Савченков Алексей Викторович
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ССУЗА И ВУЗА, КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ .
УДК 377.6
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ССУЗА И ВУЗА, КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
© 2016
Савченков Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск (Россия)
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема преемственности между высшим и средним профессиональным образованием. В статье проанализированы понятия преемственность, непрерывное профессиональное образование, сетевое взаимодействие. Преемственность образовательных программ означает, что образовательные стандарты СПО и ВПО должны быть согласованы между собой. Это значит, что студент, получивший определенный уровень профессионального образования, продолжает свое обучение по программам следующего уровня в сокращенные сроки. Базисным основанием теории непрерывного профессионального образования является принцип преемственности непрерывного образования, суть которого выражается в переходе из поколения в поколение по винтообразной системе накопленного человеком социального опыта. Но при этом смена новых поколений техники значительно опережает темпы смены новых поколений работников, в связи с чем человеку приходится учиться практически всю жизнь. Формирование современной системы непрерывного образования на основе преемственности подготовки специалистов - сложный и длительный процесс, требующий решения множества задач различного характера. Данная система имеет различные уровни организации: от средних профессиональных учреждений до высших учебных заведений. На всех этих уровнях создаются предпосылки перехода от «конечного» к непрерывному образованию на преемственной основе: от среднего профессионального до высшего образования/ Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать и апробировать инновационные модели содержания образования и управления системой образования в соответствии с требованиями современного общества; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов профессиональными учебными заведениями. При создании программ преемственного непрерывного профессионального обучения, необходимо учитывать индивидуальные возможности, способности и потребности личности студентов. В программах преемственной профессиональной подготовки эти проблемы обязательно должны быть учтены.
Ключевые слова: преемственность, профессиональное образование, непрерывное профессиональное образование, сетевое взаимодействие, ссуз, вуз, модель непрерывного профессионального образования, преемственные учебные планы, интеграция.
CONTINUITY AND UNIVERSITY SSUZ AS A FORM OF INTEGRATION OF EDUCATION
© 2016
Savchenkov Alexey Viktorovich, candidate of pedagogical sciences of the chair training of teachers of vocational
training and substantive procedures South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk (Russia)
Abstract. This article addresses the problem of continuity between the higher and secondary vocational education. The article analyzes the concept of continuity, continuing professional education, networking. Continuity of education programs means that educational standards and open source software HPE must be coordinated with each other. This means that a student who receives a certain level of professional education, continuing his studies at the next level of the program in a shorter period. A basic foundation of the theory of continuous vocational training is the principle of the continuity of continuous education, the essence of which is expressed in the transition from one generation to another by the spiral system of accumulated human social experience. But this change in the new generations of technology is far ahead of the pace of change of new generations of workers, in connection with which a person has to learn almost all his life. Formation of a modern system of continuing education on the basis of continuity of training specialists - a long and complex process that requires solving many problems of different nature. The system has different levels of the organization: from vocational institutions to universities. On all these levels are prerequisites of transition from the "end" to the continuous formation of the continuity basis from secondary vocational to higher education. Networking - is a system of connections, allowing to develop and test innovative models of educational content and management system education in accordance with the requirements modern society; This way of doing business by sharing resources professional educational institutions. When creating successive programs of continuing professional education, it is necessary to take into account individual abilities, skills and needs of individual students. The programs of successive training, these problems must be taken into account.
Keywords: continuity, vocational education, continuing professional education, networking, colleges, higher education, continuing professional education model, continuity curricula integration.
Сущность преемственности в профессиональном образовании заключается в установлении связи между прошедшим, настоящим и будущим в процессе непрерывного получения, расширения, углубления и развития знаний и умений на более высокой научно-практической основе [1].
В последнее время все больше ученых и практиков образования приходят к мнению, что обеспечение преемственности позволяет придать динамичный, перспективный характер всему образовательному процессу.
Проблема преемственности в обучении не является новой для современной педагогической науки, так как отдельные вопросы обеспечения искомого качества в обучении и воспитании рассматривались многими педагогами прошлого. Преемственность исследовали философы и педагоги древнего Рима, Средневековья.
Проблема преемственности в профессиональном образовании актуальна и на современном этапе развития общества, так как на наш взгляд реализация концепции непрерывного образования невозможна без разработки
преемственных образовательных программ, без сетевого взаимодействия в рамках "ссуз-вуз" [2]. Важной составной частью непрерывного образования является обеспечение иерархически преемственной цепочки взаимосвязанных, но автономных подсистем; средних школ, техникумов, колледжей и вузов.
Преемственность образовательных программ означает, что образовательные стандарты СПО и ВПО должны быть согласованы между собой. Это значит, что студент, получивший определенный уровень профессионального образования, продолжает свое обучение по программам следующего уровня в сокращенные сроки. Среднее профессиональное образование в соответствии с Международной стандартной классификацией образования приравнивается к практико-ориентированному высшему образованию. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам СПО в сравнении с ВПО делают его получение более экономичным и позволяют обеспечивать необходимыми специалистами различного профиля [3].
Савченков Алексей Викторович ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ССУЗА И ВУЗА, КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ...
Выпускники средних специальных учебных заведений в большей степени ориентированы на практическую производственную деятельность. Некоторые из них сразу продолжают непрерывное профессиональное образование, поступая в высшие учебные заведения. Во время обучения в вузе у выпускников среднего профессионального образования за счет повторения отдельных тем, разделов и целых дисциплин не реализуется, а иногда и теряется на младших курсах вуза, сформированная в техникуме профессиональная направленность. Изучение одного и того же учебного материала в системе ссуза и вуза увеличивает общую продолжительность подготовки специалистов и снижает учебную мотивацию. Выпускник ссуза может потерять интерес к учебе и разочароваться в системе профессионального образования в целом. Преемственность образовательных программ позволяет решить эту остро стоящую проблему. Термин «преемственность в подготовке специалистов» появился в конце XX в. и напрямую связан с термином "непрерывность образования", он вобрал в себя разные аспекты давно известной, но приобретавшей все большую остроту проблемы, которую можно сформулировать как несостоятельность идеи «однократного образования» - образования «однажды и на всю жизнь».
Непрерывное образование — это комплекс государственных, частных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев среднего и высшего профессионального образования, переподготовку и повышение квалификации каждого человека с учетом настоящих и перспективных общественных и экономических потребностей и личных образовательных целей и возможностей [6, с. 53].
Система непрерывного профессионального образования характеризуется несколькими ключевыми понятиями, такими как преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность. Мы, исходя из целей нашей работы, основное внимание уделим понятию преемственность.
Формирование современной системы непрерывного образования на основе преемственности подготовки специалистов - сложный и длительный процесс, требующий решения множества задач различного характера. Данная система имеет различные уровни организации: от средних профессиональных учреждений до высших учебных заведений. На всех этих уровнях создаются предпосылки перехода от «конечного» к непрерывному образованию на преемственной основе: от среднего профессионального до высшего образования [7, с. 43].
Базисным основанием теории непрерывного профессионального образования является принцип преемственности непрерывного образования, суть которого выражается в переходе из поколения в поколение по винтообразной системе накопленного человеком социального опыта. Но при этом смена новых поколений техники значительно опережает темпы смены новых поколений работников, в связи с чем человеку приходится учиться практически всю жизнь. Наиболее перспективным в России является интеграция учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений среднего профессионального образования и центров профессиональной подготовки [8].
Модернизация профессионального образования привело к появлению такого явления, как сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие представляет собой совместную деятельность профессиональных образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающую студентам возможность освоить образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.
Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать и апробировать инновационные
модели содержания образования и управления системой образования [9-11] в соответствии с требованиями современного общества; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов профессиональными учебными заведениями.
Интеграция образовательных программ высшего звена со средним должна развиваться активнее, тем более что спрос на этот вид деятельности учебных заведений есть и постепенно растет. В условиях постоянно меняющейся социальной и политической ситуации в стране, предпочтений работодателей молодой специалист как среднего, так и высшего звена должен чувствовать себя уверенно. И в этом ему могут помочь учреждения профессионального образования разных уровней, где ему дадут качественное конкурентоспособное образование. Ведь только в непрерывности любых процессов может осуществляться преемственность, как залог сохранения традиций и ценностей во всех смыслах [12].
При создании программ преемственного непрерывного профессионального обучения, необходимо учитывать индивидуальные возможности, способности и потребности личности студентов. В программах преемственной профессиональной подготовки эти проблемы обязательно должны быть учтены [13-19]. Формирование потребности в непрерывном самосовершенствовании студентов, как в личностном, так и в профессиональном плане - задача сложная, требующая глубокого анализа и четкого понимания механизмов ее осуществления в педагогической практике [20].
При разработке программ преемственной профессиональной подготовки, необходимо учитывать, что часть преподавателей будет работать и в СПО и в вузе, другая часть - лишь в вузе, третья - только в СПО. При этом общее число преподавателей неизбежно сократится, что приведет к конкуренции между ними и, как следствие, повысится компетентность каждого преподавателя. При этом вполне возможна повышенная напряженность и конфликтность в коллективе.
Основными положениями для разработки системы непрерывного преемственного профессионального образования могут быть следующие:
- системный подход к организации профессионального обучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов обучения путем интеграции подсистем профессионального образования в органически целостную, оптимально действующую и динамично развивающуюся систему;
- приоритет личности в выборе и построении своей индивидуальной образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, потребностями рынка труда, как на государственном уровне, так и на уровне региона или муниципалитета[21];
- перестройка компонентов интегрируемых подсистем в профессиональном образовании, а именно целей и задач, содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов;
- ориентация на непрерывное целостное развитие студентов как активных субъектов образования и социального воздействия.
На сегодняшний день среднее профессиональное образование в России нуждается в изменении своего статуса и путем интегрирования его в структуру высшего профессионального образования, а этот процесс невозможен без разработки преемственных образовательных программ.
После подобного взаимодействия образовательных программ это модернизированное среднее профессиональное образование, реализуемое вузами и ссузами, можно было бы рассматривать как первую ступень подготовки (бакалавриат) по специальности, а ускоренные программы высшего профессионального образования на его основе - как магистерские программы по специальности. Это вполне соответствовало бы двум основным уровням массового профессионального
Савченков Алексей Викторович педагогические
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ССУЗА И ВУЗА, КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ... науки
образования, предусматриваемым Болонской декларацией. Фактически аналогичная структура сопряжения среднего и высшего профессионального образования реализуется вузами Германии. Проанализировав Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 9 ноября 2009 г. [22] мы выяснили, что в Белоруссии важнейшим направлением развития профессиональных учебных заведений является укрепление многофункциональности.
Для обеспечения преемственности среднего специального и профессионально-технического образования с высшим и повышения их популярности среди молодежи предполагается создание колледжей, выпускники которых будут иметь право продолжить обучение в вузе соответствующего профиля по сокращенной программе.
В целом в Белоруссии предполагается дальнейшая интеграция школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, которая будет способствовать объединению учебных заведений разных уровней в систему непрерывного образования, доступную населению различных возрастов и социальных групп, повышению оперативности и мобильности профессиональной переподготовки.
Во многих развивающихся странах, таких как Мексика, Аргентина, Бразилия, в последние десятилетия принимаются прогрессивные законы о профессиональном образовании. Они первые среди развивающихся стран встали на путь образовательной интеграции, создания эффективных систем образования. В XX веке внимание в этих странах в основном уделялось высшему образованию, но в последнее десятилетие основное финансирование идет на среднее профессиональное образование, и на создание системы непрерывного преемственного образования. Так как без развитого среднего профессионального образования невозможен экономический рост страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гнатышина, Е.А. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вуза / Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -Челябинск: изд-во «ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет», - 2015. - № 4.
- С. 44 - 48.
2. Савченков, А.В. Теоретическое обоснование экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций у учащихся учреждений СПО с деви-антным поведением / профилактика и методы борьбы с асоциальными проявлениями в ПОО СПО Челябинской области: прил. к науч.-практ. ж-лу «Инновационное развитие профессионального образования» / под науч. ред. И.Р. Сташкевич. - 2014. - № 1 (05). - с. 44-51.
3. Корнеев, Д.Н. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития высшего профессионального образования / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева / Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля / под ред. В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. -Челябинск: СИМАРС, 2015. - с. 51-58.
4. Гнатышина, Е.А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования / Е.А. Гнатышина //Высшее образование сегодня. - ООО «Издательская группа «Логос». - 2008. - № 3. - С. 57-59.
5. Савченков, А.В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиант-ным поведением в условиях профессионального образования / А.В. Савченков, П.В. Лизунов // международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования».
- Барнаул, 2013. - № 5. - С. 233 - 235.
6. Савченков А.В. Развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов в высшем учебном заве-148
дении / А.В.Савченков / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Южно-Уральский государственный университет. - Челябинск, 2010. - 24 с.
7. Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / А.В. Батаршев. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. - 90 с.
8. Корнеева, Н.Ю. Концептуальная модель формирования инженерной культуры обучающихся как трансфер модернизации Российского образования / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева, Л.П. Алексеева / пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф. с межд. участ. 2-3 декабря 2015 г., г. Челябинск, / под ред. В.В. Садырина, Е.А. Гнатышиной и др. - М.: ООО «Лаборатория знаний», 2015. - С. 190-199.
9. Землянский В.В., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Моделирование проектно-сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 96-102.
10. Каплина С.Е. результаты анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субъектах российской федерации // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 44-49.
11. Зверева И.А. Система высшего образования нижегородской области: реалии и тенденции // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 148-170.
12. Савченков, А.В. Теоретико-педагогический анализ проблемы преемственности подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждения СПО и вуза / А.В. Савченков, А.А. Саламатов, П.В. Лизунов // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля / под ред. В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - с. 209212.
13. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
14. Айстраханов Д.Д. Модели содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих машиностроительного профиля // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 31-33.
15. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
16. Третьякова Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.
17. Коростелева Л.А. Особенности профессиональной подготовки экспертов-экономистов в контексте использования экономических и правовых знаний // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 11-14.
18. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 46-48.
19. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.
20. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс] http://www.ifap.ru/ pr/2012/n120123a.pdf
21. Читаева, Ю.А. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе национальных стандартов
Савченков Алексей Викторович
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ССУЗА И ВУЗА, КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ...
профессионального образования (Европейский союз и Россия) / Ю.А. Читаева // диссертацияна соискание ученой степеникандидата педагогических наук. - М., 2009. - 285 с.
22. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 9 ноября 2009 г. № 51-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 276) [Электронный ресурс] http://www.pravo.by/main.aspx?gu id=3871&p0=v19101202&p2={NRPA}