№ 2 - 2013 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 616-083:378.147
ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ СОГЛАСНО ФГОС ВПО
Ж. Е. Турчина, А. А. Белобородов, С. Л. Нефёдова
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск)
В статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания блока учебных практик для студентов первого курса «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» по специальности «лечебное дело»; «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля» по специальности «педиатрия» на клинической кафедре медицинского вуза согласно федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения. Представлен опыт использования активных методов обучения; рассмотрены аспекты формирования клинического мышления у студентов младших курсов и описаны преимущества ситуационного обучения. В ходе педагогического процесса акцентируется внимание на способность и готовность к реализации профессиональных знаний, умений, навыков медицинского ухода за больными в профессиональной деятельности будущего врача.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, учебная практика, медицинский уход, компетентностный подход, компетенции, ситуационное обучение, клиническое мышление.
Турчина Жанна Евгеньевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 2-62-02-56, е-mail: [email protected]
Белобородов Алексей Александрович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры и клиники хирургических болезней им. проф. Ю.М. Лубенского, внутренний совместитель кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 2-62-02-56, е-mail: [email protected]
Нефёдова Светлана Леонидовна — заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом КБУЗ «Краевая клиническая больница», внешний совместитель кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 22-01-553, е-mail: [email protected]
В настоящее время высшая школа России официально переходит от традиционно использовавшейся квалификационной модели подготовки специалиста к компетентностной.
Для педагогики высшей школы это эволюционный процесс, означающий изменение парадигмы дидактики, однако с точки зрения организации процесса обучения это поистине революционный шаг. Высшая школа должна осуществить переход от десятилетиями практикуемого подхода, основанного на усвоении знаний, умений и навыков, к компетентностному, основанному на готовности выпускника к применению этих знаний, умений и навыков, и личностных качеств в продуктивной деятельности [1].
Это требует перехода от поддерживающего образования, ориентированного на подготовку студентов к действиям в типичных ситуациях, к альтернативному инновационному образованию, предполагающему становление специалиста с интегральными характеристиками профессионализма, необходимыми для нестандартных клинических ситуаций [7].
Медицинский уход (сестринская деятельность) является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. Качество медицинского ухода во многом определяет качество обслуживания пациентов в клинике и является одним из ведущих критериев оценки деятельности лечебно-профилактической организации. До изучения клинических дисциплин студенты должны ознакомиться и освоить необходимые манипуляции и процедуры медицинского ухода, уметь оказать неотложную доврачебную помощь. Этими обстоятельствами обусловлено включение в федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС-3) по врачебным специальностям учебной и производственной видов практик в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала [3].
В процессе практической деятельности по этому блоку учебного плана у студентов по специальности «лечебное дело» формируются полностью или частично тринадцать профессиональных компетенций (ПК), важнейшими из которых являются:
• способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);
• способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);
• способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29) [3, 5].
Компетентностный подход предусматривает новую роль студента, как активного субъекта образовательного процесса, способного самостоятельно, независимо мыслить, быть готовым самостоятельно принимать решения в реальных жизненных ситуациях профессиональной деятельности [2].
Последний аспект невозможен без клинического мышления, так как последнее является неотъемлемой частью профессионального медицинского мышления, и его особенность состоит в реализации мыслительных операций применительно к задачам медицинской диагностики и тактики лечения. При этом большое значение имеет формирование клинического мышления, начиная с младших курсов, поскольку это позволяет стимулировать образование стойкой мотивации к учебному процессу и обеспечивает высокий уровень подготовки по базовым дисциплинам перед изучением клинических предметов [4].
Рабочая программа учебной практики по (ФГОС-3) «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» для студентов 1 -го курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) по специальности 060101 «лечебное дело» КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого включает 144 часа (72 часа, отводится на терапевтический уход и 72 часа на хирургический уход). Кафедра сестринского дела (СД) и клинического ухода преподаёт блок «Уход за терапевтическими больными». В 2011-2012 учебном году кафедра впервые преподавала согласно (ФГОС-3) данный вид практики в конце первого семестра, при цикловой форме обучения (2 недели) продолжительность занятий 6 часов. Хочется отметить в сравнении с ГОС ВПО 2-го поколения (уход за терапевтическими больными преподавался на 2-м курсе), некоторые студенты владели недостаточными знаниями в области анатомии, нормальной физиологии при разборе различных тем согласно рабочей программы. Но в целом большинство студентов с интересом (без особых проблем) овладевали навыками общего ухода за терапевтическими больными, а также теоритическими знаниями и практическими умениями в ходе учебного процесса. Средний балл по экзамену (28 групп) составил 4,6; общая успеваемость 88 %; КП 95 %.
В 2012-2013 учебном году студенты 1-го курса ФФМО по специальности «лечебное дело» приступили к прохождению учебной практики с первой учебной недели сентября, иными словами сразу «после школьной скамьи» наряду с изучением фундаментальных дисциплин (химия, биология, анатомия и т.д.) по фронтальному расписанию (один раз в неделю, продолжительность занятия 3 часа). Основная база кафедры: Сибирский клинический центр (СКЦ) ФМБА России; внутренние и внешние совместители занимаются на базах различных ЛПУ краевого и городского уровня. Наличие нескольких баз обусловлено большим количеством групп на 1-м курсе ФФМО «лечебное дело» (34 группы), а также спецификой многих ЛПУ при проведении учебного процесса для овладения навыками по уходу за пациентами терапевтического профиля. Также для реализации вышеуказанной цели на кафедре организована работа двух фантомных классов. На практических занятиях осуществляется показ видеофильмов, презентаций, разбор клинических ситуационных задач, моделирование конкретных ситуаций, дискуссии, т.е. использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В целом хочется отметить хорошую дисциплину студентов по посещаемости занятий, активность в ходе разбора различных тем, а также посещение отделений ЛПУ для освоения практических навыков. Каждым преподавателем проводится большая воспитательная работа по вопросам общей дисциплины, здорового образа жизни, актуальности изучения ухода в практике будущего врача.
Рабочая программа учебной практики «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля» по (ФГОС-3) для студентов 1-го курсаФФМО по специальности 060103 «педиатрия» включает 144 часа, из которых — 72 часа отводится на общий уход за хирургическим больными; 36 часов на уход за детьми; 36 часов на уход за терапевтическими больными. Учебная практика проходит в конце первого семестра при цикловом обучении (4 недели), продолжительность занятий 6 часов,
по окончании данного вида аудиторных занятий студенты сдают дифференцированный зачёт.
В данной статье авторами сделан акцент на преподавание блока «Уход за хирургическими больными» на базе городской клинической больницы скорой медицинской помощи им.
Н. С. Карповича г. Красноярска. Если в 2011-2012 учебном году занятия проводили по хронокарте, строго соблюдая все этапы практического занятия, то 2012-2013 учебном году нами были внесены инновационные изменения в педагогический процесс, а именно придерживаясь структуры и регламента основных этапов практического занятия, была качественно изменена методика преподавания.
Инновационные изменения, внесенные в педагогический процесс, заключались в следующем. В шести группах студентов при проведении занятий во время контроля исходного уровня знаний и умений в виде тестирования мы обсуждали ошибки, допущенные студентами при ответах на тесты, при этом в обсуждении принимали участие все студенты группы. Во время самостоятельной работы обучающихся у постели больного преподавателем делался акцент на ситуационное обучение. После ознакомления с пациентом каждый студент заполнял карту курации больного (карту сестринского процесса), куда вносил сестринский диагноз больного, план сестринских мероприятий с подробным описанием всех этапов в рамках тематики занятия, а также расписывал алгоритм выполнения практических навыков.
При этом необходимо отметить, что помимо основного заболевания у больного могут быть сопутствующие, поэтому сестринских диагнозов тоже может быть несколько, т. е. студент должен выделить те диагнозы, на которые он будет реагировать в первую очередь. Таким образом, приоритеты в оказании медицинской помощи необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределения сил, времени и ресурсов.
Далее карта сестринского процесса проверялась преподавателем, ошибки анализировались, и составлялся правильный (либо дополнялся составленный студентом) алгоритм оказания медицинской помощи данному больному. Только после этого студент приступал непосредственно к курации и отработке практических навыков под контролем преподавателя. Курация пациента студентами разбивалась на пять этапов: обследование, диагностирование его состояния (определение потребностей), планирование сестринской помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем), выполнение (реализация) плана сестринского вмешательства, оценка эффективности полученных результатов сестринского вмешательства. В конце самостоятельной работы обучающихся в учебной аудитории проводилась мини-конференция, во время которой делался акцент на групповой формат работы студентов. Во время мини-конференции преподавателем моделировались различные клинические ситуации, а задача студентов заключалась в том, чтобы совместными усилиями группы проанализировать данную клиническую ситуацию и выработать тактически правильный алгоритм действий. При выработке алгоритма студенты уделяли особое внимание приоритетным проблемам (как правило, двум-трем) в оказании сестринской помощи. По окончании процесса обсуждения преподавателем подводился итог с подробным разбором и критическим анализом наиболее тактически значимых ошибок.
Следующим этапом практического занятия был итоговым контроль знаний в виде решения ситуационных задач. Для оценки результативности предложенных нами изменений методики преподавания мы сравнили результаты итогового контроля знаний и текущую успеваемость по блоку «Общий уход за хирургическими больными»
у обучающихся в 2011-2012 учебном году (6 групп) и 2012-2013 учебном году (6 групп). Для корректности оценки сравнения проводили среди групп, у которых средний балл за контроль исходного уровня знаний, умений достоверно не отличался. Анализ результатов показал, что студенты групп с инновационной методикой преподавания успешнее усваивали учебный материал. В этих группах средний балл итогового контроля был на 0,5, а текущая успеваемость на 0,3 балла выше, чем в группах со стандартной методикой обучения.
Данная методика обучения студентов, ориентированная на ситуационное и групповое обучение, позволяет не только систематизировать знания, повысить уровень усвоения материала и успеваемость студентов, но и еще оптимизирует формирование клинического мышления и профессиональных практических навыков у студентов. При этом на каждом этапе практического занятия важен педагогический контроль, который играет очень важную роль в управлении учебным процессом, выполняя оценочную, корригирующую, обучающую и мотивационную функции.
Сотрудниками кафедры СД и клинического ухода подготовлен полный учебнометодический комплекс дисциплины (УМКД) на каждый вид учебной практики: рабочие программы, методические рекомендации для преподавателя, методические указания для аудиторной и внеаудиторной работы студентов; составлены банки тестовых заданий, ситуационных клинических задач; перечень практических вопросов к дифференцированному зачёту.
Активно проводится научно-исследовательская работа студентов (НИРС), организована работа студенческого научного общества «Медицинский уход и реабилитология».
Прохождение студентами нескольких сестринских производственных практик (помощник палатной и процедурной медсестры после 2-го и 3-го курсов) также сформируют достаточный объем знаний, умений, навыков, что в дальнейшем пригодится в учёбе и работе, так как, начиная, с 4-го курса студенты приступают к изучению врачебных специальностей.
Таким образом, мастерство преподавателя, владение им инновационными подходами, а также большая активная, самостоятельная и творческая работа студентов при выполнении заданий формируют необходимые компетенции по блоку «медицинского ухода» в практической деятельности будущего врача.
Список литературы
1. Формирование общекультурных компетенций студентов при изучении курса
общей хирургии / Ю. С. Винник [и др.] // Вузовская педагогика : актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования : материалы всероссийской научно-педагогической конф.
с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2012. — С. 31-32.
2. Гаврилюк О. А. Академические свободы и автономия российских вузов в условиях
новых образовательных стандартов / О. А. Гаврилюк // Вузовская педагогика : актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования: материалы всероссийской научно-педагогической
конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2012. — С.33-35.
3. Лапик С. В. Модульно-компетентностный подход к реализации программы дисциплины «Сестринское дело» вариативной части ФГОС третьего поколения
по специальности «лечебное дело» / С. В. Лапик // Вузовская педагогика : актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования : материалы всероссийской научно-педагогической конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2012. — С. 38-40.
4. Павлов Ю. И. Первые итоги и перспективы использования бригад сестринского ухода в условиях реформы сестринского образования / Ю. И. Павлов, А. А. Хохлов // Успехи современного естествознания. — 2008. — № 5. — С. 126-128.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1118. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2010 г. N 19261.
6. Чупрова Д. В. Опыт формирования паспортов компетенций, как структурного
компонента компетентностной модели выпускника медицинского вуза / Д. В. Чупрова, О. В. Ходакова, Н. Ф. Шильникова // Вузовская педагогика : актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования: материалы всероссийской научно-педагогической конф.
с международным участием — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2012. — С. 46-48.
7. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Педагогика. — 1995. — № 2. — С. 41-50.
TEACHING THE EDUCATIONAL PRACTICES ON PATIENT CARE AT CLINICAL CHAIR ACCORDING TO FSES HPE
Z. E. Turchina, A. A. Beloborodov, S. L. Nefedova
SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment» (c. Krasnoyarsk)
The topical issues of teaching the block of educational practices for first-year students «Care for patients of therapeutic and surgical profile» on «medical business» specialization are considered in the article; «The general care of adult patients and children of therapeutic and surgical profile» in «pediatrics» specialization at clinical chair of medical school according to the federal state educational standard of the third generation. Experience of training active methods is presented; aspects of clinical thinking formation at junior students are surveyed and advantages of situational training are described. During pedagogical process the attention to ability and readiness for realization of professional knowledge, abilities, skills of medical care on patients in professional activity of future doctor is focused.
Keywords: federal state educational standard, educational practice, medical care, competence-based approach, competences, situational training, clinical thinking.
About authors:
Turchina Jeanne Evgenyevna — candidate of medical sciences, assistant professor, head of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (391) 2-62-0256, e-mail: [email protected]
Beloborodov Alexey Aleksandrovich — candidate of medical sciences, assistant professor of clinics of surgical illnesses chair of prof. Y. M. Lubenskogo, internal part-time worker of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (391) 2-62-0256, e-mail: [email protected]
Nefedova Svetlana Leonidovna — deputy chief physician on work with nursing staff at RBHE «Regional clinical hospital», external part-time worker of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (391) 2-2-01-553, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Formation of common cultural competences of students at studying a course of the general surgery / Y. S. Vinnik [etc.] // High school pedagogics: actual problems and prospects of development of the Russian and international medical education: materials All-Russian scientific and pedagogical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2012. — P. 31-32.
2. Gavrilyuk O. A. The academic freedoms and autonomy of the Russian higher education institutions at new educational standards / O. A. Gavrilyuk // High school pedagogics: actual problems and prospects of development of the Russian and international medical education: materials All-Russian scientific and pedagogical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2012. — P. 33-35.
3. Lapik S. V. Modular and competence-based approach to implementation of the program of discipline «Nurse business» of variable part of FSES of the third generation in «medical business» / S. V. Lapik // High school pedagogics: actual problems and prospects of development of the Russian and international medical education: materials All-Russian scientific and pedagogical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2012. — P. 38-40.
4. Pavlov Y. I. The first results and prospects of nursing stuff at the reform of sisterly education / Y. I. Pavlov, A. A. Hokhlov // Successes of modern natural sciences. — 2008. — № 5. — P. 126-128.
5. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation (specialty) 060101 «Medical business». The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 8, 2010 N 1118. Registered in Ministry of Justice of the Russian Federation on December 20, 2010 N 19261.
6. Tchuprov D. V. Experience of formation of passports of competences, as structural component of competence-based model of the graduate of medical high school / D. V. Tchuprova, O. V. Khodakova, N. F. Shilnikova // High school pedagogics: actual problems and prospects of development of the Russian and international medical education: materials All-Russian scientific and pedagogical conf. with the international participation — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2012. — P. 46-48.
7. Yakimansky I. S. Elaboration of technology personal focused training / I. S. Yakimansky // Pedagogics. — 1995 . — № 2. — P. 41-50.