АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ФГИС) «МЕРКУРИЙ» КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ПРОДУКЦИИ
12 3
Белова Т.А. , Еремеева С.В. , Чудиновских М.В.
1Белова Татьяна Анатольевна - магистрант;
2Еремеева Светлана Валерьевна - магистрант; 3ЧудиновскихМарина Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент,
кафедра публичного права, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: данная статья подчеркивает актуальность проблемы прослеживаемости сельскохозяйственной продукции на территории Российской Федерации, т. к. в настоящее время не хватает контроля за уровнем продовольствия в стране, позволяющего проводить своевременное регулирование сельскохозяйственного сектора, тем самым осуществлять защиту от попадания на прилавки магазинов контрафактной и некачественной продукции неизвестного происхождения. В качестве решения данной проблемы рассматривается внедряемая в России ФГИС «Меркурий». В статье рассматриваются правовые аспекты данной системы, принципы и алгоритм работы в целом, определены размеры штрафов, проблемы с внедрением системы и возможные пути ее решения. Основным методом исследования данной статьи является историко-правовой подход. Ключевые слова: производственная цепь, ветеринарный сопроводительный документ (ВСД), электронный ветеринарно-сопроводительный документ (эВСД), прослеживаемость продукции, государственный контроль, ветеринарный контроль.
Несколько десятков лет назад две крупные организации - Продовольственная и сельскохозяйственная организации Объединенных наций (FAO, Food and Agriculture Organization), и Международное эпизоотическою бюро (МЭБ) World Organisation for Animal Health (OIE) объединили свои силы для формирования простого, понятного и удобного принципа контроля всей сельскохозяйственной производственной цепи.
Производственная цепь сельскохозяйственной продукции (Production chain of agricultural products) начинается с рыночного спроса, проходит через все звенья производства, выращивания, переработки сельхозпродукции и заканчивается прилавком магазина, где она реализуется конечному потребителю.
Организации, инициировавшие запуск в электронном режиме ФГИС «Меркурий» исходили из того, что она будет гарантировать качество продукции и обеспечивать контроль движения ее от производителя в розничную сеть и защиту производителя от злоупотреблений в сети.
Цели создания ФГИС «Меркурий»:
- Уход от бумажных носителей, а также сокращение затрат на саму сертификацию и необходимость выезжать в региональные ветеринарные службы с целью оформления ВСД на бумаге.
- Минимизация бюрократии и предоставление удобного прозрачного механизма для комфортной работы частного бизнеса.
- Эффективная борьба с коррупцией среди надзорных органов и возможность справиться с мошенничеством в данной сфере.
Разработать такую мощную программу как ФГИС «Меркурий» задача не простая. Колоссальными усилиями высокопрофессиональных специалистов
подведомственного Россельхознадзору Федерального центра охраны животных она притворена в жизнь.
ФГИС «Меркурий» была внедрена Россельхознадзором для технического обеспечения электронной ветеринарной сертификации. Эта система является частью ВетИС - Государственной информационной системы в области ветеринарии.
ФГИС «Меркурий» внесена в реестр федеральных государственных информационных систем Роскомнадзора (регистрационный номер ФС-77110183).
В целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности с 01 июля 2018 года все хозяйствующие субъекты (производители и дистрибьюторы товаров), осуществляющие деятельность в области оборота пищевой продукции обязаны были зарегистрироваться в ФГИС «Меркурий», предназначенной для электронной сертификации поднадзорных госветнадзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории России.
Категории предприятий, которые обязаны подключиться к ФГИС «Меркурий»: производители, дистрибьюторы, крупные корпорации, оптовые компании и торговые сети, розничные магазины и рынки, общепит и Хорека (HoReCa, Hotel, Restaurant, Cafe/Catering).
Система обязательной электронной ветеринарной сертификацией предусмотрена статьей 4 Федерального закона от 13.07.2015 №243-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 27 декабря 2016 г. №589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» с 01 января 2019 г. законодательство обязывает бизнесменов оформлять ветеринарные сопроводительные сертификаты и справки только в электронной форме через интернет в ФГИС «Меркурий».
Таблица 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие оформление эВСД
№п/ п НПА Название Комментарий
1 Закон Российской Федерации № 4979-1 от 14.05.1993 г. О ветеринарии Основной закон, регулирующий ветеринарию
2 Федеральный закон № 243-Ф3 от 13.07.2015 г. О внесении изменений в Закон РФ «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Закон, вводящий понятия ЭВС, прослеживаемость, устанавливает переходные нормы
3 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 589 27.12.2016 г. Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях Приказ, устанавливающий правила ЭВС
№п/ п НПА Название Комментарий
4 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 22 от 22.01.2016 г. Об утверждении правил осуществления мониторинга ветеринарной безопасности территории РФ Приказ, устанавливающий правила мониторинга территорий
5 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 648 18.12.2015 г. Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами Общий перечень подконтрольных товаров
6 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 647 от 18.12.2015 г. Об утверждении перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы РФ Перечень подконтрольных товаров для аттестованных специалистов
7 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 646 от 18.12.2015 г. Об утверждении перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы Перечень подконтрольных товаров для уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов
8 Приказ Минсельхоза Российской Федерации 635 от 14.12.2015 г. Об утверждении ветеринарных правил проведения регионализации территории РФ Правила Регионализации
9 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 634 от 14.12.2015 г. О порядке назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов Правила назначения лабораторных исследований
10 Постановление Правительства Российской Федерации 1140 от 07.11.2016 г. Об утверждении Порядка создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии О создании ФГИС в области ветеринарии
№п/ п НПА Название Комментарий
11 Постановление Правительства Российской Федерации № 1145 от 09.11.2016 г. Об утверждении Правил аттестации специалистов в области ветеринарии Об аттестации ветеринарных специалистов
12 Приказ Россельхознадзо Ра № 1011 от 30.12.2016 г. О Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС "ВетИС") О создании ФГИС в области ветеринарии
13 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 212 от 03.05.2017 Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена специалистов в области ветеринарии и формы заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии О порядке проведения аттестационного экзамена
14 Решение от 20.01.2017 г. Решение об установлении статусов регионов РФ по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров Статусы регионов РФ по заразным болезням животных
15 Приказ Россельхознадзо ра № 917 от 19.09.2017 г. Об определении функциональных и технических требований к Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (В целях защиты информации документ не публикуется) Функциональные и технические требования
16 Приказ Россельхознадзо ра № 918 от 19.09.2017 г. Об определении требований к защите информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (В целях защиты информации документ не публикуется) Защищенность информации
17 Приказ Россельхознадзо ра № 53 от 30.01.2018 г. Об утверждении методических указаний по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии Методические указания по работе в ФГИС в области ветеринарии
18 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 318 от 30.06.2017 г. Порядок представления информации в ФГИС и получения информации из нее Порядок обмена информацией с ФГИС в области ветеринарии
19 Федеральный закон № 431-ФЗ от 28.12.2017 г. О внесении изменений в статью 4 Федерального Закона "О внесении изменений в закон РФ "О Ветеринарии" и отдельные законодательные акты РФ" Переносит срок перехода на ЭВС до 01.07.2018. Регулирует вопросы недоступности ФГИС в области ветеринарии
№п/ п НПА Название Комментарий
20 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 3251 от 27.06.2018 г. О внесении изменений в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 18 декабря 2015 г. № 648 Изменения в общем перечне подконтрольных товаров
21 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 250 27.06.2018 г. О внесении изменений в перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные ветеринарные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 18 декабря 2015 г. № 647 Изменения в перечне подконтрольных товаров для аттестованных специалистов
22 Приказ Минсельхоза Российской Федерации № 249 от 27.06.2018 г. О внесении изменений в перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 18 декабря 2015 г. 646 Изменения в перечне подконтрольных товаров для уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов
Административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства утверждены в статье 10.8, ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Так, перевозка продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов чревато штрафом для граждан от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц - от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.
Кроме этого, Минсельхозом РФ предложено ввести 16 новых составов правонарушений, связанных с оборотом животных и продуктов без ветеринарных документов или с нарушением порядка их оформления. Например, за нарушение, связанное с товарами, которые были подвергнуты термической или иной обработке, должностных лиц, в частности производителей, перевозчиков, продавцов, планируют предупреждать или штрафовать на сумму от 500 руб. до 1 тыс. руб. В отношении организации предусмотрено предупреждение или штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.
Правила оформления ВСД (Veterinary accompanying document) закреплены в статье 2.3 Федерального закона от 14.05.1993 №4979-1 "О ветеринарии". Ветеринарные правила оформления ВСД, а также порядок их оформления в электронном виде утверждены приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 №589.
ВСД оформляются на каждом этапе оборота подконтрольных товаров. В частности, ВСД оформляют в случае: производства партии товара; перемещения (перевозке) товаров; перехода права собственности на товары (за исключением случаев передачи (реализации) покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
ВСД могут оформляться в двух видах - бумажном и электронном. Бумажный ВСД представляет собой документ на официальном бланке с подписью, печатью и другими реквизитами. Если в накладной несколько позиций товара, бумажный ВСД может оформляться как на накладную в целом, так и на каждую позицию. Такой документ оформляется при производстве подконтрольного товара и передается вместе с товаром в процессе его движения (например, от производителя сырья перерабатывающему предприятию, затем поставщику, который везет товар на склад, затем экспедитору, сопровождающему товар на пути в розничный магазин, затем продавцу).
ЭВСД (Electronic veterinary and accompanying document) представляет собой электронный документ, сформированный в ФГИС "Меркурий". Каждому эВСД присваивается уникальный индентификатор - (32-значный код), позволяющий однозначно идентифицировать партию груза, на которую оформлен эВСД. При наличии в накладной нескольких позиций эВСД оформляется на каждую из них.
Основное назначение эВСД аналогично назначению бумажного ВСД -сопровождение товара на всем пути его следования. Разница заключается в физическом отсутствии документа, поскольку эВСД является электронным документом, передачи его из рук в руки (как с бумажным ВСД) не происходит.
Бумажные ВСД на подконтрольные товары можно оформлять только до 01.07.2018. После этой даты ВСД следует оформлять исключительно в электронном виде в ФГИС "Меркурий".
Любой ВСД обязательно должен содержать следующую информацию: о виде, типе, подвиде и назначении продукции; об упаковке (форма и количество), единицах измерения (тип и объект продукции в них); о сроке годности продукции; об условиях хранения продукции; о производителе (название, страна); о санитарно-ветеринарной экспертизе и пробах; о благополучии местности происхождения товара; о ветеринарном враче, оформившем сертификат. Все ВСД можно разделить на три категории.
Таблица 2. Категории ВСД
№ п/п Категория ВСД Основная характеристика
1. Транспортный Формируется отправителем товара. Дополнительно к указанной выше информации содержит информацию об отправителе и получателе товара, транспортном средстве, которым перевозится товар, и о пунктах перегрузки товара (если таковые имели место). Лицо, принявшее товар, гасит такой ВСД, а при передаче товара далее оформляет новый транспортный ВСД.
2. Производственный Формируется в ФГИС «Меркурий» автоматически, когда из исходного сырья вырабатывается продукции (например, производство фарша из мяса). В отличие от транспортных ВСД в нем не отражается информация о перемещении товара и он не подлежит гашению при смене собственника товара. Такой ВСД содержит информацию о партии сырья, из которого производится продукция и о партии продукции.
3. Возвратный (Ветеринарное свидетельство или ветеринарная справка) -оформляется на партию товара (целиком или частично), если в процессе приемки товара были обнаружены явные признаки некачественной продукции.
Таким образом, перейти на электронную ветеринарную сертификацию через ФГИС "Меркурий" должны все хозяйствующие субъекты, так или иначе участвующие в обороте продукции животного происхождения, в частности: птицефабрики; мясокомбинаты; молокозаводы; производители рыбы и морепродуктов; склады и логистические центры; оптовые покупатели и продавцы; розничные магазины и т.д.
Суть внедрения электронной системы сертификации не просто в снижении расходов на бумажную документацию путем перевода информации в электронный вид, а в более совершенных технологиях.
Оформление эВСД в ФГИС "Меркурий" осуществляется физическим лицом, зарегистрированным и авторизованным в системе двумя способами:
1) Самостоятельно - путем создания нового ВСД (при наличии прав на создание ВСД);
2) Путем подачи заявки на создание ВСД (при отсутствии прав на создание ВСД).
Возможности пользователя при работе с ФГИС "Меркурий" зависят от
присвоенных ему при регистрации прав доступа. Возможные варианты прав доступа к сервисным функциям ФГИС "Меркурий" описаны в приказе Минсельхоза России от 27.12.2016 №589. В частности, предусмотрены следующие права доступа:
1. Авторизованный заявитель - роль предоставляется по умолчанию всем зарегистрированным пользователям. Позволяет подавать заявки на оформление ВСД (например, для оформления ВСД уполномоченным лицам органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, в отношении товаров, перечень которых утв. Приказом №648).
2. Аттестованный специалист - роль предоставляется пользователям, прошедшим аттестацию для оформления ВСД согласно перечню товаров, утв. Приказом №647.
3. Гашение ВСД - пользователь вправе гасить входящие электронные ВСД.
4. Уполномоченное лицо - роль позволяет оформлять ВСД на продукцию из перечня, утв. Приказом №646.
5. Оформление возвратных ВСД - роль позволяет оформлять возвратные ВСД при гашении сертификата. Если роль указана без роли "Гашение ВСД", то возможности оформлять возвратные ВСД нет.
6. Оформление ВСД на производственную партию - роль позволяет вести журнал вырабатываемой продукции.
7. Оформление ВСД на сырое молоко - роль позволяет оформлять ВСД на сырое молоко, если на парию выдана справка о безопасности сырого молока.
8. Сертификация уловов водных биологических ресурсов (ВБР) - роль позволяет оформлять ВСД на водные биологические ресурсы, следующие до места проведения ВСЭ и (или) для переработки.
Для оформления (создания) нового ВСД (при наличии соответствующих прав) пользователю достаточно авторизоваться в ФГИС "Меркурий" и создать ВСД. Подать заявку на его создание при этом не требуется. Если права на создание ВСД у пользователя отсутствуют, следует оформить заявку и дождаться решения по результатам ее рассмотрения.
Подконтрольный товар без ВСД не подлежит приему для переработки и реализации, лишь, как исключение, может быть принят на склад для изолированного хранения до предъявления ветеринарного документа.
Сертификация проводится в режиме реального времени и можно отследить любой этап превращения сырья в пищевой продукт - "от стойла до прилавка". Благодаря автоматизированной системе исчезает возможность оформления документов на контрабандный продукт - большая часть информации считывается с предыдущих сертификатов. При этом государственному инспектору требуется иметь только сканер бар-кодов и телефон или компьютер с доступом в Интернет.
Эта система учитывает абсолютно все нюансы, начиная с подбора удобрений для конкретных растений или корма для животных, до контроля качества молока или мяса
47
на полках магазинов. Данный механизм получил название прослеживаемость продукции. Если говорить иными словами, она позволяет точно отслеживать всю цепочку выращивания растений или животных, их питания, условий их роста, а также всех последующих этапов, необходимых для производства готового продукта растительного или животного происхождения. Это значит, что, даже взяв обычный кусок мяса в магазине, можно быстро и точно определить какому животному оно принадлежало, в каких условиях содержалось, как обрабатывалось и хранилось. Именно достоверно оформленные ветеринарные сертификаты являются той основой, на которой во всем мире и базируются системы прослеживаемости.
Тем не менее, сами производители продукции по всей стране разделились на два полностью противоположных лагеря. Одни всецело «за» подобные перемены и внедрение такого перспективного и удобного в работе механизма, а иные категорически против. Впрочем, очевидно, что сопротивляются именно те предприниматели, которые ведут свои дела не честно, и производят не достаточно качественную продукцию, ведь тогда строгий и непредвзятый контроль поставит крест на их бизнесе, или как минимум, потребует проведения серьезных изменений в привычном и налаженном рабочем механизме.
Если говорить о России, то классическая служба ветеринарного контроля и сертификации является архаичной, платной и совершенно не объективной. Ее уничтожает коррупция, необходимость соблюдения массы ненужных бюрократических формальностей и сильная зависимость от ресурсов. Такая система в итоге неудобна как для производителей товаров, так и для самого государства, но хуже всего, она несет потенциальную опасность для конечного потребителя продуктов.
Каждый год в стране оформляется несколько миллионов бумажных сертификатов. Это огромная и напрасная трата ресурсов и времени, но при этом она совершенно не гарантирует никакого качества продукции. С помощью этих документов чисто физически невозможно отследить весь путь товара от поля до прилавка. Существующие бланки отчетности, несмотря на их высокую стоимость и защиту, при определенных усилиях можно легко подделать. К примеру, можно свободно удалить информацию, нанесенную лазерным принтером, и затем использовать данный бланк повторно в собственных целях.
Внедрению системы ФГИС «Меркурий» сопротивляются «не чистые на руку» участники торгового оборота, ведь автоматизация процесса делает невозможным реализацию фальсифицированных продуктов, их подмены и подмешивание в состав нежелательных ингредиентов, зачастую небезопасных для здоровья веществ.
Находятся и другие противники электронной сертификации - субъектовые ветеринарные службы, которые теряют возможность оформлять документы за деньги. Да, и, общая неготовность идти в ногу со временем, использование современных технологий, тоже имеет место быть.
Наряду с выше перечисленными проблемами, можно выделить ещё и недостатки системы «Меркурий»: частые технические проблемы в системе (подвисания и т.д.); все делается через интернет, а интернет есть не у всех и получается выпадает из бизнеса часть рынка; увязка с госветврачами у которых нормированный график работы (с 08:00 до 17:00, понедельник-пятница) для оформления ветсвидетельств, а отгрузки могут быть и ночью, и в выходные; для молочной отрасли очень сложно построить систему отслеживания и расчета от количества входного сырья до количества выпущенной готовой продукции. Другими словами, сложно построить систему учета из серии «из скольких кг молока, какого хозяйства, сколько получилось готовой продукции, только у единиц построена эта система учета, и она требует больших капиталовложений в переустройство учета; так же, плохая информированность участников товарооборота, кроме больших торговых сетей;
допзатраты на автоматизацию создания ветсертификатов, дополнительный персонал, дополнительная техника.
Проблемы с внедрением ФГИС «Меркурий» начали возникать в первую очередь у крупных производителей молокопродуктов. У них в одну партию сырья может входить продукция сразу от нескольких десятков производителей и даже больше. Согласно же новой системе, в сопроводительном документе готовой продукции должны отображаться все производители. Фактически получалось, что, например, одна банка сметаны должна сопровождаться огромным списком.
Минсельхоз изменил перечень товаров, на которые требуется оформлять ВСД. ВСД не нужны:
-на пастеризованное молоко и продукты, которые изготовлены из такого молока промышленным способом и упакованы в потребительскую тару. Для этой продукции, скорее всего, введут маркировку (пилотный проект планируется ввести с 01.09.2018);
-готовую мясную продукцию из кода 1602 ТН ВЭД, кроме субпозиций 1602 31 110 0, 1602 32 110 0, 1602 39 210 0, 1602 50 100 0 и 1602 90 610 0;
-готовых моллюсков и ракообразных;
-мороженое;
-ряд товаров с содержанием продукции животного происхождения, молока или рыбы менее 50% из групп 19, 20 и 21 перечня.
Зачем ФГИС «Меркурий» рядовому потребителю не сложно представить, например, вы купили в магазине упаковку Кефира, дома его выпили, и, через некоторое время, почувствовали первые признаки пищевого отравления. С бумажными сертификатами узнать от куда на самом деле поступил кефир на прилавок магазина практически невозможно. С ФГИС «Меркурий» любой пользователь в считанные секунды по специальному паркоду, нанесённому на упаковку, увидит всю цепочку перемещения продукта «от поля до прилавка». А, надзорные органы, работающие в ФГИС «Меркурий» найдут виновника, узнают причину отравления и смогут изъять небезопасный кефир из всех продовольственных магазинов, сохранив здоровье ещё сотням жителей страны.
В системе созданы модули для работы государственных, ветеринарных инспекторов Россельхознадзора и ветеринарных управлений субъектов федераций. Через их руки проходят все животноводческие грузы вводимые и перемещаемые по стране.
1Т-партнеры Россельхознадзора, разработали решения, с помощью которых можно интегрировать ФГИС «Меркурий» с учетной системой компании. Это позволяет автоматизировать работу с эВСД. В частности, специальные модули позволяют в привычном и знакомом интерфейсе 1С за несколько секунд обработать весь массив ВСД по поставке.
Россельхознадзор добивается значительных успехов в создании системы прослеживаемости в России. Оформление ветеринарных сертификатов в электронном формате уже стало реальностью, но останавливаться на достигнутом Россельхознадзор не намерен. В планах наладить работу в области эВСД с основными странами поставщиками, для обеспечения глобальной прослеживаемости продуктов питания.
Использовать «Меркурий» предоставляется тем странам, которых информатизация этой части бизнес-процесса не настолько развита как в России. Ветеринарные специалисты других стран могут добавлять информацию в «Меркурий» о своих ветеринарно-сопроводительных документах на ввозимый груз в Таможенный союз.
Другой вариант сотрудничества подходит тем государствам, у которых уже есть автоматизированные системы прослеживаемости, в его основе лежит обмен электронной информацией по средствам интеграции двух систем.
Работа по регистрации хозяйствующих субъектов в ФГИС «Меркурий» в России подходит к концу. На сегодняшний день 90 % участников эВСД уже включены в электронный оборот. Это — крупные производители сельскохозяйственной
49
продукции, торговые сети. Остались не включенными в систему лишь некоторые
школы, детские сады и личные подсобные хозяйства.
При этом, «Меркурий» становится всё совершеннее и многофункциональнее год
от года, лишь с одной целью «Защитить права и жизнь каждого из нас».
Список литературы
1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Власов Н.А. Об изменениях в сфере ветеринарной сертификации // The DairyNews 20.01.2014 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dairynews.ru/ (дата обращения: 14.05.2019).
3. Никитин И.Н. Национальное и международное ветеринарное законодательство.// И.Н.Никитин, А.И. Никитин.
4. Сборник нормативных документов по ветеринарно-санитарной экспертизе и госветнадзору (по состоянию на 01.06.2014) / Ставропольский аграрный ун-т; [сост.: В.И. Трухачев и др.]. Ставрополь: АГРУС, 2014. 20 см.
5. ГАРАНТ.РУ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 14.05.2019).
6. Веб-интерфейс подсистемы «Меркурий.СВХ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mercury.vetrf.ru/svh/ (дата обращения: 14.05.2019).
7. Веб-интерфейс подсистемы «Меркурий.ГВЭ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mercury.vetrf.ru/gve/ (дата обращения: 14.05.2019).
8. Веб-интерфейс подсистемы «Меркурий.ХС»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mercury.vetrf.ru/hs/ (дата обращения: 14.05.2019).
9. Веб-интерфейс подсистемы «Меркурий.ТУ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mercury.vetrf.ru/tu/ (дата обращения: 14.05.2019).