Научная статья на тему 'Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+1863, XI, 11)'

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+1863, XI, 11) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+1863, XI, 11)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+1863, XI, 11)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1913. № 2. С. 175-191.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

3CIXZXZXI3C><ZXIXIXIXIXIXZXZXZXZKIXIX1XIXZXIX~XIXI

-- ЦЦ___If- ■*-*••*- --- •»--«- --»•■*-

Высокопреосвященный архіепископъ Смарагдъ (Кры-. жановскій) на Орловской и Рязанской каѳедрахъ н его кончина (1 1868,11,11)*).

Высокопреосвященный Смарагдъ (Крыжановскій) на Орловской

каѳедрѣ.

(Съ портретомъ архіеп. Смарагда.)

Ъ краснорѣчивою церемоніею» преосвящ. Смарагдъ выѣхалъ за нѣсколько дней до Рождества изъ Астрахани ‘), ф** гдѣ сдѣлалъ слишкомъ много въ столь краткій періодъ 2).

*) Въ „Христіанскомъ Чтеній“ 1912 г., №10 нужно читать: 1065, исв. Осія (вм. Оссія); 1066, п прим. Вассіановымъ (вм. Васегановымъ); 1071, 4 св. предположилъ (вм. предложилъ); 1076, в св. Красноярскомъ (вм. Краснохолмскомъ); 1076, в7 прим. Енотаевскій (вм. Епатаевскій).

‘) См. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ "1895 г., № 18, стр. 457, 451.

а) По дѣлу объ устройствѣ соборной ризницы въ Астрахани (стр. 1070, зв) неизлишне прибавить нѣкоторыя частности. Самъ Смарагдъ на значилъ къ исключенію нѣсколько саккосовъ, омофоровъ и епитрахилей, почему каѳедральный прот. Андрей Ивановъ и ключарь о. Василій Ивановскій ходатайствали объ устройствѣ изъ нихъ священническихъ ризъ и епитрахилей. 26 февраля 1842 г. Смарагдъ далъ такую резолюцію: „Какъ соборная ризница доведена при бывшихъ архіереяхъ до совершеннаго обнищанія; такъ что во время архіерейскихъ служеній нѣтъ во что облачиться священникамъ и діаконамъ и прочимъ церковно-служи-телямъ: то учинить по докладу сему немедленно. Дозволить съ тѣмъ; а) чтобъ предположенныя передѣлки ризничныхъ вещей производились подъ бдительнымъ надзоромъ какъ ключаря, такъ и самого каѳедральнаго протоіерея, и б) чтобъ по окончаніи таковыхъ передѣлокъ подробно обо всемъ (: чего требуетъ должная отчетливость по суммѣ и матеріаламъ:) репортовано было мнѣ“. См. дѣло Архива Астраханской Дух. Консисторіи за № 37.740 хоаяйств., а ibid. № 39.162 сообщается слѣдующее.

Въ Орелъ онъ прибылъ въ ночь на 5-е января 1845 г. *) и 5 числа вступилъ въ управленіе 4).

Митр. Филаретъ привѣтствовалъ Смарагда, что Орловская «Епархія Ваша ждала Вашей славной дѣятельности и, при помощи Божіей, воспользуется ею» 5). Это было справедливо въ обоихъ отношеніяхъ 6). Хотя непосредственный предмѣстникъ (22 іюня 1840 г. — 12 ноября 1844 г.), Евлампій Пятницкій (у 12 марта 1862 г. въ Свіяжскомъ Богородицкомъ монастырѣ) увѣрялъ Московскаго первосвятителя, что «не оставилъ трудныхъ дѣлъ» ч), но фактически было иначе. Пре-

За двѣ митры бѣлаго и золотого глазета и за третью пунцовую было заплачено монахинѣ Московскаго Новодѣвичьяго монастыря Елизаветѣ 2.370 руб. 411/3 коп. ассигнаціями (л. 42), въ каковую сумму включена и уплата за новые матеріалы інапр., за стразы и аметисты), прибавленные къ жемчужнымъ камнямъ, взятымъ изъ старой митры № 2, „мало годной къ употребленію отъ давности и неблаговидности“, съ убруса къ иконѣ Успенія ІІресв. Богородицы, шитаго по алому атласу, и съ вѣнчика у той же иконы Успенія (л. 5: докладъ старшей соборной братіи во главѣ съ ключаромъ, црот. I. Ѳ, Павдиновымъ, исправлявшимъ тогда должность каѳедральнаго протоіерея, и старосты купца М. И. Козлова отъ 16 сентября 1843 г.). Устройство новыхъ митръ въ Москвѣ и расплата за нихъ съ монахиней Елизаветой велись чрезъ посредство ѣздившаго туда эконома архіерейскаго дома, іеромопаха Іероѳея, который 8 августа 1844 г. просилъ обревизовать все это дѣло, „довольно значительное въ денежномъ интересѣ“, „и, буде сомнѣнія не окажется, снабдить его квитанціей о безсомнительномъ окончаніи всего дѣла по предмету командировки его въ Москву“ (л. 45 обор.), а 26 августа Консисторія постановила объявить о. Іероѳею архипастырскую признательность со внесеніемъ въ формулярный списокъ (л. 49 обор.). Дѣло это, впрочемъ, не обходилось безъ нѣкоторыхъ непріятностей для Смарагда, о чемъ см. у прот. Н. Т. Каменскаго (т архіеп. Никанора) въ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1884 г., № 11, стр. 192, , и отдѣльно: Краткая исторія Астраханской епархіи, стр. 113, *.

*) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1899 г., № 13, стр. 648, и въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1906 г., № 20, стр. 596 показано 5-е января, какъ и у о. Іероѳея въ „Воспоминаніяхъ“ на л. въ 40 обор.

*) f Г. М.Пясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. 940—941, а также въ „Орловскихъ Епаріхальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1888 г., № 17, стр. 980.

5) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“

1870 г., кн. XII, стр. 32, гдѣ для Орловскаго періода показана безусловно ошибочная дата „Апр. 22,1835 г.“,—очевидно,—вмѣсто 1845 г.

*) Для Орловскаго періода см. „Воспоминанія“ о. Іероѳея на л. 40 обор. 82 (а по Рязанской редакціи на л, 40 обор.—83).

I) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“

1871 г., кн. ХШ, стр. 33—34.

Съ оригинала Церковно-археологическаго музея при Кіевской Духовной Академіи, гдѣ онъ записанъ такъ: „небольшой портретъ архіепископа Рязанскаго Смарагда Крыжановскаго. 1848 г., на клеенкѣ, отъ графа М. В. Толстого“ (см. у проф. Н. И. Петрова, Указатель Церковноархеологическаго музея при Кіевск. Дух. Акад., изд. 2, Кіевъ 1897, стр. 167—168, N° 4.823).

освящ. Евлампій велъ замкнутую келейную жизнь, былъ недоступенъ для просителей, любилъ лишь крайне продолжительныя богослуженія 8), а епархіальнымъ управленіемъ занимался слабо, почему всякое дѣлопроизводство шло медленно, да еще такъ, что въ архіерейскомъ домѣ и Консисторіи развилось большое взяточничество 9). Достаточно сказать, .что создалось странное дѣло о самомъ каѳедральномъ соборѣ, который Евлампіемъ былъ освященъ, но въ духовное вѣдомство не принятъ 10). Домъ архіерейскій былъ скуденъ и нуждался въ пособіи “), а монахи туда не шли 12). Все требовало энергическаго и суроваго исправленія 13). При всемъ томъ Орловская «епархія оказалась Смарагду угодною и здоровью благопріятною» 14), которую онъ полюбилъ, сроднившись съ нею всѣми силами души 15). Управленіе доставило ему репутацію «отличнаго администратора» 16), «знаменитѣйшаго изъ

8) f Архіеп. Никаноръ (Каменскій), Собраніе сочиненій (Казань 1909), стр. 546. Ср. Жизнь архимандрита Никодима Казанцева въ „Богословскомъ Вѣстникѣ“ 1910 г., № 12, стр. 648, что Евлампій „мучилъ православныхъ и духовенство длиннѣйшими службами“, а также еще у П. А. Россіева въ „Историческомъ Вѣстникѣ“ 1909 г., № 8, стр. 418 (—419), что благочестіе и длинныя службы Евлампія были вредны для дѣла и полезны лишь консисторскимъ законникамъ. Однако тотъ же образъ дѣйствій, съ продолжительными церковными служеніями, преосвящ. Евлампій сохранялъ и на Вологодской каѳедрѣ, о чемъ см. у Е. В. Грязнова, Изъ школьныхъ воспоминаніи бывшаго семинариста Вологодской семинаріи (Вологда 1909), стр. 203, и въ „Вологодскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1903 г., № 10, стр. 283—284.

9) См. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1895 г., № 15, стр. 391. См. и письма м. Филарета къ Евлампію въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1877 г., I, стр. 19, 21—22.

10) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ люібителѳй духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. XIII, стр. 39, 41.

и) Ibid. 1871 г., кн. XIII, стр. 36.

п) См. письма Смарагда къ Иннокентію въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 17, стр. 592.

13) Только въ этомъ смыслѣ и можно принять анекдотическое сообщеніе f П. И. Бартенева (въ „Русскомъ Архивѣ“ 1903 г., кн. III, стр. 480) слѣдующаго содержанія: „Предшественникомъ Смарагда въ Орлѣ былъ Евлампій, человѣкъ смиренный. Заступивъ его мѣсто, Смарагдъ объявилъ: «Евлампій правилъ духомъ кротости, а я стану править палкой по кости»“.

и) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. XIII, стр. 34.

1S) „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1906 г., № 20, стр. 596.

)6) f Г. М. Нясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. 941.

»

почившихъ Орловскихъ іерарховъ, незабвеннаго Смарагда»..., «достойнаго представителя иниціативы достойнаго дѣла» 1І), со вниманіемъ и рѣшительностію проникавшаго всюду и во всѣ мелочи. И въ Орлѣ многія дѣла рѣшались имъ непосредственно—безъ Консисторіи * * * * * * 18), или въ частныхъ письмахъ 18а), по его всегдашней нерасположенности къ сутяжничеству и нежеланію портить репутацію членовъ духовенства формальнымъ производствомъ. Однако Смарагдъ не брался за то, чего нельзя было услѣдить самолично и потому не принималъ себѣ монастыря для заглазнаго настоятельства, хотя побуждался къ этому матеріальными нуждами 19). Смарагдъ исправилъ ветхости архіерейскаго дома, устроивъ при немъ (при помощи подначальныхъ причетниковъ и яко бы провинившихся семинаристовъ) отличный садъ съ шоссированными дорожками 20), и расширилъ помѣщеніе Консисторіи съ архивомъ и епархіальнымъ попечительствомъ о бѣдныхъ духовнаго званія 21), при чемъ въ представленіи Св. Синоду трогательно отмѣчалъ, какъ архіейская братія и свпта живутъ въ подвалѣ, гдѣ ютятся и пѣвчіе «въ чрезмѣрномъ стѣсненіи», «служители же лѣтомъ кое-гдѣ скитаются по двору, а зимою обогрѣваются въ братской и пѣвческой

1!) Такъ говорилъ при освященіи Петропавловскаго собора при

епископѣ Поликарпѣ о. Вас. Як. Васильевъ, о чемъ см. у f Г. М. Ня-

сецкаго, Очеркъ исторіи соборныхъ церквей въ губернскомъ городѣ

Орлѣ по случаю исполнившагося столѣтія Петропавловскаго каѳедраль-

наго собора въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1897 г., № 34,

стр. 1256, и по оттиску на стр. 112.

18) См. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1895 г., № 15, стр. 391—342.

18а) См. у о. Іероѳея въ письмахъ къ нему архіеп. Смарагда на стр. 56 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 7—8, стр. 980, что этотъ архипастырь „въ письмахъ нерѣдко (иногда) разрѣшалъ такія дѣла, давалъ такіе совѣты, которые избавляли Епархіальное Управленіе отъ безплодной переписки и непріятныхъ безпокойствъ“.

1Э) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. XIII, стр. 36.

20) Объ этомъ см. у f прот. П. Ѳ. Полидорова, Преосвященный Поликарпъ, Епископъ Орловскій и Сѣвскій: очеркъ его жизни (Спб. 1870), стр. 85 прим., и у t архіеп. Саввы, Хроника моей жизни IV (Св.-Тр. Сергіева Лавра 1902), стр. 337, а насчетъ участія семинаристовъ сообщено намъ однимъ Орловцемъ А. В. Г—мъ.

21) f Г. М. Пясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. 954 сл.; t архіеп. Никаноръ (Каменскій), Орловскіе Архипастыри, Архіерейскій домъ, достопримѣчатѳльности его, угодья и личный составъ въ Собраніи сочиненій (Казань 1909), стр. 547—548.

кухняхъ» 22 * 24). Архіеп. Смарагдъ все это благоустроилъ **) и хоръ свой поставилъ столь высоко **), что имъ любовались и въ Петербургѣ, когда онъ былъ тамъ членомъ Св. Синода 25), успѣвъ скопить для пѣвчихъ довольно значительный капиталъ 2б). Въ Павловскомъ соборѣ, выстроенномъ до крайности плохо 26а), произошли такія сильныя поврежденія, что съ 1851 г. нельзя было служить. Смарагдъ съ ревностію, непріятною для многихъ и частію граничившею чуть не съ исповѣдничествомъ 27), возбудилъ успѣшныя ходатайства, расположилъ къ матеріальнымъ жертвамъ мѣстное дворянство для довершенія Павловскаго собора и понесъ по этому дѣлу много другихъ хлопотъ, трудовъ и тяжкихъ огорченій 28),

22) См. у t Г. М. ІІясецкаго, Исторія Орловской епархіи, стр. 942.

25) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. XIII, стр. 47.

24І См. и у f архіеп. Никанора (Каменскаго), Собраніе сочиненій, стр. 549.

25) f Г. М. Лясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. 942—945.

2в) „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 34, стр. 6а.

2ва) Это несомнѣнно уже потому, что къ 90-мъ годамъ XIX столѣтія все зданіе опять пришло къ разрушенію и потребовало капитальнаго ремонта, какъ свидѣтельствуютъ „Журналы Комиссіи по реставраціи Орловскаго Петропавловскаго собора“ въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1894 г., №№ 20, 24, 32—48, 50; 1895 г., №№ 23, 24, 26—28, 32, 41, 54—52. Ср. ibid. 1891 г., № 51—52, стр. 1527, 1528.

27) Самъ Смарагдъ называлъ себя „другимъ исповѣдникомъ за Павловскій Соборъ“ но сравненію съ патрономъ послѣдняго св. Павломъ Исповѣдникомъ: см. „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 7—8, стр. 978 и отдѣльно въ изданныхъ нами „Письмахъ архіепископа Смарагда къ архимандриту Іероѳею“ (Спб. 1911) на стр. 54.

28) Ср. объ этомъ и въ письмахъ Смарагда къ Иннокентію въ „Ря-

занскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., N« 20, стр. 700, 701—702. Въ постановленіи Орловскаго губернскаго дворянскаго собранія, собравшагося 11 декабря 1889 г., даже говорится, что „бывшій Преосвященный Смарагдъ предложилъ дворянству въ 1856 г. пожертвовать 30,000 р. сер.“: см. у f Г. М. ІІясецкаго: Исторія Орловской епархіи, стр. 970, въ Историческомъ очеркѣ соборныхъ церквей въ губернскомъ городѣ Орлѣ въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1897 г., № 14—15, стр. 471 сл.; № 27, стр. 971—972; № 29, стр. 1051—1053, 1056 -1057; 34, стр. 1259

и по оттиску на стр. 14 сл., 81—82, 85—87, 90, 115, а также въ письмахъ архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 7—8, стр. 974—975, 977—979, 981—982, 986; № 9, стр. 1138 и отдѣльно на стр. 50—56, 53—55, 57, 62, 69. См. еще статью: Церковное торжество по случаю обновленія и освященія Орловскаго Петропавловскаго Каѳедральнаго Собора въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1895 г., Я 51—52, стр. 1520—1551.

но позаботился также объ устройствѣ дома для соборянъ 2Я). Наряду съ этимъ онъ самъ принималъ еще мѣры къ созданію при архіейскомъ домѣ новаго великолѣпнаго (Троицкаго) соборнаго храма * 30 *), въ которомъ думалъ «лечь для пробужденія уже въ вѣчности» 3|). Между тѣмъ 26 мая 1848 г. Орелъ постигъ страшный пожаръ, опустошившій его на три версты въ длину и на три въ ширину, тогда было истреблено 1.237 казенныхъ и частныхъ домовъ и причинено убытковъ на 3.425.000 руб. сер., такъ что города почти не существовало 32 *). Въ это время погорѣло и четыре церкви: Крестовоздвиженская, Покровская, Преображенская и Срѣтенская. Не прибѣгая къ пособію казны, преосвящ. Сма-рагъ, имѣвшій благотворителей среди Орловскаго купечества 83), опять началъ энергически собирать отовсюду, въ , частности и у богатыхъ астраханцевъ, напр. у рыбопромышленника А. А. Голощапова 34), а все собранное употреблялъ на возобновленіе пострадавшихъ храмовъ, но въ особенности

*•) См. у t прот. П. Ѳ. Полидорова, Преосвященный Поликарпъ, Епископъ Орловскій и Сѣвскій, стр. 85 прим.

30) Ср. „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 26, стр. 5в, и у f прот. Л. Ѳ. Полидорова, Преосвященный ІІоликарпъ, Епископъ Орловскій и Сѣвскій, стр. 85 прим.

,1) См. письма архіеп. Смарагда къ Иннокентію въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 20, стр. 702, и Письма его къ архим. Іероѳѳю на стр. 91, 110 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1246; № 11, стр. 1369. См. еще у f Г. М. Пясецкаго, Очеркъ исторіи соборныхъ церквей въ губернскомъ городѣ Орлѣ въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1897 г., № 34, стр. 1259 и по оттиску на •стр. 104—115, а также у f прот. П. Ѳ. Полидорова, Преосвященный Поликарпъ, Епископъ Орловскій и Сѣвскій, стр. 85 прим.

**) См. письма Смарагда къ Иннокентію въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 17, стр. 593.

*’) См. у f Н. С. Лѣскова, Умершее сословіе въ Полномъ собраніи его сочиненій по изданію „Нивы“, т. XX (Спб. 1903), стр. 126—127.

и) См. письма Смарагда къ Иннокентію въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г, № 17, стр. 595—596: „...Впрочемъ при помощи Божіей успѣлъ, безъ малѣйшаго пособія отъ Казны, возстановить и въ прежній видъ привести погорѣвшіе хр'амы. Къ сему наипаче содѣйствовалъ добрый, знакомый мнѣ по бывшей въ моемъ управленіи Астраханской епархіи, первостатейный купецъ Голощаповъ, рыбопромышленникъ [см. выше 1912 г., № 10, стр. 1069], у коего, признаться, просилъ я пособія для возобновленія опустошенной святыни Господней... Онъ прислалъ вспомоществованіе и на женскій монастырь, погорѣвшій, при коемъ преднамѣревался завести пріютъ для дѣвицъ духовныхъ бѣднаго состоянія по примѣру Вашего Одесскаго“.

былъ усерденъ и много хлопоталъ насчетъ Введенскаго женскаго монастыря з5), который былъ торжественно открытъ имъ вновь 31 октября 1848 г. при Христорождественской церкви зв)., При этой обители Смарагдъ «преднамѣревалъ» завести пріютъ для дѣвицъ духовныхъ бѣднаго состоянія31 37), потомъ ходатайствовалъ объ открытіи женскаго монастыря и положилъ на это значительный денежный капиталъ 38), достигнувъ того, что, «единственно благодаря настойчивости и неутомимымъ стараніямъ этого архипастыря, мѣстность погорѣвшаго Введенскаго монастыря отдана была въ распоряженіе епархіальнаго начальства, и потому Орловское епархіальное женское училище основалось и находится въ самомъ центрѣ города, въ самой людной и лучшей части его, и въ то же время совершенно изолировано отъ городского шума и движенія» 39). Вообще же этотъ архипастырь выстроилъ въ Орлѣ много церквей и громадныхъ зданій 40), употребляя особыя настоянія 41), а большинство первыхъ освятилъ самолично, поспѣвая не только въ уѣздные города, но и въ болѣе глухіе пункты 42). Преосвящ. Смарагдъ обнаруживалъ ревность относительно соблюденія церковныхъ установленій во всѣхъ слояхъ паствы, старался о церковномъ благолѣпіи и благочиніи 43) и

а5) f Г. М. Пяеяцкій: Исторія Орловской епархіи, стр. 552—554; Историческіе очерки Орловскаго Введенскего дѣвичьяго монастыря (Орелъ 1896), стр. 92—124 и въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1889 г., № 5, стр. 351—360; № 7, стр. 457—469; № 8, стр. 562—■ 575; 1890 г., IN» 11, стр. 763—778; № 12, стр. 816—835; JN» 13, стр. 885—899.

зв) Ср. у насъ въ изданіи писемъ архіеп. Смарагда къ С. I. Трубецкой въ„ Чтеніяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ т. 243, кн. ІУ за 1912 г., стр. 6, і (смѣсь).

37) См. письма Смарагда къ Иннокентію въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 17, стр. 595—596 (выше стр. 182, и).

38) См. у t прот. П. Ѳ. Полидорова, Преосвященный Поликарпъ, Епископъ Орловскій и Сѣвскій, стр. 61.

38) См. Историческій очеркъ учрежденія и развитія Орловскаго епархіальнаго женскаго училища въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1899 г., JV» 17, стр. (638 сл.) 641—642 сл.

40) „Церковно-ОбщественньГй Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 34, стр. 6 а — б.

41) См. Описаніе церквей, приходовъ и монастырей Орловской епархіи, т. I (Орелъ 1905), стр. 41.

4а) Ibid. I, стр. 8, 23, 51, 260, 302, 312, 315, 327, 402, 447, 461, 464, 465, 478, 484, 483.

43) Ради сего и въ соборѣ къ служеніямъ и посвященіямъ Смарагдъ назначалъ людей представительныхъ, голосистыхъ и бойкихъ, какъ

избѣгалъ всякихъ новшествъ, боясь даже того, чтобы таковыхъ не завелъ придворный регентъ 44), о чемъ заботился и въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ 45). Былъ онъ внимателенъ къ Семинаріи, любилъ производить торжественнымъ образомъ публичные экзамены, уволилъ отъ духовноучилищной службы инспектора архим. Иринарха за противленіе непосредственному начальству и замѣстилъ его Іонаѳа-номъ (Рудневымъ, f архіеп. Ярославскимъ) 46 47), но послѣ собственной ревизіи въ 1854 г. почти по всѣмъ частямъ управленія чуть не всѣмъ служащимъ исходатайствовалъ и далъ награды 41). Преосвящ. Смарагдъ въ Орлѣ, какъ и въ другихъ епархіяхъ, всячески привлекалъ въ свой каѳедральный городъ наилучшихъ духовныхъ дѣятелей и окружалъ себя видными и компетентными помощниками по управленію и священнослуженію 48), вездѣ заботился о подборѣ хорошаго духовенства 49), почему при немъ не легко было получить

свидѣтельствуетъ доселѣ здравствующій священникъ села Вышняго Ольшанаго въ Ливенскомъ уѣздѣ, о. Евграфъ Николаевичъ Острогорскій, рукоположенный этимъ архипастыремъ во діакона 25 декабря 1854 г., а во священника—на новый 1855-й годъ.

**) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. XIII, стр. 36 и 38.

45) Такъ, по свидѣтельству о. Евгр. Ник. Острогорскаго (стр. 182,«), Смарагдъ при посѣщеніи Ливенскаго Духовнаго Училища внушалъ Ректору прот. И. И. Мерцалову держать учениковъ въ строгой дисциплинѣ, чтобы не проникло вольнодумства и неповиновенія.

4в) См. „Христіанское Чтеніе* 1911 г., № 5—6, стр. 759, з и отдѣльно: Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею, стр. 24,5.

47) f Г. М. Пясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. 959, 946, 951.

48) Даже нѣкоторыя особенности Смарагда не препятствовали выбирать и отличать дѣльныхъ людей. По разсказу f Н. С. Лѣскова всѣмъ извѣстна исторія о провинившемся причетникѣ, который добился милости къ себѣ Орловскаго владыки только тѣмъ, что для пилки съ нимъ дровъ выбралъ самую трудную плаху и заставилъ его ударить себя. Все это относится къ Константину Павловичу Орлову (по прозванію „Кобелекъ“), служившему псаломщикомъ при Мценскомъ соборѣ и подпавшему эпитиміи за нетрезвость и пролитіе Св. Даровъ. Смарагдъ сдѣлалъ его иподіакономъ, и на этому посту К. П. Орловъ пробылъ больше 50 лѣтъ, скончавшись уже 11 января 1907 г. По отзыву преосвящ. Екатеринбургскаго Митрофана, отецъ котораго Вас. Петр. Аѳонскій (f 1875 г.), какъ настоятель Троицкой церкви во Мценскѣ, состоялъ здѣсь сослуживцемъ К. П. Орлову,—послѣдній былъ „человѣкъ—для этой должности исключительно способный и, можно сказать, замѣчательный иподіаконъ*.

49) По сообщенію о. Евгр. Ник. Острогорскаго, Смарагдъ держался такой системы, чтобы въ лучшіе приходы назначать образованныхъ

отвѣтственное мѣсто 50 51), хотя достойныхъ онъ вызывалъ къ себѣ изъ другихъ епархій Б1). Стремясь возвысить умственный уровень среди пастырей 52), онъ заводилъ библіотеки, старался о матеріальномъ обезпеченіи духовенства и не позволялъ обижать его въ этомъ отношеніи подъ предлогомъ поборовъ 53 *), проявлялъ особенное усердіе въ размѣщеніи по гражданскимъ вѣдомствамъ излишнихъ людей духовнаго званія Б*). Прилагались нѣкоторыя попеченія къ устройству надлежащей противораскольнической миссіи, чему архипастырь желалъ «всеусерднѣйше споспѣшествовать», но не было вполнѣ

пастырей. Посему, когда на одинъ изъ такихъ просился кончившій въ Семинаріи по второму разряду, онъ сначала писалъ резолюцію „предложить студентамъ“ и, если послѣднихъ не оказывалось, только послѣ »того удовлетворялъ просьбы второразрядныхъ. Въ города же Смарагдъ прежде всего старался опредѣлять семинарскихъ (или училищныхъ) преподавателей и лишь за отказомъ ихъ давалъ мѣста студентамъ Семинаріи. Извѣстно также, что на запросъ своего преемника по Орловской каѳедрѣ, преосвящ. Поликарпа, Смарагдъ отвѣчалъ изъ Рязани, что—по его мнѣнію—„діаконы на причетническихъ вакансіяхъ составляютъ по приходамъ церковную язву" (см. у f прот. II. Ѳ. Полидорова, Преосвященный Поликарпъ, Епископъ Орловскій и Сѣвскій, стр. 67, і).

so) См. у f Г. М. Пясецкаго, Очеркъ исторіи соборныхъ церквей въ губернскомъ городѣ Орлѣ въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ" 1897 г., № 36, стр. 1360,98 и по оттиску на стр. 157, 98.

51) Такъ былъ вызванъ Смарагдомъ въ настоятели Карачевскаго собора изъ Астрахани орловецъ Василій Димитріевичъ Любомирскій: см. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1866 г., № 21, стр. 1192—1193.

ю) См. у f прот. П. Ѳ. Полидорова, Преосвященный Поликарпъ, Епископъ Орловскій и Сѣвскій, стр. 40, что послѣдній приказывалъ поддерживать заведенныя при Смарагдѣ библіотеки и пополнять ихъ выпискою книгъ и журналовъ духовнаго содержанія, чтобы священники сами читали проповѣди и давали народу.

83) Ср. у f Г. М. Пясецкаго, Исторія Орловской епархіи, стр. 960—961.

и) Ср. у f о. М. Я. Морошкина на стр. 148. Митр. Филаретъ 1 января 1847 г. писалъ Смарагду: „По заботѣ о благѣ общемъ, на всякій случай, просилъ бы я Васъ сообщить мнѣ Ваши мысли, какія бы средства можно было употребить, чтобы дать дѣло и хлѣбъ дѣтямъ духовенства, въ нѣкоторыхъ епархіяхъ уже въ обременительномъ множествѣ остающимся за распредѣленіемъ на мѣста службы“ (см. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. ХІП, стр. 35). Собственныя соображенія м. Филарета по этому предмету см. въ его мнѣніи отъ 15 іюня 1853 г. „О избыткѣ людей духовнаго званія, обременительномъ въ нѣкоторыхъ епархіяхъ“ (ibid. 1883 г., кн. И, отд. III, стр. 5—12). Ср. еще въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911г., №5—6, стр. 761; № 7—8, стр. 977, 984 и отдѣльно: Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іѳроѳею, стр. 26, 53, 60.

пригодныхъ помощниковъ 55), а отдѣльныя мѣры вызывали иногда большія осложненія и непріятности 56 *). «Особенно любившій иноческія обители и иночествующихъ и неизмѣнно желавшій имъ благоустройства» въ Орловской епархіи 51),— архипастырь ея принималъ систематическія мѣры къ упорядоченію монашеской жизни и существующихъ обителей, къ возвышенію въ нихъ духовно-просвѣтительныхъ началъ чрезъ надлежащихъ лицъ 58). При Смарагдѣ учреждена вновь (въ 1851 г.) Волховская Богородично-Всѣхсвятская женская община Тульскою помѣщицей Софьей Іосифовной Трубициной (въ монашествѣ Вѣра, въ схимѣ Софія, f 15 января 1885 г.) 59), а также созданъ (въ 1851 г.) въ 70 верстахъ отъ Брянска и въ 12-ти отъ села Морачева при болотной рѣчкѣ Клетнѣ (на мѣстѣ явленія еще при Петрѣ I иконы святителя Николая) мужской Троице-Никольскій Клетневскій скитъ, приписной къ архіерейскому дому и называемый «подворьемъ», каковой

55) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 7—8, стр. 984—985; №9, стр. 1145—1146 и отдѣльно на стр. 60—61, 77—78.

5е) Архим. Іероѳей пишетъ (см. „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 9, стр. 1146 и отдѣльно: „Письма архіеп. Смарагда къ о. Іероѳею“ на стр. 78): „По случаю навѣтническихъ доносовъ на Архипастыря и рѣзкихъ, яко бы, мѣръ, принятыхъ противъ виновниковъ безпорядковъ въ приходѣ, зараженномъ расколомъ, была вызвана особая распорядительность Епархіальнаго Начальства и послѣдующаго Епархіальнаго управленія. Но клевета послѣ того и осталась клеветою; а невинность Архипастыря выяснена“. Если здѣсь разумѣется ближайшимъ образомъ „дѣло Семова“, то см. о немъ ниже въ особомъ приложеніи.

”) См. у о. Іероѳея въ письмахъ къ нему Смарагда на стр. 113 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 12, стр. 1509.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58) Для сего Смарагдъ усиленно старался привлечь обратно въ Орловскую епархію пѳрешедіпего изъ Богородицкой Илощанской Пустыни о. Макарія (Мих. Ник. Иванова, f 6 сентября 1860 г.), Оптинскаго старца, извѣстнаго и своимъ духовно-просвѣтительнымъ издательствомъ: см. „Христіанское Чтеніе“ 1913 г., № 1, стр. 119,4. Ср. ibid.'1911 г., № 5—6, стр. 767 прим. (и отдѣльно: Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею, стр. 32, а), что—помѣщенный въ монастырѣ—Сѣвскій смотритель іеромонахъ Пименъ можетъ быть занимаемъ учеными трудами по провѣдничеству|и по составленію Церковнаго Устава, для преподаванія въ духовныхъ училищахъ Орловской епархіи.

и) См. объ этомъ подробно въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 5—6, стр. 771 сл. (отдѣльно: Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею, стр. 37 ел.) и „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“, т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 1—46 (смѣсь).

13

сщтъ основанъ—съ разрѣшенія архіеп. Смарагда — казакомъ Чррниговской губ., Мглинскаго у., деревни Зикеевой, Степаномъ Климовымъ Фещенко в0). Изъ частныхъ фактовъ отмѣчается за Орловскій періодъ, что . Смарагдъ пріютилъ , и охранялъ въ Волховскомъ Троицкомъ монастырѣ G1) и съ исключительною торжественностію самъ похоронилъ извѣстнаго алтайскаго миссіонера архимандрита Макарія Глухарева (f 18 мая 1847 г.), старшаго товарища по Петербургу и добраго знакомаго по Кіеву ®2).

Орловская дѣятельность преосвящ. Смарагда тѣмъ болѣе замѣчательна, что совершалась при отсутствіи равномѣрной поддержки, со стороны окружающихъ. Вотъ что мы читаемъ въ, письмѣ его о. Іероѳею изъ С.-Петербурга отъ 30 октября 1853 года: «Все... относительно... есть сущая справедливость. А потому съ довѣренностію поручаю безпорядки, неустройт ства И; упущенія въ скоромъ времени исправить... Должностныхъ лицъ не изъ кого выбрать... Одно невѣжество, лѣность, корысть, высокое мечтаніе и злонамѣренность во всей своей силѣ. Я всегда боялся и боюсь за злощастную........, въ кото-

рой не нахожу ни одного... но своему желанію. Нѣкоторыхъ негрдяевъ, какъ наприм. Ж., нужно бы вскорѣ вы-месть изъ судилища правосудія. Господь мнѣ свидѣтель, что при слабомъ А. В. И. я мучился, и всѣ дѣла самъ производилъ съ..., глаза потерялъ, сердце истерзалъ. Вновь же присланный... мало что проразумѣваетъ... Скажите С..., что я скоро наряжу ревизію, можетъ быть, испрошу и отселѣ чи-

в0) См. о семъ у t В. В. Звѣринскаго, Матеріалы для историко-топо-графическаго наслѣдованія о православныхъ монастыряхъ въ Россійской Имперіи, т. I (Спб. 1890), № 586, стр. 289; у f архіеп. Никанора (Каменскаго), Собраніе сочиненій, стр. 559, и въ брошюрѣ „Клетиіі (кон. XVII в,—1889): историческій очеркъ по монастырскимъ документамъ и мѣстномъ преданіямъ“, Брянскъ. (1890), стр. 1—2 сл. Ср, „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1806 г., № .27—28, стр. 1148—1151.

в1) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. XIII, стр. 37 и 42.

м) См. у проф. К. В. Харламповича, Письма архимандрита Макарія, стр. 55 (біографіи), 3 и 524, і (въ письмахъ), и у f П.В. Птохоеа на стр. 210, а также Сборникъ Орловскаго церковно-археологическаго комитета, т. I (Орелъ 1905), стр. 419, 421—422. См. еще „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., 3, стр., 387 (и отдѣльно: Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею, стр. 8); 1913 г„ № 1, стр. 118—129.

новинка, чтобъ было все исправно, и во всей точности; согласно съ законами; и чтобы былъ страхъ и опасеніе» 63).

Повидимому, эта энергичная дѣятельность Смарагда сочувственно цѣнилась вверху и имѣла благоволеніе. Въ апрѣлѣ 1853 г. онъ былъ вызванъ въ Синодъ ®4) на годичную сессію и предъ отправленіемъ съ рѣдкою предусмотрительностію далъ подробныя инструкціи о движеніи епархіальныхъ дѣлъ в5), какъ и всегда вообще заботился, чтобы духовенство не страдало отъ бремени проволочекъ и непотребныхъ издержекъ 6в). Кажется, Орловскій владыка былъ не очень радъ этому отличію в1), которое значительно лишало его активности, отдаляя отъ епархіальной жизни и обрекая на отбываніе въ С.-Петербургѣ равныхъ бюрократическихъ повинностей. Синодъ не имѣлъ тогда простора для широкой работы в8), и Смарагдъ собственно не проявилъ въ ней выдающагося участія. Онъ всецѣло жилъ интересами' епархіи, слѣдилъ за нею съ неослабнымъ вниманіемъ, о чемъ свидѣтельствуютъ письма изъ столицы къ о. Іероѳею. Тѣмъ не менѣе Петербургское его пре1-бываніе по внѣшности сопровождалось успѣхомъ, поскольку 11 апрѣля 1854 г. Смарагдъ былъ награжденъ-орденомъ. Александра Невскаго во вниманіе къ «долговременному и< усердному служенію церкви и къ пастырскому попеченію, о. благѣ * 67 68

“) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 51—52 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 7—8, стр. 975—970; ср. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1906 г., № 20, стр. 599.

м) Ср. къ сему и письма Смарагда къ Иннокентію въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 20, стр. 701.

es) t Г. М. Пясецкгй, Исторія Орловской епархіи, стр. 941—942. вв) См. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1906 г., № 20, стр. 601— 602. Такъ было и въ другихъ епархіяхъ, напр., въ Могилевской, гдѣ въ архивѣ Духовной Консисторіи имѣется отъ 4 ноября 1838 г. резолюція Смарагда, предписывающая „объявить“ стихарному дьячку Турскому, искавшему діаконскаго мѣста, чтобы,—пока наводятся справки,—онъ, „не иждиваясь напрасно, отправился нынѣ въ домъ, а явился къ нему во свое время“.

67) Самъ Смарагдъ 27 апрѣля 1853 г. писалъ о. Іероѳею (въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г„ № 3, стр. 397, и отдѣльно на стр. 18): „Вотъ, въ старости лѣтъ, обыдоша мя зѣло лютая обстоянія и безпокойства“.

68) Даже много послѣ (15 января 1871 г.) митр. Иннокентій (Веніаминовъ, -г 31 марта 1879 г.) писалъ Евсевію (Орлинскому, f 21 февраля 1883 г.), что въ Синодѣ умереть можно отъ бездѣлья (см. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1884 г., ч. III, отд. 3, стр. 37).

13*

духовномъ ввѣренной ему паствы» Орловской 89), о которой онъ, дѣйствительно, заботился неусыпно и благотворно ’30). Самъ архипастырь думалъ, что—сверхъ построенія каѳедральнаго собора—«прочія статьи въ теченіе 12-лѣтняго управленія достаточно подвинулись впередъ. Обители украсились новыми храмами—внутренними и наружными. Въ домѣ архіерейскомъ сдѣлано много нѳдостававшихъ, но весьма нужныхъ строеній и—сдѣлано (это) безъ испрошенія у казны пособія. Особенно духовныя училища приведены въ наилучшее, по его понятію, состояніе» ,?1).

Все изложенное могло внушать Орловскому владыкѣ добрыя надежды относительно будущаго, но на самомъ дѣлѣ уже давно собирались надъ головою Смарагда грозныя тучи,—и, напр., въ концѣ 1849 г. ходила молва о переводѣ во Псковъ, а въ апрѣлѣ 1853 г. еще куда-то'32). Именно изъ Орла усилились темные слухи о лихоимствѣ Смарагда, и самъ митроп. Филаретъ напоминалъ ему послѣ (18 апрѣля 1859 г.) о построенной имъ гостинницѣ для «не безмезднаго расквартированія духовенства» и о важности архіерейскаго секретаря ’38). Немало повредила и искусственно раздутая вражда съ Орловскимъ губернаторомъ княземъ Петромъ Ивановичемъ Трубецкимъ. Къ сему примкнули и нѣкоторыя другія враждебныя лица'34). Въ 69 70 71 * * 74

69) f Г. М. Пясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. 942.

70) См. „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 34, стр. 6(7.

71) См. письмо Смарагда къ Иннокентію отъ 20 февраля 1857 г. въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., N° 20, стр. 702.

7а) См. письма Смарагда отъ 19 декабря 1849 г. и 13 апрѣля 1853 г. въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 18, стр. 638. Самъ Смарагдъ допускалъ еще возможность своего перевода (на мѣсто уволеннаго 24 декабря 1853 г. на покой архіеп. Евгенія, f 27 іюля 1871 г.) въ Ярославль, хотя „при наступившей старости неумолкно воздыхалъ къ югу“, о чемъ см. Письма архіеп. Смарагда архим. Іероѳею на стр. 57 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 7—8, стр. 981.

7S) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго] просвѣщенія“ 1871 г., кѣ. XIII, стр. 48. См. и въ запискахъ архіеп. Леонида слова митр. Филарета: „я хотѣлъ удостовѣриться и спрашивалъ преосвященнаго Антонія [какого? Антонія Павинскаго, епископа Нижегородскаго съ 20 іюля 1857 г.?]: правда ли, что о немъ (Смарагдѣ) говорятъ, что онъ завелъ постоялый дворъ для духовенства, и получилъ отвѣтъ утвердительный“ (см. „Душеполезное Чтеніе“ 1906 г., № 7, стр. 356).

74) Смарагдъ упоминаетъ, что по дѣлу о Петропавловскомъ соборѣ противъ него особенно агитировалъ „бывшій Г...ъ М...ъ, изъ всѣхъ въ мирѣ человѣкъ зловреднѣйшій“, который „обносилъ его самыми чѳр-

концѣ концовъ случайно были доведены до свѣдѣнія Государя относительно управленія Орловскою епархіею «нѣкоторыя погрѣшности» 15). Въ числѣ ихъ, безспорно, имѣла рѣшающее значеніе исторія изъ-за священника Семова. Началась она съ защиты послѣдняго Смарагдомъ, а потомъ по вмѣшательству изъ С.-Петербурга превратилась въ злостную тяжбу сельскаго іерея со своимъ архіепископомъ, который оказался подъ слѣдствіемъ и даже у членовъ своего духовенства... Такъ мельчайшее дѣло чисто мѣстнаго значенія превратилось въ величайшій скандалъ не только въ Орловскихъ предѣлахъ, но и по всей Россіи. Помимо болѣзненнаго фанатика и сутяги о. Семова—виноваты были въ этомъ исключительно Петербургскія власти, допустившія столь невѣроятныя компликаціи. Это несомнѣнно по самому существу всего процесса и по неотразимому факту, что уже ближайшая исторія реабилитировала Смарагда 1в). Однако всего менѣе расположены были сознаться въ этомъ сами отвѣтственныя лица, которыя и постарались погасить пожаръ устраненіемъ противника со сцены дѣйствія.

При такихъ условіяхъ переводъ Орловскаго владыки сталъ фактическою необходимостію и былъ устроенъ при первомъ случаѣ съ возможною благовидностію. 5 іюня 1858 г. Смарагдъ былъ перемѣщенъ изъ третьеклассной Орловской епархіи во второклассную Рязанскую ”), за увольненіемъ на покой архіеп. Гавріила Городкова (f 7 апрѣля 1862 г.), которому онъ нѣкогда преемствовалъ по Могилеву, а потомъ проводилъ въ путь всея земли. Для достаточно и невольно поѣздившаго по бѣлу свѣту 18) Смарагда это новое передвиженіе было большимъ огорченіемъ и тяжелымъ ударомъ. Сначала онъ даже заболѣлъ ,9), думалъ выйти въ отставку и частно поселиться 75 * 77 78 79

ными и нещадными красками словесно и письменно“, а о. Іероѳей поясняетъ къ сему, что „съ нимъ Преосвященный имѣлъ столкновеніе въ Харьковѣ; и, къ нѳсчастію, встрѣтился съ этимъ Господиномъ въ другой разъ на службѣ и въ Орлѣ“, при чемъ разумѣется губернаторъ С. Н. Мухановъ: см. въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 7—8, стр. 978—979 и отдѣльно: Письма архіеп. Смарагда къ архим- Іероѳею на стр. 54—55.

75) f Г. М. Пясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. 963.

7в) 0 „Семовскомъ дѣлѣ“ см. особое приложеніе.

77) f Г. М. Пясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. 963.

78) f Архіеп. Никаноръ (Вровковичъ), Біографическіе матерьялы I, стр. 248.

79) См. „Воспоминанія“ о. Іероѳея на стр. 78 обор. 79обор. („Преосвященный, огорченный и потрясенный вѣстями—о переходѣ въ Рязань,—

въ Орлѣ (въ домѣ своего секретаря И. А. Бончъ-Бруевича) *°), но послѣ страшной борьбы съ помышленіями 80 81) рѣшилъ, что лучше прочитать всю книгу жизни до конца 82). подчинившись этимъ «непредвидѣннымъ искушеніямъ» 83). Синодальный указъ о переводѣ отъ 19 іюля 1858 г. былъ полученъ въ Орловской Консисторіи 27 іюня,—и, простившись съ Орловскою паствой въ Богоявленской церкви, Смарагдъ незамѣтно выѣхалъ изъ Орла окольнымъ путемъ, въ бродъ чрезъ рѣку Оку *4). Нѣтъ тутъ ни малѣйшаго сходства съ отправленіемъ изъ Астрахани, но что до существа, то Смарагдъ всегда почиталъ Орловскую паству «дражайшею» и «возлюбленною» 85), а мы имѣемъ постороннее свидѣтельство, какъ и послѣ «духовенство Орловской епархіи сожалѣло о его отбытіи» 86), надолго «сохранивъ о немъ память, какъ объ архипастырѣ мудромъ и добромъ» *7),

при сильномъ своемъ полнокровіи, заболѣлъ и былъ близокъ къ состоянію горячки“), 80 и обор., 81 обор., а также отсюда въ „Христіанскомъ Чтеніи* 1911 г., № 10, стр. 1247—1249 и отдѣльно: Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳѳю на стр. 92—93.

80) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 92 и въ »Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г.. № 10, стр. 1247. Изъ записокъ преосвященнаго Леонида, архіепископа Ярославскаго, въ »Душеполезномъ Чтеніи“ 1906 г., № 7, стр. 356.

81) Выраженія самаго Смарагда въ письмѣ отъ 20 іюня 1858 г. къ о. Іероѳею въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911г., №10, стр. 1248 и отдѣльно на стр. 93.

**) См. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1895 г., № 15, стр. 393.

8‘) См. въ письмѣ Смарагда С. I. Трубицыной изъ Рязани отъ 20 октября 1858 г. въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смѣсь).

**) f Г. М. Пясецкій, Исторія Орловской епархіи, стр. .963. Частно сообщаютъ намъ, яко бы это случилось потому, что „на выѣздъ Смарагда изъ Орла готовилась ужасная демонстрація не въ его пользу; онъ узналъ и съумѣлъ выѣхать раньше предназначеннаго срока, въ глухую полночь и не на архіерейскихъ лошадяхъ“.

85) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 25, 34 -и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 5—6, стр. 760, 768.

8в) См. Воспоминанія Іосифа Самчевскаго въ „Кіевской Старинѣ“ 1894 г., январь, стр. 39. 0. Іероѳей въ своихъ „Воспоминаніяхъ“ (на стр. 56 обор.) пишетъ: „Горькія слезы этой (меньшей) братіи, пролитыя при прощаніи съ отѣзжаашимъ Архипастыремъ, и по смерти Его Преосвященства, равно и нынѣшнія благоговѣйныя воспоминанія о немъ достаточно свидѣтельствуютъ о взаимной любви между Архипастыремъ и Орловскимъ Духовенствомъ“.

'*t) f Архіеп. Никаноръ (Каменскій), Собраніе сочиненій, стр. 549. О. Евгр. Ник. Острогорокій пишетъ намъ: „я благоговѣйно и почтительно

бодро «стоявшемъ на Орловской стражѣ» * 88). Это вполнѣ понятно и всячески вѣроятно, ибо уже ближайшее время оправдало и подвердило важнѣйшія начинанія и мѣропріятія Смарагда распоряженіями и вниманіемъ его преемника, преосвящ. Поликарпа (Радкевича) *9).

Н. Глубоковскій.

отношусь къ памяти моего рукоположителя и въ моей продолжительной службѣ всегда поминалъ и поминаю знаменитаго Архіепископа Ома-рагда наравнѣ съ Филаретами и Платонами въ моихъ ведостойньгхъ молитвахъ“.

88) См. „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смѣсь).

8в) Такъ, преосвящ. Поликарпъ по Петропавловскому собору приказалъ „сообразить бывшія предположенія“ архіеп. Смарагда (см. у f Г. М. Пясецкаго, Исторія Орловской епархіи, стр. 969—970); по рапорту перваго,—закрыты въ 1865 г. Духовныя Правленія Брянское, Трубчевское, Сѣвское, Ливенское и Елецкое (ibid., стр. 977—978), но еще 18 декабря 1853 г. Смарагдъ писалъ изъ С.-Петербурга о. Іероѳѳю (см. „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 7—8, стр. 983 и отдѣльно на стр. 59): „Наше Кромекое Духовное Правленіе, какъ ненужное, по моему представленію, закрывается. Нужно бы еще кое-какія духовныя Правленія позакрывать. Лишнія для поборовъ съ Духовенства инстанціи“; проектированный Смарагдомъ пріютъ для дѣвицъ духовныхъ бѣднаго состоянія (см. выше на стр. 182,37—39) Поликарпъ дѣйствительно устроилъ и всегда лелѣялъ съ особою любовію (см. у f Г. М. Пясецкаго на стр. 987 сл. 993); храмъ при архіерейскомъ домѣ, задуманный и разрѣшенный тсѣ постройкѣ при Смарагдѣ, былъ 'тоже воздвигнутъ его преемникомъ (ibid., стр. 975 сл.). Сначала Поликарпъ оставилъ прежнихъ сотрудниковъ, какъ будто не трогая порядковъ Смарагда (см. у f прот. И. Ѳ. Полидорова, Преосвященный Поликарпъ, Епископъ Орловскій и Сѣвскій, стр. 33 и 32, і) й вообще совѣтовался съ Послѣднимъ (ibid., стр. 67, t; ср. и 'выіпв на стр. 183, зв), хотя этотъ архипастырь далеко не;во всемъ былъ еолидарѳн*. со своимъ предшественникомъ (см., напр., „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ т. 243, кн. :ГѴ за 1912 г., стр. 31—32 въ сМѣси).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.