issledovatelskoj-kompetentnosti-studentov-kolledzha-na-osnove.html#3783723 (дата обращения: 10.04.2016).
2. Васильева Е. В. Формирование исследовательской компетентности учителя: методологический подход [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2014. — №4. — URL: http://cybenleninka.nu/anticle/n/ formirovanie-issledovatelskoy-kompetentnosti-uchitelya-metodologicheskiy-podhod (дата обращения: 19.12.2015).
3. Голубь Л. А. Формирование исследовательской компетентности педагога в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Ижевск, 2006. — URL: http://www. dissercat.com/content/formirovanie-issledovatelskoi-kompetentnosti-pedagoga-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya#ixzz2fATthxMc (дата обращения: 04.06.2012).
4. Коновалова Н. Д. Повышение профессиональной компетенции учителя через исследовательскую деятельность [Электронный ресурс]. — URL: http://www. profistart.ru/ps/blog/19522.html/.
5. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Академия, 2006. — 400 с.
6. Митяева А. М. Подготовка студентов бакалавриата к научно-исследовательской деятельности в магистратуре [Электронный ресурс] // Образование и общество. — URL: http://www.jeducation.ru/5_2006/31. html (дата обращения: 16.01.2016.).
7. Михайлова Е. Н. Современное педагогическое исследование в концепции оптимизационного подхода // Вестник ТГПУ. — 2010. — Вып. 4 (94). — С. 21-25.
8. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. — 2011. — № 1. — С. 228-232.
9. Строгина Е. В. Развитие творческой познавательной самостоятельности и исследовательской компетентности студентов в условиях производственной практики [Электронный ресурс] // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2012. — Вып. 3. — С. 130. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n7 razvitie-tvorcheskoy-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-i-issledovatelskoy-kompetentnosti-studentov-v-usloviyah-proizvodstvennoy (дата обращения: 02.02.2016)
10. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
УДК/UDC 378.14.015.62 Э. Б. Калиниченко, О. В. Романова,
А. И. Капичников, О. Б. Капичникова
E. Kalinichenko, O. Romanova, A. Kapichnikov, O. Kapichnikova
О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ И АСПИРАНТУРЫ
ABOUT THE COMPETENCE FORMATION SUCCESSION OF BACHELOR, MASTER AND PHD PROGRAM STUDENTS
В статье поднимается вопрос о преемственности формирования компетенций студентов в условиях трехступенчатой системы образования. Показано, что его осуществление возможно на основе системного подхода. На примере Саратовского государственного аграрного университета показан процесс формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
The article deals with the issue of the successive formation of student competences in terms of three-stage education system. The concept of activity in general pedagogy is in the basis of this process consideration. The object of this study is a generalized model of speaking activity, recreating the reality of the educational process at the University.
It is shown that its implementation is possible on the basis of the system approach. The purpose of the proposed system is a successive
formation of competences of bachelor, master and PhD students considering the coherence and use of innovative and traditional pedagogical technologies.
Ключевые слова: преемственность; компетенции; трехступенчатая система образования; система преемственного формирования компетенций.
Keywords: continuity; competence; 3-stage system of education; system of competences formation.
Модернизация образовательного процесса современного вуза, в частности выделение бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, предполагает его непрерывный и преемственный характер.
Актуальность и практическая значимость данной проблематики, ее привлекательность для современных вузов нашли отражение
ее основных положений в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития образования РФ до 2020 года [1; 2].
Изучение проблемы преемственного формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры предполагает обращение к концепции деятельности
A. Н. Леонтьева [3]. Опираясь на базовые положения данной теории, следует анализировать особенности учебной деятельности в условиях трехступенчатой системы образования.
В основу процесса преемственного формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры положена концепция деятельности, трактуемая с позиций общей педагогики. Обобщенная модель учебно-речевой деятельности воссоздает действительность образовательного процесса в условиях трехступенчатой системы обучения студентов. Данная деятельность соотносится с совместной деятельностью преподавания и учения, которые в соответствии с трудами
B. И. Андреева, В. А. Сластенина составляют нерасторжимое единство в составе учебной деятельности [4; 5].
Формирование и развитие компетенций в этих условиях будет обладать системными качествами и свойствами. Особенности осуществления системного подхода к преемственному формированию компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры позволяют говорить о целостности данной педагогической системы, при этом следует определить критерии, отличающие эту систему. Основным критерием служит анализ данной системы на основе ее целевого назначения, то есть преемственного формирования и развития компетенций бакалавров, магистрантов и аспирантов в образовательном процессе высшей школы с учетом согласования и использования инновационных и традиционных педагогических технологий.
Системный подход обусловливает формирование компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с учетом целевой направленности. Изучение компонентного состава с учетом взаимосвязи дает возможность планировать организацию, структуру и функции данной системы. При этом каждый структурный компонент системы компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (общекультурные компетенции в бакалавриате, общепрофессиональные компетенции в магистратуре и общекультурные и общепрофессиональные компетенции
в аспирантуре) и их совокупность обладают системными свойствами, которые обеспечивают эффективное формирование компетенций студентов в условиях трехступенчатой системы вузовского образования.
Таким образом, преемственное формирование компетенций студентов в условиях трехступенчатого образования, рассмотренное с позиций построения педагогической системы, представляет целостный и взаимосвязанный процесс, основными звеньями которого являются формируемые компетенции студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Рассматривая процесс преемственного развития компетенций бакалавров, магистрантов и аспирантов, необходимо уделить особое внимание механизмам ее внутреннего и внешнего функционирования в условиях вуза. Внутреннее функционирование системы развития компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры должно изучаться с учетом ее компонентного состава. Что касается внешнего функционирования данной системы, оно определяется ее информационным взаимодействием с окружающей средой. Внешнее и внутреннее функционирование должно быть направлено на совершенствование высшего образования, обеспечение его эффективности и качества и решение проблемы выгорания [8; 9; 11].
Исследованием различных аспектов проблемы преемственности в условиях современного вуза занимаются ученые и практики [5-7; 10].
Компетенции студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Саратовского государственного аграрного университета на занятиях по иностранным языкам формируются в процессе освоения образовательных программ соответственно трем ступеням обучения, включающих соответствующие структурированные знания, умения и навыки.
На первой ступени обучения (бакалавриат) предполагается формирование следующей общекультурной компетенции: «владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного».
В результате освоения дисциплины студент должен:
— знать: основные особенности орфоэпической нормы; лексику общего и профессионального характера; основные грамматические явления, обеспечивающие межличностную и профессиональную коммуникацию; правила речевого этикета; культуру и традиции стран изучаемого языка;
— уметь: понимать основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном иностранном языке; общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка; составить связное сообщение на известные или особо интересующие темы;
— владеть: иностранным языком на уровне, позволяющем осуществлять межличностную и межкультурную коммуникацию.
На второй ступени обучения (магистратура) предполагается формирование общекультурной компетенции: «способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения».
В результате освоения дисциплины студент должен:
— знать: иностранный язык профессиональной сферы;
— уметь: читать и переводить профессиональную литературу на иностранном языке, применять знания иностранного языка при проведении рабочих переговоров и составлении деловых документов;
— владеть: иностранным языком на уровне, позволяющем осуществлять деловую и профессиональную коммуникацию.
В условиях аспирантуры предполагается формирование универсальной компетенции: «готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач».
В результате освоения дисциплины аспирант должен:
— знать: основные фонетические, лексические, грамматические, словообразовательные закономерности функционирования иностранного языка; терминологию своей специальности, современные методы и технологии научной коммуникации на иностранном языке, требования к оформлению научных трудов, принятые в международной практике;
— уметь: свободно читать оригинальную научную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний; оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода, аннотации или реферата, делать сообщения и доклады на иностранном языке на темы, связанные с научной работой аспиранта;
— владеть: иностранным языком как средством профессионального общения в научной сфере.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования Российской Федерации сказано, что изучение иностранных языков составляет важную часть общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, бакалавров, магистров, научных и научно-педагогических кадров. Данная задача детерминирована вхождением нашей страны в единое мировое образовательное пространство, в частности евразийское образовательное пространство.
В современных условиях происходит расширение и углубление интеграционных тенденций в науке, политике, экономике, культуре и образовании, что увеличивает значение языка межнационального общения. Происходит сближение цели и задач изучения иностранного языка с задачами профессиональной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов, а также их становления как ученых.
Изучение иностранного языка при соблюдении непрерывности и преемственности образовательного процесса в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре имеет профессионально ориентированный характер.
Обязательная дисциплина «иностранный язык» в условиях современного, в том числе аграрного, вуза является составной частью подготовки будущих бакалавров, магистров, специалистов различного профиля. Они в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта должны владеть иностранным языком, знание которого будет достаточно для будущей профессиональной деятельности в условиях глобализации.
Преемственность формирования и развития компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов означает:
— будущий бакалавр различных направлений подготовки должен владеть одним из иностранных языков, изучаемых в вузе: читать и переводить со словарем научно-технические тексты по различным специальностям;
— будущий магистр должен свободно владеть письменной и устной иноязычной речью, иметь навыки публичного выступления, уметь писать и редактировать иноязычные тексты профессионального назначения, анализировать рассуждения на иностранном языке и высказывания, владеть методами пропаганды научных достижений различных стран;
— аспирант должен быть компетентен в работе не только российских, но и международных исследовательских коллективов,
направленных на решение научных и научно-образовательных проектов; использовать современные методы и технологии научной коммуникации на русском и иностранном языках.
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития образования РФ до 2020 года.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.
4. Андреев В. А. Педагогика. — Казань : Центр инновационных технологий, 2000. — 606 с.
5. Капичников А. И., Романова О. В., Капичникова О. Б. Преемственность формирования учебной мотивации в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры // Alma mater = Вестник высшей школы. — 2015. — № 7. — С. 36-38.
6. Преемственность формирования общекультурных и универсальных компетенций студентов / А. И. Ка-пичников, Э. Б. Калиниченко, О. В. Романова, О. Б. Капичникова // Психология. Социология. Педагогика. — 2015. — № 1 (44). — С. 7-9.
10.
11
Романова О. В., Капичников А. И., Капичникова О. Б. Эффективность преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 5-1 (45). - С. 79-81. Неруш Т. Г., Поваренков Ю. П. Современное состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках системогенетического подхода // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — Т. 2, № 3. — С. 201-207.
Неруш Т. Г. Психологическая структура профессионального выгорания: постановка проблемы // Систе-могенез учебной и профессиональной деятельности : сб. V Всерос. науч.-практ. конф. / Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушин-ского ; под ред. Ю. П. Поваренкова. — Ярославль, 2011. — С. 104-106.
Дружкин А. В., Капичникова О. Б., Капичников А. И. Педагогика высшей школы. — 2-е изд. — Саратов : Изд-во СГАУ, 2013.
Кагакина Е. А., Чекалина Т. А. Содержание и структура профессиональной компетенции студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4-1. — С. 105-108.
УДК/UDC 378
Н. А. Скоморохова N. Skomorohova
ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ GENDER COMPETENCE IN TEACHER EDUCATION
В статье приводятся доводы целесообразности выделения гендерной компетенции будущего учителя, а также представлены структурно-содержательная и структурно-функциональная модели гендерной компетенции будущего педагога (выпускника).
The article argues the feasibility of allocating the gender competence of the future teachers. It also presents the structural-substantive and structural-functional model of gender competence of the future teacher (graduate).
Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, гендерная компетенция, гендерная компетенция педагога.
Keywords: competence, professional competence, gender competence, gender competence of the teacher.
В последние десятилетия XXI века одним из направлений модернизации российского образования являются разработка и внедрение новых стандартов общего (ФГОС ОО) и высшего (ФГОС ВО) образования с учетом и на основе компетентностного подхода, который выступа-
ет новой результативно-целевой основой образования. При этом компетенции выступают как требования к личности обучающегося, выраженные в целях и стандартах образования на разных его уровнях и направлениях. С введением в образовательную практику ФГОС ВО связано появление и интенсивное использование термина «профессиональные компетенции» обучающегося, которые являются результатом образовательного процесса, представляют собой заданную норму профессиональной подготовки и служат для обозначения интегрированных характеристик качества обучения выпускника.
Особого внимания, по нашему мнению, требует разработка и содержательное наполнение компетенций будущих учителей, так как именно им предстоит обучать и воспитывать будущих членов общества в меняющихся политических, экономических, социальных условиях. Многие российские исследователи (И. С. Кон, О. М. Здравомыслова-Стоюнина, Л. В. Штыле-ва, Л. В. Попова, С. Г Айвазова, Г Г Силласте, Е. Н. Каменская, М. Л. Бутовская и др.) в своих работах отмечают, что за последние десятиле-