Научная статья на тему 'Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) С.-Петербургской духовной академии'

Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) С.-Петербургской духовной академии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) С.-Петербургской духовной академии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) С.-Петербургской духовной академии

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 10. С. 1332-1351.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

9W ' WWW —1 fff ■■■ WW ' fff WWW W49W m" WWW ""fff Mt — WWW WWW

AAA AAA AAA AAA AAA AAA AAA Ai

Преосвященный Евсевій (Орлинскій), архіепископъ Могилевскій, бывшій ректоръ (1847—1850 гг.) С.-Петербургской Духовной Академіи.

ТДВСЕВІИ (Орлинскій) оставилъ по себѣ добрую память Ди мудраго и благостнаго архипастыря, но для С.-ГГетер-бургской Духовной Академіи, въ которой состоялъ рек-t торомъ и профессоромъ, онъ явился чужимъ и, кажется, ] жилъ и покинулъ ее нѣсколько чуждымъ.

Именовался онъ въ мірѣ Евоиміемъ и былъ сыномъ дьячка Поликарпа Евѳиміевича Орлинскаго (скончавшагося въ 1833 г. діакономъ при прежней церкви) села Чернаго Верха, Бѣлев-скаго уѣзда Тульской губерніи, гдѣ родился 21 декабря 1806 года *). Выросши тутъ, онъ всегда сохранялъ душевное расположеніе къ этому мѣсту, помогалъ деньгами, заботился о немъ построеніемъ храма 2), старался выгадать и выпросить * 21

О Въ семинарскихъ документахъ и въ біографическихъ печатныхъ извѣстіяхъ (даже у И в. Н. К а р г о п о л ь ц ов а) обыкновенно указывается днемъ рожденія Евѳимія Поликарпова Орлинскаго 24-е декабря 1805 г., но въ метрической записи за 1806 г. о родившихся сказано буквально такъ: „№ 39.

21 дек. Села Чернаго верха у дьячка Поликарпа Еѳимова сынъ Еѳимій. Молитву родильницѣ читалъ и младенцу имя рекъ сей же церкви священникъ Кириллъ Аѳанасьевъ; крещенъ тотъ младенецъ 26 числа сегожъ мѣсяца, при крещеніи воспріемниками были тогожъ [Бѣлевскаго] уѣзда с. Мишиной Поляны благочинный священникъ Марко Герасимовъ и прихода с. Дертихина сельца Журина господина генералъ-маіора Димитрія Михайлова Тараканова дочь дѣвица Любовь Димитріева и крещеніе совершилъ сей церкви священникъ Кириллъ Аѳанасьевъ и съ нимъ отправляли дьячекъ Полйкарпъ Еѳимовъ и цономарь Ѳеодоръ Ивановъ“.

2) См. Письма Ректора Петербургской Духовной Академіи, Епископа Евсевія къ А. В. Горскому (1847—1850) въ ,.Прибавленіяхъ къ изданію твореній святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ“, ч. ХХХѴЧ1 (1886 г.),

случаи для побывки при служебныхъ командировкахъ * 3), завѣщалъ туда свои книги 4) и т. п. Учился сначала въ ближайшемъ Вѣдовскомъ Духовномъ Училищѣ, а въ 1822 г. перешелъ въ Тульскую Семинарію и обучался въ ней наукамъ богословскимъ, философскимъ, словеснымъ, историческимъ, математическимъ и языкамъ еврейскому, греческому, латинскому и нѣмецкому За весь семинарскій періодъ Евоимій Орлинскій былъ на полукоштномъ содѳрлшніи и—за неустройствомъ« еще семинарскаго общежитія—получалъ окладъ въ 60 тогдашнихъ рублей. Занятія юноши шли успѣшно и настолько цѣнились начальствомъ, что съ 9 сентября 1826 г. до самаго окончанія семинарскаго курса ему поручено было отправлять обязанности «лектора» по среднему греческому классу, каковое званіе существовало тогда на основаніи $ 37 устава 1814 г. 5) и разсылавшагося въ 1818 г. чрезъ окружныя академическія правленія особаго распоряженія Коммиссіи Духовныхъ Училищъ; Евоимій Орлинскій—сверхъ полукоштнаго оклада—получалъ за свое лекторство по 60 руб. въ годъ. При ревизіи Тульской Семинаріи въ іюлѣ 1828 г. профессоръ Ѳ. А. Голубинскій (у 22 августа 1834 г.) обратилъ вниманіе на ревностнаго воспитанника-лектора и избралъ его для отправленія въ свою—Московскую—Духовную Академію, при чемъ истрачено было на экипировку 100 руб., выдано 10 руб. на путевые расходы и прогоны на одну лошадь, да кромѣ того полу-коштный окладъ до 15 августа и лекторскій—до 1-го сентября 1828 г. Видимо, Тульская Семинарія цѣнила своего питомца,— и послѣдній оправдывалъ это вниманіе, если даже семинарскій штабъ-лекарь, свидѣтельствовавшій Евѳимія Орлинскаго,

стр. 771. 791. 793—794. 802. 849. См. еще Письма митр. Филарета къ Леониду. гдѣ упоминается (стр. 4), что Евсевій, будучи ректоромъ Спб. Дух. Академіи, поручалъ освятить на его родинѣ церковь архим. Симеону, изъ ректоровъ Псковской Семинаріи посланному управлять Донскимъ монастыремъ.

3) См. въ Архивѣ Св. Синода дѣло Духовно-учебнаго Управленія 9 іюня 1849 г. № 147.

4) См. у Ив. Н. Каргопольцова на стр. 17.

5) § 37-й семинарскаго устава 1814 г. гласитъ такъ: „Изъ старшихъ учениковъ Семинаріи избирается, по усмогрѣнію Правленія, лучшій въ пособіе учителю по классу какого-либо языка; обучаетъ начаткамъ языка отдѣльно отъ учителя, но подъ его надзоромъ, и называется Лекторомъ того языка, не исключаясь, впрочемъ, изъ числа учениковъ и не прерывая своего ученія но высшему отдѣленію“.

удостовѣрялъ, что ощущаемая имъ боль въ груди происходитъ отъ слабаго сложенія и, можетъ быть, отъ излишнихъ занятій въ наукахъ, хотя «явной болѣзни у него не явствуется». Въ Московской Духовной Академіи Евѳимій Орлинскій въ составѣ восьмого выпуска (1828—1832 гг.) выслушалъ высшій курсъ наукъ богословскихъ, философскихъ, словесности церковной и всеобщей, исторіи церковной и гражданской, а также обучался языкамъ еврейскому, греческому и нѣмецкому, отличался всегда благочестиво-научною ревностію, выдержаннымъ характеромъ 6 7) и благонастроенностію 1); кончилъ онъ седьмымъ магистромъ, имѣя товарищами Тимоѳея Успенскаго, послѣ мотрополита Кіевскаго Филооея (f 29 января 1882 г.), А. В. Горскаго (т 11 октября 1875 г.) и др.

По благочестивой склонности Евѳимій Орлинскій еще до выхода изъ академическихъ стѣнъ поспѣшилъ принять монашество и постриженъ 29 мая 1832 г. съ именемъ Евсевія въ честь священномученика, епископа Самосатскаго (конца ІУ в.), который прославляется, какъ «кроткій и незлобивый, смиренномудрый и тихій», «любве божественныя исполненъ», такъ что, «обличая Аріевы единомыслинники», онъ готовъ былъ принять «и нужднѵю смерть». Всѣ эти черты притягательно отвѣчали внутреннему настроенію и всему характеру молодого инока 8), который 1-го іюня былъ рукоположенъ Филаретомъ

6) См. въ Дневникѣ f А. В. Горскаго въ „Прибавленіяхъ къ Твореніямъ св. отцевъ“ XXXIV* (1884 г.), стр. 93. 94.

7) За февраль и мартъ 1829 г. студенты низшаго отдѣленія Александръ Горскій и Евѳимій Орлинскій отличались „благоустроенностію поведенія и неопустительною исправностію въ занятіяхъ“—по отзыву инспектора (1825—1831 гг.) Московской Академіи Евлампія (Пятницкаго, f 12 марта 1862 г. на покоѣ архіепископомъ Тобольскимъ), хотя митр. Филаретъ не вполнѣ довѣрялъ послѣднему, который слишкомъ щедро и огульно разсыпалъ студентамъ свои восхваленія. См. у f о. С. Е. Смирнова на стр. 271.

8) Послѣ (въ письмѣ отъ 22 іюня 1873 г.) это соотношеніе о. А. В. Горсти примѣнялъ къ преосвящ. Евсевію въ такихъ выраженіяхъ: „Какъ это хорошо устроилось: начинаю писать къ вамъ въ тотъ часъ, когда бы пришелъ поздравить васъ нынѣ со днемъ вашего ангела, которому церковь вручила васъ, принявъ обѣты иночества, вами предъ нею произнесенные, и у котораго въ то же время испросила вамъ новое имя въ сонмѣ преподобныхъ. Великій святитель, другъ и сотрудникъ Василія Великаго, ревностный защитникъ Православія, и неутомимый дѣятель въ разрушеніи козней нечестія, съ благоволеніемъ призираетъ на святителя, носящаго его имя и въ ревностиомъ исполненіи своего пастырскаго

Московскимъ въ іеродіакона и 3-го числа въ іеромонаха, а 29-го августа академическою конференціей произведенъ (съ утвержденія Коммиссіи Духовныхъ Училищъ) на степень могистра (потомъ получивъ обычнымъ порядкомъ магистерскій крестъ) и назначенъ 9) инспекторомъ и профессоромъ церковной исторіи и греческаго языка въ Виѳанскую Духовную Семинарію 10), гдѣ (—согласно его прошенію и ходатайству правленія отъ 28-го октября—) съ 20 ноября 1833 г. со второго переведенъ на классъ еврейскаго языка, помѣнявшись со своимъ братомъ Иваномъ и), новъ концѣ 1834 г.—въ замѣнъ этого предмета— поручено ему преподаваніе пастырскаго богословія 12). За свои труды здѣсь о. Евсевій былъ отличенъ тѣмъ, что 15 сентабря 1833 г. онъ удостоенъ званія соборнаго іеромонаха при Ставропигіалыюмъ Донскомъ монастырѣ 13) и 26 августа 1836 г. «за ревность въ неусыпномъ надзорѣ за нравственностію вос-

долга достойно ему подражающаго“. См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 82.

Ч Ср. къ сему Письма м. Филарета кт. Антонію I, стр. 97.

10) Впрочемъ, на журналѣ правленія Виѳанской Семинаріи 3 сентября 1832 г. сбоку приписано на полѣ: „и по изъявленному имъ согласію поручить ему классъ изъясненія Св. Писанія ученикамъ высшаго и средняго отдѣленій“, однако и послѣ (напр., въ журналѣ за 5 сентября 1833 г.) о. Евсевій называется „профессоромъ церковной исторіи“.

и) Ср. о немъ у о. А. А. Бѣляева на стр. 27 и у К. Я. Здравоми-слова въ отзывѣ о книгѣ А. С. Родосскаго въ „Отчетѣ о пятидесятомъ присужденіи наградъ графа Уварова“ (Спб. 1909), стр. 72.

12) Семинарское правленіе 5 сентября 1834 г. ходатайствовало предъ митр. Филаретомъ „о раздѣленіи класса греческаго языка на два класса по многолюдству“, открывъ по сему предмету вторую профессорскую вакансію для учениковъ средняго отдѣленія—съ присоединеніемъ сюда еврейскаго языка, вмѣсто коего предполагалось поручить о. Евсевію пастырское богословіе, „какъ весьма нужное и необходимое для духовныхъ воспитанниковъ“. Утверждающее предписаніе изъ правленія Московской Дух. Академіи было заслушано 14 декабря 1834 г.

13) Это званіе, въ каковое обыкновенно возводимы были академическіе іеромонахи— баккалавры, учреждено 18 февраля 1797 г. при императорѣ Павлѣ 1 (ср. и у Ал. Н. Котовича на стр. 6—7) и давало каждому по 33 р. 23 коп. (см. у f проф. И. А. Чистовича, С.-Петербургская Духовная Академія за послѣднія 30 лѣтъ: 1858—1888 гг., Спб. 1889, стр. 103), но—согласно журналамъ правленія Виѳанской Семинаріи за 10 іюня 1834 г. и 5 января 1835 г.—о. Евсевій получилъ изъ Донского монастыря за время съ 4 сентября 1833 г. по 1-е января 1834 г. 40 руб. ассигнаціями и 50 коп. сер., за первую половину 1834г. препровождено „66 р. 50 коп. серебромъ съ лажемъ“, хотя 27 іюня фактически выдано лишь 60 р. ассигн. и 50 коп. сер.

питанниковъ» Виѳанской Семинаріи получилъ одобреніе Коммиссіи Духовныхъ Училищъ. Въ бытность свою Виѳанскимъ инспекторомъ о. Евсевій,—гіо опредѣленію симинарскаго правленія отъ 22 мая 1834 г.,—обозрѣвалъ (съ 9-го іюля) Дмитровскія и Звенигородскія училища и представилъ о нихъ подробный отчетъ съ замѣчаніями по всѣмъ частямъ, а сверхъ сего возвратилъ обратно неистраченные имъ 20 руб. ассигнаціями изъ выданной ему на проѣздъ суммы въ сто рублей... 25 ноября 1834 г. о. Евсевія перевели инспекторомъ и профессоромъ философіи ' въ Московскую Семинарію, но тамъ онъ долженъ былъ наблюдать еще за исправленіемъ зданія для вновь открытыхъ въ Москвѣ Донскихъ училищъ, за что 21 февраля 1837 г. опять была ему изъявлена отъ Коммиссіи признательность 14).

Педагогическая карьора достаточно рекомендовала о. Евсевія,—и 31 августа 1838 г. онъ перемѣщенъ инспекторомъ и баккалавромъ богословскихъ наукъ въ родную Московскую Академію, гдѣ находился подъ бдительнымъ контролемъ въ своей службѣ со стороны благоволительнаго митрополита Филарета 15), 15 октября удостоенъ сана архимандрита 16 17) и въ томъ же мѣсяцѣ опредѣленъ дѣйствительнымъ членомъ академической конференціи, въ іюлѣ 1840 г. обозрѣвалъ Нижегородскую и Саратовскую Семинаріи ”) и 30 мая возведенъ па степень экстраординарнаго профессора 18). Послѣ Филарета (Гумилевскаго), 7 октября перешедшаго на каѳедру викарія Псковской епархіи епископомъ Рижскимъ, о. Евсевій съ 14 сентября 1841 г. исправлялъ въ Московской Академіи должность ректора и 17—25 ноября опредѣленъ въ нее С-в. Синодомъ съ сохраненіемъ профессуры по богословскимъ наукамъ;— хотя на запросъ оберъ-прокурора графа Н. А. ГІратасова отъ 9 октября 1841 г. митр. Филаретъ рекомендовалъ другихъ лицъ: Іосифа (Богославскаго, у 19 февраля 1892 г. архіеп. Воронежскимъ на покоѣ), Никодима Казанцева (у 11 іюня 1873 г. епископомъ Енисейскимъ на покоѣ) и Ѳеогпоста (Ле-

14) Ср. для этого періода у f Н. II. Гилярова-ІІлатонова II, стр. 23.

15) См. у t о. С. К. Смирнова на стр. 258. 259.

1G) Ср. Письма м. Филарета къ еп. Виталію, стр. 22 и прим. 68.

17) Ср. къ сему Письма м. Филарета къ Филарету (Гумилевскому), стр. 33 и ирим. 43.

1К) См. ibid., стр. 35 и прим. 46.

бедова, у 22 апрѣля 1869 г. архіеп. Псковскимъ) 19), но потомъ разсудилъ иначе 20). 9 апрѣля 1842 г. о. Евсевій назначенъ еще и настоятелемъ Московскаго второкласснаго Бого-

18 сентября

явленскаго монастыря и уже "ю октября"' того же года получилъ отъ Св. Синода благословеніе за усердіе, способности и нравственный характеръ, удостоенныя митр. Филаретомъ полнаго одобренія, по случаю обозрѣнія имъ Московской Академіи. Въ послѣдней съ апрѣля 1845 г. о. Евсевій былъ членомъ строительнаго комитета по постройкѣ бани и чугунныхъ лѣстницъ, въ студенческихъ помѣщеніяхъ подъ названіемъ «чертоги» отдѣлилъ (въ 1847 г.) особыя спальни и участвовалъ въ возведеніи академическаго дома на замонастырскомъ дворѣ (на Ильинской горѣ) 21). Внѣ непосредственной академической сферы, но по ближайшей связи съ обязательною академическою службой—онъ многократно ревизовалъ разныя Семинаріи Московскаго духовно-учебнаго округа:—въ іюлѣ 1843 г. Тульскую, Рязанскую и Калужскую, въ іюлѣ 1845 г. Костромскую и Вологодскую 22), въ іюлѣ 1846 г. Виѳанскую 2:5). 31-го

111) См. Собраніе мнѣній и отзывовъ м. Филарета, томъ дополн., стр. 81—82.

-°) См. Письма м. Филарета къ Евсевію въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., кн. XI—XII, стр. 269. 270. Филаретъ (Гумилевскій, у 9 августа 1866 г. архіепископомъ Черниговскимъ) въ письмѣ къ А. В. Горскому отъ 5 декабря 1841 г. выражалъ радость, что преемникомъ ему по Московской академической ректурѣ назначенъ именно Евсевій: см. „Прибавленія къ твореніямъ св. отцевъ“ XXXI (1883 г.), стр. 225. Видимо, изъ-за ректорскаго мѣста въ Московской Академіи шла тогда борьба, а Никодимъ (Казанцевъ, f Г1 іюля 1874 г. епископомъ Енисейскимъ на покоѣ) даже прямо свидѣтельствуетъ, будто митр. Филаретъ назначилъ на это мѣсто Евсевія, яко бы, по интригамъ именно Филарета Гумилевскаго (см. „Чтенія въ Императорскомъ Обществѣ истоши и древностей Россійскихъ при Московскомъ Университетѣ“ 1877 г., кн. 2, отд. II, стр. 92j.

21) См. въ Архивѣ Св. Синода по Синодальной Канцеляріи 1874 г., № 123, и у t о. С. К. Смирнова на стр. 315.

~2) Ср. къ сему „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., кн. XI—XII, стр. 289. Въ Вологдѣ ревизоръ произвелъ наилучшее впечатлѣніе, и тамошній протоіерей В. И. Нордовъ (извѣстный проповѣдникъ) 12 декабря 1^45 г. писалъ иреосвящ. Иннокентію (Вори-чтсову), о это „человѣкъ, по-моему, превосходный“: см. у т проф. Н. И. Ларсова, Матеріалы для біографіи Иннокентія Борисова II, стр. 13.

23) Для послѣдней с]). „Прибавленія къ твореніямъ св. отцевъ“ XXXIV (1884 г.), стр. 308.

августа 1845 г. о. Евсевій изъ Богоявленскаго монастыря переведенъ настоятелемъ второкласснаго же Высокопетровскаго, съ присвоеніемъ ему лично степени архимандрита первокласснаго 24 25).

Митрополитъ Филаретъ, имѣя «доброе мнѣніе о дѣйствовали Евсевія и о состояніи академіи» Московской при немъ 2Г>), видимо благоволилъ Евсевію 2б),—и ему скоро открылось болѣе широкое поприще, когда освободилась С.-Петербургская академическая ректура 2‘) за переводомъ 13 января 1847 г. епископа Винницкаго Аѳанасія (Дроздова) на Саратовскую каѳедру. Изъ трехъ кандидатовъ Евсевій, рекомендованный митр. Филаретомъ, стоялъ первымъ предъ ректорами Семинарій С.-Петербургской Ѳеогностомъ (Лебедевымъ) и Владимірской — Поликарпомъ (Соснинымъ, f 18 января 1868 г.) и былъ высочайше утвержденъ 17 января 1847 г. епископомъ Винницкимъ съ настоятельствомъ въ Шаргородскомъ Спасскомъ Николаевскомъ первоклассномъ монастырѣ Подольской епархіи, а по ходатайству С.-Петербургскаго митрополита Антонія (Рафаль-скаго, і* 16 ноября 1848 г.) Духовно - учебнымъ Управленіемъ опредѣленъ 21 января въ ректоры С.-Петербургской Академіи 28). Разстался онъ съ Alma Mater, напутствуемый отъ митр. Филарета «благословеніемъ и пожеланіемъ преуспѣянія служенію его вездѣ, куда призоветъ Болае Провидѣніе и священная власть» 29), а прибылъ въ С.-Петербургъ 24 февраля въ 6 часовъ вечера и вступилъ въ академическую должность 25 числа 30), подписавшись тогда подъ «клятвеннымъ обѣщаніемъ», какъ «Новоопредѣленный Ректоръ Санктъ-Петербургской Духовной Академіи Архимандритъ Евсевій». 9 марта

24) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., кн. XI—XII, стр. 281.

25) См. у архим. Григорія на стр. 198—200.

2в) См. и замѣчанія въ письмахъ м. Филарета къ Высочайшимъ особамъ I, стр. 143 и прим. 1; 152 и прим. 2.

27) Ср. Письма м. Филарета къ Антонію II, стр. 293.

281 По сему случаю Иннокентій (Борисовъ) писалъ Макарію (Булгакову), что „лучше пельзя было сдѣлать выбора. Это одинъ изъ добрѣйшихъ и благонамѣреннѣйшихъ людей“. См. „Церковный Вѣстникъ“ 1883 г., № 26, стр. 8а.

29) См. „Чтенія - въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., кн. XI—XII, стр. 295.

30) См. и въ „Прибавленіяхъ къ твореніямъ св. отцевъ“ XXXVII (1886 г.), стр. 701.

1847 г. послѣдовала его хиротонія въ Казанскомъ соборѣ митр. Антоніемъ съ присутствовавшими (1843 — 1848 гг.) въ Синодѣ преосвященными Венедиктомъ (Григоровичемъ) Олонецкимъ (f 7 декабря 1850 г.), Иліодоромъ (Чистяковымъ) Курскимъ (у 2 февраля 1861 г.) и Гедеономъ (Вишневскимъ) Полтавскимъ (у И октября 1849 г.) и съ викаріемъ С.-Петербургскимъ, епископомъ Ревельскимъ Наѳанаиломъ (Савченко, у 4 марта 1875 г. въ Черниговѣ). Вмѣстѣ съ симъ преосвящ. Евсевій .долженъ былъ замѣнить своего предшественника по предсѣдательству въ комитетѣ для разсмотрѣнія конспектовъ о преподаваніи учебныхъ предметовъ въ Семинаріяхъ (съ 7 апрѣля 1847 г. согласно предложенію графа Н. А. Пратасова)31), гдѣ немало хлопоталъ 32), и по главному наблюденію за преподаваніемъ Закона Божія въ свѣтскихъ учебныхъ и воспитательныхъ заведеніяхъ столицы и ея окрестностей (съ 15-го марта) 33). Приходилось ему и покидать С.-Петербургъ, напр., лѣтомъ 1849 г., когда Евсевій былъ отправленъ для обозрѣнія Семинарій Псковской, Могилевской и Смоленской, но самъ потомъ просилъ продолжить командировку—частію для поправленія здоровья, особенно же для осмотра въ родномъ селѣ отстроенной имъ вчернѣ церкви 34) и для посѣщенія не менѣе родной Академіи Московской 35 36); вернулся онъ обратно 9 августа и представилъ обстоятельные отчеты о всѣхъ ревизованныхъ имъ Семинаріяхъ зв).

Вообще петербургскій періодъ протекалъ весьма успѣшно

31) См. дѣло С.-Петербургской Дух. Академіи 1847 г. Л« 10. О самомъ комитетѣ этомъ ср. у f проф. И. А. Чистовича, Руководящіе дѣятели духовнаго просвѣщенія въ Россіи въ первой половинѣ текущаго [ХІХ-го] столѣтія (Спб. 1894), стр. 335 сл.

3-) См. „Прибавленія къ т|ореніямъ св. отцевъ“ ХХХѴП (1886 г.), стр. 745. 777.

33) Ср. у I проф. И. А. Чистовича на стр. 338. Эта должность главнаго наблюдателя за преподаваніемъ Закона Божія была учреждена въ 1844 г. по мысли графа Н. А. Пратасова.

34) См. въ Архивѣ Св. Синода дѣло Духовно-учебнаго Управленія 9 іюня 1849 г. № 147 и въ Архивѣ С.-Петербургской Духовной Академіи 1849 г. № 40.

35) См. въ „Прибавленіяхъ къ твореніямъ св. отцевъ“ ХХХУІІ (1886 г.), стр. 827.

36) Ср. о семъ и „Прибавленія къ твореніямъ св. отцевъ“ ХХХѴП (1886 г.), стр. 824. 825—826. 827—828. См. дѣло въ Архивѣ С.-Петербургской Дух. Академіи 1849 г. № 40; д. Духовно-учебнаго Управленія въ Архивѣ Св. Синода 9 іюня 1849 г. № 147.

при неослабномъ благоволѣніи высшихъ властей. Еще по поводу кандидатуръ на Винницкое викаріатство графъ Н. А. Пра-тасовъ Всеподданнѣйше докладывалъ, что «преимущественное право» имѣетъ именно Евсевій, «котораго труды и благонадежность въ образованіи юношества обратили на себя особенное вниманіе членовъ Св. Синода», а въ рескриптѣ 3 апрѣля

1849 г. о награжденіи орденомъ Анны 1-й степени особо отмѣчались «заслуги его по управленію преемственно двумя академіями и приготовленію образуемаго въ нихъ юношества къ достойному прохожденію священнаго сана». Власти явно цѣнили благоустроеннаго С.-Петербургскаго ректора, еще въ концѣ 1848 г. думали о послѣднемъ при замѣщеніи Рижской епископіи (послѣ Филарета, переведеннаго 6 ноября 1848 г. въ Харьковъ) 31) и въ 1850 г. по освобожденіи Нижегородской каѳедры (за смертію Іакова Вечеркова, у 20 мая

1850 г.) 37 38), а потомъ пожелали видѣть въ немъ благого устроителя новой епархіи Самарской, куда онъ былъ опредѣленъ въ день Высочайшаго повелѣнія объ открытіи послѣдней — 19 декабря 1850 г. — вскорѣ послѣ образованія Самарской губерніи 39). Однако «преосв. Евсевій смотрѣлъ на свое назначеніе, какъ на неблаговоленіе къ нему и на оскорбленіе Петербургскаго Митрополита Никанора» 40); даже Филаретъ Московскій утѣшалъ такъ, что этимъ способомъ «устроилось лучшее для самарской епархіи, и ее поздравляемъ болѣе, нежели его» 41), хотя самъ скорбѣлъ, что Евсевія послали не въ Нижній Новгородъ, но «въ выгорѣвшую Самару» 42), на «пожарище» 43), а Филаретъ (Гумилевскій) видѣлъ въ этомъ прямое «искушеніе» 44).

37) См. въ „Прибавленіяхъ къ твореніямъ св. отцевъ“ XXXVII (1886 г.), стр. 807.

38) См. Письма м. Филарета къ Антонію III, стр. 68.

3!)) См. у 77. Алабина на стр. 36.

40) См. у о. А. В. Горскаго въ „Прибавленіяхъ къ твореніямъ св. отцевъ“ XXXIV (1884 г.), стр. 329. При томъ Евсевій вскорѣ заболѣлъ предъ выѣздомъ изъ С.-Петербурга: см. письмо Макарія, у у проф. 77. 77. Барсова, Матеріалы для біографіи Иннокентія Борисова I. стр. 80.

41) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., XI—XII, стр. 301.

42) Письма м. Филарета къ Антонію III, стр. 68—69.

43) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1877 г., XII, ctd. 168-169: ср. ibid. 1882 г., XI—XII; стр. 301. 302. 303.

44) См. „Прибавленія къ твореніямъ св. отцевъ“ XXXVI (1885 г.), стр. 429—430.

И, дѣйствительно, трудное поприще предстояло въ Самарѣ, гдѣ все надо было заводить вновь,—и иреосв. Евсевій по пути заѣхалъ къ Троицѣ, чтобы подкрѣпиться духомъ. Въ Самарѣ не нашлось даже приличнаго помѣщенія,—и епископъ, прибывъ туда 28 марта 45), долженъ былъ временно пріютиться у губернатора Ст. Гр. Верховскаго (| 15 сентября 1858 г.) 46) въ «углу его квартиры изъ небольшихъ комнатъ» и послѣ скитаться въ «наемной хатѣ» 4'7), перенося даже злостныя непріятности 48). 30 марта 1851 года оиъ учредилъ Самарское епархіальное управленіе, 31 числа въ Вербное воскресенье открылъ Самарскую епархію 49), 1 апрѣля торжественно совершилъ первое священнослуженіе въ Вознесенской церкви, обращенной въ каѳедральный соборъ50), и бодро принялся за работу, не смотря на труды и огорченія 51), хотя бы по тому случаю, что 7 января 1852 г. во время литургіи сгорѣлъ домъ, гдѣ едва только устроился преосв. Евсевій, заведшій тамъ домовую церковь Іоанна Богослова 52). Пріятною неожиданностію пора-

4Г’) См. и у 77. Алабина па стр. 77,і.

41І) См. у II. Алабина на стр. 36—37.

47) См. въ письмѣ о. А. В. Горскаго въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III. отд. 3, стр. 9.

48) Распространялись даже неблаговидныя сплетни, затрогивавшія и чистоту жизни преосв. Евсевія въ неудобномъ помѣщеніи, ибо „гнусная клевета“ представляла это въ „негодномъ свѣтѣ“, о чемъ сообщаетъ о. А. В. Горскій въ письмѣ отъ 16 мая 1853 г.: см. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 2.

49) См. у 77. Алабина на стр. 76 сл.

50) См. у 77. Алабина на стр. 78. 85. Впрочемъ, второй преемникъ Евсевія епископъ Герасимъ (Добросердовъ, т 24 іюня 1880 г. епископомъ Астраханскимъ) въ 1866 г. успѣшно возбудилъ дѣло о построеніи новаго каѳедральнаго собора во имя Спаса, съ двумя придѣлами: см. „Самарскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1881 г., № 12, стр. 185 сл.

г>1) Между прочимъ, пускали слухи, будто при добромъ Евсевіѣ протоіерей у него (Іоаннъ Е.) X. (Халколивановъі беретъ по 40 р. сер. за крещеніе, о чемъ предупреждаетъ о. А. В. Горскій въ письмѣ отъ 18 февраля 1857 г.: см. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 13 и ср. 12.

52) См. и у 77. Алабина на стр. 110. Это былъ домъ Путилова, перепроданный помѣщику Кроткову въ 1854 г., когда Евсевій задумалъ построить за городомъ собственный архіерейскій домъ съ церковію и свѣчнымъ заводомъ, а въ 1856 г. возбудилъ дѣло объ устроеніи архіерейскаго дома въ самой Самарѣ, но не успѣлъ осуществить свои проекты но случаю перевода въ г. Иркутскъ, хотя и оттуда не забывалъ перваго своего плана, стараясь матеріально поддержать его осуіцествле-

жаетъ его активная энергичность. Архипастырь пожелалъ самолично изучить свою епархію и каждый годъ предпринималъ неоднократныя поѣздки по всѣмъ закоулкамъ * 53), почему, обладая большою памятью и наблюдательностію, зналъ статистику губерніи лучше всѣхъ. Его заботами и попеченіями основана женская обитель въ Бузулукѣ и—въ честь Иверской Боллей Матери въ Самарѣ 54), для которой подготовлено сооруженіе кладбищенской Покровской церкви55 56 57). а также приняты всѣ мѣры къ устройству мужского Николаевскаго монастыря °6). Особою заботливостію пользовалось переведенное изъ г. Ставрополя Духовное Училище, но Евсевіемъ же предположено открытіе Семинаріи, состоявшееся послѣ его отбытія въ Иркутскъ 5"‘). Для огражденія православныхъ и по христіанской ревности пре-освящ. Евсевій немало удѣлялъ вниманія миссіонерству, самъ бесѣдовалъ съ молоканами по селамъ подлѣ церквей (напр., въ Березовомъ Гаѣ, Яблоновомъ Врагѣ, Тягломъ Озерѣ и др.) и обращалъ къ православію, успѣвая распространять свѣтъ его среди чувашъ и магометанъ. Евсевіемъ былъ «твердо и основательно сложенъ фундаментъ Самарской церкви» 58), и о немъ, спустя много времени, воспоминали тамъ съ благоговѣніемъ и любовію 59). Учительность и личный авторитетъ во всѣхъ кругахъ стояли весьма высоко,—и А. В. Горскій, называя Евсевія «Владыкою предобрымъ», увѣренъ былъ слы-

ніе: см. „Самарскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1879 г., № 19, стр. 365—373; Л® 20, стр. 381 — 382.

53) И о. А. В. Горскій въ письмѣ отъ 27 мая 1855 г. упоминаетъ, что Евсевій „отправляется куда-то далеко“: см. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 5.

54) Мысль о послѣдней принадлежала собственно мѣстному обществу, возбудившему ее на основаніи мѣстныхъ историческихъ преданій о существовавшей нѣкогда женской общинѣ при Самарской Спасо-Преобра-женской церкви; но преосв. Евсевій поддержалъ это начинаніе и направилъ его къ благополучному концу: см. „Самарскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1880 г., Л» 2, стр. 22—27; № 3, стр. 33—42; II. Алабинъ на стр. 123 сл.

55) „Самарскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1879 г., № 15, стр. 281—284.

56) См. „Самарскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1881 г., № 1, стр. 1—13; II. Алабинъ на стр. 116 сл.

57) См. еще и у II. Алабина на стр. 81.

58) См. „Самарскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1879 г., № 20, стр. 384; II. Алабинъ на стр. 83.

511) См. у о. Л. Е. Ястребова на стр. 13.

шать о номъ лишь прекрасное 60), а бывшій главный управляющій учрежденіями Императрицы Маріи протестантъ К. К. Гротъ еще 15 января 1868 г. писалъ ему: «Я всегда съ удовольствіемъ вспоминаю о годахъ, проведенныхъ въ Самарѣ, и знакомство съ Вашимъ Высокопреосвященствомъ составляетъ одну изъ самыхъ свѣтлыхъ сторонъ этихъ воспоминаній. Рѣдко случалось мнѣ послѣ того встрѣчать людей, личныя сношенія съ которыми были бы такъ отрадны и утѣшительны, какъ бесѣды съ Вашимъ Высокопреосвященствомъ».

Миссіонерскіе труды и послужили къ тому, что 3 ноября 1856 г. Евсевій былъ переведенъ епископомъ Иркутскимъ и Нерчинскимъ. Это сначала сильно потрясло Самарскаго владыку, яко бы имъ пренебрегаютъ, и его жалобы производили тяжелое впечатлѣніе, будто онъ человѣкъ—притязательный и недовольный 61). Вообще же, тяжело ему было разставаться съ Самарскою паствой, которая 14 декабря при прощальномъ служеніи въ каѳедральномъ соборѣ буквально рыдала всею церковію, и ѣхать въ страшную Сибирь съ мучительнымъ чувствомъ, что его «хотятъ удалить отъ людей» 62). Но митр. Филаретъ видѣлъ тутъ благорасположеніе начальства 63), а тогдашній экзархъ Грузіи Исидоръ (Никольскій, у 7 сентября 1892 г. митрополитомъ С.-Петербургскимъ) разсуждалъ, что «Евсевія Богъ ведетъ путемъ особеннымъ. Въ Иркутскѣ нуженъ архіерей съ недюжинными способностями для обращенія язычниковъ. Евсевій для сего вполнѣ годенъ... Правда, что трудовъ понадобится немало, но архіереевъ для трудовъ и посылаютъ, а не для покоя».

Евсевій выѣхалъ изъ Самары С4) 15 декабря 1856 г.

,;о) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія* 188-4 г., ч. III, отд. 3, стр. 5. 6.

,п) См. въ письмахъ къ Евсевію о. Л. В. Горскаго въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. 111, отд. 3, стр. 9.13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,;Ч И Филаретъ (Гумилевскій) писалъ 8 марта 1857 г. о. А. В. Горскому: „Доброму нашему брату, преосвященному Евсевію, выпалд» жребій пожить въ полярной странѣ. Видно, любящій его Господь наружнымъ холодомъ желаетъ собрать въ глубинѣ его души больше теплоты“. См. „Прибавленія къ твореніямъ св. отцевъ“ XXXVI (1885 г.), стр. 459.

(І3) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., XI—XII, стр. 305.

м) Здѣсь послѣднее служеніе Евсевія предъ выѣздомъ было въ Успенской церкви при освященіи престола по случаю его передвиженія: см. „Самарскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1879 г., Ли 10, стр. 176.

и достаточно оправдалъ эти надежды своею ревностію съ самаго дня прибытія въ Иркутскъ 17 января 1857 г., а въ глазахъ своего друга А. В. Горскаго сталъ отселѣ «святителемъ православнаго востока» ог>). О его сибирской дѣятельности хорошо говоритъ собственное письмо къ мнтр. Филарету отъ 15 декабря 1858 г., т. е. всего лишь чрезъ два неполные года по переселеніи. Здѣсь мы читаемъ «Только дня два прошло, какъ я возвратился изъ послѣдняго въ этомъ году путешествія, которое простиралось на сѣверо-западъ отъ Иркутска по московскому тракту, въ оба конца до 1.400 в. Туда-было мною предположено ѣхать во второй половинѣ лѣта; но непредвидѣнное путешествіе въ Кяхту воспрепятствовало исполнить предположеніе. Въ нѣкоторые дни морозы, восходившіе свыше 30 градусовъ, довольно затрудняли путешествіе. Впрочемъ, при помощи Божіей, кромѣ одного дня во всѣ дни совершалъ я литургію по сельскимъ церквамъ, которыя вездѣ теплыя, а въ иныхъ селахъ совершалъ всенощное. Вся свита бывшая со мною—пѣвчіе и діаконы—состояла изъ десяти человѣкъ. Особенною цѣлію моего путешествія было знакомство съ однимъ новоизбраннымъ Тайшею—ламай-цемъ <і'7), заступившимъ мѣсто своего отца, который былъ крещеный и много обѣщалъ благаго вліянія къ обращенію своего вѣдомства бурятовъ въ христіанство. Новый Тайша принялъ меня и свиту радушно. Въ домѣ его совершено всенощное. На другой день въ сосѣдней церкви, при которой погребено тѣло его родителя, послѣ литургіи, которую совершалъ я, совершена панихида по умершемъ Тайшѣ въ присутствіи его сына язычника. Это ему было очень пріятно. А въ домѣ священника мѣстнаго онъ раздѣлялъ трапезу со мною. Пріятно было видѣть, что цѣль моего посѣщенія бурятскаго Тайши достигалась въ надеждѣ... Если та надежда оправдается, кото-

' (і5) См. „Чтенія въ Обществъ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. Ill, отд. 3, стр. 12: письмо отъ 12 февраля 1857 г.

с,;) У у А. Н. Львова въ „Христ. Чтеніи“ 1899 г., Л1> 10, стр. 652—655 и по отдѣльному изданію на стр. 497—500.

<і7) Тайшею назывался у бурятовъ наслѣдственный носитель мѣстной власти, стоявшій во главѣ „степной думы“, въ которой объединялось нѣсколько бурятскихъ'родовъ; но съ 1887 г. введено здѣсь раздѣленіе на управы и управленія: см. у 77. О. Крамарова въ „Тульскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1902 г., Л!> 16, стр. 474 475, и въ „Тульской Ста-

ринѣ“ XII, стр. 7—8.

рая возбуждена словами п нѣкоторыми распоряженіями этого Тайши, то, кажется, весною мнѣ опять надобно будетъ ѣхать въ эту часть бурятскаго поселенія, — если Богу то будетъ угодно.—Каждое путешествіе мое даетъ мнѣ встрѣчать случаи непріятные и тяжелые, показывающіе недостаточность нашего понятія о благомъ вліяніи на инородцевъ. Въ помянутой странѣ бурятскаго населенія до 10 тысячъ бурятъ обоего пола, и около нихъ не нашелъ я ни одного священника, который бы заботился или имѣлъ возможность съ удобствомъ заботиться о просвѣщеніи ихъ; но, напротивъ, двоихъ встрѣтилъ такихъ, которыхъ бы надлежало немедленно отстранить отъ своихъ мѣстъ, какъ вредно дѣйствующихъ на бурятъ своимъ обращеніемъ съ ними. Хотя вполнѣ благонадежныхъ не имѣю въ виду, но по крайней мѣрѣ устраню неблагонадежныхъ, а новымъ дамъ наставленіе при назначеніи на мѣста—поступать не по примѣру предмѣстниковъ.—Мнѣ издали пишутъ, что я напрасно себя обременяю и изнуряю длинными путешествіями но труднымъ сибирскимъ дорогамъ. Могло такое слово дойти и до слуха Вашего Высокопреосвященства. Правда, что могъ я много сократить свои путешествія: законъ не могъ отъ меня требовать, чтобы я въ минувшее время, по вступленіи моемъ въ управленіе иркутскою епархіею, проѣхалъ по здѣшнимъ труднымъ дорогамъ, лѣтомъ и зимою, до 14 тысячі верстъ. Но я дѣлалъ по сознанію долга и по внушенію совѣсти. Когда меня послали на это трудное мѣсто, то конечно не для того, чтобы я заботился объ удобствахъ своего положенія. Если бы въ этомъ отношеніи хотѣли оказать мнѣ снисхожденіе, то не послали бы меня сюда. Служивши прежде по совѣсти, мнѣ и теперь хочется исполнить долгъ по совѣсти. Говорятъ: могъ бы я довѣрить обозрѣніе отдаленныхъ частей кому-нибудь изъ священниковъ. Но около себя такихъ людей я не имѣю. При томъ такія обозрѣнія не могутъ замѣнить архіерейскаго. И каждый разъ, возвращаясь изъ путешествія, сознавалъ я нужду исполненнаго обозрѣнія болѣе, нежели когда предпринималъ оное: каждый разъ много мнѣ открывалось такого, чего можетъ быть и въ десять лѣтъ не узналъ бы я издали, если бы не рѣшился быть па мѣстѣ, а потому и не сдѣлалъ бы, или не старался бы дѣлать то, что нужно по требованію усмотрѣнныхъ обстоятельствъ».

И изъ другихъ свѣдѣній намъ извѣстно, что преосвящ.

Евсевій не напрасно взялъ «жезлъ путническій» оь) и уже въ 1857 г. «измѣрилъ» 5.596 верстъ, а вообще путешествовалъ цѣлыми мѣсяцами непрерывно и проникалъ даже до Кяхты на китайской границѣ, не стѣсняясь ни пространствомъ, ни всевозможными неудобствами, ни прямыми опасностями вв). Странствовалъ онъ истинно апостольски, какъ миссіонеръ - просвѣтитель, пользуясь то лодками (напр.. въ 1858 г. внизъ по рѣкѣ Ангарѣ до села Кеульскаго и отъ устья р. Илимки до заштатнаго города Илимска), то ѣздя верхомъ (по горамъ около рѣки Сеть). Успѣхи этихъ самоотверженныхъ трудовъ были достаточно удовлетворительные по фактическимъ условіямъ'* 69 70): такъ, послѣ крещенія 25 мая 1857 г. въ Иркутскомъ каѳедральномъ соборѣ вышеупомянутаго тайша Занея Хамакова съ именемъ Николая тункинскіе буряты крестились въ количествѣ 720 человѣкъ на р. Тоёнѣ въ бытность Евсевія въ Торскомъ улусѣ въ сентябрѣ того же года. За періодъ Евсевіева архипастырства въ Иркутскѣ всего обращена не одна тысяча язычниковъ. Всѣ донесенія Евсевія о религіозномъ состояніи, напр., забайкальскихъ инородцевъ были «примѣчательныя» ’71) и свидѣтельствовали объ архипастырской заботливости, которая тѣмъ почтеннѣе, что у него не было соотвѣтственныхъ помощниковъ 72). Для прочнаго утвержденія миссіонерскаго дѣла преосвящ. Евсевій ввелъ въ Иркутской Семинаріи преподаваніе монгольскаго языка, чтобы выходящіе оттуда священники могли удобнѣе проповѣ-дывать среди монголо-бѵрятъ, а для общаго руководства составилъ брошюру: «Наставленіе священникамъ, служащимъ между язычниками и новообращенными къ православной вѣрѣ»,

,;ь) Выраженіе о. Л. В. Горскаго въ ,,Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 11.

69) Такі, съ мая 1857 г. до конца 1858 г. въ пять выѣздовъ осмотрѣны Евсевіемъ церкви на пространствѣ 8.161 версты; въ 1859 г. въ три выѣзда „измѣрено“ 5.1 ЗЗ1 у в.; въ 1860 г. на три выѣзда пришлось 5.521 в.: см. у II. Ѳ. Крамарова въ „Тульскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1902 г., № 16, стр. 469, и въ „Тульской Старинѣ“ ХІІ, стр. 2.

7П) См. у П. Ѳ. Кратирова въ „Тульскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1902 г., № 18, стр. 550, и въ „Тульской Старинѣ“ XII, стр. 12.

71) См. у м. Филарета: Письма—къ Антонію IV*, стр. 91, и къ Высочайшимъ особамъ II, стр. 61 и прим. 1; ср. и въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., XI—XII, стр. 306—307.

72) См. у 77. Ѳ. Кратирова въ „Тульскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1902 г., № 19, стр. 581 сл., и въ „Тульской Старинѣ“ XII, стр. 13 сл.

которую раздавалъ всѣмъ кончающимъ воспитанникамъ и іереямъ; равно проектировалось обученіе медицинѣ, необходимой по условіямъ тамошняго быта—«тѣмъ болѣе, что (православные) миссіонеры въ Монголіи должны на каждомъ шагу встрѣчаться съ ламами» ’3). Евсевіемъ отправлена миссія въ Пекинъ ,4) и обновлена рака у мощей св. Иннокентія, при немъ присоединенъ къ Россіи въ 1858 г. лѣвый берегъ рѣки Амура и имъ вмѣстѣ съ архіепископомъ Камчатскимъ Иннокентіемъ (Веніаминовымъ, у 31 марта 1879 г. митрополитомъ Московскимъ) рукоположены два епископа: въ апрѣлѣ 1859 г. Петръ (Екатериновскій, f 27 мая 1889 г. епископомъ Томскимъ на покоѣ) въ Ново-Архангельскъ и въ мартѣ I860 г. Павелъ (Поповъ, f 25 мая 1877 г. епископомъ Камчатскимъ) въ Якутскъ. ГІреосвящ. Евсевій всею душей преданъ былъ своему великому служенію въ глухой и дикой Сибири и сроднился съ нимъ, почему уже изъ Могилева писалъ 22 апрѣля 1864 г. своему почитателю, начальнику артиллеріи въ Западной Сибири генералъ-маіору П. А. Семенову: «если опять будете путешествовать по отдаленнымъ мѣстамъ южныхъ предѣловъ лобольской и томской епархіи, обратите вниманіе на мѣстности, и укажите мнѣ, гдѣ бы я могъ основать для себя келью съ тѣмъ, чтобы она со временемъ могла обратиться въ миссіонерскій монастырь, изъ котораго братія-миссіонеры удобно могли бы предпринимать путешествія къ неозареннымъ лучами божественнаго евангелія». По словамъ письма тому же лицу отъ 4 февраля 1868 г., Евсевій «любилъ мыслями странствовать по пространнымъ степямъ и кочевьямъ дикарей». Эта именно ревность отъ чистаго сердца поддерживала, ободряла и утѣшала архипастыря благословенными успѣхами '5), хотя у него отнималось много даже физическихъ силъ и подрывалось здоровье 16).

Вверху вполнѣ цѣнили архипастырское усердіе, — и уже 73 74 75 *

73) Ср. къ сему „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., XI—XII, стр. 307.

74j См. у м. Иннокентія въ „Прибавленіяхъ къ твореніямъ св. отцевъ“ XL1V П889 г.), стр. 95, и у И. П. Барсукова II, стр. 167.

75) Неудивительно, что Евсевій поспѣшилъ сочувственно отозваться въ пользу Миссіонерскаго Общества, о чемъ ср. въ письмѣ м. Иннокентія въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителелей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 36. и у И. II. Барсукова III, стр. 254—255.

70) См. Собраніе мнѣній и отзывовъ м. Филарета III, стр. 296.

31 марта 1858 г. Евсевій былъ пожалованъ саномъ архіепископа, а Высочайшимъ повелѣніемъотъ29 августа 1860 г., выраженнымъ въ указѣ Св. Синода 17-го сентября, былъ переведенъ въ (неважный по іерархическому рангу) Могилевъ 11) на мѣсто Анатолія (Мартыновскаго), уволеннаго на покой 17-го іюля. Указъ пришелъ въ Иркутскъ только 20 октября, и Евсевій, отслуживъ послѣднюю литургію 21 ноября 1860 г., отправился 24-го числа на свою новую каѳедру. Тогда со всею яркостію въ прощальныхъ рѣчахъ (прот. Громова ,8), ректора Семинаріи архимандрита Димитрія) сказалась со стороны паствы вся любовь, которая была настолько непостыдна и нелицемѣрна, что—вопреки обычаямъ и предосторожностямъ—прот. Громовъ, привѣтствуя Евсевіева преемника, преосвяіц. ІІарое-нія (Попова, у 21 января 1871 г.), при вступленіи въ архіерейскій домъ, не преминулъ рѣшительно упомянуть, какъ «недавно подвинутъ съ мѣста сего дорогой свѣтильникъ, которымъ озаряться думали мы, желали бы мы па много лѣтъ».

Прибывъ въ Могилевъ 29 января 1861 г. въ 5 часовъ вечера, архіеп. Евсевій 30-го числа отслужилъ здѣсь первую литургію и архипастырски со словомъ мира и любви утвердился на своей епархіи, которою и управлялъ 221/* года непрерывно, хотя встрѣченъ былъ не очень сочувственно ™), и хотя были слухи о переводѣ его въ Рязань 77 78 * 80 81) (на мѣсто архіеп. Смарагда Крыжановскаго, t Ü ноября 1863 г.) и считалась возможною кандидатура—на экзаршество (въ 1857 г.) въ Грузію н1) (за переводомъ Исидора Никольскаго въ Кіевъ), въ Ка-

77) См. Письма м. Филарета къ Алексію Тверскому, стр. 225. Ср. „Богословскій Вѣстникъ“ 1904 г., т. I, стр. 584.

78) Объ этомъ пастырѣ Иркутскомъ нреосвящ. Нгікодгшъ (Казанцевъ) писалъ 11 декабря 1864 г. Евсевію: „о. Прокопій Громовъ иногда прогремитъ статьею противъ слишкомъ выдающейся наглости вольномыслящихъ. Его уважаютъ и противники“. См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. Ш, отд. 3, стр. 40.

70) См. у Н. М. Иващенко въ „Могилевскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1908 г., №12, стр. 452, гдѣ еще сообщается, какъ самъ Евсевій отмѣчалъ, что при первомъ его служеніи „народа въ церкви было довольно, но немного“. __

80) См. Письма м. Филарета къ Высочайшимъ особамъ II, стр. 206 и прим. 1.

81) См. Собраніе мнѣній и отзывовъ м. Филарета IV, стр. 296: отзывъ оберъ-прокурору графу А. П. Толстому отъ 27 декабря 1857 года.

зань (въ 1863 г.) 82 *) и въ Ярославль 8:}) (на мѣсто Леонида, t 15 декабря 1876 г.). Могилевская каѳедра была не изъ легкихъ 84). Теперь Евсевій попалъ въ совершенно иной край, гдѣ православіе въ «довольно таки разстроенной» епархіи нуждалось въ очищеніи, оживленіи и защитѣ отъ «ветхаго кваса уніи» 85) и отъ вліяній, злоумышленій и пропаганды католицизма. Значитъ, здѣсь требовалось разбудить и разжечь православно-русское чувство, прояснить и освѣтить православное самосознаніе, охранить и обезпечить религіозно-церковнымъ напоминаніемъ и назиданіемъ. Привлеченіемъ святынь съ Аѳона и торжественными процессіями и служеніями по сему случаю въ 1867 году владыка оживлялъ память того, какъ еще за 400 лѣтъ свѣтъ вѣры Христовой пришелъ сюда именно съ Востока и искони былъ православнымъ, почему унія являлась искаженіемъ истинной православной чистоты. И это оживленіе было столь ярко и дѣйственно, что возвратъ къ православію изъ польскаго панства, шляхты и крестьянъ начался въ 1865 г. знаменательнымъ переходомъ одного Могилевскаго помѣщика съ большимъ семействомъ изъ той самой фамиліи Рагозы, изъ которой былъ и кіевскій митрополитъ Михаилъ Рагоза (у 1599 г.), соблазнившій западно-русское населеніе въ концѣ XYI вѣка къ отпаденію отъ православной вѣры отцовъ и отъ русской народности.—Для постояннаго церковнаго

82) См. Письма м. Филарета къ Высочайшимъ особамъ II, стр. 211—212.

f Архіеп. Никаноръ (Бронковичъ) въ Русскомъ Архивѣ“ 1908 г., кн. 5, стр. 126—127.

н4) Преосвящ. Никодимъ (Казанцевъ) писалъ 6 мая 1870 г. Евсевію: „Вашему Высокопреосвященству желаю во здравіи продолжать вѣковую службу правящаго святителя на каѳедрѣ не всякому легкой“ (см. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 40). Кажется, и самъ Евсевій не вполнѣ одобрялъ своего предшественника, архіеп. Анатолія (Мартыновскаго, f У августа 1872 г. на покоѣ), судя по выдержкѣ (у Л. Cm. Мацгьевича, Къ біографіи Архіепископа Анатолія Мартыновскаго въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1883 г., № 11, стр. 52. и у о. М. Едлинскаго на стр. 135) изъ его письма отъ 15 сентября 1862 г. къ архіеп. Кишиневскому Антонію (ІПокотову, f 13 марта 1871 г.), подлинникъ котораго хранится въ библіотекѣ Кіевской Дух. Академіи Муз. рук. № 562. Впрочемъ, Анатолій еще раньше спѣшилъ предупредить Евсевія о непорядкахъ въ Могилевской епархіи, хотя вину сему указывалъ въ недостаткѣ тамъ способныхъ людей (см. у о. М. Едлинскаго па стр. 82—83).

8S) Выра&енія м. Филарета въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., XI—XII, стр. 311.

назиданія и православнаго воспитанія архіеп. Евсевій горячо заботился о построеніи, обновленіи, украшеніи святынями и иконами церквей въ самомъ Могилевѣ и въ провинціи, собирая средства со всѣхъ концовъ Россіи и привлекая къ нему членовъ царствующаго дома, іерарховъ (митр. Филарета), губернаторовъ (мѣстнаго А. П. Беклемишева), купцовъ (Ив. Ив. Четверикова въ Москвѣ), обители русскія и заграничныя, ходатайствую предъ Св. Синодомъ объ ассигнованіяхъ, учреждая спеціальные комитеты и т. п. Можно полагать, что за весь Могилевскій періодъ Евсевіемъ созданы и обновлены цѣлые десятки церквей.—Въ интересахъ приготовленія достойнаго и убѣжденнаго пастырства Евсевій большое вниманіе удѣлялъ духовно-учебнымъ заведеніямъ: при немъ Семинарія ремонтирована и расширена примѣнительно къ требованіямъ новаго устава; Могилевское Дух. Училище обновлено и увеличено приготовительнымъ классомъ, а въ 1867 г. освящена обновленная училищная церковь; Буйничское женское училище окончательно открыто 3 сентября 1864 г. по обновленному и приспособленному къ мѣстнымъ условіямъ уставу, но архіепи-пископъ не разъ просилъ Св. Синодъ о переводѣ его въ Могилевъ; Гомельское Дух. Училище перемѣщено въ другое, лучшее зданіе; въ въ Мстиславскомъ устроена училищная аптека. Владыка тщательно и душевно слѣдилъ за всею учебною жизнію, былъ ласковъ къ ученикамъ и воспитанницамъ и не рѣдко приглашалъ къ себѣ лѣтомъ на дачу въ Печерскъ86), гдѣ «отдавалъ не мало времени попеченію» о своихъ юныхъ гостяхъ и такъ очаровывалъ юношей, что одинъ (Н. Н. Клириковъ, бывшій потомъ старшиною Могилевскаго братства) называлъ (въ письмѣ отъ 7 сентября 1875 г.) эти «дни лучшими днями отпуска». И предъ кончиною Евсевій не забылъ распорядиться, чтобы часть книгъ перешла въ Могилевскую Семинарію (1.480 экземпляровъ) и въ училище.—Наконецъ, архипастырь не преминулъ употребить усилія, чтобы парализовать антиправославныя и антирусскія вліянія костеловъ, почему,—гдѣ это требовалось,—они были частію закрыты и частію возвратили православныя святыни. Но архипастырь дѣйствовалъ здѣсь не по враждѣ и не ради нападенія, а един-ствннно по отеческому попеченію о своей паствѣ, и потому

86) Печерскъ въ 3-хъ верстахъ отъ Могилева; тамъ Евсевій устроилъ прекрасный садъ, о чемъ см. у о. М. Едлинскаго на стр. 114. 115,і.

всѣ указанныя событія совершались тихо, безъ осложненій, и самъ онъ пользовался уваженіемъ отъ иновѣрцевъ 8ГЗ), не отказываясь отъ посѣщенія ихъ при своихъ объѣздахъ по епархіи 87 88), а вообще всему «Могилевскому духовенству далъ лучшее прежняго направленіе мирными средствами» 89 90).—Наряду съ этимъ преосв. Евсевій не оставлялъ миссіонерства среди раскольниковъ и въ 1866 г. началъ дѣло объ открытіи при Могилевскомъ православномъ братствѣ особаго противораскольническаго отдѣла; штуида, латыши-переселенцы (въ селѣ Высокомъ, Оршанскаго уѣзда) и даже евреи 9°) тоже захватывались въ кругозоръ архипастырской заботливости Евсевія *).

Н. Глуооновскій.

87) Извѣстно, напр., что даже служенія и проповѣди Евсевія посѣщались и католиками, о чемъ см. у И. М. Иващенко въ „Могилевскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1908 г., Л» 12, стр. 456—457.

88) Но касательно гощеній у римско-католиковъ см. у м. Филарета въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., XI—XII, стр. 308.

8і)) См. Письма м. Филарета къ Высочайшимъ особамъ II, стр. 128.

90) Ср. къ сему у м. Филарета въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1882 г., XI—ХИ, стр. 308.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.