№ 3 - 2013 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 378.14:61
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС
ВПО
Ж. Е. Турчина
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск)
В статье рассматриваются основные направления оптимизации учебного процесса на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, а именно, разработка и внедрение новых образовательных программ, создание учебно-методического комплекса дисциплины; применение в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения; интеграция с практическим здравоохранением, совершенствование кадрового потенциала и материально-технической базы кафедры. В ходе педагогического процесса акцентируется внимание на способность и готовность к реализации профессиональных знаний, умений, навыков в рамках представленной рабочей программы дисциплины (учебной практики) в профессиональной деятельности будущего специалиста.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт,
компетентностный подход, компетенции, рабочая программа, учебный процесс, учебнометодический комплекс дисциплины.
Турчина Жанна Евгеньевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 2-62-02-56, е-mail: [email protected]
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Та система образования, которая существует сегодня, сложилась в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-то, т. е. это знание всегда содержательно [4].
В 2011-12 учебном году российские вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)
третьего поколения. Их разработка осуществлялась в соответствии с комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации и планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Новый стандарт разработан в идеологии компетентностного подхода. Важной особенностью новых стандартов является учет принципов и положений Болонской конференции, которые должны упростить интеграцию нашей системы образования с общеевропейской, позволить выпускникам легко адаптироваться к рынку труда любой страны, подписавшей Болонские декларации [5].
В научной педагогической литературе под компетентностью подразумевают способность и готовность эффективно реализовать полученные знания, умения и навыки в профессиональных и жизненных ситуациях. Она ориентирована на формирование профессиональных компетентностей и развитие личности, сочетание познавательных, бытовых, культурно-досуговых и информационно-коммуникативных компетентностей
[3].
ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов учреждениями ВПО, имеющими государственную аккредитацию на территории Российской Федерации. Очевидно, что выполнение требований ФГОС, овладение выпускниками предусмотренными общекультурными и профессиональными компетенциями является сложной, многокомпонентной задачей, требующей включения всех имеющихся в нашем распоряжении механизмов [7, 9, 10].
Компетентностная ориентация рабочей программы учебной дисциплины в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО, предполагает ее достройку и переосмысление в части ожидаемых результатов, что проявляется: в разработке результатов образования, которые должны быть достигнуты к завершению дисциплины (четко определенных и размещенных в свободном доступе для основных потребителей и заинтересованных сторон: студентов, работодателей, преподавателей); в проектировании содержания
и технологий образования, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов образования; в проектировании средств и процедур оценки, адекватных установленным результатам образования, а также индивидуальных оценочных средств для студентов, позволяющих им удостовериться, что ожидаемые результаты достигаются [2].
Новые государственные образовательные стандарты ориентируют высшие учебные заведения на качественные параметры организации учебного процесса. Это требует решения двух взаимосвязанных задач — повышение эффективности аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов [ 1].
Клиническая кафедра сестринского дела и клинического ухода (СД и КУ) КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого относится к полидисциплинарной, до 2011 года на кафедре преподавались 26 дисциплин. Не востребованы стали 9 дисциплин по специальности «Сестринское дело» на очном и заочном отделениях в связи со структурными изменениями факультета высшего сестринского образования и его реорганизацией в образовательный центр высшей медицинской бизнес школы (ВМБШ). Но в университете были открыты новые факультеты и направления подготовки, что способствовало появлению новых дисциплин на кафедре. Основная база кафедры — Сибирский клинический центр (СКЦ) ФМБА России.
В 2011-12 учебном году на кафедре СД и КУ КрасГМУ началось преподавание новых дисциплин и учебных практик в связи с переходом на ФГОС ВПО. А именно, учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» для студентов 1-го курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) по специальности 060101 «Лечебное дело» — 144 часа (72 часа отводится
на терапевтический и 72 часа на хирургический уходы). Кафедра СД и КУ преподаёт блок «Уход за терапевтическими больными». Учебная практика «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля» для студентов 1 -го курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) по специальности 060103 «Педиатрия» составляет 144 часа.
Определённая трудность заключалась в том, что в данный учебной год одновременно с учебными практиками по «Уходу» по ФГОС ВПО осуществлялось и преподавание дисциплин «Уход за терапевтическими больными», «Уход за детьми» у студентов 2-го курсов по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» по ГОС ВПО, что, несомненно, повлекло за собой увеличение почасовой нагрузки на кафедре и совершенствование кадрового потенциала.
Было принято на работу 8 совместителей (3 — внутренних, 5 — внешних) для преподавания учебных практик по «Уходу». Внешние совместители — это заместители главных врачей ЛПУ по работе с сестринским персоналом (главные медицинские сёстры) различных ЛПУ Краевого и городского уровня, что, на наш взгляд, соответствует современным требованиям по привлечению работодателей для реализации образовательных программ и положительно сказывается на овладении практическими навыками по дисциплине, а также позволяет использовать для этой цели различные по структуре базы [6].
Согласно содержанию ФГОС ВПО в учебный процесс кафедры СД и КУ вошли и 3 производственных практики: помощник младшего медицинского персонала (поле 1 -го курса), помощник палатной медицинской сестры (поле 2-го курса), помощник процедурной медицинской сестры (поле 3 -го курса) у студентов ФФМО «Лечебное дело» и «Педиатрия».
Медицинский уход (сестринская деятельность) является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. Качество медицинского ухода во многом определяет качество обслуживания пациентов в клинике и является одним из ведущих критериев оценки деятельности лечебно-профилактической организации. До изучения клинических дисциплин студенты должны ознакомиться и освоить необходимые манипуляции и процедуры медицинского ухода, уметь оказать неотложную доврачебную помощь [8].
Хочется отметить в сравнении с ГОС ВПО («Уход за больными» преподавался на 2-м курсе), что некоторые студенты владели недостаточными знаниями в области анатомии, нормальной физиологии при разборе различных тем согласно рабочей программы. Но большинство студентов с интересом (без особых проблем) овладевали навыками общего ухода за терапевтическими больными, а также теоритическими знаниями и практическими умениями в ходе учебного процесса. Средний балл по экзамену (28 групп) составил 4,6; общая успеваемость 88 %; КП 95 %.
Инновационным в образовательном процессе студентов явилось преподавание новой дисциплины «Социальное служение» (48 часов аудиторной нагрузки), а также учебной
ознакомительной медицинской практики (72 часа) для студентов 1 -го курса направления подготовки «Социальная работа».
Основными задачами преподавания в данном случае являются подготовка студентов для оказания паллиативной помощи пациентам с онкологическими и неврологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированным и пациентам с другими хроническими прогрессирующими заболеваниями в ЛПУ и на дому; формирование у студентов навыков медицинской помощи пожилым людям и инвалидам на дому (санитарно-гигиенические процедуры, кормление, помощь по восстановлению двигательной активности и др.); освоение навыков оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у подопечных.
Кроме того, кафедра СД и КУ осуществляет учебный процесс по дисциплинам «Первая доврачебная помощь» у студентов 2-3-го курсов факультета фармации очного и заочного обучения, а также «Клиника внутренних болезней» у студентов 3-го курса факультета клинической психологии.
В связи с переходом на ФГОС ВПО сотрудниками кафедры СД и КУ проводилась большая работа по учебно-методическому оснащению кафедры. Создано 20 рабочих программ с обязательным включением общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК) в соответствии с требованиями стандарта; подготовлен учебнометодический комплекс дисциплины (УМКД) на каждый вид учебной практики и дисциплины (методические рекомендации для преподавателя, методические указания для аудиторной и внеаудиторной работы студентов; банк тестовых заданий, ситуационных клинических задач; перечень практических навыков, вопросов к дифференцированному зачёту или экзамену). Созданы дневники производственных практик, написаны новые лекции. Существенная работа проводилась и по обновлению УМКД по ГОС ВПО по специальности «Сестринское дело», очное и заочное обучение.
В 2012 году на кафедре было проведено 22 экзамена, что значительно увеличивает количество подаваемых экзаменационных ведомостей, размещение информации в «Элевед», а также совершенствование организации проведения экзаменов в плане создания новых экзаменационных билетов на дисциплины, учебные и производственные практики согласно ФГОС ВПО. Проведение каждого экзамена включает тестовый контроль, практические навыки и собеседование по ситуационным клиническим задачам.
Качественно новым экзаменом для вуза и для кафедры стал экзамен по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 марта 2012 года № 239-н, что повлекло за собой создание новых экзаменационных материалов. За 2012-2013 учебный год данный экзамен сдали более 100 студентов, интернов и клинических ординаторов.
В рамках изучения дисциплин проводятся следующие разновидности лекций: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций. Занятия проводятся с использованием следующих методов обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, исследовательский. Проводятся следующие разновидности аудиторных практических занятий: дискуссия, демонстрация, экскурсия, анализ
проблемных ситуаций. На практических занятиях осуществляется показ видеофильмов, презентаций. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся включает
следующие виды учебной деятельности: решение тестов и задач, подготовка ответов на вопросы, презентаций и рефератов.
В целом хочется отметить хорошую дисциплину студентов по посещаемости занятий, активность в ходе разбора различных тем, а также посещение отделений ЛПУ для освоения практических навыков. Каждым преподавателем проводится большая воспитательная работа по вопросам общей дисциплины, здорового образа жизни, актуальности изучения данной дисциплины или учебной практики в работе будущего специалиста.
Таким образом, основными направлениями оптимизации учебного процесса на кафедре СД и КУ КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в связи с переходом на ФГОС ВПО являются разработка и внедрение новых образовательных программ, создание УМКД; использование в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения; интеграция с практическим здравоохранением, совершенствование кадрового потенциала и материально-технической базы кафедры.
Список литературы
1. Белобородов А. А. Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов / А. А. Белобородов, В. А. Белобородов // Сиб. мед. обозрение. — 2009. — № 4 (58). — С. 105-107.
2. Болотов В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 26.
3. Использование электронных образовательных технологий в учебном процессе / Ю. С. Винник, Л. В. Кочетова [и др.] // Сиб. мед. обозрение. — 2011. — № 5 (71).
— С. 97-99.
4. Ключевые компетентности преподавателя медицинского вуза / Ю. С. Винник, Л. В. Кочетова [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 32-35.
5. Пути совершенствования образовательного процесса по курсу «Экономика» в условиях нового ФГОС / В. Б. Костенко [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 35-37.
6. Основные направления модернизации деятельности кафедры сестринского дела и клинического ухода КрасГМУ / Л. А. Мудрова, Е. В. Зорина [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием.
— Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 40-43.
7. Система менеджмента качества в НГМУ и её роль в реализации ФГОС / А. А.
Попова [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-педагогической конференции
с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 43-44.
8. Преподавание учебной практики «Уход за терапевтическими больными» для студентов первого курса ФФМО по специальности «лечебное дело» согласно ФГОС ВПО на кафедре сестринского дела и клинического ухода / Ж. Е. Турчина, Е. В. Зорина [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 375377.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1118.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060103 «Педиатрия». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1122.
OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON CLINICAL CHAIR AT MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION DUE TO THE CONVERSION
TO FSES HPE
Z. E. Turchina
SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment» (c. Krasnoyarsk)
The main directions of optimization of educational process on clinical chair of medical institution of higher education due to federal state educational standard of the 3rd generation are observed in the article: development and deployment of new educational programs, creation of educational and methodical complex of discipline; application in educational process of active and interactive methods of training; integration with practical health care, improvement of personnel potential and material base of chair. The attention to ability and readiness for realization of professional knowledge, abilities, and skills within the presented work program of discipline (educational practice) in professional activity of future specialist is focused during pedagogical process.
Keywords: federal state educational standard, competence-based approach, competences, working program, educational process, educational and methodical complex of discipline.
About authors:
Turchina Jeanne Evgenyevna — candidate of medical sciences, assistant professor, head of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», office phone: 8 (391) 2-62-02-56, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Beloborodov A. A. Information and communication technologies in the organization of individual work of students / A. A. Beloborodov, V.A.Beloborodov // Sib. medical review. — 2009 . — № 4 (58). — P. 105-107.
2. Bolotov V. A. Competence-based model: from idea to educational program / V. A. Bolotov, V. V. Serikov // Pedagogics. — 2003. — № 10. — P. 26.
3. Use of electron educational technologies in educational process / Y. S. Vinnik, L. V. Kochetova [etc.] // Sib. medical review. — 2011. — № 5 (71). — P. 97-99.
4. Key competence of the teacher of medical school / Y. S. Vinnik, L.V. Kochetova [etc.]//High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST: materials of the All-Russian scientific and pedagogical conference with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 32-35.
5. Ways of improvement of educational process at the course «Economy» in the conditions of new FSES / V. B. Kostenko [etc.] // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST: materials of the All-Russian scientific and pedagogical conference with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 35-37.
6. Main directions of modernization of activity of nurse business and clinical care chair at KrasSMU / L. A. Mudrov, E. V. Zorin [etc.] // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST: materials of the All-Russian scientific and pedagogical conference with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 40-43.
7. Quality management system in NSMU and its role in FSES realization / A.A.Popova [etc.] // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST: materials of the All-Russian scientific and pedagogical conference with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 43-44.
8. Teaching of educational practice «Therapeutic patients care » for first-year students of FFME in «medical business» according to FSES HPE on nurse business and clinical care chair / Zh. E. Turchina, E. V. Zorina [etc.] // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST: materials of the All-Russian scientific and pedagogical conference with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 375-377.
9. Federal state educational standard of higher education in the specialty 060101 «Medical business». The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 8, 2010 N 1118.
10. The federal state educational standard of higher education in 060103 «Pediatrics». The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 8, 2010 N 1122.