8. Семенов, Ю.Н. Аппаратно-программный комплекс «Варикард» для анализа вариабельности сердечного ритма и перспективы его развития / Ю.Н. Семенов, Р. М. Баевский // Материалы Международного симпозиума «Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий», М. : [б. и.], 1999. - С. 162-164.
9. Сидоренко, Т.А. Повышение физических и функциональных показателей занимающихся физической культурой и спортом посредствам физиотерапевтических воздействий : дис. ... канд. пед. наук / Сидоренко Т.А. - Малаховка, 2008. - 177 с.
REFERENCE
1. Volodin, I.S. (1995), Physical preparation of arrow-athlete, RGAFK, Moscow.
2. Danilova, N.N. (1992), Psycho-physiological diagnostics of functional states, Moscow State University Press, Moscow.
3. Tambovskij, A.N. and Gubanov, D.A. (2013), "Some problematic aspects of shooting in biathlon", Proceedings of the III all-Russian scientific and research conference "Modern system of sports training in biathlon", Omsk, pp. 129-136.
4. Baevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (1997), Evaluation of adaptational possibilities of the organism and the risk of disease, Medicine, Moscow.
5. Tambovskij, A.N. (2003), Theoretical and practical fundamentals of sports ophthalmicergo-nomics, dissertation, Moscow.
6. Kulaichev, A.P. (2002), Computer electrophysiology, publishing house of Moscow State University, Moscow.
7. Yuryev, A.A. (1962), Sport Shooting, Physical Culture and Sport, Moscow.
8. Semenov, Y.N. and Baevsky, R.M. (1996), "The hardware-program complex 'VARICARD' for assessment of the functional state of the organism on the basis of mathematical analysis of heart rate variability ", Computed electrocardiography at the turn of the century, Izhevsk, pp. 160-162.
9. Sidorenko, T.A. (2008), Improve physical and functional indicators engaged in physical culture and sports through physiotherapy treatment, dissertation, Malakhovka.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2015
УДК 378.14.015.62
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ И
АСПИРАНТУРЫ
Элина Борисовна Калиниченко, кандидат социологических наук, профессор, Ольга Владимировна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова); Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (СГУ им. Н.Г. Чернышевского); Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)
Аннотация
Статья направлена на решение актуальной для современной теории и практики проблемы, связанной с эффективностью обучения студентов в условиях 3-х ступенчатой системы образования. Анализируются понятия: эффективность, эффективность и качество преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов. В статье выдвинуто предположение, что качество и эффективность образовательного процесса в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре значительно повысится, если учебная деятельность в этих условиях трактуется как социально заданная педагогическая система.
Ключевые слова: модернизация высшего образования, эффективность и качество образовательного процесса, преемственность обучения студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p115-118
PROBLEM OF EFFICIENCY OF SUCCESSIVE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF THE BACHELOR DEGREE, MAGISTRACIES AND POSTGRADUATE STUDIES
Elina Borisovna Kalinichenko, the candidate of sociological sciences, professor, Olga Vladi-mirovna. Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Vav-ilov Agrarian University; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky, Saratov; Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State
Vavilov Agrarian University
Annotation
The article is aimed at solving the relevant to the current theory and practice problems related to the effectiveness of the students teaching within the 3-step system of education. It considers the concepts: efficiency, effectiveness and quality continuity of training of bachelors, masters and PhD students. The article has suggested that the quality and effectiveness of the educational process for the bachelor degree, magistracy and postgraduate study will greatly increase if the training activities in these conditions are treated as a socially defined pedagogical system.
Keywords: modernization of higher education, efficiency and quality of the educational process, continuity of student bachelor program, master and doctoral education.
Происходящие в современных условиях политические, социальные и экономические изменения приобрели глобальный характер, затронули различные сферы жизнедеятельности человека. Предпосылки создания многополярного мира, взаимозависимость различных стран усиливают необходимость совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов в различных сферах, способных соответствовать новым вызовам, мобильно и эффективно решать профессиональные задачи. Со всей остротой встаёт проблема эффективного обучения студентов в условиях современного высшего образования. Различные аспекты преемственности функционирования бакалавриата, магистратуры и аспирантуры становится приоритетным направлением в теории и практике современной педагогической науки. Важность данной проблемы нашла отражение в нормативных документах - Национальной доктрине образования в РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2020 года [3, 4, 5]. Каковы же пути и средства реализации проблемы повышения эффективности и качества процесса обучения в вузе?
Концептуальное и технологическое исследование повышения качества и эффективности образовательного процесса в современном вузе видится по нескольким направлениям:
• уточнение методологических основ процесса обучения в условиях современной системы высшего образования, включающего бакалавриат, магистратуру и аспирантуру;
• обоснование структурных компонентов образовательного процесса:
- мотивационно-целевого, направленного на развитие учебной мотивации бакалавров, магистрантов и аспирантов; содержательного базирующегося на требованиях новых государственных образовательных стандартов и включающего обновлённые учебные программы по различным направлениям и профилям подготовки соответственно 3 ступеням обучения;
- процессуального, предполагающего создание учебно-методических комплексов и использование наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий;
- оценочно-результативного, включающего критериально-диагностический аппарат с целью определения эффективности и качества сформированности общекультур-
ных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспиранты современного вуза.
Концептуальное решение проблемы повышения эффективности и качества образовательного процесса в современном вузе предполагается на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева, которая должна быть трансформирована применительно к условиям многоступенчатого образования с позиций педагогической науки.
Категория эффективности и коррелирующих с ней понятий интенсификации и оптимизации обучения начала анализироваться в работах: Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.М. Блинова.
Изучение категории эффективности в контексте данных работ позволило выявить её проникновение в понятийное поле педагогической науки из других наук. Этот феномен определяется в педагогике как качественное преобразование процесса обучения, детерминирующее его улучшение, особая его качественная характеристика. В связи с происходящей модернизацией системы современного образования понятие эффективность стало трактоваться исследователями в нашей стране и за рубежом как базовое основополагающее понятие педагогической науки наряду с другими понятиями.
Как показал анализ психолого-педагогических работ, проблема эффективности процесса обучения изучается по двум направлениям: педагогические средства повышения эффективности процесса обучения и количественными показателями его эффективности. Существующие теоретические и практико-ориентированные исследования по проблеме эффективности образовательного процесса позволяют обратиться к проблеме повышения эффективности процесса обучения в условиях преемственного обучения в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре с психолого-педагогическими особенностями решения данной проблемы на материале базовых и дисциплин по выбору в вузе. В данной связи следует отметить, что вопросы формирования учебных мотивов с учётом преемственного обучения студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры представлены в статье А.И. Капичникова, О.В. Романовой и О.Б. Капичниковой, которые могут способствовать повышению эффективности и качества процесса обучения в условиях современного вуза [2]. Кроме того сделана попытка проанализировать проблему модернизации процесса обучения в условиях 3-х ступенчатой системы обучения, затронутых в статьях А.И. Капичникова, О.В. Романовой, О.Б. Капичниковой [1].
Актуальность проблемы повышения эффективности процесса обучения в условиях 3-х ступенчатого высшего образования подтверждается существующей практикой в вузах, результатами учебной деятельности, достигаемыми студентами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Важность обоснования теоретических и практических основ в целях повышения эффективности обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов определяется противоречиями между имеющимися потенциальными возможностями педагогических инноваций и существующей практикой обучения студентов вузов, уровнем сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обязательных в их будущей жизнедеятельности в условиях глобального мирового пространства.
Данные противоречия позволяют выдвинуть научную проблему, какая система и технология образовательного процесса в современном вузе сможет повысить эффективность и качество учебной деятельности бакалавров, магистрантов и аспирантов, позволят сформировать обозначенные в учебных программах знания, умения, навыки и компетенции выпускников бакалавриата, магистратуры и аспирантуры?
В целях решения данной проблемы выдвигается гипотетическое предположение о том, что процесс обучения в условиях 3-х ступенчатого высшего образования качественно улучшится, его эффективность значительно повысится, если феномен учебной деятельности в системе 3-х ступенчатого образования трактуется как социально заданная педагогическая система, а эффективность определяется как качественная характеристика
процесса обучения в современном вузе, которая определяет его социальную важность и позволяет определять результаты образовательного процесса по степени соответствия социально - заданным целям в нормативных документах. Данная цель состоит в подготовке современных конкурентоспособных специалистов с учётом их мобильности в современных условиях глобального мирового рынка труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капичников А.И. Модернизация образовательного процесса в современном вузе / А.И. Капичников, О.В. Романова, О.Б. Капичникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 60-63.
2. Капичников, А. И. Преемственность формирования учебной мотивации в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / А.И. Капичников, О.В. Романова, О.Б. Капичникова // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2015. - № 7. - С. 36-38.
3. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL http://www.ug.ru/archive/25192. - Дата обращения 01.10.2015.
4. Национальная доктрина образования в РФ [Электронный ресурс] // URL : http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm. - Дата обращения 01.10.2015.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70291362/. - Дата обращения 30.06.2015.
REFERENCES
1. Kapichnikova O.B., Romanova O.V. and Kapichnikov A.I. (2014), "Modernization of the educational process at the modern university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 60-63.
2. Kapichnikov A.I., Romanova O. V., Kapichnikov O. B. (2015), "Continuity of formation of educational motivation in the conditions of a bachelor degree, a magistracy and postgraduate study", Alma mater, Messenger of the highest school, No. 7, Moscow, pp. 36-38.
3. The concept of modernization of domestic education for the period till 2020, available at: http:// www.ug.ru/archive/25192
4. The national doctrine of education in the Russian Federation, available at: http:// sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.
5. The federal law "About education in the Russian Federation" of December 29, 2012 N 273-FZ, available at: http://base .garant.ru/70291362/
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.11.2015
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Роман Викторович Камнев, старший преподаватель, Василий Васильевич Крючков, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград
Аннотация
Влияние соматотипа человека на его двигательную деятельность доказана в многочисленных научных работах, следовательно, есть необходимость учитывать эти особенности во время обучения боевым приема борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В представленной статье описываются результаты анализа двигательных действий курсантов и слушателей военных институтов МВД России различных конституциональных типов.
Ключевые слова: соматотип, конституциональные типы, боевые приемы борьбы, курсанты и слушатели.