ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА
© ВИННИК Ю.С., КОЧЕТОВА Л.В., ДУНАЕВСКАЯ С.С., КИЧИГИНА Е.И., МЯГКОВА Е.Г.
УДК 378.14:61
ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПОСОБИЯ
Ю.С. Винник, Л.В. Кочетова, С.С. Дунаевская, Е.И. Кичигина, Е.Г. Мягкова ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра общей хирургии, зав. - д.м.н., проф. Ю.С. Винник; кафедра медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО, зав. - д.м.н., проф. Д.А. Россиев.
Резюме. Использование электронного образовательного пособия в преподавании дисциплины «Общая хирургия» дает возможность индивидуализировать учебный процесс. Результаты анкетирования показали: со стороны мотивационно-потребностного компонента преобладают внутренние мотивы, со стороны эмоционального компонента превалируют положительные эмоции при работе с педагогическими инструментами. Электронное образовательное пособие является востребованным в индивидуализации учебного процесса студентов медицинского вуза.
Ключевые слова: электронное обучение, учебный процесс, педагогические инструменты.
Винник Юрий Семенович - д.м.н., проф. зав. каф. общей хирургии КрасГМУ; е-шаП: [email protected].
Кочетова Людмила Викторовна - к.м.н., проф. каф. общей хирургии КрасГМУ; е-шаП: [email protected].
Дунаевская Светлана Сергеевна - к.м.н., доц. кафедры общей хирургии КрасГМУ; е-шаП: [email protected].
В настоящее время высшее медицинское образование претерпевает множество изменений, обусловленных влиянием увеличивающегося потока знаний и информации [1]. Гуманизация высшего медицинского образования, определяется необходимостью перехода к инновационной медико-социальной модели здравоохранения, требует значительного повышения качества медицинского образования не только на основе компетентностного подхода, но и на основе интегративного подхода, аккумулирующего потенциал медицинской науки, достижения социально-гуманитарных наук и современные образовательные технологии [2]. Это возможно при создании условий для реализации возможностей каждого студента и достигается с помощью индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения понимают организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Одним из проявлений индивидуализации обучения является учет индивидуальных способов учебной деятельности студентов. Способ учебной деятельности - это личностное новообразование, объединяющее операционные, мотивационно-потребностные, эмоциональные компоненты, ориентированное на личный опыт ученика и его собственный потенциал.
Операционный компонент предполагает формирование практических умений различных видов самостоятельной учебной деятельности студентов. В основе этого компонента лежат действия и операции, а также формы и методы, с помощью которых реализуется деятельность обучения.
Мотивационно-потребностный компонент - система мотивов и потребностей в обучении. А. А. Реан и Я. Л. Коломинский [3], а также А. А. Маркова [4] выделяют внутреннюю (обусловленную поведением, непосредственно не зависящим от нужд организма и воздействий среды) и внешнюю (обусловленную физиологическими нуждами и средовой стимуляцией), а также положительную (мотивация успеха) и отрицательную (мотивация боязни
неудачи) [5]. Задача преподавателя заключается в преобразовании внешних мотивов обучения, провоцируемых специфическими свойствами компьютера, во внутренние потребности учащегося.
Эмоциональный компонент отображает отношение студента к учебной деятельности, то есть эмоции и чувства, которые с ним связаны. Создание эмоционально-комфортной атмосферы в процессе обучения служит одним из главных механизмов регуляции поведения и деятельности студентов.
Направлением, способным индивидуализировать способы учебной деятельности, является электронное обучение. В электронном обучении А. В. Осин выделяет такие педагогические инструменты, как моделинг, производительность, мультимедиа, коммуникативность, интерактив, служащий стержневым инструментом и необходимым условием реализации возможностей четырех других.
С позиции индивидуализации обучения моделинг предполагает использование компьютерных моделей для учебного исследования свойств изучаемых объектов или процессов, а производительность - автоматизацию нетворческих, рутинных операций, быстрый поиск необходимой информации по ключевым определениям в медицинской базе данных.
С точки зрения индивидуализации обучения подача материала в форме мультимедиа дает визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения, но может быть использовано и при ответах учащихся [6].
Задачей телекоммуникационных технологий (коммуникативность) с
позиции индивидуализации электронного обучения является усиление личностной и творческой ориентации обучения, возможность предоставить студентам выбор формы, темпа и уровня их образовательной подготовки, способах контроля [7, 8].
В процессе электронного обучения студентов медицинского вуза интерактив позволяет организовать самоаттестацию, проверить знания без участия
преподавателя, организовывать процесс самообразования, процесс подготовки к практическим занятиям посредством учебных компьютерных тренажеров [9].
Педагогические инструменты могут применяться обособленно (отдельными компонентами) или в составе электронных образовательных пособий.
Материалы и методы Описательная статистика представлена абсолютными значениями и процентными долями. Обработка данных осуществлялась с помощью программы MS Excel 2010.
Цель исследования заключалась в оценивании возможности индивидуализации учебной деятельности студентов медицинского вуза посредством электронного образовательного пособия (ЭОП) и его основных компонентов: интерактив, мультимедиа, коммуникативность.
В исследовании использовался метод анкетирования. Была разработана анкета «Изучение способов использования электронных образовательных пособий в учебном процессе КрасГМУ», направленная на выявление предпочтений студентов к педагогическим инструментам и соотношения компонентов способов учебной деятельности, организованной с использованием ЭОП.
В ходе исследования было проанкетировано 167 студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060101 - «Лечебное дело» ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России, прошедших обучение в 2010-2011 уч. гг. по дисциплине «Общая хирургия» с использованием разработанного нами ЭОП.
Результаты и обсуждение Ответы респондентов на вопрос «Укажите, почему в своей учебной деятельности вы пользуетесь электронными образовательными пособиями?» распределились следующим образом: 39,52% респондентов ответили, что они пользуются ЭОП с целью использования материалов для написания рефератов, конспектов (операционный компонент), 26,95% - удобно иметь доступ к учебным ресурсам по интернет в любое время и в любом месте (мотивационно-
потребностный компонент - внутренняя мотивация, познавательный мотив), 24,55% - нравится пользоваться разными источниками информации
(эмоциональный компонент), 19,76% респондентов считают, что мультимедиа, интерактив способствуют лучшему усвоению материала (операционный компонент). Таким образом, использование педагогических инструментов в ЭОП работает на индивидуализацию способов учебной деятельности студентов в большей мере со стороны операционного компонента (39,52% и 19,76% опрошенных, рис. 1). Студенту важно, как на практике он сможет использовать педагогические инструменты в своей учебной деятельности.
Рис. 1. Предпочтение респондентов к компонентам способов учебной деятельности.
Для ответа на вопрос «Оцените свое эмоциональное отношение к работе с электронными образовательными пособиями?» респондентам предлагались варианты, характеризующие эмоциональный компонент способов учебной деятельности. Ответы респондентов распределились следующим образом: 11,98% респондентов ответили, что им интересно работать с компьютером; 20,36% - интересно решать задания-тренажеры; 28,74% респондентов считают электронное образовательное пособие новым и необычным, интересным дидактическим средством обучения; 31,74% респондентов получают
положительные эмоции при работе с мультимедиа. Однако «мне скучно» -
ответили 14, 37% опрошенных, «чувствую себя неуверенно» - 7,78%. В графе «другое» 4,19% опрошенных отметили «отрицательное отношение из-за вредного воздействия на глаза». Таким образом, при работе с электронным образовательным пособием и его педагогическими инструментами преобладает вектор положительных эмоций.
При работе с системой гиперссылок, которая относится к педагогическому инструменту интерактив, наибольшее предпочтение респонденты отдают возможности установления правильного порядка перехода от одного материала к другому (37,73%) и возможность перехода к примерам 31,74%.
Работу с педагогическим инструментом мультимедиа предпочитают 37,13% опрошенных студентов, так как, просмотривая мультимедиа дома, они могут самостоятельно изучать материал, 30,54% - используют мультимедиа в связи с ее развлекательным характером, 34,73% - лучше воспринимают визуальную и аудиальную информацию, чем текстовую.
40,12% опрошенных лучше запоминают учебный материал, когда выполняют интерактивные задания, 26,35% опрошенных предпочитают интерактив, так как он удобен при самостоятельной работе.
При ответе на вопрос «Укажите, какие способы деятельности вы предпочитаете при работе с электронными образовательными пособиями» большая часть респондентов (39,52%) предпочитают работу с педагогическим инструментом - интерактивом первого уровня (переход по гиперссылкам), 32,34% и 34,73% опрошенных отметили изображения и видео (педагогический инструмент мультимедиа). 22,75% опрошенных предпочитают осуществлять самоконтроль посредством автоматизированного тестирования (педагогический инструмент интерактив).
При самостоятельной внеаудиторной работе 49,10% опрошенных студентов используют ЭОП для подготовки презентаций, рефератов, для выполнения учебно-исследовательской работы. 43,11% опрошенных используют ЭОП для подготовки к практическому занятию, 39,52% - для подготовки к экзамену,
зачету, 32,93% респондентов - для повторного изучения в случае плохого освоения материала.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что у студентов медицинского вуза, изучающих дисциплину «Общая хирургия», использование ЭОП как средства электронного обучения в структуре операционного компонента востребовано: использование мультимедиа и интерактивных тренажеров позволяет осваивать и совершенствовать практические навыки, являющиеся важнейшим результатом обучения студентов медицинского вуза. Со стороны мотивационно-потребностного компонента преобладают внутренние мотивы, а со стороны эмоционального компонента у обучающихся превалируют положительные эмоции. Применение ЭОП является востребованным в индивидуализации учебного процесса студентов медицинского вуза.
THE CAPABILITIES OF THE INDIVIDUALIZATION OF
EDUCATIONAL PROCESS WITH THE USE OF ELECTRONIC
EDUCATIONAL DEVICE Y.S. Vinnik, L.V. Kochetova, S.S. Dunaevkaya, E.I. Kichigina, E.G. Myagkova Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-
Yasenetsky
Abstract. The use of electronic educational device in teaching the subject "General Surgery" provides an opportunity of individualization of the study process. The results of questionnaires showed that from the side of the need-motivational component is dominated the internal motivation, from the side of the emotional component prevail positive emotions during the work with pedagogical tools. Electronic educational device is demanded in individualization of the study process for the students of the medical school.
Key words: e-learning, the study process, pedagogical tools.
Литература
1. Алейникова О.С. Гуманизация образования как условие развития гармоничной личности учащегося // Матер. XIII научн.-технич. конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». -Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - Т. 2. - С. 181.
2. Андреев А.А., Леднев В.А., Семкина Т.А. E-learning: некоторые
направления и особенности применения // Высшее образование в Росси. - 2009. - №8. - С. 88-92.
3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:
пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. -
96 с.
4. Осин А. В. Концептуальные основы образовательных электронных
изданий и ресурсов [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ict.edu.ru/ft/002353/osin5.pdf. - Загл. с экрана.
5. Парахонский А.П., Венглинская Е. А., Медюха О. С. Модернизация медицинского образования на основе информационных и коммуникационных технологий // Врач и информационные технологии. - 2008. - №3. - С.64-67.
6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999 - 416 с.
7. Руби, Ю. Б. E-learning в России: от хаоса к глубокому ускорению // Высшее образование в России. - 2006. - №3. - С. 16-23.
8. Соловов А. Электронное обучение - новая технология или новая
парадигма? // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 104-112.
9. Тархов С.В.. Адаптивное электронное обучение и оценка его эффективности // Открытое образование. - 2005. - №5. - С.37-48.