2. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2014), "Interrelation of sports and technical indicators and weight categories of athletes in modern free-style wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 17-24.
3. Apoyko, R.N. (2015), "Influence change of rules on wrestling on efficiency and staginess of competitive activity of fighters: opinions of experts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 7-11.
4. Apoyko, R.N. (20150, "Evolutionary tendencies of decrease in duration and changes of regulations of duels in the Greek-Roman and free-style wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 15-20.
5. Vorobyov, V.A. (2012), Contents and structure of long-term training of young fighters at the present stage of development of wrestling, dissertation, St. Petersburg.
6. Karelin A.A. (2002), System of integrated training of highly skilled fighters, dissertation, St. Petersburg.
7. Kuramshin, Yu.F. (2003), Theory and technique of physical culture: Textbook, Soviet Sport, Moscow.
8. Matveev L.P. (1999), Theory and technique of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
9. Platonov, V.N. (2004), The general theory of training of athletes in the Olympic sport, Olympic literature, Kiev.
10. Taymazov, V.A. (1997), Individual training of boxers in elite sport, dissertation, St. Petersburg. Контактная информация: magistrtim@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.11.2017
УДК 378.02
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В БАКАЛАВРИАТЕ И МАГИСТРАТУРЕ
Елена Николаевна Дидусенко, магистр, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова); Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (СГУ им. Н.Г. Чернышевского)
Аннотация
Статья посвящена проблеме преемственного применения модульной технологии в условиях бакалавриата и магистратуры современного вуза. Раскрыты понятия преемственности, модульной технологии обучения, структура и элементы данной системы обучения студентов бакалавриата и магистратуры. Обосновано значение преемственного использования модульной технологии обучения, формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: преемственность, модульная технология обучения студентов, преемственность формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, бакалавриат, магистратура.
CONTINUITY OF APPLICATION OF MODULAR TECHNOLOGY IN BACHELOR'S
AND MASTER'S DEGREE
Elena Nikolaevna Didusenko, the master, Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of
pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University, Saratov; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov
Annotation
The article deals with the successive application of the modular technology in terms of undergraduate and graduate programs of the modern University. It discloses the concepts of continuity, modular teaching technology, structure, and elements of the system of training of the undergraduate and graduate programs
students. We have proved the value of the continuous use of the modular technology of training, the formation of the general cultural, and general professional and vocational competences of the students of the bachelor and master programs.
Keywords: continuity, modular technology of training of students, continuity of formation of general cultural, general professional and vocational competencies, undergraduate, graduate.
Стремительно происходящий процесс инновационных изменений, охвативший различные аспекты мирового сообщества, не отменяет, но предполагает преемственность использования накопленного социального опыта предыдущих поколений. Проблема преемственности и непрерывности по праву включена в число актуальных аспектов современной парадигмы образования, ориентированной на подготовку мобильного, конкурентоспособного специалиста.
Впервые обоснованная идея непрерывного образования и воспитания личности в трудах родоначальника научной педагогики Я.А. Коменского, она имплицитно содержится в концепции 3-х ступенчатого высшего образования [3].
В соответствии с философским словарём обсуждаемое понятие преемственности соотносится с понятием связь между различными этапами или ступенями обучения.
Феномен преемственности получил отражение в нормативных документах по высшему образованию - Национальной доктрине образования в РФ, Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года [4, 5]. Концептуальное обеспечение понятия преемственности содержится в работах таких известных педагогов, как Ю.К. Ба-банский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др. Проблема преемственности в полной мере относится к вопросу применения модульной технологии обучения в условиях 3-х ступенчатого высшего образования. Данная технология относится к числу инновационных и широко используется в практике современного вуза в бакалавриате и магистратуре.
Модульная технология характеризуется наличием приоритетных, субъект - субъектных взаимоотношений между педагогами и студентами в условиях трёхступенчатого образования. Она предполагает гибкость и многоаспектность педагогического консультирования, использование инновационных педагогических средств, которые повышают результаты обучения будущих бакалавров и магистров, формируют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Применение данной технологии организации учебно-воспитательного процесса в условиях бакалавриата и магистратуры вносит большой вклад в процесс повышения эффективности и качества современного высшего образования, которое отвечает трендам высшего образования за рубежом.
Сравнение новых ФГОС по высшему образованию, в том числе по дисциплине «Иностранный язык» и практики обучения в современных вузах определили противоречия между: современной системой подготовки бакалавров и магистров и заявленными требованиями к подготовке конкурентоспособных специалистов по различным направлениям и профилям; находящейся внутри модульной технологии обучения студентов вуза потенцией преемственного формирования у них компетенций как результатов процесса обучения и существующей его организацией в условиях бакалавриата и магистратуры; системного контроля сформированности у студентов необходимых компетенций и действующей системы диагностики результатов образовательного процесса, недостаточно учитывающего преемственность формирования компетенций студентов бакалавриата и магистратуры.
Проблема состоит в рассмотрении вопроса координации данной технологии обучения студентов бакалавриата и магистратуры и формирования у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определении этапов обучения и содержательного наполнения учебных модулей.
Исследование проблемы преемственного использования модульной технологии в бакалавриате и магистратуре предполагается на основе положений теории модернизации современного образования, формирования компетенций обучаемых вуза (И.А. Зимняя,
С.В. Кульневич, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков); базовых понятий преемственности, системности (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский); идеи модульного обучения (А.В. Дружкин, В.Н. Лебедев, Е.С. Полат, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене).
Реализация заявленной проблемы преемственности применения модульной технологии обучения бакалавров и магистров предполагает обоснование педагогической системы, способствующей решению поставленной задачи. Представление о целостности данной системы детерминирует определение критериев, которые отличают данную систему от других. Основным критерием принято считать исследование проектируемой системы с точки зрения её целевого назначения. В данном случае целью преемственного использования модульной технологии в условиях бакалавриата и магистратуры является системное формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС и рабочих программам по различным дисциплинам. Так, в Саратовском государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова в результате обучения в бакалавриате выпускник должен освоить иностранный язык на уровне профессионального общения и письменного перевода. На следующей ступени - магистратуре у выпускника должна быть сформирована готовность к осуществлению коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для реализации задач профессиональной деятельности. В состав модульной технологии входят также модульные единицы, понимаемые как тематические части учебных модулей. Последним звеном являются учебные элементы, т.е. занятия, которые проводятся на основе учебной информации и педагогических условий, средств их осуществления на материале различных дисциплин, в том числе иностранных языков. Использование модульной технологии обучения студентов бакалавриата и магистратуры может осуществляться на основе важнейших нормативных документов, а также трудов преподавателей Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова [1, 2, 6, 7].
Преемственность применения технологии модульного обучения студентов бакалавриата и магистратуры иностранным языкам, имеет свою специфику, которая предполагает сочетание изучения лингвистического материала и формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в соответствии с выделенными учебными модулями бакалавриата и магистратуры. Последовательное использование этой технологии позволяет оптимизировать учебно-речевую деятельность студентов бакалавриата и магистратуры, создать развивающую иноязычную среду, которая будет существовать постоянно в образовательном процессе на данных ступенях обучения.
Преемственное применение модульной технологии обучения студентов бакалавриата и магистратуры будет обогащать идеи и практику современного высшего профессионального образования, расширять теоретические представления об особенностях использования данной технологии обучения студентов бакалавриата и магистратуры. Теоретическое и технологическое обеспечение реализации данной проблемы создаст возможность совершенствования учебной деятельности студентов бакалавриата и магистратуры; поэтапно формировать у них общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в соответствии с поставленными целями обучения студентов.
Поэтапное и преемственное использование модульной технологии позволит подготовить современных конкурентоспособных специалистов, которые приблизятся не только к решению задачи создания импортозамещающей сельскохозяйственной продукции, но и полного её обеспечения в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дидусенко, Е.Н. Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза / Е.Н. Дидусенко, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 37-39.
2. Капичникова, О.Б. Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / О.Б. Капичникова, О.В. Романова, А.И. Капичников // Вестник
Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 133-140.
3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М. : Учпедгиз, 1955. - 655 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // URL : http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. - Дата обращения: 01.11.2017.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» от 04 октября 2000 года № 751 [Электронный ресурс] // URL : http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 25.08.2015). - Дата обращения: 01.11.2017.
6. Проблема эффективности преемственного образовательного процесса в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / Э.Б. Калиниченко, О.В. Романова, О.Б. Капичникова, А.И. Капичников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 115118.
7. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества многоуровневого высшего образования / В.А. Гижов, А.И. Капичников, А.А. Поздникин, О.Б. Капичникова // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 3. - С. 14-16.
REFERENCES
1. Didusenko, E.N., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B., (2015), "Modular technology education of undergraduate students of the agrarian University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 37-39.
2. Kapichnikova, O.B., Romanova, O.V. and Kapichnikov, A.I., (2014), "Development of training of speech activity in the conditions of bachelor, master and PhD programs", Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University, No. 2, pp. 133-140.
3. . Comenius, J.A. (1955), The Great didactic. - Favorite pedagogical writings, Uchpedgiz, Moscow.
4. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020, available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
5. National doctrine of education in the Russian Federation up to 2025" from 04 October 2000 № 751, available at: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
6. Kalinichenko, E.B., Romanova, O.V., Kapichnikova, O.B. and Kapichnikov, A.I. (2015), "Problem of the effectiveness of the continuity of the educational process in the conditions of bachelor, master and PhD programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 115-118.
7. Gigov, V.A., Kapichnikov, A.I., Pozdnikin, A.A. and Kapichnikova, O.B. (2017), "Formation of learning motivation of students in terms of improving the quality of multi-level higher education", Higher education today, No. 3, pp. 14-16.
Контактная информация: alexsgau@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2017
УДК 796.894:616.8
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПОЗВОНОЧНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТОВ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ТРЕНАЖЕРНЫХ ЗАЛАХ
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Виктор Рудольфович Горст, доктор биологических наук, профессор, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань
Аннотация
На основании комплексного обследования 17 мужчин в возрасте от 20 до 35 лет, занимающихся в тренажерных залах выявлены различные по характеру и виду патологии вертебральной области. В результате проведенного исследования было определено, что не структурированная физическая нагрузка при занятиях со свободными весами и на ряде силовых спортивных тренажерах, может привести к развитию соматических дисфункций позвоночное-двигательных сегментов. Полученные результаты могут быть использованы для составления индивидуально структурированных планов занятий, которые позволят замедлить прогрессирование дегенеративно-дистрофических изменений структурных элементов позвоночного столба, снизить риски травм опорно-двигательного