Научная статья на тему 'Повышение качества пищевых продуктов на основе прослеживаемости'

Повышение качества пищевых продуктов на основе прослеживаемости Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
789
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ / КАЧЕСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Рождественская Лада Николаевна, Липатова Людмила Павловна

Гарантия прослеживаемости пищевой цепи и исключение возможности попадания на рынки пищевой продукции ННН (незаконной, несообщаемой и нерегулируемой) является обязательным условием производства конкурентной на мировом продовольственном рынке продукции. Прослеживаемость одно из необходимых условий для организации устойчивого бизнеса, поскольку позволяет производителю принимать решения об эффективности производственных и логистических операций. Потребители все чаще хотят быть информированными о безопасности потребляемых продуктов, их происхождении и качестве процессов производства и реализации. Чтобы восстановить и сохранить доверие потребителей, продовольственные цепи должны стать более устойчивыми и прозрачными. Динамика объемов экспортно импортных операций, осуществляемых Россией, свидетельствует о необходимости гармонизации отечественной системы электронной ветеринарной сертификации со сложившимися в международной практике подходами. В настоящей статье сделана попытка изучить текущее состояние информационных систем обеспечения прослеживаемости в цепочках поставок продовольствия и связи с основными заинтересованными сторонами. В частности, рассмотрены текущие технические и организационные решения и разработки, направленные на получение и предоставление информации потребителям, а также лицам, принимающим решения по вопросам устойчивости и прозрачности. Выявлены основные противоречия между содержанием информации, востребованным конечными потребителями и производителями. На основе анализа возможностей отечественной информационной системы «Меркурий» обозначены пути ее совершенствования с целью приведения в соответствие с потребностями международных партнеров при проведении экспортно импортных операций в рамках ВТО и ЕАЭС. Сформулированы основные требования к системе прослеживаемости, которая могла бы отвечать интересам всех задействованных в пищевой цепочке сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Рождественская Лада Николаевна, Липатова Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the quality of food based on traceability

Guaranteeing the traceability of the food chain and excluding the possibility for food products (illegal, unreported and unregulated) to enter the IUU markets is a prerequisite for manufacturing products competitive on a global food market. Traceability is one of the necessary conditions for the organization of a sustainable business since it allows the manufacturer to make decisions on the efficiency of production and logistics operations. Consumers increasingly wish to be informed of the safety of the food they consume, its origin, the quality of manufacturing processes and sales. Food chains need to become more sustainable and transparent to restore and retain consumer trust. The dynamics of the volume of export-import operations in Russia reveals a persistent need to harmonize the domestic system of electronic veterinary certification with the approaches developed in international practice. In this paper we aim to explore the current status of information systems to support food supply chain transparency as wells as their relations with essential stakeholders. In particular we analyze current technical and organizational solutions and developments that aim to obtain and provide information concerning sustainability and transparency issues to consumers and decision makers. The main contradictions between the content of information claimed by end users and producers are revealed. Based on the analysis of the capabilities of the domestic information system «Mercury», ways of its improvement are proposed to bring them in line with the needs of international partners in export-import operations within the WTO and the Eurasian Union. The main requirements for a traceability system that could meet the interests of all stakeholders in the food chain are also formulated.

Текст научной работы на тему «Повышение качества пищевых продуктов на основе прослеживаемости»

УДК 005.6: 664

Повышение качества пищевых продуктов на основе прослеживаемости

Л. Н. Рождественская, канд. экон. наук; Новосибирский государственный технический университет Л. П. Липатова, канд. техн. наук

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Концепция внедрения «прослеживаемости» в агропромышленный сектор и вывод ее за границы одного производства не нова. Ее необходимость осознали и правительство, и бизнес. Однако, если производители задумывались об этом в первую очередь для получения конкурентных преимуществ и оптимизации осуществляемых бизнес-процессов, то со временем вопросы прослеживаемости получили стратегическое значение, как основной инструмент противодействия био-терроризму. Основные принципы прослеживае-мости были заложены в стандартах ISO и HACCP (hazard analisys and critical control point), разработанных для контроля биологических, химических и физических рисков производства. Далее, необходимость обеспечения прослеживаемости была развита в ряде стандартов: HFS International Food Standar, BRC Global Standard, SQF 1000 Code, Global Food Safety Standards и др. В то же время, внедрение этих стандартов в рамках отдельных производств и сетевых предприятий не позволяет комплексно решать проблемы стран и межстрановых торговых процессов, поскольку отсутствуют согласованные механизмы коммуникации и обмена между всеми участниками рынка по всей цепи прохождения продукта, информационных данных.

Степень важности прослеживае-мости для конечного потребителя демонстрируют результаты исследований. Так для 8 из 10 потребителей «прослеживаемость ингредиентов» - важнейший фактор, влияющий на приобретение пищевых продуктов [1]. Все больше потребителей воспринимают прослеживаемость не как дополнительный параметр качества продукции, а как неотъем-

лемое и обязательное право на получение достоверной информации об источниках сырья, применяемых технологиях производства и обеспечения безопасности, составе конечного продукта и логистических особенностях при распределении. Потребители все больше осознают важность полноты информации при выборе продуктов питания, и это объясняет эффект роста совокупного потребительского спроса на «большую прозрачность» и «лучшие ингредиенты» [2].

Прослеживаемость - это инструмент, который используется для:

обеспечения качества, а также позволяет определить, причины по которым оно снижается;

обеспечения безопасности потребителей путем быстрого и целенаправленного оповещения и немедленного отзыва некачественной пищевой продукции;

контроля соблюдения требований и правил;

защиты имиджа бренда и, следовательно, способствования маркетингу производимой продукции.

Россия, с населением более 146 млн человек [3] представляет собой крупнейший потребительский рынок в Центральной и Восточной Европе. Кроме того, наша страна - одна из крупнейших импортеров и экспортеров мира, что делает необходимым реализацию принципа прослеживае-мости пищевой цепи.

По итогам 2016 г. экспорт России в стоимостном выражении составил 285,49 млрд долл. США, в том числе из стран дальнего зарубежья 248,13 млрд, а из стран СНГ 37,36 млрд. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья при этом составил 17,04 млрд, в том числе на страны

дальнего зарубежья пришлось 12,87 млрд, на страны СНГ - 4,17 млрд [4]. В 2016 г. Россия увеличила поставки многих продовольственных товаров. Помимо традиционных покупателей увеличились поставки в страны Европы, Ближнего востока и Азии, в частности Китай, и страны Латинской Америки [5].

Результатом сложившейся коньюн-ктуры стало достижение за первое полугодие 2017 г. объема экспорта в размере 167,56 млрд, из них на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье приходится 8,69 млрд, в том числе в страны дальнего зарубежья 6,46 млрд, в страны СНГ - 2,23 млрд. По данным Федеральной таможенной службы, импорт в Россию товаров из стран СНГ и дальнего зарубежья в январе-июне 2017 г. составил 101, 07 млрд, т. е. увеличился на 27,1% [6] в годовом исчислении, при этом наблюдался рост закупок продовольственных товаров на 23,5%. На импорт из стран дальнего зарубежья пришлось 11,07 млрд, а на страны СНГ - 2,61 млрд [7].

Таким образом, даже провозглашенные тренды в отношении необходимости достижения максимального самообеспечения по многим продовольственным позициям, не снижают острую необходимость интегрирования Российской информационной системы обеспечения прослежи-ваемости в систему международных экспортно-импортных операций. Это становится первоочередной задачей для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, с одной стороны, и гарантированного обеспечения пищевой безопасности внутри государства, с другой.

Вопросы прослеживаемости продовольственной продукции становятся основными при решении таких проблем национального значения, как повышение качества пищевой продукции [8], обеспечение продовольственной безопасности [9], обеспечение информированности конечного потребителя [10] о составе и происхождении ингредиентов пищевой продукции. Вопросы прозрачности пищевой цепочки вызывают озабоченность, как на уровне правительства, так и населения стран мира, что приводит к активному поиску механизмов и инструментов обеспечения прослеживаемости. Системы отслеживания, которые предлагаются для использования, должны быть не только практичными, но также должны соответствовать действующему законодательству и должны работать в рамках определенных требований. Прослеживаемость может быть эффективной только в том

случае, если она: достоверна и проверяема; осуществляется регулярно, последовательно и объективно; ориентирована на результат; экономически эффективна.

В России обеспечение прослежи-ваемости связано в первую очередь с агрегацией данных из уже имеющихся информационных систем в новую: «...Развиваем систему мониторинга качества и безопасности продуктов и создаем единую информационную систему, которая позволит прослеживать пищевую продукцию на всех этапах ее производства и продажи» [11]. Технически это связано, в первую очередь, с развитием использования ФГИС «Меркурий» [12]. Основная функция системы «Меркурий» - поддержание внутренней электронной сертификации всех типов грузов, отслеживания пути их перемещения по территории России, повышения биологической и пищевой безопасности.

Для этого в системе «Меркурий» фиксируется информация обо всех этапах производства: выращивание животных, их убой, места хранения и переработки полученной продукции вплоть до розничной реализации. Выстраивается цепочка электронных документов, которая охватывает каждый этап процесса, и на каждом таком этапе оформляется отдельный сертификат. Каждый последующий сертификат связан с предыдущим (или с предыдущими, если их было несколько) и последующими. Кроме того, система «Меркурий» обменивается информацией как с «Аргусом» (автоматизированной системой рассмотрения заявок на ввоз, вывоз или транзит животных, продуктов и сырья животного происхождения, процесса выдачи разрешений или отказов), так и с «Вестой» (автоматизированной системой, предназначенной для сбора, передачи и анализа информации по проведению лабораторного тестирования образцов поднадзорной продукции при исследованиях в области диагностики, пищевой безопасности, качества продовольствия и кормов, качества и безопасности лекарственных средств для животных и т. п.).

Подобная агрегация данных позволяет обеспечить доступность информации о том, откуда поступает компонент для продовольственного производства, даже если сырье или продукция импортированы в Россию, и по каким показателям проводилось исследование, как отдельных компонентов, так и готовой продукции. Предполагается, что «Меркурий» будет использоваться в России повсеместно с 1 января

2018 г., что обеспечит оформление ветеринарных сопроводительных документов на пищевую продукцию только в электронной форме.

Следующим этапом развития информационной системы предполагается ее объединение помимо трех указанных информационных систем еще с десятью: Тор (каталог учреждений), Сирано (система раннего оповещения), Икар (каталог адресов), Ассоль (генератор отчетов), Гермес (реестр лицензий), Ирена (реестр кормов), Цербер (учет контрольно-надзорной деятельности), Дюма (генератор писем и указаний), кадровая и справочная системы и др. [13]. Однако стоит отметить, что речь идет только об утвержденном перечне подконтрольных товаров [14] и выдаче только ветеринарных свидетельств. А это не позволяет пока полностью соответствовать современным потребительским и международным требованиям.

Важно отметить, что при формировании системы прослеживаемости, способной удовлетворять и международным и национальным требованиям, необходимо решить две задачи. Во-первых, это необходимость стандартизации представления данных, поскольку большинство пищевых цепей очень сложны, являются взаимозависимыми и вовлекают большое количество заинтересованных сторон. В одном продукте могут участвовать несколько компаний, из которых поставляются ингредиенты, компоненты и упаковка. Цепочка продуктов питания начинается с происхождения сырья, ингредиентов и продолжается историей их обработки, определением партий, выявлением связей между производственными партиями, применяемыми методами производства, хранения, контроля и анализа, задействованным персоналом, всей цепочкой поставок и распределения и т. д.

Прослеживаемость требует установления целостности, достоверности и идентификации продукта на всех производственных этапах, включая систему проверки и сертификации конечных пищевых продуктов, с тем чтобы повысить доверие потребителей.

Во-вторых, это обеспечение непосредственно прослеживаемости, включающей трекинг и трейсинг. Трейсинг предполагает возможность осуществления операций по выявлению происхождения любого из компонентов. Задавая номер партии, можно узнать, какое сырье использовалось для производства данной продукции и характер его происхождения. Кроме того, он позволяет по нескольким поисковым критериям

определить место происхождения и связанные с этим характеристики конкретного продукта на любом этапе цепи поставки. Другими словами, трейсинг обеспечивает возможность идентификации происхождения данного изделия в направлении «вверх». Трекинг отслеживает движение и местонахождение. Он используется на практике, в основном, для обеспечения возможности отзыва продукции и позволяет идентифицировать продукцию по всей цепи поставки в соответствии с одним или несколькими критериями (например, номер партии или срок годности и т. д.). Он дает возможность отследить маршрут перемещения искомого изделия и /или партии предметов торговли по мере их перемещения «вниз» по цепи поставок.

Результатом активного внедрения стандарта экологической сертификации МБС, часть которого - это проверка цепи поставок (сИа1по"сиБ1оСу - СоС) - прохождения морепродуктов «от лодки до глотки» на уже сложившемся к 2012 г. рынке, стало появление более 60 видов этикеток на товарах из морепродуктов, поскольку ни национальных, ни международных стандартов для маркировки не было. Норвежская Федерация морепродуктов провела исследования достоверности информации на товаре и обнаружила, что лишь 14% из проверенного объема штрих-кодов не имеют недостатков и правильно читаются электронными сканирующими устройствами, а 45% - не читаются совсем. Под слоганом «Один код, быстрая «прослеживаемость», безопасность и здоровье» была запущена кампания по разработке, и в мае 2012 г. была принята единая система кодирования и маркировки для использования переработчиками, дистрибьюторами и транспортными компаниями, работающими с морепродуктами [15].

Пока же подобная система «про-слеживаемости» недоступна в России для большинства товаров. Более того, при продвижении системы «Меркурий» заведомо закладывается два уровня прослеживаемости - «высокого» и «низкого разрешения». Про-слеживаемость низкого разрешения позволяет определить, например, молоко каких ферм использовано для изготовления партии продукции, выпущенных на конкретную дату, а прослеживаемость высокого разрешения позволяет определить, молоко от каких конкретных животных использовано для изготовления партии, например, йогурта. При этом операции производственного про-

цесса в ФГИС «Меркурий» не фиксируются. Производственный процесс представляется, как «черный ящик», для которого фиксируется только входное сырье и выходная продукция. Эта ситуация имеет технические варианты решения, однако для его внедрения необходимы достаточно серьезные изменения всей системы. Более того, раскрытие этого «черного ящика» представляет значительный интерес и для самого бизнеса -ведь это дополнительная информация, которая позволяет управлять эффективностью как производственных, так и логистических бизнес -процессов, определять наиболее рисковые этапы, оптимизировать взаимодействие с поставщиками.

Если же говорить о специфике доведения информации до конечного потребителя, то необходимо учитывать, что здесь в основном востребована информация (и желательно максимально проиллюстрирована). Потребители хотят покупать здоровую и качественную пищу. Они хотят знать, откуда продукт, кто производитель и как он попал на их стол, они хотят понять цепочку продовольственных поставок, например, о месте лова, названии судна и рыболовной компании, способе и месте переработки, кто перевозил, при какой температуре хранили, с фотографиями, сопровождаемыми рассказом производителей о себе - добросовестных и экологически ответственных [16]. Потребители также готовы платить более высокие цены за продукты, по которым они могут получить всю эту информацию. А в современном мире это абсолютно реально, и наиболее апробированными в мировой практике средствами реализации систем прослеживаемости могут быть: бумажный носитель (штрих-код, QuickResponseCode); Radio-frequency Identification (RFID); Electronic Product Code (EPC); Electronic Product Code Information Service (EPCIS).

Штрих-код уже достаточно давно используется во всем мире как уникальная система идентификации маркировки продуктов. Коды QR печатаются на упаковке или рядом с продуктами, и дают возможность потребителям легкого доступа к более подробной информации о продукте, чем та, которая может быть предоставлена розничным торговцем.

Радиочастотная идентификация (RFID) - это технология идентификации продуктов и предметов с использованием радиочастот. Информация хранится в RFID-идентификаторе, также известном как тег. Его можно

читать беспроводным способом с помощью RFID-считывателя, который работает на радиочастотах. RFID в настоящее время используется для различных целей, включая системы контроля доступа, системы мониторинга розничной логистики и контроля за транзитом продуктов питания. Технология RFID позволяет улучшить электронный обмен данными. Его можно использовать для обеспечения качества и безопасности продуктов, поставляемых на рынок, в соответствии с ожидаемыми стандартами и правилами прослеживаемости. Потребители и поставщики могут отслеживать данные о качестве, происхождении, условиях хранения и свежести продуктов.

EPC (Electronic Product Code— электронный код продукции) - это уникальный номер, определяющий конкретный предмет торговли в цепи поставок. Код ЕРС хранится на радиочастотной метке (RFID), которая состоит из кремниевого чипа и антенны. Цель проводимой EPCglobal стандартизации состоит в разработке технических спецификаций и стандартов, с помощью которых пользователи, представляющие широкий круг отраслей промышленности, смогут повысить эффективность своих операций в цепях поставок.

EPCIS - это стандарт GS1, который позволяет торговым партнерам обмениваться информацией о физическом перемещении и статусе продуктов, по всей цепочке поставок - от бизнеса к бизнесу и, в конечном счете, до потребителей. Он помогает ответить на вопросы «что, где, когда и почему», чтобы удовлетворить потребительские и нормативные требования для точной и подробной информации о продукте.

Еще одним потребительским требованием является быстрое подтверждение того, что приобретаемая пища является «здоровой» и не содержит нежелательных компонентов. Например, не относится к «продукции с избыточным содержанием свободных сахаров, натрия, насыщенных и трансизомеров жирных кислот» [17]. Пока предпринимаются меры по разработке специальной маркировки, только четкое понимание компонентного состава и прослеживаемость источников ингредиентов способны дать потребителю такие гарантии. Это характерно не только для торговли, но и для продукции общественного питания. В ряде стран используемая специальная маркировка блюд в меню значками «безглюте-новая пища», «органическая пища»,

«не содержит ГМО» и пр. стала возможна только после обеспечения прозрачности пищевой цепи [18].

Еще одним аргументом в пользу необходимости дополнительных мер в отношении обеспечения про-слеживаемости является усиление экономических связей в рамках Евразийского экономического союза. «В 2017 - 2018 гг. планируется разработать архитектуру системы про-слеживаемости, а также отдельные ее компоненты в составе интеграционного сегмента комиссии и национальных сегментов государств -членов ЕАЭС. Кроме того, будут подготовлены нормативные правовые акты, необходимые для ее внедрения и использования в странах союза» [19]. Разрабатываемая система прослеживаемости позволит предпринимателям ЕАЭС при ведении внешнеэкономической деятельности и взаимной торговле сократить издержки и при этом повысить эффективность государственного контроля за счет использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий и объединения уже наработанного в странах опыта [20] в вопросах управления прослеживаемостью и применяемых IT - решений.

Таким образом, можно обозначить основные направления совершенствования отечественной системы прослеживаемости пищевой цепи как необходимость соответствия следующим требованиям:

поддерживать безопасность и /или качество пищевых продуктов;

соответствовать спецификации (-ям) конечного потребителя;

определять историю или происхождение продукта;

облегчать возврат и /или отзыв продуктов;

идентифицировать все организации, задействованные в пищевой сети, начиная от производителей кормов для животных;

быть в состоянии проверить конкретную информацию о продукте;

передавать информацию соответствующим заинтересованным сторонам и потребителям;

соответствовать местным, региональным, национальным и /или международным правилам или нормам

способствовать росту эффективности, производительности и рентабельности бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Transparency in food http://www. newhope.com / food-beverage/ info graphic-transparency-food.

2 . The Rise of a New Food Industry Mandate: Trust, Truth and Transparency, Headwaters http://www.preparedfoods.com / articles / 119315-consumers-demand-transparency-in-the-food-industry.

3. Федеральная служба государственной статистики. Демография. http: //www.gks.ru / wps / wcm / conne ct / rosstat_main / rosstat / ru / statistics / population / demography / #

4. Федеральная таможенная служба. Внешняя торговля РФ. http://www.customs.ru/ index. php? option=com_newsfts&view=category&id= 52&Itemid=1978

5. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/ analytics / research/40407-vneshnyaya- topgovlya-possii-v-2016-godu- tsifpy-i-fakty. html

6. Импорт в РФ из стран дальнего зарубежья подскочил на 21 % http://www.rosbalt.ru/ business/2017/ 0 7/17/1631204. html

7. Таможенная статистика http://www.customs.ru / index2.php? option=com_content&view=artic1e&id=24933:-2017-&catid=52:2011-01-24-16-28-57&I temid=1978

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года».

9. Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

10. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300 - 1 (ред. от 03.07.2016 г.) «О защите прав потребителей».

11. 27 апреля 2017 г. Выступление на заседании Правительства РФ Медведева Д.А.

12. Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 г. № 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».

13. Приказ Россельхознадзора России от 17.03.2017 № 240 «О вводе в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС ВетИС)».

14. Приказ Минсельхоза России от 18.12.2015 г. № 648 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами».

15. Причины возникновения, современные тенденции, виды и возможности использования систем «прослеживаемости»

http://fishnews.ru / rubric/ krupnyim-planom/5853

16. How consumers can track products at the touch of a smartphone button https: // www.theguardian.com/ sustainable-business / consumers-track-products-smartphone

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. №738-р План мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.

18. Betsy Craig Menu/ Ingredient Transparency https: / / www. foodsafetymagazine. com / magazine-archive1 / fe br ua ry ma rc h - 2 016/ menuingredient-transparency /

19. Система прослеживаемости и идентификации продукции и товаров будет создана в ЕАЭС http://www.be1ta.by / economics/ view / sistema-proslezhivaemosti-i-identifikatsii-produktsii-i-tovarov-budet-sozdana-v-eaes-266873 - 2017/

20. Systems for sustainability and transparency of food supply chains -Current status and challenges. https: //www. researchgate.net/ pub1ication/220371900_

REFERENCES

1. Transparency in food. Available at: http://www.newhope.com/food-bever-age/infographic-transparency -food.

2. The Rise of a New Food Industry Mandate: Trust, Truth and Transparency, Headwaters. Available at: http://www. preparedfoods.com/artic1es/119315-consumers-demand-transparency-in-the-food-industry.

3. Federal Service of State Statistics. Demography. Available at: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/en/statistics/population/demog-raphy/# (In Russ.)

4. Federal Customs Service. Foreign trade of the Russian Federation. Available at: http://www.customs.ru/index. php?option=com_newsfts&view=category &id=52&Itemid=1978 (In Russ.)

5. Russia's foreign trade in 2016: figures and facts. Available at: http:// xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/ana1ytics/ research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html

6. Import to the Russian Federation from non-CIS countries jumped by 21%. Available at: http://www.rosba1t.ru/ business/2017/07/17/1631204. htm1 (In Russ.)

7. Customs statistics: http://www. customs.ru/index2.php?option = com_ content&view = artic1e&id = 24933:-2017-&catid = 52:2011-01-24-16-28-57&Itemid=1978 (In Russ.)

8. Order of the Government of the Russian Federation of June 29, 2016

No. 1364-r "Strategy of improving the quality of food products in the Russian Federation until 2030". (In Russ.)

9. Decree of the President of the Russian Federation of 30 January 2010 No. 120 "On the Approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation". (In Russ.)

10. Law of the Russian Federation of 07.02.1992 No. 2300-1 (ed. of July 3, 2016) "On the Protection of Consumer Rights". (In Russ.)

11. April 27, 2017. Speech at RF Government Meeting Medvedev D.A. (In Russ.)

12. Order of the Ministry of Agriculture of Russia of December 27, 2016 No. 589 "On approval of the Veterinary Rules for the organization of work on the registration of veterinary accompanying documents, the Procedure for the registration of veterinary accompanying documents in electronic form and the Procedure for the preparation of veterinary accompanying documents on paper carriers. (In Russ.)

13. Order Rosselkhoznadzor of Russia of March 17, 2017 No. 240 "On the commissioning of the federal state information system in the field of veterinary medicine (FGIS Vetis)". (In Russ.)

14. Order of the Ministry of Agriculture of Russia of December 18, 2015 No. 648 "On approval of the list of controlled goods subject to accompanying veterinary accompanying documents." (In Russ.)

15. Causes of occurrence, current trends, types and possibilities of using "traceability" systems. Available at: http://fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/5853. (In Russ.)

16. How consumers can track products at the touch of a smartphone button. Available at: https://www.theguardian. com/sustainable-business/consumers-track-products-smartphone

17. Order of the Government of the Russian Federation of April 19, 2017 No. 738-r Plan of measures to implement the Strategy for improving the quality of food products in the Russian Federation until 2030. (In Russ.)

18. Betsy Craig Menu/Ingredient Transparency: https://www.foodsafe-tymagazine.com/magazine-archive1/ februarymarch-2016/menuingredient-transparency/

19. The system of traceability and identification of products and goods will be created in the EAEC. Available at: http://www.belta.by/economics/ view/sistema-proslezhivaemosti-i-iden-tifikatsii-produktsii-i-tovarov-budet-sozdana-v-eaes-266873-2017.

20. Systems for sustainability and transparency of food supply chains -Current status and challenges. Available at: https://www.researchgate.net/ pub1ication/220371900_

Повышение качества пищевых продуктов на основе прослеживаемости

Ключевые слова

информационная система прослеживаемости; качество пищевых продуктов; прослеживаемость пищевой цепи

Реферат

Гарантия прослеживаемости пищевой цепи и исключение возможности попадания на рынки пищевой продукции ННН (незаконной, несообщаемой и нерегулируемой) является обязательным условием производства конкурентной на мировом продовольственном рынке продукции. Прослеживаемость - одно из необходимых условий для организации устойчивого бизнеса, поскольку позволяет производителю принимать решения об эффективности производственных и логистических операций. Потребители все чаще хотят быть информированными о безопасности потребляемых продуктов, их происхождении и качестве процессов производства и реализации. Чтобы восстановить и сохранить доверие потребителей, продовольственные цепи должны стать более устойчивыми и прозрачными. Динамика объемов экспортно - импортных операций, осуществляемых Россией, свидетельствует о необходимости гармонизации отечественной системы электронной ветеринарной сертификации со сложившимися в международной практике подходами. В настоящей статье сделана попытка изучить текущее состояние информационных систем обеспечения прослеживаемости в цепочках поставок продовольствия и связи с основными заинтересованными сторонами. В частности, рассмотрены текущие технические и организационные решения и разработки, направленные на получение и предоставление информации потребителям, а также лицам, принимающим решения по вопросам устойчивости и прозрачности. Выявлены основные противоречия между содержанием информации, востребованным конечными потребителями и производителями. На основе анализа возможностей отечественной информационной системы «Меркурий» обозначены пути ее совершенствования с целью приведения в соответствие с потребностями международных партнеров при проведении экспортно - импортных операций в рамках ВТО и ЕАЭС Сформулированы основные требования к системе прослеживаемости, которая могла бы отвечать интересам всех задействованных в пищевой цепочке сторон.

Авторы

Рождественская Лада Николаевна, канд. экон. наук Новосибирский государственный технический университет, 63 0073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, д. 20, lada2006job@mail.ru Липатова Людмила Павловна, канд. техн. наук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, llp_ital@mail.ru

Improving the Quality of Food Based on Traceability

Key words

information system to support transparency; food quality; traceability of the food chain

Abstracts

Guaranteeing the traceability of the food chain and excluding the possibility for food products (illegal, unreported and unregulated) to enter the IUU markets is a prerequisite for manufacturing products competitive on a global food market. Traceability is one of the necessary conditions for the organization of a sustainable business since it allows the manufacturer to make decisions on the efficiency of production and logistics operations. Consumers increasingly wish to be informed of the safety of the food they consume, its origin, the quality of manufacturing processes and sales. Food chains need to "become more sustainable and transparent to restore and retain consumer trust. The dynamics of the volume of export-import operations in Russia reveals a persistent need to harmonize the domestic system of electronic veterinary certification with the approaches developed in international practice. In this paper we aim to explore the current status of information systems to support food supply chain transparency as wells as their relations with essential stakeholders. In particular we analyze current technical and organizational solutions and developments that aim to obtain and provide information concerning sustainability and transparency issues to consumers and decision makers. The main contradictions between the content of information claimed by end users and producers are revealed. Based on the analysis of the capabilities of the domestic information system «Mercury», ways of its improvement are proposed to bring them in line with the needs of international partners in export-import operations within the WTO and the Eurasian Union. The main requirements for a traceability system that could meet the interests of all stakeholders in the food chain are also formulated.

Authors

Rozhdestvenskaya Lada Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences Novosibirsk State Technical University, 630073, Novosibirsk, K. Marx avenue, 20, lada2006job@mail.ru

Lipatova Lyudmila Pavlovna, Candidate of Technical Sciences Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Stremyanny per., 36, 117997, llp_ital@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.