УДК 346.7
НОВОЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЕТЕРИНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ)
И. М. ДОННИК,
доктор биологических наук, профессор, академик РАН, ректор, Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)
Ключевые слова: ветеринария; ветеринарная деятельность; правовое регулирование; нормативные правовые акты.
Принятый 13 июля 2015 года федеральный закон № 243-Ф3 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел новые понятия и направления в области ветеринарной деятельности. В частности, статья 2 - нормативно-правовое регулирование дополнена статьями 2.1-2.6. Статья 2.1. Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии); статья 2.2. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных; статья 2.3. Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов; статья 2.4. Ветеринарные правила содержания животных; статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных; статья 2.6. Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации. Реализация этих статей закона «О ветеринарии» потребовала принятия подзаконных актов. Отдельные из них рассмотрены в настоящей статье. Перечисленные в настоящей статье нормативные правовые акты существенно дополняют ветеринарное законодательство и направлены на более полноценное и качественное правовое регулирование отношений в области ветеринарии и ветеринарной деятельности. Важно отметить, что нормативные правовые акты направлены на организацию превентивных мер по предупреждению заболеваемости сельскохозяйственных животных, птиц, аквакультуры, пчел и, в отдельных случаях, представителей дикой фауны. Налицо активизация государственной политики в этой сфере, что не может не отразиться на улучшении общих результатов развития сельского хозяйства и сохранения в стране биоразнообразия.
NOVELTIES IN LEGAL REGULATION OF VETERINARY ACTIVITY (REVIEW OF REGULATORY ACTS)
I. M. DONNIK,
doctor of biological sciences, professor, academician of RAS, rector, B. A. VORONIN,
doctor of legal sciences, professor, head of the department, Ural State Agrarian University
(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)
Keywords: veterinary science; veterinary activities; legal regulation; regulatory legal acts.
The federal law .№ 243-FZ adopted on July 13, 2015 "About introduction of amendments to the law of the Russian Federation "About veterinary science and separate legal acts of the Russian Federation" entered new concepts and the directions in the field of veterinary activities. In particular, article 2 - standard legal regulation is added with articles 2.1-2.6. Article 2.1. Veterinary rules (rule of veterinary science); article 2.2. Veterinary rules of implementation of preventive, diagnostic, medical, restrictive and other actions, establishments and cancellations in the territory of the Russian Federation a quarantine and other restrictions directed to prevention of distribution and liquidation of the centers of infectious and other diseases of animals; article 2.3. Veterinary rules of the organization of work on execution of veterinary accompanying documents; article 2.4. Veterinary rules of content of animals; article 2.5. Veterinary rules of implementation of identification and accounting of animals; article 2.6. Veterinary rules of carrying out regionalization of the territory of the Russian Federation. Implementation of these articles of the law "About Veterinary Science" demanded adoption of bylaws. Separate of them are considered in this article. The regulatory legal acts listed in this article significantly supplement the veterinary legislation and are directed to fuller and high-quality legal regulation of the relations in the field of veterinary science and veterinary activities. It is important to note that regulatory legal acts are directed to the organization of preventive measures for the prevention of incidence of farm animals, birds, aquacultures, bees and, in some cases, representatives of wild fauna. Activization of state policy in this sphere is obvious which will affect improvement of general results of development of agricultural industry and preserving in the country of a biodiversity.
Положительная рецензия представлена И. А. Шкуратовой, доктором ветеринарных наук, профессором, директором Уральского научно-исследовательского ветеринарного института.
Биология и биотехнологии
Изменения в законодательстве о ветеринарии являются предметом для научных исследований многих ученых и практикующих специалистов. Напомним, что авторы настоящей статьи также публиковали свои научные исследования по этой проблематике: И. М. Донник, Б. А. Воронин «Новое в законодательстве о ветеринарии» [2]; Б. А. Воронин, И. М. Донник «Правовое регулирование ветеринарной деятельности» [3]; Б. А. Воронин, И. М. Донник, И. А. Тухбатов «Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области)» [4].
Рассмотрим, какие нормативные правовые акты приняты за последнее время.
В соответствии со статьей 25 закона «О ветеринарии» [5] приказом Минсельхоза России № 161 от 22 апреля 2016 г. [6] утвержден перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету.
В этот перечень входят:
1. Лошади, ослы, мулы и лошаки.
2. Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки.
3. Олени.
4. Верблюды.
5. Свиньи.
6. Мелкий рогатый скот (овцы и козы).
7. Собаки и кошки.
8. Домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки, цесарки, перепела, страусы).
9. Пушные звери (лисицы, соболя, норки, хорьки, песцы, енотовидные собаки, нутрии) и кролики.
10. Пчелы.
11. Рыбы и иные водные животные.
Приказом Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации № 161 от 22 апреля 2016 г. утверждены Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных [7].
Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных (далее - Правила) устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - животные), перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.
Идентификации и учету подлежат животные, относящиеся к биологическим видам, внесенным в «Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету», утвержденный приказом Минсель-хоза России от 22 апреля 2016 г. № 161.
Животные подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвра-
щения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.
По правилам идентификацию будут проводить федеральные органы в сфере ветеринарного надзора. Идентификация будет заключаться в присвоении каждому животному уникального буквенно-цифрового номера, который затем будет вноситься в специально разработанную программу. Уникальный номер будет присваиваться животному при рождении или при ввозе на территорию страны. По желанию при первичном учете владелец животного сможет получить специальный документ или паспорт животного с соответствующими идентификационными отметками. При первичном учете в программу будут вноситься данные о породе, родителях, месте, цели содержания и владельце животного. Далее, во время содержания, карточка будет пополняться информацией о переносимых заболеваниях, изменении места содержания, данными об убое или гибели.
В соответствии со статьей 2.6 закона «О ветеринарии» приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 635 от 14 декабря 2015 г. утверждены Ветеринарные правила приведения регионализации территории Российской Федерации [8].
Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации устанавливают порядок регионализации территории Российской Федерации, в том числе перечень заразных болезней животных, по которым проводится данная регионализация, порядок и особенности содержания животных, перемещения по территории Российской Федерации подконтрольных товаров в соответствии с данной регионализацией, перечень и порядок проведения необходимых дополнительных противоэпи-зоотических мероприятий, порядок информирования физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления о мероприятиях по регионализации территории Российской Федерации, порядок составления, актуализации и опубликования данных и карты регионализации территории Российской Федерации.
Регионализация территории Российской Федерации - определение статуса по заразной болезни животных территории Российской Федерации или ее части, ограниченной естественными или искусственными преградами и (или) границами территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований либо их сочетанием.
Статус региона по заразной болезни животных характеризует регион по наличию на его территории возбудителя заразной болезни, по проведению в регионе вакцинации против заразной болезни, по уровню риска заноса болезни (ее возбудителя).
Биология и биотехнологии
Регионализация территории Российской Федерации проводится с учетом данных эпизоотического зонирования и с учетом зоосанитарного статуса.
Перечень заразных болезней животных, по которым проводится регионализация территории Российской Федерации, указан в приложении к настоящим Правилам.
Регионализация территории Российской Федерации проводится федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора (Россельхознадзором).
Определение статуса для конкретного региона осуществляется одновременно с установлением границ региона.
Определение статуса хотя бы одного региона по конкретной болезни влечет за собой регионализацию по этой болезни всей территории Российской Федерации.
Благополучный регион может включать в себя территорию, отделяющую его от неблагополучного (в том числе от неблагополучного региона вне пределов государственной границы Российской Федерации) или от опасного в плане возникновения (заноса) заразной болезни объекта, внутри которой проводятся противоэпизоотические мероприятия, не проводимые в благополучном регионе (далее - защитная зона).
Благополучный регион и регион с неопределенным статусом могут включать в себя территорию, имеющую иной (отличный от статуса региона) статус по благополучию в отношении заразной болезни животных или по вакцинации против данной заразной болезни (далее - зона исключения).
Зона исключения определяется территорией, где ранее имела место вспышка (случай) заразной болезни животных, которая была ликвидирована, и при этом не было допущено выноса указанной заразной болезни за пределы данной территории. Зона исключения определяется Россельхознадзором, если болезнь уже ликвидирована, но срок, прошедший после ликвидации вспышки болезни, менее срока, необходимого для признания территории благополучной с учетом норм и рекомендаций Кодекса Здоровья Наземных Животных и Кодекса Здоровья Водных Животных (www.oie.int) Всемирной организации здравоохранения животных, нормативных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического сообщества, нормативных правовых актов Российской Федерации, а в их отсутствие с учетом имеющихся данных о степени опасности и параметрах распространения данной заразной болезни животных.
Определение и изменение статуса региона осуществляет Россельхознадзор с учетом информации, содержащейся в обращении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии.
Устанавливаются следующие статусы региона: «благополучный регион»; «неблагополучный регион»; «регион с неопределенным статусом». По уровню рисков определяются: «регион высокого риска»; «регион среднего риска»; «регион низкого риска»; «регион без вакцинации»; «регион с вакцинацией».
Результаты регионализации оформляются решением Россельхознадзора.
В соответствии со статьей 2.2. закона «О ветеринарии» приказом Минсельхоза России № 213 от 31 мая 2016 г. утверждены Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней [9].
Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, организации и проведению мероприятий по ликвидации африканской чумы свиней, предотвращению ее возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотологического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), из перечня, утвержденного актом, составляющим право Евразийского экономического союза, и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.
Африканская чума свиней (далее - АЧС) - контагиозная септическая болезнь домашних свиней, в том числе декоративных, и диких кабанов. Сведения о возможности заражения других видов животных и людей отсутствуют. Болезнь может проявляться остро, подостро, хронически и бессимптомно, характеризуется лихорадкой, геморрагическим диа-
тезом, воспалительными и некродистрофическими изменениями паренхиматозных органов. При острой форме характерными клиническими признаками болезни являются: лихорадка (температура тела до 41-42°С) в течение 3-7 дней, угнетение, нарушение гемодинамики - цианоз (посинение) или гиперемия (покраснение) кожи ушей, живота, промежности и хвоста. АЧС сопровождается диареей, иногда с примесью крови, кровянистыми истечениями из носовой полости, клоническими судорогами, у супоросных свиноматок - абортами. Как правило, гибель животных наступает на 5-10 сутки от начала заболевания. Выжившие животные пожизненно остаются вирусоносителями.
Возбудителем АЧС является ДНК-содержащий вирус рода Asfivirus, семейства Asfarviridae. Вирус АЧС относительно устойчив к различным химическим и физическим факторам, чувствителен к детергентам (поверхностно активным синтетическим веществам - моющим средствам и эмульгаторам), мылам и всем дезинфицирующим средствам, подвергающим их дегидратации; в холодных и влажных условиях может длительно сохраняться во внешней среде и в продуктах убоя свиней, погибает при тепловой обработке при температуре 70°С в течение не менее 0,5 часа.
Инкубационный период (период с момента заражения свиней и диких кабанов до проявления выраженных признаков АЧС) составляет от 3 до 15 суток.
Основным источником возбудителя АЧС являются больные, переболевшие и/или павшие от АЧС домашние свиньи и дикие кабаны, а также их органы, кровь, ткани, секреты, экскреты.
Передача возбудителя АЧС осуществляется путем непосредственного контакта домашней, в том числе декоративной свиньи, дикого кабана с больным или павшим животным, пищевыми продуктами и сырьем, полученными от них, при контакте с контами-нированными возбудителем АЧС кормами, одеждой, объектами окружающей среды, включая почву, воду, поверхности помещений, оборудования, транспортных и технических средств.
Вирус африканской чумы свиней не опасен для человека, но от распространения этой болезни сильно страдает свиноводство. С 2007 г., когда вирус АЧС проник на территорию России из сопредельной Грузии, эта страшная болезнь нанесла колоссальный урон нашему сельскому хозяйству, не щадя ни частных подворий, ни большие свиноводческие комплексы. При установлении диагноза африканской чумы свиней на неблагополучную ферму, на населенный пункт накладывают карантин. В радиусе 20 км все свиньи, независимо от признаков заболевания, изымаются и умерщвляются бескровным методом. До сих пор все очаги этой болезни фиксировались
только в европейской части страны, на сегодня этой болезнью охвачено 26 субъектов федерации, ближайший к Уралу неблагополучный регион по АЧС - Татарстан, где в октябре 2016 г. карантин был установлен в девяти районах республики.
Ущерб от вспышек африканской чумы свиней (АЧС) в России на конец ноября превысил 1,2 млрд руб., что в 12,6 раза больше, чем в 2015 г., когда он оценивался в 96,3 млн руб., сообщила пресс-служба Минсельхоза. Такой рост в министерстве объяснили существенным увеличением количества личных подсобных хозяйств, в которых зачастую пренебрегают правилами захоронения падших животных, что приводит к дальнейшему распространению чумы.
По состоянию на 28 ноября на территории России уничтожено 190,98 тыс. голов свиней в очагах АЧС, еще 57,94 тыс. голов отчуждено и уничтожено в первой угрожаемой зоне (в радиусе 5 км от места вспышки). Кроме того, в Краснодарском крае не отчитались об отчуждении и уничтожении 52,11 тыс. голов свиней, в Волгоградской области - 5,17 тыс. голов.
По данным Россельхознадзора на 15 ноября, в этом году среди домашних свиней зафиксировано 209 вспышек АЧС. Прямой ущерб производителям от АЧС с 2007 г., когда вирус появился в России, Россельхознадзор оценивает в 5 млрд руб. В Национальном союзе свиноводов (НСС) оценивают размер прямых убытков от АЧС в этом году в 1,5 млрд руб. «Плюс еще косвенные убытки от закрытия границ, которые ведут к падению цен в этом районе и резкому росту цен в соседнем», - рассказал глава союза Юрий Ковалев. По подсчетам НСС, с 2007 г. из-за АЧС в России вынужденно уничтожено около 2 млн свиней.
При этом страховые компании зачастую не готовы страховать риски АЧС, отметили в Национальном союзе агростраховщиков (НСА). «Многие компании не соглашаются в регионах, где есть АЧС, страховать свиноводческие предприятия по субсидируемому страхованию, потому что это слишком большой риск. При этом свиноводческие предприятия заключают договоры добровольного страхования, по которым страхуют другие риски, но, как правило, это не АЧС - например, другие заболевания, пожары, отравления и т. д., или же существенно сокращается страховое покрытие», - рассказал президент НСА Корней Биждов. Чтобы решить эту проблему, в НСА сейчас разрабатывают программу страхования рисков свиноводства, включающую риск АЧС, однако когда она заработает, пока неизвестно.
По данным Минсельхоза, за третий квартал 2016 г. поголовье свиней в России по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличилось на 7,1 %. По данным НСС, с 2005 г. объем промышленного производства свиного мяса и субпродуктов вырос в России более чем в шесть раз, с 2013 г. - в два раза.
По производству свиного мяса Россия находится на пятом месте в мире [10].
В соответствии со статьями 2.1, 2.4 закона «О ветеринарии» приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 144 от 29 марта 2016 г. утверждены «Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» [11].
Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание свиней), требования к осуществлению мероприятий по карантинирова-нию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (далее - хозяйства открытого типа, хозяйства), а также организациями и учреждениями, содержащими более 1000 голов свиней (далее - свиноводческое предприятие закрытого типа, предприятие).
Настоящие правила устанавливают требования:
а) к условиям содержания свиней в хозяйствах открытого типа в целях их воспроизводства, выращивания и реализации;
б) к осуществлению мероприятий по карантиро-ванию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней в хозяйствах;
в) к условиям содержания свиней в свиноводческих предприятиях закрытого типа, не относящихся к хозяйствам, в целях их воспроизводства, выращивания и реализации;
г) к осуществлению мероприятий по карантиро-ванию свиней в свиноводческих предприятиях;
д) к обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям свиней в свиноводческих предприятиях.
К вышеизложенным нормативным правовым актам добавим приказ Минсельхоза России № 281 от 17 июля 2014 г., которым утверждены Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде [12].
Настоящие Правила разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения ветеринарного благополучия территорий мест производства подкон-
Биология и биотехнологии
трольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при перемещении их по территории Российской Федерации и устанавливают порядок организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в Российской Федерации.
Ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, вете-ринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе».
Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (исключая производство для целей личного потребления); перемещении (перевозке) подконтрольного товара; при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Ветеринарные сопроводительные документы оформляются и выдаются в течение одного рабочего дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований подконтрольных товаров, а при наличии необходимости в их проведении - в течение одного рабочего дня по их завершению. Должностное лицо, принявшее решение о направлении подконтрольного товара на лабораторные исследования, обязано по требованию лица, обратившегося за получением ветеринарного сопроводительного документа, предоставить письменное обоснование принятого решения. При отправке на экспорт подконтрольных товаров ветеринарные сертификаты оформляются территориальными органами Россельхознадзора на основании сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров, лабораторных исследований, проведенных в аккредитованных на эти цели лабораториях.
Оформление ветеринарных сопроводительных документов может производиться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде осуществляется с использованием государственной информационной системы (далее -ГИС). Оформление ветеринарных сопроводительных
Биология и биотехнологии
документов в электронном виде производится при наличии технической возможности. В случае оформления ветеринарного сертификата в электронном виде, в товаросопроводительных документах (в приложении к товарносопроводительной документации) указывается номер ветеринарного сертификата и/или соответствующий ему, двумерный матричный штриховой код, сформированный ГИС.
В случае оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе они оформляются на бланках, учитываемых в ГИС.
С 1 января 2018 г. ветеринарная сертификация будет осуществляться только в электронном виде. При этом значительно расширится перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами - в него войдет вся готовая продукция животного происхождения (в том числе молочная), а также вся продукция, содержащая в своем составе компоненты животного происхождения.
Основой для реализации упомянутых функций стал опыт ряда ветеринарных служб субъектов Российской Федерации по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе. Теперь эти процессы переведены в цифровую форму и в специальном модуле ФГИС «Меркурий» реализована возможность оформлять в электронном виде справку, подтверждающую безопасность молока-сырья: сырого молока, сырого обезжиренного молока и сливок сырых.
В справке указывается объем молока, который планируется получить в течение месяца, результаты лабораторных исследований по всем показателям безопасности, указанным в Техническом Регламенте Таможенного Союза (ТР/ТС 033/2013), а также сведения о здоровье поголовья животных, от которых данное молоко было получено.
Производитель молока, получивший такую электронную справку, на ее основе может самостоятельно (т. е. уже без участия госветслужбы субъекта Российской Федерации) оформлять электронные ВСД на транспортные партии своего сырья, следующие до места реализации и/или переработки: рынок, пункт сбора молока, молокоперерабатывающее предприятие.
Возможность оформлять в электронном виде такую справку предоставлена государственным ветеринарным врачам для производителей молока на фермах любой формы собственности - на фермах, принадлежащих владельцам ЛПХ, КФХ, индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1145 от 9 ноября 2016 г. утверждены Правила аттестации специалистов в области ветеринарии [13].
Настоящие Правила устанавливают порядок аттестации специалистов в области ветеринарии.
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (далее - аттестационные комиссии, уполномоченный орган).
В состав аттестационной комиссии входят представители уполномоченного органа и соответствующего территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на паритетной основе, а также представители отраслевых союзов (ассоциаций, общественных организаций) в области ветеринарии, и (или) профессиональных союзов специалистов в области ветеринарии, и (или) образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение и реализующих образовательные программы среднего профессионального или высшего образования в области ветеринарии.
Председатель, заместитель председателя и секретарь аттестационной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов аттестационной комиссии.
Секретарем аттестационной комиссии является должностное лицо уполномоченного органа.
Положение об аттестационной комиссии, в том числе ее состав, утверждаются актом уполномоченного органа.
Выводы. Перечисленные в настоящей статье нормативные правовые акты существенно дополняют ветеринарное законодательство и направлены на более полноценное и качественное правовое регулирование отношений в области ветеринарии и ветеринарной деятельности.
Важно отметить, что нормативные правовые акты направлены на организацию превентивных мер по предупреждению заболеваемости сельскохозяйственных животных, птиц, аквакультуры, пчел и, в отдельных случаях, представителей дикой фауны.
Сейчас еще трудно оценить влияние принятых правовых актов на решение всех имеющихся проблем в области ветеринарии. Вместе с тем, налицо активизация государственной политики в этой сфере, что не может не отразиться на улучшении общих результатов развития сельского хозяйства и сохранения в стране биоразнообразия.
Литература
1. Российская газета от 15 июля 2015 г. URL : https://rg.ru/gazeta/rg/2015/07/15.html.
2. Донник И. М., Воронин Б. А. Новое в законодательстве о ветеринарии // Аграрный вестник Урала. 2015. № 12. С. 64-69.
3. Воронин Б. А., Донник И. М. Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи // Аграрный вестник Урала. 2015. № 1.
4. Воронин Б. А., Донник И. М., Тухбатов И. А. Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 1.
5. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и верховного совета Российской Федерации 1993 г. № 24. Ст. 857.
6. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету : приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161.
7. Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету : приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71305838/.
8. Об утверждении Ветеринарных правил проведения регионализации Российской Федерации : приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 14 декабря 2015 г. № 635. URL : http://docs.cntd.ru/document/420325658.
9. Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней : приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 31 мая 2016 г. № 213. URL : http://vetuprkirov.ru/doc/4.1/31_05_2016_213.pdf.
10. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации : официальный сайт. URL : http://specagro. ru/#/news/one/1265262/.
11. Официальная информация Управления Россельхознадзора по Свердловской области // Нива Урала. Спец. выпуск. 2016. № 11.
12. Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде : приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17 июля 2014 г. № 281. URL : http://help.vetrf.ru/images/a7ac/ Order_281.pdf.
13. Об утверждении Правил аттестации специалистов в области ветеринарии : приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 9 ноября 2016 г. № 1145. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71434398/.
References
1. The Russian newspaper of July 15, 2015. URL : https://rg.ru/gazeta/rg/2015/07/15.html.
2. Donnik I. M., Voronin of B. A. Novelties in the legislation on veterinary science // Agrarian Bulletin of the Urals.
2015. № 12. P. 64-69.
3. Voronin B. A., Donnik I. M. Legal regulation of veterinary activities: condition, urgent tasks // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. № 1.
4. Voronin B. A., Donnik I. M., Tukhbatov I. A. The state veterinary supervision (on the example of Sverdlovsk region) // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. № 1.
5. Sheets of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and Supreme Council of the Russian Federation 1993 № 24. Art. 857.
6. The list of the animal species which are subject to identification and accounting : the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of April 22, 2016 № 161.
7. On approval of the List of the animal species which are subject to identification and accounting : the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of April 22, 2016 № 161. URL : http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71305838/.
8. On approval of Veterinary rules of carrying out regionalization of the Russian Federation : the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of December 14, 2015 № 635. URL : http://docs.cntd.ru/ document/420325658.
9. On approval of veterinary rules of implementation of preventive, diagnostic, restrictive and other actions, establishments and cancellations of a quarantine and other restrictions directed to prevention of distribution and liquidation of the centers of the African plague of pigs : the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of May 31, 2016 № 213. URL : http://vetuprkirov.ru/doc/4.1/31_05_2016_213.pdf.
10. Ministry of Agriculture of the Russian Federation: official website. URL : http://specagro.ru/#/news/ one/1265262/.
11. Official information of Office of Rosselkhoznadzor for Sverdlovsk region // Niva of the Urals. Special issue.
2016. № 11.
12. On approval of Rules of the organization of work on execution of veterinary accompanying documents and the Order of execution of veterinary accompanying documents in electronic form : the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of July 17, 2014 № 281. URL : http://help.vetrf.ru/images/a/ac/Order_281.pdf.
13. On approval of Rules of certification of specialists of veterinary science : the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of November 9, 2016 № 1145. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71434398/.