Научная статья на тему 'Преемственность подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждений СПО и вузов как ведущая проблема профессионального образования'

Преемственность подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждений СПО и вузов как ведущая проблема профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВУЗОВ / NETWORKING OF INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AND HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунов Павел Владимирович

Данная статья посвящена проблеме сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вузов, а именно созданию системы непрерывного преемственного профессионального образования. Модернизация профессионального образования привело к появлению такого явления, как сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие представляет собой совместную деятельность профессиональных образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающую студентам возможность освоить образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Многие учреждения профессионального образования различных уровней видят гарантию повышения качества подготовки кадров в создании единого преемственного образовательного пространства, которое обеспечивает последовательное получение студентами разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества и направлено на совершенствование профессионального мастерства на каждом уровне. Система непрерывного преемственного профессионального образования направлена на развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Преемственность предполагает не просто отмену или отрицание старого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто, тем самым обеспечивается непрерывность развития профессионального образования. Преемственное образование на основе сетевого взаимодействия создает для заказчиков образовательных услуг многовариантную, гибкую траекторию непрерывного образования, способствует повышению качества образовательных услуг в профессиональных учебных заведениях за счет роста интеллектуального и информационного потенциала, а также инновационных методов обучения. В нашем понимании, переход на преемственные образовательные программы сделает учреждения СПО более привлекательными для абитуриентов, так как у них будет больше перспектив получить в дальнейшем высшее образование, как на дневной, так и на заочной форме обучения. Данная форма взаимодействия позволит развиваться учреждениям СПО и ВПО, и поможет им соответствовать постоянно меняющимся требованиям со стороны общества к их выпускникам. Сетевое взаимодействие применительно к ссузам и вузам это форма особым образом структурированных связей между образовательными организациями разного уровня, процессами, действиями и явлениями, происходящими в них, осуществляемая на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, идей открытости для достижения общей цели развития профессиональных и общих компетенций студентов в системе профессионального образования общих компетенций студентов в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизунов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF PREPARATION OF EXPERTS THROUGH NETWORKING OF INSTITUTIONS AND UNIVERSITIES OPEN SOURCE SOFTWARE AS THE LEADING PROBLEM OF VOCATIONAL EDUCATION

This article is devoted to the networking of vocational training institutions and universities, namely the creation of successive continuous professional education system. Modernization of vocational training has led to the emergence of such phenomena as the networking professional educational institutions. Networking is a joint activity of professional educational institutions of different levels, providing students the opportunity to master the educational program of a certain level and focus using the resources of several educational institutions. Many institutions of professional education of various levels seen guarantee to improve the quality of training in the creation of a single successive educational environment that provides a consistent receiving students of different levels of education and training in accordance with the interests of the individual and the needs of society and aimed at improving professional skills at every level. successive continuous professional education system is aimed at the development of man as a person, the subject of activity and communication throughout his life. Continuity implies not merely the denial or cancellation of the old, but also the preservation and development of management that has been achieved, thereby ensuring the continuity of the development of vocational education. Continuity of education through networking to create educational services customer multivariate, a flexible path of lifelong learning, contributes to the quality of educational services in vocational schools due to the growth of intellectual and information potential, as well as innovative teaching methods. In our understanding, the transition on the continuity of educational programs will make the ACT institution more attractive to students, as they will have more opportunities to receive higher education in the future, both on a daily and on-site training. This form of cooperation will allow institutions to develop open source software and the VPO, and help them to meet the ever changing demands of the society for their graduates. Networking with regard to secondary vocational schools and universities a form specially structured links between educational institutions of different levels, processes, actions and phenomena occurring in them, carried out on the basis of a voluntary pooling of resources, mutual responsibility and commitment, ideas, openness to achieve a common goal development professional and general competencies of students in vocational education generic competences of students in vocational education.

Текст научной работы на тему «Преемственность подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждений СПО и вузов как ведущая проблема профессионального образования»

Лизунов Павел Владимирович

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ...

УДК 154.2.378 © 2016

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО И ВУЗОВ КАК ВЕДУЩАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лизунов Павел Владимирович, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, директор «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск (Россия) Аннотация. Данная статья посвящена проблеме сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вузов, а именно созданию системы непрерывного преемственного профессионального образования. Модернизация профессионального образования привело к появлению такого явления, как сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие представляет собой совместную деятельность профессиональных образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающую студентам возможность освоить образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Многие учреждения профессионального образования различных уровней видят гарантию повышения качества подготовки кадров в создании единого преемственного образовательного пространства, которое обеспечивает последовательное получение студентами разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества и направлено на совершенствование профессионального мастерства на каждом уровне. Система непрерывного преемственного профессионального образования направлена на развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Преемственность предполагает не просто отмену или отрицание старого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто, тем самым обеспечивается непрерывность развития профессионального образования. Преемственное образование на основе сетевого взаимодействия создает для заказчиков образовательных услуг многовариантную, гибкую траекторию непрерывного образования, способствует повышению качества образовательных услуг в профессиональных учебных заведениях за счет роста интеллектуального и информационного потенциала, а также инновационных методов обучения. В нашем понимании, переход на преемственные образовательные программы сделает учреждения СПО более привлекательными для абитуриентов, так как у них будет больше перспектив получить в дальнейшем высшее образование, как на дневной, так и на заочной форме обучения. Данная форма взаимодействия позволит развиваться учреждениям СПО и ВПО, и поможет им соответствовать постоянно меняющимся требованиям со стороны общества к их выпускникам. Сетевое взаимодействие применительно к ссузам и вузам - это форма особым образом структурированных связей между образовательными организациями разного уровня, процессами, действиями и явлениями, происходящими в них, осуществляемая на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, идей открытости для достижения общей цели - развития профессиональных и общих компетенций студентов в системе профессионального образования общих компетенций студентов в системе профессионального образования.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие учреждений среднего профессионального образования и вузов, профессиональное образование, непрерывное профессиональное образование, преемственность, сетевое взаимодействие, непрерывное профессиональное образование.

CONTINUITY OF PREPARATION OF EXPERTS THROUGH NETWORKING OF INSTITUTIONS AND UNIVERSITIES OPEN SOURCE SOFTWARE AS THE LEADING PROBLEM OF VOCATIONAL EDUCATION

© 2016

Lizunov Pavel Vladimirovich, postgraduate student of the chair training of teachers of vocational training and substantive procedures, director Ust-Katav industrial-technological technical school South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk (Russia) Abstract. This article is devoted to the networking of vocational training institutions and universities, namely the creation of successive continuous professional education system. Modernization of vocational training has led to the emergence of such phenomena as the networking professional educational institutions. Networking is a joint activity of professional educational institutions of different levels, providing students the opportunity to master the educational program of a certain level and focus using the resources of several educational institutions. Many institutions of professional education of various levels seen guarantee to improve the quality of training in the creation of a single successive educational environment that provides a consistent receiving students of different levels of education and training in accordance with the interests of the individual and the needs of society and aimed at improving professional skills at every level. successive continuous professional education system is aimed at the development of man as a person, the subject of activity and communication throughout his life. Continuity implies not merely the denial or cancellation of the old, but also the preservation and development of management that has been achieved, thereby ensuring the continuity of the development of vocational education. Continuity of education through networking to create educational services customer multivariate, a flexible path of lifelong learning, contributes to the quality of educational services in vocational schools due to the growth of intellectual and information potential, as well as innovative teaching methods. In our understanding, the transition on the continuity of educational programs will make the ACT institution more attractive to students, as they will have more opportunities to receive higher education in the future, both on a daily and on-site training. This form of cooperation will allow institutions to develop open source software and the VPO, and help them to meet the ever changing demands of the society for their graduates. Networking with regard to secondary vocational schools and universities - a form specially structured links between educational institutions of different levels, processes, actions and phenomena occurring in them, carried out on the basis of a voluntary pooling of resources, mutual responsibility and commitment, ideas, openness to achieve a common goal - development professional and general competencies of students in vocational education generic competences of students in vocational education.

Key words: networking of institutions of secondary vocational education and higher education, vocational education, continuing professional education, continuity, networking.

К основному направлению модернизации профессионального образования в XXI веке является идея его непрерывности, которая выступает как новая парадиг-

ма сознания человека, утверждающая его стремление к постоянному обогащению личностного потенциала, профессиональных возможностей в соответствии с иде-

Лизунов Павел Владимирович педагогические

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ... науки

алами культуры, нравственности, профессионализма, полноценной самореализации в жизни. Развитие идеи непрерывного образования связано с гуманистической парадигмой, когда в центр внимания попадает личность, её желания и способности, их всестороннее развитие [1].

Интерес к проблеме сетевого взаимодействия вузов продиктован определенными объективными обстоятельствами. Среди которых влиятельными являются: необходимость конвертирования образования независимо, в какой стране оно получено, отсюда возникает неизбежность универсализации стандартов образования; развитие и реализация идей сетевого партнерства вузов как самостоятельных и полноценных участников в международном образовательном пространстве; создание возможностей для студентов получить опыт образования за рубежом и обмена интеллектуальным потенциалом и т.д. [ 2]. Такое многообразия форм и участников мультикультурного образовательного пространства, находящихся во взаимодействии, приобретает сегодня вид сетевого сотрудничества [3].

Наиболее перспективным в России является интеграция учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений среднего профессионального образования и центров профессиональной подготовки.

Модернизация профессионального образования привело к появлению такого явления, как сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие представляет собой совместную деятельность профессиональных образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающую студентам возможность освоить образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений [4].

Многие учреждения профессионального образования различных уровней видят гарантию повышения качества подготовки кадров в создании единого преемственного образовательного пространства, которое обеспечивает последовательное получение студентами разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества и направлено на совершенствование профессионального мастерства на каждом уровне [5]. Система непрерывного преемственного профессионального образования направлена на развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни [6].

По мнению Е.В. Василевской сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и реализовывать инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [5].

По нашему мнению сетевое взаимодействие применительно к ссузам и вузам - это форма особым образом структурированных связей между образовательными организациями разного уровня, процессами, действиями и явлениями, происходящими в них, осуществляемая на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, идей открытости для достижения общей цели - развития профессиональных и общих компетенций студентов в системе профессионального образования [7].

Непрерывное профессиональное образование невозможно представить без такого педагогического условия как преемственность, поскольку оно в первую очередь направлено на преодоление несоответствия между условиями обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях, а так же на необходимость формирования коммуникативно-ценностных компетенций студентов [8].

Если рассматривать проблему преемственности в системе непрерывного образования (СПО-вуз), то она 82

в первую очередь направлена на изменения структуры содержания учебного материала и сочетания методов обучения, направленных на преодоление противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения, и способы реализации этих закономерностей в соответствии с целями обучения, развития интеллектуальных способностей молодежи ее воспитании [9].

Преемственность предполагает не просто отмену или отрицание старого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто, тем самым обеспечивается непрерывность развития профессионального образования. С позиций педагогического подхода преемственность принято определять как общепедагогический принцип, который выступает условием и механизмом реализации других принципов (научность, доступность, последовательность, систематичность) учебно-воспитательного процесса [10. С. 10-11].

Рассмотрим основные направления реализации принципа преемственности учреждений СПО и ВПО, по нашему мнению это:

- преемственность ступеней профессионального образования;

- преемственность в изучении теоретических основ знаний взаимосвязи теории с практикой и т.д.

Основные этапы реализация принципа преемственности:

- разработка квалификационных характеристик уровней обучения на основе предполагаемых видов профессиональной деятельности и модели специалиста [11];

- формирование содержание учебного материала с фиксированием исходного и верхнего уровня формируемого качества или вида деятельности [12]:

- выявление эффективных методов, форм и средств обучения.

По нашему мнению преемственное профессиональное образование на основе сетевого взаимодействия представляет собой единый комплекс, действующий на основе субординации среднего и высшего звеньев профессионального образования. Это открытая и развивающая система, которая дает возможность каждой личности, на любом этапе его жизни, имеющему любую базовую подготовку, включиться в образовательный процесс. Преемственность обеспечивается утверждением единых образовательных стандартов, которые должны взаимодополнять друг друга [13]. Преемственное образование ориентировано на перспективы развития общества и производства, на сближение образовательной и профессиональной сфер деятельности. Преемственное профессиональное образование на основе сетевого взаимодействия должно обеспечить всеобщий охват населения образовательными услугами, позволить интегрировать профессиональное образование в социум [14].

Непрерывное преемственное образование позволит прогрессировать среднему профессиональному образованию, преодолевать традиционную разобщенность в подготовке специалистов выпускаемых ссузами и вузами [15-18]. Сетевое взаимодействие между ссузами и вузами позволит отработать механизмы кооперации между ними, совместно решать задачи которые ставит современное общество, свести до минимума процент потерь среди потенциального контингента выпускников учреждений среднего профессионального образования. Сетевое взаимодействие способствует усилению мотивации получения высшего образования, стимулирует повышение качества получаемых студентами профессиональных компетенций, позволяет выпускникам ссузов осознанно выбрать направление дальнейшего профессионального развития.

К основным формам взаимодействия вузов и ссузов можно отнести:

- совместное обсуждение учебных планов и программ учебных дисциплин СПО;

- реализация совместно разработанных образовательных программ прикладного бакалавриата как на

Лизунов Павел Владимирович

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ...

базе СПО, так и на базе ВПО;

- совместное обсуждение учебных планов по сокращенной программе ВПО;

- привлечение преподавателей ВПО к работе со студентами СПО;

- единые программы практик вузов и ссузов.

Совместная реализация и разработка программ

учебных дисциплин ссузов позволяет определить введение курсов по выбору, реализуемых в ВПО, в учебные планы СПО; тиражирование учебных программ и учебно-методических комплексов дисциплин ВПО, адаптированных к реализации в СПО; привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов вузов в техникумы и колледжи. Все вышесказанное впоследствии позволит разработать совместную преемственную программу прикладного бакалавриата, которая может быть реализована как на базе вузов, так и на базе техникумов и колледжей. Преемственные образовательные программы на базе сетевого взаимодействия, так же по нашему мнению позволят реализовывать программу прикладного бакалавриата совместно, специальные дисциплины студенты могут изучать в учреждениях среднего профессионального образования, а общепрофессиональные в вузах [2].

Реализации принципа преемственности при построении непрерывного профессионального образования предполагает учет ряда требований, в том числе:

- тематическое и хронологическое согласование программ; выявление положительных качеств личности студентов способствующих их дальнейшему профессиональному и личностному развитию;

- выделение основных направлений учебно-воспитательного процесса, которые обеспечат всестороннее и гармоническое развитие личности в системе непрерывного преемственного профессионального образования;

- развитие у студентов субъектности;

- обеспечение оптимального выбора и целесообразного сочетания методов, форм и средств формирования профессиональных компетенций студентов;

- создание условий для непрерывного использования и развития, усвоенных учащимися профессиональных и общих компетенций и их систем в процессе учебной и производственной деятельности.

Преемственное образование на основе сетевого взаимодействия создает для заказчиков образовательных услуг многовариантную, гибкую траекторию непрерывного образования, способствует повышению качества образовательных услуг в профессиональных учебных заведениях за счет роста интеллектуального и информационного потенциала, а также инновационных методов обучения [19].

В нашем понимании, переход на преемственные образовательные программы сделает учреждения СПО более привлекательными для абитуриентов, так как у них будет больше перспектив получить в дальнейшем высшее образование, как на дневной, так и на заочной форме обучения. Данная форма взаимодействия позволит развиваться учреждениям СПО и ВПО, и поможет им соответствовать постоянно меняющимся требованиям со стороны общества к их выпускникам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Савченков А.В. Проблема преемственности подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия организаций спо и вуза / А.В. Савченков / профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей / под ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. - Выпуск 9. - С. 42- 47.

2. Савченков А.В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования / А.В. Савченков, П.В. Лизунов // международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». -

Барнаул, 2013. - № 5. - С. 233 - 235.

3. Гнатышина, Е.А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования / Е.А. Гнатышина //Высшее образование сегодня. - ООО «Издательская группа «Логос». - 2008. - № 3. - С. 57-59.

4. Архипова, С.В. Преемственность в образовании: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. н. / С.В. Архипова. - Екатеринбург, 2009. - 24 с.

5. Корнеев, Д.Н. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития высшего профессионального образования / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева / Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля / под ред. В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. -Челябинск: СИМАРС, 2015. - с. 51-58.

6. Савченков, А.В. Теоретико-педагогический анализ проблемы преемственности подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждения СПО и вуза / А.В. Савченков, А.А. Саламатов, П.В. Лизунов // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля / под ред. В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - с. 209212.

7. Гнатышина, Е.А. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вуза / Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -Челябинск: изд-во «ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет», - 2015. - № 4. - С. 44 - 48.

8. Гнатышина, Е.А. Профессиональная компетентность как условие социалной мобильности педагога профессионального обучения / Е.А. Гнатышина / Социально-профессиональная мобильность в XXI веке сборник материалов и докладов Международной конференции. Под редакцией Г. М. Романцева, В. А. Копнова. Екатеринбург, 2014. - С. 218-224.

9. Савченков, А.В. Теоретическое обоснование экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций у учащихся учреждений СПО с деви-антным поведением / профилактика и методы борьбы с асоциальными проявлениями в ПОО СПО Челябинской области: прил. к науч.-практ. ж-лу «Инновационное развитие профессионального образования» / под науч. ред. И.Р. Сташкевич. - 2014. - № 1 (05). - с. 44-51.

10. Василевская, Е.В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях Е.В. Василевская // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. - М.: АПКиППРО, 2007.

11. Корнеева, Н.Ю. Концептуальная модель формирования инженерной культуры обучающихся как трансфер модернизации Российского образования / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева, Л.П. Алексеева / пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф. с межд. участ. 2-3 декабря 2015 г., г. Челябинск, / под ред. В.В. Садырина, Е.А. Гнатышиной и др. - М.: ООО «Лаборатория знаний», 2015. - С. 190-199.

12. Гнатышина, Е.А. Моделирование подготовки педагогов профессионального обучения / Е.А. Гнатышина / Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 21-30.

13. Савченков, А.В. Результаты инновационной деятельности по развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО с девиантным поведением / А.В. Савченков / / Инновационное развитие профессионального образования. - Челябинск, Изда-

Лизунов Павел Владимирович

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО .

во ГБОДПО(ПК)С «Челябинский институт развития профессионального образования» - 2015. - № 2 (8). - С. 52-53.

14. Савченков, А.В. Развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов в высшем учебном заведении / А.В.Савченков / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Южно-Уральский государственный университет.

- Челябинск, 2010. - 24 с.

15. Землянский В.В., Сергеев А.В. Интеграция как базовая идея развития непрерывного профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 53-58.

16. Каплина С.Е. Результаты анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субъектах Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 44-49.

17. Baharev N.P. Formation of continuous and multilevel engineering education // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 38-41.

18. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления деятельности технического вуза по реализации непрерывного образования в условиях интеграции СПО и ВПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 275-278.

19. Гнатышина, Е.А. Построение модели профессиональной компетентности будущего педагога / Е.А. Гнатышина/ Профессиональное образование. - Столица.

- 2008. - № 3. - С. 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.