ЛИТЕРАТУРА
1. Водянко, Г.Р. Формирование субъектного информационного пространства учащегося образовательной среды школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Водянко Галина Рудольфовна. - Нижний Новгород, 2013. - 25 с.
2. Гусаков, М.А. Некоторые особенности формирования информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва / М.А. Гусаков // Ученые записки университета Лесгафта. -2017. - № 8 (150). - С. 20-24.
3. Дуботолкина, Г. А. Педагогические условия эффективного использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов средних профессиональных учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед наук : 13.00.08 / Дуботолкина Галина Александровна. - Пенза, 2006. - 23 с.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Дата обращения 14.09.2017.
5. Филиппов, С.С. Оценка готовности студентов к работе в электронной информационно-образовательной среде университета / С.С. Филиппов, П.Г. Бордовский, Л.А. Заварухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 176-180.
6. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения: на примере вуза физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
REFERENCES
1. Vodyanko, G.R. (2013), The formation of the subjective information space of the pupil of the educational environment of the school, dissertation, Nizhny Novgorod.
2. Gusakov, M.A. (2017), "Some peculiarities of forming the information and educational environment in the college of Olympic reserve", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 20-24.
3. Dubotolkina, G.A. (2006), Pedagogical conditions for the effective use of information technology in the vocational training of students of secondary professional educational institutions, dissertation, Penza.
4. Federal Law of December 29, 2012 No. 2273-FZ "On Education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
5. Filippov, S.S., Bordovsky, P.G. and Zavarukhina, L.A. (2016), "Assessment of students' readiness to work in the electronic information and educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 176-180.
6. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of the subjects of the educational process in the system of distance learning: the example of the university ofphysical culture, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2017
УДК 796.818
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ БОРЦОВ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ СРЕДСТВ БОРЬБЫ ХУРЕШ И ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ
Андрей Николаевич Денисенко, старший преподаватель, Роман Николаевич Апойко, доктор педагогических наук, профессор, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Одним из направлений научного поиска является системная разработка программ повышения физической подготовленности молодежи на основе сочетания национальных средств физической культуры и тех видов спорта, которые уже давно получили международное признание. Такая
разработка подразумевает решение важной задачи обеспечение оптимального соотношения национального и интернационального в развитии мировой физической культуры. Представленные в статье данные об особенностях экспериментальной тренировочной программы физической и технической подготовки борцов - хуреш, позволяют отметить, что эта программа, разработанная в рамках годичного тренировочного цикла, дифференцирована на отдельные мезо- и микроциклы, за основу структурную единицу принят недельный микроцикл с пятью тренировочными занятиями. Такой тренировочный план включает в себя содержание каждого занятия, его основную направленность, преимущественную реализацию методов и чистое время каждого тренировочного задания. Все это свидетельствует о вероятном позитивном влиянии переноса навыков из одного вида борьбы в другой, что по нашему предложению нашло место в разработанной экспериментальной программе.
Ключевые слова: программа, структура, физические качества, учебно-тренировочные схватки, национальная борьба, хурешист, средства, методы, физическая подготовленность, сочетание, микроцикл, соревновательная деятельность.
EXPERIMENTAL PROGRAM OF TRAINING OF FIGHTERS ON THE BASIS OF MEANS COMBINATION OF THE FIGHT OF HURESH AND FREE-STYLE
WRESTLING
Andrey Nikolaevich Denisenko, the senior teacher, Roman Nikolaevich Apoyko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Boris Ivanovich Tarakanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
One of the directions of the scientific search is system development of the programs for increase in the physical fitness of youth on the basis of combination of the national means of physical culture and those sports, which have gained the international recognition so far. Such development supposes the solution of the important task, providing the optimum ratio of the national and international factors in development of the world physical culture. The data covering the features of the experimental training program for physical and technical preparation of the fighters, presented in the article - huresh, allow noting that this program developed within a year training cycle is differentiated into the separate meso- and microcycles, as a basis structural unit the week microcycle with five training occupations is assumed. Such training plan includes the content of each occupation, its main orientation, primary realization of the methods and the time of each training task. All this demonstrates probable positive influence of transfer of skills from one type of fight into another that according to our offer has found the place in the developed experimental program.
Keywords: program, structure, physical qualities, educational and training fights, national fight, a fighter-hureshist, means, methods, physical fitness, combination, microcycle, competitive activity.
Аргументированный поиск эффективных средств достижения высоких спортивных результатов при гармоничном развитии и сохранении здоровья занимающихся является приоритетной проблемой современной спортивной науки. Решение этой проблемы значительно осложнено различными обстоятельствами, среди которых можно выделить постоянно возрастающую конкуренцию на международном уровне, коммерциализацию и профессионализацию спортивной деятельности, сближение олимпийского и профессионального спорта, включение новых видов спорта в программы крупнейших международных соревнований. Все названые обстоятельства требуют более детального изучения и дальнейшего совершенствования системы подготовки спортсменов в аспекте повышения эффекта их тренировочной и соревновательной деятельности (Матвеев Л.П., 1999; Платонов В.Н., 1997; Таймазов В.А., 1997; Карелин А. А., 2002; Курамшин Ю.Ф., 2003; Апойко Р.Н., Тараканов Б.И., 2005).
Одним из направлений указанного научного поиска является системная разработка программ повышения физической подготовленности молодежи на основе сочетания национальных средств физической культуры и тех видов спорта, которые уже давно получили международное признание (Агеевец В.У., Никитин А.А., Макаров Г.Г., 2012). Такая разработка подразумевает решение важной задачи обеспечение оптимального соотношения
национального и интернационального в развитии мировой физической культуры, имея в виду внимательное отношение к культурно-национальным традициям в сочетании с прогрессивными тенденциями лучших международных разновидностей спортивной. Нерациональность выбора средств в этом соотношении и примитивная система их формирования при построении тренировочных программ весьма часто приводит либо к потере самобытности и колорита национальных видов спорта, либо к полному их забвению под влиянием современных тенденций в спортивной деятельности. (Тараканов Б.И., 2006; Апойко Р.Н., 2015; Апойко Р.Н., Тараканов Б.И, 2014, 2016).
Говоря более конкретно о составе средств и методов, определяющих оптимальное сочетание элементов подготовки хурешистов и борцов вольного стиля, можно отметить, что из упражнений, традиционных для борьбы хуреш в экспериментальную программу подготовки были включены:
- разнообразные силовые и скоростно-силовые упражнения с партнером (приседания, прыжки, наклоны, скручивания);
- упражнения с бытовыми отягощениями (например, метания камня);
- игровые формы борьбы с захватом куртки соперника;
- подвороты и подбивы партнера с захватом куртки;
- броски прогибом с захватом куртки;
- броски наклоном с захватом куртки;
- учебные схватки за отрыв спарринг-партнера от ковра;
- учебно-тренировочные схватки с задачей не дать провести бросок или накрыть атакующего борца.
В блок средств и методов, наиболее характерных для современной тренировки борцов вольного стиля, в экспериментальную программу подготовки вошли:
- упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, канат, брусья);
- упражнения на тренажерах;
- упражнения со штангой и дисками;
- упражнения на борцовском мосту;
- имитационные упражнения с резиновыми амортизаторами;
- подвороты и подбивы партнера или тренировочного манекена;
- броски тренировочного манекена;
- броски прогибом;
- броски подворотом;
- броски и переводы вращением;
- броски наклоном;
- переводы рывком или нырком;
- учебные схватки из обоюдного скрестного захвата за отрыв спарринг-партнера от ковра;
- учебно-тренировочные схватки с оценкой бросков только из одной классификационной группы (например, бросков прогибом);
- тренировочные схватки с «форой»;
- тренировочные схватки с сокращенным регламентом;
- тренировочные схватки с дополнительным временем;
- тренировочные схватки со сменой спарринг-партнеров по интервально-круго-вому методу.
Обобщая представленные выше данные об особенностях экспериментальной тренировочной программы физической и технической подготовки борцов - хурешистов, можно отметить, что эта программа, разработанная в рамках годичного тренировочного цикла, была дифференцирована на отдельные мезо и микроциклы, за основу структурную единицу принят недельный микроцикл с пятью тренировочными занятиями. Такой
тренировочный план включал в себя содержание каждого занятия, его основную направленность, преимущественную реализацию методов и чистое время каждого тренировочного задания. В качестве примера вся эта информация представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Примерный тренировочный план недельного микроцикла борцов экспериментальной группы_
Дни микроцикла Преимущественная направленность занятий Основные методы тренировки Содержание занятий Чистое время работы (мин)
каждого задания тренировки
Понедельник Повышение уровня ско-ростно-силовых качеств Повторно-серийный Интервальный Разминка 20
Упражнения с партнером 10
Упражнения на гимнастических снарядах 5
Подвороты и подбивы партнера с захватом куртки за отрыв соперника от ковра 6
Учебно-тренировочные схватки с оценкой только высокоэффективных бросков 12 68
Вторник Повышение уровня ловкости и координационных способностей Повторный Сопряженный Разминка 20
Упражнения на тренажерах 10
Игровые формы борьбы с захватом куртки спарринг-партнера 6
Имитационные упражнения с резиновыми амортизаторами 5
Броски наклоном и подворотом с захватом куртки 12
Переводы и броски вращением 8
Учебно-тренировочные схватки с задачей первым провести эффективный бросок 12 73
Среда Активный отдых Переменный Спортивные игры, Баня, массаж 40 40
Четверг Повышение уровня силовых и скоростно-си-ловых Повторно-серийный Интервальный Разминка 20
Упражнения на гимнастических снарядах 10
Упражнения с партнером 5
Упражнения со штангой 5
Упражнения на борцовском мосту 10
Броски подворотом и наклоном с захватом куртки 10
Учебно-тренировочные схватки (с обоюдным захватом куртки) с задачей не дать провести бросок или накрыть атакующего 6 72
Учебно-тренировочные схватки с «форой» 6
Пятница Повышение уровня специальной выносливости Сопряженный Интервально-круговой Разминка 20
Упражнения с партнером 10
Игровые формы борьбы с захватом пояса спарринг-партнера 6
Упражнения на борцовском мосту 6
Подвороты и подбивы партнера с захватом куртки 10
Тренировочные схватки со сменой спарринг-партнеров по интервально-круговому методу 18 70
суббота Повышение уровня координационных способностей Повторный Интервальный Разминка 20
Спортивные игры по упрощенным правилам 15
Броски наклоном и подворотом с захватом куртки соперника 10
Броски прогибом тренировочного манекена 10
Учебно-тренировочные схватки (с обоюдным захватом куртки) с задачей первым провести эффективный бросок 6
Учебно-тренировочные схватки с «форой» 6 67
Воскресенье Активный отдых - Баня, массаж - -
Анализ содержания таблицы 1 свидетельствует о том, что в структуре тренировочных занятий борцов экспериментальной группы рационально сочетаются как средства из
борьбы хуреш, так и вольной борьбы. При этом объем (чистое время работы) нагрузки указанных средств примерно совпадает, что говорит о возможной адаптации испытуемых к обоим видам борьбы и успешному выступлению в них. Более того, навыки выполнения основных, наиболее результативных бросков подворотом, наклоном, прогибом похожи как в борьбе хуреш, так и в вольной борьбе, различаясь лишь в особенностях взятия и удержания захвата. Все это свидетельствует о вероятном позитивном влиянии переноса навыков из одного вида борьбы в другой (Воробьев В. А., 2012), что по нашему предложению нашло место в разработанной экспериментальной программе.
Таким образом, экспериментальная программа тренировки борцов, построенная на оптимальном сочетании средств борьбы хуреш и вольной борьбы, имеет принципиальные отличия от традиционного построения тренировочного процесса борцов по пяти характеристикам: увеличенному объему средств и методов специальной физической подготовки, подбору средств этой подготовки на основе принципа динамического соответствия, преимущественному применению интенсивных методов тренировки (повторного, повторно-серийного, интервального, кругового, сопряженного, комплексного, интервально-круго-вого), концентрированному способу упорядочения содержания физической и технической подготовки испытуемых, системы педагогического контроля с ежемесячным тестированием физической подготовленности борцов по наиболее информативному комплексу тестов. Такое построение экспериментальной программы позволило, взяв за основу общепринятые в практике спортивной борьбы положения, внести в них более современные аспекты планирования и реализации процесса физической и технической подготовки борцов
- хурешистов и попытаться добиться тем самым повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеевец, В. У. Народные игры и национальные виды спорта в перспективе физической рекреации населения / В.У. Агеевец, А.А. Никитин, Г.Г. Макаров ; Петровская академия наук и искусств. - СПб. : [б.и.], 2012. - 20 с.
2. Апойко, Р.Н. Взаимосвязь спортивно-технических показателей и весовых категорий спортсменов в современной вольной борьбе / Р.Н. Апойко, Б.И. Тараканов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 17-24.
3. Апойко, Р.Н. Влияние изменение правил по спортивной борьбе на эффективность и зрелищность соревновательной деятельности борцов: мнения специалистов-практиков / Р.Н. Апойко // Ученые записки Университета им П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 7-11.
4. Апойко, Р.Н. Эволюционные тенденции снижения продолжительности и изменений регламента поединков в греко-римской и вольной борьбе / Р.Н. Апойко // Ученые записки Университета им П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 15-20.
5. Воробьев, В.А. Содержание и структура многолетней подготовки юных борцов на современном этапе развития спортивной борьбы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Воробьев В.А. -СПб., 2012. - 50 с.
6. Карелин А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Карелин А.А. - СПб., 2002. - 47 с.
7. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю.Ф. Курамшин.
- М. : Советский спорт, 2003. - 320 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1999. - 542 с.
9. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
10. Таймазов, В. А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Таймазов Владимир Александрович. - СПб., 1997. - 48 с.
REFERENCES
1. Ageevets, V.U., Nikitin, A.A. and Makarov, G.G. (2012), National games and national sports in long term physical recreation of population, Petrovsky academy of Sciences and Arts, St. Petersburg.
2. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2014), "Interrelation of sports and technical indicators and weight categories of athletes in modern free-style wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 17-24.
3. Apoyko, R.N. (2015), "Influence change of rules on wrestling on efficiency and staginess of competitive activity of fighters: opinions of experts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 7-11.
4. Apoyko, R.N. (20150, "Evolutionary tendencies of decrease in duration and changes of regulations of duels in the Greek-Roman and free-style wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 15-20.
5. Vorobyov, V.A. (2012), Contents and structure of long-term training of young fighters at the present stage of development of wrestling, dissertation, St. Petersburg.
6. Karelin A.A. (2002), System of integrated training of highly skilled fighters, dissertation, St. Petersburg.
7. Kuramshin, Yu.F. (2003), Theory and technique of physical culture: Textbook, Soviet Sport, Moscow.
8. Matveev L.P. (1999), Theory and technique of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
9. Platonov, V.N. (2004), The general theory of training of athletes in the Olympic sport, Olympic literature, Kiev.
10. Taymazov, V.A. (1997), Individual training of boxers in elite sport, dissertation, St. Petersburg. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.11.2017
УДК 378.02
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В БАКАЛАВРИАТЕ И МАГИСТРАТУРЕ
Елена Николаевна Дидусенко, магистр, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова); Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (СГУ им. Н.Г. Чернышевского)
Аннотация
Статья посвящена проблеме преемственного применения модульной технологии в условиях бакалавриата и магистратуры современного вуза. Раскрыты понятия преемственности, модульной технологии обучения, структура и элементы данной системы обучения студентов бакалавриата и магистратуры. Обосновано значение преемственного использования модульной технологии обучения, формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: преемственность, модульная технология обучения студентов, преемственность формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, бакалавриат, магистратура.
CONTINUITY OF APPLICATION OF MODULAR TECHNOLOGY IN BACHELOR'S
AND MASTER'S DEGREE
Elena Nikolaevna Didusenko, the master, Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of
pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University, Saratov; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov
Annotation
The article deals with the successive application of the modular technology in terms of undergraduate and graduate programs of the modern University. It discloses the concepts of continuity, modular teaching technology, structure, and elements of the system of training of the undergraduate and graduate programs