заселенной принципиально многообразными воплощениями техногенной разумности, обостряются именно те атрибуты человеческого бытия, которые связаны с его телесностью.
Итак, телесность видится как интегральная феноменологическая реальность, включающая биопсихосоциальные аспекты бытия субъекта в физическом мире. Телесность при этом не тождественна телу как организму и включает помимо психофизиологических компонентов, осознаваемые и неосознаваемые представления, переживания, метафоры, и приобретая, таким образом, системную целостность, знаково-символический характер, культурную форму и произвольность социального функционирования.
Литература
1. Бескова И.А., Князева Е.Н., Бескова Д.А. Природа и образы телесности. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. -456 с.
2. Майер Б.О. Искусство Тайцзицюань как система оздоровления и гармонизации человека. Психофизиологическая модель // Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества: материалы Международной конференции. «Экология Человека». -Т. VI, часть III, заключительная. - Новосибирск: Изд. Центр ГЦРО, 2000. - С. 241-259.
3. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с франц. / Под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. -М.: Ювента, Наука, 1999. - 608 с.
4. Ницше Ф. Веселая наука: Соч.: В 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.
5. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. - СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005. - 480 с.
6. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / Пер. с англ. В. Самойлова / Под ред. А. Киселева. - М: ООО «Издательство АСТ», 2002. -476 с.
7. Shtyrov Y., Butorina A., Nikolaeva A., Stroganova T. Automatic ultrarapid activation and inhibition of cortical motor systems in spoken word comprehension: [Electronic source] - http://www.pnas.org/content/early/2014/04/18/ 1323158111.
References
1. Beskova I.A., Knyazev E.N., Beskova D.A. Nature and images of physicality. - Moscow: Progress-Tradition, 2011. - 456 p.
2. Mayer B.O. Art of Taijiquan as a system of healing and harmonizing of a person. Psychophysiological model // New educational technology in strategy of spiritual development of society: Abstracts of the International Conference. «Human Ecology». - Vol. VI, Part III, the final. - Novosibirsk:. MCED Center, 2000. - P. 241-259.
3. Merleau-Ponty M. Phenomenology of Perception / Tr. from French. ed. I.S. Vdovina, S.L. Fokin. - M.: Juventa, Science, 1999. - 608 р.
4. Nietzsche F. The Cheerful Science: Vol.: 2 volumes. -Vol. 1. - M.: Mysl, 1990. - 829 p.
5. Torchinov E.A. Ways of East and West Philosophy: the knowledge of the beyond. - St. Petersburg.: ABC-classic, Oriental Studies Petersburg, 2005. - 480 p.
6. Wilbur K. Eye Spirit: Integral Vision for slightly daffy world / Tr.. from English. V.Samoilova / Ed. A.Kiselev. -M: "Publishing ACT, LTD», 2002. - 476 p.
7. Shtyrov Y., Butorina A., Nikolaeva A., Stroganova T. Automatic ultrarapid activation and inhibition of cortical motor systems in spoken word comprehension: [Electronic source] - http://www.pnas.org/content/early/2014/04/18/ 1323158111.
Сведения об авторах
Кудашов Вячеслав Иванович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391) 217174; e-mail: [email protected].
© НАУМЕНКОВА К. В.
УДК 614.253.83
ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЭТИКА» (КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ)
К. В. Науменкова
ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д.м.н., проф. И. П. Артюхов; кафедра философии и социально-гуманитарных наук, зав. - д.ф.н., проф. В. И. Кудашов.
Резюме. В данной статье рассмотрены теоретические основания компетентностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин. Автором обоснована необходимость ухода от академического подхода преподавания, показан собственный опыт и значимость внедрения в учебный процесс интерактивных форм обучения в процессе преподавания дисциплины «биоэтика».
Ключевые слов а: компетентность, гуманитарные технологии, образование, биоэтика, мировоззрение, хоспис.
TEACHING THE SUBJECT «BIOETHICS» (COMPETENCE EDUCATION ON THE STAGE OF TRANSITION TO THE NEW EDUCATIONAL PARADIGM)
K. V. Naumenkova
Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voyno-Yasenetsky
Abstract. This article describes the theoretical bases of the competence approach in teaching the humanities. The author substantiates the necessity of avoiding academic approach of teaching, was shown his own experience and the importance of introduction the interactive forms in the teaching the subject "Bioethics".
Key words: competence, humanitarian technology, education, bioethics, world view, hospice.
В настоящее время медицинские вузы готовят врачей в условиях изменения системы финансирования здравоохранения, усовершенствования его структуры и усложнения задач, пересмотра правовых и этических основ взаимодействия медиков и пациентов. Современная высшая медицинская школа должна не только обеспечить освоение выпускниками теоретических и клинических знаний, но и сформировать у них способность к социальной адаптации.
Система здравоохранения непрерывно совершенствуется, потребители образовательных услуг, как и менеджеры по качеству, оценивают качество образования и уровень подготовки специалиста, основываясь на степени его компетенции и способности к овладению новыми компетенциями, что актуализирует компетентностный подход в системе медицинского образования.
Приоритетом компетентностного обучения является получение обучающимся навыков необходимых для решения поставленных задач в изменяющихся условиях. Компетент-ностный подход предполагает, в первую очередь, развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта путем моделирования в учебном процессе условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, связанных с осуществлением профессиональной деятельности.
При компетентностном подходе у обучающихся вырабатываются навыки деятельности в условиях неопределенности, студенты учатся выбирать наиболее эффективный способ деятельности, принимая во внимание эмпирическое, теоретическое, аксиологическое обоснование. Несмотря на то, что трактовка дефиниции «компетентность» может варьироваться, несомненно, что основное содержание данного понятия связано со способностью специалиста эффективно действовать в рамках своей профессиональной деятельности.
Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» [1] представленный в 2005 году определил стратегию изменения образовательных методик, указав на необходимость ухода от классической модели образования, в которой учащийся рассматривался в качестве пассивного
реципиента знаний, формированию которых он сам никак не способствовал. Уровень образования специалиста сегодня должен определяться не только путем оценки в учебном процессе степени воспроизведения учебного материала, но и посредством анализа самостоятельности проделанной работы, подходов к ее проведению и обоснованности выбора методологии.
Введение компетентностного подхода способствовало началу активной критики академического метода преподавания, которая продолжается по настоящее время. Однако критика существования в среде преподавателей авторитарных наставников, дающих стандартный набор постулатов, по нашему мнению, может оказаться не обоснованной. На этапе адаптации в вузе (первый год обучения) академический подход может стать эффективным средством достижения целей учебного процесса.
Приоритеты, указанные ЮНЕСКО педагогам, несомненно актуальны, но только в том случае, когда обучающийся уже был знаком ранее с гуманитарными технологиями обучения и обладает высоким уровнем рефлексии. Школьное образование, переориентированное в настоящее время на высокий уровень набора баллов на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) часто не может обеспечить непрерывность использования гуманитарных технологий в системе образования. Таким образом, использование гуманитарных технологий на этапе адаптации студентов к учебному процессу в высшей школе не всегда эффективно.
В то же время не вызывает сомнения, что только система обучения, ориентированная на гуманизацию образования, с учетом гуманитарных технологий преподавания, может обеспечить поддержание специалистом высокого уровня компетентности и успешную социальную адаптацию. Именно в рамках изучения гуманитарных дисциплин у студента происходит формирование мировоззрения, совершенствование навыков анализа и оценки ситуации, определение целей и способов деятельности, переноса ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию.
В настоящее время нет единого мнения о структуре и содержании базового и элективного курсов социогумани-тарных дисциплин, несомненно лишь то, что их логическая взаимосвязь в рамках учебного процесса улучшает
эффективность усвоения каждой. В высшей медицинской школе учебные курсы «правоведение» и «философия» дополняет и развивает «биоэтика».
Еще пару лет назад незаметная среди иных гуманитарных дисциплин в медицинском вузе, сегодня «биоэтика» занимает ведущее место. Участники международной научной конференции в Израиле (май 2009 года) [3], посвященной проблеме работы комитетов по биоэтике, обосновали необходимость существования этических комитетов в каждой больнице, указав, что в настоящее время их приоритетной задачей является уже не только одобрение проведения клинических испытаний, но и контроль соблюдения этических норм и разрешение в досудебном порядке конфликтов, связанных с отношениями медиков и пациентов, а также с взаимоотношениями медицинских работников друг с другом. Сегодня, чтобы актуализировать обсуждение био-этических вопросов, уже нет необходимости апеллировать к Г иппократу и Парацельсу, так как эти вопросы уже актуализированы обществом, в котором мы живем: достаточно бегло пролистать периодические издания, чтобы оценить необходимость увеличения числа этических комитетов в России, так как проблемы взаимоотношений «врач -пациент» обсуждаются в печатных изданиях ежедневно.
Однако только ли этические комитеты способны изменить сложившуюся ситуацию ? Что является по-настоящему ценным: досудебное разрешение конфликтов или их превенция? По нашему мнению, скорее второе, нежели первое. Тенденция разрастания количества этических комитетов обоснована теми же обстоятельствами, что и изменение образовательной парадигмы в медицине, а именно: быстрой сменой условий работы и законодательства, регулирующего медицинскую деятельность, и отставанием формирования соответствующей объективным потребностям адаптации ценностных ориентаций медицинских работников.
Не вызывает сомнений, что этические комитеты необходимы, но и они сами нуждаются в грамотных сотрудниках для реализации возложенных на них задач. Как для подготовки сотрудников надлежащего уровня компетенции, так и для превенции конфликтов в медицинской деятельности огромное значение сегодня имеет максимальное внедрение компетентностного подхода обучения в преподавании «биоэтики».
По нашему мнению, только фактический отказ от академического подхода преподавания биоэтики может изменить существующую парадигму взаимоотношений «врач - пациент».
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [2] одним из обязательных условий реализации основных образовательных программ называет широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Еще не так давно активная и интерактивная часть изучения курса «биоэтика» была ограничена выступлениями студентов и (или) преподавателя и обсуждением представляемых вопросов аудиторией в рамках тематики проводимого занятия. Подобная форма проведения занятий лишает некоторых из обучающихся права высказать свою позицию ввиду существующих временных рамок проведения семинарского занятия и, как правило, исключает работу в режиме «обратной связи».
В настоящее время стало очевидным, что интерактивное занятие может быть реализовано только при условии включенности в процесс всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями и идеями. Интерактивные методы являются таковыми, только если они основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Преподаватель должен обеспечить условия образовательного общения, которые характеризуются открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Сегодня как для преподавателя, так и для студента реализация интерактивных занятий подобного типа скорее новация нежели традиция, а следовательно, и их внедрение следует осуществлять с учетом необходимости определенного периода адаптации. Проведение семинарских занятий не должно конфликтовать по форме и содержанию с лекционным курсом.
В настоящее время кафедра философии и социально-гуманитарных наук ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» в рамках преподавания дисциплины «биоэтика» активно используют проблемные и бинарные лекции, которые позволяют подготовить студента к диалогу в рамках семинарского занятия. Семинарские занятия чаще всего организуются в виде круглого стола, дискуссии и дебатов.
Круглый стол позволяет сочетать тематическую дискуссию с групповой консультацией, а также выявлять дополнительные проблемы для обсуждения. Мы считаем незаменимыми при формировании этических ориентиров дискуссии, в том числе процедуру «Обсуждение вполголоса». Данный вид проведения занятия предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками. Работая в составе микрогруппы, студенты чувствуют себя более защищенными психологически и не боятся открыто отстаивать свою точку зрения, учатся толерантности и уважению мнения каждого участника как внутри своей группы, так и внутри дискутирующей, приобретают навыки коллективной деятельности.
Также наша кафедра использует методику «клиники», при которой каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале. Данная методика позволяет участникам получить ответ «обратной связи» на приведенную аргументацию и провести соотнесение своей аргументации и шкалы ценностей с общественным мнением.
Обязательной частью курса является рассмотрение ситуационных задач. Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, саяе-Б^у) - это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая и принятия оптимального ситуации решения. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, саБе-Б^у), дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке без негатива, связанного с последствиями в случае неправильного решения.
В процессе проведения интерактивных занятий важна рефлексия обучаемых. Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, а именно чувствах, которые обучаемые испытали в процессе обсуждения темы занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия - оценочный, это, прежде всего, отношение участников к содержательному аспекту использованных методик и актуальности обсуждения. Рефлексия заканчивается общими выводами группы, которые обобщает преподаватель.
Исходя из вышеизложенного, интерактивное обучение позволяет не только влиять на формирование мировоззрения обучающихся, но и развивает коммуникативные умения и навыки, позволяющие студентам конструктивно отстаивать свою точку зрения, сохраняя доброжелательную атмосферу и положительный эмоциональный фон. Приобретаемые на занятиях навыки работы в команде в дальнейшем помогают адаптации молодого специалиста в трудовом коллективе. Умение установить эмоциональный контакт и привычка к уважению мнения своих коллег не только повышают уровень коммуникабельности, но и являются превенцией конфликтов.
Использование интерактивных форм в процессе компе-тентностного обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся и мотивирует активность. Г рамотно выстроенное занятие позволяет выявить пробелы в знаниях и девиацию этической позиции, что позволяет нивелировать их. Тематика каждого из подобных занятий обсуждается студентами во внеучебное время, что, несомненно, влияет на актуализацию биомедицинской проблематики в целом.
Хотелось бы отметить, что, помимо интерактивных форм обучения, положительное влияние на формирование мировоззрения будущих врачей оказывает проведение мероприятий, не предусмотренных рабочей программой дисциплины.
Проводимые кафедрой философии и гуманитарных наук научно-практические конференции «Современные проблемы биоэтики» показали, что вопросы, обсуждаемые на них, актуальны не только для студентов, так как их обсуждение активно поддерживается преподавательским составом и практическими медицинскими работниками. Обмен опытом и мнениями между поколениями по биоэтическим вопросам в рамках подобных мероприятий позволяет укоренить позитивную биоэтическую направленность мышления студентов с учетом авторитетного мнения практических работников.
Образовательный подход, осуществляемый в рамках преподавания биоэтики ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», имеет огромный потенциал по формированию студенческой активности в участии разрешения биоэтических вопросов. В весеннем семестре 2014 года в процессе изучения дисциплины «биоэтика» были сформированы группы волонтеров, которые во внеучебное время посетили хосписное отделение МБУЗ Городская больница № 2, Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1 и еще несколько медицинских учреждений длительного пребывания пациентов. Проведение подобных мероприятий позволяет более глубоко раскрыть темы учебного курса, такие как «смерть и умирание», «паллиативная помощь», «врачебные ошибки», «эвтаназия», «милосердие» и др., способствует формированию мировоззренческих ценностей личности в системе знаний о взаимоотношениях врача и пациента, прививает студентам практические основы милосердия и развивает навыки общения с пациентами. По отзывам самих студентов, данные мероприятия позволили существенно углубить осознание проблематики изучаемой в рамках преподавания «биоэтики».
Масштабность образовательных задач в настоящее время требует должного уровня подготовки преподавателя и систематического повышения квалификации как в области преподаваемой дисциплины, так и в области методологии преподавания. Существующая в Красноярском медицинском университете (КрасГМУ) система менеджмента качества, включающая педагогический мониторинг компетенции обучающихся и преподавателей, позволяет своевременно и в полном объеме получать сведения обратной и опережающей связи, что дает возможность планомерно корректировать учебный процесс.
Помимо традиционных методов повышения квалификации преподавательского состава, используемых во многих высших учебных заведениях, хотелось бы особо отметить сохранение и развитие в рамках гуманитарного подхода в КрасГМУ традиций проведения взаимного посещения занятий преподавателями, систематическое проведения открытых лекций и семинаров, а также возрождающуюся практику проведения кафедральных методологических семинаров. Проведение обозначенных выше мероприятий дает возможность обмена педагогическим опытом, что позволяет обеспечить анализ эффективности кафедральных
образовательных подходов и их актуализацию с учетом гуманитарных технологий на этапе перехода к новой образовательной парадигме.
Литература
1. Всемирный доклад Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «К обществам знания». - М.: изд-во ЮНЕСКО, 2005. - 239с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»), утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 08.11.20010 г. № 1118 [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mma.ru/education/faculties/lech/ras/. - Дата обращения 29.04.2014.
3. Шамов, И. А. Зачем нужны этические комитеты в больницах? // Клиническая медицина. - 2010. - Т. 88, № 5. - С. 72-74.
References
1. The World Report of the United Nations Organization on the problems of Education, Science and Cultue (UNESCO), «Towards Knowledge Societies». - Moscow: UNESCO Publishing, 2005. - 239 p.
2. Federal State Educational Standard of higher professional education in training (specialty) 060101 Medicine (qualification (degree) "expert"), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 08.11.2010, № 1118 [electronic resource]. - Access mode : http://www.mma.ru/ education/faculties/lech/ras/. - Date of application 29.04.2014.
3. Shamov I.A. Why do we need ethics committees in hospitals? // Clinical Medicine. - 2010. - Vol. 88, № 5. -P. 72-74.
Сведения об авторах
Науменкова Кристина Вячеславовна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1;тел. 8 (391) 2217174; e-mail [email protected].
Хроника, информация
© СЕРОВА Е. В.
УДК 378:005.745
ИТОГИ 78-Й СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЁННОЙ 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА Ю. М. ЛУБЕНСКОГО
Е. В. Серова
ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов.
RESULTS OF THE 78TH STUDENT CONFERENCE DEDICATED TO THE 95TH ANNIVERSARY OF PROFESSOR YU. M. LUBENSKY
E. V. Serova
Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voyno-Yasenetsky
22-25 апреля 2014 года в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В. Ф. Войно-Ясе-нецкого состоялась 78-я итоговая студенческая научнопрактическая конференция с международным участием, посвящённая 95-летию со дня рождения профессора Юрия Моисеевича Лубенского.
Студенческое научное общество существует в Красноярском государственном медицинском университете с момента его основания.
Ежегодные итоговые конференции в полной мере охватывают множество проблем клинической и фундаментальной медицины, ставят перед студентами
и их руководителями всё новые и новые цели и задачи, дают возможность в студенческие годы молодому исследователю представить результаты своей научной работы, проявить себя, а профессорам - по достоинству оценить потенциал будущих научных работников и специалистов практического здравоохранения.
В течение уже 8 лет конференции в Красноярском государственном медицинском университете посвящены памяти профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенец-кого, но конференция в этом году знаменательна ещё и тем, что она посвящена 95-летию со дня рождения профессора Юрия Моисеевича Лубенского (фото 1).