
Л. Ю. Добрынина,
Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-0321-4579
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования — меры по противодействию теневому (серому) обороту продукции (товаров) с животными и растительными компонентами.
Цель работы - рассмотрение правовых аспектов функционирования федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии и особенностей функционирования масштабной электронной ветеринарной сертификации на всей территории России.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью постоянного контроля за перемещением товаров животного и растительного происхождения по всей территории Российской Федерации, повышения их биологической и пищевой безопасности, а также исключения возможности выпуска на рынок небезопасной пищевой продукции. На основе анализа положений нормативно-правовых актов ЕАЭС и Российской Федерации в части, касающейся соблюдения необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных правил, обеспечивающих качество товаров, включающих животные и растительные компоненты, и судебных дел, исследующих последствия отсутствия ветеринарных сопроводительных документов на товары, сделан вывод, что развитие системы электронной ветеринарной сертификации должно стать стратегически важной задачей в осуществлении модернизации российской экономики и исключении рисков в сегменте торговли продукцией животного и растительного происхождения, которые несут участники гражданского оборота.
Ключевые слова: теневая экономика; неучтенный оборот товаров; ветеринарные сопроводительные документы; продукты животноводства и растениеводства; инфекционные заболевания; безопасность пищевой продукции; налоговое планирование; маркировка товаров
Для цитирования: Добрынина Л. Ю. Пресечение теневого оборота товаров животного и растительного происхождения в Российской Федерации. Экономика. Налоги. Право. 2018;11(5):56-65. DOI: 10.26794/1999-849Х-2018-11-5-56-65
м
DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-56-65
УДК 347.4(045)
JEL F10, K13, L15, L81, 013
Suppressing the Shadow Turnover of Goods of Animal and Vegetable Origin in the Russian Federation
L. Yu. Dobrynina,
Ural State Law University, Yekaterinburg, Russia https://orcid.org/0000-0002-0321-4579
ABSTRACT
The subject of the research is measures used to counteract the shadow turnover of products (goods) with animals and plant components.
The purpose of the research was to examine the legal aspects related to the operation of the federal information system in the veterinary field and the specifics of the large-scale electronic veterinary certification in the territory of Russia. The relevance of the paper stems from the need for the permanent monitoring of the movement of goods of animal and vegetable origin throughout the Russian Federation, increasing their biological and food safety as well as preventing the possibility of marketing unsafe food products. Based on the analysis of the EAEC and the Russian laws and regulations concerning the compliance with relevant veterinary, sanitary and phytosanitary rules that ensure the quality of goods including animal and vegetable components, and taking into account the case studies investigating the consequences of the missing veterinary shipping documents, it is concluded that the development of the electronic veterinary certification system should become a strategically important task in modernization of the Russian economy and elimination of risks in sales of animal and vegetable products incurred by participants of the civil traffic.
Keywords: shadow economy; unaccounted turnover of goods; veterinary shipping documents; livestock and plant produce; infectious diseases; food safety; tax planning; marking of goods
For citation: Dobrynina L. Yu.. Suppressing the shadow turnover of goods of animal and vegetable origin in the Russian Federation. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2018;11(5):56-65. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-56-65
введение
В Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности, принятой на Всемирном саммите по продовольственной безопасности, прошедшем в Риме 16-18 ноября 2009 г., государствам предписано обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания [1, с. 3].
В мировой практике пищевая продукция рассматривается как продукция высокого риска, которая подвергается как биологическим, так и химическим рискам. В кодексе Алиментариус \ предусматривающем международные стандарты
1 Кодекс Алиментариус (от лат. Codex Alimentanus — Пище-
вой кодекс) — это свод пищевых международных стандартов,
принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ по внедре-
нию кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам.
безопасности пищевых продуктов2, а также в документах Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ)3 содержатся указания о необходимости применения риск-ориентированного подхода в сфере государственного ветеринарного надзора за оборотом продуктов, содержащих животные и растительные компоненты.
В ст. 2 соглашения по санитарным и фитосани-тарным мерам ВТО определяется, что страны — члены ВТО имеют право вводить любой приемлемый уровень защитных санитарных и фитосанитарных мер, основанный на международных нормах, при условии, что такие меры необходимы для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений и не служат средством произвольной или неоправданной торговой дискриминации и др.
В соответствии с Кодексом здоровья наземных животных4 Всемирной организации здравоохранения животных, членом которого является Россия, страны — члены МЭБ обладают правом принимать решение об установлении более высокого уровня санитарной защиты сравнительно с тем уровнем, который рекомендован в международных документах, если тому имеется научное обоснование или же уровень защиты, установленный в международных документах, признается недостаточным из-за риска нарушения зоосанитарного статуса.
Ветеринарная, фитосанитарная и продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности государства в среднесрочной перспективе [2], включающим пресечение распространения опасных инфекционных заболеваний. Охрана жизни человека как самого ценного блага приобретает первостепенное значение в современном обществе [3]. Все эти цели сопряжены так или иначе с противодействием влиянию теневой экономической деятельности, исключением коррупции, переходом к цифровой экономике, электронным взаимодействием государства и бизнес-сообщества и, как следствие,
2 CAC/GL 63-2007. Кодекс Алиментариус. Принципы и руководящие указания для управления микробиологическими рисками. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=61640# 0738078868463462.
3 Сайт Всемирной организации здравоохранения животных. URL: http://www.oie.int (дата обращения: 20.07.2018).
4 Официальный сайт Россельхознадзора URL: http://www. fsvps.ru/fsvps-docs/ru/oie/oie_terrestrial_code_g_t1.pdf (дата обращения: 20.07.2018).
выстраиванием системы эффективного государственного управления. Распоряжением Правительства РФ в 2014 г. утверждена концепция5, согласно которой вся сопроводительная документация об оценке (подтверждении) соответствия пищевой животноводческой и растительной продукции требованиям технических регламентов должна быть переведена с документарных носителей в электронную форму в течение четырех лет.
постановка проблемы исследования
Согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует нормам, прописанным в договоре купли-продажи. В случае осуществления продавцом предпринимательской деятельности в его обязанности входит передача покупателю товара, отвечающего требованиям закона (абз. 1 п. 4 ст. 469 ГК РФ). Эти требования, предъявляемые к качеству продаваемого товара на территории Российской Федерации, предусматриваются документами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), в частности главой X «Техническое регулирование» Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г., и интеграционным законодательством ЕАЭС, включающим систему технических регламентов Таможенного союза (которые предусматривают показатели качества и безопасности пищевой продукции 6, зерна7, мяса и мясной продукции8) и иные международные правовые акты ЕАЭС. Содержащиеся в перечисленных актах ЕАЭС нормативно-технические требования устанавливают опре-
5 Распоряжение Правительства РФ от 02.07.2014 № 1213-р «Об утверждении Концепция комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму».
6 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.
7 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011), утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874.
8 Технический регламент Таможенного союза «О безопас-
ности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), утвер-
жденный решением Совета Евразийской экономической
комиссии от 09.10.2013 № 68.
деленный уровень качества товаров, регламентируют стадии их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и предусматривают минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные правила в отношении продукции, происходящей из отдельных регионов или стран, с целью обеспечения ее биологической, радиологической и иной безопасности.
Качество товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, и поступающих в гражданский оборот, по своим свойствам и параметрам должно соответствовать требованиям, содержащимся в Федеральном законе «О техническом регулировании»9, Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»10, Законе РФ «О ветеринарии»11, Федеральном законе «О карантине растений»12. Правила, предусмотренные перечисленными нормативными документами, устанавливают особый санитарный режим предпринимательской и иной хозяйственной деятельности и имеют своей целью предотвращение опасных инфекционных заболеваний, предполагающих высокий процент летального исхода, моментальное распространение эпидемий, возникающих в силу физических, химических и социальных факторов среды обитания (в том числе отравлений).
В этой связи согласно ст. 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства должны соответствовать нормативным требованиям безопасности для обеспечения здоровья населения и иметь местом происхождения территории, благополучные по инфекционным болезням животных. Статьей 15 Закона о карантине растений запрещен выпуск в обращение подкарантинной продукции (растений, растительной продукции), зараженной (засоренной) карантинными объектами, а также ее перевозка, хранение, реализация, использование в качестве семенного или посадочного материала. Весь комплекс санитарных правил, которые име-
9 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании).
10 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
и Федеральный закон от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее — Закон о ветеринарии). 12 Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее — Закон о карантине растений).
ют императивный характер, уточняется в иных подзаконных нормативных актах, в частности в санитарно-эпидемиологических правилах 13 и гигиенических требованиях14.
Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов»15 и Законом РФ «О защите прав потребителей»16 предусмотрено обязательное документальное подтверждение соответствия качества продовольственных товаров (продуктов животноводства и растениеводства) требованиям технических регламентов и стандартов, а также санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных правил. Нормами перечисленных актов предусмотрено, что продавец должен представить покупателю документ по итогам проверки, доказывающий надлежащее качество товара (данные осмотров, анализов, испытаний, лабораторных исследований, экспертизы и др. [4]). Это достигается с помощью мер как гражданско-правового, так и административно-правового характера, реализуемых в зависимости от вида произведенных товаров, требуемых параметров качества и вида обеспечиваемой безопасности.
создание федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии
На основании п. 1 ст. 4.1 Закона о ветеринарии сформирована федеральная государственная информационная система в области ветеринарии, компонентом которой является система «Меркурий» (далее — ФГИС «Меркурий»17), предназначенная для подтверждения эпизоотического благополучия территорий, регистрации
13 «СП 3.4.2318-08. Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 № 3.
14 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.1078-01)», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 14.11.2001 № 36.
15 Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов).
16 Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
17 Сайт Федеральной государственной информационной
системы «Меркурий». URL: https://mercury.vetrf.ru (дата об-
ращения: 20.07.2018).
сведений и результатов ветеринарно-санитар-ной экспертизы, лабораторных исследований, контроля оборота товаров (продуктов животноводства и растительной продукции) на всех стадиях жизненного цикла, предполагающих их производство, перевозку и переход права собственности на них, аутентичную электронную сертификацию, оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов в автоматическом режиме, информирование всех заинтересованных лиц. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), являющаяся оператором такой информационной системы, осуществляет деятельность по ее созданию, развитию и эксплуатации согласно федеральным правилам18.
Страны — члены ВТО имеют право вводить любой приемлемый уровень защитных санитарных и фитосанитарных мер, основанный на международных нормах, при условии, что такие меры необходимы для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений
С 1 июля 2018 г. оформление ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарных сертификатов, ветеринарных свидетельств, ветеринарных справок) на всей территории Российской Федерации производится в электронной форме (далее — электронные ВСД). Что же касается ветеринарных сопроводительных документов, оформленных документально (на бумажном носителе), то законодатель от них не отказывается окончательно: они допускаются в исключительных случаях в соответствии с законодательством19.
18 «Правила создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии», утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 № 1140.
19 Федеральный закон от 13.07.2015 № 243-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказом Минсельхоза России утвержден перечень подконтрольных товаров, на которые в обязательном порядке оформляются электронные ВСД20, из числа товаров, содержащихся в едином перечне подконтрольных товаров ЕАЭС, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)21, в который включены рыба, моллюски и ракообразные, продукты из них, животные, мясо и пищевые мясные субпродукты, молочная продукция, яйца птиц, пищевые продукты животного происхождения, мед натуральный, белковые вещества, необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа, изделия из кожи, злаки, масличные семена и плоды, жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты переработки овощей, фруктов, орехов, удобрения, белковые вещества и др. В данный перечень не входит алкогольная продукция (в том числе, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива).
Во ФГИС «Меркурий» должны быть зарегистрированы все участники оборота подконтрольной продукции: лица, осуществляющие сбор продукции, производители товаров, посредники, перевозчики, хранители, розничные продавцы, лица, утилизирующие такую продукцию, аттестованные специалисты в области ветеринарии и т.д22. Оформление электронных ВСД осуществляется в течение одного рабочего дня при производстве каждой партии подконтрольного товара, перемещении (перевозке) подконтрольного товара, переходе права собственности на подконтрольный товар. На каждой стадии жизненного цикла товара [5] требуется составлять отдельный электронный документ. Например, государственный ветеринарный врач или аттестованный специалист в области ветеринарии сначала оформляет в электронной форме справки о ветеринарно-санитарном благополучии компании-производителя, подтверждающие одновременно безопасность продукции (сырья). После создания таких электронных справок и на
20 «Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами», утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648.
21 «Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)», утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317.
22 Приказ Минсельхоза России от 30.06.2017 № 318 «Об утверждении Порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее».
их основании сотрудники производителей продукции, перевозчиков, посредников и др., зарегистрировавшись во ФГИС «Меркурий», вправе самостоятельно оформлять и гасить электронные производственные сертификаты, электронные транспортные ВСД, электронные возвратные сертификаты (в случае возврата некачественных товаров) и т.д. Исключение составляют розничные продажи подконтрольных товаров гражданам для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью (например, в магазине, ресторане, пекарне).
Выдача электронных ВСД производится не автоматически, а на основании сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/ отгрузки подконтрольных товаров; результатах ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена; лабораторных исследований; данных ветеринарного освидетельствования и иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации23. В частности, по одному из дел Верховный суд Российской Федерации указал, что выдача ветеринарных сопроводительных документов в целях оборота на территории Российской Федерации кормов для животных без проведенного исследования на предмет соответствия микробиологическим показателям партии продукции посягает на безопасность жизни и здоровья не только животного мира, но и населения24. Помимо этого, процедуры самоконтроля качества должны быть введены предпринимателями на всех этапах оборота продуктов с растительными и животными компонентами в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, исключая возникновение опасных ситуаций [6].
Таким образом, система электронной ветеринарной сертификации охватывает весь цикл производства продуктов животного и растительного происхождения — от сырья до готовой пищевой продукции на магазинных полках. На каждом этапе оборота товара необходимо получать соответству-
23 Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».
24 Определение Верховного Суда Российской Федерации от
29.06.2018 № 309-КГ18-8339 по делу № А34-3404/2017.
ющий ветеринарный сопроводительный документ, а затем погашать его. Основное правило ФГИС «Меркурий» — каждый электронный ВСД оформляется на основании предыдущего этапа оборота товара. При этом на один товар (партию) в ФГИС «Меркурий» оформляется один ВСД, если даже в учетной системе компании данный товар зарегистрирован в нескольких записях справочника [7]. Без доступа к ФГИС «Меркурий» и оформления электронных ВСД предприниматели не вправе приобретать, поставлять и перевозить такие товары.
Введение электронного ветеринарного подтверждения качества продукции животного и растительного происхождения в рамках ЕАЭС позволяет сократить вал контрабандной и контрафактной продукции, идущей транзитом из Евросоюза в страны ЕАЭС
Главная особенность ФГИС «Меркурий» состоит в том, что учет «входа» и «выхода» продукции ведется на каждом этапе. Без ввода информации о получении (сборе) сырья невозможно оформление электронного ВСД на реализацию или перемещение товара в информационной системе. Например, если на завод принято определенное количество сырых сливок, а выход продукции будет больше, то система «не позволит» продать эту излишнюю «серую» продукцию [8]. Создается практически полностью «прозрачная» для государственного контроля цепочка перемещения товаров, начиная с момента производства (сбора, добычи, импорта) до момента продажи его конечному розничному покупателю (в супермаркете, кафе, школе и др.)25.
Каждому продукту (товару) присваивается ветеринарный сертификат, который имеет расширенное штриховое кодирование. В нем содержится не только название товара и производителя, но и приводится весь жизненный путь партии про-
25 Штрих-код расскажет правду. URL: http://business-magazine.online/fn_11751.html (дата обращения: 20.07.2018).
дукции. Получить информацию из такого штрих-кода через ФГИС «Меркурий» может любое лицо, в том числе граждане-потребители через онлайн-приложение.
Еще одним важным аспектом является создание единой платформы для обмена данными, которая позволила интегрировать базы различных электронных компонентов ветеринарной системы в единое информационное пространство Российской Федерации, в частности базы ФНС России26, всероссийской Национальной системы учета и регистрации животных «Регагро»27, ФГИС «Аргус»28, ФГИС «Меркурий», ФГИС «Веста»29, ФГИС «Сирано»30 и др.
Введенная система позволяет решать проблему с теневым производством товаров, неучтенной продовольственной продукцией, обеспечивать защиту добросовестных производителей, контролировать все бизнес-процессы и прослеживать путь любого товара по всей территории России.
За нарушение обязательных требований по оформлению электронных ВСД на товар, передаваемый по гражданско-правовым сделкам, могут применяться как гражданско-правовые, так и административно-правовые санкции.
ГК РФ предусматривает, что если продавец не передает или отказывается от передачи покупателю имеющих отношение к товару принадлежностей или документов, которые он обязан передать согласно закону, иных правовых актов или договора купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК РФ), то покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи (п. 1 ст. 464 ГК РФ). Если документы или принадлежности, относящиеся к товару, не переданы продавцом
26 Сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 20.07.2018).
27 Официальный сайт всероссийской Национальной системы учета и регистрации животных «Регагро». URL: http://regagro. ru (дата обращения: 20.07.2018).
28 Сайт ФГИС «Аргус», предназначенной для автоматизации ветеринарного надзора на внешней границе Таможенного Союза. URL: https://argus.vetrf.ru (дата обращения: 20.07.2018).
29 Сайт ФГИС «Веста», предназначенной для автоматизации учета лабораторных исследований. URL: https://vesta.vetrf. ru (дата обращения: 20.07.2018).
30 Сайт ФГИС «Сирано», предназначенной для сбора, обра-
ботки и контроля информации об обнаружении опасных заболеваний, несоответствий качества и безопасности пи-
щевой продукции, кормов и лекарственных средств. URL: https://sirano.vetrf.ru/index (дата обращения: 20.07.2018).
в назначенный срок, покупатель может отказаться от товара, если договором не предусмотрено иное. Полагаем, что эти нормы ГК РФ в полной мере относятся к растительному и животному сырью, готовой пищевой продукции, к которым обязательно должны быть «привязаны» ВСД в электронной форме. Применение данных норм ГК РФ корректируется судебной практикой. В одном из дел суд отметил, что акт приема-передачи и товарная накладная покупателем подписаны, какие-либо замечания в акте отражены не были и было зафиксировано, что стороны претензий друг к другу не имеют. Ссылаясь на то, что продавец не передал относящиеся к товару ВСД, покупатель тем не менее не воспользовался правом, предусмотренным ст. 464 ГК РФ. До подачи иска о расторжении договора предприниматель не извещал контрагента о необходимости предоставления соответствующих документов. При таких обстоятельствах отсутствие сопроводительных документов не может быть отнесено к скрытым недостаткам, которые невозможно выявить в момент передачи товара. Поскольку истец не доказал существенное нарушение договора ответчиком, в иске о расторжении договора было отказано правильно31.
Пищевая продукция, не имеющая электронных ВСД, признается не соответствующей закону (контрафактной) и на основании ч. 2 ст. 3 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов не может находиться в гражданском обороте [9]. Такие продукты (товары), предназначенные для употребления в пищу, подлежат исключению (изъятию) из оборота, экспертизе, утилизации (уничтожению). Названные товары, в отношении которых владелец не может подтвердить их происхождение, а также имеющие явные признаки недоброкачественности и представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы32.
Меры ответственности, предусмотренные ст. 10.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), налагаются в случае перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов живот -
31 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2014 по делу № А32-28980/2013.
32 «Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263.
новодства без ветеринарных сопроводительных документов [исключение составляют перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования], в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 30 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. руб. В этих случаях к ответственности могут привлекаться грузовладелец, перевозчик и экспедитор [10]. В начале 2018 г. Россельхознадзором был внесен проект изменений в КоАП РФ, которым дифференцируется и усиливается административная ответственность за несоблюдение требований законодательства по оформлению ветеринарных сопроводительных документов33.
Следует отметить, что возможность создания на территории ЕАЭС полномасштабной электронной системы контроля перемещения товаров животного и растительного происхождения пока еще обсуждается34. В начале 2018 г. пока только армянская сторона начала использование ФГИС «Меркурий» для подконтрольных грузов с целью предварительного уведомления при их отправке из Республики Армения в адрес российских получателей и получения такого уведомления при отправке из Российской Федерации в адрес армянских получателей35. В настоящее время все члены ЕАЭС применяют каждый свою национальную систему ветеринарной сертификации.
Поскольку Россия с 2014 г. и по настоящее время находится в условиях введенного США и странами ЕС экономического эмбарго [11], введение электронного ветеринарного подтверждения качества продукции животного и растительного происхождения в рамках ЕАЭС позволяет сократить вал контрабандной и контрафактной продукции, идущей транзитом из Евросоюза в страны ЕАЭС, которые под экономические санкции не подпали (в частности, в Белоруссию), и далее в Российскую Федерацию [12].
33 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=79088 (дата обращения: 20.07.2018).
34 Страны ЕАЭС налаживают электронное взаимодействие по ветеринарным и фитосанитарным вопросам. URL: https://armenpress.am/rus/news/928909/ (дата обращения: 20.07.2018).
35 Армения приняла решение о подключении к работе в системах Россельхознадзора «Аргус» и «Меркурий». URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/24112.html (дата обращения: 20.07.2018).
заключение
Полномасштабным запуском в Российской Федерации федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии и оформление электронных ВСД достигаются одновременно несколько взаимосвязанных стратегических целей:
а) оперативное выявление продукции, не отвечающей требованиям нормативных актов, пресечение незаконных промыслов (в частности, рыболовного [13]) и сбыта незаконных контрафактных и фальсифицированных товаров, содержащих животные или растительные компоненты;
б) своевременное принятие Россельхознадзором и региональными органами ветеринарии мер по недопущению использования недоброкачественного животноводческого и растительного сырья и предотвращение выпуска в гражданский оборот потенциально опасной пищевой и иной продукции (товаров), причем не только в отдельных субъектах Российской Федерации, но и в целом по стране. Если субъекты предпринимательской деятельности игнорируют или не выполняют предписания государственного надзорного органа, информация передается в прокуратуру для принятия соответствующих мер;
в) «прозрачность» цепочки производства, оборота, потребления или утилизации пищевой и иной продукции (товаров) животного и растительного происхождения для всех заинтересованных лиц (контролирующих органов, контрагентов по договорам, потребителей). ФГИС «Меркурий» позволяет выявлять ситуации, при которых перемещаемый товар не соответствует установленным нормативным требованиям, его качество не подтверждается электронными ВСД, а оборот осуществляется вне контроля Россельхознадзора, либо имеются сомнения в подлинности сопроводительной документации;
г) быстрое пресечение вспышек инфекции и эпидемий, которые могут представлять опасность для человека, животных и растений, окружающей среды и подлежащих как международному, так и национальному (региональному) надзору (прежде всего ящуру, африканской чумы свиней, фитофторозу, шарку);
д) автоматизация бизнес-процессов, которая снижает временные и трудозатраты конкретной компании на оформление ветеринарной сопроводительной документации.
Полагаем, что исследуемые нововведения являются элементами построения не просто государственной надзорной системы в сфере оборота как продовольственных, так и непродовольственных товаров на всей территории Российской Федерации, а новой экономической модели. И здесь основными задачами законодателя являются сокращение объемов теневого (неконтролируемого) рынка, подконтрольность происхождения каждой единицы продукта и полная уплата налогов с каждой транзакции. Помимо внедрения электронной системы ветеринарной сертификации, с 1 июля 2018 г. в России стала обязательной36 реализация (продажа) товаров
36 Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные
предпринимателями только через онлайн-кассы [14], которые обеспечивают возможность передачи данных через Интернет непосредственно на сервер ФНС России37. Проведение расчетов за реализованные товары с неправомерным использованием обычных кассовых аппаратов без фискального накопителя влечет административную ответственность согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Наконец, для достижения обозначенных целей к 2024 г. планируются внедрение единой системы маркировки товаров и переход на единый электронный документооборот, причем не только рамках одного государства, но и в перспективе во всем Евразийском экономическом сообществе.
акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)».
37 Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 20.07.2018).
список источников
1. Астанина Л., Дылевская С., Корнеева З. Химические вещества в продуктах питания и продовольственная безопасность. Обзор. Казахстан; 2017. 3 с. URL: http://www.greenwomen.kz/pdf/food_security.pdf (дата обращения: 20.07.2018).
2. Дондоков Ц. С., Липич О. А. К вопросу о продовольственной безопасности региона. Государственная власть и местное самоуправление. 2016;(6). URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
3. Маслова А. В. Пищевая продукция: безопасность и качество (выпуск 22). Редакция «Российской газеты», 2016. URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
4. Гурин О. Ю. Контракт на поставку пищевых продуктов: как обеспечить их безопасность. Прогосзаказ.рф. 2016;(4). URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
5. Мохов А. А., Филиппов П. М. Жизненный цикл товара: законодательство, доктрина, практика. Юрист. 2016;(7). URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
6. Зайцев Е. Система контроля качества и безопасности ХАССП уже должна быть введена. Административное право. 2016;(4). URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
7. Электронная ветеринарная сертификация и корпоративные решения для интеграции с ФГИС «Меркурий». Аналитическое исследование вопросов ветеринарного документооборота и интеграции ФГИС «Меркурий» с корпоративными системами на платформе 1С: Предприятие. Аналитический отчет. Информационно-аналитический центр «Инфостарт». СПб.; 2018. URL: http://www.dairynews.ru/news-image/2018/June/20180618/ mercuryreport.pdf (дата обращения: 20.07.2018).
8. Поздеева Ю. Бог в помощь. URL: https://ob-zor.ru/s-1-go-iyulya-vse-molochnye-i-myasnye-produkty-dolzhny-registrirovatsya-v-fgis-merkuriy (дата обращения: 20.07.2018).
9. Рябинец О. Проверка качества продуктов питания. Административные споры. Административное право. 2017;(3). URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
10. Столяров Д. А. Ветеринарный контроль при перевозке продукции животноводства. Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016;(1). URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
11. Мохов А. А. Влияние санкционных режимов на цивилистический процесс. Вестник гражданского процесса. 2016;(6). URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
12. Васильев И., Бурлакова Е., Короткова А. Как Белоруссия снабжает Россию санкционными продуктами. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/03/27/682805-belorussiya-sanktsionnimi-produktami (дата обращения: 20.07.2018).
13. Бекяшев Д. К. Международно-правовые проблемы управления рыболовством. Монография. М.: Проспект; 2017. URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
14. Саакян А. М., Ермаченко А. Л. Особенности применения онлайн-касс в расчетных операциях экономической деятельности. Налоги. 2018;(3). URL: http://Www.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.07.2018).
references
1. Astanina L., Dylevskaya S., Korneeva Z. Chemicals in food and food security. Overview. Kazakhstan; 2017. p. 3. URL: http://www.greenwomen.kz/pdf/food_security.pdf (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
2. Dondokov TS.S., Lipich O. A. On the issue of food security in the region. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie — State power and local self-government. 2016;(6). URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
3. Maslova A. V. Food products: safety and quality (issue 22). Editorial office of "Rossiyskaya Gazeta", 2016. URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
4. Gurin O. Y. The contract for the supply of food products: how to ensure their safety. Progoszakaz.rf.—About the state order.of the Russian Federation. 2016;(4). URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
5. Mokhov A. A., Filippov P. M. Product Life Cycle: Legislation, Doctrine, Practice. Yurist — Lawyer. 2016;(7). URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
6. Zaitsev E. The system of quality and safety control of HACCP should already be introduced. Аdministrativnoe pravo — Administrative law. 2016;(4). URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
7. Electronic veterinary certification and corporate solutions for integration with FGIS "Mercury". Analytical study of the issues of veterinary document circulation and integration of FGIS "Mercury" with corporate systems on 1C: Enterprise platform. Analytical report. Informational and analytical center "InfoStart". St. Petersburg; 2018. 49 p. URL: http://www.dairynews.ru/news-image/2018/June/20180618/mercuryreport.pdf (accessed 20.07.2018).
8. Pozdeeva Yu. God's help. URL: https://ob-zor.ru/s-1-go-iyulya-vse-molochnye-i-myasnye-produkty-dolzhny-registrirovatsya-v-fgis-merkuriy (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
9. Rabiner A. Checking the quality of food. Administrative disputes. Аdministrativnoe pravo — Administrative law. 2017;(3). URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
10. Stolyarov D. A. Veterinary control in the transport of livestock products. Transportnye uslugi: bukhgalterskij uchet i nalogooblozhenie — Transport services: accounting and taxation. 2016;(1). URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
11. Mokhov A. A. The influence of sanctions regimes on the civil process. Vestnik grazhdanskogo processa — Herald of civil process. 2016;(6). URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
12. Vasiliev I., Burlakova E., Korotkova A. How Belarus supplies Russia with sanctions products. URL: https://www. vedomosti.ru/business/articles/2017/03/27/682805-belorussiya-sanktsionnimi-produktami (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
13. Bekyashev D. K. International legal problems of fisheries management. Monograph. Moscow: Prospekt; 2017. URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
14. Sahakyan A. M., Ermachenko A. L. Features of using online cash registers in settlement transactions of economic activity. Nalogi — Taxes. 2018;(3). URL: http://www.consultant.ru/cons (accessed 20.07.2018). (In Russ.).
информация об авторе
Лариса Юрьевна Добрынина — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, Уральский
государственный юридический университет, Екатеринбург, Россия
aboutthe author
Dobrynina Larisa Yu. — PhD (Law), associate professor at the Civil Law Department, Ural State Law University,
Yekaterinburg, Russia